Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

I I II 1 Письма с плавбазы «Даурия» Г ЕГО ДНЯ ^ наем nvl мы начи­ публиковать рассказ первого по­ мощника капитана В. П. Захарова и стар ­ шего инженера-норми- ровщика ▲. В. Рощен- ко об опыте выработ­ ки пресервов на плав­ базе «Даурия» управ­ ления «Севрыбхолод- флот». I. Немного истории П JIABB АЗА «Даурия» 11 — первая среди судов этой серии. Однотипные ей суда так и именуются — плавбазы типа «Даурия». Вот уже восемнадцатый год находится она в эксплуата­ ции. За это время здесь на­ коплен богатый опыт рабо­ ты по выпуску рыбной про­ дукции, в том числе и пре­ сервов. Следует отметить, что в первые два года десятой пя­ тилетки выработка пресервов на базе ненамного превы­ шала плановые задания, хо­ тя они и не были по сего­ дняшним понятиям напря­ женными. Задания 1976— 1977 гг., например, были в полтора раза меньше зада­ ний 1979— 1980 гг. А в 1978 году незначительный план — всего 50 туб — во­ обще не был выполнен. Однако уже в последую­ щие годы выработке этого вида продукции на судне ста­ ли уделять больше внимания. Были увеличены мощности пресервных линий: установ­ лены второй дефростер, сто­ лы, на которых шла укладка рыбы в банки. Вместо руч­ ных закаточных станков бы­ ли приобретены шесть полу­ автоматических, причем пять из них так называемые «быстроходные», т. е. с большей скоростью закатки банок. Улучшилась органи­ зация труда. При подведении итогов социалистического соревнования между смена­ ми показателю выработки пресервов стали придавать особое значение. С тех пор, можно считать, и пошло здесь в гору пре- сервное дело. ...1979 год. При плане 7895 на плавбазе выработа­ но 8293 тубы пресервов. В 1980 году показатель выра­ ботки достигает уже 10282 туб (при плане 7550 туб). Всего за десятую пятилетку моряки «Даурии» изготовили 29697 туб пресервов, вы­ полнив тем самым пятилет­ нее задание на 106 процен­ тов. А когда стали разрабаты­ вать социалистические обяза­ тельства на одиннадцатую пятилетку, в том числе на первый и второй ее годы, экипаж заявил о своей ре­ шимости закрепить достиг­ нутые успехи. Особенно в выработке продукции, поль­ зующейся повышенным спро­ сом у населения. Пресервы, как известно, среди этой продукции занимают далеко не последнее место. Так оно и было на деле. ДОЛГИЙ ПУТЬ К УСПЕХУ Хозяйствовать эффективно! В 1981 году план по вы­ пуску рыбных пресервов был выполнен на 112,9 процен­ та. Сверх плана на народ­ ный стол поставлено бо­ лее 227 тысяч физических банок (здесь и далее — в пересчете на банки № 27 «к» и «б»). Надо сказать, что к этому времени вырос и интерес всех членов экипажа к вы­ пуску пресервов. Ведь вы­ работка их меньше зависит от капризов природы. Нет, как говорят рыбаки, «све­ жья», да еще пригодного для выпуска пресервов, — можно изготовлять пресер­ вы из дефростированной ры­ бы. Причем в дни, когда про­ мысловая обстановка осо­ бенно не жалует, можно бро­ сить на пресервы все налич­ ные силы производственной службы. Таким образом, если вы­ пуск пресервов обеспечен спросом потребителя, ста­ бильностью расценок, бан- котарой, промпереработкой, то объем этого выпуска и связанная с ним доля сдель­ ного заработка зависят от самого экипажа, стихии она не подвластна. Сделали пре­ сервов меньше, чем могли бы, — и заработали меньше. Винить, кроме самих себя, некого. И все-таки... 2. Все— на подвахту О НЫНЕШНЕМ году план по выпуску пресервов установлен для экипажа еще более напряженный, чем в 1981 году. В первом квартале предстояло выдать чуть ли не половину всего плана прошло­ го года. Если в среднем на сутки работы на промысле в 1981 году планировалось выпу­ скать около 27 туб пресервов, то в первом квартале нынеш­ него года — около 45 туб. Да в отдельные, лучшие периоды на мойвенных пути­ нах команда «Даурии», как, впрочем, и коллективы дру­ гих баз, таких вершин дости­ гали... Но в данном случае предстояло не только взять вы­ соту, но и закрепиться на ней основательно —- обеспечить стабильный выпуск продукции в течение двух с лишним меся_ цев. При всем при этом рассчи­ тывать на численное преиму­ щество не приходилось: произ­ водственную службу отдел кад­ ров не смог укомплектовать полностью, матросы - рыбо­ обработчики досылались до полного штата еще в течение месяца после выхода судна в море. Но полностью производ­ ственную службу так и не укомплектовали до самого кон­ ца путины. Еще одна трудность. Ветера­ нов, с их знаниями, опытом, навыками в работе, в производ­ ственной службе оставалось от прошлого рейса всего около 15 процентов. Из вновь пришед­ ших моряков специалистов опытных, со стажем работы на плавбазах, оказалось тоже раз-два и обчелся. Остальные матросы - рыбообработчики совсем недавно поступили на флот и в большинстве своем вышли в море на плавбазе впервые. Чтобы добиться успеха в рейсе, в частности, чтобы не дать скучать пресервным ли­ ниям, нужна была, естествен­ но, помощь подвахты. При этом необходимо было обеспечить высокую производительность, отличное качество труда и у членов этой подвахты, не обу­ ченных еще матросов. Привлечение на период обиль­ ных уловов к выпуску пре­ сервов дополнительных трудо­ вых ресурсов затруднений не Бызвало. Согласовали этот во­ прос с судовым номитетом и сразу по выходе в рейс соста­ вили графики выхода на под­ вахты в двух режимах: «через 2 дня на третий» и «через день». Применялись они в за­ висимости от обстановки. Ведь пресервные мощности мож­ но было задействовать, ино­ гда полностью, и в кормовом, и в носовом цехах фабрини, иногда же — лишь наполови­ ну, поскольку при дефростиро- вании сырья работа ведется только в носовом цехе. При­ чем из двух пресервных линий, находящихся в носовом рыб­ ном цехе, одна с самого нача­ ла рейса была выведена из постоянной эксплуатации — на ней при стоянке судна в порту установили для испы­ таний две рыбоукладочные ма­ шины: для проведения на них экспериментальных работ вре­ мя от времени выделялись ма­ тросы - рыбообработчики. В трех дневных подвахтах работало примерно одинаковое число моряков — по 17—20 человек при графике «через два дня на третий» и по 25 — 30 человек при графике «че­ рез день». На вечернюю под­ вахту с 20 час. 45 мин. до 23 час. 45 мин. выходило, соот­ ветственно, по 10— 12 и 16—20 человек. «Через два дня на третий», «через день» — названия ус­ ловные. Точнее было бы го­ ворить «через два вызова на третий», «через вызов», т. к. подвахты объявлялись, конеч­ но, не ежедневно, а лишь при необходимости. Всего из 102 суток работы на промысле бы­ ло 67 дней, когда вызывались подвахты. Небольшая часть этого времени была отработа­ на на перегрузках, хозработах. Но львиная доля — на выпус- не пресервов, причем каждый член подвахты выполнял посто­ янно одну и ту же опера­ цию. По приблизительным под-, счетам, на подвахтах вырабо­ тано около 300 тыс. физиче­ ских банок пресервов — более трети квартального плана. Надо отдать должное коллек­ тиву — с начала и до конца рейса не было случаев отказа от выхода на подвахту, стрем, ления уклониться от нее, ссы ­ лаясь на какие бы то ни было причины. 3. «Это мы... проходили» Г1АМ УЮ настоящую вой- ^ ну объявили моряки браку. В работе на прошло­ годней весенней мойвенной путине, как отмечалось на судовом партийном собра­ нии, на плавбазе не очень-то утруждали себя контролем за качеством выпускаемой рыбопродукции, особенно пресервов. Как результат — на выпущенную рыбопро­ дукцию за год поступило рек­ ламаций на общую сумму около 42,5 тысячи рублей — в основном на пресервы, выработанные в период ве­ сенней мойвенной путины. Разумеется, повторять та­ кие уроки было неразумно. 37 наставников — наибо­ лее опытных моряков — стали шефствовать над мо­ лодыми матросами - рыбооб­ работчиками, передавать им свои знания, опыт, навыки в работе. Руководители служб орга­ низовали теоретическую и практическую учебу матро­ сов - рыбообработчиков. По­ мощник капитана по произ­ водству Александр Григорь­ евич Каруковец, главный тех­ нолог Петр Петрович Ива­ нов, начальник производст­ венной лаборатории Вален­ тин Васильевич Вахницкий, сменные технологи Борис Степанович Игнатов, Алек­ сандр Георгиевич Шевченко, Николай Васильевич Ялома терпеливо объясняли, что снизить качество пресервов, а то и привести к браку мо­ жет и выпуск их из задер­ жанной рыбы, и негерметич- ность закатки банок, «под- течность», просроченность реализации. В сельди может окислиться жир, в пресервах «Мойва пряного посола» — появиться гнилостный за­ пах, в пресервах «Мойва спецпосола» — образоваться слизь. А все, казалось бы, из-за мелочей: меньше, чем нужно, положили соли, спе­ ций, налили тузлука, плохо «обваляли» рыбу. Но объяснения — это од­ на сторона дела. Другая — высокая требовательность, наказание нарушителей тех­ нологической дисциплины. За полмесяца работы таких нарушителей в производст­ венной службе оказалось 14. Из них девяти снизили оценки качества труда за недостатки, допущенные при выработке пресервов, в том числе за небрежную укладку рыбы в банки, плохую ее от­ сортировку, «обвалку» по- сольной смесью, некачествен­ ную заливку тузлуком. Уже в первую декаду февраля чи­ сло подобных случаев явно пошло на убыль. А к концу месяца всего у трех работав­ ших на пресервах обна­ ружили отклонения от тех­ нологии. Вроде бы дело пошло на лад. Однако люди есть лю­ ди... В середине марта в смене № 3 (заметим в скоб­ ках, смене передовой) нека­ чественно укладывали рыбу в банки — плохо отбирали поврежденную рыбу — сра­ зу четыре обработчика. В последней декаде марта по этой же причине были сни­ жены оценки качества труда еще пяти, в первой декаде апреля — восьми работни­ кам. Думается, нарушения эти можно объяснить психологи­ ческим состоянием моря­ ков. Кто-то с течением рей­ са устает и уже более рав­ нодушно относится к хорошо известным ему требованиям, начинает считать их несуще­ ственными. Вот почему конт­ роль за качеством работы нельзя ослаблять на протя­ жении всего, рейса. Тогда можно говорить о предотвра­ щении брака и обеспечении выпуска высококачествен­ ных рыбных товаров. В. ЗАХАРОВ , первый помощник капитана. А. РОЩ ЕНКО , старший инженер - нормировщик. Плавбаза «Даурия» уп­ равления «Севрыбхолод- флот». ® Н а в с т р е ч у р ы б а к а Я Н В А Р Ь - В И Ю Н Е Девять экипажей Мурман­ ского тралового флота уже выполнили плановые задания 1982 года по выпуску пищевой рыбной продукции: БМРТ «Верховина», «Вышгород», «Че­ хов», «Андрей Маркин», ППР «Капитан Скорняков», «Гей­ зер» и другие. Дополнительно к заданию года будут выработаны сотни тонн рыбопродукции. С выполнением плана полу­ годия досрочно справились 44 экипажа тралового флота. ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ Экипаж коммунистического труда транспортного * рефри­ жератора «Александр Ива­ нов» досрочно выполнил план второго квартала. На борту судна — 73 сверхплановые тонны рыбопродукции. Кол­ лектив рефрижератора сэко­ номил промысловикам 7 су- до-суток. На две тысячи нор- мо-часов больше запланиро­ ванного выполнили моряки саморемонтных работ. 5 5 У Ч А С Т К О В , 94 передовые бригады, 225 индивидуально работающих членов коллектива объедине­ ния «Мурманская судоверфь» досрочно выполнили план по­ лугодия по основным техни- ко - экономическим показа­ телям. Наилучших результа­ тов добились труженики ли­ тейного, ремонтно-механиче­ ского, слесарно - механиче­ ского и корпусно-сварочного цехов. О выполнении личных пла­ нов двух лет пятилетки рапор­ товали доводчик - притирщик В. Л. Ф лягин, фрезеровщик Н. Б. Мацнев, сверловщик М. Г. Слуцкий и слесарь В. В Д ю д ь к и н . У Д ел о «Успех — не любой це­ ной» («Рыбный Мурман» № 2 от 8 января 1982 го­ да) — с этой статьи, с по­ становки в ней проблем, связанных с экономией на судах топлива и горюче­ смазочных материалов, в еженедельнике начался большой заинтересованный разговор о том, как эконо­ мить топливно-энергетиче­ ские ресурсы (ТЭР), как увлечь моряков соревновани­ ем за бережливость, как по­ ощрять экипажи за эконо­ мию ТЭР. Своеобразным продолже­ нием этого разговора стало выступление в газете груп­ пового инженера-механика объединения «Мурманрыб- пром» Э. П. Соколова. Его статья называлась «Знаем, да забываем» («Рыбный Мурман» № 19 от 7 мая 1982 года). У работников механико-судовой службы этого объединения пробле­ мы экономии ТЭР и поощре­ ния моряков за экономию те же самые, что и в трало­ вом флоте: нет измеритель- ъ 4 стр. :«РЫБНЫЙ М УРМАН» ‘ 25 июня 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz