Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
Выть „шяу“ Было раннее утро, когда экипаж ПСТ «Климовск» на чал подготовку к бесконтакт ной передаче тралового м еш ка на плавбазу... Процесс этот отработан и будничен. С первого раза боцман ПСТ Анатолий Л укья нович Псюковский «кошкой» ловит ваер с плавом, спущен ный с плавбазы. Еще несколь ко минут, и траловый мешок сползает с промысловой па лубы траулера в море. Теперь все зависит от эки пажа плавбазы. Все, кто на ходился на капитанском мо стике ПСТ, внимательно наб лю даю т, как м еш о к . подплы вает к слипу, медленно, очень медленно поднимается по не му и, наконец, исчезает в его проеме. — Все! Приготовиться к швартовке! — отдает команду капитан ПСТ Алексей С тепа нович Кильчевский. В трюмах траулера около сорока тонн мойвы, надо пе редать и этот груз. Швартовка, как и передача мешка на базу, проходит без неожиданностей — все четко отлажено, и скоро в воздухе замелькали контейнеры с ры бой. Неожиданно выгрузка мой вы прекратилась. А. С. Киль чевский снял трубку радио телефона, вызвал вахтенного штурмана плавбазы. — Что случилось? Из разговора стало ясно, что на подходе ПСТ «Мишу- ков», на борту которого све жая рыба, а с «Климовска» в это время перегруж ается мойва, которая в данный мо мент не требует срочной об работки. Базе . выгоднее обра ботать ПСТ «Мишуков», а «Климовску», следовательно, надо отойти от базы, подо ждать. Что было бы, если б трау леры не работали в составе флотилии? Грянул бы страш ный «радиоскандал»... Но спо койно отдал команду Киль чевский, и траулер отвалил от борта плавбазы, уступив ме сто для швартовки «Мишу- кову». Сказалось не только то, что экипажи плавбаз и промы сло вых судов поставлены в зави симость от выпуска продукции на пищевые цели, но и то, что промысловики уже непо средственно в море стали ра ботать, можно сказать, по бригадному подряду. И вот что позволяет утверждать это. Процесс сдачи груза на плав базу обычно сопровождается необходимыми формальностя ми. Промысловому судну выда ется бумага, где отмечается: сколько принято рыбы, мако- го она качества. На этой поч ве и разгораются страсти, там нам нет промысловика, кото рый бы считал, что его. прямо скажем, не обжулили (как на качестве, так и на количестве); также не было судна из уп равления «Севрыбхолодфлот», на котором бы не считали, что промысловик старается всучить ему рыбу качеством похуже. А отсюда — взаимные упреки и отсутствие конкрет ного виновника. — А зачем нам эти бумаги? — рассудил капитан ПСТ «За каменей» Карл Янович Цие- калс и предложил капитанам судов, работающим в составе экспедиции: — Давайте рабо тать в «котел». Всю рыбу, сданную на базу «Сергей Ва силисин», нужно делить на все ПСТ, Тем самым избегаем фор мальностей, а это, что ни го вори, требует времени и нер вов. Коллеги согласились с опыт ным капитаном и решили; быть «котлу». Вот поэтому спокойно отвел свой ПСТ «Климовск» капитан А. С . Кильчевский от борта базы: если базе выгоднее об работать ПСТ «Мишуков» — пусть будет так, интересы «Климовска» не ущ ем ляю тся. Но, хотя промысловики и работали в «котел», каждый экипаж ПСТ должен был еж е суточно сдать на базу не ме нее 24 тонн рыбы. Надо сказать, что это усло вие экипажами траулеров в основном соблюдалось, но, когда грянула истинная мой- венная путина, когда, каза лось, мойва сама шла в тра лы, в налаженном механизме экспедиции начались пробук совки. Мет добра безхуда Плавбаза «Сергей Васили син» — старое судно. Доба вим к этому, что оно уже пятнадцать лет без капиталь- Лишняя ДОЛЖНОСТЬ? Здесь необходимо вернуть ся за «круглый стол» «Рыбно го Мурмана». Когда зашел разговор о том, кто же дол жен руководить экспедицией, заместитель начальника трало вого флота по эксплуатации В. С. Орлов сказал так: ♦Руководство экспедицией должно быть централизован ным, сосредоточено в одних руках. Иначе «кто в лес. кто по дрова...» Думаю, таким ру ководителем должен быть именно капитан-директор плав базы... О том — где ловить тоеа: мол, при таком-то опыте и дать промашку?! Или крк- тиннуть напитана-флагмана И. М. Шиловского: мол, как бы-to могли допустить подоб ное? Но ведь и капитан-дирек тор, и капитан-флагман были далеки от мысли вносить пере бой в работу экспедиции. Ска жем так: имело место случай ное стечение обстоятельств, хотя, находись именно на плав базе капитан-флагман ПСТ, этой случайности не было бы, так как капитан-флагман осо бенно остро понимал бы всю зависимость базы и от рабо ты ПСТ, и от руководства ими Следовательно, есть резон еще раз подумать над предло жением В. С. Орлова о введе- Хозяйствовать эффективно О П Р А В Д А Н И Е Н А Д Е Ж Д Что показал опыт работы - автономной флотилией - ■ КАК УСТРАНИТЬ«ПРОБУКСОВКИ»? Щ «РА ДИОСКАНДАЛЫ» УПРАЗДНЯЮТСЯ ■ ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ... ХУЖЕ ■ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ РАЗЪЕМЫ? ■ ЛИДЕРЫ ИЛИ НЕ ЛИДЕРЫ? ■ А ПЕРСПЕКТИВ — БОЛЬШЕ ного ремонта, и станет ясно, каково пришлось ее коллек тиву, когда мойвенная путина достигла своего апогея, когда каждый ПСТ за один подъем мог взять до 40 тонн мойвы. Капитан-директор базы Ана толий Иванович Улатов обра тился к капитанам ПСТ: «То варищи! Нам очень сложно принимать бесконтактным спо собом ваши тоннажи». Однако не прислушались капитаны к голосу капитан-ди.. ректора, видимо, такова пси хология промысловика — чем больше, тем лучше... В рас смотренном же случае выхо дило наоборот. Чем больше рыбы, тем меньше ее было высокого качества, хотя и ра ботали на борту базы три тралмейстера от тралового флота и выливка уловов про водилась со знанием дела. Как именно? Когда плавба за принимала бесконтактным способом большой по тонна жу мешок, тралмейстеры вздыхали — естественно, вар варство! — доставали ножи и вспарывали мешок с двух сторон — иначе рыбу не вы лить. А успевают ли тралмейсте ры зачинить вспоротые дели? Нет. Не успевают. И мешки в таком состоянии передавались на ПСТ, экипажи которых, на до понимать, не были от это го в восторге. К тому же при таком обращении с ору диями лова крайне мудрено их экономить — эксплуатаци онный срок того же мешка зримо уменьшается. Правда, старший помощник капитан- директора базы Николай Александрович Бензик не про шел мимо такого ф акта, по дал простое, но в то же вре мя эффективное предложение — предусмотреть дополни тельные разъемы тралового мешка для бесконтактной ра боты. Вполне возможно, что пред ложение Н. А. Бензика — не новинка, но мешков с разъ емами на базе не встречалось. А они нужны. По предвари тельным расчетам один-два разъема на трале сократят скорость выливки улова с 2— 2,5 часов до 30— 40 минут; процент улова, идущего на пищевые цели, возрастет; сни зится расход материалов на ремонт мешка, увеличится его эксплуатационный срок. Разумеется, отсутствие таких мешков —- отнюдь не главная проблема. — Нет четкого руководст ва экспедицией, — сказал Н. А. Бензик. и как? Это должен решать про мысловик, заместитель капи тан-директора плавбазы по промыслу. Такой должности нет, но хотя бы в порядке эксперимента следует ввести ее на базе. За счет «Севрыб- холодфлота». Таким образом, единоначалие сохранится не в ущерб рыбакам». Да, опытный капитан, капи тан-директор плавбазы «Сер гей Василисин» Анатолий Ива нович Улатов был наделен организаторами эксперимен та обязанностями, если так можно сказать, директора экс педиции, но что касается вве дения в штат базы его по мощника по промыслу — это, очевидно, показалось лишним. И действительно, на первый взгляд, зачем эта должность? Цель у экспедиции одна, об щая, и она подчиняет интере сы как промысловиков, так и коллектива плавбазы. Что же касается обмена информаци ей, то есть для этого радио, и любой возникший вопрос можно разрешить в любое время суток. Но... Как известно, один из ПСТ, работавших в экспедиции, по стоянно уходил на разгрузку в порт с промысла «по зеле ной». Оставалось четыре ПСТ, которые — обстановка позво ляла — вполне справлялись со своей задачей: на плавбазе постоянно была свежая рыба. В одном из таких случаев капитан-директор ПСТ И. М. Шиловский, постоянно находя щийся на ПСТ «Закаменск», запросил у базы разрешения отправить еще один ПСТ, «Краснолесье», на выгрузку к БМРТ «Ржев», который прини мал рыбу от промысловиков. Разрешение было получено, так как на базе, повторим, был запас свежего сырца, и к тому же И. М. Шиловский на радиосовете обещал попол нить этот запас, причем бес контактным способом. На плавбазе к этому подготови лись. Через несколько часов И. М. Шиловский изменил свое решение, попросил об работать «Закаменск» у борта базы контактно. А для этого базе надо идти под укрытие берегов, так как надвигался шторм. Переход, конечно, за нимает время. Тем временем запас пище вой рыбы на базе подошел к концу; потом выясняется, что ПСТ «Краснолесье», который разгружался на БМРТ «Ржев», занялся хозяйственными рабо тами и, не уведомив об этом плавбазу, занимался этим вто рые сутки... Чем объяснить сложившуюся ситуацию? Взвалить вину на капитан-директора плавбазы «Сергей Василисин» А. И. Ула- О АКОНЧИЛСЯ эксперимен- v-* тальный рейс автономной флотилии в составе плавбазы «Сергей Василисин» управле ния «Севрыбхолодфлот» и пя ти посольно-свежьевых трау леров Мурманского тралового флота. Как помнит читатель, необ ходимость организации такой флотилии обосновал напитан- директор плавбазы «Профессор Баранов» Ю. И. Виденеев в статье «Уверен: это выгодно» («РМ»> Nr 46, 1981 г.). Статья была обсуждена за «нруглым столом» в редакции еженедельника («РМ» N° 2, 1982 г.). Участники разговора — руководители объединения «Севрыба», флотские специа листы — одобрили предложе ние Ю. И, Виденеева: флотилия была создана. О ее работе на мойвенной путине мы постоян но информировали наших чи тателей («РМ» N° 4, 11, 15, 17. 1982 г.). Сегодня мы публикуем ста тью нашего специального кор респондента об итогах экспе риментального рейса промыс ловой экспедиции. нии в ш тат плавбазы должно сти помощника капитан-дирек тора по промыслу. Есть еще один немаловаж ный фактор, который говорит «за» введение должности по мощника капитан-директора базы по промыслу, — органи зация социалистического со ревнования среди ПСТ, оцен ка работы их экипажей. Как это ни странно прозвучит, но и в разгар мойвечной путины не было известно Ктоже впереди — Я с самого начала был против работы на «котел», — говорит Илья Михайлович Ши ловский. — Но поскольку идея капитана Циекалса была под держана остальными капита нами, то, разумеется, й я при соединился к ним. Но я все же против «котла». И вот по чему. «Котел» нивелирует труд экипажей траулеров, а ведь они работают по-разному. Капитана-флагмана поддер живает первый помощник ка питана ПСТ «Закаменск» Вла димир Алексеевич Ковалев: «Раньше как было? Начало судно отставать, скажем, по вылову, непременно с берега придет РДО : что случилось? Почему? Капитан этого судна, разумеется, старается выпра вить положение. А что полу чается у нас? У нас работа каждого упрятана в «котел» — все молодцы! А ведь же лательно иметь лидера. И тут сама собой вырисовы. вается фигура помощника ка питан-директора базы по про мыслу. Находясь на борту плавбазы, самолично наблю дая, как сдается на нее рыба, каково ее качество, он смог бы объективно оценивать вклад каждого экипажа ПСТ и делать соответствующие вы воды об их работе. Учитывая, конечно, и «личные» показате ли ПСТ. Что дальше? Эксперимент завершен. Вот что говорят о результа тах работы автономной фло тилии на мойвенной путине специалисты. Заместитель начальника службы эксплуатации управления «Севрыбхолод флот» В. С. КУЗЬМИН : — В первом квартале 1982 года коллектив плавбазы «Сергей Василисин» ребстял лучше, чем другие, *po.ve экипажа плавбазы «Григорий Лысенко». Но эта базе — не давно из ремонте, у нее мощ ные морозильные устенсеки. К тому же пришла сне не промысел в разгар мойсен- ной путины, тогда как безе «Сергей Василисин» находи лась на промысле с семою начала путины. Вне всякого ссмьения, эксперимент удался. Подена серьезная заявке на использо вание экспедиционной с«смы работы в дальних прсмрейо- нах. Начальник отделе добычи М урманского тралового флеча Р. А. ДЕРЕВЕНСКИЙ : — Нас, промысловинсг, кн- тересует использование мощ ностей поерльно - С ЕСЖ КНИ траулеров. К сожалению, ус ловия работы в автономной флотилии не позволяли до биться от них мексимелькой отдачи. Траулеры могли рабо тать результативнее, но трю мы базы не бездонные... Вместе с тем, хотя един ПСТ длительное время регулярно ходил «по зеленой», вылов у траулеров, работавших с ба зой «Сергей Василисин», зна чительно больший, чем у дру» гих ПСТ. Почему? Прежде всего потому, что капитаны флотилии не искали, не геде- ли, кому и когда сдаЕать ры бу. О тсюда — экономия тро- мыслового Е р е м е н и и ;-е с-ет этой экономии — дополни-, тельные тонны рыбы. Конечно, в работе экспеди ции не все шло ровно и гладко — дело новое. Но опыт уже есть, он требует тща тельного изучения, чтобы не повторить ошибок в будущ ем, так как, я не сомневеюсь, проведенный эксперимент станет практикой в . иешей , ра боте. Заместитель начальнике Мурманского тралового фг.ьте В. С . О РЛОВ: — Управление ('Севрыбхо лодфлот» для экспедиции вы делило старую , с изношен ным технологическим обору дованием базу, но тем не ме нее коллектив «Сергея Еесц- лисина» со своими зедечгми в основном справлялся. Э тс говорит о том, что ребст* флотилией .— прогрессивный метод, но это, правда, не зна чит, что в экспедицию следу ет отправлять старые безы. О количестве траулеров. Может сложиться мнение, что п.ять ПСТ нг одну базу — это много. Она не успевает их обрабатывать. Да, это тек но лишь тогда не успеЕает, ког да отличная промысловая об становка. Когда она похуже, то пять ПСТ — в самый сеэ. Но число ПСТ — пять — нель зя считать окончательно ут вержденным. Это будет за висеть, например, от объекта лова. О перспективах. Онк боль шие. ПСТ могут работе™ на любых породах, а' в сопрово ждении плаЕбазы — и в отда ленных промрайонех. Но. ко нечно, предварительно неДО внимательно изучить тот огыт, который уже накоплен. тл Т АК , экспериментальная промысловая экспеди ция в составе плавбазы «Сергей Василисин > и пяти посолъно - свежъееых трау леров оправдала возложен ные на нее надежды — сде лан первый шаг в освоении прогрессивного метода ра боты. Чтобы сделать второй, более уверенный шаг, необ ходимо скрупулезно разо брать все допущенные на промысле ошибки вырабо тать четкие рекомендации капитанам П С Т . обобщить и распространить опыт раС* ■ передовых экипажей. 11. конечно, организовывать но вые флотилии, но уже не в экспериментальные, а е рабочие рейсы. Ю. КА ЗАНЦ ЕВ к*ш спец. корр. Баренцево море. 4 июня 1982 г. ............. « РЫБНЫЙ МУРМАН» : ~ » 1 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz