Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
метателя и рационализатора ||111||||||||1Ш1Ш11111111111111111111111ШШ1МН111|11ШШШ11ШШШ1Ш|1Ш111Ш1Ш1111М11Ш!1Ш1Н1| . лила «Севрыбхолодфлоту» вернуться в число лидеров в гтехническом творчестве (сре- . дн' предприятий своей груп- ; ЯЫ). Среди лучших коллективов судовых рационализаторов — моряки плавбаз «Виктор •■'Кингисепп», «Маточкин Шар», «Профессор Бара- — ЦПКТБ ВРПО «Севры- ба» и «Севтехрыбпрома». Например это содружество проявилось при переводе электропогрузчиков с бата рейного на кабельное пита ние (для работы в трюмах рефрижераторов), при ме ханизации наклейки этике ток на банки № 19 (машина иные позиции нов» (главные механики [ Г. В. Танюшин, Г. П. Пере- ! городин, А. И. Данилюк). : Здесь поданы и внедрены де- f сятки предложений с высо ким экономическим эффек- ‘ том. Внесли свой вклад в борьбу за технический про- ; гресс специалисты транс- -лортных рефрижераторов |. «Роза Люксембург», «Демь ян Коротченко», «Иван Шиш- ; кин» и других судов, кон- структорского, техничесно- ‘ го, технологического отде- ■лов и механико-судовой слу жбы управления. Вот один пример: капитан С. В. Суво ров, рефмеханик Г. С. Гур- j финкель и главный механик ТР «Отто Гротеволь» А. А. Резник внесли предложение «.Охлаждение рыбной муки при перевозке на ТР типа «Поляр», которое дает эко номический эффект более 73 тысяч рублей. Следует отметить плодо творную деятельность на ших флотских новаторов в содружестве со специалиста ми проектных организаций высвобождает по 6— 8 чело век в смену). С целью еще более широ кого вовлечения в творче скую работу специалистов флота разработано положе ние о «Лауреате премии «Севрыбхолодфлота» — за лучшее, с высокой эффек тивностью изобретение или рацпредложение. Таких пре мий (по 500 рублей) преду смотрено три в год. Говоря о достигнутом в борьбе за технический про гресс, надо сказать о нере шенных задачах и недостат ках. У нас на судах прове дена паспортизация ручного труда, которого еще. к со жалению, очень много. Вы явлены наиболее трудоемкие операции, подлежащие пол ной или частичной механиза ции. Планируем в этой пяти летке долю ручного труда снизить на 10 процентов. В реализации такого плана ну жны новые технические ре шения. Далеко не все ИТР участвуют в техническом творчестве, даже из 2250 членов ВОИР рационализа цией занимается 25 процен тов. Около 10 процентов за няты ею и из трех тысяч мо лодых тружеников. Затяну лась разработка стандарта предприятия по рационализа ции, медленно решается во прос об экспериментальном участке, недостаточна эф фективность судовых обще ственных конструкторских бюро. Техническое творчество решает не только технико экономические, но и социаль ные проблемы. Особенно яр ко это проявляется на при мере молодежи: приобщение ее к изобретательству и ра ционализации способствует привитию ей коммунистиче ского отношения к труду. В этом деле неоценима роль новаторов - наставников. * * * Решение задач, постав ленных XXVI съездом на одиннадцатую пятилетку, предполагает активизацию борьбы за технический про гресс. Товарищ Л. И. Бреж нев отмечал, что для хоро шего, по-настоящему пе редового работника мало быть просто трудолюбивым и дисциплинированным, от него требуется еще актив ный, живой интерес и забота об общем деле, стремление к тому, чтобы это дело шло все лучще. Простые и точные слова, которые касаются каждого из нас. А. СВИСТУНОВ, глав ный инженер «Севрыб холодфлота». ! примерно через год был снят с массового производства. Работа над этим изобретени- d ем, а также над •> многими и другими предложениями ра ботников МЭБ послужила при чиной, по которой главный ин женер тралового флота Артем I J illlllllllf lllllllllllllllllllt llllllllllllJ ; Н а ш и = и н т е р в ь ю | I V = • I 30 лет I в БРИЗе] • | 11111И111111111111М11111111111111111111II Федорович Малолетко предло жил мне перейти в управление его флота на должность инже нера по рационализации. До этого периода такой освобож денной должности на флоте не было. В 1952 году, в начале июня, я начал работать ин женером по рационализации. — Работа в БРИЗе — это работа с интересными людь ми, творцами нового. Об этом, пожалуйста... За время работы в бюро по рационализации мне дове лось встретиться со многими очень интересными и знамени тыми людьми. Например, я хорошо был знаком с капита ном Федором Михайловичем Миховым, который вышел в первый промысловый рейс на советском траулере. Знал трал мейстера Шамалуева, капита нов Баева, Тисленко, Копыто- ва, Бурковых, Сапогова и мно гих Других. Среди рационали заторов были такие замечатель ные умельцы, как старшие ме ханики А. А. Макаров, К. И. Сосунов, капитан А. Я. Макла ков, групповой механик Н. П. Зайцев. В первые годы моей работы в БРИЗе туда поступало около ста предложении. Так, в 1952 году их было 106. Затем их ко личество начало расти вместе с ростом флота и, самое главное, с изменением его технического оснащения. Сейчас ежегодно поступает более 800 предложе ний от более 600 рационализа торов, а в первые годы их бы ло около 60 человек. Неизмери мо выросли образовательный уровень моряков и техника на судах. За 30 лет работы с рациона лизаторами мне довелось не только встречаться с истинны ми энтузиастами техническо го творчества, но и быть сви детелем различных курьезов. Так, например, в начале пяти десятых годов по распоряже нию каких-то руководителей из Москвы у нас работал ин женер М. М. Мамиофе, предло живший «Рыбочерпатель». Он утверждал и, несмотря на на ши яростные возражения, су мел убедить руководство, что изобрел чудесное орудие ло ва, способное, как он говорил, «перевести промысел рыбы от лова к ее черпанию». Были и авторы «вечных дви гателей», но абсолютная мас са рационализаторов — ум ные, пытливые, влюбленные в свою профессию люди, которые просто не могут проходить ми мо недостатков, не могут не совершенствовать технику, технологию и т. д. — Да, флотские рациона лизаторы это доказали на практике. Приведите приме ры такого плана. — Количество рационализа торских предложений во мно гом зависит от поступления на флот судов из новостроя. В период их освоения всегда воз никает много интересных твор ческих мыслей. Особенно яр ким примером может служить освоение серии судов типа «Алтай». При приемке собст венно «Алтая» было сделано несколько тысяч различных за мечаний п° совершенствованию судна и его механизмов. Те, ито работал на этих судах, знают, насколько отличаются первые «Алтай» от последних. Все это благодаря рационали заторам нашего флота — Бе- кешева, Арзубова, Елизарова, Котова и других. Мне довелось заниматься промысловой схе мой этих судов, макетировать ее. Схема послужила основой для судов типа БАТ. За счет установки более совершенного комплекса лебедок на БАТах она наиболее удачна. По про мысловой части были осуще ствлены десятки предложений. Поскольку траловый флот является как бы «отцом» «Мур. мансельди» («Мурманрыбпро- ма»), «Севрыбхолодфлота», промразведки — все. что бы ло разработано в БРИЗе наше го флота, перешло в эти орга низации. Мы их снабжали на первых порах всей документа цией, положениями о рабо те, делились опытом, например организацией судовых техни ческих советов. — Поскольку речь пошла уже о методах вашей рабо ты, расскажите, пожалуйста, ■ о повседневных делах отде ла. — Флот рос, и с ним рос и БРИЗ. Сейчас он называется отделом по рационализации и технической информации (ОРиТИ). В его составе шесть работников с большим опытом и стажем работы. Значительно изменились и методы работы. Например, в работе по рацио нализации используется вы числительная техника, что по зволяет накапливать необхо димую информацию о посту пивших предложениях за по следние 15 лет и быстро полу чать необходимые ответы. Ин формационно - поисковая сис тема на таком принципе при меняется впервые в Советском Союзе, а в системе МРХ СССР система АСУ в работе по раци онализации вообще больше ни где не применяется. В отделе работает дружный коллектив, способный решать многие организационные за дачи в области рационализа ции. Отдел организован в 1965 го ду. Я работаю начальником от дела практически весь период его существования. В работе по рационализации большое место занимают об щественные организации и, конечно, в первую очередь ВОИР и НТО. Так получилось, что я был избран в состав пер вого президиума областного со вета ВОИР и несколько лет активно в нем работал. Изобретательство в обяза тельном порядке требует зна ния патентного фонда как сво ей страны так и других, прак тически всех стран мира. Это обстоятельство послужило причиной моего участия в ор ганизации патентной библио теки при областной Мурман ской библиотеке. Дело в том, что патенты поступали, но библиотека не имела своего помещения, и ее фонды не раз бирались и не использовались. Удалось добиться получения помещения в ДМО тралового флота рядом с технической библиотекой. С помощью ра ботников областной библиотеки в 1965 году была открыта обла стная патентная библиотека. Накопился значительный опыт работы, которым я с удоволь ствием делюсь с рационализа торами, со всеми специалиста ми. Интервью провел П. БЫСТРОУМОВ. ОНИ-С СУДОВЕРФИ Творцы техниче ско го прогре сса Г ЕГОДНЯ читателей мы знакомим е с двумя представителями большой семьи новаторов объедине ния «Мурманская судо верфь» — бригадиром сле- сарей-ремонткиков Н. А. Козловым (на снимке ввер ху) и инженером-конструк- тором JI. А. Исуповым (нижний снимок). Оба они — с головного предприятия объединения, оба — удар ники коммунистического труда и дружинники. Это — общее, что объединяет их. Но есть в трудовых биографиях этих людей и свои характерные черты. Николай Александрович нашел в специальности ре- мо-нтника Свое призвание. В реммехцехе он уже 27 лет, по чти четверть века занимает ся техническим творчест вом, член ВОИР с 1958 го да. Предложений у него много. Все они направлены на повышение эксплуатаци онной надежности оборудо вания, улучшение условий труда и техники безопасно сти. Это, в конечном итоге, благоприятно отражается на работе .судоремонтников, на выполнении ими, как смеж никами рыбаков, планов и обязательств. Бригада Н. А. Козлова по сегодняшним меркам не большая — всего восемь человек. Но его бывшие ученики прошли в этом коллективе хорошую школу и успешно работают во мно гих цехах предприятия. Имея самый высокий рабо чий разряд, Николай Алек сандрович не держит своих знаний и умение под спу дом, коммунист считает своим долгом быть настав ником молодежи. Но вернемся к главной теме разговора — к рацио нализации. Как правило, обязательства по этому пун кту Н. А. Козлов перевы полняет. Хорошо справив шись с задумками прошлого года, он доволен началом и нынешнего: его заявки на предложения принимаются и внедряются в производст во. На первый взгляд, они не дают большого экономи ческого эффекта, но как тепло улыбается новатор в ответ на благодарность то варищей по труду, когда они говорят, что после вне дрения его рационализатор ского предложения работать стало удобнее и легче. Как, например, было с перено сом ограничителя грузо подъемности на кранах сли па со стрелы в кабину кра новщика. Сейчас бригада Н. А. Козлова занята установкой оборудования на участке резинотехнических изде лий. С вводом его в строй предприятие получит очень нужные детали. Теперь — о Леониде Алексеевиче Исупове. Он в рядах ВОИР девять лет. Но сравнительно молодой раци онализатор уже успел сде лать многое. Главное — ин женер-конструктор к каж дому производственному за данию подходит с меркой новатора. В последние годы появилось много заказов на переоборудование судов, а тут уж есть где разгулять ся творческой мысли. Так, внедрение двух предложе ний инженера — измене ние конструкции дистанци онных приводов клапанов и изменение конструкции верхнего и нижнего корпу сов фильтра неагрессивной жидкости — дали эконо мию более чем в 1,5 тыся чи рублей. В прошлом году в приня том Леонидом Алексееви чем личном творческом плане значилось: подать 3 предложения, внедрить не менее одного из них с эко номическим эффектом в 3 тысячи рублей. Фактически подано восемь предложений и внедрено два. Эффект их — 9450 рублей! Так на деле осуществля ют решения XXV I съезда КПСС новаторы объедине ния «Мурманская судо верфь». В. С.ТРИГУНОВА. Фото М. ХОРОШ АВИНА . И» 25 июня 1982 г . ! • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz