Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
А 6 ОТСУТСТВИИ у выпуск* ников технических вузов наеыков организаторской ра боты в коллективе говорилось и говорится много. Об этом шла речь и в диалоге на страницах еженедельника «Рыбный Мурман» (№ 11 от 12 марта с, г.) «Как воспитать воспитателя», в котором при няли участие зам. начальника Мурманского тралового флота А . В. Ртищев и проректор МВИМУ по политработе Б. Н. , Ушаков, Поводом для разго вора послужила корреспон денция старшего механика , тралового флота Г. А. Пере- лыгина «Все в руках специа листа», опубликованная в № 6 «Рыбного Мурмана» от 5 февраля 1982 г., в которой автор обращал внимание на недостатки в подготовке спе циалистов, на слабую требо вательность к ним и т, д. Серьезный, предметный разговор об этом состоялся и на семинаре-совещании ко мандного состава судов флота Северного бассейна, органи зованном обкомом КПСС и ВРПО «Севрыбаи в мае с. г. Предложить возможный ва риант разрешения .робле'мы «воспитания воспитателей» побудила также статья в га зете «Правда» от 8 июня 1982 года секретаря парткома Бел городского технологического института Ю . Набережных «Уметь вести за собой». В ней говорится о том, как коллек тив института добивается го товности начинающего инже нера организовать работу кол лектива, умения работать с людьми, жить их интересами. Особенно привлекают мысли о том, что «серьезного пере смотра требуют отношения, сложившиеся между вузом и его заказчиком». Именно так: «за подготовку активной, со знательной и квалифицирован ной инженерной смены дол жны отвечать одинаково обе стороны: как вуз, так и про изводство. И именно в связи с переходом высшей школы к системе распределения вы пускников за два— три года до окончания вузов, склады ваются благоприятные усло вия для того, чтобы трудо вые' Коллективы активнее уча ствовали в воспитании буду щих специалистов еще на студенческой скамье». Одним иэ направлений ре шения данной проблемы для конкретных условий МВИМУ (да и ММУ им. Месяцева — тоже) является всестороннее укрепление и развитие ш еф ских связей с экипажами су- В них схлючен целый ряд мероприятий: заключение до говора о содружестве с эки пажем судна; информация о делах и проблемах обеих сторон; проведение встреч и бесед (как в училище, так и ка судах) по различным тех ническим, организационным вопросам; участие курсантов в профилактических и ремонт ных работах на судке, б под готовке к очередному рей су; проведение профориента ционных мероприятий, бесед го. Наиболее существенная: рекомендации разработаны в МВИМУ, и знают о них толь ко в М ВИМ У. Флотские по литработники шефские связи в основном реализуют эпизо дически. Правда, это поправимо. Первых помощников капита нов с содержанием «Реко мендаций» можно ознакомить на семинарах при партийных комитетах флотов, политработ ников, повышающих квалифи кацию на курсах при МВИМУ, • К а к в о с п и т а т ь в о с п и т а т е л я ништиишшшшшшшштшшшшшниин З а и н т е р е с о в а н н о е т ь д о л ж н а б ы т ь , о б щ е й !1111Ш11Ш1Ш1Ш111Ш1!11ШШ|1и!Ш|1Ш1!!ШШ1!Ш1ШМ!1Ш!Ш!!1!1ШШШШ!!Ш1ШШ!!11Ш1НШШ11!!1!11Н1!||1Н!1 дов. Шефские связи с 'судо выми экипажами позволяют широко и всесторонне вовле кать будущих специалистов в практическую трудовую и об щественно - политическую д е ятельность. В производствен ном коллективе курсант про веряет правильность и проч ность усвоенных знаний и приобретенных навыков, ре ально ощущает потребность в их дальнейшем расширении и совершенствовании, закаля ет .морально - политические качества, обретает так нуж ную молодому специалисту веру в свои силы и возмож ности. С целью обеспечения целе направленной и организован ной работы по шефским свя зям в училище разработаны и рекомендованы факульте там и кафедрам для исполь зования в учебно-воспита тельной работе. «Рекоменда ции по организации шефских связей кафедр и курируемых курсов МВИМУ им. Ленин ского ■комсомола с экипажами рыбопромысловых, рыбооб рабатывающих и транспорт ных судов ВРПО «Севрыба». по организаторской и воспи тательной работе в коллекти ве; обмен опытом работы общественных организаций и т. п. Опять-таки шефские связч помогут избежать явно имею щего место разрыва между учебной и производственной педагогикой. Ибо, как спра ведливо отмечает Ю . Набе режных, «одна страдает неко торой умозрительностью, дру гая бывает слишком . зазем ленной, порой даже прагма тичной». Приемы хорошей организа ции шефских связей есть, есть и уверенность в том, что их количество и качество функционирования будут воз растать прямо пропорциональ но требовательности, .контро лю и заботам за состоянием шефской работы со стороны как администрации и общест-. ренных организаций училищ, так и руководства и общест венных организаций флотов. Следует, однако, признать, • что в этой работе пока не . удается использовать все име ющиеся потенциальные воз можности. Причин здесь мно можно ознакомить за время учебы. «Рекомендации» можно переработать, сделать их одинаково приемлемыми как для кафедр и факультетов училищ, так и для судовых специалистов. Партийные ко митеты и отделы по работе с моряками загранплаваний флотов возьмут на себя конт роль за организацией шеф-, скйх связей со стороны судо вой администрации. Есть одна субъективная причина, сущ ественно мешаю щая делу: нежелание некото рых руководителей, непо средственно участвующих в организации шефских связей, нести бремя забот и ответ ственности за работу допол нительную, не подлежащую оплате, но требующую доста точно много времени, внима ния, контроля и ответствен ности. Это в равной мере от носится как к училищу, так и к флоту. Еще не все осозна ли ценность, место шефских связей, в формировании соци ально-профессиональных и идейно-политических качеств . будущих специалистов. Дума ется, что партийным комите там по силам избавить таких руководителей от имеющего место «нежелания». Выступая на XIX съезде З.ПКСМ, Л. И. Брежнев сказал: «Молодость — это утро жиз ни. Это пора, когда человек формируется как личность, как гражданин. Вот почему молодежь должка постоянно учиться. И не тольнс овладе вать знаниями. Учиться чест ному труду, уменью видеть жизнь со всеми ее сложнос тями с позиций советского патриотизма и коммунисти ческой убежде носги». А где еще молодежь смо жет учиться «умению видеть жизнь со. всеми ее сложнос тями», как не в производст венном коллективе? Шефские связи непосредственно вклю чают курсанта, в практическое - социальное действие, позво ляют проверять полученные знания объективным критери ем практики, способствуют выполнению исторических ре шений XXV I съезда КПСС в области формирования науч ного мировоззрения, комму нистической убежденности и социальной активности .совре менных специалистов, И я этой работе должны одинако во заинтересованно участво вать как МБИМУ, так и флот. Важно еще. одно, обстоя тельство (об этом уже гово рилось в статье «Кафедра на заводе» в «Правде» от 8 ян варя 1981} года): привлекая управленческих работников и судовых специалистов к уча стию в шефской работе, в воспитании курсантов, мы вли яем одновременно на рост их , профессиональных, орга- низаторско-управленч е с к и. х- знаний, познаний в области педагогики и психологии. Ста ло быть, действительно вы игрывают все: и вуз, и флог. А коль выигрыш общий, то и заинтересованность должке быть тоже общей. П. НОВИЧКОВ, председа тель профсоюзного коми-, тета МВИМУ им. Ленинско го комсомоле. г Наша рыбацкая выставка Н АША ВЫСТАВКА «Становление и развитие рыбной промышленности Северного бассейна», как уже сооб щалось в «Рыбном Мурмане», получила новую прописку: Шмидта, 43, левое крыло первого этажа ДМО. Подготов лены первые два зала (из пяти) для показа экспозиции. Труженикам рыбной промышленности, давно работающим и живущим на Севере, хорошо знакомы ее тематика и содер жание, А для читателей помоложе, нам думается, надо еще раз рассказать о выставке. Для развития рыбной про мышленности Севера слово «впервые» — привычное и закономерное, как и в рас сказе об этой отрасли на родного хозяйства не только нашего края, но и страны. История рыболовства насчи ты вает не один аек Но имен но у нас впервые стали ис следоваться богатства г.:орей, в <893 году положено начало траловому лову, на Севере на чалось становление советского промышленного государствен ного рыболовства, выросла мощная береговая база, отрас ли; изучались ,ю вы е рг..Чоны и объекты промысла, устанавли вались мировые рекорды добы чи рыбы (например, стаханов- сний РТ «Кирсз» □ >937 году выловил 61800 центнеров) сю да пришли в 1955 году пер вые БК Р Т (еще рекорд — экипаж БМРТ «Гоголь» в 1865 году дал 123000 дентнеров ры бы). Освоение перегрузки про дукции в открытом море, Г1ПР, большие автономные трауле ры, крупнейшие ноптилькые заводы, судообрабатывающий комплекс, соревнование смеж ников — это уже приметы се годняшних дел тружеников от расли. Особая, героическая страница — Великая Отечест венная война, когда рыболов ные траулеры несли стороже вую службу и продолжали промысел во фронтовом Барен цевом кюре. Все эти и многие другие этапы истории нашли отражение в экспозиции на шей постоянно действующей выставки, открытой в - 1877 году. Есть у нас уникальные материалы и документы, . в частности об исследованиях II М. Кнжювича, копии де кретов и постановлений, под писанных В. И. Лениным, первая промысловая карта, составленная в 1923 году С. Д Копытовым, С. П. Ле онтьевым, И. Н Демидовым, П. II. Кореховым, Н. М. Овчинниковым, Личные ве щи, награды, фотографии первых капитанов, механи ков, тралмейстеров, их кни ги, учебные пособия л при боры — красноречивые сви детельства того, с чего на чинался траловый флот, а затем росли и мужали вся отрасль, ее люди. Среди них — лауреаты Государственных премий, Герои Социалисти ческого Труда. С их вкладом в свершения советского на рода, с подвигом рыбаков и тружеников берега всегда с интересом знакомятся посе тители выставки. Площадь пяти новых экс позиционных залов — 300 квадратных метров. Сотруд ники. выставки проводили и будут проводить работу по . воспитанию моряков и тру- .щеников береговых предпри ятий «Севрыбы». на револю ционных, боевых и трудовых традициях старших поколе ний. Это различные массово- политические мероприятия: экскурсии и лекции по исто рии рыбной промышленно сти бассейна и пропаганде передовых методов работы новаторов отрасли, посвяще ние в рабочие, вручение комсомольских документов, чествование победителей конкурсов «Лучший по про фессии», встречи с ветера нами труда и войны. За время работы выставки ее посетило более 25 тысяч человек, проведено около 1000 экскурсий. Большой интерес и внимание вызвали фотовыставки, подготовлен ные сотрудниками: «Договор смежников в действии», «75 лет рыбохозяйственных ис следований на Севере», «Труженики рыбного Мурма на в обороне Советского За полярья», - <Мурманскому траловому флоту — 50 лет», «Рыбная промышлен ность Северного бассейна за годы Советской власти», «Конституция СССР дейст вует, живет, работает», «Труженики рыбного Мур мана — XXVI съезду КПСС», К 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ле нина был издан плакат «Ле нин и рыбная промышлен ность Севера», получивший . положительный отзыв в чис ле 32 из 170, представлен ных на обсуждение в Инсти тут марксизма-ленинизма. С 19 октября 1977 года организовано обязательное посещение выставки вновь поступающими на флоты и предприятия отрасли. Здесь, прежде чем начать работать на предприятии, новички знакомятся с его историей, практическими делами кол лектива, его трудовыми тра дициями, передовиками про изводства, героями труда и войны. Это вызывает уваже ние к предприятию, людям, которые там работают, же лание быть похожими на них. Это повышает ответст венность и дисциплину. Око ло 100 таких экскурсий и бесед проведено сотрудника- ми выставки с вновь посту пающими. Это эффективная форма работы по уменьше нию текучести кадров. . Большую работу на базе выставки можно проводить и по профессиональному вос питанию молодежи, так как для нее очень актуален во прос выбора профессии. Важ но ориентировать моло дежь на профессии, нужные нашему городу. И от сотруд ников выставки всегда мож но получить методическую помоа;ь в создании кабине тов по профориентации. Это поможет продолжить семей ные трудовые .династии. Вся работа выставки на правлена на воспитание у рыбаков, особенно молодых, чувства глубокого уважения к славной истории отечест венного рыболовства, патри отизма, гордости за свою профессию и предприятие. В. МАРТЫНОВА, со трудник постоянно денет, вующей выставки «Ста новление и развитие рыб ной промышленности Се верного бассейна». На снимке: фрагмент экс позиции выставки.. 2 толя 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 7 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz