Рыбный Мурман. 1982 г. Март.

...Как можно осторожнее и терпеливее испыты­ вать и распознавать настоящих организаторов, лю­ дей с трезвым умом и практической сметкой, лю­ дей, соединяющих преданность социализму с уме­ нием без шума (и вопреки суматохе и шуму) нала­ живать крепкую и дружную совместную работу большого количества людей в рамках советской организации. Только таких людей после десяти­ кратного испытания надо, двигая ог простейших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные посты руководителей народного труда, руководите­ лей управления. В. II. Л ЕНИН ДНИОТКРЫТОГО П Т ВСЕГО экипажа в u целом и от наждого моряка в отдельности за­ висит выполнение госу­ дарственного плана, со­ хранность судовых меха­ низмов. Т а ко в вы вод, к ко т о р о ­ м у п р и х о д и т с т а р ш и й м е х а н и к М у р м а н с ко го тр а л о во го ф лота Г. А . Пе- р е л ы ги н , п р и н я в ш и й у ч а ­ с ти е в « Д нях о т кр ы т о го пи сь м а » ко р р е с п о н д е н ­ ци ей «Все в р у к а х сп е ­ ц и ал исто в» («РМ » № 6, 1982 г.). А в то р с ч и та е т, ч то с у ­ щ е с тв у ю щ и е тр е б о в а н и я н с п е ц и а л и ста м ф лота не д о стато ч но в ы с о ки . По е го м н е н и ю , надо с т р о ж е с п р а ш и в а т ь и с н а с та в ­ н и к о в за то, ка к о е о тно - цугние к д елу о ни в о с п и ­ т ы в а ю т у м олод еж и. К р и ­ т и ч е с ки о тн о си тс я Пе- р е л ы ги н к си сте м е в ы ­ д в и ж е н и я с п е ц и а л и сто в . В ч а с тн о с ти , он с ч и та е т: м ало о д н о го го д а раб о­ т ы для тр е ть е го м е х а н и ­ ка , чтобы с ч и т а т ь его « го то в ы м втор ы м » . С ко р р е сп о н д е н ц и е й Г. А. П е ре лы ги на о р г к о ­ м и те т «Д ней о т к р ы т о го письм а» пр е д л о ж и л о з ­ н а ко м и т ь с я за м естите л ю н а ч а л ь н и ка М у р м а н с ко ­ го тр а л о во го ф лота А л е к­ с а н д р у В а си л ь е в и ч у Р ТИ ­ Щ Е В У (на с н и м к о он справа) и п р о р е кт о р у М у р м а н с ко го в ы сш е го и н ж е н е р н о го м о р с ко го уч и л и щ а им е ни Л е н и н ­ с ко го ко м со м о ла Б ор ису Н и н о л а е вичу У Ш А К О В У . Их диалог по сути за­ тронутых в письме воп­ росов записала наш кор­ респондент И. Б Е Р Е ЗЮ К. Ртищев: Письмо старшего механика Перелыгина привле­ кает прежде всего своей ак­ туальностью. Действительно, сегодня техническая оснащен­ ность флота требует от специ­ алистов высокой квалифика­ ции, глубоких теоретических знаний. Это — с одной сторо­ ны. С другой — знания обя­ зательно должны сочетаться с добросовестностью, с творче­ ским отношением к делу. Ушаков: Мы очень четко осознаем это и весь учебно- воспитательный процесс ста­ раемся направить на то, что­ бы морской инженер, выходя­ щий из стен училища, не только хорошо владел своей специальностью. но и был подготовлен как руководи­ тель, воспитатель трудового коллектива. Ртищев: В целом мы получа­ ем неплохое пополнение. Но, я уверен, не было бы и пись­ ма ■ редакцию и не было бы сегодняшнего нашего разгово­ ра, если бы все без исключе­ ния выпускники становились настоящими командирами. К сожалению, есть такие, от нерадивости которых страдает флот. Об одном из них рас­ сказывает автор письма: имен­ но нерадивость вахтенного механика ППР «Сказочник Ан­ дерсен» А. В. Борисова обо­ шлась флоту в 58 тысяч руб­ лей. Или другой пример. Как из­ вестно, без того или иного специалиста судно не Еыйдет в рейс. Вместе с тем, в трал- флоте в минувшем году было 50 опозданий и неявок к отхо­ ду (говорю только о комсос­ таве), от этого флот потерпел убытков минимум ка 33 тыся­ чи рублэй. А прогулы? Не буду произ­ водить здесь арифметических действий, назову «готовую» цифру: почти в 100 тысяч руб­ лей обошлись они флоту толь­ ко в прошлом году.,. Так что зависимость экономи. ки флота от специалистов оп­ ределяется не только их ква­ лификацией, но и в не мень­ шей степени их нравственны­ ми качествами. Ушаков: Что и говорить, процесс подготовки будущих инженеров флота очень слож­ ный. Но главной проблемой становится адаптация выпуск­ ников в судовом коллективе. или, скажем, БМРТ «Нептун». Ушаков: Этот вопрос решал­ ся около года тому назад. Предполагалось, что эти трау­ леры войдут в состав Север­ ного отряда учебных судов. Окончательного решения БРПО «Севрыба» еще не при­ няло. Хотелось бы думать, приобретении практического опыта работы, но и «выпра­ вить» у своего подопечного те недостатки, которые в училище при массовой подготовке оста­ лись незамеченными. А это, как правило, нравственные аспекты проблемы: любовь к труду, чувство долга, отеетст- КАК ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ? ■ ЭКОНОМИКА И Н Р А В С Т В Е Н- НОСТЬ Ш АДАПТАЦИЯ - ПРОЦЕСС слож­ ный В училище курсант находится под постоянной опекой, а на флоте вдруг становится коман­ диром. С одной стороны, молодой инженер получает полную сво­ боду, с д ругой— на него «сва­ ливается» нелегкий груз от­ ветственности. Зачет в учили­ ще не сдал — м ож но в дру­ гой раз пересдать, а аварию допустил... «Облегчить судь­ бу» молодо о специалиста, на мой вэг/.яд, м ож но двумя пу­ тями. Прежде всего, нужно максимально приблизить сис­ тему обучения к условиям флота, чтобы будущий инже­ нер с первого курса не по­ наслышке ^нал, что такое мо­ ре, м орской труд! Вот уже около двух лет в нашем учи­ лище применяется такое эф­ фективное средство обучения, как тренажеры. В них для кур­ санта искусственно создаются ситуации, с которыми он мо­ жет столкнуться в процессе работы на судне. Лаборатории училища оснащены приборами и механизмами, какие есть на траулерах последних выпусков. Но для еще более близкого знакомства курсантов с буду­ щей работой нам нужно соб­ ственное судно, где курсанты самостоятельно могли бы не­ сти вахту. Короче, училищу нужна тренировочная базе. Ртищее: Траловый флот мог бы передать училищу спи­ санные суда типа «Пушкин» Разговор , начатый на страницах нашей газеты стармехом, сегодня продолжают руководители высокого ранга Д И А Л О Г оно будет положительным — это решение. Второй, на мой взгляд, путь к успешному становлению мо­ лодого специалиста — улуч­ шение качества наставничест­ ва, совершенствование работы наставников. Ртищев: Согласен с еами. Раз возросли требования к специалистам, то к наставни­ кам они должны возрасти вдвойне. Ведь если раньше на флоте было много «практи­ ков», то теперь они остались лишь на паровых судах, да и то как исключение. Хорошо, конечно, что намного увеличи­ лось число дипломированных специалистов. Вместе с тем, ныне молодой специалист вместе с дипломом сразу по­ лучает то, к чему «практик» шел годами: должность, пра­ во командовать людьми, право ответственности за производ­ ство и людей. То есть раньше действовал «естественный от­ бор» — вершин достигали те, кто очень стремился достичь. А теперь... Ушаков: Зато теперь — большой выбор специалистов. Следовательно, м ож но приме­ нять «искусственный отбор» лучших, строже требовать. Но и помогать... Ртищев: Вот и опять мы вернулись к вопросу о настав­ ничестве. Важно только учесть, что наставнику надо не только помочь молодому инженеру в ЧТО ДАЕТ «ЬОЛЬ ШОИ ВЫБОР» «МОДЕЛЬ» СПЕ­ ЦИАЛИСТА еенности. Ушаков: Согласен. Это толь­ ко подтверждает, как важно наставнику соответствовать своему высокому званию вос­ питателя. К сожалению, не всегда в его силах быть та­ ковым. Д умаю , наставников тоже надо учить. Ртищев: Видимо, в ближай­ шее время будет найдено ка- кое-то решение проблемы «воспитания воспитателей». Что касается нас, понимая всю важность этого, мы в 1982 го­ ду впервые направим группу механиков и старших помощ ­ ников капитанов, кандидатов на выдвижение, на девятиме­ сячные курсы при МВИМУ. Ушаков: Правильно, это мно­ гое дает, но я уверен, что на этих курсах надо еще ввести лекции по педагогике, психо­ логии, по методике работы с молодежью. Это «вооружит» наставника, поможет лучше справиться в будущем с воз­ ложенными на него ответст­ венными задачами. Ртищев: В связи с возрос­ шими требованиями к специа­ листам и наставникам мы вве­ ли в тралфлоте такую практи­ к у : теперь каждый молодой специалист числится у нас за отделами и службами флота, а не за инспектором отдела кадров, как было раньше. Ру­ ководители отделов и служб внимательно следят за моло­ дым специалистом, за его ростом, продвижением. Поло­ жительным результатом этой работы м ож но считать такие факты: в прошлом году на 75 случаев снизилось число на­ рушений дисциплины молоды , ми специалистами, на 186 че­ ловеко-дней — число прогу­ лов (в сравнении с предыду­ щим годом). Кром е того, после каж дого рейса наставник, закрепленный за молодым специалистом, от­ читывается перед соответству­ ющей службой. Был даже та­ кой случай: механик-наладчик ППР «Заполярный» Б. С. И г- кин получил строгий выговор за то, что после возвращения экипажа из рейса не явился в м еханико-судовую службу фло­ та и не отчитался за своего подопечного — 'м о л о д ого спе­ циалиста С. Г. Белого. Основываясь на рекоменда­ циях наставников, руководите­ ли служб включают (или не включают) фамилию м олодо­ го специалиста в списки на выдвижение на более высокую должность. Ушаков: Я знаю, что поста­ новка работы по выдвижению в траловом флоте признана лучшей в бассейне. Ртищев: Да, только и тут без изд е рж е к не обходится. За разные нарушения дисциплины получили строгие наказания старшие механики В. Г. Пуза­ нов, Е. Н. Ежов, капитаны Н. П. Кругляшов, А. П. Хуто- рненко. В основном за то, что допустили пьянку или сами были на судне в нетрезвом состоянии. О чем это говорит? Только о том, что в соответст­ вующих службах поспешили с их выдвижением, не сделали д олж ного анализа нравствен­ ных качеств этих людей. Но в целом такая работа по выдвижению специалистов да­ ет хорошие результаты. Мы взяли на вооружение очень интересную вещь — со­ циально - психологические ха­ рактеристики (по опыту совет­ ских промышленных психоло­ гов). Цель их — выявление мотивов деятельности, трудо­ вых установок, ценностных ориентаций личности молодых специалистов, основных черт его характера для прогнози­ рования успешности его дея­ тельности. Ушаков: Это напомнило мне «Модель специалиста» — со­ вершенно новую разработку требований к выпускнику выс­ шего инженерного м орского училища, к применению кото­ рой мы приступили. Она вклю ­ чает объем знаний и навыков, которые потребуются будуще­ му инженеру в работе, диа­ пазон идейно-политических и нравственных качеств, которы ­ ми он обязан обладать. Что и говорить, современные требо­ вания заставляют применять самые усовершенствованные методы обучения! Ртищев: Поэтому могу пов­ торить: в целом мы получаем неплохое пополнение и все­ мерно стараемся сделать так, чтобы все молодые специа­ листы «выросли» до настоя­ щих командиров. Быстрое продвижение по службе большинства молодых инженеров свидетельствует о том, что выпускники учебных заведений соответствуют тре­ бованиям современного фло­ та. Я повторяю: большинство. Чтобы сказать — все, нам всем надо решить еще нема­ ло проблем. \2 марта 1932 г. «•РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz