Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

Л Б ОПАСНОМ пожере, прс- исшедшем е машинном от­ делении БАТ «Капитан Te/foe» Мурманского тралового флота, во всех наших флотах сейчас говорят немало. Выдвигаются разные предположения, слу­ чай обрастает почти невероят­ ными подробностями, а ведь на самом деле было все пре­ дельно просто. И не случай­ ностью, как выяснила провер­ ка, был этот пожар, а, можно сказать, вполне закономерным итогом горе-деятельности су­ довых специалистов. Произо­ шло же Е с е так. 25 января траулер шел в порт. По распоряжению вах­ тенного третьего механика В. П. Воронцова моторист пер­ вого класса А . П. Орлов об­ служивал работающие меха­ низмы. Около половины седь­ мого утра Орлов увидел, что из трубки главного двигателя топливо фонтаном бьет на плиты. — Надо срочно остановить главный двигатель! — доло­ жил Орлов вахтенному меха- йику. Воронцов спокойно посмот­ рел с верхней площадки на место происшествия и молча удалился в ЦПУ. Принял ли он какое-то решение? Трудно сказать. Действия его ограни­ чились телефонным з е о н к о м в кеюту второго механика Б. Ф . Йрюшинине. Видимо, разговор был настолько Ёажен, что Во­ ронцов даже не обратил вни­ мания на слога прибежавшего в ЦПУ электрика А . В. Геен­ на, требовавшего срочно оста­ новить уже дымившийся дви­ гатель. «Знаю», — отмахнулся от надоедливого электрика Во­ ронцов. Электрик не успокоился и доложил о своих опасениях на мостик. «Вызовите старшего механика и первого электро­ механике в машину», — попро­ сил он. Есе эти дсклады-ЕЫзОЕЫ со- риста искали с н о Е в и скова, но... И вдруг на мостике ус­ лышали его бодрый голос: «Нахожусь в румпельном по­ мещении». Да, по расписанию, в мо­ мент борьбы за живучесть Орлов и должен был находить­ ся в румпельном, но ведь об ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ Еершались очень быстро, но... пожар случился еще быстрее — около крышки четвертого цилиндра уже вспыхнуло пла­ м я... Общесудовея тревога подня­ ла на ноги всех. Срочно вы­ ключили вентиляцию, включи­ ли аварийный двигатель, загер- метезировали машинное отде­ ление. А когда стали прове­ рять, все ли люди машинной вахты на месте, выяснилось, что моториста Орлова нигде кет. На разведку, в жар и чад машинного отделения, пошел второй механик. А через не­ сколько минут стармех В. Н. Зимнухов докладывал капита­ ну А . П. Деликатному: — Пожар дошел до верхней площадки. Горят кабельные трассы. В помещении сильная задымленность и высокая тем , пература. Реальна угроза взры- Еа воздушных баллонов. Мо­ гут воспламениться расходные топливные цистерны. Моторист Орлов не найден. Надо сроч­ но тушить пожар объемными средствами. Капитан колебался: тушить- то надо, но ведь в машинном отделении — Орлов... Мото- этом надо было доложить на мостик, назвав номер поста, фамилию, должность. ТЬгда бы не терял экипаж драгоценно­ го времени, «спасая» мото­ риста. Б 6 часов 45 минут приме­ нили огнегасящую жидкость. И только через четверть часа пожар был ликвидирован. Сейчас траулер поставлен * длительный аварийный ремонт. Технические убытки ориенти­ ровочно составили 70 тысяч рублей, убытки от 20-су- точного простоя — 188.700 рублей... Вот в такую «копеечку» обо­ шлась флоту и государству беспечность третьего механи­ ка Воронцова. И совершенно справедливо лишен он дипло­ ма на морское звание механи­ ка третьего разряда. Д умает­ ся, не меньше виноват и стар­ ший механик судна В. Н. Зим­ нухов, не отработавший долж ­ ным образом со своей коман­ дой действий по борьбе за живучесть судна и безопас­ ность плавания. В. ПЕЧЕРКИН, старший ин­ спектор «Севгосрыбфлот- кнепекции». Д АЖ Е В НАШ ВЕК научно- технической революции мореплавание продолжает ос­ таваться отраслью производ­ ства, связанной со значитель­ ной долей риска. Судам гро­ зит буйство стихии, их подсте­ регают опасные встречи с дру­ гими судами при плевании в открытом море в связи с пе­ регруженностью районов про. мм ела ч морских путей. Про­ мысловые суда получают по­ вреждения при швартовках в мере... Но самое-то удиви­ тельное, что и в портах их подстерегают не меньшие опасности >при швартовке, а те и просто на стоянке у причала. В конце апреля 1982 года «Севгосрыбфлотинспекци е й» совместно с представителями пертнадзора проверено со­ стояние причальной линии Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта по части безопасной швартовки к ней судов. Печальная картина предста­ ла перед нами. Из 45 прича­ лов только трем можно деть хорошую оценку по состоя­ нию защиты. Да и какие эти три! Причалы 1 и 2 — новые, оснащенные отбойными при­ способлениями улучшенного типа, причал 45 — тоже но­ вый и эксплуатируется лишь судами, находящимися в ре- ' монте. Деревянные отбойные рамы, предназначенные для защиты судов от повреждений и са­ мих причалов от разрушения, в основном сохранились на причалах 12— 17, 32— 36. Бла­ годаря большому количеству подвесных резиновых, а ме­ стами и плавучих кранцев, швартовка судов к ним впол­ не безопасна. А вот на причалах 3—7, 37, 39, 40, 43, 44 отбойная рама сильно разрушена. Из дерева выпирают крупные болты, ко­ торые очень опасны для швартующихся судов. Для за. щиты этих причалов необходи­ мо довольно много подвес­ ных кранцев, а их как раз и не хватает. Например, ка при­ чалах 10— 11 в двух местах на протяжении почти 15 л<етров нет кранцев вообще, ка при­ чалах 37— 38 кранцы навеше­ ны через 10— 15 метров. Причалы 8— 11 и 42 защи­ щены только подвесными «ранцами на разном уровне по высоте и длине. Конечно же, . такая защита не может У причалов 23, 24, 34 в ма­ лую воду видны бреши в ни­ жней части стенок на протя­ жении 10—20 метров. Причал 18 Еообще в аварийном со­ стоянии. У него разрушено около 30 процентов оголовка и около 20 процентов дере­ вянной стенки. Не лучше вы­ глядит и причел 31, сильно разрушен угол причалов 30— 31. ОПАСНЫЕ ПРИЧАЛЫ быть достаточно эффективной. При давлении судна на при­ чел кранцы утапливаются под оголовок и деформирую тся, а судно кесеется корпусом это­ го железобетонного оголовка, в который вмонтированы крупные обухи. Именно по этой причине ME-6Q2 «Омуль» на причале. 11 получил вмя­ тину в наружной обшивке. Деревянные отбойные рамы, деже тем, где они сравни­ тельно хорошо сохранились, все ревно не герантируют полную защиту судов от пов­ реждений, так как кракцевая защита находится не на долж ­ ном уровне. Брусья отбойных рам деформированы, и при давлении ка них выступающие из дерева крупные болты то­ же могут повредить обшивку судна. Недостаточно хорошо защи­ щены угол причалов 7— 6, юго- западный угол пассажирского плеьпричала и юго-западный угол плавпричала 2-го грузо­ вого района. Этот причал, к которому Ш Е в р т у ю т с я суда е о время испытаний, плохо за­ щищен плавучими кранцами с южной стороны. Жалкое зрелище представ­ ляю т собой деревянные при­ чалы 18— 31, у которых хоро­ шо сохранились только желе­ зобетонные массивы со швар- т о е н ы м и палами. Деревянные же стенки причалов сильно.. изношены и деформированы. Деревянные причалы экс­ плуатируются интенсивно, при­ чем крупнотоннажными суда­ ми, но в течение последних лет на них ремонтировались только настилы. О смотр причалов произво­ дится «Севгосрыбфлотинспек- цией» ежегодно к началу осен­ не-зимнего периода. Вопрос о состоянии причальной линии также ежегодно рассматрива­ ется на совете директоров ВРПО «Севрыба». И постоянно руководство порта обязывают подготовить причальную ли­ нию к работе зимой. Но до настоящего времени эта под­ готовка заключалась лишь в установке подвесных кранцев взамен оборванных, защите кранцами новых разломов в отбойной раме, исправлении защиты углов причелов, ре­ монте настилов и колесоот­ бойной защиты. Сегодня защита ж елезобе. тонных причалов нуждается в реконструкции или, по край­ ней мере, в усилении ее боль­ шим количеством подвесных, а местами и надувных плаву­ чих кранцев. Не пора ли ру­ ководству порта уделить дол­ жное внимание состоянию причальной линии, чтобы, ис­ пользуя летний сезон, приве­ сти ее к наступлению осенне- зимнего периода в безопасное состояние. 3 . БРЕГИН, старший инс­ пектор «Севгосрыбфлст- инспекции». Он спокоен и немногословен. Карел гю национальности, вырос в Заполярье. Уже в 12 лег пас оленье стадо в кол- вицком колхозе. Отсюда, возможно, и неразговорчивость. За­ тем, в годы Великой Отечественной войны, служба на по­ граничном корабле. Там тоже было не до бесед. Так уж,сло­ жилась у человека жизнь, что просто негде было проявить себя в красноречии. 24 года в рыбоохране. Всю жизнь на посту — сначала стерег колхозное стадо, затем встал на стражу рубежей Родины, потом — на охране водоемов. Своеобразная судьба у Валентина Антоновича Прокопьева из Кандалакшской инспекции рыбоохраны. Валентин Антонович хорошо знает водоемы. В прежние времена патрулировал залив на весельной лодке. Потом в его распоряжение выделили моторный бот. Название у него тоже «рыбье» — «Кета». Обычный маршрут: устье реки Нивы — район Ум бы. Беспокойная служба у инспектора рыбоохраны. Прежде чем выйти в море, нужно привести в порядок судно; Хоть и небольшое оно, но забот требует немалых. Правда, в по­ следние годы помогают ему сыновья. У Валентина Антоно­ вича их трое. Школьниками входили в отряд «Голубых па­ трулей». А подросли, выучились делу — кто токарному, кто водительскому — и теперь могут отремонтировать двига­ тель, подправить обшивку на судне. Прокопьев •— человек хозяйственный. У него свой дом. Па вид неказистый — потемневший от времени и от ветров, налетающих с Белого моря, но вместительный. В нем и жи­ вут до сих пор сыновья, хотя уже обзавелись семьями, У дома хозяйственные постройки. В одной из них устроена на­ стоящая мастерская. Здесь есть необходимые инструменты* припасс-нЫ и материалы. А когда все под рукой — и дело спорится. В любую минуту «Кета» может выйти в море. Сейчас трудно даже приблизительно подсчитать, сколько рейсов сделано за минувшие годы, сколько задержано! на­ рушителей. В каких только передрягах не пришлось участ­ вовать! Были угрозы браконьеров, были бессонные ночи; бы­ ли длительные переходы не только морем, но и сушей,; бы­ ли многочасовые засады в морозы, когда стопы ног, каза­ лось, примерзали к сапогам. Часто бывает, что на «Кете» Прокопьев и за судоводи­ теля, и за моториста. —. Так даже надежнее, — говорит Валентин Антонович. — Не всегда можно надеяться на помощника. Зарплата в инспекции маленькая, хороший моторист .не пойдет. Помню, был у меня мотористом Лобашов. Доверил ему нести ноч­ ную вахту. Сам прилег в кубрике. Слышу сквозь сон непо­ нятные шорохи, мелкие удары. Сон как рукой сняло. Вле­ тел в рубку — Лобашов спит. А «Кета» уже считает дни­ щем подводные валуны. Дал задний ход, но поздно. На остров, правда, не налетели, но обратно выгребались на фарватер на веслах да с помощью жерди. Валентин Антонович прекрасно помннт время, когда в водоемах нашего края обильно водилась рыба. Потом они оскудели, но сейчас восстанавливается, например, сельдяное стадо. В иные годы добыча ведется уже сейнерами. — Значит, не зря охраняли селедочку, — говорит Вален­ тин Антонович. — ■Со временем сторицей окупится .наша незаметная работа. А . Б Р Ы С О В . На снимке: (слева направо) работники рыбоохраны Канда­ лакшской инспекции «Мурмгнрыбвода» Николай Иванович Рома­ нов и Валентин Антонович Прокопьев. Фото автора. Нет предела совершенству В объединении «Мурманская судоверфь» немало новаторов. Активное участие в творчес­ кой работе принимают кол­ лективы слипо-докового, энергетического цехов, о тде­ лов главного конструктора и главного технолога головного предприятия, коллективы технолого . конструкторско го ' бюро и корпусно-сварочного цеха СРЗ-1, К 0 рпусн 0 -Д 0 К 0 Е 0 - го цехе и группы .подготовки производства СРЗ-2. В 1981 году в объединении внедрено в производство 830 рацпредложений и два изо­ бретения. Среди наиболее от­ личившихся в ^Техническом творчестве — коллективы тех­ нологе - конструкторского бю­ ро СРЗ-1 и слесарно-мехени- ческого цеха СРЗ-2. Они на­ граждены, соответственно, денежной премией и льготной путевкой в Дом отдыха. - В. СТРИГУНОБА, коррес­ пондент многотиражной газеты «Судоремонтник». 4 стр. =«РЫБНЫЙ МУРМАН» 4 июня 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz