Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
• д р у з ь я В п о с о р е в н о в а н и ю | П Р И З - «Мурман- рыбпрому» Эшшажу БМРТ «Герои Заполярья» объединения «Мурманрыбпром» памятен тот случай, когда в одном из дальних и незнакомых пайонов промысла ему помог ли освоиться рыбаки «Зст- рыбпрома». Они прислали на траулер своего флагманско го тралмейстера, который рассказал, как изменить ос- настну трала... Уловы на траулере резко возросли. В свою очередь, эстон ские промысловики Есегда будут благодарны своим северным коллегам за по мощь, оказанную в период, когда эстрыбпромовцы реши ли осваивать лоз г.гайвы в Баренцевом море. Немало подобных случаев могли, бы поведать и рыба ки объединения «Ленрыб- пром». Как хорошо известно на шим читателям, коллективы этих рыбодобывающих пред приятий — «Мурманрыб- проыа», «Эстрыбпрома» и «Ленрыбпрома» — вот уже многие годы соревнуются между собой. Являясь доб рыми, надежными друзьями, на которых можно положить ся в любой ситуации, моря ки стараются не уступить и в. соперничестве, в борьбе за достижение наиболее высо ких результатов в труде. Именно таких результатов в 1981 году добились севе ряне. Коллектив объедине ния «Мурманрыбпром» наи более успешно справился с планом по выработке пище вой рыбопродукции в нату ральном и стоимостном выра жений, пресервов и рыбной муки. И, что не "менее важно отметить, мурманрыбпро- мовцы в этот период доби лись наивысшей производи тельности труда. Итак, по итогам работы в первом году одиннадцатой пятилетки коллектив объеди нения «Мурманрыбпром» обошел своих соперников и занял первое место. На днях в Таллине, в ак товом зале объединения «Эст- рыбпром», состоялась встре ча представителей соревную щихся коллективов, на ко торой были вручены перехо дящие Почетный адрес и приз победителям соревно вания. Участники встречи в сво их выступлениях отмечали, что трудовое соперничество между коллективами прохо дит в традициях тесной дру жбы и взаимопомощи. Много полезного позаимствовали рыбаки друг у друга. Веду щие отделы постоянно об мениваются информацией по вопросам промысла, тех нологии обработки рыбы, технической документацией. Примеры, о которых шла речь в начале корреспонден ции, липший раз подтверж дают мысль о том, что при работе на промысле моряки соревнующихся флотов по стоянно вступают в дело вые контакты, делают все для того, чтобы успешно ра ботал каждый экипаж. Ю. СТОКРАТСКИИ, нн- а;енер объединения «Мур манрыбпром». Таллин — Мурманск, ДЕЛО ВЫИГРАЕТ, ЕСЛИ... Нет смысла оспаривать мысль о том, чт0 не все су довые службы вносят одина ковый вклад о успех работы в рейсе. Но, предположим, сгруппируем мы службы в бри гады, заведем е них «Трудо вые паспорта» е лицевыми счетами. Отчетность увели чится — это точно. А вот выиграет ли от этого дело —> еще вопрос... Но дело, безусловно, выиг рает, если премия из фонда заработной платы (Ф ЗП ) б у д ет распределяться на судне’ капитан-директором. Разуме ется, в денежных делах ка питан-директор всегда прислу шивается к мнению начальни ков служб, судоеых специали сте». Но опять же, будут ли это советы служб или совет экипажа — не столь и важно. Главное — дать самостоятель ность капитан-директору при распределении премии иэ Ф ЗП . И еще на одном моменте хотелось бы остановить вни мание. Лишить премии недо стойного — дело нехитрое. Другой вопрос, чтобы эта часть премии не уходила иэ экипажа, а перераспределялась в нем. Это поможет создать дополнительные материальные стимулы для членов экипажа и, несомненно, повысит эф фективность их труда. Если все эти вопросы приз ван’ и должен решить бригад ный подряд, мы за него! Г. СИВКОВ, капитан-дирек тор. А. СТАХОРСКИЙ, пер вый помощник капитана. ППР «Павлово» Мур'ман. ского тралового флота. □ Опыт покажет Следует согласиться с вы сказанной в интервью мыслью о необходимости совершенст вования хозяйственного меха низма на судах. И прежде всего, на мой взгляд, нужно пересмотреть действующее по ложение об оплате труда плав состава, утвержденное в 1973 году. Ведь совершенно оче видно, что оно устарело. Нель зя согласиться с тем, что по данному положению весь эки паж или комсостав полностью может быть лишен премий за невыполнение одиого-двух ос новных или дополнительных условий премирования. Развитие демократических начал в управлении произ водством (трудом) на судах, то есть передача полномочий по решению вопроса премиро вания или депремйрования советами судовых служб- бригад должно повысить от ветственность каждого члена экипажа за качество труда. В управлении «Севрыбпром- разведка» в эксперименталь ном рейсе по совершенствова нию бригадной формы орга низации труда по методике, предложенной И. А. Рогаче вой, находится экипаж БД1РТ <'М. Вербицкий > под командо ванием капитан-директора Д. И. Зайко. В организации этого эксперимента большую поддержку оказали секретарь партийного комитета «Севрыб- промразведки» Ж. А. Елкин, начальник ф л о т а ' К. Н. Буда нов, начальник планово-эконо мического отдела Е. Д. Во робьева. Анализ результатов этого рейса позволит, дума ется, определить последующие шаги совершенствования -бригадной формы организа ции труда. А. ДЫННИК, первый по мощник напитана управле ния «Севрыбпромрззвед- ка». ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР 9 апреля в еженедельнике под заголовком «Отсчет — от хозрасчета» было опубликовано интервью кандидата эконо мических наук, допента кафедры экономики н эксплуатации (Ьлота Мурманского высшего инженерного морского училища им. Ленинского комсомола Ирины Александровны Рогаче вой. Речь в публикации шла о становлении, дальнейшем совершенствовании бригадной формы организации труда ка судах. Сегодня мы помещаем отклики, полученные после опуб ликования интервью. 1 Бригадному подряду -морскую прописку ■ чества работы», решениями X X V I съезда КПСС. & публикации, мы считаем, правильно подчеркнута мысль о том, что совершенствова ние бригадной формы орга низации труда на судах1 фло та требует некоторого изме нения системы хозяйственного механизма, на судах: от хозяй ственного расчета судна к хо- зяйственноАлу расчету служб- бригад.' То есть бригадой следует объявить судовую службу. Очень важно в дан ном случае то, что происхо дит перераспределение пре мии между членами экипажа судна, а не лишение всего экипажа премиального возна граждения за рейс. Это справедливо! Через КТУ демократизиру ется и процесс управления трудом на судне, мы сможем решить очень важные соци альные задачи на флоте. Давайте посправедливости Прежде всего хочется ска зать, что на сегодня вопрос организации и оплаты труд®, материального стимулирования рыбаков имеет важное значе- ‘ кие, поскольку в конечном счете он отражается не только на личных интересах отдель ных членов экипажа, но и на экономических показателях судна и флота в целом, и на общегосударственной задаче — осуществлении Продоволь ственной программы страны. С ледует, на наш взгляд, со гласиться с мнением о том, что напитан — это директор, а не бригадир. Идти по пути «экипаж — бригада», значит, формально решать задачи, определенные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении плани рования и усилении воздей ствия хозяйственного меха низма на повышение эф ф ек тивности производства и на давайте попробуем решить простую задачу по логике. Вот ее условие: матрос Пет ров допустил при рубке скрытую пересортицу рыбо продукции. В задаче спраши вается: кто виноват? Вы ска жете: «Конечно, матрос Пет ров виноват!» Оно вроде бы и правильно. Только ведь . случись такое в ж к з н * — премии лишаются все матро сы, которые занимались вы- срузкой (их 16 человек), капи тан и его второй помощник. Справедливо это? Думается, нет. И явно противоречит обычной жизненной логике. , Или другой пример. Во время стоянки вахта допусти ла какое-то грубое наруше ние, скажем, слив топлива за борт. И опять весь экипаж лишается части премии. С такими и подобными случаями нам часто прихо дится сталкиваться в работе. Вот почему мы с особым вниманием и интересом озна комились с интервью И. А. Рогачевой. В нем ведь затро нут ряд вопросов, которые на сегодняшний день явля ются весьма актуальными. Прежде всего следует отме тить правильную, на наш взгляд, точку зрения о необ ходимости совершенствова ния бригадной формы орга низации труда на судах фло та на основе коллективного самоуправления, о внедрении коэффициента трудового уча стия (КТУ). КТУ как раз и станет клю чом к решению «логических задач», о которых мы упомя нули выше. С его помощью можно будет решать вопро сы перераспределения пре мии иэ фонда заработной В. ИРЫШКОВ, первый по мощник капитана БМРТ «Волгобалт», С. ЧУБАРБН- КО, первый помощник ка питана ППР «Прокопьевск». Угол зрения Совершенствование бригад ной формы организации тру да в направлении, рекоменду емом И. А. Рогачевой, даст возможность под новым углом зрения посмотреть на вопрос закрепления экипажа за суд ном или за капитаном с уче том социального ф актора —- т 4 регулярного и одновременно- ?.о отдыха членов экипаж а. Широкое участие членов • экипаж а в решении произвол- :етвенных задач через советы служб-бригад — действитель но новый качественный этап в демократизации управления. Что касается КТУ — то йто н е что иное, как обобщающий показатель и количества, и качества . труда, активности позиции рыбака. Особо следует сказать о не обходимости перевода судо вых служб на условия шгутри- судОвого хозрасчета. «Трудо вые паспорта» с лицевыми счетами экономии служб- бригад, о которых идет речь в интервью, дадут возмож ность объективно оценнть ра боту каждой службы, а сле довательно, столь же объек тивно решить вопрос и о справедливом материальном вознаграждении, поскольку на флоте нередко применяется практика лишения премий «всех за компанию», без уче та реально вложенного труда, а такж е выявления конкрет ных виновников тех или иных нарушений. ' Предложения И. А. Рогаче вой представляют ’собой каче ственно новый этап в совер шенствовании хозяйственного механизм а па судах флота, и проведение эксперимента по предложенной методике будет не лишним на одном иэ судов объединения «Мурманрыб пром». В. ЗАДБОРНОЕ, первый по мощник напитана. □ □ О Д А ТЬ П О Ч И Н У ХОД платы — в зависимости от количества и качества труда каждого члена экипажа. Кому вверить этот ключ? Разумеется, членам . совета службы бригады. Как это подчеркивалось в интервью — кто, как не ониг сможет объективно оценить вклад каждого члена своего не большого коллектива в общее дело. В этом мы видим боль шое преимущество в разви тии демократических начал в управлении производством по сравнению с теми, которые предлагает комплексная си стема управления качеством продукции (КСУКП ) с ее оби лием стандартов. Возьмем для примера тран спортный рефрижератор «Ро за Люксембург». Экипаж суд на работает отлично. И Е м е - сте с тем внедрением КСУКП занимается без всякого же лания. Понять это можно. Ведь смотрите, что получает ся: тег или иной моряк акку ратно держится «буквы» КСУКП — и на работу вовре мя выходит, и к операции той или иной не приступит, пока не заглянет в соответ ствующий стандарт. А рабо тает тем не менее не так, как надо. Бригадный же подряд с его КТУ не позволит человеку спрятаться за «буквой», он на чисти лишает моряка надеж ды, что его работу (если «умело» вести себя) сделает кто-то другой. И отлынивать от труда он уже не будет. Надо заметить, что ввод коэффициента трудового уча стия упрощается тем, что ни на транспортах, ни на добы вающих судах нет ярко вы раженного индивидуального труда, при котором конеч ные - результаты в большой степени зависят от уровня мастерства, квалификации ра ботника. Мы уже говорили о том, что коэффициент трудового участия должны определять советы службы-бригады. Тем самым мы выражаем свое полное согласие с тем, что , бригадой следует считать не экипаж в целом, а каждую его службу. Ведь в против- ( ном случае бригадиром при- 4 дется назначать капитана, ко торый, как подчеркивается в интервью, является директо ром предприятия, то есть ад министратором. В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Сейчас главное — дать почину ход. А то ведь нередко бывает так: напечатают о газете рас сказ о добром начинании, на том и делу конец. Хорошая теория только то гда может претвориться в ре альность на практике, когда ее внедрением займутся в пер вую очередь судоводители флотов, она найде 1 действен ную поддержку в 9!;ПО «Сев- рыбо». Ведь, к сожалению, еще нередко бывает так: погово рили и забыли.. И, ЯАЕРЕНОВ. первый по мощник напитана ТР «Роза Люксембург», И.. КОРО- ТЕЦКИЙ первый помощ ник капитана УПС «Ба- тайск». . У пра влени е «Севрыбхо- лодфлот». ОТ РЕДАКЦИИ Н НТЕРЕСНО отметить, что авторы откликов так или иначе подтверждают мысль, которая красной нитью прохо дит через публикацию, — хо зяйственный механизм на фло тах несовершенен, требует дальнейшей работы по его развитию. И прежде всего таких его элементов, как оп лате труда и премирование. Единодушны авторы от кликов в том, что премия дол- жнв ■ полном своем объеме оставаться а коллективе и перераспределяться среди мо ряков. Заниматься этим пере распределением должны со веты служб, а утверждать их решения — капитан-директор. Авторы отклика «Дело вы играет, если...» выражают сом нение: так ли уж нужны «Тру довые паспорта» с лицевыми счетами экономии? Думается, что документы эти нужны, И не ради «голой» отчетности. Ведь речь в интервью идет о дальнейшем развитии хозрас чета, то есть о ■ постепенном переходе от хозрасчета экипа жа к хозрасчету служб. Имен но эти документы и должны отразить качественную оценку вклада каждой службы в об щие результаты работы за рейс. Они станут своеобраз ной перфокартой, на которой будет 'отражена полная карти на производства, в- том числе сбои в отдельных его звеньях. Итак, можно считать, что разговор о дальнейшем совер шенствовании бригадной фор- Щ мы организации груда на су- ’ да» завязался. В дальнейшем мы будем возвращаться к этой теме постоянно, расскажем о первом опыте работы экипа жей, которые вышли в экспе риментальные рейсы. Имея «Трудовые паспорта», с ли цевыми счетами, предоставим слово специалистам, всем тем , кого затронули поднятые в интервью вопросы. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 июля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz