Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.

НУЖНА ЛИ МОРЯКУ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ? ВЫСТУПЛЕНИЙ ▼ так называлась статья инженера — судового механика В . Кудрявцевой, опубликованная в еженедельнике 19 марта с. г. во время проведения Дней открытого письма на ба­ зе Мурманского тралового флота. Автор ставила вопрос о создании в Северном рыбопромышленном бассейне меди ко-психологической лаборатории. «Рыбный Мурман» полу­ чил ответ из Минрыбхоза СССР. Публикуем его. П АБОТУ по всем направлениям промышленной ncu.ro - логии применительно к условиям труда в рыбной промышленности, в том числе на рыбопромысловых судах, Министерство рыбного хозяйства СССР организует в течет, ние ряда последних лет. Так, в числе основных направле­ ний научно-исследовательских работ по важнейшим проб­ лемам охраны труда на 1981—198?> гг., утвержденных при­ казом Министерства от 24 июня 1981 г. Л» 291. По заказу Минрыбхоза СССР научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта проводит исследова­ ния по эргономи'сеской оценке и оздоровлению труда на ры­ бопромысловых судах, рационализации труда и отдыха плавсостава, а Крымскиц медицинский институт — по изу­ чению механизмов адаптационных реакций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем у плавсостава в ус­ ловиях длительных рейсов с последующей разработкой си­ стемы профилактических мероприятий. ЦНОТУПРХ разра­ батывает рекомендации по совершенствованию условий труда па рабочих местах, созданию благоприятного микро- климата и устранению вредных для здоровья факторов, а также оптимальному режиму труда и отдыха. Для изучения механизмов адаптации плавсостава в ус­ ловиях длительного мореплавания, разработки и внедрения методов психологии и психопрофилактики труда на рыбо­ промысловых судах Минрыбхозом СССР в 1974 г. была со­ здана Отраслевая медико-психологическая лаборатория — ОМПЛ (г. Севастополь). Лабораторией разработан ряд прак­ тических методов и мероприятий, которые успешно внедря­ ются на флоте. Учитывая накопленный многолетний опыт научно-прак­ тической работы ОМПЛ, который с успехом может быть ис­ пользован для развития инженерной психологии и других разделов промышленной психологии, Минрыбхоз СССР считает, что в настоящее время указанная лаборатория должна стать отраслевым научно-практическ% 1 м центром исследования и координации работ по проблемам промыш­ ленной психологии применительно к рыбопромысловому флоту. В сеяли с этим, наряду с уже выполняемыми функ­ циями по психологии труда, психопрофилактике и психо­ гигиене, па ОМПЛ возлагается проведение научно-практи- чеасих работ по вопросам инженерной психологии, форми­ рованию межличностных отношении и психологического климата на судах, профориентации и профотбора примени­ тельно к плавсоставу рыбопромыслового флота. После накопления Отраслевой медико-психологической лабораторией определенного опыта, установления на его основе конкретных задач решения указанных вопросов, не исключается возможность создания других отраслевых под­ разделений по проблемам промышленной психологии. Н. ЛЫСЕНКО, заместитель министра рыбного хозяй­ ства СССР. | Б Е Р Е Ч Ь Э М Е Р Г О Р Е С У Р С Ъ И о — Юрий Павлович, про­ грамма называется скупо и четно — «Ремонт», а судя по вашим словам, ремонт — лишь одна из составных программы... — Тан уж получилось. Д у­ мали заняться только ремон­ том, но поняли, что такое вычленение было бы искусст­ венным и на пользу дела не пошло бы Программа полу­ чилась на самом деле комп­ лексной. Посмотрите, на ка­ кие проблемы она разбита. Здесь и совершенствование системы техобслуживания су­ дов, технической эксплуата­ ции флота, и повышение тех­ нико-экономической эфф ек­ тивности судоремонтного про­ изводства на основе повыше­ ния его индустриального уро­ вня, и совершенствование м е­ тодологии и организации пла­ нирования судоремонта, в зя­ лись мы за разработку струк­ туры и управления техниче­ ским и ремонтным обслужи­ ванием судов, будем следить за повышением эффективно­ сти использования трудовых ресурсов и за подготовкой .кадров. Планируем повысить устойчивость материально- технического снабжения. По­ стоянно на контроле будут организация и руководство выполнением работ по про­ грамме, Да, из всех этих про­ блем ремонт — лишь одна часть. А чтобы и название программы соответствовало смыслу, решено в дальней­ шем переименовать наше д е ­ тище • комплексную про­ грамму «Ф лот». Но это — д е ­ ло будущ его. — Да, размахнулись вы широко... И этот размах, наверное. требует значи­ тельных капиталовложений? А от того, насколько креп- ним будет финансовое обе­ спечение программы, веро­ ятно. зависит и ее реализа­ ция? — Безусловно. И вот здесь я хочу успокоить скептиков: программа «Ремонт» будет финансироваться в первую очередь и без всяких ограни­ чений. Нам даны большие права. Практически любого специалиста отрасли мы мо­ жем привлечь к участию в доработке и внедрении про­ граммы По нашей программе будут работать все бассейны страны. Во всех учебных и научно- исследовательских учрежде­ ниях отрасли работам по программе «Ремонт» будет дана «зеленая улица». — Все это. конечно, об­ надеживает. Ну а как же с нынешним камнем преткно­ вения — проблемой запча­ стей? — Проблемой запасных ча­ стей будет заниматься специ­ альный отдел ленинградского института «Гипрорыбфлот». Массовое производство за­ пасных частей планируется на заводах Минрыбхоза ССС Р, будут создаваться и специали­ зированные машиностроитель­ ные цехи. Помогут в выпуске запасных частей и другие ми­ нистерства. Так что, надеел/с- ся, сдвинется этот мертвый камень с места. — Программа програм­ мой, и надежды надежда­ ми. На что можно надеять­ ся уже «завтра»? Будут ли в нашем бассейне удовлет­ ворены потребности в су­ доремонте? Ведь разрыв между необходимым количе­ ством ремонта и возмож­ ным в нынешних условиях пока еще очень велик? — Да. на 50 миллионов рублей ремонтных работ не вошло в график на 1982 год. И «завтра», увы, этой нехват­ ки нам никто не возместит. А вот' «послезавтра», когда программа будет полностью угрясена, когда будут опре­ делены размеры капитало­ вложений на каждую пробле­ му, вот тогда и вопрос удов­ летворения потребностей в судоремонте решим. — Мы уже говорили, что подобная комплексная целе­ вая программа принимается впервые Как отнеслись к ней те, кому предстоит во­ площать ее в жизнь? — Не могу сказать, что приняли программу «на ура». На всех уровнях отношение к ней я бы разделил на три типа: смешливо - недоверчи­ вое, безразличное и открыто неприязненное. Впрочем, иного мы и не ожидали. Новшество редко приходится по душе всем и сразу. Но программа для того и принимается, чтобы ее вы­ полнять. А вот в том, что Она будет выполнена, — сомнений нет. Так что «Ремонт» — это воплощение наших надежд. Беседу провела Н. НЕЧАЕВА. НАШИ Р 154 тонны автобензина до­ статочно для работы ста ав­ томашин в течение месяца. А ведь именно такое количество бензина удалось сэкономить коллективу автобазы ВРПО «Севрыба» в прошлом году. Кроме того, сэкономлено 3 тонны дизельного топлива, 22 тысячи ниловатт-часов элект­ роэнергии, 688 гигакалорий па­ ра. Это хорошие показатели. Достаточно сказать, что по­ следняя цифра — 688 сбере­ женных гигакалорий — 8 пе­ реводе на деньги дала нам свыше 5 тысяч рублей эконо­ мии. Неплохих результатов в эко­ номии энергоресурсов дости­ гли мы и в прошедшие меся­ цы нынешнего года. Итоги социалистического соревно­ вания за бережное отношение к энергетическим ресурсам мы подводим по окончании полугодия, но уже сегодня могу с уверенностью сказать, что наилучшие результаты у коллектива "первой автоколон­ ны, которой руководит А . И. Михайлов. Здесь только в первом квартале сэкономили 27 тысяч литров автобензина. Надо отметить, что вопро­ сам бережного отношения к энергетическим ресурсам мы уделяем самое серьезное внимание. План экономии раз­ рабатывается на основе точ­ ных расчетов и разъясняется каждому труженику. Поэтому водители и выбирают самые Е З Е Р ВЫ рациональные пути движения; а чтобы увеличить грузоподъ­ емность машины используют контейнеры в кузовах. Для этой же цели делают выше борта автомашин при пере­ возке легковесных грузов, на­ пример снега. Практикуем работу автопо­ ездов (машины с прицепами), поскольку это дает возмож­ ность увеличить грузооборот. Ну и, конечно, немаловаж­ ное значение имеет квалифи­ кация водителей: чем грамот­ ней специалист, тем очевид­ ней для него резервы: где. на чем можно сэкономить топ­ ливо. Поэтому мы постоянно заботимся о повышении ква­ лификации работников автоба­ зы. И, наконец, не последнюю роль в экономии топлива иг­ рает техническое состояние автомашин. Это тоже предмет нашей постоянной заботы. В социалистическом сорев­ новании за экономию энерге­ тических ресурсов нет и не может быть мелочей. Каждый литр автобензина, каждый ки­ лограмм дизельного топлива — это достояние народа. С б е­ речь энергоресурсы — значит, разумно, по-хозяйски, по-госу­ дарственному отнестись к расходованию народного доб­ ра. Ю . БЕКРЯШ ЕВ, начальник технического отдела авто­ базы ВРПО «Севрыба». 18 июня 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр. — Если бы мы просто ляпали краску на борта траулеров, не заботились о качестве. — сказал бригадир судовых маляров плавучей мастерской Мурманского тралового флота Вауло- вас Адомович Суткус (он на верхнем правом снимке), от этого никому не было бы поль­ зы. Первый же шторм легко собьет такую по­ краску, и судно опять покроется, будто язвами, пятнами ржавчины, и сразу морякам станет ясно, что мы схалтурили. А вот когда мы очистим^ борта от этой самой ржавчины, засуричим. а потом уже наложим краску, тут можно быть уверенным, что моряков ты не подвел. Да и самому приятно, проходя причалами, видеть чи­ стенький и красивый траулер... и сознавать, что к этой красоте и ты приложил руку. Мне всегда казалось, что у судового маляра что-то должно быть от художника. Вот так рассуждает Вауловас Адомович, и он бесконечно прав: каждый советский корабль дол­ жен быть опрятным и красивым, независимо от его назначения: рыболовный ли это траулер или сухогруз, пассажирский лайнер или танкер, по­ тому что все они несут на своих кормовых мач­ тах флаг нашей Родины. Д. РОМАНОВ. В. КОРЕЦКИИ (фото). К Р А С И В Ы М И Ф О Т О Р Е П О Р Т А Ж Мы уверены, что иогда вы бываете в Мур­ манском рыбном порту и проходите причалами.то вам на пути непременно встречаются люди в ис­ пачканных краской спецовках, с кистями и ве­ ревками на плечах. Обычно они идут, о чем-то разговаривая, смеются, и им совершенно нет де­ ла до окружающих, до их любопытных взглядов. Эти люди — на работе, и идут они работать. Ес- ли еще лет сто назад ни один малый или боль­ шой город не мог обходитьсл без трубочистов, которых, кстати, уважали одинаково взрослые и дети, считая, что они приносят счастье, то со­ временный морской порт немыслим без судовых маляров, которых моряки уважают ничуть не меньше. ТРУД судового маляра, на первый взгляд, ка­ жется простым. Ну что может быть хитрого в том, чтобы сидеть в «беседке» и водить кистью по борту траулера? Если бы это было так... На самом же деле не так-то просто выкрасить суд­ но после долгих месяцев плавания в арктиче­ ских или южных широтах Мирового океана. Ко­ рабли приходят в порт побитые штормами, ис­ хлестанные ветрами и тропическими дождями, иссеченные песчаными бурями, которые нет-нет да и надвинутся на Атлантический онеан из знойной Сахары. А между тем, хоть сам корабль и не может об этом сказать, он очень хочет быть красивым, и эту красоту придают ему су ­ довые маляры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz