Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

ПОБТРПНПИИт е т я м В мире социализма • Ш Л Л И Т Е Р А Т У Р И Ы Й К О Н К У Р С о&дения. Наконец, с пьяной бесцеремонностью, зажав в руках батарею пивных буты­ лок, он подсаживается к нам. Знакомимся. Это датский мо­ ряк, его танкер на два корпу- ё* сзади от нас, аодоизмеще- нием тысяч на двадцать. Кое- как объясняемся — наполови­ ну по-английски, наполовину жестами. Узнав, что мы совет­ ские моряки, перечисляет на­ ши портовые города на Бал­ тике, где ему приходилось бывать: Ленинград, Рига, Тал­ лин. «На берегу я — капитан, смеется, — на судне — $но»а буду матрос». Он доста­ ет свою морскую книжку с записями. За каждым пере­ мещением с судна на судно $тоит оценка капитана: «Хо­ роший матрос», «Хороший матрос». Вместе с оценками повышается, соответственно, и тоннаж судов. А после 150-ты- еячного супертанкера вдруг, как удар бича, короткая и по­ нятная запись: «Бэд!» («Пло­ хо!»). — О-о-о! — печальным то- нОм тянет моряк и вырази­ тельным «международным» жестом щелкает себя по гор­ лу ^ с е понятно: выпил бедо- ж , вот капитан и турнул его с судна, — быстро пере­ водит этот жест наш рулевой Сергей Сорокин. — Йес, йес! — 'к а к будто подтверждает перевод Соро­ кина, соглашается датчанин и показывает, что исправился и «нова идет на повышение. Как ни спешили мы, но на мост опоздали — его разве­ ли буквально у нас на гла­ зах, и мы устало плетемся к парому. Паром — приземис­ тый, просторный, похожий на самоходную баржу катер — до отказа набит пассажирами. Кое-как втискиваемся в ше­ велящуюся и галдящую не всех языках толпу и устраи­ ваемся на корме. На носу за­ мечаем нашего недавнего со­ беседника. Он по-прежнему навеселе, сейчас уже в окру­ жении таких же, как он, ры­ жих соотечественников. Он тоже заметил нас, замахал руками и заорал что есть мо­ чи: «Иван!» Даже пытался пробиться через всю толпу к нам на корму. Куда там! Дой­ ти до нас можно было разве что по головам. Да и у нас Hf было особой охоты снова слушать подвыпившего «кол­ легу». Катер с натугой преодолел свои 150 метров. Мы выскаки­ ваем на причал и быстро на правляемся домой — к свое­ му судну. Проходная порта — это всего лишь одинокий столб, около которого стоит скучающий, сонного вида негр- стражник. Делать ему почти нечего, своих собратьев, рабо­ тающих в порту, он знает на­ перечет, белых туристов и членов экипажей иностранных судов останавливать и спра­ шивать у них пропуск не ос­ меливается. Да и не принято здесь беспокоить белого по пустякам. Вдруг стражник оживляется, отрывает как бы прилеплен­ ную свою спину от столба, гортанно кричит: «Хей!» и кри­ вым, корявым пальцем подзы­ вает Мишу Семенчука. Курча­ вый, полногубый, с приплюс­ нутым широким носом, заго­ ревший до синевы, наш Ми­ ша Семенчук в сумерках дей­ ствительно напоминает сына страны черного континента. Но негр в последний мо­ мент каким-то чутьем сообра­ жает, что остановил иностран­ ного моряка, и извиняюще- суетливо машет рукой. За такую оплошность мож­ но и с работой попрощаться, а безработных здесь каж­ дый четвертый взрослый ко­ ренной житель... А ДОМА ЛУЧШЕ Э А БЫ ТЫ впечатления об от- дыхе на острове Кюре- сао. Мы на обратном пути — снова пересекаем Атлантику вдоль и поперек, а короче — по диагонали. Впереди трех­ недельный переход до Мур­ манска. На обратном пути по­ года не такая ласковая и теп­ лая, но в^тер попутный, и это нас только радует — быстрее придем домой. На переходе работ ничуть не меньше, чем на промысле, особенно у командного соста­ ва Помимо вахт, надо подго­ товить все бумаги, все отчеты, которые всегда откладывают­ ся на конец рейса. Перед пи­ шущими машинками — боль­ шущая очередь. Больше всего удивляет вто­ рой помощник, наш начпрод. Правой рукой, не глядя, он стучит по клавишам машинки, печатает какую-то бумагу, а левой считает на электронном калькуляторе. Старпом Платоныч так на­ грузил своих моряков рабо­ той, что хватит до самого пор­ те, и скрупулезно проверяет сделанное каждым за день. Одни расхаживают задрайки иллюминаторов, другие про­ веряют комплектность спа­ сательных жилетов, свистки, батарейки, третьи снимают блоки, проверяют такелаж. Д а­ же для сбора судовой биб­ лиотеки выделен матрос Ни­ колай Кузьмичев. Он .бесце­ ремонно ходйт по каютам, проверяет под подушками, матрацами, в столах, загляды­ вает даже в рундуки. На воз­ мущение и недовольство он реагирует быстро: «А вы как думали? Одно объявление по трансляции — и вы толпой по­ бежите книги сдавать? Да ес­ ли не я, эти книги у вас под подушкой три рейса подряд будут лежать!» Против такой отповеди крыть нечем, тем более что Кузь­ мичев, как факир, ловким движением достает из-под по­ душки обиженного целую ки­ пу библиотечных книг. Вечерами все мы собираем­ ся в салоне, и течет нетороп­ ливый разговор о предстоя­ щем приходе, об отпусках и отдыхе. Давно проведены все собрания, обговорены все во­ просы. Но неофициальный раз­ говор, для души, все же при­ ятней. Большинство моряков сделали подряд два долгих рейса — почти целый год в море! И, конечно, заслужива­ ют полноценного отдыха. Ка­ ждый моряк вспоминает свои края, свой город. — Поедемте к нам, в Аст­ рахань, — приглашает Нико­ лай Кузьмичев, — у нас осет­ рина, икра во всех магазинах, а арбузы!.. — Какие арбузы зимой? — перебивает его Семен Бере­ зовский. — Вот у нас в Мели­ тополе сейчас уж е весной пах­ нет, а зелени сколько!.. — Краше, чем у нас в Си­ бири, мест не найти, — вдруг говорит всегда молчаливый и скромный Олег Панин. •— Летом такая жара, как в тро­ пиках. Только переносится легче, потому что воздух су­ хой и целебный. Зимой та­ кие морозы •— деревья тре­ щат! А рыбалка! А охота!.. Мы все умолкаем: против Сибири возразить нечего. Да­ же наше судно носит имя Ге­ роя Советского Союза, сиби­ ряка, сержанта - танкиста Александра Градова, павшего смертью храбрых в первые дни Великой Отечественной. £ каждым днем, переходя из одного часового пояса в другой, мы переводим все судовые часы на один час впе­ ред, тем самым как бы при­ ближая время прихода в свой порт. И вот однажды вечером чуть дрогнувшим голосом ка­ питан объявил: «Сегодня, с шестнадцати часов до двадца­ ти, на вахте старшего помощ­ ника, все судовые часы будут переведены на один час впе­ ред. С сегодняшнего дня бу­ дем работать и жить по мос­ ковскому. времени!» Стоя в коридоре, слышу, как иэ всф* кают, сверху и снизу, справа и слева слоено по команде несется ликующе-ра достное: «Ура-а-а!». На снимках: слева — в цехе авиационного завода в поль­ ском городе М епец. Это пред­ приятие поставляет в С С С Р узлы и детали для аэробусов Ил-86; вверху — бокситовый карьер е И харкуте (область Веспрем в Венгрии), значитель­ ная часть добы ваемы х здесь бокситов обрабаты вается в С С С Р , откуда в ВНР отправля­ ется готовый алюминий; спра­ ва — монтаж первого кубин­ ского автобуса м еж дунаро дн о ­ го класса «Хирон X IV » , пред­ назначенного для обслуж ива­ ния туристов, вы пуск — этих современны х машин налажен на автобусном заводе в Гуа- нахае, что близ кубинской сто ­ лицы. Фото ЦАФ, МТИ, ТАСС. 2 июля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz