Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

I / ТО ХОДИЛ не больших " автономных траулерах, тот знает, что всякая обраба­ тывающая техника на фабри­ ках судов этого типа — ред­ кость, поскольку предназна­ чены они в основном для за­ морозки неразделанной рыбы. Вот и мы вышли в море пос­ ле приемки судна у подмен­ ного экипажа в импорту, не имея на борту рыборазделоч­ ных станков. Но было желание выраба­ тывать разделанную рыбу. На одном из радиосоветов запро­ сили экипажи — кто нам мо­ жет оказать помощь. О тклик­ нулись моряки «Дальрыбы» — с большого автономного тра­ улера «Московская Олимпиа­ да». Благодаря им нам уда­ лось изготовить три станка. Станки опробовали, прики­ нули примерный темп рабо­ ты: получилось, после машины каждый может дообрабаты- вать от 25 до 45 рыбин в ми­ нуту. Так у рыбаков появился примерный ориентир, которо­ го каждый из них старался придерживаться. Забегая вперед, скаж у, что разделкой ставриды (а имен­ но эту породу рыбы мы об­ лавливали) мы занимались два с небольшим месяца, и заморозили ее 1140 тонн — почти половину от всего объ­ ема замороженной за этот период продукции. Для БАТов это более чем отличный ре­ зультат. Появление станков застави­ ло внести много изменений в размеренный ритм жизни эки­ пажа, и, конечно, пришлось за­ дум аться над многими вопро­ сами организации производст­ ва. Ведь если раньше «все бы­ ло до предела ясном — мо­ розь «кругляк» и радуйся, то теперь.,. Проверили несколько вари­ антов работы и остановились на таком: если добытчики брали трал небольшой, то всю ставриду морозили ■ нераэде- БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ Инициатива, смекалка, уме­ ние четко и грамотно органи­ зовать работу — эти качества проявили моряки большого ав­ тономного траулера «Капитан Телои» Мурманского тралового флота и добились отличных показателей в выпуске про­ дукции улучшенного ассорти­ мента. ланном виде. А когда трал приходил с богатым уловом, то линии по обоим бортам ра­ ботали «на разделку». Для этого нужно было ни много ни мало —30 человек. Без подвахты как тут обой­ тись? Привлекали и мы на об­ работку рыбы людей, свобод­ ных от вахты. И что интерес­ но: первое время члены под- йахты не столько не могли, сколько боялись, что не смогут осилить установленный рубе:к и дообрабатывать по 25—30 рыбин в минуту. Когда перпые страхи прошли. люди освои­ лись с непривычными для них операциями, и дело пошло. Уже через несколько дней мы довели выработку разделанной продукции до 50 тонн в сутки. Все, о чем я рассказал, не­ вольно заставляет задуматься вот над чем. Я не первый год хожу на промысловых су­ дах и знаю, что опыт — де­ ло, безусловно, большое. Но, согласитесь, нередко у моря­ ков и опыт есть, и умение — а дело стоит. Вот почему не случайно я оговорился в на­ чале своих заметок о том, что все — и опыт тоже — начи­ нается с желания. С такого желания, каким горели сами и зажгли других матросы В. Кречетов, С. Мамедов, Н. Беспалько, члены подвахты рефмеханик В. Любарец, ре­ монтный слесарь В. Галкин, первый помощник капитана Н. Журавлев, официантка М. Джаврук. И. ПАК, помощник капита­ на по производству. В. МЫСИН, заведующий сек­ тором внедрения объедине­ ния «Севтехрыбпром». НА СНИМКЕ: наладчик В. Л. Столетов. Он награжден меда­ лью «За трудовую доблесть». Фото В . КОРЕЦКОГО. В ДЕКАБРЕ 1981 г. кол­ лектив «Севтехрыбпро- ка» создал машину для на­ клеивания .этикеток. В на стоящее время она находит­ ся в опытно промышленной эксплуатации на плавбазе «Матопкин Шар». В освое­ нии машины морякам помо­ гает наш наладчик Г. М. Иванов. Дело идет доволь­ но-таки успешно. Машина успевает наклеивать этикет­ ки ita банки, поступающие е двух закаточных станков. А обслуживает механизм всего один человек. С этого примера мне и хо. телось бы начать разговор о том, как мы — участники Договора четырнадцати — выполняем обязательства, • К а к в ы « ы д о л и я е т е Д о г о в о р 1 4 -тж? УСКОРЕННЫМИ ТЕМПАМИ взятые но отношению к сме- жиикам. Как раз в соответствии с этими обязательствами в объ­ единении ускоренными тем­ пами идет сборка устано­ вочной серии машин для раз­ делки путассу — Н29-ИРЕ. Известно, скольно хлопот причиняет промысел этой по­ роды рыбы морянам. Ведь тре­ бования таковы, что путассу нужно морозить исключитель­ но в разделанном виде. Изве­ стно, моряки на выдумки го­ разды. Практически на каж­ дом судне рождаются всевоз­ можные модификации станков и механизмов «собственной конструкции». Разумеется, инициатива и находчивость обработчиков заслуживают всяческих похвал, однако само­ делки — это все же полумера. Отлично понимая это, сев- техрыбпромовцы начали раз­ работку машины по разделке путассу. Притом такой, ко­ торая осуществляла бы комп­ лексную обработку рыбы. Обычно на создание какого бы то ни было механизма, машины требуется четыре— пять лет... Мы же машину Н29-ИРЕ для разделки пу­ тассу создали за два года. Не считаясь со временем, работали заведующие секто­ рами А. К. Сигаев и В. И. Алифанов (он выходил в море с опытными образ­ цами). ведущий конструк­ тор В. Е. Байкачев, налад­ чики II. Н. Безрученков, А. П. Поликарпов и В. Л. Столетов. Предполагается, что в тече­ ние двух лет таких машин бу­ дет выпущено приблизительно 400 единиц, и они разойдутся по различным рыбопромыш­ ленным бассейнам страны. Для наших же рыбаков уже в этом году должны изготовить пар­ тию машин на Мурманской су­ доверфи. Н29-ИРЕ, как и пред­ полагалось, механизм универ­ сальный. С его помощью обра­ ботчики могут выпускать и ба­ лычок, и потрошеную путассу. Машина создавалась под ру­ ководством лауреата Государ­ ственной премии СССР, глав­ ного конструктора объедине­ ния Ю. А. Благовещенского. «Мы все чаще сталкиваемся с таким положением, когда узким местом ста­ новится не производство, а хранение, переработка продукции, доведение ее до потребителя». Из доклада Л. И. БРЕЖНЕВА на Пленуме ЦК КПСС 24 мая 19S2 года. СИЗИФОВЫ СТРАДАНИЯ К а ч е с т в о глряитжруеяя Л БЫ Ч Н О , когда говорят о ^ качестве рыбной продук­ ции, речь ведут о промысло­ вых экипажах: о режимах тра­ ления и температурных режи­ мах, о бережном отношении к сырью, ®б упаковке про­ дукции Г ' соответствии с ГОСТами. А моряки транс­ портных рефрижераторов?.. Разве не важно, в каком виде доставят они эту рыбную про­ дукцию в порт? Вот об этом и хотелось бы поговорить на страницах «Рыбного М урма­ на». Конечно, не все и не все­ гда зависит от самих моряков. Но как часто объективные трудности — нехватка транс­ портных судов, желание все­ мерно помочь промысловикам — оборачиваются конкретны­ ми бедами для экипажей транспортных рефрижерато­ ров! Приведу несколько приме­ ров. На ТР «Эрнст Тельман» при­ няли пресервы с БАТ «Кон­ стантин Душенов» и уложили их в трюм.., без сепарации. В результате большая часть ба- нон деформировалась. Ha ТР «Виктор Лягин» при погрузне мороженой ставриды не проверили герметичность трюма. Оказалось, крышка была недостаточно плотно при­ жата к горловине. В пути ры­ ба, которая находилась в верх­ нем ряду ящиков, дефростиро- валась, коробки намокли. Итог — сортность трех тонн рыбы снижена. - Кстати, ненадежность герме­ тичности трюмов — общая бе­ да всех транспортных рефри­ жераторов типа «Сибирь». Но ведь зная об этом, моряки тем более не должны унладывать продукцию «под завязку». Но унладывают и, таким образом, портят продукцию, причем не­ редко — немалую ее часть, как это и было на ТР «Вик­ тор Лягин». На ТР «Иван Шишкин» ре­ шили сэкономить емкости трю­ мов: уложили картонные ящи­ ки на ребро. Что же получи­ лось? Почти тридцать процен­ тов продукции утратили товар­ ный вид: картон порвался, на блоках рыбы — потертости, срывы кожи. Анализируя эти случаи, не­ вольно приходишь к выводу: забывая о требованиях систе­ мы КСУКП , моряки «нажива­ ют» себе неприятности, кото­ рых вполне могло не быть. Ведь в одинаковых со всеми условиях работают и экипажи транспортных рефриж ерато­ ров «Роза Люксембург» и «Хибинские горы», к которым нет никаких претензий. Ска­ жем, на ТР «Роза Люксембург» качеству продукции, контролю за ним уделяется очень мно­ го внимания. На судне дейст­ вует творческая бригада на­ учной организации труда. Под ее контролем — подготовка трюмов, размещение грузов, распределение ответственных за каждый участок работы. Ум ею т здесь при погрузке быстро переходить с одной точки на другую , не вызывая подвахт. Иными словами, ра­ ботают в строгом соответст­ вии с требованиями КСУКП. Однако, говоря об умелой организации труда, следует вспомнить и те обстоятельст­ ва, на которые моряки повли­ ять не могут. Скажем, приме­ нение на судах пресловутой картонной тары № -4 без чех­ лов... Ведь эта тара — сущее мучение для моряков: короб­ ки рвутся, содержимое ого­ ляется, а то и высыпается. А если учесть, что коробкам предстоит выдержать несколь­ ко перегрузок (с промысло­ вого судна — на ТР, с ТР — в вагон), то можно себе пред­ ставить «качество» продукции в конце пути! Морякам транспортных реф ­ рижераторов из-за этого при­ ходится заниматься поистине сизифовым трудом , перетари- вая рыбу. Назову такие цифры: пере­ тачивание 597,6 тонны рыбо­ продукции (за четыре месяца 1982 года) обошлось флоту щ 7856 рублей. А конкретными примерами могут служить эни- пажи ТР «Иркутск» и «Север­ ный ветер», перетарившие со­ ответственно 42 и 45 тонн ры­ бопродукции. Я уже не гово­ рю о моральном ущербе — настроении экипажа, занятого на этой «операции». Сизифу, осужденному вечно вкатывать а гору камень, который, дойдя до вершины, неизменно скаты ­ вался вн|<э, все же было лег­ че, хотя бы от сознания, что такое наназание он заслужил. А морякам — за что такие мучения? Думаю , все с интересом прочитали в шестнадцатом но­ мере «Рыбного Мурмана» письмо помощника капитана по производству плавбазы «Сергей Василисин» Д . Ала- вердиева о проблемах, связан­ ных с применением этой та­ ры. Тогда же был опублико­ ван комментарий сотрудника ЦПКТБ, главного конструктора проекта А. Г. Чевтаева, в ко­ тором шла речь об обвязоч­ ной машине (она будет обвя­ зывать ящики с рыбой поли­ пропиленовой лентой). Конеч­ но, чтобы машина про­ шла испытания, нужно вре­ мя. Но хотелось бы напомнить работникам объединения «Мурманская судоверфь», где воплотится в металле идея конструкторов ЦПКТБ: машина очень нужна флотам, надо сделать все возможное, чтобы приблизить срок ее выпуска. Г. ЛЮТОВА, старший инже­ нер-технолог производст­ венного отдела управленил «Севрыбхолодфлот». К ОММ ЕН ТАРИЙ РЕ­ ДАКЦИИ . Проблема, о которой пишет Галина Дмитриевна Лютова, как из­ вестно, тревожит не только • 4 стр. ..... ш* «РЫБНЫЙ А1 УРМАН» ......................... ~ ~ 4 июня 1982

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz