Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
НУЖНА ЛИ МОРЯКУ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ? ВЫСТУПЛЕНИЙ ▼ так называлась статья инженера — судового механика В . Кудрявцевой, опубликованная в еженедельнике 19 марта с. г. во время проведения Дней открытого письма на ба зе Мурманского тралового флота. Автор ставила вопрос о создании в Северном рыбопромышленном бассейне меди ко-психологической лаборатории. «Рыбный Мурман» полу чил ответ из Минрыбхоза СССР. Публикуем его. П АБОТУ по всем направлениям промышленной ncu.ro - логии применительно к условиям труда в рыбной промышленности, в том числе на рыбопромысловых судах, Министерство рыбного хозяйства СССР организует в течет, ние ряда последних лет. Так, в числе основных направле ний научно-исследовательских работ по важнейшим проб лемам охраны труда на 1981—198?> гг., утвержденных при казом Министерства от 24 июня 1981 г. Л» 291. По заказу Минрыбхоза СССР научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта проводит исследова ния по эргономи'сеской оценке и оздоровлению труда на ры бопромысловых судах, рационализации труда и отдыха плавсостава, а Крымскиц медицинский институт — по изу чению механизмов адаптационных реакций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем у плавсостава в ус ловиях длительных рейсов с последующей разработкой си стемы профилактических мероприятий. ЦНОТУПРХ разра батывает рекомендации по совершенствованию условий труда па рабочих местах, созданию благоприятного микро- климата и устранению вредных для здоровья факторов, а также оптимальному режиму труда и отдыха. Для изучения механизмов адаптации плавсостава в ус ловиях длительного мореплавания, разработки и внедрения методов психологии и психопрофилактики труда на рыбо промысловых судах Минрыбхозом СССР в 1974 г. была со здана Отраслевая медико-психологическая лаборатория — ОМПЛ (г. Севастополь). Лабораторией разработан ряд прак тических методов и мероприятий, которые успешно внедря ются на флоте. Учитывая накопленный многолетний опыт научно-прак тической работы ОМПЛ, который с успехом может быть ис пользован для развития инженерной психологии и других разделов промышленной психологии, Минрыбхоз СССР считает, что в настоящее время указанная лаборатория должна стать отраслевым научно-практическ% 1 м центром исследования и координации работ по проблемам промыш ленной психологии применительно к рыбопромысловому флоту. В сеяли с этим, наряду с уже выполняемыми функ циями по психологии труда, психопрофилактике и психо гигиене, па ОМПЛ возлагается проведение научно-практи- чеасих работ по вопросам инженерной психологии, форми рованию межличностных отношении и психологического климата на судах, профориентации и профотбора примени тельно к плавсоставу рыбопромыслового флота. После накопления Отраслевой медико-психологической лабораторией определенного опыта, установления на его основе конкретных задач решения указанных вопросов, не исключается возможность создания других отраслевых под разделений по проблемам промышленной психологии. Н. ЛЫСЕНКО, заместитель министра рыбного хозяй ства СССР. | Б Е Р Е Ч Ь Э М Е Р Г О Р Е С У Р С Ъ И о — Юрий Павлович, про грамма называется скупо и четно — «Ремонт», а судя по вашим словам, ремонт — лишь одна из составных программы... — Тан уж получилось. Д у мали заняться только ремон том, но поняли, что такое вычленение было бы искусст венным и на пользу дела не пошло бы Программа полу чилась на самом деле комп лексной. Посмотрите, на ка кие проблемы она разбита. Здесь и совершенствование системы техобслуживания су дов, технической эксплуата ции флота, и повышение тех нико-экономической эфф ек тивности судоремонтного про изводства на основе повыше ния его индустриального уро вня, и совершенствование м е тодологии и организации пла нирования судоремонта, в зя лись мы за разработку струк туры и управления техниче ским и ремонтным обслужи ванием судов, будем следить за повышением эффективно сти использования трудовых ресурсов и за подготовкой .кадров. Планируем повысить устойчивость материально- технического снабжения. По стоянно на контроле будут организация и руководство выполнением работ по про грамме, Да, из всех этих про блем ремонт — лишь одна часть. А чтобы и название программы соответствовало смыслу, решено в дальней шем переименовать наше д е тище • комплексную про грамму «Ф лот». Но это — д е ло будущ его. — Да, размахнулись вы широко... И этот размах, наверное. требует значи тельных капиталовложений? А от того, насколько креп- ним будет финансовое обе спечение программы, веро ятно. зависит и ее реализа ция? — Безусловно. И вот здесь я хочу успокоить скептиков: программа «Ремонт» будет финансироваться в первую очередь и без всяких ограни чений. Нам даны большие права. Практически любого специалиста отрасли мы мо жем привлечь к участию в доработке и внедрении про граммы По нашей программе будут работать все бассейны страны. Во всех учебных и научно- исследовательских учрежде ниях отрасли работам по программе «Ремонт» будет дана «зеленая улица». — Все это. конечно, об надеживает. Ну а как же с нынешним камнем преткно вения — проблемой запча стей? — Проблемой запасных ча стей будет заниматься специ альный отдел ленинградского института «Гипрорыбфлот». Массовое производство за пасных частей планируется на заводах Минрыбхоза ССС Р, будут создаваться и специали зированные машиностроитель ные цехи. Помогут в выпуске запасных частей и другие ми нистерства. Так что, надеел/с- ся, сдвинется этот мертвый камень с места. — Программа програм мой, и надежды надежда ми. На что можно надеять ся уже «завтра»? Будут ли в нашем бассейне удовлет ворены потребности в су доремонте? Ведь разрыв между необходимым количе ством ремонта и возмож ным в нынешних условиях пока еще очень велик? — Да. на 50 миллионов рублей ремонтных работ не вошло в график на 1982 год. И «завтра», увы, этой нехват ки нам никто не возместит. А вот' «послезавтра», когда программа будет полностью угрясена, когда будут опре делены размеры капитало вложений на каждую пробле му, вот тогда и вопрос удов летворения потребностей в судоремонте решим. — Мы уже говорили, что подобная комплексная целе вая программа принимается впервые Как отнеслись к ней те, кому предстоит во площать ее в жизнь? — Не могу сказать, что приняли программу «на ура». На всех уровнях отношение к ней я бы разделил на три типа: смешливо - недоверчи вое, безразличное и открыто неприязненное. Впрочем, иного мы и не ожидали. Новшество редко приходится по душе всем и сразу. Но программа для того и принимается, чтобы ее вы полнять. А вот в том, что Она будет выполнена, — сомнений нет. Так что «Ремонт» — это воплощение наших надежд. Беседу провела Н. НЕЧАЕВА. НАШИ Р 154 тонны автобензина до статочно для работы ста ав томашин в течение месяца. А ведь именно такое количество бензина удалось сэкономить коллективу автобазы ВРПО «Севрыба» в прошлом году. Кроме того, сэкономлено 3 тонны дизельного топлива, 22 тысячи ниловатт-часов элект роэнергии, 688 гигакалорий па ра. Это хорошие показатели. Достаточно сказать, что по следняя цифра — 688 сбере женных гигакалорий — 8 пе реводе на деньги дала нам свыше 5 тысяч рублей эконо мии. Неплохих результатов в эко номии энергоресурсов дости гли мы и в прошедшие меся цы нынешнего года. Итоги социалистического соревно вания за бережное отношение к энергетическим ресурсам мы подводим по окончании полугодия, но уже сегодня могу с уверенностью сказать, что наилучшие результаты у коллектива "первой автоколон ны, которой руководит А . И. Михайлов. Здесь только в первом квартале сэкономили 27 тысяч литров автобензина. Надо отметить, что вопро сам бережного отношения к энергетическим ресурсам мы уделяем самое серьезное внимание. План экономии раз рабатывается на основе точ ных расчетов и разъясняется каждому труженику. Поэтому водители и выбирают самые Е З Е Р ВЫ рациональные пути движения; а чтобы увеличить грузоподъ емность машины используют контейнеры в кузовах. Для этой же цели делают выше борта автомашин при пере возке легковесных грузов, на пример снега. Практикуем работу автопо ездов (машины с прицепами), поскольку это дает возмож ность увеличить грузооборот. Ну и, конечно, немаловаж ное значение имеет квалифи кация водителей: чем грамот ней специалист, тем очевид ней для него резервы: где. на чем можно сэкономить топ ливо. Поэтому мы постоянно заботимся о повышении ква лификации работников автоба зы. И, наконец, не последнюю роль в экономии топлива иг рает техническое состояние автомашин. Это тоже предмет нашей постоянной заботы. В социалистическом сорев новании за экономию энерге тических ресурсов нет и не может быть мелочей. Каждый литр автобензина, каждый ки лограмм дизельного топлива — это достояние народа. С б е речь энергоресурсы — значит, разумно, по-хозяйски, по-госу дарственному отнестись к расходованию народного доб ра. Ю . БЕКРЯШ ЕВ, начальник технического отдела авто базы ВРПО «Севрыба». 18 июня 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр. — Если бы мы просто ляпали краску на борта траулеров, не заботились о качестве. — сказал бригадир судовых маляров плавучей мастерской Мурманского тралового флота Вауло- вас Адомович Суткус (он на верхнем правом снимке), от этого никому не было бы поль зы. Первый же шторм легко собьет такую по краску, и судно опять покроется, будто язвами, пятнами ржавчины, и сразу морякам станет ясно, что мы схалтурили. А вот когда мы очистим^ борта от этой самой ржавчины, засуричим. а потом уже наложим краску, тут можно быть уверенным, что моряков ты не подвел. Да и самому приятно, проходя причалами, видеть чи стенький и красивый траулер... и сознавать, что к этой красоте и ты приложил руку. Мне всегда казалось, что у судового маляра что-то должно быть от художника. Вот так рассуждает Вауловас Адомович, и он бесконечно прав: каждый советский корабль дол жен быть опрятным и красивым, независимо от его назначения: рыболовный ли это траулер или сухогруз, пассажирский лайнер или танкер, по тому что все они несут на своих кормовых мач тах флаг нашей Родины. Д. РОМАНОВ. В. КОРЕЦКИИ (фото). К Р А С И В Ы М И Ф О Т О Р Е П О Р Т А Ж Мы уверены, что иогда вы бываете в Мур манском рыбном порту и проходите причалами.то вам на пути непременно встречаются люди в ис пачканных краской спецовках, с кистями и ве ревками на плечах. Обычно они идут, о чем-то разговаривая, смеются, и им совершенно нет де ла до окружающих, до их любопытных взглядов. Эти люди — на работе, и идут они работать. Ес- ли еще лет сто назад ни один малый или боль шой город не мог обходитьсл без трубочистов, которых, кстати, уважали одинаково взрослые и дети, считая, что они приносят счастье, то со временный морской порт немыслим без судовых маляров, которых моряки уважают ничуть не меньше. ТРУД судового маляра, на первый взгляд, ка жется простым. Ну что может быть хитрого в том, чтобы сидеть в «беседке» и водить кистью по борту траулера? Если бы это было так... На самом же деле не так-то просто выкрасить суд но после долгих месяцев плавания в арктиче ских или южных широтах Мирового океана. Ко рабли приходят в порт побитые штормами, ис хлестанные ветрами и тропическими дождями, иссеченные песчаными бурями, которые нет-нет да и надвинутся на Атлантический онеан из знойной Сахары. А между тем, хоть сам корабль и не может об этом сказать, он очень хочет быть красивым, и эту красоту придают ему су довые маляры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz