Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

З А ВНУШИТ Е Л Ь Н Ы М И РАЗМ ЕРАМИ промысло­ вых и транспортных судов м а­ ленькие и юркие буксиры м а­ лозаметны. Однако значитель­ ны результаты их труда — более тридцати судопереста- нозок ежесуточно обеспечива­ ют эти незаменимые портовые трудяги. Быстрый рост тоннажа ф ло ­ та Северного бассейна потре­ бовал интенсификации бук­ сировочных работ без увели­ чения численности портовых буксиров На примере буксирного теплохода «Гонец», инициато­ ра социалистического сорев­ нования на приз имени капи­ тана В. П. Пономарева среди однотипных судов Мурман­ ского морского рыбного пор­ та, попробую рассказать о том, как Решаются производ­ ственные задачи без ущерба безопасности мореплавания. С момента ввода буксира а эксплуатацию его коллектив начал работать сокращенным штатом, без деления на па­ лубную и машинную команды. Несмотря на новизну в орга­ низации труда на мостике и в машинном отделении, экипаж «Гонца» взял хороший старт в одиннадцатой пятилетке. План и социалистические обязатель­ ства на 1981 год были выпол­ нены к 25 октября, обеспече­ на безаварийная обработка 3693 судов. Многие успехи экипажа кажутся естественны­ ми: на передовом судне так и должно быть. Но сколько сил, энергии, творческой ини­ циативы требуется всему кол­ лективу, чтобы с честью удер­ живать свою трудовую славу! Буксировка в узкости, а рай­ оне большой скученности су­ дов, стоящих в несколько кор­ пусов у причалов рыбного порта, интенсивное движение в южном колене Кольского залива — плохой подарок для судоводителя - механика. Бук­ сир находится все время на маневрах, и вахтенный несет ответственность не только за свое судно, но и за букси­ руемый траулер. А возмож­ ность повреждения при пере- швартовках в порту, к сожа­ лению, не исключена. Обеспечение безопасности плавания, по мнению капита­ на— сменного механика букси­ ра «Гонец» Ф едора Ивановича Ошонкова, во многом зависит от подбора и расстановки кад­ ров на судне. Поэтому он весьма придирчиво относит­ ся к специалистам, направля­ емым на буксир отделом кад­ ров портофлота. Ведь совме­ щение профессий налагает по­ вышенную ответственность за обеспечение постоянной го­ товности к использованию су­ довых технических средств не только на командира вахты, но и на рядовых членов экипажа. Почему? Да потому, что су­ доводитель, концентрируя внимание на выполняемой бук­ сировочной работе, не может одновременно вести контроль за работой судовой энергети­ ческой установки. На букси­ ре «Гонец» в этом ему помо­ гают два матроса - моториста, причем бывший моторист I класса, освоивший смежную специальность матроса, обес­ печивает работу силовой уста­ новки, а матрос - моторист II класса, из числа матросов, привлекается к палубным ра­ ботам. Требовательность и доверие, контроль и инициатива вах­ тенных командиров обеспечи­ вают содержание закреплен­ ного за ними заведования в соответствии с Положением о технической эксплуатации ф ло ­ та рыбной промышленности. Знания и практические на­ выки матросов - мотористоз I класса А. И. Жиганова, О . В. Стробыкина, С . Ф . Верейкина и боцмана Н. В. Кокунова, ра­ ботающих на судне со време­ ни ввода его в эксплуатацию, позволяют использовать пре­ имущества саморемонта при проведении технического об­ служивания механизмов. Толь­ ко в 1981 году экипаж буксира отработал на саморзмонте 1400 нормо-часоз. Поддерж а­ ние судна и его технических средств в исправном состоя­ нии и выполнение ремонта универсальным экипажем за­ служивает особого внимания, ведь в течение четырех лет эксплуатации на буксире не было ни одной аварийной си­ туации. А все те единичные мелкие неисправности, ко­ торые заранее предусмотреть и устранить не удавалось, сво­ евременно локализовывались без вывода из эксплуатации судовой энергетической уста­ новки. При этом на помощь матросу - мотористу I класса приходил товарищ по вахте. Совместными усилиями не­ поладки устранялись быстро. Словом, каждый судоводитель- механик является главным диспетчером на своей вахте, управляя буксиром и деятель­ ностью личного состава. Совмещение эксплуатацион­ ных и ремонтных специально­ стей требует высокой квали­ фикации мотористов, а обес­ печить необходимый уровень этой квалификации помогает еженедельная двухчасовая техническая учеба. Под ру­ ководством опытного настав­ ника, старшего механика — сменного помощника капи­ тана В. В. Юдина они знако­ мятся с правилами техниче­ ской эксплуатации механиз­ мов, заводскими инструкция­ ми. Каждый вторник проводится «командирский Час», где ко­ мандный состав применитель­ но к своему судну разбирает аварийные случаи как с суда­ ми портового флота, так и с судами других предприятий, знакомится с новыми приказа­ ми и нормативными докумен­ тами. Постоянное профессио­ нальное совершенствование и высокое чувство долга, свя­ занное е необходимостью са­ мостоятельно выполнять рас­ ширившиеся обязанности, по­ зволило экипажу буксира «Го­ нец» при очередных освиде­ тельствованиях Регистра по­ лучить только хорошие оцен­ ки. Успешно решая вопросы тех­ нической эксплуатации, на буксире не забывают и об обе­ спечении навигационной без­ опасности плаваний. Здесь понимают, что уверенные дей­ ствия вахтенного штурмана на­ ходятся в прямой зависимости от его опыта. Условия для буксировочных работ у различных причалов М урманского морского рыбно­ го порта неодинаковы и до­ вольно сложны для молодых специалистоз-механиков, име­ ющих всего двухмесячный срок стажировки в этой долж ­ ности. Неуютно и одиноко вначале чувствовал себя на мостике буксира и молодой сменный помощник — смен­ ный механик В. Г. Дронов. Опыт маленький, а отвлекись он даже на некоторое время на выполнение операций по определению местонахожде­ ния судна или для записи по­ лученных результатов в чер­ новой журнал, уже ослаблено и наблюдение за окружающей обстановкой, и прослушивание эфира не на уровне, и нару­ шен четкий ритм в исполнении команд лоцмана... Изжить вол­ нение и излишнюю суетли­ вость а работе Дроноау по­ могли опытные наставники: капитан Ф . И. Ошонков, стар­ ший помощник — сменный механик В. И. Звягин, которые для счисления пути судна раз­ работали специальную табли­ цу, тем самым ощутимо со­ кратив время выполнения этой операции. Таким образом, деловитость, умение найти и осуществить наиболее правильное, наибо­ лее эффективное решение производственной задачи и позволило экипажу буксирно­ го теплохода «Гонец» по ито­ гам 1981 года завоевать приз имени капитана В. П. Понома­ рева за обеспечение безава­ рийной обработки судов а порту. В. МИКОЛЮК, инженер ЦПКТБ. «ЗОЛОТОЙ МЕРКУРИЙ» - Л А Т В И Й С К О М У П А Р О Х О Д С Т В У Латвийское морское паро­ ходство за прогресс в разви­ тии судоходства, портового хо­ зяйства, за содействие в ук­ реплении контактов с зару­ бежными странами награж­ дено Международной премией «Золотой Меркурий» 1981 го­ да. Латвийские моряки захо­ д ят более чем а 100 портоз мира. В одиннадцатой пяти­ летке а соответствии s О с­ новными направлениями флот пароходства быстро развива­ ется, расширяются его порты. В Риге вошел в строй один из крупнейших в Европе контей­ нерный терминал, Латвийские моряки — ини­ циаторы интернационального социалистического соревно­ вания «Мост дружбы» между портами Риги и Ростока (ГДР). В операцию «Мост друж ­ бы» вместе с моряками включились также и портови­ ки - докеры, судоремонтники и судостроители двух брат­ ских социалистических стран. На снимке: международная премия—«Золотой Меркурий», которой награждено Латвий­ ское морское пароходство. Фотохроника ТАСС. № и я !11*П1Н!1Н11||Д1 ВАШ ДРУГ БУКСИР | | ЕЛО ВЕКА ОСВОБОДИЛИ от занимаемой долж- * ности. За вопиющие нарушения, допущенные им в работе. Проходит время, и вдруг видим: уволенный граж­ данин, занимавший прежде руководящую долж­ ность, снова сидит в «ответственном» кресле. Снова руководит! Находятся, значит, у него «спасатели», которые, об­ ходя все нормы служебной и моральной этики, не­ взирая на представления следственных органов, на­ родного контроля, протесты общественности, снова сажают его в «начальственное» кресло. И ходит этот человек, насмешливо поглядывая на тех, кто уличил его в махинациях: что, дескать, съели? Я-то опять начальник, а вы со своими донкихотскими замашками остались в дураках... «В 1979 году на бывшего директора магазина «Полюс» рыбкоопа «Мурманскжилстроя» В. Ф. Сажина мы писали жалобу председателю правления облрыбо- ловпотребсоюза т. Белоусову и в народный контроль, так нак Сажин грубо нарушил правила продажи това­ ров повышенного спроса, — пишут читательницы Му­ равьева и Иванова. — На нашу жалобу ответил рабо­ тавший тогда заместителем председателя правления облрыболовпотребсоюза т. Трусилов. Он сообщил, что Сажин освобожден от работы. Я, Иванова Н. Г., была на приеме у начальника управления торговли. Он меня заверил, что Сажин никогда на руководящей должности работать не будет. А потом пришла по де­ лам в облрыболоапотребсоюз и встречаюсь в коридоре с Сажиным. Я зашла к секретарю и спросила: кем ра­ ботает Сажин? Она мне говорит: директором горкооп- торга. В голове не укладывается, нак можно такому чело­ веку сноза доверять руководящую должность.,. МУРАВЬЕВА, ИВАНОВА». Может быть, читательницы погорячились? И не та­ кие уж серьезные нарушения допущены Сажиным в его бытность директором «Полюса»? Письмо было по­ слано в областную прокуратуру с просьбой прове­ рить факты. Вот что ответил по поводу случившегося заместитель прокурора области В. А. Клочков: «...По указанию Сажина из магазина «Полюс» в ма­ газин № 21 были переведены меховые изделия (муж­ ские полушубки, песцовые воротники и т. д.) на сум ­ му более 9 тысяч рублей, хотя ассортиментным переч­ нем продажа меховых изделий там не предусмотрена. Сажин не выполнил предписание госторгинспекции и комитета народного контроля и припрятанные товары в свободную продажу не пустил, а спрятал их сначала в тамбуре магазина, а потом вывез в неизвестном на­ правлении. Через день эти меховые изделия были обнаружены в кабинете начальника участка башенных нранов Макеева». Ну и ну! Тут только руками можно разводить. Хо- гж п яннш вню ш м нмш нвняям вмм рошим хозяйчиком показал себя Сажин! На торг- инспекцию, на народный контроль плевал с высоты башенных кранов, обвешанных песцовыми воротника­ ми и укутанных полушубками. За такие безобразия снятие с работы — это, по­ жалуй, самое безобидное наказание. И действительно, как пишут читательницы, з го­ лове не укладывается, как может такой человек снова быть руководителем. Мы встретились с заместителем председателя обл­ рыболовпотребсоюза по кадрам Н. Д . Яловым. Я по­ интересовалась деловой биографией Сажина. О каза­ лось, что он поменял множество мест работы: мага­ зин «Волна», база «Росхозторг», госторгинспекция и т. д. Но нигде долго не задерживался. А точнее, не знали, как от него избавиться. — Относился к работе по-барски, — говорит началь­ ник госторгинспекции К. П. Полысалов, с которым мы потом беседовали. — Задания не выполнял, учинял склоки, — сообщи­ ли в «Росхозторге», — мы очень удивились, когда узнали, что он директор горкоопторга. После истории с припрятыванием меховых изделий рыбкооп «Мурманскжилстроя» уволил Сажина. Более того, его исключили из кандидатов в члены партии. И тут вдруг появляются спасатели: руководители облрыболовпотребсоюза. Они восстанавливают Сажи­ на на работе, чтобы дать возможность уйти по пере­ воду, берут к себе в аппарат, а потом назначают его директором горкоопторга. — Он пишет диссертацию на тему кооперативной торговли, — обосновал это решение Николай Дмит­ риевич Яловой. А если бы он писал диссертацию на тему работы с кадрами? Какую должность предложили бы ему в облрыболовпотребсоюзе? / Задумывались ли «спасатели», каков авторитет у подобного руководителя и что думают о нем его подчиненные? Заметим, что каждый руководитель — это, прежде всего, воспитатель коллектива. А как мо­ жет Сажин воспитывать людей? На каких примерах собственной биографии? В областной печати не раз появлялись материалы о тех, кто припрятывает товары, пользующиеся повы­ шенным спросом, кто нарушает правила советской торговли. Сейчас в связи с принятием новых допол­ нений к статьям Уголовного кодекса РСФ С Р , где го­ ворится о том, что припрятывание товаров наказыва­ ется в уголовном порядке, руководители торговых предприятий должны особенно остро реагировать на подобные случаи. Но на деле не всегда получается так. В прошлом году сотрудники О БХС С обнаружили в магазину № 42 (центральном гастрономе г, Мурманска) при» прятанными разные дефицитные продукты на сумму около полутора тысяч рублей, в том числе две бочку твердокопченой колбасы высшего сорта, которые пролежали «забытыми» среди мусора и тряпья в подсобном помещении ровно... год. Все это, естественно, знали и директор магазина Черновол, и ее подчиненные. Как же реагировал горпищеторг на такой случай и на статью в печати? Может быть, директор серьез­ но наказана и понижена в должности? Отнюдь! Сей­ час Черновол руководит новым универсамом, что на Кольском проспекте. Комментарии, как говорится, излишни... I / ЧЕМУ МОЖ ЕТ ПРИВЕСТИ подобная беспринцип- “ ность, мы расскажем далее. В 1976 году прораб Кировского участка Мурман-, ского монтажного управления «Центросантехмонтаж» Ю . Р. Плотников был привлечен к уголовной ответ* ственности за хищения социалистической собствен­ ности, суд приговорил его к одному году исправи­ тельно-трудовых работ. — Не успели мы закончить перечисление 20 про­ центов его заработка в пользу государства по приго» вору суда, — рассказывают бухгалтера, — как, смот­ рим, Плотников уже назначен начальником того са­ мого участка, где до суда работал прорабом. Вот те раз: Плотникова сажают в кресло начальника и доверяю т ему огромные материальные ценности. Чем он и не преминул воспользоваться. Стал тащить со стройки все, что под руку попадется: железобе­ тонные блоки, стеновую панель, металлические репь- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 25 июня 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz