Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

метателя и рационализатора ||111||||||||1Ш1Ш11111111111111111111111ШШ1МН111|11ШШШ11ШШШ1Ш|1Ш111Ш1Ш1111М11Ш!1Ш1Н1| . лила «Севрыбхолодфлоту» вернуться в число лидеров в гтехническом творчестве (сре- . дн' предприятий своей груп- ; ЯЫ). Среди лучших коллективов судовых рационализаторов — моряки плавбаз «Виктор •■'Кингисепп», «Маточкин Шар», «Профессор Бара- — ЦПКТБ ВРПО «Севры- ба» и «Севтехрыбпрома». Например это содружество проявилось при переводе электропогрузчиков с бата­ рейного на кабельное пита­ ние (для работы в трюмах рефрижераторов), при ме­ ханизации наклейки этике­ ток на банки № 19 (машина иные позиции нов» (главные механики [ Г. В. Танюшин, Г. П. Пере- ! городин, А. И. Данилюк). : Здесь поданы и внедрены де- f сятки предложений с высо­ ким экономическим эффек- ‘ том. Внесли свой вклад в борьбу за технический про- ; гресс специалисты транс- -лортных рефрижераторов |. «Роза Люксембург», «Демь­ ян Коротченко», «Иван Шиш- ; кин» и других судов, кон- структорского, техничесно- ‘ го, технологического отде- ■лов и механико-судовой слу­ жбы управления. Вот один пример: капитан С. В. Суво­ ров, рефмеханик Г. С. Гур- j финкель и главный механик ТР «Отто Гротеволь» А. А. Резник внесли предложение «.Охлаждение рыбной муки при перевозке на ТР типа «Поляр», которое дает эко­ номический эффект более 73 тысяч рублей. Следует отметить плодо­ творную деятельность на­ ших флотских новаторов в содружестве со специалиста­ ми проектных организаций высвобождает по 6— 8 чело­ век в смену). С целью еще более широ­ кого вовлечения в творче­ скую работу специалистов флота разработано положе­ ние о «Лауреате премии «Севрыбхолодфлота» — за лучшее, с высокой эффек­ тивностью изобретение или рацпредложение. Таких пре­ мий (по 500 рублей) преду­ смотрено три в год. Говоря о достигнутом в борьбе за технический про­ гресс, надо сказать о нере­ шенных задачах и недостат­ ках. У нас на судах прове­ дена паспортизация ручного труда, которого еще. к со­ жалению, очень много. Вы­ явлены наиболее трудоемкие операции, подлежащие пол­ ной или частичной механиза­ ции. Планируем в этой пяти­ летке долю ручного труда снизить на 10 процентов. В реализации такого плана ну­ жны новые технические ре­ шения. Далеко не все ИТР участвуют в техническом творчестве, даже из 2250 членов ВОИР рационализа­ цией занимается 25 процен­ тов. Около 10 процентов за­ няты ею и из трех тысяч мо­ лодых тружеников. Затяну­ лась разработка стандарта предприятия по рационализа­ ции, медленно решается во­ прос об экспериментальном участке, недостаточна эф­ фективность судовых обще­ ственных конструкторских бюро. Техническое творчество решает не только технико­ экономические, но и социаль­ ные проблемы. Особенно яр­ ко это проявляется на при­ мере молодежи: приобщение ее к изобретательству и ра­ ционализации способствует привитию ей коммунистиче­ ского отношения к труду. В этом деле неоценима роль новаторов - наставников. * * * Решение задач, постав­ ленных XXVI съездом на одиннадцатую пятилетку, предполагает активизацию борьбы за технический про­ гресс. Товарищ Л. И. Бреж­ нев отмечал, что для хоро­ шего, по-настоящему пе­ редового работника мало быть просто трудолюбивым и дисциплинированным, от него требуется еще актив­ ный, живой интерес и забота об общем деле, стремление к тому, чтобы это дело шло все лучще. Простые и точные слова, которые касаются каждого из нас. А. СВИСТУНОВ, глав­ ный инженер «Севрыб­ холодфлота». ! примерно через год был снят с массового производства. Работа над этим изобретени- d ем, а также над •> многими и другими предложениями ра­ ботников МЭБ послужила при­ чиной, по которой главный ин­ женер тралового флота Артем I J illlllllllf lllllllllllllllllllt llllllllllllJ ; Н а ш и = и н т е р в ь ю | I V = • I 30 лет I в БРИЗе] • | 11111И111111111111М11111111111111111111II Федорович Малолетко предло­ жил мне перейти в управление его флота на должность инже­ нера по рационализации. До этого периода такой освобож­ денной должности на флоте не было. В 1952 году, в начале июня, я начал работать ин­ женером по рационализации. — Работа в БРИЗе — это работа с интересными людь­ ми, творцами нового. Об этом, пожалуйста... За время работы в бюро по рационализации мне дове­ лось встретиться со многими очень интересными и знамени­ тыми людьми. Например, я хорошо был знаком с капита­ ном Федором Михайловичем Миховым, который вышел в первый промысловый рейс на советском траулере. Знал трал­ мейстера Шамалуева, капита­ нов Баева, Тисленко, Копыто- ва, Бурковых, Сапогова и мно­ гих Других. Среди рационали­ заторов были такие замечатель­ ные умельцы, как старшие ме­ ханики А. А. Макаров, К. И. Сосунов, капитан А. Я. Макла­ ков, групповой механик Н. П. Зайцев. В первые годы моей работы в БРИЗе туда поступало около ста предложении. Так, в 1952 году их было 106. Затем их ко­ личество начало расти вместе с ростом флота и, самое главное, с изменением его технического оснащения. Сейчас ежегодно поступает более 800 предложе­ ний от более 600 рационализа­ торов, а в первые годы их бы­ ло около 60 человек. Неизмери­ мо выросли образовательный уровень моряков и техника на судах. За 30 лет работы с рациона­ лизаторами мне довелось не только встречаться с истинны­ ми энтузиастами техническо­ го творчества, но и быть сви­ детелем различных курьезов. Так, например, в начале пяти­ десятых годов по распоряже­ нию каких-то руководителей из Москвы у нас работал ин­ женер М. М. Мамиофе, предло­ живший «Рыбочерпатель». Он утверждал и, несмотря на на­ ши яростные возражения, су­ мел убедить руководство, что изобрел чудесное орудие ло­ ва, способное, как он говорил, «перевести промысел рыбы от лова к ее черпанию». Были и авторы «вечных дви­ гателей», но абсолютная мас­ са рационализаторов — ум­ ные, пытливые, влюбленные в свою профессию люди, которые просто не могут проходить ми­ мо недостатков, не могут не совершенствовать технику, технологию и т. д. — Да, флотские рациона­ лизаторы это доказали на практике. Приведите приме­ ры такого плана. — Количество рационализа­ торских предложений во мно­ гом зависит от поступления на флот судов из новостроя. В период их освоения всегда воз­ никает много интересных твор­ ческих мыслей. Особенно яр­ ким примером может служить освоение серии судов типа «Алтай». При приемке собст­ венно «Алтая» было сделано несколько тысяч различных за­ мечаний п° совершенствованию судна и его механизмов. Те, ито работал на этих судах, знают, насколько отличаются первые «Алтай» от последних. Все это благодаря рационали­ заторам нашего флота — Бе- кешева, Арзубова, Елизарова, Котова и других. Мне довелось заниматься промысловой схе­ мой этих судов, макетировать ее. Схема послужила основой для судов типа БАТ. За счет установки более совершенного комплекса лебедок на БАТах она наиболее удачна. По про­ мысловой части были осуще­ ствлены десятки предложений. Поскольку траловый флот является как бы «отцом» «Мур. мансельди» («Мурманрыбпро- ма»), «Севрыбхолодфлота», промразведки — все. что бы­ ло разработано в БРИЗе наше­ го флота, перешло в эти орга­ низации. Мы их снабжали на первых порах всей документа­ цией, положениями о рабо­ те, делились опытом, например организацией судовых техни­ ческих советов. — Поскольку речь пошла уже о методах вашей рабо­ ты, расскажите, пожалуйста, ■ о повседневных делах отде­ ла. — Флот рос, и с ним рос и БРИЗ. Сейчас он называется отделом по рационализации и технической информации (ОРиТИ). В его составе шесть работников с большим опытом и стажем работы. Значительно изменились и методы работы. Например, в работе по рацио­ нализации используется вы­ числительная техника, что по­ зволяет накапливать необхо­ димую информацию о посту­ пивших предложениях за по­ следние 15 лет и быстро полу­ чать необходимые ответы. Ин­ формационно - поисковая сис­ тема на таком принципе при­ меняется впервые в Советском Союзе, а в системе МРХ СССР система АСУ в работе по раци­ онализации вообще больше ни­ где не применяется. В отделе работает дружный коллектив, способный решать многие организационные за­ дачи в области рационализа­ ции. Отдел организован в 1965 го­ ду. Я работаю начальником от­ дела практически весь период его существования. В работе по рационализации большое место занимают об­ щественные организации и, конечно, в первую очередь ВОИР и НТО. Так получилось, что я был избран в состав пер­ вого президиума областного со вета ВОИР и несколько лет активно в нем работал. Изобретательство в обяза­ тельном порядке требует зна­ ния патентного фонда как сво­ ей страны так и других, прак­ тически всех стран мира. Это обстоятельство послужило причиной моего участия в ор­ ганизации патентной библио­ теки при областной Мурман­ ской библиотеке. Дело в том, что патенты поступали, но библиотека не имела своего помещения, и ее фонды не раз­ бирались и не использовались. Удалось добиться получения помещения в ДМО тралового флота рядом с технической библиотекой. С помощью ра­ ботников областной библиотеки в 1965 году была открыта обла­ стная патентная библиотека. Накопился значительный опыт работы, которым я с удоволь­ ствием делюсь с рационализа­ торами, со всеми специалиста­ ми. Интервью провел П. БЫСТРОУМОВ. ОНИ-С СУДОВЕРФИ Творцы техниче ско го прогре сса Г ЕГОДНЯ читателей мы знакомим е с двумя представителями большой семьи новаторов объедине­ ния «Мурманская судо­ верфь» — бригадиром сле- сарей-ремонткиков Н. А. Козловым (на снимке ввер­ ху) и инженером-конструк- тором JI. А. Исуповым (нижний снимок). Оба они — с головного предприятия объединения, оба — удар­ ники коммунистического труда и дружинники. Это — общее, что объединяет их. Но есть в трудовых биографиях этих людей и свои характерные черты. Николай Александрович нашел в специальности ре- мо-нтника Свое призвание. В реммехцехе он уже 27 лет, по­ чти четверть века занимает­ ся техническим творчест­ вом, член ВОИР с 1958 го­ да. Предложений у него много. Все они направлены на повышение эксплуатаци­ онной надежности оборудо­ вания, улучшение условий труда и техники безопасно­ сти. Это, в конечном итоге, благоприятно отражается на работе .судоремонтников, на выполнении ими, как смеж­ никами рыбаков, планов и обязательств. Бригада Н. А. Козлова по сегодняшним меркам не­ большая — всего восемь человек. Но его бывшие ученики прошли в этом коллективе хорошую школу и успешно работают во мно­ гих цехах предприятия. Имея самый высокий рабо­ чий разряд, Николай Алек­ сандрович не держит своих знаний и умение под спу­ дом, коммунист считает своим долгом быть настав­ ником молодежи. Но вернемся к главной теме разговора — к рацио­ нализации. Как правило, обязательства по этому пун­ кту Н. А. Козлов перевы­ полняет. Хорошо справив­ шись с задумками прошлого года, он доволен началом и нынешнего: его заявки на предложения принимаются и внедряются в производст­ во. На первый взгляд, они не дают большого экономи­ ческого эффекта, но как тепло улыбается новатор в ответ на благодарность то­ варищей по труду, когда они говорят, что после вне­ дрения его рационализатор­ ского предложения работать стало удобнее и легче. Как, например, было с перено­ сом ограничителя грузо­ подъемности на кранах сли­ па со стрелы в кабину кра­ новщика. Сейчас бригада Н. А. Козлова занята установкой оборудования на участке резинотехнических изде­ лий. С вводом его в строй предприятие получит очень нужные детали. Теперь — о Леониде Алексеевиче Исупове. Он в рядах ВОИР девять лет. Но сравнительно молодой раци­ онализатор уже успел сде­ лать многое. Главное — ин­ женер-конструктор к каж­ дому производственному за­ данию подходит с меркой новатора. В последние годы появилось много заказов на переоборудование судов, а тут уж есть где разгулять­ ся творческой мысли. Так, внедрение двух предложе­ ний инженера — измене­ ние конструкции дистанци­ онных приводов клапанов и изменение конструкции верхнего и нижнего корпу­ сов фильтра неагрессивной жидкости — дали эконо­ мию более чем в 1,5 тыся­ чи рублей. В прошлом году в приня­ том Леонидом Алексееви­ чем личном творческом плане значилось: подать 3 предложения, внедрить не менее одного из них с эко­ номическим эффектом в 3 тысячи рублей. Фактически подано восемь предложений и внедрено два. Эффект их — 9450 рублей! Так на деле осуществля­ ют решения XXV I съезда КПСС новаторы объедине­ ния «Мурманская судо­ верфь». В. С.ТРИГУНОВА. Фото М. ХОРОШ АВИНА . И» 25 июня 1982 г . ! • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz