Рыбный Мурман. 1982 г. Март.

У семи нянек... или к чему приводит частая сменяемость специалистов Т ЕМЕ подбора и расста- * новки командных кад­ ров на судах наших флотов столько же лет, сколько и самим флотам, но важность ее от этого отнюдь не сни­ жается. Вот, например, ста­ рейший наш флот — Мур­ манский траловый. Работа с кадрами здесь ведется нема­ лая, но все же. основным был и остается вопрос закрепле­ ния за судами специалистов, особенно ведущих. Если ' проанализировать статистику по закреплению за судами старшего комсос­ тава. то вроде бы все идет согласно требованиям выше­ стоящего руководства и меро­ приятиям. которые из года в год включают пункты по за­ креплению кадров. На самом же деле обстановка такова: в 1978 году на судах типа «Алтай» было закреплено 24 старших механика, а в 1979 году из них на этих же су­ дах работало, всего 5. На трех БАТах за четыре года сменилось от 4 до 5 старших механиков. Такая текучесть кадров, конечно же, не спо­ собствует улучшению техни­ ческого состояния судов. Особенный вред приносит эта текучесть при ремонте судов. Вот свежий пример. БАТ «Адмирал •Головко» в ноябре 1981 года готовился к ремонту на головном пред­ приятии объединения «Мур­ манская судоверфь». На этот случай были разработаны «Временные мероприятия по усилению пожарной безопас­ ности», в которых пункт 18-й гласит: «В период подготов­ ки судна к постановке в док и проведения докования ка­ питана. старшего помощника капитана, старшего механика и второго механика не ме­ нять». ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ............ .............................................. Как же было выполнено это требование? Во-первых, докование судна намечалось на 2 декабря 1981 года, но после этого срок неоднократ­ но переносился — вплоть до 17 декабря, когда, наконец, судно было поставлено в док. За этот же период на судне сменилось три-, старших ме­ ханика, три вторых механика, три третьих механика. Разумеется, при такой «че­ харде» ни о какой качествен­ ной подготовке судна к ре­ монту и речи не могло быть. Специалисты прибывали на судно, числились там, но дел по заведованию не прини­ мали. И, .конечно же, это не могло не отразиться на тех­ ническом состоянии трау­ лера: разморожены ВДГ, не­ сколько насосов, замороже­ ны топливо, балластная и осушительная системы. И как следствие этих повреж­ дений, произошло еще одно, неприятное происшествие: при спуске е дока БАТ «Ад­ мирал Головко» 7 января по­ лучил опасный крен. К че­ му это могло привести, спе­ циалистам объяснять не на­ до... При дефектации устройст­ ва ВРШ были установлены состояние аварийного изно. ■са и серьезные повреждения механизма изменения, шага — МИШ, что значительно осложнило проведение ре­ монта. Установить причины по­ вреждений и определить ви­ новников случившегося нет никакой возможности, так как машина прошла не че­ рез одну смену специалис­ тов... Вот уж действительно у семи нянек — дитя без глазу. Так не пора ли навести порядок в деле закрепления специалистов за судами, тем более что практика их посто­ янного «перебрасывания» в конечном итоге приводит к одному — убыткам, и мате­ риальным, и моральным. По материалам «Севгос- рыбфлотинспекции». Если дремлет штурманская служба... Н Е СЕКРЕТ, что от пра­ вильной организации штурманской службы на су­ дах зависят безопасность и благополучие траулеров. Не один раз обращались мы к этой теме; но статисти­ ка все же подтверждает, что из аварий навигационного ха­ рактера наибольшее количе­ ство приходится на суда, где организация штурманской службы поставлена плохо. Неправильно определен­ ное место судна, находяще­ гося вблизи берегов, — за­ лог аварии. Незнание Между­ народных правил по преду­ преждению столкновений су­ дов в море (МППСС) или их неправильное толкование — путь к аварии. Неудовлетво­ рительное наблюдение за ок­ ружающей обстановкой и особенно в условиях ограни­ ченной видимости, несоблю­ дение умеренной скорости, пренебрежение к требовани­ ям МППСС по подаче зву­ ковых сигналов — предпо­ сылка аварийной ситуации. Борьба с аварийностью в море — одна из главных на­ ших задач. По предложению Минрыбхоза СССР, сейчас проводится ежегодная про­ верка знаний командного со­ става. вместо практиковав­ шейся ранее проверки раз в три года. А капитаны, их старшие помощники и стар­ шие механики должны про­ ходить согласование на соот­ ветствие должности в «Сев- госрыбфлотинспекции». Но. конечно же, никакие меры не приведут к желаемому ре­ зультату, если сами коман­ диры не проникнутся чувст­ вом ответственности за безо­ пасное состояние оудна и вверенного ям экипажа. -За случаями безответствен­ ности со стороны командиров судна далеко ходить не надо. В м арте 1981 года БМ РТ «О л енегорск» А р х а н ге л ь с ко го тр а л о во го ф лота. н а хо д ясь на пром ы сле, сто л н н у л с я с д р у ги м суд но м ти п а РТ (ном ер его у с та н о в и ть не удалось) и п о л уч и л с е р ь е зн ы е п о вр е ж д е ­ ния ко р п у с а . О д нако ка п и та н Ю. И. Ф ед оров этот сл уч а й с кр ы л , и о нем стало и звестн о то л ь ко в ко н ц е года, п р и п о ­ с та н о в ке суд на в рем онт. Не на вы соте о ка за л а сь с л у ­ ж б а и на д р уго м тр аул е ре это ­ го ж е ф лота — БМ РТ «Б изон». П ри подходе 28 д е ка б ря 1981 года в море к БМ РТ «П оляр­ ны й» М у р м а н с ко го тралф лота. ко то р ы й леж ал в дрейф е с н е ­ раб о та ю щ и м гл а в н ы м д в и га те ­ лем, ка п и т а н Ю. Д. Р епин не о р га н и зо в а л д о лж н ое несение в а хте н н о й с л у ж б ы и, н е п р а ­ ви л ь н о м а н е в р и р уя , сам п р о ­ извел навал на БМ РТ «П ол яр­ ны й » , нанеся ем у се рье зны е по вр е ж д е н и я . К ста ти с ка за ть , на б о р ту «Б изона» на хо д ил ся ка п и та н -ф л а гм а н Р. Н П аш вьг- ки н , но н и ка ко й п р а кт и ч е с ко й по м ощ и ка п и т а н у суд на он не оказал. В М у р м а н с ко й пром базе А р ­ х а н ге л ь с ко го РКС за ко р о т ки й п р о м е ж у т о к врем ени п р о и зо ­ ш ло н е с ко л ь ко а в а р и й н ы х с л у ­ чаев. где п р и ч и н а та ж е — х р о м а ю т ш т у р м а н с ки е в ахты . Т а к. 25 янв а ря сего года на пр о м ы сле в Б аренцевом море СРТ « С н е ж н о го р с к» (ка п и та н Б. А. Г у к, вахта в то р о го п о м о щ ­ н и ка ка п и та н а А. В. М а л ы ги ­ на) с 12 до 16 часов п р о и зв о ­ дил п о и с к р ы б ы в у сл о в и я х о г ­ р ан и ч е н н о й вид им о сти — море па р ило , кр у т и л и с н е ж н ы е заря, ды . А наблю дение на суд не за о кр у ж а ю щ е й о б ста н о в ко й п о ч ­ ти не велось, не соб лю д ал ась ум е р е н н а я с ко р о с т ь Более т о ­ го, за н е с ко л ь ко м и н у т до см е ­ ны в а х т . наблю дение бы ло п р е ­ кр а щ е н о вообщ е. В ы ш е д ш и й на м о с ти к с та р ш и й п о м о щ н и к к а ­ п и та н а Р. К. Г и н ь к о в с ки й , «по тр а д и ц и и » , не о р га н и зо в а л д ол­ ж н о го наб лю дения, и за м и н у ­ т у до см ены в ахты тр аул е р с т о л кн у л с я с БМ РТ «П инаго- рий» о б ъ е д ине ния «М урм а н- ры б про м » На « П и на го р и и » , хо тя то т и следовал с тралом , с л у ж б а на. блю д ения то ж е не бы ла о р га ­ низо ван а д о л ж н ы м образом . Л и ш ь по с ч а стл и в о й с л у ч а й н о с ­ ти БМ РТ « П ина го р и й » п о л уч и л н е зн а ч и те л ь н ы е п о вр е ж д е н и я ко р п у с а , а СРТ « С н е ж н о го р ск» н и к а к и х п о вр е ж д е н и й вообщ е не п о л уч и л . А с п у с тя неделю МППСС н а р у ш и л ещ е один тр а у л е р то го ж е А р х а н ге л ь с ко ­ го РКС — СРТ-м «Сура». Во врем я в ахты в то р о го п о м о щ н и ­ ка ка п и та н а А. А. Ко ло ко л ова «Сура» не у с т у п и л а д о р о гу су д н у , ш е д ш е м у с тралом . Им о ка за л ся БМ РТ « М ур м а н с к» . «С ура» сб л и зи л а сь с ним на р а ссто я н и е н е с ко л ь к и х д е с я т­ ко в м етров. Вот вам и аварийная си­ туация... Усиленное инспектирова­ ние судов различными флот сними подразделениями ста­ вит перед собой одну цель— выявить существующие недб- . статьи и помочь капитанам навести должный порядок на судне. Но на сегодняшний день недостатков в организа­ ции штурманской службы на судах еще немало, и при­ веденные выше примеры слу­ жат ярким подтверждением сказанного. О сновны е н е д о ста тки , наибо- лее ч а сто в стр е ч а ю щ и е ся на с уд а х, к а к п о на зы ва е т п р а кт и . ка . одни и те ж е : — за п и си в суд овом ж у р н а ­ ле вед утся с о тступ л е н и е м от п р а в и л : не у ка з ы в а ю т с я и с хо д ­ ны е д а н н ы е при о п ред елении места суд на (БМ РТ N° 0018. 245, 378. С ТР-602. СРТ № 34. 1393) или эти д а н н ы е о ш и б о ч н ы (ТР «Р о­ за Л ю кс е м б у р г» , « Х и б и н ски е го ры » , «Дем ьян К о р о тч е н ко » , «Б орис С аф онов», БМ РТ-2639, СТР-602); — о т с у т с т в у ю т за п и с и о п р и - н я т о й ^ с к о р о с т и суд на (ТР «Б о­ р и с С аф онов». БМ РТ N° 18, 378, 419. 438, РТ-321); — о т с у т с т в у ю т ко о р д и н а ты м еста с п у с ка и подъем а трала и пе р ем е ны ку р с а (БМ Р Т N° 239. 245, ПСТ N? 1331, 1344, РТ-321); — не о тр а ж а е тся в ж у р н а л е и п о д го то в ка суд на п р и п о д х о ­ де к б ерегам , пр и входе в у з ­ ко с т ь (БМ Р Т N? 125. 245. 378, 402. 407. 419. 438, ПСТ-1331, СРТ-р-34); — не делается о тм е тка вре­ м ени на ку р с о гр а м м е в м ом ент см е ны в а х т (БМ Р Т N? 245, 447, РТ-321); — н е б р е ж н о ведется п р о кл а д ­ ка п у т и суд на на ка р т а х (БМ Р Т No 243. 419, ПСТ-1301. СТР-304)... Хочется обратить внима­ ние вот на что: суда, веду щие промысел вблизи эконо- ’ мических зон, при низкой op- I ганизацйи штурманской слу­ жбы, как правило, являются еще и нарушителями буфер­ ных границ. Ответственность за это строга. Так, капитан БМРТ-2643 объединения «Мурманрыбпром» В. Ф. Стасенко и второй помощник капитана В. М. Макаров, ка­ питан БАТ-62 Мурманского тралфлота Е. И. Антропов и его третий помощник Н. Н. Стрелков понижены, в дол жности: капитан ПГ1Р «Прилуки» Е. И. Короткий, его второй помощник А. И. Пахарев и капитан ПСТ-1344 Н. М. Редькин привлечены к строгой дисциплинарной от­ ветственности, а капитан- флагман «Мурманрыбпрома» К). Н. Емельянов был вооб­ ще уволен с флота. Как видим, залогом ус­ пешного и безопасного море­ плавания является четко по ­ ставленная штурманская служба. В. ГЕРЦАК. старший моринспектор «Севгосрыб ф лотинспекции». КОМУ «СКАЗКА» НУЖНЕЕ! С тенло не под д авалось — они его в ы сад ил и. И вош ли. А к к у р а т н о за стел е нны е д е тски е кр о в а т к и в с п а л ь н я х в н у ш а л и ка ко е -то стр а н н о е сп о ко й ств и е . Л а п и н ш ел п е р вы м . У ве ре нн о и тяж е л о . Не боясь, что кт о -т о о кл и кн е т , зам етит. А нд р е й М а ка р е н ко сем е­ нил сзади. Е м у бы ло не м н о го не по себе. В прочем , со в ­ сем не м но го . Р овно н а с то л ь ко , t н а с ко л ь к о не успе л за ­ владеть им а л ко го л ь н ы й д ур м а н . Но все -та ки это «не­ м ного» давало о себе зна ть. Бы ло б о язно. И р о м а н ти ч н о . Зага д о чно . И б л а го ро д но К а к -н и к а к , а бы л он здесь, что б в ы р у ч и ть д р уга , по п а вш е го в беду. Л а п и н , что ни го во р и , герой. Не поб оял ся н а ка за н и я , сб е ж а л с « хим ии» и вот те пер ь с ки та е тс я по че рд а кам , подвалам . Голо­ дает. А д е не г где взять? Негде. Ж а л ко Т о л и ка . С иль­ н ы й . б е сс тр а ш н ы й . А вот не везет п а р н ю . А ведь к а к и н те р е сн о с ним ! П росто зд орово! Не п и л и т, к а к уч и те л я в ПТУ, не кр и ч и т , к а к сестра, и з дома в ы гн а ть не гр о зи тс я , к а к м ать. А р а с с ка зы в а ть н а ч н е т — про зо н у там или д р у з е й -у го л о в н и ко в — д у х за хва ты в а е т. Ж и в у т ж е л ю д и! Без правил , за ко н о в П олная свобода! Ем у, А нд р е ю , то ж е т а к ж и т ь за хо те л о сь . Он и из дома п о то м у уш ел. В о -п е р в ы х, сам себе х о з я и н , а во-в то р ы х, ч е го ж д р у га бросать? Вм есте т а к вм есте! А сегодня, ко гд а Л апи н ска за л , что надо бы ку д а -н и б у д ь залезть, у А ндрея а ж д у х за хва ти л о . Он д а ж е р о т р а с кр ы л : к а к это т а к — залезть? А Л апи н к а к на с о с у н ка посм отрел — за хоте л ось, мол, м не т а к, и все. В от это да! З а хо те ­ лось... И не ч е го -н и б у д ь там , н а х о х м и ть . а... ун р а с ть! Н е п р и в ы ч н о , ко н е ч н о , да и стр а ш н о в а то , по правде г о ­ воря, Но м у ж и к он или не м у ж и к ? О тче го ж не п о п р о ­ бовать?.. Н у а для х р а б р о с ти , ко н е ч н о , в ы п и л и . Тольно ч то м о ж н о т у т , в д е тско м са д и ке , укр а сть ? А нд р е й освещ ал себе и Л а п и н у д о р о гу ж е л е зн о д о р о ж ­ ны м ф онарем . Под ж е л ты м л уч о м щ у р и л и с ь к у к л ы , л о хм а ти л и сь медведи, уд и в л е н н о р а с кр ы в а л и глаза Ч е ­ б у р а ш ки , Н ичего. И т у т ни ч е го . В от н е п р у х а ! И в р а зн ы е с то р о н ы , со зл о сть ю — и г р у ш к и , р и с у н ки , с т у л ь ч и к и ... Д ве ри н е с ко л ь к и х ко м н а т не о ткр ы в а л и с ь . — На за м о к з а кр ы л и : воров б оятся, — у х м ы л ь н у л с я Л а п и н — Б уд то нам за м ки — пом еха. В сам ом деле — не пом еха. В злом али. В лом ились. И з м е д ка б и не та — что возьм еш ь? — п р и х в а т и л и ш п р и ­ цы , Не зр я ж е лезли! В д р у го й ко м н а те о б н а р уж и л и ц е л ую к у ч у ф лом астеров. Ш т у к сто. «Зачем они?» — с п л ю н у л А н д р е й , «Б ери, п р и го д я тс я » , — с ка за л Л а п и н . В зяли. А вот в тр е ть е й ко м н а те — по ве зл о. Сейф стоял. Р а зи н ул ж е л е з н у ю п а сть и то оча л себе в у гл у . Т риста рублей из не го в ы н у л и , часы . Р у ч к и с зо л о ты м и п е р ь я ­ м и — р азгл яд е ли под ф онарем ! — к и н у л и в ка р м а н ы . На п о д о ко н н и ке сто ял то р т. « С ка зка » , — п р о ч и та л А н д р е й . «Х ватай. с л а д е н ь ки м за ку с и м » , — хо х о тн ул Л а п и н . Обратно они шли без фонаря. Хозяевами шли. Опро­ кинули подвернувшийся столик, развеяли по комнатам со д ер ж и м ое н е с ко л ь к и х ш каф о в . Гул ять т а к гу л я ть ! В ы ш л и, к а к и вош ли, через о кн о . Из б л а го ро д но го уха р ств а д аж е с те кл о на м есто вставил и. Ш л и по н о ч ­ ной ули це ге ро я м и. На А нд р е я б о л тл и во сть ка ка я -т о напала Все восхи щ а л ся б е с с тр а ш н ы м налетом нр д е т­ сад. А Л апи н л и ш ь с н и с х о д и те л ь н о п о сви сты ва л . За угл о м сб р осил и к р ы ш к у то р та , па льца м и влезли в л и п к у ю се р е д и н у. Д а в ил ись, см е ялись, р азм а зы ва л и по стене дом а кр е м . Нет. весь то р т им бы ло не о си л и ть . О с та тки б р осил и на а сф ал ьт и растоптали . — Вот и по пр азд но в а л и д е т и ш ки , — см а ч н о ч м о кн у л Л а п и н . — П ош ли. НА ТРОИХ Н очь бы ла теплая и ти х а я . Д а ж е м а ш и н ы езд или ред- но. а лю дей на п у т и и вовсе не по пад ал ось. Т и ш и н а звала к по д ви га м Х отелось ч е го -н и б уд ь та ко го ... — Н у что, ещ ё в ы п и т ь хотите? — сп р о си л Ж ито в с п у т н и ц . — Н аливай! — ско м а нд о ва л а с тку д а -то из-под плеча Л ю да Колбеева. — П равил ьно, б рат, давай ещ е вы пьем , — под д ерж ал а п о д р у гу Л ариса Ж и то в а %— а то че го-то не хвата е т. — Я сное дело, недобрали. Ну. сестра, вся в м еня р а сте ш ь ! Э -эх! — Ж и то в т а к с т и с н у л девиц, ч то о ни в зв и згн у л и , а ко гд а о т п у с т и л , все трое, не уд е р ж а в р а в ­ новесия . п л ю х н у л и с ь на с к о л ь з к у ю д о р о гу . Б рат и с е с т ­ ра Ж и то вы с тр уд ом , но п о д ня л и сь, а Лю да в ста ть не см о гла . К а к ни с та р а л и сь Ж и то в ы , она п р и п о д н и м а л а с ь на л о к т я х и снова гр у з н о ш л епа л ась лицом вниз. В начале это бы ло весело и см еш но , потом — надоело. —• Л ю д ка , вставай, что разл е гла сь, не дом а, —• п ь я н о ка ч а л ся Ж ито в. — И дите вы ... — Колбеева гр я з н о в ы р у га л а с ь , снова уд а р и л а сь щ е ко й о зе м л ю и. вид но, от боли и б ессилия р а зр а зи л а с ь та ко й кр а с о ч н о й р ечью , что д а ж е Ж и то в ка ч а ть с я перестал, но потом , о п о м н и в ш и с ь , о тве ти л , и не менее б л а го звуч н о . И сте р и ч н ы е р уга те л ь с тв а г у л к о о тд авались в п ус то те у л и ц ы . С л у ч а й н ы й ' п р о х о ж и й , в ы в е р н у в ш и й с я из-за у гл а , о па сливо п о в е р н ул в с п я ть : к т о знает, что у э ти х п ь я н ы х на ум е. — Л ю д ка , н у тебя, — надоело с то я ть Л ар исе , — х о ­ ч е ш ь , т а к сп и т у т . а я п ош ла. — Л еж и, л е ж и , — с п л ю н у л Ж и то в, — над оест — п р и п о л зе ш ь ! М о ж е т, они и не б р о си л и бы Л ю д у, а т о л ь ко п р и ­ п у гн у л и бы ее. но т у т , о т ку д а ни возьм ись, в ы ве р н ул ся п а т р у л ь н ы й га з и к. О ста но вился о ко л о р а зв а л и в ш е й ся на д о роге д евиц ы . — Л а р и с ка , п р я ч ь с я , — ш е п н у л Ж и то в, — а то п о ­ в я ж у т . И з подъезда, ку д а о ни ю р к н у л и , бы ло о т л и ч н о с л ы ш ­ но. к а к Лю да о тб и ва л ась о т м и л и ц и о н е р о в . В кв а р т и р у о ни не вош ли, а вва л ились. Г р о м ко х л о п ­ н ул и д в ер ью , за п у та л и с ь в сто ящ е й у п о р о га о б уви . Г р о м ы х н ул и об пол д е тс ки е с а н ки . — Госпо д и, — в ы гл я н у л а со сед ка , — о п я т ь п ь я н ы е . В и кто р , да с к о л ь к о м ож но? Ч его ж ты с е с т р у с п а и в а ­ ешь? Сам отсид ел и ее туд а за гн а ть хочеш ь? Д евчон- не-то сем на д ца ти нет! — Ц ы ц! — р я в к н у л Ж и то в. — Не твое дело. С оседка с кр ы л а с ь у себя, п р о гл о ти л а та б л е т ку : «Н у ПОДНОЖКА Рассказ о том, нак взрослые дяди и тёти подносят рюмку подростку и что после этого бывает вот, о п я ть не за сн уть . И к а к т а к и х зем ля н о с и т ’ С ем ей­ ка ! П ь я н н и , р у га н ь , д р а ки ... Ладно, В и кт о р , го р б а то го , видно, м огила и с п р а в и т. А д е в ч о н ки -то , д е в ч о н ки ! Л а р и ­ са за п р а в ско й п ь я н и ц е й стала, п о д р у га ее. Л ю да, — то ­ ж е . С В и кто р о м ж и в е т в о т к р ы т у ю . Куд а р од и те л и см », тр ят? А м ил иция? Д е в ч о н ки -т о на уче те со сто ят, а ка - ной то л к в то м у ч е те , если с у тр а до вечера п ь ю т н е известн о на что? Н у вот, о п я ть н а ч и н а е тся » . За с т е н ко й ч то -то за гр о хо та л о , д и ко за ве р ещ а л а Л а ­ риса , заорал м а том В и кто р . С нова что -то загрем ело, п о сл ы ш а л ся звон сте кл а , и снова и с т о ш н ы й п ь я н ы й в опл ь... С оседка вбеж ал а в ко м н а т у Ж и то в ы х . Л ар иса , вся в кр о в и , б и л а сь в и с т е р и ке на п о л у сред и с те ко л . В р а з­ б ито м о кн е тр е п ы х а л о с ь то. что остал о сь о т ш то р . В и к ­ т о р в б о ти н н а х леж ал на кр о в а ти и т у п о см о тре л на с е с тр у . Б ольш е м есяца Л а р и су лечили в п с и х и а т р и ч е с ко м б о л ьниц е, а в ко м н а те Ж и т о в ы х п о -п р е ж н е м у весели­ л и сь ко м п а н и и . О тбы в свои 15 с у т о к , в е р н у л а сь Колбе­ ева. Ж и то в вообщ е п е р еста л хо д и ть на р а б о ту. Теперь веселье ш ло с у т р а и до у тр а . П отом и з б о л ь н и ц ы в е р ­ н ул а с ь Л ар иса , и п ь я н к и за б уш ев а л и с н о в о й сил ой. ТОЛЬКО ЧТОБ ТИХО! — ска за л а те тя Н ина Тор о пова . — И ч то б н и кт о . Ни одна ж и в а я д у ш а . А то б ольш е не н а л ь ю . «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 марта 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz