Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
СТРАНИЦА 9 Называем имена лучших новаторов • Рассказывает ветеран... • И снова—в лидерах Р е ш е н и я м а й с к о г о Пленума ЦК КПСС— в жизнь! ТВОРЧЕСТВО ИМЕЕТ ЦЕЛЬ |[| ЕТВЕРТЫЙ РАЗ новаторы страны, в том числе труженики * рыбной промышленности, встречают Всесоюзный день изобретателя и рационализатора. Работающие под руководст вом профсоюзов организации ВОИР активно участвуют в меха низации ручного труда и трудоемких операций, в улучшении качества выпускаемой продукции, в экономии материально- технических и энергетических ресурсов. Изобретателям и рационализаторам рыбной отрасли есть чем гордиться. Присуждение Государственной премии СССР боль шой группе изобретателей нашей области — одна из высших оценок творческого труда северян. Недавно многим тружени кам рыбной промышленности были вручены ордена и медали. Среди награжденных наладчик машин и оборудования Мурман ского рыбообрабатывающего комбината Владимир Кириллович Мамонов. Уже ДЕа ордена — Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» — украшают грудь этог0 новатора, мастера с поистине золотыми руками, подлинного советского современ ного рабочего. Много добрых слов можно сказать об изобре- тЛ ел ях: главном конструкторе подразделения полимерных ма териалов Мурманского отделения института «Гипрорыбфлот» В. Н. Чалове, заведующем отделом ЦПКТБ В. Н. Истомине, заве, дующем сектором В. П. Путисткине; о рационализаторах: глав ном инженере завода меджира рыбокомбината О. Н. Рыбакове, старшем механике «Севрыбпромразведки» А. М. Горячковском, механике-наладчике «Мурманрыбпрома» В. В. Клишине и груп повом механике этого объединения В. А. Маковицком, началь нике отдела технологического оборудования Мурманского тра лового флота В. Д Елизарове, мастере производственного обу чения МВИМУ В. П. Мигалкине и многих других новаторах. Накануне праздника хочется назвать и тех, кто своим тру дом способствует развитию изобретательства и рационализа ции. Звание «Лучший активист технического творчества рыбной промышленности Мурманской области» присуждено главному инженеру управления «Севрыбпромразведка» В. А. Горохову. Владимир Александрович постоянно уделяет большое внимание этому важному делу на своем предприятии, бережно относит ся к лю дям технического творчества. Такого же звания удостоен инженер техотдела объединения «Мурманрыбпром» В. Т. Владимиров. Есть заслуга этого моло дого энтузиаста, активного рационализатора в том, что совет молодых специалистов флота стал лучшим в области. Возгла вив совет ВОИР объединения, В. Т. Владимиров продолжает трудиться с большой энергией и интересом. Значительную роль в активизации творческой работы играют главные инженеры А. С. Свистунов, В. И. Выборов, Ю . А. Ж о хов, председатели советов ВОИР Л. Д. Хомутов, А. Т. Сычев, Н. А. Чмырь, работники патентных служб и БРИЗов В. В. Шач- нев, В. В. Алексеев, П. М. Змеев, Т. В. Огишвили, А. В. Секу- шин и другие. Праздник праздником, но нельзя обойти молчанием и нере шенные задачи, недостатки — с тем чтобы исправить поло жение. Не секрет, что новшества еще внедряются не так быст ро, как хотелось бы. Имеются случаи задержек в рассмотре нии заявлений, рацпредложений, несвоевременной выплаты вознаграждений Мирятся порой некоторые БРИЗы с фактами нарушения законодательства по рационализации и изобрета тельству. Рассматривая эти вопросы, необходимо поднять на новую ступень движение новаторов в ходе соревнования за д о стойную встречу 60-летия образования СССР. Творчество, в том числе и техническое, всегда имеет цель. Недавно на майском Пленуме ЦК КПСС рассмотрена и сдоб рена Продовольственная программа. В докладе Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева на Пленуме ука зывалось, что в 1990 году потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения страны должно возрасти на 1,4 килограмме по сравнению с 1980 годом. Об этом же шла речь и на состояв шемся недавно пленуме Мурманского обкома КПСС. Вот и цель для новаторов нашей отрасли — всемерно бо роться за совершенствование техники и технологии производ ства пищевой рыбной продукции. Уверен: нам это дело по плечу! И. ГОНИКМАН, председатель объединенного совета ВОИР рыбной промышленности Мурманской области, член цент ральной отраслевой секции Центрального совета ВОИР. Завтра — Всесоюзный день изоб 1 1111111111!i1111111111i111111i11111!11111111II111111111111i11111i111111))111111111111111111111111111 111111111II11111II1111111111 рЫ Б О П Р ОМ Ы Ш JI E H- * ПЫИ комплекс Север ного бассейна дает 22 про цента всей выпускаемой в стране пищевой рыбной про дукции. Вносят свой вклад в осуществление Продоволь ственной программы и тру женики «Севрыбхолодфло- та>, в том числе — рацио нализаторы. Например, при их активном участии отрабо тана технология выпуска ши рокого ассортимента пресер вов, проведено техническое переоснащение плавбаз, большое внимание при этом уделялось обеспечению выпу ска разделанной рыбопро дукции.. продукции улучшен ного ассортимента и в мел кой расфасовке. Но факт остается фактом: в течение ряда лет наш кол лектив, когда-то утратив пе редовые позиции в соревно вании по техническому твор честву, занимал одно из по следних мест среди предпри ятий своей группы. Возмож но, рационализаторы и изо бретатели флота, не получая достаточной помощи от ад министрации и совета ВОИР управления, смирились со сложившимся положением. В начале прошлого года произошла некоторая сме на в административном и профсоюзном руководстве, избран новый состав совета ВОИР — был остро постав лен вопрос об усилении борь бы за технический прогресс, проанализированы недостат ки в этом деле, разработан план мероприятий, в котором учтены все «узкие места» производства. Администра ция и совет ВОИР выявили все предложения прошлых лет, не внедренные в произ водство по разным причи нам, провели месячник по их реализации. Результат смотра порадовал нас: было внедрено около ста предло жений. А на конец года 90 механизации технологических процессов обработки рыбы высвобождено 15 человек. За 1981 год от 507 авто ров поступило 558 заявле ний на рационализаторские предложения, внедрено их 455 с экономическим эффек том в 350 тысяч рублей. Внедрено также четыре изо- Вернули утрa hi процентов всех поданных предложений нашли свое ме сто в производстве. Работа активизировалась. Совет ВОИР составил план работы на основе конкрет ных обязательств судовых новаторов. Достижению но вых рубежей способствовали также отбор и внедрение в производство изобретений, заимствованных из техниче ской документации. Инициатива судовых со ветов ВОИР, постоянная под держка администрации боль шинства судов флота позво лили обеспечить успех пяти смотров и конкурсов, на правленных на создание фон да экономии материально- технических ресурсов. За первый год одиннадцатой пятилетки сэкономлено: 640 тонн горюче-смазочных ма териалов, 11 тонн черных металлов, 46 кубометров ле соматериалов, 35700 рублей — таково сокращение затрат на транспортировку рыбопро дукции, 62 тысячи рублей — на ремонт судов. За счет бретения (эффект — 285 тысяч рублей). В смотре по научно-тех ническому творчеству среди молодежи участвовало 174 рационализатора. От них по ступило 287 предложений, внедрено 205 (эффект — около 50000 рублей). Новаторы, добившиеся луч ших показателей, отмечены грамотами и денежными пре миями. Среди ник надо осо бо отметить творческую бригаду под руководством члена общефлотского сове та ВОИР А. В. Шульгина. Она заняла первое место по Мурманской области и награ ждена вымпелом Централь ного совета ВОИР. Впервые были подсчитаны на экономическую эффек тивность 50 процентов пред ложений, обеспечивающих при внедрении экономию. Это заслуга работников пла ново - экономического отде ла (начальник Н. Н. Угрю- мов — заместитель предсе дателя совета ВОИР флота). Проделанная работа позво- Т РИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ в * БРИЗе — это юбилеи Михаила Григорьевича Мо настырского, руководителя отдела по рационализации и технической информации Мурманского тралового фло та. Публикуем запись бесе ды г ним. — Михаил Григорьевич, когда вы связали свою судь бу с флотом? — На работу в Мурманский траловый флот я поступил в июне 1947 года в качестве тех ника - нонструктора Мурман ской экспериментальной базы (МЭБ). Считаю, что мне очень повезло с первых творчесних шагов в рыбной промышленно, сти. МЭБ возглавлял бывший напитан Николай Яковлевич Ва сильев — чрезвычайно энер гичный,^ талантливый человек, ставший автором ряда изобре тений и рационализаторских предложений. Он, например, ав тор «композитной касатки» — прибрежного тралового бота, которые в тот период были ос новой всего прибрежного про мысла на Мурмане. Он также автор быстроходного трала — «родоначальника» целого ряда многопластных тралов. Главным инженером МЭБ был Игорь Ростиславович Матро сов, энтузиазм и инженерные способности которого заложи ли основу многих направлений в развитии тралового промыс ла на Мурмане а следователь но, и в стране, так как все в траловом промысле начиналось у нас, на Мурмане, и в первую очередь — в МЭБ. И. Р. Матро. сов — автор первого и един ственного современного рус ского якоря, он изобрел, раз работал и внедрил овальные траловые доски, применил гид родинамические решетки в тра ловых досках, длинные кабели у трала, предложил скоростное траление, глубоководное тра ление и создавал для этого не обходимое траловое вооруже ние. — Мне доводилось писать в пятидесятые годы о заро ждении кормового траления, о первых ВМРТ. Для вас это — одна из главных стра ниц биографии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. — Повезло мне и в том. что я в какой-то мере стал участ ником разработки кормового траулера. Ведь именно в этот период капитан Кирилл Алек сандрович Патон предложил принцип нормового траления, а Н. Я. Васильев и И. Р. Мат росов спроектировали, а затем буквально силами работников МЭБ построили первый кормо вой траулер «Новатор» (основа — «композитная касатка» Н. Я. Васильева). «Новатор» был мал, но на нем отрабатывались принципы кормового траления, способы спуска и подъема тра ла с кормы. МКТ «Новатор», как его называли, по праву является «отцом» кормового траления. Строился он в ма стерских на Абрам-Мысе. Ка питан «Новатора» Лазарь Ва сильевич Морозов до сих пор живет в Мурманске. Уже работая инженером по рационализации, в соавторст ве с работниками МЭБ я по лучил авторские свидетельства на «Рыболовное судно», то есть отечественную кормовую схему спуска-подъема трала на кормовых траулерах. По этому изобретению в период гарантийных ремонтов были переоборудованы все БМРТ типа «Пушкин», после чего они приобрели теперешнюю фор му кормы и послужили образ цом для строительства всех по следующих кормовых трауле ров типа «Маяковский», «Лес ков», ППР и других типов судов. Работа над промысловыми схемами привела к тому, что в 1961 году Г. А. Траубенбергом, В. К. Саврасовым и мной было сделано изобретение «Устрой ство для подъема и спуска трала на судах с кормовым тралением», которое до сих пор лежит в основе всех промыс ловых схем современных кор мовых траулеров, имеющих раздельные ваерные лебедки на корме и лебедки для выборки кабелей и вытяжных концов в носовой части промысловой па лубы траулера. — Вы уже назвали свои работы. А свои первые шаги в изобретательстве помните? — Конечно. Такое не забы вается. На экспериментальной базе собрался дружный коллек тив увлеченных людей. У нас все было впервые. Менялись люди, но общий настрой не ме нялся. В эти годы в МЭБ рабо тали Василий Ефимович Бли нов — впоследствии началь ник. отдела добычи главка и МРХ СССР, Александр Львович Фридман — ныне профессор, доктор технических наук, заве дующий кафедрой Калинин градского института рыбного хозяйства, Владимир Михайло вич Каменцев — тогда конст руктор, а сейчас министр рыб ного хозяйетва страны. В таном коллективе трудно было бы остаться в стороне от технического творчества, увле кло оно и меня. Первой моей работой был сетеподъемный рол. который я разрабатывал под руководством Н. Я. Ва сильева. Этот рол явился про образом сетевыборочной маши ны для дрифтерного промысла сельди. Мне пришлось разрабаты вать, а затем и строить пер вую гидродинамическую стан цию для испытания тралов. Она была установлена на реке Кола в районе поселка Молоч ное и послужила прообразом многих других сооружений для i'llt llllllllllll l l l l l l f l l l l l f l l i ll l l l l l l l l l ll l l l FTl1111111!1111111111II111111i1111111111111111Мf испытаний моделей тралов, например, в губе Кислой, где испытывались тралы почти в натуральную величину. Ведь мы тогда не имели никакого представления о форме и пове дении трала при движении в воде. Развитие тралового промыс ла ставило массу различных за дач самых неожиданных на правлений. Нужно было совер шенствовать бобинцы, кля- чевки, кухтыли. Так появились металлические бобинцы р?з- ных диаметров, металлические кухтыли (до этого применялись стеклянные в сетчатой оплетне). Подбирались их оптимальнее размеры, проверялись способы крепления. Были созданы пер вые гидродинамические подъ емные устройства. Мне в этот период удалось осуществить изобретение «Автоматический стопор - блок» для бортовых траулеров. Это было мое пер вое авторское свидетельство на изобретение. Затем было разработано «Приспособление для подвешивания и отсоедине ния траловой доски». Стопор- блок нашел широкое примеке* ние как на судах нашего Се верного бассейна, тан и в дру' гих бассейнах. Автомат трало вой доски не выдержал все/ условий нашего промысла И ■ и и и м я д и д в м а а я т и и в » • 6 стр. «РЫБНЫЙ MYPMfl
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz