Рыбный Мурман. 1982 г. Март.
У семи нянек... или к чему приводит частая сменяемость специалистов Т ЕМЕ подбора и расста- * новки командных кад ров на судах наших флотов столько же лет, сколько и самим флотам, но важность ее от этого отнюдь не сни жается. Вот, например, ста рейший наш флот — Мур манский траловый. Работа с кадрами здесь ведется нема лая, но все же. основным был и остается вопрос закрепле ния за судами специалистов, особенно ведущих. Если ' проанализировать статистику по закреплению за судами старшего комсос тава. то вроде бы все идет согласно требованиям выше стоящего руководства и меро приятиям. которые из года в год включают пункты по за креплению кадров. На самом же деле обстановка такова: в 1978 году на судах типа «Алтай» было закреплено 24 старших механика, а в 1979 году из них на этих же су дах работало, всего 5. На трех БАТах за четыре года сменилось от 4 до 5 старших механиков. Такая текучесть кадров, конечно же, не спо собствует улучшению техни ческого состояния судов. Особенный вред приносит эта текучесть при ремонте судов. Вот свежий пример. БАТ «Адмирал •Головко» в ноябре 1981 года готовился к ремонту на головном пред приятии объединения «Мур манская судоверфь». На этот случай были разработаны «Временные мероприятия по усилению пожарной безопас ности», в которых пункт 18-й гласит: «В период подготов ки судна к постановке в док и проведения докования ка питана. старшего помощника капитана, старшего механика и второго механика не ме нять». ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ............ .............................................. Как же было выполнено это требование? Во-первых, докование судна намечалось на 2 декабря 1981 года, но после этого срок неоднократ но переносился — вплоть до 17 декабря, когда, наконец, судно было поставлено в док. За этот же период на судне сменилось три-, старших ме ханика, три вторых механика, три третьих механика. Разумеется, при такой «че харде» ни о какой качествен ной подготовке судна к ре монту и речи не могло быть. Специалисты прибывали на судно, числились там, но дел по заведованию не прини мали. И, .конечно же, это не могло не отразиться на тех ническом состоянии трау лера: разморожены ВДГ, не сколько насосов, замороже ны топливо, балластная и осушительная системы. И как следствие этих повреж дений, произошло еще одно, неприятное происшествие: при спуске е дока БАТ «Ад мирал Головко» 7 января по лучил опасный крен. К че му это могло привести, спе циалистам объяснять не на до... При дефектации устройст ва ВРШ были установлены состояние аварийного изно. ■са и серьезные повреждения механизма изменения, шага — МИШ, что значительно осложнило проведение ре монта. Установить причины по вреждений и определить ви новников случившегося нет никакой возможности, так как машина прошла не че рез одну смену специалис тов... Вот уж действительно у семи нянек — дитя без глазу. Так не пора ли навести порядок в деле закрепления специалистов за судами, тем более что практика их посто янного «перебрасывания» в конечном итоге приводит к одному — убыткам, и мате риальным, и моральным. По материалам «Севгос- рыбфлотинспекции». Если дремлет штурманская служба... Н Е СЕКРЕТ, что от пра вильной организации штурманской службы на су дах зависят безопасность и благополучие траулеров. Не один раз обращались мы к этой теме; но статисти ка все же подтверждает, что из аварий навигационного ха рактера наибольшее количе ство приходится на суда, где организация штурманской службы поставлена плохо. Неправильно определен ное место судна, находяще гося вблизи берегов, — за лог аварии. Незнание Между народных правил по преду преждению столкновений су дов в море (МППСС) или их неправильное толкование — путь к аварии. Неудовлетво рительное наблюдение за ок ружающей обстановкой и особенно в условиях ограни ченной видимости, несоблю дение умеренной скорости, пренебрежение к требовани ям МППСС по подаче зву ковых сигналов — предпо сылка аварийной ситуации. Борьба с аварийностью в море — одна из главных на ших задач. По предложению Минрыбхоза СССР, сейчас проводится ежегодная про верка знаний командного со става. вместо практиковав шейся ранее проверки раз в три года. А капитаны, их старшие помощники и стар шие механики должны про ходить согласование на соот ветствие должности в «Сев- госрыбфлотинспекции». Но. конечно же, никакие меры не приведут к желаемому ре зультату, если сами коман диры не проникнутся чувст вом ответственности за безо пасное состояние оудна и вверенного ям экипажа. -За случаями безответствен ности со стороны командиров судна далеко ходить не надо. В м арте 1981 года БМ РТ «О л енегорск» А р х а н ге л ь с ко го тр а л о во го ф лота. н а хо д ясь на пром ы сле, сто л н н у л с я с д р у ги м суд но м ти п а РТ (ном ер его у с та н о в и ть не удалось) и п о л уч и л с е р ь е зн ы е п о вр е ж д е ния ко р п у с а . О д нако ка п и та н Ю. И. Ф ед оров этот сл уч а й с кр ы л , и о нем стало и звестн о то л ь ко в ко н ц е года, п р и п о с та н о в ке суд на в рем онт. Не на вы соте о ка за л а сь с л у ж б а и на д р уго м тр аул е ре это го ж е ф лота — БМ РТ «Б изон». П ри подходе 28 д е ка б ря 1981 года в море к БМ РТ «П оляр ны й» М у р м а н с ко го тралф лота. ко то р ы й леж ал в дрейф е с н е раб о та ю щ и м гл а в н ы м д в и га те лем, ка п и т а н Ю. Д. Р епин не о р га н и зо в а л д о лж н ое несение в а хте н н о й с л у ж б ы и, н е п р а ви л ь н о м а н е в р и р уя , сам п р о извел навал на БМ РТ «П ол яр ны й » , нанеся ем у се рье зны е по вр е ж д е н и я . К ста ти с ка за ть , на б о р ту «Б изона» на хо д ил ся ка п и та н -ф л а гм а н Р. Н П аш вьг- ки н , но н и ка ко й п р а кт и ч е с ко й по м ощ и ка п и т а н у суд на он не оказал. В М у р м а н с ко й пром базе А р х а н ге л ь с ко го РКС за ко р о т ки й п р о м е ж у т о к врем ени п р о и зо ш ло н е с ко л ь ко а в а р и й н ы х с л у чаев. где п р и ч и н а та ж е — х р о м а ю т ш т у р м а н с ки е в ахты . Т а к. 25 янв а ря сего года на пр о м ы сле в Б аренцевом море СРТ « С н е ж н о го р с к» (ка п и та н Б. А. Г у к, вахта в то р о го п о м о щ н и ка ка п и та н а А. В. М а л ы ги на) с 12 до 16 часов п р о и зв о дил п о и с к р ы б ы в у сл о в и я х о г р ан и ч е н н о й вид им о сти — море па р ило , кр у т и л и с н е ж н ы е заря, ды . А наблю дение на суд не за о кр у ж а ю щ е й о б ста н о в ко й п о ч ти не велось, не соб лю д ал ась ум е р е н н а я с ко р о с т ь Более т о го, за н е с ко л ь ко м и н у т до см е ны в а х т . наблю дение бы ло п р е кр а щ е н о вообщ е. В ы ш е д ш и й на м о с ти к с та р ш и й п о м о щ н и к к а п и та н а Р. К. Г и н ь к о в с ки й , «по тр а д и ц и и » , не о р га н и зо в а л д ол ж н о го наб лю дения, и за м и н у т у до см ены в ахты тр аул е р с т о л кн у л с я с БМ РТ «П инаго- рий» о б ъ е д ине ния «М урм а н- ры б про м » На « П и на го р и и » , хо тя то т и следовал с тралом , с л у ж б а на. блю д ения то ж е не бы ла о р га низо ван а д о л ж н ы м образом . Л и ш ь по с ч а стл и в о й с л у ч а й н о с ти БМ РТ « П ина го р и й » п о л уч и л н е зн а ч и те л ь н ы е п о вр е ж д е н и я ко р п у с а , а СРТ « С н е ж н о го р ск» н и к а к и х п о вр е ж д е н и й вообщ е не п о л уч и л . А с п у с тя неделю МППСС н а р у ш и л ещ е один тр а у л е р то го ж е А р х а н ге л ь с ко го РКС — СРТ-м «Сура». Во врем я в ахты в то р о го п о м о щ н и ка ка п и та н а А. А. Ко ло ко л ова «Сура» не у с т у п и л а д о р о гу су д н у , ш е д ш е м у с тралом . Им о ка за л ся БМ РТ « М ур м а н с к» . «С ура» сб л и зи л а сь с ним на р а ссто я н и е н е с ко л ь к и х д е с я т ко в м етров. Вот вам и аварийная си туация... Усиленное инспектирова ние судов различными флот сними подразделениями ста вит перед собой одну цель— выявить существующие недб- . статьи и помочь капитанам навести должный порядок на судне. Но на сегодняшний день недостатков в организа ции штурманской службы на судах еще немало, и при веденные выше примеры слу жат ярким подтверждением сказанного. О сновны е н е д о ста тки , наибо- лее ч а сто в стр е ч а ю щ и е ся на с уд а х, к а к п о на зы ва е т п р а кт и . ка . одни и те ж е : — за п и си в суд овом ж у р н а ле вед утся с о тступ л е н и е м от п р а в и л : не у ка з ы в а ю т с я и с хо д ны е д а н н ы е при о п ред елении места суд на (БМ РТ N° 0018. 245, 378. С ТР-602. СРТ № 34. 1393) или эти д а н н ы е о ш и б о ч н ы (ТР «Р о за Л ю кс е м б у р г» , « Х и б и н ски е го ры » , «Дем ьян К о р о тч е н ко » , «Б орис С аф онов», БМ РТ-2639, СТР-602); — о т с у т с т в у ю т за п и с и о п р и - н я т о й ^ с к о р о с т и суд на (ТР «Б о р и с С аф онов». БМ РТ N° 18, 378, 419. 438, РТ-321); — о т с у т с т в у ю т ко о р д и н а ты м еста с п у с ка и подъем а трала и пе р ем е ны ку р с а (БМ Р Т N° 239. 245, ПСТ N? 1331, 1344, РТ-321); — не о тр а ж а е тся в ж у р н а л е и п о д го то в ка суд на п р и п о д х о де к б ерегам , пр и входе в у з ко с т ь (БМ Р Т N? 125. 245. 378, 402. 407. 419. 438, ПСТ-1331, СРТ-р-34); — не делается о тм е тка вре м ени на ку р с о гр а м м е в м ом ент см е ны в а х т (БМ Р Т N? 245, 447, РТ-321); — н е б р е ж н о ведется п р о кл а д ка п у т и суд на на ка р т а х (БМ Р Т No 243. 419, ПСТ-1301. СТР-304)... Хочется обратить внима ние вот на что: суда, веду щие промысел вблизи эконо- ’ мических зон, при низкой op- I ганизацйи штурманской слу жбы, как правило, являются еще и нарушителями буфер ных границ. Ответственность за это строга. Так, капитан БМРТ-2643 объединения «Мурманрыбпром» В. Ф. Стасенко и второй помощник капитана В. М. Макаров, ка питан БАТ-62 Мурманского тралфлота Е. И. Антропов и его третий помощник Н. Н. Стрелков понижены, в дол жности: капитан ПГ1Р «Прилуки» Е. И. Короткий, его второй помощник А. И. Пахарев и капитан ПСТ-1344 Н. М. Редькин привлечены к строгой дисциплинарной от ветственности, а капитан- флагман «Мурманрыбпрома» К). Н. Емельянов был вооб ще уволен с флота. Как видим, залогом ус пешного и безопасного море плавания является четко по ставленная штурманская служба. В. ГЕРЦАК. старший моринспектор «Севгосрыб ф лотинспекции». КОМУ «СКАЗКА» НУЖНЕЕ! С тенло не под д авалось — они его в ы сад ил и. И вош ли. А к к у р а т н о за стел е нны е д е тски е кр о в а т к и в с п а л ь н я х в н у ш а л и ка ко е -то стр а н н о е сп о ко й ств и е . Л а п и н ш ел п е р вы м . У ве ре нн о и тяж е л о . Не боясь, что кт о -т о о кл и кн е т , зам етит. А нд р е й М а ка р е н ко сем е нил сзади. Е м у бы ло не м н о го не по себе. В прочем , со в сем не м но го . Р овно н а с то л ь ко , t н а с ко л ь к о не успе л за владеть им а л ко го л ь н ы й д ур м а н . Но все -та ки это «не м ного» давало о себе зна ть. Бы ло б о язно. И р о м а н ти ч н о . Зага д о чно . И б л а го ро д но К а к -н и к а к , а бы л он здесь, что б в ы р у ч и ть д р уга , по п а вш е го в беду. Л а п и н , что ни го во р и , герой. Не поб оял ся н а ка за н и я , сб е ж а л с « хим ии» и вот те пер ь с ки та е тс я по че рд а кам , подвалам . Голо дает. А д е не г где взять? Негде. Ж а л ко Т о л и ка . С иль н ы й . б е сс тр а ш н ы й . А вот не везет п а р н ю . А ведь к а к и н те р е сн о с ним ! П росто зд орово! Не п и л и т, к а к уч и те л я в ПТУ, не кр и ч и т , к а к сестра, и з дома в ы гн а ть не гр о зи тс я , к а к м ать. А р а с с ка зы в а ть н а ч н е т — про зо н у там или д р у з е й -у го л о в н и ко в — д у х за хва ты в а е т. Ж и в у т ж е л ю д и! Без правил , за ко н о в П олная свобода! Ем у, А нд р е ю , то ж е т а к ж и т ь за хо те л о сь . Он и из дома п о то м у уш ел. В о -п е р в ы х, сам себе х о з я и н , а во-в то р ы х, ч е го ж д р у га бросать? Вм есте т а к вм есте! А сегодня, ко гд а Л апи н ска за л , что надо бы ку д а -н и б у д ь залезть, у А ндрея а ж д у х за хва ти л о . Он д а ж е р о т р а с кр ы л : к а к это т а к — залезть? А Л апи н к а к на с о с у н ка посм отрел — за хоте л ось, мол, м не т а к, и все. В от это да! З а хо те лось... И не ч е го -н и б у д ь там , н а х о х м и ть . а... ун р а с ть! Н е п р и в ы ч н о , ко н е ч н о , да и стр а ш н о в а то , по правде г о воря, Но м у ж и к он или не м у ж и к ? О тче го ж не п о п р о бовать?.. Н у а для х р а б р о с ти , ко н е ч н о , в ы п и л и . Тольно ч то м о ж н о т у т , в д е тско м са д и ке , укр а сть ? А нд р е й освещ ал себе и Л а п и н у д о р о гу ж е л е зн о д о р о ж ны м ф онарем . Под ж е л ты м л уч о м щ у р и л и с ь к у к л ы , л о хм а ти л и сь медведи, уд и в л е н н о р а с кр ы в а л и глаза Ч е б у р а ш ки , Н ичего. И т у т ни ч е го . В от н е п р у х а ! И в р а зн ы е с то р о н ы , со зл о сть ю — и г р у ш к и , р и с у н ки , с т у л ь ч и к и ... Д ве ри н е с ко л ь к и х ко м н а т не о ткр ы в а л и с ь . — На за м о к з а кр ы л и : воров б оятся, — у х м ы л ь н у л с я Л а п и н — Б уд то нам за м ки — пом еха. В сам ом деле — не пом еха. В злом али. В лом ились. И з м е д ка б и не та — что возьм еш ь? — п р и х в а т и л и ш п р и цы , Не зр я ж е лезли! В д р у го й ко м н а те о б н а р уж и л и ц е л ую к у ч у ф лом астеров. Ш т у к сто. «Зачем они?» — с п л ю н у л А н д р е й , «Б ери, п р и го д я тс я » , — с ка за л Л а п и н . В зяли. А вот в тр е ть е й ко м н а те — по ве зл о. Сейф стоял. Р а зи н ул ж е л е з н у ю п а сть и то оча л себе в у гл у . Т риста рублей из не го в ы н у л и , часы . Р у ч к и с зо л о ты м и п е р ь я м и — р азгл яд е ли под ф онарем ! — к и н у л и в ка р м а н ы . На п о д о ко н н и ке сто ял то р т. « С ка зка » , — п р о ч и та л А н д р е й . «Х ватай. с л а д е н ь ки м за ку с и м » , — хо х о тн ул Л а п и н . Обратно они шли без фонаря. Хозяевами шли. Опро кинули подвернувшийся столик, развеяли по комнатам со д ер ж и м ое н е с ко л ь к и х ш каф о в . Гул ять т а к гу л я ть ! В ы ш л и, к а к и вош ли, через о кн о . Из б л а го ро д но го уха р ств а д аж е с те кл о на м есто вставил и. Ш л и по н о ч ной ули це ге ро я м и. На А нд р е я б о л тл и во сть ка ка я -т о напала Все восхи щ а л ся б е с с тр а ш н ы м налетом нр д е т сад. А Л апи н л и ш ь с н и с х о д и те л ь н о п о сви сты ва л . За угл о м сб р осил и к р ы ш к у то р та , па льца м и влезли в л и п к у ю се р е д и н у. Д а в ил ись, см е ялись, р азм а зы ва л и по стене дом а кр е м . Нет. весь то р т им бы ло не о си л и ть . О с та тки б р осил и на а сф ал ьт и растоптали . — Вот и по пр азд но в а л и д е т и ш ки , — см а ч н о ч м о кн у л Л а п и н . — П ош ли. НА ТРОИХ Н очь бы ла теплая и ти х а я . Д а ж е м а ш и н ы езд или ред- но. а лю дей на п у т и и вовсе не по пад ал ось. Т и ш и н а звала к по д ви га м Х отелось ч е го -н и б уд ь та ко го ... — Н у что, ещ ё в ы п и т ь хотите? — сп р о си л Ж ито в с п у т н и ц . — Н аливай! — ско м а нд о ва л а с тку д а -то из-под плеча Л ю да Колбеева. — П равил ьно, б рат, давай ещ е вы пьем , — под д ерж ал а п о д р у гу Л ариса Ж и то в а %— а то че го-то не хвата е т. — Я сное дело, недобрали. Ну. сестра, вся в м еня р а сте ш ь ! Э -эх! — Ж и то в т а к с т и с н у л девиц, ч то о ни в зв и згн у л и , а ко гд а о т п у с т и л , все трое, не уд е р ж а в р а в новесия . п л ю х н у л и с ь на с к о л ь з к у ю д о р о гу . Б рат и с е с т ра Ж и то вы с тр уд ом , но п о д ня л и сь, а Лю да в ста ть не см о гла . К а к ни с та р а л и сь Ж и то в ы , она п р и п о д н и м а л а с ь на л о к т я х и снова гр у з н о ш л епа л ась лицом вниз. В начале это бы ло весело и см еш но , потом — надоело. —• Л ю д ка , вставай, что разл е гла сь, не дом а, —• п ь я н о ка ч а л ся Ж ито в. — И дите вы ... — Колбеева гр я з н о в ы р у га л а с ь , снова уд а р и л а сь щ е ко й о зе м л ю и. вид но, от боли и б ессилия р а зр а зи л а с ь та ко й кр а с о ч н о й р ечью , что д а ж е Ж и то в ка ч а ть с я перестал, но потом , о п о м н и в ш и с ь , о тве ти л , и не менее б л а го звуч н о . И сте р и ч н ы е р уга те л ь с тв а г у л к о о тд авались в п ус то те у л и ц ы . С л у ч а й н ы й ' п р о х о ж и й , в ы в е р н у в ш и й с я из-за у гл а , о па сливо п о в е р н ул в с п я ть : к т о знает, что у э ти х п ь я н ы х на ум е. — Л ю д ка , н у тебя, — надоело с то я ть Л ар исе , — х о ч е ш ь , т а к сп и т у т . а я п ош ла. — Л еж и, л е ж и , — с п л ю н у л Ж и то в, — над оест — п р и п о л зе ш ь ! М о ж е т, они и не б р о си л и бы Л ю д у, а т о л ь ко п р и п у гн у л и бы ее. но т у т , о т ку д а ни возьм ись, в ы ве р н ул ся п а т р у л ь н ы й га з и к. О ста но вился о ко л о р а зв а л и в ш е й ся на д о роге д евиц ы . — Л а р и с ка , п р я ч ь с я , — ш е п н у л Ж и то в, — а то п о в я ж у т . И з подъезда, ку д а о ни ю р к н у л и , бы ло о т л и ч н о с л ы ш но. к а к Лю да о тб и ва л ась о т м и л и ц и о н е р о в . В кв а р т и р у о ни не вош ли, а вва л ились. Г р о м ко х л о п н ул и д в ер ью , за п у та л и с ь в сто ящ е й у п о р о га о б уви . Г р о м ы х н ул и об пол д е тс ки е с а н ки . — Госпо д и, — в ы гл я н у л а со сед ка , — о п я т ь п ь я н ы е . В и кто р , да с к о л ь к о м ож но? Ч его ж ты с е с т р у с п а и в а ешь? Сам отсид ел и ее туд а за гн а ть хочеш ь? Д евчон- не-то сем на д ца ти нет! — Ц ы ц! — р я в к н у л Ж и то в. — Не твое дело. С оседка с кр ы л а с ь у себя, п р о гл о ти л а та б л е т ку : «Н у ПОДНОЖКА Рассказ о том, нак взрослые дяди и тёти подносят рюмку подростку и что после этого бывает вот, о п я ть не за сн уть . И к а к т а к и х зем ля н о с и т ’ С ем ей ка ! П ь я н н и , р у га н ь , д р а ки ... Ладно, В и кт о р , го р б а то го , видно, м огила и с п р а в и т. А д е в ч о н ки -то , д е в ч о н ки ! Л а р и са за п р а в ско й п ь я н и ц е й стала, п о д р у га ее. Л ю да, — то ж е . С В и кто р о м ж и в е т в о т к р ы т у ю . Куд а р од и те л и см », тр ят? А м ил иция? Д е в ч о н ки -т о на уче те со сто ят, а ка - ной то л к в то м у ч е те , если с у тр а до вечера п ь ю т н е известн о на что? Н у вот, о п я ть н а ч и н а е тся » . За с т е н ко й ч то -то за гр о хо та л о , д и ко за ве р ещ а л а Л а риса , заорал м а том В и кто р . С нова что -то загрем ело, п о сл ы ш а л ся звон сте кл а , и снова и с т о ш н ы й п ь я н ы й в опл ь... С оседка вбеж ал а в ко м н а т у Ж и то в ы х . Л ар иса , вся в кр о в и , б и л а сь в и с т е р и ке на п о л у сред и с те ко л . В р а з б ито м о кн е тр е п ы х а л о с ь то. что остал о сь о т ш то р . В и к т о р в б о ти н н а х леж ал на кр о в а ти и т у п о см о тре л на с е с тр у . Б ольш е м есяца Л а р и су лечили в п с и х и а т р и ч е с ко м б о л ьниц е, а в ко м н а те Ж и т о в ы х п о -п р е ж н е м у весели л и сь ко м п а н и и . О тбы в свои 15 с у т о к , в е р н у л а сь Колбе ева. Ж и то в вообщ е п е р еста л хо д и ть на р а б о ту. Теперь веселье ш ло с у т р а и до у тр а . П отом и з б о л ь н и ц ы в е р н ул а с ь Л ар иса , и п ь я н к и за б уш ев а л и с н о в о й сил ой. ТОЛЬКО ЧТОБ ТИХО! — ска за л а те тя Н ина Тор о пова . — И ч то б н и кт о . Ни одна ж и в а я д у ш а . А то б ольш е не н а л ь ю . «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 марта 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz