Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
I / ТО ХОДИЛ не больших " автономных траулерах, тот знает, что всякая обраба тывающая техника на фабри ках судов этого типа — ред кость, поскольку предназна чены они в основном для за морозки неразделанной рыбы. Вот и мы вышли в море пос ле приемки судна у подмен ного экипажа в импорту, не имея на борту рыборазделоч ных станков. Но было желание выраба тывать разделанную рыбу. На одном из радиосоветов запро сили экипажи — кто нам мо жет оказать помощь. О тклик нулись моряки «Дальрыбы» — с большого автономного тра улера «Московская Олимпиа да». Благодаря им нам уда лось изготовить три станка. Станки опробовали, прики нули примерный темп рабо ты: получилось, после машины каждый может дообрабаты- вать от 25 до 45 рыбин в ми нуту. Так у рыбаков появился примерный ориентир, которо го каждый из них старался придерживаться. Забегая вперед, скаж у, что разделкой ставриды (а имен но эту породу рыбы мы об лавливали) мы занимались два с небольшим месяца, и заморозили ее 1140 тонн — почти половину от всего объ ема замороженной за этот период продукции. Для БАТов это более чем отличный ре зультат. Появление станков застави ло внести много изменений в размеренный ритм жизни эки пажа, и, конечно, пришлось за дум аться над многими вопро сами организации производст ва. Ведь если раньше «все бы ло до предела ясном — мо розь «кругляк» и радуйся, то теперь.,. Проверили несколько вари антов работы и остановились на таком: если добытчики брали трал небольшой, то всю ставриду морозили ■ нераэде- БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ Инициатива, смекалка, уме ние четко и грамотно органи зовать работу — эти качества проявили моряки большого ав тономного траулера «Капитан Телои» Мурманского тралового флота и добились отличных показателей в выпуске про дукции улучшенного ассорти мента. ланном виде. А когда трал приходил с богатым уловом, то линии по обоим бортам ра ботали «на разделку». Для этого нужно было ни много ни мало —30 человек. Без подвахты как тут обой тись? Привлекали и мы на об работку рыбы людей, свобод ных от вахты. И что интерес но: первое время члены под- йахты не столько не могли, сколько боялись, что не смогут осилить установленный рубе:к и дообрабатывать по 25—30 рыбин в минуту. Когда перпые страхи прошли. люди освои лись с непривычными для них операциями, и дело пошло. Уже через несколько дней мы довели выработку разделанной продукции до 50 тонн в сутки. Все, о чем я рассказал, не вольно заставляет задуматься вот над чем. Я не первый год хожу на промысловых су дах и знаю, что опыт — де ло, безусловно, большое. Но, согласитесь, нередко у моря ков и опыт есть, и умение — а дело стоит. Вот почему не случайно я оговорился в на чале своих заметок о том, что все — и опыт тоже — начи нается с желания. С такого желания, каким горели сами и зажгли других матросы В. Кречетов, С. Мамедов, Н. Беспалько, члены подвахты рефмеханик В. Любарец, ре монтный слесарь В. Галкин, первый помощник капитана Н. Журавлев, официантка М. Джаврук. И. ПАК, помощник капита на по производству. В. МЫСИН, заведующий сек тором внедрения объедине ния «Севтехрыбпром». НА СНИМКЕ: наладчик В. Л. Столетов. Он награжден меда лью «За трудовую доблесть». Фото В . КОРЕЦКОГО. В ДЕКАБРЕ 1981 г. кол лектив «Севтехрыбпро- ка» создал машину для на клеивания .этикеток. В на стоящее время она находит ся в опытно промышленной эксплуатации на плавбазе «Матопкин Шар». В освое нии машины морякам помо гает наш наладчик Г. М. Иванов. Дело идет доволь но-таки успешно. Машина успевает наклеивать этикет ки ita банки, поступающие е двух закаточных станков. А обслуживает механизм всего один человек. С этого примера мне и хо. телось бы начать разговор о том, как мы — участники Договора четырнадцати — выполняем обязательства, • К а к в ы « ы д о л и я е т е Д о г о в о р 1 4 -тж? УСКОРЕННЫМИ ТЕМПАМИ взятые но отношению к сме- жиикам. Как раз в соответствии с этими обязательствами в объ единении ускоренными тем пами идет сборка устано вочной серии машин для раз делки путассу — Н29-ИРЕ. Известно, скольно хлопот причиняет промысел этой по роды рыбы морянам. Ведь тре бования таковы, что путассу нужно морозить исключитель но в разделанном виде. Изве стно, моряки на выдумки го разды. Практически на каж дом судне рождаются всевоз можные модификации станков и механизмов «собственной конструкции». Разумеется, инициатива и находчивость обработчиков заслуживают всяческих похвал, однако само делки — это все же полумера. Отлично понимая это, сев- техрыбпромовцы начали раз работку машины по разделке путассу. Притом такой, ко торая осуществляла бы комп лексную обработку рыбы. Обычно на создание какого бы то ни было механизма, машины требуется четыре— пять лет... Мы же машину Н29-ИРЕ для разделки пу тассу создали за два года. Не считаясь со временем, работали заведующие секто рами А. К. Сигаев и В. И. Алифанов (он выходил в море с опытными образ цами). ведущий конструк тор В. Е. Байкачев, налад чики II. Н. Безрученков, А. П. Поликарпов и В. Л. Столетов. Предполагается, что в тече ние двух лет таких машин бу дет выпущено приблизительно 400 единиц, и они разойдутся по различным рыбопромыш ленным бассейнам страны. Для наших же рыбаков уже в этом году должны изготовить пар тию машин на Мурманской су доверфи. Н29-ИРЕ, как и пред полагалось, механизм универ сальный. С его помощью обра ботчики могут выпускать и ба лычок, и потрошеную путассу. Машина создавалась под ру ководством лауреата Государ ственной премии СССР, глав ного конструктора объедине ния Ю. А. Благовещенского. «Мы все чаще сталкиваемся с таким положением, когда узким местом ста новится не производство, а хранение, переработка продукции, доведение ее до потребителя». Из доклада Л. И. БРЕЖНЕВА на Пленуме ЦК КПСС 24 мая 19S2 года. СИЗИФОВЫ СТРАДАНИЯ К а ч е с т в о глряитжруеяя Л БЫ Ч Н О , когда говорят о ^ качестве рыбной продук ции, речь ведут о промысло вых экипажах: о режимах тра ления и температурных режи мах, о бережном отношении к сырью, ®б упаковке про дукции Г ' соответствии с ГОСТами. А моряки транс портных рефрижераторов?.. Разве не важно, в каком виде доставят они эту рыбную про дукцию в порт? Вот об этом и хотелось бы поговорить на страницах «Рыбного М урма на». Конечно, не все и не все гда зависит от самих моряков. Но как часто объективные трудности — нехватка транс портных судов, желание все мерно помочь промысловикам — оборачиваются конкретны ми бедами для экипажей транспортных рефрижерато ров! Приведу несколько приме ров. На ТР «Эрнст Тельман» при няли пресервы с БАТ «Кон стантин Душенов» и уложили их в трюм.., без сепарации. В результате большая часть ба- нон деформировалась. Ha ТР «Виктор Лягин» при погрузне мороженой ставриды не проверили герметичность трюма. Оказалось, крышка была недостаточно плотно при жата к горловине. В пути ры ба, которая находилась в верх нем ряду ящиков, дефростиро- валась, коробки намокли. Итог — сортность трех тонн рыбы снижена. - Кстати, ненадежность герме тичности трюмов — общая бе да всех транспортных рефри жераторов типа «Сибирь». Но ведь зная об этом, моряки тем более не должны унладывать продукцию «под завязку». Но унладывают и, таким образом, портят продукцию, причем не редко — немалую ее часть, как это и было на ТР «Вик тор Лягин». На ТР «Иван Шишкин» ре шили сэкономить емкости трю мов: уложили картонные ящи ки на ребро. Что же получи лось? Почти тридцать процен тов продукции утратили товар ный вид: картон порвался, на блоках рыбы — потертости, срывы кожи. Анализируя эти случаи, не вольно приходишь к выводу: забывая о требованиях систе мы КСУКП , моряки «нажива ют» себе неприятности, кото рых вполне могло не быть. Ведь в одинаковых со всеми условиях работают и экипажи транспортных рефриж ерато ров «Роза Люксембург» и «Хибинские горы», к которым нет никаких претензий. Ска жем, на ТР «Роза Люксембург» качеству продукции, контролю за ним уделяется очень мно го внимания. На судне дейст вует творческая бригада на учной организации труда. Под ее контролем — подготовка трюмов, размещение грузов, распределение ответственных за каждый участок работы. Ум ею т здесь при погрузке быстро переходить с одной точки на другую , не вызывая подвахт. Иными словами, ра ботают в строгом соответст вии с требованиями КСУКП. Однако, говоря об умелой организации труда, следует вспомнить и те обстоятельст ва, на которые моряки повли ять не могут. Скажем, приме нение на судах пресловутой картонной тары № -4 без чех лов... Ведь эта тара — сущее мучение для моряков: короб ки рвутся, содержимое ого ляется, а то и высыпается. А если учесть, что коробкам предстоит выдержать несколь ко перегрузок (с промысло вого судна — на ТР, с ТР — в вагон), то можно себе пред ставить «качество» продукции в конце пути! Морякам транспортных реф рижераторов из-за этого при ходится заниматься поистине сизифовым трудом , перетари- вая рыбу. Назову такие цифры: пере тачивание 597,6 тонны рыбо продукции (за четыре месяца 1982 года) обошлось флоту щ 7856 рублей. А конкретными примерами могут служить эни- пажи ТР «Иркутск» и «Север ный ветер», перетарившие со ответственно 42 и 45 тонн ры бопродукции. Я уже не гово рю о моральном ущербе — настроении экипажа, занятого на этой «операции». Сизифу, осужденному вечно вкатывать а гору камень, который, дойдя до вершины, неизменно скаты вался вн|<э, все же было лег че, хотя бы от сознания, что такое наназание он заслужил. А морякам — за что такие мучения? Думаю , все с интересом прочитали в шестнадцатом но мере «Рыбного Мурмана» письмо помощника капитана по производству плавбазы «Сергей Василисин» Д . Ала- вердиева о проблемах, связан ных с применением этой та ры. Тогда же был опублико ван комментарий сотрудника ЦПКТБ, главного конструктора проекта А. Г. Чевтаева, в ко тором шла речь об обвязоч ной машине (она будет обвя зывать ящики с рыбой поли пропиленовой лентой). Конеч но, чтобы машина про шла испытания, нужно вре мя. Но хотелось бы напомнить работникам объединения «Мурманская судоверфь», где воплотится в металле идея конструкторов ЦПКТБ: машина очень нужна флотам, надо сделать все возможное, чтобы приблизить срок ее выпуска. Г. ЛЮТОВА, старший инже нер-технолог производст венного отдела управленил «Севрыбхолодфлот». К ОММ ЕН ТАРИЙ РЕ ДАКЦИИ . Проблема, о которой пишет Галина Дмитриевна Лютова, как из вестно, тревожит не только • 4 стр. ..... ш* «РЫБНЫЙ А1 УРМАН» ......................... ~ ~ 4 июня 1982
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz