Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
С ХО РОШ ИМИ трудовыми победами подошел и Дню железнодорожника коллектив железнодорожного хозяйства рыбного порта: перевыполнен план реализации работ и ус луг, сэкономлено 3,8 процента горюче-смазочных материа лов. Свой вклад в успех внес и маш инист тепловоза Салимжан Ш арибжанович Абрашитов. Его смена вышла вперед по итогам социалистического со ревнования. Как о хорош ем специалисте, отзываю тся о стрелочнице железнодорожного хозяйства Валентине Ивановне Брынце- вой.“ I августа—День железнодорожника От: нас многое зависит Послезавтра — День железнодорожника. Наш коррес пондент встретился с заместителем начальника Мурманско го отделения Октябрьской железной дороги В. П. ДЕРЕ - ВЯНКИНЫМ и взял у него интервью. — Валентин Пантелеймонович, не будем наруш ать традиции: как встречаю т свой праздник железнодорожники М урманской области} — Мы работаем в сложных условиях. Я не отношу к этим условиям, скажем, специфичность грузоперевозок, климат. В первую очередь, усложняет нашу работу нехватка вагонов. Ко личество перевозимых грузов растет. Но локализирую ответ. Читателей «Рыбного Мурмана», в первую очередь, интересует, как мы выполняем Договор 14-ти. Отвечаю: с планом полу годия по доставке рыбопродукции потребителям мы справи лись успешно. До минимума сокращены простои судов под разгрузкой. За счет чего? Во-первых, на наших станциях уста новлено самое современное оборудование, во-вторых, вошед шее в-сжггему регулярное подведение итогов соревнования, заседание- штаба участников Договора 14-ти при городском комитете КПСС — все это помогает координировать работу, своевременно устранять недостатки. К тому же, согласитесь, довольно неуютно чувствуешь себя под перекрестьем взгля дов представителей предприятий — участников Договора, если твой коллектив вдруг допустил сбой в работе. И третье самое главное. Это — люди, их отношение к труду. Возь мем,. к примеру, приемосдатчицу станции Мурманск М. Ф. Панкратову. Она — инициатор соревнования, говоря языком железнодорожника, по уплотненной загрузке вагонов. Раньше, к примеру, бывало такое: загрузили в рефрижератор, напри мер, 38 тонн рыбопродукции и все, места больше нет. А грузоподъемность вагона, скажем, 40 тонн. Куда пропали ДБе тонны? А их «съела» нерациональная укладка грузов. М. Ф. Панкратова сумела вернуть эти дее тонны каждому рефриже ратору, сумела найти способ располагать груз так, что бес полезных пустот в вагоне уже не было. Опыт передовой приемосдатаицы был обобщен и распро странен в нашем коллективе. Нельзя не сказать добрых слов в адрес маневрового дис петчера станции Мурманск А. М. Зарипова, приемосдатчицы станции Кола А. М. Мамедовой — .мастера своего дела эти люди. Впрочем, таких у нас немало. Умело, это надо признать, работают и цаши смежники. Например, диспетчер рыбного порта С. П. Николаева. — Валентин Пантелеймонович, из ваших слое невольно скла- дьюается впечатление, что претензий, скажем, н рыбному пор ту у вас нет... — Серьезных нет. Впрочем, между коллективами, которые решают одни и те же задачи, вытекающие из решений май ского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС по Продовольственной про .грамме, их и не должно быть. Серьезных претензий, повторяю, нет, но пожелания есть. Их несколько. Поскольку мы подаем вагоны, или. как мы их зовем, «лед ники», в порт согласно информации, поступающей с судов, — пожелание первое: упорядочить эту информацию, сделать ее более оперативной, : достоверной. Нек иногда бывает? К нам ” Оступила информация: на подходе такое-то судно, нужно столько-то вагонов. Мы эти вагоны (кстати, простои рефриже раторов обходятся очень дорсЯю) поставляем в порт, а судна нет. Вагоны стоят. В чем причины задержки судна? Неизвестно. Начинаются звонки и т. д. Но вагоны-то стоят!.. С информацией положение надо улучшить. Это не скры- а открытый резерв, который следует хорошо использо вать. В этом заинтересованы не только мы, железнодорожни ки, не и ВРПО «Севрыба». Пожелание второе: ускорить стандартизацию грузов. И третье: хорошо бы удлинить два выставочных пути в пер- во« грузовом районе порта. Вот, пожалуй, и все. Работа железнодорожников в июне и ию,ле еще раз под твердила, что с годовым заданием по грузоперевозкам мы справимся. В заключение хотелось бы поздравить своих., коллег с пра здником и пожелать им главного — здоровья и, поскольку от нас очень многое зависит, успехов в работе! ПОРУЧЕНИЕ-»-” НА ВСЮ ЖИЗНЬ I / НИГА — источник зна- ний. Аксиома, которая нам знакома со школь ных лет. Так сказать, практически. Но это — се годня. В стране сплошной грамотности. А ликбез — страница истории. Для ны нешней молодежи даже не сколько неожиданная. Для комсомольцев же тридцатых годов ликвидация безграмот ности была одним из самых главных поручений. Как и для Марии Александровны Цветковой, вспоминающей се годня с теплой улыбкой те далекие времена. В Мурманск эта девушка из Калининской области приеха ла в тридцать четвертом. Сначала работала на рыбо комбинате — . укладывала сельдь в бочки. Скоро узнали, что она довольно грамотный человек: ей уже довелось работать в начальной школе. И начался для Марии путь длиною.,, в целую жизнь. В Мурманском рыбном пор ту она сначала была кем-то вроде «избача», как в дерев не называли людей, ведав ших избой-читальней. В пор ту — красный уголок. Здесь Мария писала транспаранты, рисовала плакаты — оформ ляла, короче, уголок, где портовики собирались на от- ~-дых и собрания, на беседы, куда заходили «просто так». Потом — на занятия: пред полагалась сдача техминиму ма, а грамоты даже у таких специалистов, как электрики, было маловато. Тут уж Ма рию «запрягли»: ликбез вела среди портовиков разных профессий. А книга в этом деле — первое подспорье. Так она получила в свое за ведование библиотеку. «Крестными отцами» в этом назначении стали месткомов цы Сзвва Тимошенко и Нико лай Абанькин. Помогали ей советом и делом. Библиотеку Мария приняла в 1936 году. Располагалась она на втором этаже посол- завода. Этого деревянного здания на втором причале (тоже деревянном) давно уже нет — здесь теперь железо бетон и асфальт. Бережно собирали портови ки это «хранилище знаний». Книги читали, по ним учи лись. И Мария старалась сделать все, чтобы спрос чи тателей был удовлетворен полностью, кажется, сама жи ла только литературой, хотя уже имела семью, сына. Грянула война. В бессиль ной ярости, потерпев неуда чу на фронте и потеряв на дежду на захеат Мурманска до зимы, фашисты наносили бомбовые удары по городу, • порту. Налеты — много раз за день. Мать с сыном уже были в Калининской области. В октябре поехала и она. Имущество библиотеки, упа кованное в ящики, осталось в прифронтовом городе. Добралась до родных мест, а враг уже в 180 километрах: шли жестокие бои за Кали нин: отсюда, от этого города, фашисты рвались к Москве. Тревожные дни и ночи. Ро дилась дочь. Жизнь продол жалась... Дело и в дереене поручили ответственное. Секретарь ис полкома сельского Совета — не шуточная должность: пред ставлять Советскую власть. Мужчины на фронте — все заботы на женских плечах. Помощники — старики да подростки. Крепла любовь к работе с людьми, любовь к зе.мле. И не удивительно: рядом такая страстная, воле вая, решительная женщина — председатель колхоза Нина Андреевна Пылаева. Колхоз был семеноводче ский. Урожаев добивались стабильных — не менее 30 центнеров с гектара. Это на калининских-то землях! Неда ром колхоз все ГОДЬ! войны держал в тех краях первенст во и знамя Государственного Комитета Обороны. Марию .Александровну, так уже ее звали-величали, в s944 году приняли в партию. В одид день со своей настав ницей получала она партби лет Дали им с Ниной Анд реевной для поездки в рай ком «парадный выезд». Выл этот день праздничным не только для этих женщин-ак- тивисток: все видели, что они «выкладывались» для дела наравне с рядовыми колхоз ницами. Потому люди и тяну- лисв за комсомолками, зна ли, что и в партии их ждут не какие-то почести, а труд и еще большая ответственность. В. сорок пятом не стало мужа. Через год вернулась в родной Мурманский порт. Библиотека, конёчно, не со хранилась. На кооперативных начала» (порт, траловый флот, рыбокомбинат, бондар ный завод) покупали книги у букинистов в Ленинграде. Но вот стали издательства набирать силу — библиотекам зажилось веселее. Бее инте реснее, разнообразнее стано вилась работа с книгой. На пенсию Мария Алек сандровна пошла — любимо му делу н.е изменила. До последних лет возглавляла читательский совет. Ветеран труда, комсомолка тридцатых и сороковых, ком мунист М. А. Цветкова и се годня выполняет свой долг перед Родиной. П. БЫСТРОУМОВ. Вчера исполнилось 165 лет со дня рождения Ивана Константиновича АЙВАЗОВСКОГО В Крыму, где родился и прожил большую часть своей жизни Айвазовский, его с дет ских лет покоряла Ееличаво волнующаяся стихия горячо любимого им Черного моря. Беспредельная морская ширь, известные в то время морские баталии пробудили у ' юного Айвазовского стрем ление к творчеству. За выда ющиеся способности молодой Айвазовский в 1833 году был зачислен в пейзажный класс Петербургской Академии ху дожеств, где проявил себя одним из способнейших уче ников. - В сентябре 1836 года А. Пу шкин, вместе с женой Ната льей Николаевной посетил выставку картин в 'Академии художеств. На всю жизнь за помнил Айвазовский, как по казывал Пушкину свои карти ны и разговаривал с ним. — Работайте, работайте, м о лодой человек, это главное, — напутствовал Пушкин начи нающего художника. К сравнительно раннему пе риоду творчества художника относится создание таких из вестных картин, как «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Мор ской берег» (1840). По 1844 год художник жил (по на правлению Академии худо жеств) в Венеции, Неаполе, Риме, Париже, Амстердаме, где написал более сорока картин. Во время пребывания в Италии он сближается с Н. В. Гоголем и известным живописцем А. А. Ивановым. По возвращении в Россию за выдающиеся успехи в живопи си ему было присуждено звание академика, а Военно- морское ведомство удостоило его почетного звания Перво го художника Главного М о р ского штаба. К этому времени художник завоевал мировое признание и славу эмоциональной при поднятостью своих картин с их тяготением к точности, ге роике и пафосу. В 1845 году Айвазовский, совместно с адмиралом Ф . П. Литке, совершает путешествие к берегам Малой Азии и Гре ческого архипелага, под впе чатлением которого им было сделано очень много эскизов для создания в будущем ряда картин. Являясь очевидцем военных маневров Черноморского флота, он создает ряд картин, посвященных подвигам рус ских военных моряков («Чес менский бой», «Наваринский бой»). Его знаменитый «Девя тый вал» соединяет романти ку с реалистической картиной бурного моря, гигантскими валами, увенчанными пенисты ми гребнями. Здесь ярко изо бражены необъятное величие и буйная мощь морской с т с хии, отвага борющихся с мо рем людей. Под впечатлением встреч с участниками боев в Севасто поле во время Крымской вой ны (1853——56) Айвазовский пишет «Синопский бой». В по следующие десятилетия появ ляются такие замечательные полотна, как «Буря ночью». «Буря в Северном море», «Бурное море», «Ледяные го ры», «Кораблекрушение». М оре осталось главным ге роем и последних его кар тин: «Черное море», «Обвал скалы», «Волна», «Буря на Азовском море», «От штиля к урагану», изображающих грозовое небо и бушующее море. Творческий путь Айвазов ского продолжался почти три четверти XIX века, в течение которых им было создано около 6000 картин, много ри сунков и акварелей, в том числе 4000 картин, связанных с морской тематикой. О н не только обладал вы дающимся талантом живопис ца, но и в совершенстве знал устройство морских судов сво его времени, их парусное во оружение, глубоко понимал тактику морского боя, знал специфику морской службы. Характерной особенностью художественной техники Айва зовского являлось то, что он писал свои картины очень быстро и в основном по зри тельной памяти. «Сюжет картины слагается у меня в памяти как сюжет стихотворения у поэта. Сделав наброски на клочках бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью», — так писал художник. Творчество великого худож ника особенно д о р о го людям, чья жизнь и работа связаны с морем, — морякам военно го, торгового и рыбопромыс лового флотов но око не ос тавляет равнодушными и всех остальных. В. ГУСЕВ, инженер по экс плуатации морского флота 30 июля 1982 г.! «РЫБНЫЙ МУРМАН » • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz