Рыбный Мурман. 1982 г. Июнь.
• Готовить рабочую смену /">р£ДИ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ пятилетии — ^ проблема трудовых ресурсов. Она иасается и Мурманской области, где постоянно растущий производственный потенциал должен быть обе спечен квалифицированными кадрами. Недавно бюро обкома КПСС рассмотрело вопрос «О даль нейшем совершенствовании учебно - воспитатель, ной работы в профтехучилищах и мерах по раз витию системы профтехобразования области». Для предприятий рыбной промышленности по полнение готовят в Мурманске СГПТУ-12 (судо ремонтников), морское СГПТУ-6 (кадры рядового плавсостава: электриков, мотористов, рефмаши- н исто 8 и т. д.), морское техническое училище Nn 16 (рядовой плавсостав и работников рыбо комбината). Сегодня — очередной рассказ о растущей ра бочей смене, об одном из воспитателей ее. г Его ЦШ П О Я С Н Ю сразу: ЦПУ — это, централь,- *" ный пост управления.. На современном корабле здесь сконцентрировано управление двигателями и другими механизмами, уста новлены щиты с приборами контроля за ра ботой техники. ЦПУ мастера производствен ного обучения СГПТУ-6 Владимира Иванови ча Дерова — особого рода: это электролабо ратория в училище, смонтированная под его руководством его воспитанниками и ребятами из других групп, которые охотно занимались в кружке «Юный электротехник». Если гово рить шире и образно, то такой «пост» в жиз ни опытного флотского специалиста, ставшего преподавателем, — повседневный труд. Его и на улице останавливали товарищи по трало вому флоту с просьбой: — Иваныч, возьми моего наследника в училище, сделай из него специалиста. Ты это умеешь. И верно — умеет Владимир Иванович по служить делу, которому посвятил жизнь. Ма ло того — полюбил работу с любознатель ными подростками, сам не заметил, как стал наставником для ребят. Причем учеба и на ставничество носят ярко выраженный уклон к рационализации. Сам автор Новшеств еще я период плавания электромехаником (начи нал в пятидесятые годы на первых БМРТ), он и сегодня не мыслит себя без технического творчества, прививает любовь к нему у своих воспитанников. А уж как они верят Влади-, миру Ивановичу, чутко воспринимают его со веты — тут словами трудно передать. Взять «вопрос о курении». Не секрет — сийфетами ребята и в школе «втихаря»,балуются. А тут — училище. Взрослые уж почти. Но попро сил ребят однажды: «Давайте обойдемся без курева. Как я, например, обхожусь». «Три дцать три богатыря» — выпуск восьмидеся того года — не курили. Среди воспитанников В. И. Дерова лауре ат премии Ленинского комсомола. Навел Ле онтьев (сейчас — в военном училище), два Сергея — Соловьев и Никитин — ныне кур санты высшего мореходного, другие ребята и в училище показали себя хорошо, и даль ше пошли уверенно. Рационализация — увлечение не времен ное. Им «заразились» молодые от мастера, пожалуй, на всю жизнь. И это тоже «льет во ду» на воспитательную «мельницу»: техниче ское творчество требует всего тебя, отвлека ет от всяких соблазнов и шалостей. Чего греха таить, от безделья до хулиганства — один шаг. В рационализацию воспитанники В. И. Де рова не играют — всё на полном серьезе: оформляются свидетельства, по флоту изда ется приказ о предложениях, принятых к вне дрению. Специалисты Мурманского тралового фло та (для СГПТУ № 6 — базовое предприятие) видят в воспитанниках В. И. Дерова, всего училища — надежные кадры. Недаром глав ный энергетик Николай Николаевич Мошков, групповые электромеханики Александр Алек сандрович Арзубов, Евгений Иванович Зай цев помогали в подборе для училища необ ходимого оборудования со списанных кораб лей. Причем оборудования действующего. Флот подсказывает также, что нового на су дах появилось, какие вопросы в учебе долж ны освещаться в первую очередь и т. д. Все это помогает училищу готовить будущих мо ряков. достойную смену отцам и старшим братьям. П. БЫСТРОУМОВ . На снимне: В. И. Деров а электролаборатории, на своем «ЦПУ». Фото С. ДАНИЛОВА ТРАДИЦИИ ЖИВЫ! U A СТРАНИЦАХ газе *' ты «Рыбный Мурман» 26 февраля этого года в статье «Не забывать тради ций» затронуты проблемы кают-компании. Автор ста тьи, лаборант Архангель ского РКС И. Ящерицын, вспоминает былые традиции и. к сожалению, затушевы вает роль кают-компании в настоящее время. С этим я не, могу согласиться. Нет, не ушло в прошлое то хоро шее. что вырабатывалось го дамй. БАТ «Алексей Генера лов» вышел в рейс 20 сен тября 1981 года, в порт :типаж вернулся 13 марта 1982 года. И вот все эти почти шесть месяцев рейса кают-компания нашего ком фортабельного судна служи ла морякам настоящим ме стом отдыха, досуга, собра ний для решения вопросов производства. Современная кают-компа ния — это аккуратно по ставленные столики для обе да. удобные, располагающие для беседы кресла и столи ки для игр в шахматы, шаш ки, нарды, домино... Неиз менно в каждой кают-ком пании есть пианино, теле визор, радиоприемник и ки нопроектор для демонстра ции кинофильмов. Не могу согласиться с автором, что культура поведения коман диров в последнее время па дает. Командиры посещают кают-компанию всегда оп рятно одетыми. В кают- компании всегда можно по читать сравнительно свежие газеты, полистать подшивки, журналы. Здесь }ке рожда ются и обсуждаются в не принужденной беседе вопро сы производства, быта. А игры, обсуждения статей и кинофильмов — это ли не отдых. Хуже, конечно, обстоят деза с музыкальными инст рументами. На нашем судне стоит без действия пианино. пылится аккордеон, забыты гитары. Иногда, правда, на ходятся любители блеснуть своим искусством, но это бы вает редко и на уровне зна ния азов. Мостик — это «святое» место каждого корабля, до ступ туда не *каждому дозво лен/ н те, кто имеют право присутствовать и трудиться там. естественно, чувствуют ответственность и. прежде чем ‘ ступить на мостик, не единожды приведут себя и свой внешний вид в надле жащее состояние. Бывают, конечно, единичные случаи, когда в кают - компанию или на мостик отдельные члены экипажа выходят в не ряшливом виде, но — всегда — общественное мнение, молчаливо-ос у ж д а ю щ и е взгляды товарищей ставят «неряху» в неудобное поло жение. Рыбаки имеют удобную и красивую форменную одеж ду. Устав работников флота рыбной промышленности требует при исполнении слу жебных обязанностей быть одетыми по форме. Но спе цифика промысла, нелегкий, порой не ограниченный по времени труд рыбаков "дик туют другое. Экипаж — единая семья, у всех — единая забота о производ стве, которое не терпит ни минуты промедления. Идет рыба (а на судне, где пра вильно поставлено дело, она всегда идет), и у рыбаков не остается времени на па радност'ь. Это может позво лить себе лишь капитан, что и практикуется. Но надо видеть рыбака, когда план выполнен и перевыполнен! Наступает время «парада», на лицах улыбки, все и все торжествует. Любит рыбак свою форму, гордится ею, не уйдут в прошлое лучшие традиции флота. В. АЖОГИН , капитан- директор БАТ «Алексей Генералов». вот уже больше десяти лет Василий Петрович Колпаков ходит в море первым помощником напитана на судах Ар хангельского тралового флота. Но этими годами отнюдь не исчерпывается его рыбацкий стаж. Не просто и не сразу пришел он к единственному делу своей жизни — работе с людьми Пришлось в полной мере пройти через тяготы мо ряцкого труда в должности судового механина. На каких бы судах, в каких бы экипажах ни работал Василий Петрович, везде в центре его внимания находились люди с их дела ми, радостями, бедами. Общительность и наблюдательность, острый ум и талант организатора помогают Колпакову не только на его трудном комиссарском поприще. Работа с людьми лежит в основе и его литературных опытов. Сегодня мы предлагаем вам гла вы из повести Василия Петровича Колпакова «Тропический рейс». ИДЕМ В ДАЛЬНИЕ ДАЛИ О С Я ПРОМЫСЛОВАЯ палу- 4 ба — от траловой лебед ки до слипа — занята новень кими алюминиевыми флягами. — Как на молочной ф ерм е, _ шутит боцман Николай Смолокуров. — Коров еще не хватает,— подхватывает шутку Сергей Степанко*. — А про доярок забыли?— ввертывает свое Николай Кузьмичев. Перебрасываясь шутками, они связывают бидоны * гир лянды по сорок, пятьдесят, шестьдесят штук. Боцм'ан еще раз проверяет связь на проч ность, пересчитывает для вер ности и, заглядывая в бумаж- з ку, бормочет под нос: — Та-ак, значит, на «Зод чий» ш естьдесят ш тук, на «Смирнов» сорок, на «Карпа ты» восем ьдесят... Похоже, все правильно, все сходится. Несколько дней назад мы вышли из порта и везем в море снабжение для других судов. Здесь промвооруже* ние, различные части тралов, машинные масла, продукты й многое-многое другое. В том числе и молочные фляги, предназначенные для сбора и хранения медицинского рыбь его жира. Слева от нас Скандинавия— угрюмые и неприветливые да ж е летом берега, справа — беспредельные просторы Ба ренцева моря, где-то за Шпиц бергеном переходящие в Л е довитый океан. Д ует чуть ощу тимый зюйд-вест, редкий для этих широт. Море спокойно, лишь легкая зыбь, отзвук про ш едш его далеко стороной шторма, да чайки за кормой... В конце августа — начале сен тября погода в Арктике всег да хороша. Кончается недол- гое лето, проходит пора неза катного солнца, и природа, по своему закону, отпускает эти пригожие дни, чтобы потом об рушиться на рыбаков непого дой, осенними ветрами да штормами. Подходим к группе и раз даем снабжение. Вместе с по следней партией бидонов сда ем письма. Крышку фляги в письмами боцман старательно м аж ет суриком, чтобы там, не др угом судне, ребята нй ш н я н ш ж м н ш вскрывали все бидоны подряд, а сразу нашли почту. Гремя по слипу, уходит последняя связ ка бидонов. Поприветствовав друг друга гудками, расхо димся. Впереди у нас дальняя дорога — почти месячный пе реход в другой район промыс ла, где будем ловить ставри ду и скумбрию . На мостике вахта старпома Николая Платоновича Анфило- ва. «Платоныч» — уважитель но называют его моряки, а за глаза, меж собой, и просто Платоном величают. Платоныч молчалив, несколько угрюмо- ват даж е, но бывает и разго ворчивым, правда, редко. Без ликие местоимения «он», «она», «они», «этот», «эти», «эта» часто заменяю т ему предмет повествования, так что постороннему человеку вначале трудно уловить, о чем он говорит и что имеет ■ ви ду. Вот и сейчас, умиротво ренный тем, что все работы по сдаче снабжения прошли бы стро и благополучно, Плато ныч позволяет себе пофило софствовать. Речь, как я со образил, идет о женщинах. «О-о, они обхождение любят!» — улыбаясь каким-то своим мыслям, проповедует старпом и многозначительно умолкает с таким видом, как будто «об хождение» знает только он один. Мы все чувствуем себя по меньшей мере вахлаками 9 столь деликатном вопросе и, конечно же, не в состоянии возразить или добавить что- нибудь путное. Но я-то знаю, что Платоныч — чистый те о . ретик, и даж е свою жену пос ле длительны х рейсов он ос» меливается поцеловать лишь после долгих и многозначи тельных покашливаний. С Николаем Платоновичем судьба сводила меня неодно кратно. Хотя он относительно молод, но считается уж * опытным и известным на ф ло те промысловиком. Если есть настольная книга промысловика, выражения Пла- тоныча надо написать на пер вой странице крупным шриф том. «Эта рыба ловится а изоби лии, — говорит он о мойве и, помолчав, добавляет, — пока i изобилии...» Когда работали на путассу, Платоныч изрек прямо-таки историческую ф р азу: «Эту ры бу повить не надо, эта рыба Сама в трал прет!» Помнится, несколько лет назад, когда фще не существовало эконо мических зон, мы работали на скумбрии в толчее Ла-Манша. Платоныч, тогда ещ е второй штурман, стоял на вахте. Гля д я с мостика на очередной поднятый трал, который опять пришел с «одною травою мор- скою», не выдержал и гарк нул а микрофон толпившимся на промысловой палубе мас терам добычи и матросам: — Это вам не путассу! Эту рыбу ловить надо!! На что с палубы незамед лительно полетел ответ: — Эти бы слова да вахтен* ному штурману • уши! Но «се это — • прошлом, Николай Платоныч уже опыт* ный старпом, его слово —• закон. И вряд ли найдется пе« ресмешник, который отважил* ся бы на подобную дерзо сть. Сейчас Платоныч озабочен. Во-первых, надо подготовить' и отпечатать массу приказов 0 создании на судне много* численных нужных комиссий| во-вторых, подготовиться К 39* втрашнему общесудовому соб- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» И июня 1982 г«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz