Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

С ХО РОШ ИМИ трудовыми победами подошел и Дню железнодорожника коллектив железнодорожного хозяйства рыбного порта: перевыполнен план реализации работ и ус­ луг, сэкономлено 3,8 процента горюче-смазочных материа­ лов. Свой вклад в успех внес и маш инист тепловоза Салимжан Ш арибжанович Абрашитов. Его смена вышла вперед по итогам социалистического со­ ревнования. Как о хорош ем специалисте, отзываю тся о стрелочнице железнодорожного хозяйства Валентине Ивановне Брынце- вой.“ I августа—День железнодорожника От: нас многое зависит Послезавтра — День железнодорожника. Наш коррес­ пондент встретился с заместителем начальника Мурманско­ го отделения Октябрьской железной дороги В. П. ДЕРЕ - ВЯНКИНЫМ и взял у него интервью. — Валентин Пантелеймонович, не будем наруш ать традиции: как встречаю т свой праздник железнодорожники М урманской области} — Мы работаем в сложных условиях. Я не отношу к этим условиям, скажем, специфичность грузоперевозок, климат. В первую очередь, усложняет нашу работу нехватка вагонов. Ко­ личество перевозимых грузов растет. Но локализирую ответ. Читателей «Рыбного Мурмана», в первую очередь, интересует, как мы выполняем Договор 14-ти. Отвечаю: с планом полу­ годия по доставке рыбопродукции потребителям мы справи­ лись успешно. До минимума сокращены простои судов под разгрузкой. За счет чего? Во-первых, на наших станциях уста­ новлено самое современное оборудование, во-вторых, вошед­ шее в-сжггему регулярное подведение итогов соревнования, заседание- штаба участников Договора 14-ти при городском комитете КПСС — все это помогает координировать работу, своевременно устранять недостатки. К тому же, согласитесь, довольно неуютно чувствуешь себя под перекрестьем взгля­ дов представителей предприятий — участников Договора, если твой коллектив вдруг допустил сбой в работе. И третье самое главное. Это — люди, их отношение к труду. Возь­ мем,. к примеру, приемосдатчицу станции Мурманск М. Ф. Панкратову. Она — инициатор соревнования, говоря языком железнодорожника, по уплотненной загрузке вагонов. Раньше, к примеру, бывало такое: загрузили в рефрижератор, напри­ мер, 38 тонн рыбопродукции и все, места больше нет. А грузоподъемность вагона, скажем, 40 тонн. Куда пропали ДБе тонны? А их «съела» нерациональная укладка грузов. М. Ф. Панкратова сумела вернуть эти дее тонны каждому рефриже­ ратору, сумела найти способ располагать груз так, что бес­ полезных пустот в вагоне уже не было. Опыт передовой приемосдатаицы был обобщен и распро­ странен в нашем коллективе. Нельзя не сказать добрых слов в адрес маневрового дис­ петчера станции Мурманск А. М. Зарипова, приемосдатчицы станции Кола А. М. Мамедовой — .мастера своего дела эти люди. Впрочем, таких у нас немало. Умело, это надо признать, работают и цаши смежники. Например, диспетчер рыбного порта С. П. Николаева. — Валентин Пантелеймонович, из ваших слое невольно скла- дьюается впечатление, что претензий, скажем, н рыбному пор­ ту у вас нет... — Серьезных нет. Впрочем, между коллективами, которые решают одни и те же задачи, вытекающие из решений май­ ского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС по Продовольственной про .грамме, их и не должно быть. Серьезных претензий, повторяю, нет, но пожелания есть. Их несколько. Поскольку мы подаем вагоны, или. как мы их зовем, «лед­ ники», в порт согласно информации, поступающей с судов, — пожелание первое: упорядочить эту информацию, сделать ее более оперативной, : достоверной. Нек иногда бывает? К нам ” Оступила информация: на подходе такое-то судно, нужно столько-то вагонов. Мы эти вагоны (кстати, простои рефриже­ раторов обходятся очень дорсЯю) поставляем в порт, а судна нет. Вагоны стоят. В чем причины задержки судна? Неизвестно. Начинаются звонки и т. д. Но вагоны-то стоят!.. С информацией положение надо улучшить. Это не скры- а открытый резерв, который следует хорошо использо­ вать. В этом заинтересованы не только мы, железнодорожни­ ки, не и ВРПО «Севрыба». Пожелание второе: ускорить стандартизацию грузов. И третье: хорошо бы удлинить два выставочных пути в пер- во« грузовом районе порта. Вот, пожалуй, и все. Работа железнодорожников в июне и ию,ле еще раз под­ твердила, что с годовым заданием по грузоперевозкам мы справимся. В заключение хотелось бы поздравить своих., коллег с пра­ здником и пожелать им главного — здоровья и, поскольку от нас очень многое зависит, успехов в работе! ПОРУЧЕНИЕ-»-” НА ВСЮ ЖИЗНЬ I / НИГА — источник зна- ний. Аксиома, которая нам знакома со школь­ ных лет. Так сказать, практически. Но это — се­ годня. В стране сплошной грамотности. А ликбез — страница истории. Для ны­ нешней молодежи даже не­ сколько неожиданная. Для комсомольцев же тридцатых годов ликвидация безграмот­ ности была одним из самых главных поручений. Как и для Марии Александровны Цветковой, вспоминающей се­ годня с теплой улыбкой те далекие времена. В Мурманск эта девушка из Калининской области приеха­ ла в тридцать четвертом. Сначала работала на рыбо­ комбинате — . укладывала сельдь в бочки. Скоро узнали, что она довольно грамотный человек: ей уже довелось работать в начальной школе. И начался для Марии путь длиною.,, в целую жизнь. В Мурманском рыбном пор­ ту она сначала была кем-то вроде «избача», как в дерев­ не называли людей, ведав­ ших избой-читальней. В пор­ ту — красный уголок. Здесь Мария писала транспаранты, рисовала плакаты — оформ­ ляла, короче, уголок, где портовики собирались на от- ~-дых и собрания, на беседы, куда заходили «просто так». Потом — на занятия: пред­ полагалась сдача техминиму­ ма, а грамоты даже у таких специалистов, как электрики, было маловато. Тут уж Ма­ рию «запрягли»: ликбез вела среди портовиков разных профессий. А книга в этом деле — первое подспорье. Так она получила в свое за­ ведование библиотеку. «Крестными отцами» в этом назначении стали месткомов­ цы Сзвва Тимошенко и Нико­ лай Абанькин. Помогали ей советом и делом. Библиотеку Мария приняла в 1936 году. Располагалась она на втором этаже посол- завода. Этого деревянного здания на втором причале (тоже деревянном) давно уже нет — здесь теперь железо­ бетон и асфальт. Бережно собирали портови­ ки это «хранилище знаний». Книги читали, по ним учи­ лись. И Мария старалась сделать все, чтобы спрос чи­ тателей был удовлетворен полностью, кажется, сама жи­ ла только литературой, хотя уже имела семью, сына. Грянула война. В бессиль­ ной ярости, потерпев неуда­ чу на фронте и потеряв на­ дежду на захеат Мурманска до зимы, фашисты наносили бомбовые удары по городу, • порту. Налеты — много раз за день. Мать с сыном уже были в Калининской области. В октябре поехала и она. Имущество библиотеки, упа­ кованное в ящики, осталось в прифронтовом городе. Добралась до родных мест, а враг уже в 180 километрах: шли жестокие бои за Кали­ нин: отсюда, от этого города, фашисты рвались к Москве. Тревожные дни и ночи. Ро­ дилась дочь. Жизнь продол­ жалась... Дело и в дереене поручили ответственное. Секретарь ис­ полкома сельского Совета — не шуточная должность: пред­ ставлять Советскую власть. Мужчины на фронте — все заботы на женских плечах. Помощники — старики да подростки. Крепла любовь к работе с людьми, любовь к зе.мле. И не удивительно: рядом такая страстная, воле­ вая, решительная женщина — председатель колхоза Нина Андреевна Пылаева. Колхоз был семеноводче­ ский. Урожаев добивались стабильных — не менее 30 центнеров с гектара. Это на калининских-то землях! Неда­ ром колхоз все ГОДЬ! войны держал в тех краях первенст­ во и знамя Государственного Комитета Обороны. Марию .Александровну, так уже ее звали-величали, в s944 году приняли в партию. В одид день со своей настав­ ницей получала она партби­ лет Дали им с Ниной Анд­ реевной для поездки в рай­ ком «парадный выезд». Выл этот день праздничным не только для этих женщин-ак- тивисток: все видели, что они «выкладывались» для дела наравне с рядовыми колхоз­ ницами. Потому люди и тяну- лисв за комсомолками, зна­ ли, что и в партии их ждут не какие-то почести, а труд и еще большая ответственность. В. сорок пятом не стало мужа. Через год вернулась в родной Мурманский порт. Библиотека, конёчно, не со­ хранилась. На кооперативных начала» (порт, траловый флот, рыбокомбинат, бондар­ ный завод) покупали книги у букинистов в Ленинграде. Но вот стали издательства набирать силу — библиотекам зажилось веселее. Бее инте­ реснее, разнообразнее стано­ вилась работа с книгой. На пенсию Мария Алек­ сандровна пошла — любимо­ му делу н.е изменила. До последних лет возглавляла читательский совет. Ветеран труда, комсомолка тридцатых и сороковых, ком­ мунист М. А. Цветкова и се­ годня выполняет свой долг перед Родиной. П. БЫСТРОУМОВ. Вчера исполнилось 165 лет со дня рождения Ивана Константиновича АЙВАЗОВСКОГО В Крыму, где родился и прожил большую часть своей жизни Айвазовский, его с дет­ ских лет покоряла Ееличаво волнующаяся стихия горячо любимого им Черного моря. Беспредельная морская ширь, известные в то время морские баталии пробудили у ' юного Айвазовского стрем­ ление к творчеству. За выда­ ющиеся способности молодой Айвазовский в 1833 году был зачислен в пейзажный класс Петербургской Академии ху­ дожеств, где проявил себя одним из способнейших уче­ ников. - В сентябре 1836 года А. Пу­ шкин, вместе с женой Ната­ льей Николаевной посетил выставку картин в 'Академии художеств. На всю жизнь за помнил Айвазовский, как по­ казывал Пушкину свои карти­ ны и разговаривал с ним. — Работайте, работайте, м о ­ лодой человек, это главное, — напутствовал Пушкин начи­ нающего художника. К сравнительно раннему пе­ риоду творчества художника относится создание таких из­ вестных картин, как «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Мор­ ской берег» (1840). По 1844 год художник жил (по на­ правлению Академии худо­ жеств) в Венеции, Неаполе, Риме, Париже, Амстердаме, где написал более сорока картин. Во время пребывания в Италии он сближается с Н. В. Гоголем и известным живописцем А. А. Ивановым. По возвращении в Россию за выдающиеся успехи в живопи­ си ему было присуждено звание академика, а Военно- морское ведомство удостоило его почетного звания Перво­ го художника Главного М о р ­ ского штаба. К этому времени художник завоевал мировое признание и славу эмоциональной при­ поднятостью своих картин с их тяготением к точности, ге­ роике и пафосу. В 1845 году Айвазовский, совместно с адмиралом Ф . П. Литке, совершает путешествие к берегам Малой Азии и Гре­ ческого архипелага, под впе­ чатлением которого им было сделано очень много эскизов для создания в будущем ряда картин. Являясь очевидцем военных маневров Черноморского флота, он создает ряд картин, посвященных подвигам рус­ ских военных моряков («Чес­ менский бой», «Наваринский бой»). Его знаменитый «Девя­ тый вал» соединяет романти­ ку с реалистической картиной бурного моря, гигантскими валами, увенчанными пенисты­ ми гребнями. Здесь ярко изо­ бражены необъятное величие и буйная мощь морской с т с хии, отвага борющихся с мо­ рем людей. Под впечатлением встреч с участниками боев в Севасто­ поле во время Крымской вой­ ны (1853——56) Айвазовский пишет «Синопский бой». В по­ следующие десятилетия появ­ ляются такие замечательные полотна, как «Буря ночью». «Буря в Северном море», «Бурное море», «Ледяные го­ ры», «Кораблекрушение». М оре осталось главным ге­ роем и последних его кар­ тин: «Черное море», «Обвал скалы», «Волна», «Буря на Азовском море», «От штиля к урагану», изображающих грозовое небо и бушующее море. Творческий путь Айвазов­ ского продолжался почти три четверти XIX века, в течение которых им было создано около 6000 картин, много ри­ сунков и акварелей, в том числе 4000 картин, связанных с морской тематикой. О н не только обладал вы­ дающимся талантом живопис­ ца, но и в совершенстве знал устройство морских судов сво­ его времени, их парусное во­ оружение, глубоко понимал тактику морского боя, знал специфику морской службы. Характерной особенностью художественной техники Айва­ зовского являлось то, что он писал свои картины очень быстро и в основном по зри­ тельной памяти. «Сюжет картины слагается у меня в памяти как сюжет стихотворения у поэта. Сделав наброски на клочках бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью», — так писал художник. Творчество великого худож­ ника особенно д о р о го людям, чья жизнь и работа связаны с морем, — морякам военно­ го, торгового и рыбопромыс­ лового флотов но око не ос­ тавляет равнодушными и всех остальных. В. ГУСЕВ, инженер по экс­ плуатации морского флота 30 июля 1982 г.! «РЫБНЫЙ МУРМАН » • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz