Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

Выть „шяу“ Было раннее утро, когда экипаж ПСТ «Климовск» на­ чал подготовку к бесконтакт­ ной передаче тралового м еш ­ ка на плавбазу... Процесс этот отработан и будничен. С первого раза боцман ПСТ Анатолий Л укья­ нович Псюковский «кошкой» ловит ваер с плавом, спущен­ ный с плавбазы. Еще несколь­ ко минут, и траловый мешок сползает с промысловой па­ лубы траулера в море. Теперь все зависит от эки­ пажа плавбазы. Все, кто на­ ходился на капитанском мо­ стике ПСТ, внимательно наб­ лю даю т, как м еш о к . подплы­ вает к слипу, медленно, очень медленно поднимается по не­ му и, наконец, исчезает в его проеме. — Все! Приготовиться к швартовке! — отдает команду капитан ПСТ Алексей С тепа­ нович Кильчевский. В трюмах траулера около сорока тонн мойвы, надо пе­ редать и этот груз. Швартовка, как и передача мешка на базу, проходит без неожиданностей — все четко отлажено, и скоро в воздухе замелькали контейнеры с ры­ бой. Неожиданно выгрузка мой­ вы прекратилась. А. С. Киль­ чевский снял трубку радио­ телефона, вызвал вахтенного штурмана плавбазы. — Что случилось? Из разговора стало ясно, что на подходе ПСТ «Мишу- ков», на борту которого све­ жая рыба, а с «Климовска» в это время перегруж ается мойва, которая в данный мо­ мент не требует срочной об­ работки. Базе . выгоднее обра­ ботать ПСТ «Мишуков», а «Климовску», следовательно, надо отойти от базы, подо­ ждать. Что было бы, если б трау­ леры не работали в составе флотилии? Грянул бы страш ­ ный «радиоскандал»... Но спо­ койно отдал команду Киль­ чевский, и траулер отвалил от борта плавбазы, уступив ме­ сто для швартовки «Мишу- кову». Сказалось не только то, что экипажи плавбаз и промы сло­ вых судов поставлены в зави­ симость от выпуска продукции на пищевые цели, но и то, что промысловики уже непо­ средственно в море стали ра­ ботать, можно сказать, по бригадному подряду. И вот что позволяет утверждать это. Процесс сдачи груза на плав­ базу обычно сопровождается необходимыми формальностя­ ми. Промысловому судну выда­ ется бумага, где отмечается: сколько принято рыбы, мако- го она качества. На этой поч­ ве и разгораются страсти, там нам нет промысловика, кото­ рый бы считал, что его. прямо скажем, не обжулили (как на качестве, так и на количестве); также не было судна из уп ­ равления «Севрыбхолодфлот», на котором бы не считали, что промысловик старается всучить ему рыбу качеством похуже. А отсюда — взаимные упреки и отсутствие конкрет­ ного виновника. — А зачем нам эти бумаги? — рассудил капитан ПСТ «За­ каменей» Карл Янович Цие- калс и предложил капитанам судов, работающим в составе экспедиции: — Давайте рабо­ тать в «котел». Всю рыбу, сданную на базу «Сергей Ва­ силисин», нужно делить на все ПСТ, Тем самым избегаем фор­ мальностей, а это, что ни го­ вори, требует времени и нер­ вов. Коллеги согласились с опыт­ ным капитаном и решили; быть «котлу». Вот поэтому спокойно отвел свой ПСТ «Климовск» капитан А. С . Кильчевский от борта базы: если базе выгоднее об­ работать ПСТ «Мишуков» — пусть будет так, интересы «Климовска» не ущ ем ляю тся. Но, хотя промысловики и работали в «котел», каждый экипаж ПСТ должен был еж е­ суточно сдать на базу не ме­ нее 24 тонн рыбы. Надо сказать, что это усло­ вие экипажами траулеров в основном соблюдалось, но, когда грянула истинная мой- венная путина, когда, каза­ лось, мойва сама шла в тра­ лы, в налаженном механизме экспедиции начались пробук­ совки. Мет добра безхуда Плавбаза «Сергей Васили­ син» — старое судно. Доба­ вим к этому, что оно уже пятнадцать лет без капиталь- Лишняя ДОЛЖНОСТЬ? Здесь необходимо вернуть­ ся за «круглый стол» «Рыбно­ го Мурмана». Когда зашел разговор о том, кто же дол­ жен руководить экспедицией, заместитель начальника трало­ вого флота по эксплуатации В. С. Орлов сказал так: ♦Руководство экспедицией должно быть централизован­ ным, сосредоточено в одних руках. Иначе «кто в лес. кто по дрова...» Думаю, таким ру­ ководителем должен быть именно капитан-директор плав­ базы... О том — где ловить тоеа: мол, при таком-то опыте и дать промашку?! Или крк- тиннуть напитана-флагмана И. М. Шиловского: мол, как бы-to могли допустить подоб­ ное? Но ведь и капитан-дирек­ тор, и капитан-флагман были далеки от мысли вносить пере­ бой в работу экспедиции. Ска­ жем так: имело место случай­ ное стечение обстоятельств, хотя, находись именно на плав­ базе капитан-флагман ПСТ, этой случайности не было бы, так как капитан-флагман осо­ бенно остро понимал бы всю зависимость базы и от рабо­ ты ПСТ, и от руководства ими Следовательно, есть резон еще раз подумать над предло­ жением В. С. Орлова о введе- Хозяйствовать эффективно О П Р А В Д А Н И Е Н А Д Е Ж Д Что показал опыт работы - автономной флотилией - ■ КАК УСТРАНИТЬ«ПРОБУКСОВКИ»? Щ «РА­ ДИОСКАНДАЛЫ» УПРАЗДНЯЮТСЯ ■ ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ... ХУЖЕ ■ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ РАЗЪЕМЫ? ■ ЛИДЕРЫ ИЛИ НЕ ЛИДЕРЫ? ■ А ПЕРСПЕКТИВ — БОЛЬШЕ ного ремонта, и станет ясно, каково пришлось ее коллек­ тиву, когда мойвенная путина достигла своего апогея, когда каждый ПСТ за один подъем мог взять до 40 тонн мойвы. Капитан-директор базы Ана­ толий Иванович Улатов обра­ тился к капитанам ПСТ: «То­ варищи! Нам очень сложно принимать бесконтактным спо­ собом ваши тоннажи». Однако не прислушались капитаны к голосу капитан-ди.. ректора, видимо, такова пси­ хология промысловика — чем больше, тем лучше... В рас­ смотренном же случае выхо­ дило наоборот. Чем больше рыбы, тем меньше ее было высокого качества, хотя и ра­ ботали на борту базы три тралмейстера от тралового флота и выливка уловов про­ водилась со знанием дела. Как именно? Когда плавба­ за принимала бесконтактным способом большой по тонна­ жу мешок, тралмейстеры вздыхали — естественно, вар­ варство! — доставали ножи и вспарывали мешок с двух сторон — иначе рыбу не вы­ лить. А успевают ли тралмейсте­ ры зачинить вспоротые дели? Нет. Не успевают. И мешки в таком состоянии передавались на ПСТ, экипажи которых, на­ до понимать, не были от это­ го в восторге. К тому же при таком обращении с ору­ диями лова крайне мудрено их экономить — эксплуатаци­ онный срок того же мешка зримо уменьшается. Правда, старший помощник капитан- директора базы Николай Александрович Бензик не про­ шел мимо такого ф акта, по­ дал простое, но в то же вре­ мя эффективное предложение — предусмотреть дополни­ тельные разъемы тралового мешка для бесконтактной ра­ боты. Вполне возможно, что пред­ ложение Н. А. Бензика — не новинка, но мешков с разъ­ емами на базе не встречалось. А они нужны. По предвари­ тельным расчетам один-два разъема на трале сократят скорость выливки улова с 2— 2,5 часов до 30— 40 минут; процент улова, идущего на пищевые цели, возрастет; сни­ зится расход материалов на ремонт мешка, увеличится его эксплуатационный срок. Разумеется, отсутствие таких мешков —- отнюдь не главная проблема. — Нет четкого руководст­ ва экспедицией, — сказал Н. А. Бензик. и как? Это должен решать про­ мысловик, заместитель капи­ тан-директора плавбазы по промыслу. Такой должности нет, но хотя бы в порядке эксперимента следует ввести ее на базе. За счет «Севрыб- холодфлота». Таким образом, единоначалие сохранится не в ущерб рыбакам». Да, опытный капитан, капи­ тан-директор плавбазы «Сер­ гей Василисин» Анатолий Ива­ нович Улатов был наделен организаторами эксперимен­ та обязанностями, если так можно сказать, директора экс­ педиции, но что касается вве­ дения в штат базы его по­ мощника по промыслу — это, очевидно, показалось лишним. И действительно, на первый взгляд, зачем эта должность? Цель у экспедиции одна, об­ щая, и она подчиняет интере­ сы как промысловиков, так и коллектива плавбазы. Что же касается обмена информаци­ ей, то есть для этого радио, и любой возникший вопрос можно разрешить в любое время суток. Но... Как известно, один из ПСТ, работавших в экспедиции, по­ стоянно уходил на разгрузку в порт с промысла «по зеле­ ной». Оставалось четыре ПСТ, которые — обстановка позво­ ляла — вполне справлялись со своей задачей: на плавбазе постоянно была свежая рыба. В одном из таких случаев капитан-директор ПСТ И. М. Шиловский, постоянно находя­ щийся на ПСТ «Закаменск», запросил у базы разрешения отправить еще один ПСТ, «Краснолесье», на выгрузку к БМРТ «Ржев», который прини­ мал рыбу от промысловиков. Разрешение было получено, так как на базе, повторим, был запас свежего сырца, и к тому же И. М. Шиловский на радиосовете обещал попол­ нить этот запас, причем бес­ контактным способом. На плавбазе к этому подготови­ лись. Через несколько часов И. М. Шиловский изменил свое решение, попросил об­ работать «Закаменск» у борта базы контактно. А для этого базе надо идти под укрытие берегов, так как надвигался шторм. Переход, конечно, за­ нимает время. Тем временем запас пище­ вой рыбы на базе подошел к концу; потом выясняется, что ПСТ «Краснолесье», который разгружался на БМРТ «Ржев», занялся хозяйственными рабо­ тами и, не уведомив об этом плавбазу, занимался этим вто­ рые сутки... Чем объяснить сложившуюся ситуацию? Взвалить вину на капитан-директора плавбазы «Сергей Василисин» А. И. Ула- О АКОНЧИЛСЯ эксперимен- v-* тальный рейс автономной флотилии в составе плавбазы «Сергей Василисин» управле­ ния «Севрыбхолодфлот» и пя­ ти посольно-свежьевых трау­ леров Мурманского тралового флота. Как помнит читатель, необ­ ходимость организации такой флотилии обосновал напитан- директор плавбазы «Профессор Баранов» Ю. И. Виденеев в статье «Уверен: это выгодно» («РМ»> Nr 46, 1981 г.). Статья была обсуждена за «нруглым столом» в редакции еженедельника («РМ» N° 2, 1982 г.). Участники разговора — руководители объединения «Севрыба», флотские специа­ листы — одобрили предложе­ ние Ю. И, Виденеева: флотилия была создана. О ее работе на мойвенной путине мы постоян­ но информировали наших чи­ тателей («РМ» N° 4, 11, 15, 17. 1982 г.). Сегодня мы публикуем ста­ тью нашего специального кор­ респондента об итогах экспе­ риментального рейса промыс­ ловой экспедиции. нии в ш тат плавбазы должно­ сти помощника капитан-дирек­ тора по промыслу. Есть еще один немаловаж­ ный фактор, который говорит «за» введение должности по­ мощника капитан-директора базы по промыслу, — органи­ зация социалистического со­ ревнования среди ПСТ, оцен­ ка работы их экипажей. Как это ни странно прозвучит, но и в разгар мойвечной путины не было известно Ктоже впереди — Я с самого начала был против работы на «котел», — говорит Илья Михайлович Ши­ ловский. — Но поскольку идея капитана Циекалса была под­ держана остальными капита­ нами, то, разумеется, й я при­ соединился к ним. Но я все же против «котла». И вот по­ чему. «Котел» нивелирует труд экипажей траулеров, а ведь они работают по-разному. Капитана-флагмана поддер­ живает первый помощник ка­ питана ПСТ «Закаменск» Вла­ димир Алексеевич Ковалев: «Раньше как было? Начало судно отставать, скажем, по вылову, непременно с берега придет РДО : что случилось? Почему? Капитан этого судна, разумеется, старается выпра­ вить положение. А что полу­ чается у нас? У нас работа каждого упрятана в «котел» — все молодцы! А ведь же­ лательно иметь лидера. И тут сама собой вырисовы. вается фигура помощника ка­ питан-директора базы по про­ мыслу. Находясь на борту плавбазы, самолично наблю­ дая, как сдается на нее рыба, каково ее качество, он смог бы объективно оценивать вклад каждого экипажа ПСТ и делать соответствующие вы­ воды об их работе. Учитывая, конечно, и «личные» показате­ ли ПСТ. Что дальше? Эксперимент завершен. Вот что говорят о результа­ тах работы автономной фло­ тилии на мойвенной путине специалисты. Заместитель начальника службы эксплуатации управления «Севрыбхолод­ флот» В. С. КУЗЬМИН : — В первом квартале 1982 года коллектив плавбазы «Сергей Василисин» ребстял лучше, чем другие, *po.ve экипажа плавбазы «Григорий Лысенко». Но эта базе — не­ давно из ремонте, у нее мощ ­ ные морозильные устенсеки. К тому же пришла сне не промысел в разгар мойсен- ной путины, тогда как безе «Сергей Василисин» находи­ лась на промысле с семою начала путины. Вне всякого ссмьения, эксперимент удался. Подена серьезная заявке на использо­ вание экспедиционной с«смы работы в дальних прсмрейо- нах. Начальник отделе добычи М урманского тралового флеча Р. А. ДЕРЕВЕНСКИЙ : — Нас, промысловинсг, кн- тересует использование мощ­ ностей поерльно - С ЕСЖ КНИ траулеров. К сожалению, ус­ ловия работы в автономной флотилии не позволяли до­ биться от них мексимелькой отдачи. Траулеры могли рабо­ тать результативнее, но трю­ мы базы не бездонные... Вместе с тем, хотя един ПСТ длительное время регулярно ходил «по зеленой», вылов у траулеров, работавших с ба­ зой «Сергей Василисин», зна­ чительно больший, чем у дру» гих ПСТ. Почему? Прежде всего потому, что капитаны флотилии не искали, не геде- ли, кому и когда сдаЕать ры­ бу. О тсюда — экономия тро- мыслового Е р е м е н и и ;-е с-ет этой экономии — дополни-, тельные тонны рыбы. Конечно, в работе экспеди­ ции не все шло ровно и гладко — дело новое. Но опыт уже есть, он требует тща­ тельного изучения, чтобы не повторить ошибок в будущ ем, так как, я не сомневеюсь, проведенный эксперимент станет практикой в . иешей , ра­ боте. Заместитель начальнике Мурманского тралового фг.ьте В. С . О РЛОВ: — Управление ('Севрыбхо­ лодфлот» для экспедиции вы­ делило старую , с изношен­ ным технологическим обору­ дованием базу, но тем не ме­ нее коллектив «Сергея Еесц- лисина» со своими зедечгми в основном справлялся. Э тс говорит о том, что ребст* флотилией .— прогрессивный метод, но это, правда, не зна­ чит, что в экспедицию следу­ ет отправлять старые безы. О количестве траулеров. Может сложиться мнение, что п.ять ПСТ нг одну базу — это много. Она не успевает их обрабатывать. Да, это тек но лишь тогда не успеЕает, ког­ да отличная промысловая об­ становка. Когда она похуже, то пять ПСТ — в самый сеэ. Но число ПСТ — пять — нель­ зя считать окончательно ут­ вержденным. Это будет за­ висеть, например, от объекта лова. О перспективах. Онк боль­ шие. ПСТ могут работе™ на любых породах, а' в сопрово­ ждении плаЕбазы — и в отда­ ленных промрайонех. Но. ко­ нечно, предварительно неДО внимательно изучить тот огыт, который уже накоплен. тл Т АК , экспериментальная промысловая экспеди­ ция в составе плавбазы «Сергей Василисин > и пяти посолъно - свежъееых трау­ леров оправдала возложен­ ные на нее надежды — сде­ лан первый шаг в освоении прогрессивного метода ра­ боты. Чтобы сделать второй, более уверенный шаг, необ­ ходимо скрупулезно разо­ брать все допущенные на промысле ошибки вырабо­ тать четкие рекомендации капитанам П С Т . обобщить и распространить опыт раС* ■ передовых экипажей. 11. конечно, организовывать но­ вые флотилии, но уже не в экспериментальные, а е рабочие рейсы. Ю. КА ЗАНЦ ЕВ к*ш спец. корр. Баренцево море. 4 июня 1982 г. ............. « РЫБНЫЙ МУРМАН» : ~ » 1 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz