Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
I I II 1 Письма с плавбазы «Даурия» Г ЕГО ДНЯ ^ наем nvl мы начи публиковать рассказ первого по мощника капитана В. П. Захарова и стар шего инженера-норми- ровщика ▲. В. Рощен- ко об опыте выработ ки пресервов на плав базе «Даурия» управ ления «Севрыбхолод- флот». I. Немного истории П JIABB АЗА «Даурия» 11 — первая среди судов этой серии. Однотипные ей суда так и именуются — плавбазы типа «Даурия». Вот уже восемнадцатый год находится она в эксплуата ции. За это время здесь на коплен богатый опыт рабо ты по выпуску рыбной про дукции, в том числе и пре сервов. Следует отметить, что в первые два года десятой пя тилетки выработка пресервов на базе ненамного превы шала плановые задания, хо тя они и не были по сего дняшним понятиям напря женными. Задания 1976— 1977 гг., например, были в полтора раза меньше зада ний 1979— 1980 гг. А в 1978 году незначительный план — всего 50 туб — во обще не был выполнен. Однако уже в последую щие годы выработке этого вида продукции на судне ста ли уделять больше внимания. Были увеличены мощности пресервных линий: установ лены второй дефростер, сто лы, на которых шла укладка рыбы в банки. Вместо руч ных закаточных станков бы ли приобретены шесть полу автоматических, причем пять из них так называемые «быстроходные», т. е. с большей скоростью закатки банок. Улучшилась органи зация труда. При подведении итогов социалистического соревнования между смена ми показателю выработки пресервов стали придавать особое значение. С тех пор, можно считать, и пошло здесь в гору пре- сервное дело. ...1979 год. При плане 7895 на плавбазе выработа но 8293 тубы пресервов. В 1980 году показатель выра ботки достигает уже 10282 туб (при плане 7550 туб). Всего за десятую пятилетку моряки «Даурии» изготовили 29697 туб пресервов, вы полнив тем самым пятилет нее задание на 106 процен тов. А когда стали разрабаты вать социалистические обяза тельства на одиннадцатую пятилетку, в том числе на первый и второй ее годы, экипаж заявил о своей ре шимости закрепить достиг нутые успехи. Особенно в выработке продукции, поль зующейся повышенным спро сом у населения. Пресервы, как известно, среди этой продукции занимают далеко не последнее место. Так оно и было на деле. ДОЛГИЙ ПУТЬ К УСПЕХУ Хозяйствовать эффективно! В 1981 году план по вы пуску рыбных пресервов был выполнен на 112,9 процен та. Сверх плана на народ ный стол поставлено бо лее 227 тысяч физических банок (здесь и далее — в пересчете на банки № 27 «к» и «б»). Надо сказать, что к этому времени вырос и интерес всех членов экипажа к вы пуску пресервов. Ведь вы работка их меньше зависит от капризов природы. Нет, как говорят рыбаки, «све жья», да еще пригодного для выпуска пресервов, — можно изготовлять пресер вы из дефростированной ры бы. Причем в дни, когда про мысловая обстановка осо бенно не жалует, можно бро сить на пресервы все налич ные силы производственной службы. Таким образом, если вы пуск пресервов обеспечен спросом потребителя, ста бильностью расценок, бан- котарой, промпереработкой, то объем этого выпуска и связанная с ним доля сдель ного заработка зависят от самого экипажа, стихии она не подвластна. Сделали пре сервов меньше, чем могли бы, — и заработали меньше. Винить, кроме самих себя, некого. И все-таки... 2. Все— на подвахту О НЫНЕШНЕМ году план по выпуску пресервов установлен для экипажа еще более напряженный, чем в 1981 году. В первом квартале предстояло выдать чуть ли не половину всего плана прошло го года. Если в среднем на сутки работы на промысле в 1981 году планировалось выпу скать около 27 туб пресервов, то в первом квартале нынеш него года — около 45 туб. Да в отдельные, лучшие периоды на мойвенных пути нах команда «Даурии», как, впрочем, и коллективы дру гих баз, таких вершин дости гали... Но в данном случае предстояло не только взять вы соту, но и закрепиться на ней основательно —- обеспечить стабильный выпуск продукции в течение двух с лишним меся_ цев. При всем при этом рассчи тывать на численное преиму щество не приходилось: произ водственную службу отдел кад ров не смог укомплектовать полностью, матросы - рыбо обработчики досылались до полного штата еще в течение месяца после выхода судна в море. Но полностью производ ственную службу так и не укомплектовали до самого кон ца путины. Еще одна трудность. Ветера нов, с их знаниями, опытом, навыками в работе, в производ ственной службе оставалось от прошлого рейса всего около 15 процентов. Из вновь пришед ших моряков специалистов опытных, со стажем работы на плавбазах, оказалось тоже раз-два и обчелся. Остальные матросы - рыбообработчики совсем недавно поступили на флот и в большинстве своем вышли в море на плавбазе впервые. Чтобы добиться успеха в рейсе, в частности, чтобы не дать скучать пресервным ли ниям, нужна была, естествен но, помощь подвахты. При этом необходимо было обеспечить высокую производительность, отличное качество труда и у членов этой подвахты, не обу ченных еще матросов. Привлечение на период обиль ных уловов к выпуску пре сервов дополнительных трудо вых ресурсов затруднений не Бызвало. Согласовали этот во прос с судовым номитетом и сразу по выходе в рейс соста вили графики выхода на под вахты в двух режимах: «через 2 дня на третий» и «через день». Применялись они в за висимости от обстановки. Ведь пресервные мощности мож но было задействовать, ино гда полностью, и в кормовом, и в носовом цехах фабрини, иногда же — лишь наполови ну, поскольку при дефростиро- вании сырья работа ведется только в носовом цехе. При чем из двух пресервных линий, находящихся в носовом рыб ном цехе, одна с самого нача ла рейса была выведена из постоянной эксплуатации — на ней при стоянке судна в порту установили для испы таний две рыбоукладочные ма шины: для проведения на них экспериментальных работ вре мя от времени выделялись ма тросы - рыбообработчики. В трех дневных подвахтах работало примерно одинаковое число моряков — по 17—20 человек при графике «через два дня на третий» и по 25 — 30 человек при графике «че рез день». На вечернюю под вахту с 20 час. 45 мин. до 23 час. 45 мин. выходило, соот ветственно, по 10— 12 и 16—20 человек. «Через два дня на третий», «через день» — названия ус ловные. Точнее было бы го ворить «через два вызова на третий», «через вызов», т. к. подвахты объявлялись, конеч но, не ежедневно, а лишь при необходимости. Всего из 102 суток работы на промысле бы ло 67 дней, когда вызывались подвахты. Небольшая часть этого времени была отработа на на перегрузках, хозработах. Но львиная доля — на выпус- не пресервов, причем каждый член подвахты выполнял посто янно одну и ту же опера цию. По приблизительным под-, счетам, на подвахтах вырабо тано около 300 тыс. физиче ских банок пресервов — более трети квартального плана. Надо отдать должное коллек тиву — с начала и до конца рейса не было случаев отказа от выхода на подвахту, стрем, ления уклониться от нее, ссы лаясь на какие бы то ни было причины. 3. «Это мы... проходили» Г1АМ УЮ настоящую вой- ^ ну объявили моряки браку. В работе на прошло годней весенней мойвенной путине, как отмечалось на судовом партийном собра нии, на плавбазе не очень-то утруждали себя контролем за качеством выпускаемой рыбопродукции, особенно пресервов. Как результат — на выпущенную рыбопро дукцию за год поступило рек ламаций на общую сумму около 42,5 тысячи рублей — в основном на пресервы, выработанные в период ве сенней мойвенной путины. Разумеется, повторять та кие уроки было неразумно. 37 наставников — наибо лее опытных моряков — стали шефствовать над мо лодыми матросами - рыбооб работчиками, передавать им свои знания, опыт, навыки в работе. Руководители служб орга низовали теоретическую и практическую учебу матро сов - рыбообработчиков. По мощник капитана по произ водству Александр Григорь евич Каруковец, главный тех нолог Петр Петрович Ива нов, начальник производст венной лаборатории Вален тин Васильевич Вахницкий, сменные технологи Борис Степанович Игнатов, Алек сандр Георгиевич Шевченко, Николай Васильевич Ялома терпеливо объясняли, что снизить качество пресервов, а то и привести к браку мо жет и выпуск их из задер жанной рыбы, и негерметич- ность закатки банок, «под- течность», просроченность реализации. В сельди может окислиться жир, в пресервах «Мойва пряного посола» — появиться гнилостный за пах, в пресервах «Мойва спецпосола» — образоваться слизь. А все, казалось бы, из-за мелочей: меньше, чем нужно, положили соли, спе ций, налили тузлука, плохо «обваляли» рыбу. Но объяснения — это од на сторона дела. Другая — высокая требовательность, наказание нарушителей тех нологической дисциплины. За полмесяца работы таких нарушителей в производст венной службе оказалось 14. Из них девяти снизили оценки качества труда за недостатки, допущенные при выработке пресервов, в том числе за небрежную укладку рыбы в банки, плохую ее от сортировку, «обвалку» по- сольной смесью, некачествен ную заливку тузлуком. Уже в первую декаду февраля чи сло подобных случаев явно пошло на убыль. А к концу месяца всего у трех работав ших на пресервах обна ружили отклонения от тех нологии. Вроде бы дело пошло на лад. Однако люди есть лю ди... В середине марта в смене № 3 (заметим в скоб ках, смене передовой) нека чественно укладывали рыбу в банки — плохо отбирали поврежденную рыбу — сра зу четыре обработчика. В последней декаде марта по этой же причине были сни жены оценки качества труда еще пяти, в первой декаде апреля — восьми работни кам. Думается, нарушения эти можно объяснить психологи ческим состоянием моря ков. Кто-то с течением рей са устает и уже более рав нодушно относится к хорошо известным ему требованиям, начинает считать их несуще ственными. Вот почему конт роль за качеством работы нельзя ослаблять на протя жении всего, рейса. Тогда можно говорить о предотвра щении брака и обеспечении выпуска высококачествен ных рыбных товаров. В. ЗАХАРОВ , первый помощник капитана. А. РОЩ ЕНКО , старший инженер - нормировщик. Плавбаза «Даурия» уп равления «Севрыбхолод- флот». ® Н а в с т р е ч у р ы б а к а Я Н В А Р Ь - В И Ю Н Е Девять экипажей Мурман ского тралового флота уже выполнили плановые задания 1982 года по выпуску пищевой рыбной продукции: БМРТ «Верховина», «Вышгород», «Че хов», «Андрей Маркин», ППР «Капитан Скорняков», «Гей зер» и другие. Дополнительно к заданию года будут выработаны сотни тонн рыбопродукции. С выполнением плана полу годия досрочно справились 44 экипажа тралового флота. ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ Экипаж коммунистического труда транспортного * рефри жератора «Александр Ива нов» досрочно выполнил план второго квартала. На борту судна — 73 сверхплановые тонны рыбопродукции. Кол лектив рефрижератора сэко номил промысловикам 7 су- до-суток. На две тысячи нор- мо-часов больше запланиро ванного выполнили моряки саморемонтных работ. 5 5 У Ч А С Т К О В , 94 передовые бригады, 225 индивидуально работающих членов коллектива объедине ния «Мурманская судоверфь» досрочно выполнили план по лугодия по основным техни- ко - экономическим показа телям. Наилучших результа тов добились труженики ли тейного, ремонтно-механиче ского, слесарно - механиче ского и корпусно-сварочного цехов. О выполнении личных пла нов двух лет пятилетки рапор товали доводчик - притирщик В. Л. Ф лягин, фрезеровщик Н. Б. Мацнев, сверловщик М. Г. Слуцкий и слесарь В. В Д ю д ь к и н . У Д ел о «Успех — не любой це ной» («Рыбный Мурман» № 2 от 8 января 1982 го да) — с этой статьи, с по становки в ней проблем, связанных с экономией на судах топлива и горюче смазочных материалов, в еженедельнике начался большой заинтересованный разговор о том, как эконо мить топливно-энергетиче ские ресурсы (ТЭР), как увлечь моряков соревновани ем за бережливость, как по ощрять экипажи за эконо мию ТЭР. Своеобразным продолже нием этого разговора стало выступление в газете груп пового инженера-механика объединения «Мурманрыб- пром» Э. П. Соколова. Его статья называлась «Знаем, да забываем» («Рыбный Мурман» № 19 от 7 мая 1982 года). У работников механико-судовой службы этого объединения пробле мы экономии ТЭР и поощре ния моряков за экономию те же самые, что и в трало вом флоте: нет измеритель- ъ 4 стр. :«РЫБНЫЙ М УРМАН» ‘ 25 июня 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz