Рыбный Мурман. 1982 г. Март.
(О ко н ч а н и е . Н ач. на 1-й стр.) — Дело твое, только время не тяни, — сказал Леонид Ива нович и определил задание вахтенному штурману ме стный поиск рыбы. Через час, а может, и рань ше — этого уже никто не по- мнит — трал бросили за борт. Два часа «ловушка» шла по дну, а когда ее подняли на палубу, шкура оказалась целе хонькой. С тех пор повелось у Виктора Петровича Бирюкова чинить дыры и порызы предо хранительных кожаных пла стин тралового мешка не ско бами из проволоки, а сталь ным тросиком, подворачивая края заплаты внутрь. Кажется, что ничего сверхъестествен ного человек не придумал, однако это новшество пошло «гулять» по всем траулерам бортового траления, давая только по одному судну эко номический годовой эффект в 3,3 тысячи рублей, а «малы шей» в то время было ох как много. Позже этот способ чинки шкур переняли и трал мейстеры траулеров корм ово го траления. M b! стояли с Викторам Пет ровичем на лестничной площадке управления трало вого флота, курили, разгова ривали. Мимо проходили на чальники и инженеры отделоз, боцманы и тралмейстеры, тех нологи и капитаны. Они то и дело прерывали наш разговор, чтобы пожать р уку известному всем на флоте мастеру трало вых дел. Виктор Петрович с готовностью отвечал на при ветствия, непременно интере суясь здоровьем человека, на каком судне был в последнем рейсе, сколько наловили и как заработали, на каком траулере собирается в новое плавание. Одним словом, его а людях интересовало все, а я смотрел на его руки: ладони широкие, пальцы крупные и сильные — все говорило о том, что им довелось поработать много, связать на палубах траулеров не одну тысячу метров сет ного полотна и не одну сот ню собрать нижних и верхних подбор. Но трудная морская работа не ожесточила Викто ра Петровича. Это хорошо видно по его постоянной улыб ке, добром у свету глаз, мяг кому выговору. — Что поделаешь, порабо тать действительно пришлось много, — рассказывал Виктор Петрович. — В М урманск мать с отцом привезли в тридцать седьмом. Совсем малым еще был. Не успел в себя прийти, а уже началась война, город стали бомбить; отца, который к м орю никакого отношения не имел, сразу призвали в пехо ту, воевал он здесь, а нас с матерью эвакуировали в А р хангельскую область, где она работала в колхозе, ну а я, ес тественно, стал подсобником. Признаться, об учебе тогда как-то не думал. Сейчас, ко нечно, жалею. Отец вернулся в М урманск в сорок пятом, вернулись и мы с матерью, и пошел я работать сапожником, заработок был малым, да и не удовлетворяло меня — са- Д е л е г а т X V I I с ъ е зд а пр о ф с о ю зо в С С С Р траления, а матросы до ра боты были злые — чем быст рее забьют трюмы, тем ско рее в порт вернутся. В общем, шесть месяцев я вкалывал в рыбном ящике, пока не ока зался на одной вахте с брать ями Ивановыми. Были такие матросы. Спасибо им, научи ли морском у и рыбацком у де лу. Ходил я после этого на траулерах боцманом и засоль щиком, но эти профессии не прижились в душе. Так, навер ное, и мучился бы, но встре тился однажды на РТ-57 «Васи- поги тачать. Бросил я это де ло и подался в траловый флот кочегаром. А шел мне тогда шестнадцатый год... Б ЫЛ сразу после войны та кой трзулер — РТ-18 «И. Сивко». Ходил на нем капита ном Григорий Спиридонович Ф орощ ук. Капитан он был строгий, настырный, но рабо тящих людей уважал. Взять к себе на судно Бирюкова он согласился лишь потому, что тот был невелик ростом, а для откатки угля это самое подхо дящее: лаз в угольный бункер был узким, и пробраться туда пожилому человеку стоило больших усилий, а мальчишка — что мышонок, везде проле зет. — Только недолгим мое ко- чегарство было, — продолжал свой рассказ Виктор Петрович, — всего несколько дней. В те первые послевоенные годы дисциплина на флоте хромала на обе ноги. Матросы могли запросто опоздать к отходу или вообще отказаться от рей са потому, что не сомнева лись в направлении на другой траулер, а некоторые привы кали к «своему» капитану и с д ругими ходить в море не ж е лали. Что-то подобное случи лось и у Ф орощ ука. В общем, дело было так, что в рыбном ящике работать стало некому, и он вспомнил обо мне. 8 котельном отделении было трудно, а в рыбном ящике во обще свет в копеечку пока зался. Треска ловилась хоро шо, до восемнадцати кошелок ее брали за какрй-нибудь час удостоен Государственной пре мии СССР. С ТЕХ пор, как Виктор Петрович впервые вышел' в море за рыбой на РТ «И. Сивко», прошло 36 лет. Неузнаваемо изменился М ур манский траловый флот, сов сем другим стал контингент его моряков. На суда прихо дит работать молодежь, кото рую надо основательно обу чать. Для этого необходим опытный мастер, чуткий и от зывчивый наставник. Именно таким и является коммунист лий Головин» с капитаном Мат веем Ивановичем Кузнецовым и тралмейстером Алексеем Ивановичем Поповым, пред ложившими мне, уже как опытному моряку, заменить в поисковом рейсе заболевше го мастера по добыче. И с тех пор пошло. Прикипел к «веревкам», без которых, в общем-то, рыбы никогда не наловишь. Много прекрасных рыбаков воспитал Мурманский трало вый флот, и Виктор Петрович Бирюков — один из них. 36 лет своей жизни посвятил он не только добыче рыбы с траулеров, но и разведке но вых промысловых районов, внедрению новой рыбодобыва ющей техники. За добросове стное отношение к труду, за умение экономить промысло вое вооружение, воспитывать из вчерашних новичков пре данных м орю и рыбацкому де лу моряков Виктор Петрович в 1971 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Спустя восемь лет ученые и руководители трало вого флота доверили Виктору Петровичу опробовать на про мысле первый пелагический трал. Опытный тралмейстер сделал все от него зависящее, чтобы трал начал хорошо «ра ботать», и внес в его конструк цию целый ряд изменений. Партия и правительство высо ко оценили вклад В. П. Бирю кова в дело освоения пелаги ческого лова рыбы: в 1979 го ду он, старший мастер по до быче БМРТ «Беломорье», был В. П. Бирюков. Десятки его учеников трудятся сегодня са мостоятельно на промысловых палубах траулеров, а сам он стал тралмейстером - настав ником. Выходя в районы лоза рыбы, он пересаживается с траулера на траулер, где ело-, вом, а где и своим примером помогает экипажам лучше оснастить тралы, поднять их уловистость. Он всем готов ока зать помощь, ни от кого не скрывает своих знаний, но не может терпеть, ко г да человек проявляет из лишнюю амбицию, не уважает товарищей, а в результате — подводит экипаж. — Был в мою бытность слу чай, и совсем не так давно, — рассказывал Виктор Петро вич. — Не буду называть суд но, на стану называть и фами лию. Человек в конце концов понял, что был не прав, и по нес заслуженное наказание... А дело было так. Большой морозильный рыболовный траулер промышлял рыбу за тысячи миль от Мурманска. По сле того как первый трал от работал положенное время, к доскам подсоединили новый, а он — не ловит. Вернее, «брал» рыбу, но не в таком ко личестве, насколько позволя ла обстановка. Виктор Петро вич попросил своих помощни ков до утра подумать и пред ложить возможные варианты реконструкции трала. Ночью его поднял вахтенный матрос- рулевой — заверт. Оказалось, что сменный помощник трал мейстера, ни с кем не посове товавшись, сам решил увели чить раскрытие трала, допус тил его аварию и задал своим товарищам на много часов не нужной работы. В том, что мастер хотел сделать лучше, Виктор Петрович не сомневал ся. Но зачем же так, втихую? Вот об этом он и сказал сво ему помощнику, а в ответ по лучил массу незаслуженных оскорблений и услышал, что его помощ ник «сам с бо р о дой» и свое дело знает не ху же его — тралмейстера. —• Он не вышел на вахту ни в последующий день, ни на второй, ни на третий... — с го речью вспоминал Виктор Пет рович — Я терпеливо работал за него, помогал, когда была необходимость, второму по мощнику. Думал, одумается моряк, извинится, признает свою ошибку. Ничего подоб ного не произошло, и нам с . капитаном не оставалось д р у гого выхода, как только от править моряка попутным суд ном в Мурманск. Траулер ведь не прогулочная яхта, и «пасса жиры» на нем не нужны. Но ур о к ему пошел на пользу, это я знаю по разговорам с ним на берегу и в море. Я УЖЕ говорил, что почти вся трудовая жизнь ко м муниста Бирюкова прошла на м орских просторах, на рыбо ловных cyqax. Мне доводилось встречать моряков, которые сетовали на зря прожитые в море годы, а вот Виктор Пет рович счастлив. Счастлив тем, что любит работу, что у него много друзей, что они его уважают и в трудные минуты спешат к нему за помощью или приходят поделиться ра достью. Счастлив, что у него выросли прекрасные дочь и сын, что он уже дважды де душка. Счастлив, что сын Игорь выбрал, как и отец, профессию рыбака и учится в М урманском высшем инже нерном м орском училище име ни Ленинского комсомола. ‘ Только будет он не тралмей стером, а механиком. — Но это и к лучшему, — улыбаясь, говорит Виктор Пет рович. — Я начинал кочега ром, а сейчас с лопатой в ма шинное отделение современ ного траулера не спустишься. Ребята с крепкими знаниями и хорошим образованием нынче нужны рыболовному флоту. С. ДАНИЛОВ. щ* А Н СИДИТ за барьером, низ ” опершись локтями на широн 4 3K O опустив голову и ко расставленные ко лени. Пальцы его то сжимаются в кулаки, то теребят рукава кожаного пиджака, то нервно прочесывают спа дающ ую на лоб челку. Справа и слева от него — вооруженный конвой. Сменяют д руг друга свидетели. Большинство из них хорошо знали Станислава Добринского, помощника капитана по производству плавбазы «Сергей Васили син» управления «Севрыбхолодфлот», сидящего теперь там, где и положено быть подсудимому Знали его как хорошего специалиста, опытного моряка... ...В теплый июльский вечер прошлого года группа работников ОБХСС проходила по проспекту Ленина, присматриваясь к прохожим : не мелькнет ли лицо разыскиваемого ими преступника. Завернули в сквер. На скамейке сидели двое: молодой человек и по жилой мужчина, похожий на разыскиваемого. Оба так были увлечены разговором, что не сразу поняли, что их просят показать документы. А когда поняли, мужчина спокойно предъявил пас порт, а молодой человек вдруг залепетал: — Я... Я только что пришел с моря... Я немного вы пил... Извините... * Его смятение насторожило работников ОБХСС, они пригласили собеседников в отделение милиции. И уже там, тщательно просматривая документы м о лодого челозека, обнаружили среди его бумаг пачку английских фунтов стерлингов. — Откуда они у sac? — Получил за рейс. — Фунтами?! Да. Мы работали совместно с английскими рыба ками. ПЛАВБАЗЫ «СЕВРЫьХОЛОДФЛОТА» давно уже ра ботают в контакте с иностранными фирмами, принимают от промысловиков рыбу, сдают по узако ненным формам расчета и оформления документов представителям зарубежных фирм готовую продукцию . Помощнику капитана плавбазы по производству при ходится по долгу службы часто встречаться с пред ставителями той или иной фирмы. Не был исключением и Станислав Добринский. Как не было исключением и то, что представитель фирмы решил преподнести ему подарок: нередко нашим мо рякам предлагают в качестве презента за хорошую совместную работу различные вещи: от зажигалок до магнитофонов. Ничего криминального в этом, с точки зрения биз несменов, нет. «Советские моряки — лучшие партне ры», — к этой оценке деловых качеств наших экипа жей на Западе давно привыкли. Действительно, со ветские моряки отлично знают свое дело и добро совестно относятся к его исполнению, они бескорыст ны, они четко выполняют договорные обязательства. Так почему бы, получив удовлетворение от бе зуко р из ненного взаимодействия, не подарить партнеру как бы в знак признательности какую -либо вещицу? Однако все значительно сложней. Эти люди «прос то так» ничего не делают. В обществе, где все цен ности (и материальные и духовные) измеряются дол ларами. человек должен «трястись» над каждым цен том. Доброта, тем паче щедрость расценивают ся здесь как неумение жить. Здесь главное божество и глазная цель каждого — деньги. И если уж люди «оттуда» вручают подарки совет ским морякам, выводов может быть два, причем оба взаимосвязанные: либо с помощью нашего экипажа удалось выстоять в ж есткой конкуренции, либо это попытка «задобрить» избранную кандидатуру, чтобы потом использовать в своих целях. М оряки рассказывают, что не раз во время пере дачи презента их фотографировали, записывали на магнитофон люди, сопровождавшие представителя фирмы. Мне говорили и о таком случае... Один из советских моряков отказался принять подарок. Боль ше того «неудачливого дарителя» на наших судах ни кто не видел: хозяева убрали нерасторопного деятеля. Рассказывали мне и о том, с какой настойчивостью и в то же время с какой деликатностью действуют эти люди, как умело нажимают на те «кнопочки» в человеческой натуре, которые, как они надеются, дол жны «сработать». Каждый, я подчеркиваю — каждый, м оряк (тут Добринский тоже не исключение) знает, почему ино странцы стараются во что бы то ни стало «вручить подарок». Об этом догадывается даже любой со ветский школьник. Добринский давно вышел из ш кольного возраста— ему 30 лет. Из них 10 лет работы s м оре — сначала мастером по обработке рыбы, потом технологом, по мощником капйтана по производству. Не раз ему пр и ходилось вступать в контакты с иностранными фирма ми. О ПЕРВОМ его заграничном рейсе ему подарили u магнитофон, но при таможенном досмотре такой дорогой «сувенир», руководствуясь законом, изъяли, предложив выкупить его затем а комиссионном ма газине. Добринский тогда задумался. Нет, не о том, что правильно сделали, отобрав не принадлежащ ую ему вещь. И не о том, что не пристало советскому м о р я ку принимать подачки от иностранцев. Мысли его шли совсем в другом русле и привели к выводу: в следующий раз надо спрятать да понадежнее то, что дадут. • S стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» \2 марта 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz