Рыбный Мурман. 1982 г. Март.
ЫУЖНА — к такому вы- ** воду пришла я, зани маясь исследованием этого вопроса много лет. И сейчас, когда «Рыбный Мурман» проводит «Дни открытого письма», хотелось бы поде литься с читателями своими мыслями и... бедами. Но все по порядку. Однажды в Мурманском среднем мореходном учили ще, где я тогда работала, разгорелся спор, который вызвала книга Виктора Пе- пелиса «Твои возможности, Человек!» Пользуясь советами авто жен обладать человек, что бы работать, не уставая, без аварий и несчастных случа ев; как и в чем можно под- ' страховать моряка от различ ных перегрузок в экстре мальных условиях рейса? Все это навело меня на мысль, что для решения дан ной проблемы необходимо провести исследования ава рийности судов, машин и ме ханизмов, где хорошо про слеживаются, но до сих пор . мб изучены психофизиоло гические факторы трудового процесса. З а основу взяла карту аварийности. Выбороч- гАННОТКРЫТОЮ 1 Г71111Ш111111111Ш1Ш111111111Ш1Ш1111Ш111ШШ111Ш111111Ш1Ш11Ш1111Ш1|||111Ш11||||||1М11||||||1Ш1Ш!|||!1Ш11ШШ1ШШГ н у ж н а ли МОРЯКУ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ? Внимание: П Р О Б Л Е М А ! ра, мы разрабатывали мето дические рекомендации, ан кеты и тесты, тренировали своих курсантов, собирали информацию. Возможности умственные, физические, психологические — в усло виях моря. Где их предел? Решалась проблема «.человек — машина» в условиях ав томатизации, прикладная и административная работа среднего и старшего команд ного звена, судомехаников и судоводителей в долгих рей сах. Пересмотрена была вся доступная зарубежная и оте чественная литература по ин женерной психологии, звони ли и писали в НИИ физи ологии и психологии в с ех , отраслей — в Киев. Москву, Ленинград, и нигде еще не было не только создано ла бораторий, но и рекоменда ций для флота вообще и рыбной промышленности — в частности. Были рекомендации по инженерной психологии о цвете, свете, музыке на конвейерах, на монотонных рабочих линиях береговых предприятий, но для флота — ничего. И я попыталась получить ответы на вопросы: чем ру ководствуется человек, рабо тая с перегрузками, где пре дел его возможностей, какие психологические, физиоло гические факторы задейство ваны и выступают главными в работе судоводителей, судо механиков; какова должна быть степень готовности каж дого к трудовой деятельнос ти; какими психофизиологи ческими возможностями дол- но было рассмотрено 170 аварий по Северному бассей ну и сделаны соответствую щие выводы. Работа была долгой и сложно!'!. В резуль тате я пришла к выводу; на флоте рыбной промышлен ности нужна лаборатория ин женерно]'! психологии. К этому отнеслись с пони манием в мореходном учили ще им. И. И. Месяцева, в ВРПО «Севрыба», где я по лучила первую аннотацию на свою работу (автор И. И. Прыгунов), в «Севгосрыб- флотинспекцнн» (10. М. Ут кин и В. А. Горбунов) пре доставили материалы для ис следований. Шли месяцы. Специалисты помогали сове тами, одобряли идею. Но не которые просто отмахива лись: как за такое дело взял ся человек без высшего образования? И я, имея се мью (четверо детей), лишая себя отпусков, поступила на ускоренный курс МВИМУ, защитила диплом. И работу над морской инженерной . психологией (назовем так) не прекращала... Н ако не ц , и ссл ед о ван ия за ко н ч е н ы . П о л уч и л ась , к а к мне ка за ло сь, с тр о й н а я систем а э к о н о м и ч е с к и х и с о ц и о л о ги ч е с к и х р еш е н и й А ч то с к а ж у т на ф лотах7 В тр ал о во м — о т м а х н у л и с ь. в « М ур м а н р ы б п р о - мс» — по д д ер ж а л и. В М В ИМ У я о б ра тил ась к п р оф ессору В. Е. О л ь хо в ско м у. И то г р а з го вора: ф лот ещ е не го тов для созд ания и д е а л ь н ы х усл о вий тр уд а в море. Я с этим не со гл а си л а сь и пош ла снова по то м у Же к р у гу : ф лоты , ВРПО. М В И М У . О т вет о д н и х — « н у ж н о » , д р у ги х — -р а н о » , т р е т ь и х — «зачем?» Чтобы вы рв а ть ся и з э то го к р у га, поехала в а в гу с т е 1981 года в М и н р ы б хо з, где м еня н а п р а вили в отдел о х р а н ы тр уд а и т е х н и ки б е зо па сн о сти — н Д м и т р и ю П а вл о в и ч у С ко р б у. Не р аз в спом и нал а д обры м словом В. В. Р е вн ивц е ва . Он по -д об р о м у о тн о си л ся н идее м о р с ко й и н ж е н е р н о й п с и х о л о ги и , раб отая в « М ур м а н р ы б - пром е», а после перевода в « А зч ер р ы б у» В л ад им ир В а си л ь евич создал та м пр и Ц П КТБ « Э ксп е р и м е н та л ь н у ю м е д ико - п с и х о л о ги ч е с ку ю ла б о р ато р и ю » , ко т о р у ю в озгл а ви л врач А . А. Р е пин. Ещ е р а зго в о р по те леф он у с Д. П. С норбом . К а ж е тс я , н а ко - не ц-то дело с места с д в и н у лось, если р е ч ь пош ла о со ста вл е н н о й м но ю см ете лабора то р и и , о ш та те , м едоборудова- н и и , о за кл ю ч е н и и , ко то р ое не о бхо д им о п р е д ста в и ть в МРХ СССР. Подробно о своей работе писать не буду — это для специалистов. А популярно отмечу, что, например, при ' обследовании в лаборатории инженерной психологии спе циалистов среднего и выс шего командного звена про мысловых судов решается задача адаптации человека в системе автоматизированно го и механизированного про изводства (система «человек —машина»). Здесь форми руются трудовые навыки, проводятся тренировки: это необходимо при нехватке кадров — для рациональной их расстановки. Лаборатория решает вопросы профессио нального отбора кадров. Уп рощаются учет и отчетность об аварийности судов. Администрация флотов Се. верного бассейна сможет улучшить подбор и расста новку руководящих кадров, проявить больше заботы о здоровье работников и жиз недеятельности их в трудо вых коллективах. В. КУДРЯВЦЕВА, ин женер — судовой меха ник. « Н у ж н о о т к р ы т ь в р а зн ы х р а й о н а х г. М у р м а н с ка д е ж у р ны е п р о д о в о л ь с тв е н н ы е м а га , зи н ы » , — с ч и т а ю т С вирид ов, П а н ки н п д р у ги е ч и та те л и е ж е не д е л ь н и ка П редлож ение ч и тател ей по п росьбе оргком и тета рассм от рел отдел торговли М урм анско го горисполком а. Заведующ ий этим отделом М. М. А хм ад ов сообщил: — В настоящее время в Мурманске дежурные продо вольственные магазины ра ботают в каждом районе го рода. В Октябрьском районе — это магазины № 42 (прос пект Ленина. 71) и № 3 (ул. Коминтерна, 11/2), в Ленин ском районе—магазин Ля 22 (ул. Калинина, 28) и в Пер вомайском районе — мага зин Л1> 1 (ул. Баумана. 18). Все они работают до 23 ча сов. исключение составляет только магазин К» 1, кото рый открыт до 22 часов. В Ленинском районе пос ле окончания ремонта мага- ОТДЕЛ ТОРГОВЛИ • ОТВЕЧАЕТ Дежурит магазин... зин -Вссна» (пр. Гсросв-сс- вероморцев. -19) также будет работать как дежурный. ★ * * ОТ РЕДАКЦИИ. На наш взгляд, в таком Солыао. 1 ! районе города, как Перво майский, явно недостаточно одного дежурного продоволь ственного магазина, те.и бо лее нто работает» он всего лишь до 22 часов. Поэтому, дума ется. отделу торговли горис- полкома следует изыскать возможность улучшить в этом районе торговлю про довольственными товарами в позднее время. ОТВЕЧАЕТ ЧЛЕН ОРГКОМИТЕТА СОБЩЕНИЕ - ПРЯМОЕ «П очем у бы не на л а д и ть п р я м ое а вто б усно е со общ е ние из ю ж н о й ч а сти го ро д а М у р м а н - с ка в северную ?» — с п р а ш и в а ю т м о р я к и б азы р е зе р ва т р а л о вого ф лота. Н а э то т в о п р о с о тве ча е т чл е н о р га н и за ц и о н н о го ко м и те та «Д ней о т кр ы т о го п и сь м а » , за м е сти те л ь председателя М у р м а н с ко го го р и с п о л ко м а Н, А. Д е м идов: — В настоящее время- в- г. Мурманске прямое авто бусное сообщение из южной части города в северную на лажено: оно осуществляется автобусным маршрутом М* 10. Автобус по этому маршруту следует от улицы Копытова до хлебозавода Xs 2. Кроме того, имеется трол лейбусный маршрут № 4, который следует по маршру ту: улица Адмирала Лобова — улицы Баумана и Южная. ЗАМЕСТИТЕЛЬ началь- J ника ВРПО «Севрыба > К. Н. Шаповалов — в соста- ее оргкомитета по проведе нию «Лией открытого пись ма», Мы направили ему пи сьмо В. 3. К удрявцевой с просьбой сообщить, что де лается по решению пробле мы, затронутой автором. Публикуем полученный от вет: «С пециал истам и ВРПО «Сев- ры ба» в н им а тел ьно и зу ч е н ы вопр о сы , п о ставл ен ны е в п и с ь ме В. 3. К уд р явце во й. С читаем , что в д а нно м п и с ь ме за тр о н у то б ольш ое ко л и ч е ство проблем , ко то р ы е у с п е ш но р еш ен ы в на сто ящ е е вре мя м н о ги м и НИИ. В письм е за тр о н у ты р а зл и ч ны е а с п е кты э р го н о м и ки . П р и м ен и тел ьно к усло виям м о р с ко го и р ы б о п р о м ы сл о в о го ф лота та ки е иссл ед ования п р о водятся и пр о во д и л и сь, на чина я с 1960 года, на уч но -и ссл е д о в а те л ь с ки м и н с т и т у т о м ги ги е н ы вод н ого тр а н сп о р та (НИИ ГВТ) М и н и сте р ства зд р а в о о хр а н е ния. Д а нны е иссл ед ования п р о водятся в том числе и по за ка з у М и нр ы б хо за СССР. Ре зу л ь та ты э ти х иссл ед ований и зл о ж е н ы в сб о р н и ке «Гигие- на т РУДа и бы та на п р о м ы сл о в ы х су д а х в Заполярье», 1967 г -. «Труды на уч но -и ссл е д о в а те л ь с ко го и н с т и т у т а ги ги е н ы вод ного тр а н спо р та » , 1968 г., в Комментирует член оргкомитета База д л я лаборатории есть тр уд а х М е ж д у н а р о д н ы х с и м п о зи ум о в по м о р с ко й м едицине, 1976 г. В настоящ ее врем я у тв е р ж д е ны и д е й с тв у ю т «С анитарны е правила для м о р с к и х судов пр о м ы сл о во го ф лота N° 1814-77», в с ту п и в ш и е в действие с 01.01. 1979 г. В систем е М и н р ы б хо за СССР задачи п с и х о л о ги ч е с ки х и ф и зи о л о ги ч е с ки х исследований среди р а б о тн и ко в р ы б ной п р о м ы ш л е н н о сти в о зл о ж е н ы на ЦНО ТУП РХ, где им еется отдел ф и зи о л о ги и , ги ги е н ы и с о ц и о ло ги и тр уд а , и на его ф илиа лы в р ы б о п р о м ы с л о в ы х бас се йна х. В о пр осы а д а п та ц и и членов э к и п а ж е й р ы б о п р о м ы сл о в ы х суд ов р а зр а б о та н ы и вне д ря ю тся в п р а к т и к у спе ц и а л ьн о со зд ан но й для э т и х целей М и н и с те р с тв о м р ы б н о го хо зяй ства СССР в 1974 го д у отраслевой м е д ико - п с и х о л о ги ч е с ко й ла б о ра то ри ей (ОМПЛ) п р и ЦП КТБ ВРПО «А зчер р ы б а» . Д анная ла б о р ато р ия п р о во д и т иссле дова ние н е р вн о - п с и х и ч е с ко го зд оровья пл авсо става : р азр а б о тана систем а пр о и зв о д ств е н н о й п с и х о л о ги ч е с ко й тр е н и р о в ки на с уд а х ф лота р ы б н о й п р о м ы ш л е н н о с ти (а утоге нна я тр е н и р о в ка ), в ы п у щ е н а сп е ци а л ь н а я п л а с ти н ка , издана кн и г а за ве д ую щ е го ОМПЛ А . А. Р е пина «.П сихология, п с и х о ги гие на и п с и х о п р о ф и л а кт и ка тр уд а пл авсостава», изд а тел ь ство «П ищ евая п р о м ы ш л е н но сть». 1979 год. В те чен ие ряда лет НИИ ГВТ по сто я н н о р азр а б аты в а е т во пр о сы п с и х о л о ги ч е с ко го и ф и зи о л о ги ч е с ко го п р о ф е с с и о н а л а н о го отбора в е д ущ и х с у д о в ы х спе ц и а л и стов . Особое в ни м а ни е п р и этом уделяется иссл ед о ва н и ю л и ч н о сти в ха р а кте р и о л о - ги ч е с ко й , м о ти ва ц и о н н о й и п си х о м о то р н о й сф е ра х для об осно ва ния н р и те р и е в п р о ф е с с и о н а л ь н о й п р и го д н о сти . Т а ки м образом , не о бхо д им ы е к р и т е р и и проф отб ора для м о р с к и х сп е ц и а л ьн о сте й с у щ е с тв у ю т , но п р и м е н е н и е и х в за ко н о д а те л ьно м п о р я д ке не введено в д ействие, т. к., со гл а сн о К о н с т и т у ц и и СССР, к а ж д ы й г р а ж д а н и н им еет пр а во на вы бор пр оф е ссии. П о этом у п р и е м в уче б ны е заведения, го то в я щ и е сп е ц и а л и сто в пл авсостава, п р о вод ится на о б щ и х о с н о в а н и я х . П о этом у ко м п л е кс н о р е ш и ть по ста в л е н н ы е в п и сь м е В. 3. К у д р я в ц е во й в о пр о сы в о з м о ж но то л ь ко п р и н а л и ч и и с п е ц и а л ь н о й ла б о р ато р и и , б азой для ко то р о й м о ж е т с л у ж и т ь отдел со ц и о л о ги и , ф и зи о л о ги и , ги ги е н ы труд а С еверного ф и лиала Ц НО ТУП РХ или НИЛ ко м п л е к с н ы х проблем ги ги е н ы тр уд а на К р а йне м Севере М3 РСФСР (г. К и р о в ск). П р а кти ч е ско е внед рение р а з р а б о то к ОМПЛ М и нр ы б хо за СССР на С еверном бассейне пр е д усм о тр е н о в X I пя ти л е тке , у тв е р ж д е н о советом д и р е кто ров ВРПО «Севрыба» со вм е ст но с п р е зи д и ум а м и М ур м а н с ко го , А р х а н ге л ь с ко го и К а р е л ь ско го о б ко м ов проф сою за р а б о чих пищ е во й п р о м ы ш л е н ности. Н. Ш АП О В А ЛО В , зам. н а ч а л ь н и ка ВРПО «С евры ба». ОТ Р Е Д А КЦ И И . К а к ска за н о в этом д о ку м е н те , « ...ко м п л е кс но р еш и ть по ста в л е н н ы е в письм е В. 3. К уд р я в ц е во й воп росы м о ж н о л и ш ь п р и н а л и ч и и спе ц и а л ьн о й лаб оратории...» В ответе К. Н. Ш аповал ова названа и база для лаб орато р ии. со зд ания ко то р о й с то л ь ко пет добивается а в то р письм а и иссл ед ования, н а зв а н н о го нам и усл о в н о « м о р с ко й и н ж е не р но й п си х о л о ги е й » . В ероят но, о ко н ч а те л ь н о это т вопрос р е ш и т М и н р ы б х о з СССР. В п о и с к а х с у д н а • Рыбак ставит вопрос • Дорогая редакция! Прочитал еженедельнике рейдовый материал «Моряк опоздал на судно...», и меня удивило то, что никто из участников рей да не поднял вопроса о тех потерях рабочего времени, которые происходят по вине службы эксплуатации тралово го флота. Что я имею в виду? Вот чтс. Судно стоит в юж ном районе м ор ского рыбного порта, в ночью происходит его пере- швартовка. Где получить ин формацию о том, куда оно встало, у какого причала? Зво нить диспетчеру, в справочное? Что ж, попробуйте: Ео-первых, сколько уйдет на это време ни, а во-вторых, далеко не всегда до него дозвонишься, Вот и приходится Еыбирать: или ехать в порт сразу, или, если судно стояло в юж ном районе у 43-го причала, прой' тись по причалам до их кон ца. Еще хорошо, считай, по везло, если корабль окажется этом же районе, нет — е з жай в порт. А каково пройти это расстояние в мороз, при Еетре! Вот я и думаю: неужели трудно на каждой проходной м ор ского рыбного порта выве сить информацию о дислока ции судов? Для этого и осо бых расходов не потребуется сделать рамку-витрину да ос ветить ее, чтобы видно было и в темное время суток. А дис петчерские службы флотов «Севрыбы» обязать вывеши вать эту информацию о дисло кации до 7 часов утра. Это очень нужно. И соира ткть потери рабочего Еремени можно, и меньше хлопот бу дет морякам. С уважением — тс.-:ась тралового флота Ю. GTPAK' СОН. 19 марта 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» == • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz