Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
Л Б ОПАСНОМ пожере, прс- исшедшем е машинном от делении БАТ «Капитан Te/foe» Мурманского тралового флота, во всех наших флотах сейчас говорят немало. Выдвигаются разные предположения, слу чай обрастает почти невероят ными подробностями, а ведь на самом деле было все пре дельно просто. И не случай ностью, как выяснила провер ка, был этот пожар, а, можно сказать, вполне закономерным итогом горе-деятельности су довых специалистов. Произо шло же Е с е так. 25 января траулер шел в порт. По распоряжению вах тенного третьего механика В. П. Воронцова моторист пер вого класса А . П. Орлов об служивал работающие меха низмы. Около половины седь мого утра Орлов увидел, что из трубки главного двигателя топливо фонтаном бьет на плиты. — Надо срочно остановить главный двигатель! — доло жил Орлов вахтенному меха- йику. Воронцов спокойно посмот рел с верхней площадки на место происшествия и молча удалился в ЦПУ. Принял ли он какое-то решение? Трудно сказать. Действия его ограни чились телефонным з е о н к о м в кеюту второго механика Б. Ф . Йрюшинине. Видимо, разговор был настолько Ёажен, что Во ронцов даже не обратил вни мания на слога прибежавшего в ЦПУ электрика А . В. Геен на, требовавшего срочно оста новить уже дымившийся дви гатель. «Знаю», — отмахнулся от надоедливого электрика Во ронцов. Электрик не успокоился и доложил о своих опасениях на мостик. «Вызовите старшего механика и первого электро механике в машину», — попро сил он. Есе эти дсклады-ЕЫзОЕЫ со- риста искали с н о Е в и скова, но... И вдруг на мостике ус лышали его бодрый голос: «Нахожусь в румпельном по мещении». Да, по расписанию, в мо мент борьбы за живучесть Орлов и должен был находить ся в румпельном, но ведь об ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ Еершались очень быстро, но... пожар случился еще быстрее — около крышки четвертого цилиндра уже вспыхнуло пла м я... Общесудовея тревога подня ла на ноги всех. Срочно вы ключили вентиляцию, включи ли аварийный двигатель, загер- метезировали машинное отде ление. А когда стали прове рять, все ли люди машинной вахты на месте, выяснилось, что моториста Орлова нигде кет. На разведку, в жар и чад машинного отделения, пошел второй механик. А через не сколько минут стармех В. Н. Зимнухов докладывал капита ну А . П. Деликатному: — Пожар дошел до верхней площадки. Горят кабельные трассы. В помещении сильная задымленность и высокая тем , пература. Реальна угроза взры- Еа воздушных баллонов. Мо гут воспламениться расходные топливные цистерны. Моторист Орлов не найден. Надо сроч но тушить пожар объемными средствами. Капитан колебался: тушить- то надо, но ведь в машинном отделении — Орлов... Мото- этом надо было доложить на мостик, назвав номер поста, фамилию, должность. ТЬгда бы не терял экипаж драгоценно го времени, «спасая» мото риста. Б 6 часов 45 минут приме нили огнегасящую жидкость. И только через четверть часа пожар был ликвидирован. Сейчас траулер поставлен * длительный аварийный ремонт. Технические убытки ориенти ровочно составили 70 тысяч рублей, убытки от 20-су- точного простоя — 188.700 рублей... Вот в такую «копеечку» обо шлась флоту и государству беспечность третьего механи ка Воронцова. И совершенно справедливо лишен он дипло ма на морское звание механи ка третьего разряда. Д умает ся, не меньше виноват и стар ший механик судна В. Н. Зим нухов, не отработавший долж ным образом со своей коман дой действий по борьбе за живучесть судна и безопас ность плавания. В. ПЕЧЕРКИН, старший ин спектор «Севгосрыбфлот- кнепекции». Д АЖ Е В НАШ ВЕК научно- технической революции мореплавание продолжает ос таваться отраслью производ ства, связанной со значитель ной долей риска. Судам гро зит буйство стихии, их подсте регают опасные встречи с дру гими судами при плевании в открытом море в связи с пе регруженностью районов про. мм ела ч морских путей. Про мысловые суда получают по вреждения при швартовках в мере... Но самое-то удиви тельное, что и в портах их подстерегают не меньшие опасности >при швартовке, а те и просто на стоянке у причала. В конце апреля 1982 года «Севгосрыбфлотинспекци е й» совместно с представителями пертнадзора проверено со стояние причальной линии Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта по части безопасной швартовки к ней судов. Печальная картина предста ла перед нами. Из 45 прича лов только трем можно деть хорошую оценку по состоя нию защиты. Да и какие эти три! Причалы 1 и 2 — новые, оснащенные отбойными при способлениями улучшенного типа, причал 45 — тоже но вый и эксплуатируется лишь судами, находящимися в ре- ' монте. Деревянные отбойные рамы, предназначенные для защиты судов от повреждений и са мих причалов от разрушения, в основном сохранились на причалах 12— 17, 32— 36. Бла годаря большому количеству подвесных резиновых, а ме стами и плавучих кранцев, швартовка судов к ним впол не безопасна. А вот на причалах 3—7, 37, 39, 40, 43, 44 отбойная рама сильно разрушена. Из дерева выпирают крупные болты, ко торые очень опасны для швартующихся судов. Для за. щиты этих причалов необходи мо довольно много подвес ных кранцев, а их как раз и не хватает. Например, ка при чалах 10— 11 в двух местах на протяжении почти 15 л<етров нет кранцев вообще, ка при чалах 37— 38 кранцы навеше ны через 10— 15 метров. Причалы 8— 11 и 42 защи щены только подвесными «ранцами на разном уровне по высоте и длине. Конечно же, . такая защита не может У причалов 23, 24, 34 в ма лую воду видны бреши в ни жней части стенок на протя жении 10—20 метров. Причал 18 Еообще в аварийном со стоянии. У него разрушено около 30 процентов оголовка и около 20 процентов дере вянной стенки. Не лучше вы глядит и причел 31, сильно разрушен угол причалов 30— 31. ОПАСНЫЕ ПРИЧАЛЫ быть достаточно эффективной. При давлении судна на при чел кранцы утапливаются под оголовок и деформирую тся, а судно кесеется корпусом это го железобетонного оголовка, в который вмонтированы крупные обухи. Именно по этой причине ME-6Q2 «Омуль» на причале. 11 получил вмя тину в наружной обшивке. Деревянные отбойные рамы, деже тем, где они сравни тельно хорошо сохранились, все ревно не герантируют полную защиту судов от пов реждений, так как кракцевая защита находится не на долж ном уровне. Брусья отбойных рам деформированы, и при давлении ка них выступающие из дерева крупные болты то же могут повредить обшивку судна. Недостаточно хорошо защи щены угол причалов 7— 6, юго- западный угол пассажирского плеьпричала и юго-западный угол плавпричала 2-го грузо вого района. Этот причал, к которому Ш Е в р т у ю т с я суда е о время испытаний, плохо за щищен плавучими кранцами с южной стороны. Жалкое зрелище представ ляю т собой деревянные при чалы 18— 31, у которых хоро шо сохранились только желе зобетонные массивы со швар- т о е н ы м и палами. Деревянные же стенки причалов сильно.. изношены и деформированы. Деревянные причалы экс плуатируются интенсивно, при чем крупнотоннажными суда ми, но в течение последних лет на них ремонтировались только настилы. О смотр причалов произво дится «Севгосрыбфлотинспек- цией» ежегодно к началу осен не-зимнего периода. Вопрос о состоянии причальной линии также ежегодно рассматрива ется на совете директоров ВРПО «Севрыба». И постоянно руководство порта обязывают подготовить причальную ли нию к работе зимой. Но до настоящего времени эта под готовка заключалась лишь в установке подвесных кранцев взамен оборванных, защите кранцами новых разломов в отбойной раме, исправлении защиты углов причелов, ре монте настилов и колесоот бойной защиты. Сегодня защита ж елезобе. тонных причалов нуждается в реконструкции или, по край ней мере, в усилении ее боль шим количеством подвесных, а местами и надувных плаву чих кранцев. Не пора ли ру ководству порта уделить дол жное внимание состоянию причальной линии, чтобы, ис пользуя летний сезон, приве сти ее к наступлению осенне- зимнего периода в безопасное состояние. 3 . БРЕГИН, старший инс пектор «Севгосрыбфлст- инспекции». Он спокоен и немногословен. Карел гю национальности, вырос в Заполярье. Уже в 12 лег пас оленье стадо в кол- вицком колхозе. Отсюда, возможно, и неразговорчивость. За тем, в годы Великой Отечественной войны, служба на по граничном корабле. Там тоже было не до бесед. Так уж,сло жилась у человека жизнь, что просто негде было проявить себя в красноречии. 24 года в рыбоохране. Всю жизнь на посту — сначала стерег колхозное стадо, затем встал на стражу рубежей Родины, потом — на охране водоемов. Своеобразная судьба у Валентина Антоновича Прокопьева из Кандалакшской инспекции рыбоохраны. Валентин Антонович хорошо знает водоемы. В прежние времена патрулировал залив на весельной лодке. Потом в его распоряжение выделили моторный бот. Название у него тоже «рыбье» — «Кета». Обычный маршрут: устье реки Нивы — район Ум бы. Беспокойная служба у инспектора рыбоохраны. Прежде чем выйти в море, нужно привести в порядок судно; Хоть и небольшое оно, но забот требует немалых. Правда, в по следние годы помогают ему сыновья. У Валентина Антоно вича их трое. Школьниками входили в отряд «Голубых па трулей». А подросли, выучились делу — кто токарному, кто водительскому — и теперь могут отремонтировать двига тель, подправить обшивку на судне. Прокопьев •— человек хозяйственный. У него свой дом. Па вид неказистый — потемневший от времени и от ветров, налетающих с Белого моря, но вместительный. В нем и жи вут до сих пор сыновья, хотя уже обзавелись семьями, У дома хозяйственные постройки. В одной из них устроена на стоящая мастерская. Здесь есть необходимые инструменты* припасс-нЫ и материалы. А когда все под рукой — и дело спорится. В любую минуту «Кета» может выйти в море. Сейчас трудно даже приблизительно подсчитать, сколько рейсов сделано за минувшие годы, сколько задержано! на рушителей. В каких только передрягах не пришлось участ вовать! Были угрозы браконьеров, были бессонные ночи; бы ли длительные переходы не только морем, но и сушей,; бы ли многочасовые засады в морозы, когда стопы ног, каза лось, примерзали к сапогам. Часто бывает, что на «Кете» Прокопьев и за судоводи теля, и за моториста. —. Так даже надежнее, — говорит Валентин Антонович. — Не всегда можно надеяться на помощника. Зарплата в инспекции маленькая, хороший моторист .не пойдет. Помню, был у меня мотористом Лобашов. Доверил ему нести ноч ную вахту. Сам прилег в кубрике. Слышу сквозь сон непо нятные шорохи, мелкие удары. Сон как рукой сняло. Вле тел в рубку — Лобашов спит. А «Кета» уже считает дни щем подводные валуны. Дал задний ход, но поздно. На остров, правда, не налетели, но обратно выгребались на фарватер на веслах да с помощью жерди. Валентин Антонович прекрасно помннт время, когда в водоемах нашего края обильно водилась рыба. Потом они оскудели, но сейчас восстанавливается, например, сельдяное стадо. В иные годы добыча ведется уже сейнерами. — Значит, не зря охраняли селедочку, — говорит Вален тин Антонович. — ■Со временем сторицей окупится .наша незаметная работа. А . Б Р Ы С О В . На снимке: (слева направо) работники рыбоохраны Канда лакшской инспекции «Мурмгнрыбвода» Николай Иванович Рома нов и Валентин Антонович Прокопьев. Фото автора. Нет предела совершенству В объединении «Мурманская судоверфь» немало новаторов. Активное участие в творчес кой работе принимают кол лективы слипо-докового, энергетического цехов, о тде лов главного конструктора и главного технолога головного предприятия, коллективы технолого . конструкторско го ' бюро и корпусно-сварочного цеха СРЗ-1, К 0 рпусн 0 -Д 0 К 0 Е 0 - го цехе и группы .подготовки производства СРЗ-2. В 1981 году в объединении внедрено в производство 830 рацпредложений и два изо бретения. Среди наиболее от личившихся в ^Техническом творчестве — коллективы тех нологе - конструкторского бю ро СРЗ-1 и слесарно-мехени- ческого цеха СРЗ-2. Они на граждены, соответственно, денежной премией и льготной путевкой в Дом отдыха. - В. СТРИГУНОБА, коррес пондент многотиражной газеты «Судоремонтник». 4 стр. =«РЫБНЫЙ МУРМАН» 4 июня 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz