Рыбный Мурман. 1982 г. Март.
...Как можно осторожнее и терпеливее испыты вать и распознавать настоящих организаторов, лю дей с трезвым умом и практической сметкой, лю дей, соединяющих преданность социализму с уме нием без шума (и вопреки суматохе и шуму) нала живать крепкую и дружную совместную работу большого количества людей в рамках советской организации. Только таких людей после десяти кратного испытания надо, двигая ог простейших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные посты руководителей народного труда, руководите лей управления. В. II. Л ЕНИН ДНИОТКРЫТОГО П Т ВСЕГО экипажа в u целом и от наждого моряка в отдельности за висит выполнение госу дарственного плана, со хранность судовых меха низмов. Т а ко в вы вод, к ко т о р о м у п р и х о д и т с т а р ш и й м е х а н и к М у р м а н с ко го тр а л о во го ф лота Г. А . Пе- р е л ы ги н , п р и н я в ш и й у ч а с ти е в « Д нях о т кр ы т о го пи сь м а » ко р р е с п о н д е н ци ей «Все в р у к а х сп е ц и ал исто в» («РМ » № 6, 1982 г.). А в то р с ч и та е т, ч то с у щ е с тв у ю щ и е тр е б о в а н и я н с п е ц и а л и ста м ф лота не д о стато ч но в ы с о ки . По е го м н е н и ю , надо с т р о ж е с п р а ш и в а т ь и с н а с та в н и к о в за то, ка к о е о тно - цугние к д елу о ни в о с п и т ы в а ю т у м олод еж и. К р и т и ч е с ки о тн о си тс я Пе- р е л ы ги н к си сте м е в ы д в и ж е н и я с п е ц и а л и сто в . В ч а с тн о с ти , он с ч и та е т: м ало о д н о го го д а раб о т ы для тр е ть е го м е х а н и ка , чтобы с ч и т а т ь его « го то в ы м втор ы м » . С ко р р е сп о н д е н ц и е й Г. А. П е ре лы ги на о р г к о м и те т «Д ней о т к р ы т о го письм а» пр е д л о ж и л о з н а ко м и т ь с я за м естите л ю н а ч а л ь н и ка М у р м а н с ко го тр а л о во го ф лота А л е к с а н д р у В а си л ь е в и ч у Р ТИ Щ Е В У (на с н и м к о он справа) и п р о р е кт о р у М у р м а н с ко го в ы сш е го и н ж е н е р н о го м о р с ко го уч и л и щ а им е ни Л е н и н с ко го ко м со м о ла Б ор ису Н и н о л а е вичу У Ш А К О В У . Их диалог по сути за тронутых в письме воп росов записала наш кор респондент И. Б Е Р Е ЗЮ К. Ртищев: Письмо старшего механика Перелыгина привле кает прежде всего своей ак туальностью. Действительно, сегодня техническая оснащен ность флота требует от специ алистов высокой квалифика ции, глубоких теоретических знаний. Это — с одной сторо ны. С другой — знания обя зательно должны сочетаться с добросовестностью, с творче ским отношением к делу. Ушаков: Мы очень четко осознаем это и весь учебно- воспитательный процесс ста раемся направить на то, что бы морской инженер, выходя щий из стен училища, не только хорошо владел своей специальностью. но и был подготовлен как руководи тель, воспитатель трудового коллектива. Ртищев: В целом мы получа ем неплохое пополнение. Но, я уверен, не было бы и пись ма ■ редакцию и не было бы сегодняшнего нашего разгово ра, если бы все без исключе ния выпускники становились настоящими командирами. К сожалению, есть такие, от нерадивости которых страдает флот. Об одном из них рас сказывает автор письма: имен но нерадивость вахтенного механика ППР «Сказочник Ан дерсен» А. В. Борисова обо шлась флоту в 58 тысяч руб лей. Или другой пример. Как из вестно, без того или иного специалиста судно не Еыйдет в рейс. Вместе с тем, в трал- флоте в минувшем году было 50 опозданий и неявок к отхо ду (говорю только о комсос таве), от этого флот потерпел убытков минимум ка 33 тыся чи рублэй. А прогулы? Не буду произ водить здесь арифметических действий, назову «готовую» цифру: почти в 100 тысяч руб лей обошлись они флоту толь ко в прошлом году.,. Так что зависимость экономи. ки флота от специалистов оп ределяется не только их ква лификацией, но и в не мень шей степени их нравственны ми качествами. Ушаков: Что и говорить, процесс подготовки будущих инженеров флота очень слож ный. Но главной проблемой становится адаптация выпуск ников в судовом коллективе. или, скажем, БМРТ «Нептун». Ушаков: Этот вопрос решал ся около года тому назад. Предполагалось, что эти трау леры войдут в состав Север ного отряда учебных судов. Окончательного решения БРПО «Севрыба» еще не при няло. Хотелось бы думать, приобретении практического опыта работы, но и «выпра вить» у своего подопечного те недостатки, которые в училище при массовой подготовке оста лись незамеченными. А это, как правило, нравственные аспекты проблемы: любовь к труду, чувство долга, отеетст- КАК ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ? ■ ЭКОНОМИКА И Н Р А В С Т В Е Н- НОСТЬ Ш АДАПТАЦИЯ - ПРОЦЕСС слож ный В училище курсант находится под постоянной опекой, а на флоте вдруг становится коман диром. С одной стороны, молодой инженер получает полную сво боду, с д ругой— на него «сва ливается» нелегкий груз от ветственности. Зачет в учили ще не сдал — м ож но в дру гой раз пересдать, а аварию допустил... «Облегчить судь бу» молодо о специалиста, на мой вэг/.яд, м ож но двумя пу тями. Прежде всего, нужно максимально приблизить сис тему обучения к условиям флота, чтобы будущий инже нер с первого курса не по наслышке ^нал, что такое мо ре, м орской труд! Вот уже около двух лет в нашем учи лище применяется такое эф фективное средство обучения, как тренажеры. В них для кур санта искусственно создаются ситуации, с которыми он мо жет столкнуться в процессе работы на судне. Лаборатории училища оснащены приборами и механизмами, какие есть на траулерах последних выпусков. Но для еще более близкого знакомства курсантов с буду щей работой нам нужно соб ственное судно, где курсанты самостоятельно могли бы не сти вахту. Короче, училищу нужна тренировочная базе. Ртищее: Траловый флот мог бы передать училищу спи санные суда типа «Пушкин» Разговор , начатый на страницах нашей газеты стармехом, сегодня продолжают руководители высокого ранга Д И А Л О Г оно будет положительным — это решение. Второй, на мой взгляд, путь к успешному становлению мо лодого специалиста — улуч шение качества наставничест ва, совершенствование работы наставников. Ртищев: Согласен с еами. Раз возросли требования к специалистам, то к наставни кам они должны возрасти вдвойне. Ведь если раньше на флоте было много «практи ков», то теперь они остались лишь на паровых судах, да и то как исключение. Хорошо, конечно, что намного увеличи лось число дипломированных специалистов. Вместе с тем, ныне молодой специалист вместе с дипломом сразу по лучает то, к чему «практик» шел годами: должность, пра во командовать людьми, право ответственности за производ ство и людей. То есть раньше действовал «естественный от бор» — вершин достигали те, кто очень стремился достичь. А теперь... Ушаков: Зато теперь — большой выбор специалистов. Следовательно, м ож но приме нять «искусственный отбор» лучших, строже требовать. Но и помогать... Ртищев: Вот и опять мы вернулись к вопросу о настав ничестве. Важно только учесть, что наставнику надо не только помочь молодому инженеру в ЧТО ДАЕТ «ЬОЛЬ ШОИ ВЫБОР» «МОДЕЛЬ» СПЕ ЦИАЛИСТА еенности. Ушаков: Согласен. Это толь ко подтверждает, как важно наставнику соответствовать своему высокому званию вос питателя. К сожалению, не всегда в его силах быть та ковым. Д умаю , наставников тоже надо учить. Ртищев: Видимо, в ближай шее время будет найдено ка- кое-то решение проблемы «воспитания воспитателей». Что касается нас, понимая всю важность этого, мы в 1982 го ду впервые направим группу механиков и старших помощ ников капитанов, кандидатов на выдвижение, на девятиме сячные курсы при МВИМУ. Ушаков: Правильно, это мно гое дает, но я уверен, что на этих курсах надо еще ввести лекции по педагогике, психо логии, по методике работы с молодежью. Это «вооружит» наставника, поможет лучше справиться в будущем с воз ложенными на него ответст венными задачами. Ртищев: В связи с возрос шими требованиями к специа листам и наставникам мы вве ли в тралфлоте такую практи к у : теперь каждый молодой специалист числится у нас за отделами и службами флота, а не за инспектором отдела кадров, как было раньше. Ру ководители отделов и служб внимательно следят за моло дым специалистом, за его ростом, продвижением. Поло жительным результатом этой работы м ож но считать такие факты: в прошлом году на 75 случаев снизилось число на рушений дисциплины молоды , ми специалистами, на 186 че ловеко-дней — число прогу лов (в сравнении с предыду щим годом). Кром е того, после каж дого рейса наставник, закрепленный за молодым специалистом, от читывается перед соответству ющей службой. Был даже та кой случай: механик-наладчик ППР «Заполярный» Б. С. И г- кин получил строгий выговор за то, что после возвращения экипажа из рейса не явился в м еханико-судовую службу фло та и не отчитался за своего подопечного — 'м о л о д ого спе циалиста С. Г. Белого. Основываясь на рекоменда циях наставников, руководите ли служб включают (или не включают) фамилию м олодо го специалиста в списки на выдвижение на более высокую должность. Ушаков: Я знаю, что поста новка работы по выдвижению в траловом флоте признана лучшей в бассейне. Ртищев: Да, только и тут без изд е рж е к не обходится. За разные нарушения дисциплины получили строгие наказания старшие механики В. Г. Пуза нов, Е. Н. Ежов, капитаны Н. П. Кругляшов, А. П. Хуто- рненко. В основном за то, что допустили пьянку или сами были на судне в нетрезвом состоянии. О чем это говорит? Только о том, что в соответст вующих службах поспешили с их выдвижением, не сделали д олж ного анализа нравствен ных качеств этих людей. Но в целом такая работа по выдвижению специалистов да ет хорошие результаты. Мы взяли на вооружение очень интересную вещь — со циально - психологические ха рактеристики (по опыту совет ских промышленных психоло гов). Цель их — выявление мотивов деятельности, трудо вых установок, ценностных ориентаций личности молодых специалистов, основных черт его характера для прогнози рования успешности его дея тельности. Ушаков: Это напомнило мне «Модель специалиста» — со вершенно новую разработку требований к выпускнику выс шего инженерного м орского училища, к применению кото рой мы приступили. Она вклю чает объем знаний и навыков, которые потребуются будуще му инженеру в работе, диа пазон идейно-политических и нравственных качеств, которы ми он обязан обладать. Что и говорить, современные требо вания заставляют применять самые усовершенствованные методы обучения! Ртищев: Поэтому могу пов торить: в целом мы получаем неплохое пополнение и все мерно стараемся сделать так, чтобы все молодые специа листы «выросли» до настоя щих командиров. Быстрое продвижение по службе большинства молодых инженеров свидетельствует о том, что выпускники учебных заведений соответствуют тре бованиям современного фло та. Я повторяю: большинство. Чтобы сказать — все, нам всем надо решить еще нема ло проблем. \2 марта 1932 г. «•РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz