Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

А 6 ОТСУТСТВИИ у выпуск* ников технических вузов наеыков организаторской ра­ боты в коллективе говорилось и говорится много. Об этом шла речь и в диалоге на страницах еженедельника «Рыбный Мурман» (№ 11 от 12 марта с, г.) «Как воспитать воспитателя», в котором при­ няли участие зам. начальника Мурманского тралового флота А . В. Ртищев и проректор МВИМУ по политработе Б. Н. , Ушаков, Поводом для разго­ вора послужила корреспон­ денция старшего механика , тралового флота Г. А. Пере- лыгина «Все в руках специа­ листа», опубликованная в № 6 «Рыбного Мурмана» от 5 февраля 1982 г., в которой автор обращал внимание на недостатки в подготовке спе­ циалистов, на слабую требо­ вательность к ним и т, д. Серьезный, предметный разговор об этом состоялся и на семинаре-совещании ко­ мандного состава судов флота Северного бассейна, органи­ зованном обкомом КПСС и ВРПО «Севрыбаи в мае с. г. Предложить возможный ва­ риант разрешения .робле'мы «воспитания воспитателей» побудила также статья в га­ зете «Правда» от 8 июня 1982 года секретаря парткома Бел­ городского технологического института Ю . Набережных «Уметь вести за собой». В ней говорится о том, как коллек­ тив института добивается го­ товности начинающего инже­ нера организовать работу кол­ лектива, умения работать с людьми, жить их интересами. Особенно привлекают мысли о том, что «серьезного пере­ смотра требуют отношения, сложившиеся между вузом и его заказчиком». Именно так: «за подготовку активной, со­ знательной и квалифицирован­ ной инженерной смены дол­ жны отвечать одинаково обе стороны: как вуз, так и про­ изводство. И именно в связи с переходом высшей школы к системе распределения вы­ пускников за два— три года до окончания вузов, склады­ ваются благоприятные усло­ вия для того, чтобы трудо­ вые' Коллективы активнее уча­ ствовали в воспитании буду­ щих специалистов еще на студенческой скамье». Одним иэ направлений ре­ шения данной проблемы для конкретных условий МВИМУ (да и ММУ им. Месяцева — тоже) является всестороннее укрепление и развитие ш еф ­ ских связей с экипажами су- В них схлючен целый ряд мероприятий: заключение до­ говора о содружестве с эки­ пажем судна; информация о делах и проблемах обеих сторон; проведение встреч и бесед (как в училище, так и ка судах) по различным тех­ ническим, организационным вопросам; участие курсантов в профилактических и ремонт­ ных работах на судке, б под­ готовке к очередному рей­ су; проведение профориента­ ционных мероприятий, бесед го. Наиболее существенная: рекомендации разработаны в МВИМУ, и знают о них толь­ ко в М ВИМ У. Флотские по­ литработники шефские связи в основном реализуют эпизо­ дически. Правда, это поправимо. Первых помощников капита­ нов с содержанием «Реко­ мендаций» можно ознакомить на семинарах при партийных комитетах флотов, политработ­ ников, повышающих квалифи­ кацию на курсах при МВИМУ, • К а к в о с п и т а т ь в о с п и т а т е л я ништиишшшшшшшштшшшшшниин З а и н т е р е с о в а н н о е т ь д о л ж н а б ы т ь , о б щ е й !1111Ш11Ш1Ш1Ш111Ш1!11ШШ|1и!Ш|1Ш1!!ШШ1!Ш1ШМ!1Ш!Ш!!1!1ШШШШ!!Ш1ШШ!!11Ш1НШШ11!!1!11Н1!||1Н!1 дов. Шефские связи с 'судо ­ выми экипажами позволяют широко и всесторонне вовле­ кать будущих специалистов в практическую трудовую и об­ щественно - политическую д е­ ятельность. В производствен­ ном коллективе курсант про­ веряет правильность и проч­ ность усвоенных знаний и приобретенных навыков, ре­ ально ощущает потребность в их дальнейшем расширении и совершенствовании, закаля­ ет .морально - политические качества, обретает так нуж­ ную молодому специалисту веру в свои силы и возмож­ ности. С целью обеспечения целе­ направленной и организован­ ной работы по шефским свя­ зям в училище разработаны и рекомендованы факульте­ там и кафедрам для исполь­ зования в учебно-воспита­ тельной работе. «Рекоменда­ ции по организации шефских связей кафедр и курируемых курсов МВИМУ им. Ленин­ ского ■комсомола с экипажами рыбопромысловых, рыбооб­ рабатывающих и транспорт­ ных судов ВРПО «Севрыба». по организаторской и воспи­ тательной работе в коллекти­ ве; обмен опытом работы общественных организаций и т. п. Опять-таки шефские связч помогут избежать явно имею­ щего место разрыва между учебной и производственной педагогикой. Ибо, как спра­ ведливо отмечает Ю . Набе­ режных, «одна страдает неко­ торой умозрительностью, дру­ гая бывает слишком . зазем­ ленной, порой даже прагма­ тичной». Приемы хорошей организа­ ции шефских связей есть, есть и уверенность в том, что их количество и качество функционирования будут воз­ растать прямо пропорциональ­ но требовательности, .контро­ лю и заботам за состоянием шефской работы со стороны как администрации и общест-. ренных организаций училищ, так и руководства и общест­ венных организаций флотов. Следует, однако, признать, • что в этой работе пока не . удается использовать все име­ ющиеся потенциальные воз­ можности. Причин здесь мно­ можно ознакомить за время учебы. «Рекомендации» можно переработать, сделать их одинаково приемлемыми как для кафедр и факультетов училищ, так и для судовых специалистов. Партийные ко­ митеты и отделы по работе с моряками загранплаваний флотов возьмут на себя конт­ роль за организацией шеф-, скйх связей со стороны судо­ вой администрации. Есть одна субъективная причина, сущ ественно мешаю­ щая делу: нежелание некото­ рых руководителей, непо­ средственно участвующих в организации шефских связей, нести бремя забот и ответ­ ственности за работу допол­ нительную, не подлежащую оплате, но требующую доста­ точно много времени, внима­ ния, контроля и ответствен­ ности. Это в равной мере от­ носится как к училищу, так и к флоту. Еще не все осозна­ ли ценность, место шефских связей, в формировании соци­ ально-профессиональных и идейно-политических качеств . будущих специалистов. Дума­ ется, что партийным комите­ там по силам избавить таких руководителей от имеющего место «нежелания». Выступая на XIX съезде З.ПКСМ, Л. И. Брежнев сказал: «Молодость — это утро жиз­ ни. Это пора, когда человек формируется как личность, как гражданин. Вот почему молодежь должка постоянно учиться. И не тольнс овладе­ вать знаниями. Учиться чест­ ному труду, уменью видеть жизнь со всеми ее сложнос­ тями с позиций советского патриотизма и коммунисти­ ческой убежде носги». А где еще молодежь смо­ жет учиться «умению видеть жизнь со. всеми ее сложнос­ тями», как не в производст­ венном коллективе? Шефские связи непосредственно вклю­ чают курсанта, в практическое - социальное действие, позво­ ляют проверять полученные знания объективным критери­ ем практики, способствуют выполнению исторических ре­ шений XXV I съезда КПСС в области формирования науч­ ного мировоззрения, комму­ нистической убежденности и социальной активности .совре­ менных специалистов, И я этой работе должны одинако­ во заинтересованно участво­ вать как МБИМУ, так и флот. Важно еще. одно, обстоя­ тельство (об этом уже гово­ рилось в статье «Кафедра на заводе» в «Правде» от 8 ян­ варя 1981} года): привлекая управленческих работников и судовых специалистов к уча­ стию в шефской работе, в воспитании курсантов, мы вли­ яем одновременно на рост их , профессиональных, орга- низаторско-управленч е с к и. х- знаний, познаний в области педагогики и психологии. Ста­ ло быть, действительно вы­ игрывают все: и вуз, и флог. А коль выигрыш общий, то и заинтересованность должке быть тоже общей. П. НОВИЧКОВ, председа­ тель профсоюзного коми-, тета МВИМУ им. Ленинско­ го комсомоле. г Наша рыбацкая выставка Н АША ВЫСТАВКА «Становление и развитие рыбной промышленности Северного бассейна», как уже сооб­ щалось в «Рыбном Мурмане», получила новую прописку: Шмидта, 43, левое крыло первого этажа ДМО. Подготов­ лены первые два зала (из пяти) для показа экспозиции. Труженикам рыбной промышленности, давно работающим и живущим на Севере, хорошо знакомы ее тематика и содер­ жание, А для читателей помоложе, нам думается, надо еще раз рассказать о выставке. Для развития рыбной про­ мышленности Севера слово «впервые» — привычное и закономерное, как и в рас­ сказе об этой отрасли на­ родного хозяйства не только нашего края, но и страны. История рыболовства насчи­ ты вает не один аек Но имен­ но у нас впервые стали ис­ следоваться богатства г.:орей, в <893 году положено начало траловому лову, на Севере на­ чалось становление советского промышленного государствен­ ного рыболовства, выросла мощная береговая база, отрас­ ли; изучались ,ю вы е рг..Чоны и объекты промысла, устанавли­ вались мировые рекорды добы­ чи рыбы (например, стаханов- сний РТ «Кирсз» □ >937 году выловил 61800 центнеров) сю­ да пришли в 1955 году пер­ вые БК Р Т (еще рекорд — экипаж БМРТ «Гоголь» в 1865 году дал 123000 дентнеров ры­ бы). Освоение перегрузки про­ дукции в открытом море, Г1ПР, большие автономные трауле­ ры, крупнейшие ноптилькые заводы, судообрабатывающий комплекс, соревнование смеж­ ников — это уже приметы се­ годняшних дел тружеников от­ расли. Особая, героическая страница — Великая Отечест­ венная война, когда рыболов­ ные траулеры несли стороже­ вую службу и продолжали промысел во фронтовом Барен­ цевом кюре. Все эти и многие другие этапы истории нашли отражение в экспозиции на­ шей постоянно действующей выставки, открытой в - 1877 году. Есть у нас уникальные материалы и документы, . в частности об исследованиях II М. Кнжювича, копии де­ кретов и постановлений, под­ писанных В. И. Лениным, первая промысловая карта, составленная в 1923 году С. Д Копытовым, С. П. Ле­ онтьевым, И. Н Демидовым, П. II. Кореховым, Н. М. Овчинниковым, Личные ве­ щи, награды, фотографии первых капитанов, механи­ ков, тралмейстеров, их кни­ ги, учебные пособия л при­ боры — красноречивые сви­ детельства того, с чего на­ чинался траловый флот, а затем росли и мужали вся отрасль, ее люди. Среди них — лауреаты Государственных премий, Герои Социалисти­ ческого Труда. С их вкладом в свершения советского на­ рода, с подвигом рыбаков и тружеников берега всегда с интересом знакомятся посе­ тители выставки. Площадь пяти новых экс­ позиционных залов — 300 квадратных метров. Сотруд­ ники. выставки проводили и будут проводить работу по . воспитанию моряков и тру- .щеников береговых предпри­ ятий «Севрыбы». на револю­ ционных, боевых и трудовых традициях старших поколе­ ний. Это различные массово- политические мероприятия: экскурсии и лекции по исто­ рии рыбной промышленно­ сти бассейна и пропаганде передовых методов работы новаторов отрасли, посвяще­ ние в рабочие, вручение комсомольских документов, чествование победителей конкурсов «Лучший по про­ фессии», встречи с ветера­ нами труда и войны. За время работы выставки ее посетило более 25 тысяч человек, проведено около 1000 экскурсий. Большой интерес и внимание вызвали фотовыставки, подготовлен­ ные сотрудниками: «Договор смежников в действии», «75 лет рыбохозяйственных ис­ следований на Севере», «Труженики рыбного Мурма­ на в обороне Советского За­ полярья», - <Мурманскому траловому флоту — 50 лет», «Рыбная промышлен­ ность Северного бассейна за годы Советской власти», «Конституция СССР дейст­ вует, живет, работает», «Труженики рыбного Мур­ мана — XXVI съезду КПСС», К 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ле­ нина был издан плакат «Ле­ нин и рыбная промышлен­ ность Севера», получивший . положительный отзыв в чис­ ле 32 из 170, представлен­ ных на обсуждение в Инсти­ тут марксизма-ленинизма. С 19 октября 1977 года организовано обязательное посещение выставки вновь поступающими на флоты и предприятия отрасли. Здесь, прежде чем начать работать на предприятии, новички знакомятся с его историей, практическими делами кол­ лектива, его трудовыми тра­ дициями, передовиками про­ изводства, героями труда и войны. Это вызывает уваже­ ние к предприятию, людям, которые там работают, же­ лание быть похожими на них. Это повышает ответст­ венность и дисциплину. Око­ ло 100 таких экскурсий и бесед проведено сотрудника- ми выставки с вновь посту­ пающими. Это эффективная форма работы по уменьше­ нию текучести кадров. . Большую работу на базе выставки можно проводить и по профессиональному вос­ питанию молодежи, так как для нее очень актуален во­ прос выбора профессии. Важ­ но ориентировать моло­ дежь на профессии, нужные нашему городу. И от сотруд­ ников выставки всегда мож­ но получить методическую помоа;ь в создании кабине­ тов по профориентации. Это поможет продолжить семей­ ные трудовые .династии. Вся работа выставки на­ правлена на воспитание у рыбаков, особенно молодых, чувства глубокого уважения к славной истории отечест­ венного рыболовства, патри­ отизма, гордости за свою профессию и предприятие. В. МАРТЫНОВА, со­ трудник постоянно денет, вующей выставки «Ста­ новление и развитие рыб­ ной промышленности Се­ верного бассейна». На снимке: фрагмент экс­ позиции выставки.. 2 толя 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 7 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz