Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
З А ВНУШИТ Е Л Ь Н Ы М И РАЗМ ЕРАМИ промысло вых и транспортных судов м а ленькие и юркие буксиры м а лозаметны. Однако значитель ны результаты их труда — более тридцати судопереста- нозок ежесуточно обеспечива ют эти незаменимые портовые трудяги. Быстрый рост тоннажа ф ло та Северного бассейна потре бовал интенсификации бук сировочных работ без увели чения численности портовых буксиров На примере буксирного теплохода «Гонец», инициато ра социалистического сорев нования на приз имени капи тана В. П. Пономарева среди однотипных судов Мурман ского морского рыбного пор та, попробую рассказать о том, как Решаются производ ственные задачи без ущерба безопасности мореплавания. С момента ввода буксира а эксплуатацию его коллектив начал работать сокращенным штатом, без деления на па лубную и машинную команды. Несмотря на новизну в орга низации труда на мостике и в машинном отделении, экипаж «Гонца» взял хороший старт в одиннадцатой пятилетке. План и социалистические обязатель ства на 1981 год были выпол нены к 25 октября, обеспече на безаварийная обработка 3693 судов. Многие успехи экипажа кажутся естественны ми: на передовом судне так и должно быть. Но сколько сил, энергии, творческой ини циативы требуется всему кол лективу, чтобы с честью удер живать свою трудовую славу! Буксировка в узкости, а рай оне большой скученности су дов, стоящих в несколько кор пусов у причалов рыбного порта, интенсивное движение в южном колене Кольского залива — плохой подарок для судоводителя - механика. Бук сир находится все время на маневрах, и вахтенный несет ответственность не только за свое судно, но и за букси руемый траулер. А возмож ность повреждения при пере- швартовках в порту, к сожа лению, не исключена. Обеспечение безопасности плавания, по мнению капита на— сменного механика букси ра «Гонец» Ф едора Ивановича Ошонкова, во многом зависит от подбора и расстановки кад ров на судне. Поэтому он весьма придирчиво относит ся к специалистам, направля емым на буксир отделом кад ров портофлота. Ведь совме щение профессий налагает по вышенную ответственность за обеспечение постоянной го товности к использованию су довых технических средств не только на командира вахты, но и на рядовых членов экипажа. Почему? Да потому, что су доводитель, концентрируя внимание на выполняемой бук сировочной работе, не может одновременно вести контроль за работой судовой энергети ческой установки. На букси ре «Гонец» в этом ему помо гают два матроса - моториста, причем бывший моторист I класса, освоивший смежную специальность матроса, обес печивает работу силовой уста новки, а матрос - моторист II класса, из числа матросов, привлекается к палубным ра ботам. Требовательность и доверие, контроль и инициатива вах тенных командиров обеспечи вают содержание закреплен ного за ними заведования в соответствии с Положением о технической эксплуатации ф ло та рыбной промышленности. Знания и практические на выки матросов - мотористоз I класса А. И. Жиганова, О . В. Стробыкина, С . Ф . Верейкина и боцмана Н. В. Кокунова, ра ботающих на судне со време ни ввода его в эксплуатацию, позволяют использовать пре имущества саморемонта при проведении технического об служивания механизмов. Толь ко в 1981 году экипаж буксира отработал на саморзмонте 1400 нормо-часоз. Поддерж а ние судна и его технических средств в исправном состоя нии и выполнение ремонта универсальным экипажем за служивает особого внимания, ведь в течение четырех лет эксплуатации на буксире не было ни одной аварийной си туации. А все те единичные мелкие неисправности, ко торые заранее предусмотреть и устранить не удавалось, сво евременно локализовывались без вывода из эксплуатации судовой энергетической уста новки. При этом на помощь матросу - мотористу I класса приходил товарищ по вахте. Совместными усилиями не поладки устранялись быстро. Словом, каждый судоводитель- механик является главным диспетчером на своей вахте, управляя буксиром и деятель ностью личного состава. Совмещение эксплуатацион ных и ремонтных специально стей требует высокой квали фикации мотористов, а обес печить необходимый уровень этой квалификации помогает еженедельная двухчасовая техническая учеба. Под ру ководством опытного настав ника, старшего механика — сменного помощника капи тана В. В. Юдина они знако мятся с правилами техниче ской эксплуатации механиз мов, заводскими инструкция ми. Каждый вторник проводится «командирский Час», где ко мандный состав применитель но к своему судну разбирает аварийные случаи как с суда ми портового флота, так и с судами других предприятий, знакомится с новыми приказа ми и нормативными докумен тами. Постоянное профессио нальное совершенствование и высокое чувство долга, свя занное е необходимостью са мостоятельно выполнять рас ширившиеся обязанности, по зволило экипажу буксира «Го нец» при очередных освиде тельствованиях Регистра по лучить только хорошие оцен ки. Успешно решая вопросы тех нической эксплуатации, на буксире не забывают и об обе спечении навигационной без опасности плаваний. Здесь понимают, что уверенные дей ствия вахтенного штурмана на ходятся в прямой зависимости от его опыта. Условия для буксировочных работ у различных причалов М урманского морского рыбно го порта неодинаковы и до вольно сложны для молодых специалистоз-механиков, име ющих всего двухмесячный срок стажировки в этой долж ности. Неуютно и одиноко вначале чувствовал себя на мостике буксира и молодой сменный помощник — смен ный механик В. Г. Дронов. Опыт маленький, а отвлекись он даже на некоторое время на выполнение операций по определению местонахожде ния судна или для записи по лученных результатов в чер новой журнал, уже ослаблено и наблюдение за окружающей обстановкой, и прослушивание эфира не на уровне, и нару шен четкий ритм в исполнении команд лоцмана... Изжить вол нение и излишнюю суетли вость а работе Дроноау по могли опытные наставники: капитан Ф . И. Ошонков, стар ший помощник — сменный механик В. И. Звягин, которые для счисления пути судна раз работали специальную табли цу, тем самым ощутимо со кратив время выполнения этой операции. Таким образом, деловитость, умение найти и осуществить наиболее правильное, наибо лее эффективное решение производственной задачи и позволило экипажу буксирно го теплохода «Гонец» по ито гам 1981 года завоевать приз имени капитана В. П. Понома рева за обеспечение безава рийной обработки судов а порту. В. МИКОЛЮК, инженер ЦПКТБ. «ЗОЛОТОЙ МЕРКУРИЙ» - Л А Т В И Й С К О М У П А Р О Х О Д С Т В У Латвийское морское паро ходство за прогресс в разви тии судоходства, портового хо зяйства, за содействие в ук реплении контактов с зару бежными странами награж дено Международной премией «Золотой Меркурий» 1981 го да. Латвийские моряки захо д ят более чем а 100 портоз мира. В одиннадцатой пяти летке а соответствии s О с новными направлениями флот пароходства быстро развива ется, расширяются его порты. В Риге вошел в строй один из крупнейших в Европе контей нерный терминал, Латвийские моряки — ини циаторы интернационального социалистического соревно вания «Мост дружбы» между портами Риги и Ростока (ГДР). В операцию «Мост друж бы» вместе с моряками включились также и портови ки - докеры, судоремонтники и судостроители двух брат ских социалистических стран. На снимке: международная премия—«Золотой Меркурий», которой награждено Латвий ское морское пароходство. Фотохроника ТАСС. № и я !11*П1Н!1Н11||Д1 ВАШ ДРУГ БУКСИР | | ЕЛО ВЕКА ОСВОБОДИЛИ от занимаемой долж- * ности. За вопиющие нарушения, допущенные им в работе. Проходит время, и вдруг видим: уволенный граж данин, занимавший прежде руководящую долж ность, снова сидит в «ответственном» кресле. Снова руководит! Находятся, значит, у него «спасатели», которые, об ходя все нормы служебной и моральной этики, не взирая на представления следственных органов, на родного контроля, протесты общественности, снова сажают его в «начальственное» кресло. И ходит этот человек, насмешливо поглядывая на тех, кто уличил его в махинациях: что, дескать, съели? Я-то опять начальник, а вы со своими донкихотскими замашками остались в дураках... «В 1979 году на бывшего директора магазина «Полюс» рыбкоопа «Мурманскжилстроя» В. Ф. Сажина мы писали жалобу председателю правления облрыбо- ловпотребсоюза т. Белоусову и в народный контроль, так нак Сажин грубо нарушил правила продажи това ров повышенного спроса, — пишут читательницы Му равьева и Иванова. — На нашу жалобу ответил рабо тавший тогда заместителем председателя правления облрыболовпотребсоюза т. Трусилов. Он сообщил, что Сажин освобожден от работы. Я, Иванова Н. Г., была на приеме у начальника управления торговли. Он меня заверил, что Сажин никогда на руководящей должности работать не будет. А потом пришла по де лам в облрыболоапотребсоюз и встречаюсь в коридоре с Сажиным. Я зашла к секретарю и спросила: кем ра ботает Сажин? Она мне говорит: директором горкооп- торга. В голове не укладывается, нак можно такому чело веку сноза доверять руководящую должность.,. МУРАВЬЕВА, ИВАНОВА». Может быть, читательницы погорячились? И не та кие уж серьезные нарушения допущены Сажиным в его бытность директором «Полюса»? Письмо было по слано в областную прокуратуру с просьбой прове рить факты. Вот что ответил по поводу случившегося заместитель прокурора области В. А. Клочков: «...По указанию Сажина из магазина «Полюс» в ма газин № 21 были переведены меховые изделия (муж ские полушубки, песцовые воротники и т. д.) на сум му более 9 тысяч рублей, хотя ассортиментным переч нем продажа меховых изделий там не предусмотрена. Сажин не выполнил предписание госторгинспекции и комитета народного контроля и припрятанные товары в свободную продажу не пустил, а спрятал их сначала в тамбуре магазина, а потом вывез в неизвестном на правлении. Через день эти меховые изделия были обнаружены в кабинете начальника участка башенных нранов Макеева». Ну и ну! Тут только руками можно разводить. Хо- гж п яннш вню ш м нмш нвняям вмм рошим хозяйчиком показал себя Сажин! На торг- инспекцию, на народный контроль плевал с высоты башенных кранов, обвешанных песцовыми воротника ми и укутанных полушубками. За такие безобразия снятие с работы — это, по жалуй, самое безобидное наказание. И действительно, как пишут читательницы, з го лове не укладывается, как может такой человек снова быть руководителем. Мы встретились с заместителем председателя обл рыболовпотребсоюза по кадрам Н. Д . Яловым. Я по интересовалась деловой биографией Сажина. О каза лось, что он поменял множество мест работы: мага зин «Волна», база «Росхозторг», госторгинспекция и т. д. Но нигде долго не задерживался. А точнее, не знали, как от него избавиться. — Относился к работе по-барски, — говорит началь ник госторгинспекции К. П. Полысалов, с которым мы потом беседовали. — Задания не выполнял, учинял склоки, — сообщи ли в «Росхозторге», — мы очень удивились, когда узнали, что он директор горкоопторга. После истории с припрятыванием меховых изделий рыбкооп «Мурманскжилстроя» уволил Сажина. Более того, его исключили из кандидатов в члены партии. И тут вдруг появляются спасатели: руководители облрыболовпотребсоюза. Они восстанавливают Сажи на на работе, чтобы дать возможность уйти по пере воду, берут к себе в аппарат, а потом назначают его директором горкоопторга. — Он пишет диссертацию на тему кооперативной торговли, — обосновал это решение Николай Дмит риевич Яловой. А если бы он писал диссертацию на тему работы с кадрами? Какую должность предложили бы ему в облрыболовпотребсоюзе? / Задумывались ли «спасатели», каков авторитет у подобного руководителя и что думают о нем его подчиненные? Заметим, что каждый руководитель — это, прежде всего, воспитатель коллектива. А как мо жет Сажин воспитывать людей? На каких примерах собственной биографии? В областной печати не раз появлялись материалы о тех, кто припрятывает товары, пользующиеся повы шенным спросом, кто нарушает правила советской торговли. Сейчас в связи с принятием новых допол нений к статьям Уголовного кодекса РСФ С Р , где го ворится о том, что припрятывание товаров наказыва ется в уголовном порядке, руководители торговых предприятий должны особенно остро реагировать на подобные случаи. Но на деле не всегда получается так. В прошлом году сотрудники О БХС С обнаружили в магазину № 42 (центральном гастрономе г, Мурманска) при» прятанными разные дефицитные продукты на сумму около полутора тысяч рублей, в том числе две бочку твердокопченой колбасы высшего сорта, которые пролежали «забытыми» среди мусора и тряпья в подсобном помещении ровно... год. Все это, естественно, знали и директор магазина Черновол, и ее подчиненные. Как же реагировал горпищеторг на такой случай и на статью в печати? Может быть, директор серьез но наказана и понижена в должности? Отнюдь! Сей час Черновол руководит новым универсамом, что на Кольском проспекте. Комментарии, как говорится, излишни... I / ЧЕМУ МОЖ ЕТ ПРИВЕСТИ подобная беспринцип- “ ность, мы расскажем далее. В 1976 году прораб Кировского участка Мурман-, ского монтажного управления «Центросантехмонтаж» Ю . Р. Плотников был привлечен к уголовной ответ* ственности за хищения социалистической собствен ности, суд приговорил его к одному году исправи тельно-трудовых работ. — Не успели мы закончить перечисление 20 про центов его заработка в пользу государства по приго» вору суда, — рассказывают бухгалтера, — как, смот рим, Плотников уже назначен начальником того са мого участка, где до суда работал прорабом. Вот те раз: Плотникова сажают в кресло начальника и доверяю т ему огромные материальные ценности. Чем он и не преминул воспользоваться. Стал тащить со стройки все, что под руку попадется: железобе тонные блоки, стеновую панель, металлические репь- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 25 июня 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz