Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

ПО ЗАКОНУ МОРСКОГО БРАТСТВА а ф по т т и к ш т к к е н т п и Эх ипаж советского теплохода «Владимир Ильич» спас иностранных ш э р т к о в . Эго случилось в территори­ альных тюдах Танзании В одаш из шоноских аечецэон гешюход <Владимир Ильич», овиоршс№шнй очередной рейс с грузами для Танзании и Мозамбика, следовал в порт Дар-эс-Салам Радист теплохо­ да. прослушивая эфир, принял разговор капитана норвежского танкера <Гуго Руннер», лака­ ющего под панамским флагом, е судовладельцем На еудн« был новре.ьдеи корпус, в ма­ шинное отделение стала по­ ступить вода. Получив это сообщение, ка­ питан теплохода Г. А. Мнтенев сообщил команде танкера о готовности прийти па помощь. ^ Однако с <Туго Рупнера» от­ светили, что справятся сами, и советский теплоход продолжал идти своим курсом. Но уже через два г*аса с танкера ста­ ли подавать сигнал бедствия. — Услышав призывы о по­ мощи, — рассказывает пер­ вый помощник капитана М. В. Вяхирев, — мы, с/твдуя мор­ ским традициям, немедленно повернули назад и форсиро­ ванным ходом начали следо­ вать к аварийному судну, двум член«м экипажа которого тр е­ бовалась медицинская по­ мощь. Примерно через час впередсмотрящий обнаружил терпящий бедствие танкер. Была объявлена общесудовая тревога. Спасательные шлюп­ ки готовились к спуску. Мы подошли к «норвежцу» уже в полной темноте. Тан­ кер ещ е освещался огнями, но машинное отделение ока­ залось полностью затоплен­ ным, туда попало не менее полутора тысяч тонн воды. Наш капитан объявил о вызо­ ве на палубу шлюпочной команды. Океан был неспокойным. Волны достигали двух-трех метров, а сила ветра — пяти шести баллов. В этих непро стых условиях наша шлюпка сделала два рейса к тонуще­ му танкеру, и за час двадцать минут мы эвакуировали 27 членов экипажа. Среди них был больной — старший ме­ ханик, югослав. Три дня назад его сразил инфаркт. В-рач В. А. Бердиков оказал ему необходимую помощь. Принятых на борт моряков — это были в основном ф и­ липпинцы — мы разместили по свободным каютам. Одна­ ко шесть человек, включая капитана, англичанина Нейла Барроуза, остались на танкере на ночь, что было довольно рискованно. Вскоре на «Гуго Руннере» погасли аварийные огни, и советский теплоход ©светил его своими прожек торами, чтобы избежать воз можного столкновения с ка­ ким-либо судном. На следую ­ щий день были взяты на борт теплохода , оставшиеся шесть человек. Капитан норвежского судна Нейл Барроуз сердечно поблагодарил за оказанную помощь. ч — Советские моряки, — сказал он, — явили собой яр­ кий пример морского братст­ ва, верности интернациональ­ ному долгу мореплавателей Особую благодарность хочу выразить доктору 6. А. Вер дикову. Скажу откровенно, нам повезло, что на советском теплоходе есть врач. О. ТЕТЕРИН соб. корр. АПН Дар-эс-Салам. Н А С Т О Я Щ И Е д т ь я СОВЕТСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В МАРОККО Я давно соб и рал ся посе­ т и ть ТЭЦ в Дж ераде, на севере М арокко, где р аб о та­ ют советские спец иали сты . П редстояло п р о ех ать о т Р а ­ бата 660 килом етров. И з-за плохой погоды дорога о к а ­ за л ас ь нелегкой. С океан а задул холодны й , ш к в ал ьн ы й ветер, при несш и й п р о л и в­ ной дож дь. И сто ск о в авш аяся по влаге зем л я не смогла сразу в п и т а ть бурны е л и в ­ невы е потоки. Вода стоял а на п ол ях, п е р ек а ты в а л а с ь через дороги, б еж ал а по руслам пересо хш и х рек. Ж и тел ям эти х районов дож дь при нес радость. К он ­ чи л ась д в у х л е тн я я засуха. Н аш при езд д л я советских сп ец и али стов бы л хо тя и н еож и д ан ны м , но п ри ятны м . П еред о хн у в немного, мы от­ п р а в и л и с ь на станцию . ТЭЦ в Д ж ер ад е бы ла построена при техн и ческом содействии ССС Р и сдан а в э к с п л у а та ­ цию в 1971 году. Все обору­ д ован и е стан ц и и — со вет­ ское. Т урбины и ген ераторы с д ел ан ы в Л ен инграде, кот­ лы — в Т аганроге. С тан ­ ц и я р аб о тает на местном у гле it дает сам ую деш евую в с тр а н е электроэнергию . М ощ ность ТЭЦ в Д ж е р а ­ де — 165 ты сяч киловатт- часов. З а 11 л ет бесп еребой­ ной работы в эл ек тро сеть М арокко поступило почти 10 м и л л и ар д о в к и л о в атт- часов эл ектро эн ерги и . Р у к о в о д и те л и стан ц и и — м ар о к к а н ц ы . М ногие и з ни х п р ош л и с таж и р о в к у в Со­ ветском С о'озе. В М арокко нет ни одной эл е к тр о с та н ­ ци и , на которой бы не т р у ­ д и ли сь сп ец и ал и сты , приоб­ ретш и е н еобходимы й опы т на ТЭЦ в Д ж ераде. Т ак, Р и ф и к и и Ш у к р и я в л яю тс я сей ч ас д и р ек то р ам и ТЭЦ М ухам м ед и и и К асабл ан ки . Г л авны м и нж ен ером ТЭЦ в К а са б л а н к е стал Ю суф и. Он тож е работал в Дж ераде. К о л л ек ти в со ветск и х с п е ­ ц и ал и стов в Д ж е р ад е н е­ б о л ьш о й ’ И х всего пятеро. С тарш и й и н ж е н е р О. И. Л убко и и н ж е н е р Д. Г. Б а ­ ху п р и ех ал и в Д ж е р ад у уж е во второй раз. Д и р ек тор ТЭЦ А м ари о т ­ метил в р азговоре со мной, что стан ц и я, п о стро ен н ая с советской пом ощ ью , работа­ ет надеж н о. Он с бл аго д ар­ ностью о то зв ал ся о работе советски х лю дей, «Это не то л ьк о сп ец и ал и сты вы со к о ­ го кл асса, — с к а за л он во в р ем я н аш ей беседы . — это н асто ящ и е друзья». В. НИКУЛИН, соб. корр. АПН. Рабат. Упорную и мужественную борь бу за разряЯку и взаи ­ мопонимание Atejmdy паро­ дами, за социальные права и демократические свободы трудящихся ФРГ ведут за- падн-огерманеких коммунис­ ты. НА СНИМКЕ: активисты Германской коммунистиче­ ской партии распространяют на улицах рурского города Мюльгейма демократические издания , рассказывающие правду о положении в ми­ ре, о наступлении западно­ германских монополий На права рабочего класса. Ф ото х р о н и ка ТАСС. Ш экипажа одного из мурманских рыболовных 1 раулеров. А столь подробно описана она для Тогд, Чтобы со всем и , подробностями представить обсто­ ятельства, предшествующие преступлению. Задумы вался ли он над тем., что делает? Вряд Mi. «Пусть лошади думают — у них головы болг,г шие». У него — поменьше, Й та, отравленная вин­ ными парами, думать была не в состоянии, Но ведь пьяницами не рождаются и «идруг» ими не становятся. Значит, у этой истории была и своя предыстория. О ней вы узнаете из следующей главы. ТИХДНОВСКИЙ ГЛАВА ВТОРАЯ, ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ Запись в вахтенном журнале: «20 января камбузный матрос Тихановсний из увольнения не вернулся». Записиа Тихановского, переданная комиссаром по­ лиции капитану судна: «Нам не о чем разговаривать, об этом я решил давно». Казалось бы, асе ясно: человек совершил пре­ ступление. И тот факт, что совершено оно под вли­ янием нарядной доли алкоголя, только отягчает ви­ ну Тихановского. Здесь двух мнений быть не мо­ жет. При рассмотрении документов дела, однако, по­ степенно, лист за листом выясняются несколько кДые обстоятельства. 'H i рассказа первой жены Тихановского: 'Сначала жили хорошо. Потом он начал пить, зарплату домой не носил. Мы разошлись». Из ее же заявления руководст­ ву Калининградской базы океанического рыбного фло­ та: «Муж зарплату пропил, ушел из дома. Прошу при­ нять меры». Дата: 1964 г<3д, август. . Из характеристики капитана СРТ: «Работает добросо­ вестно. хорошо... проявляет интерес к работе боцмана, участвует и мероприятиях...» Дата: 1964 год, август. Из характеристики капитана СРТ: «Принимает актив­ ное участие... трудолюбив... дисциплинирован». Дата: 1965 год, март. Из докладной капитана СРТ: «Во время стоянки в Дакаре устроил на судне пьянку, ушел на другое суд­ но гости к приятелю. Возвращался утром, на такси, 1982 уод^ался с шофером, доставлен полицию». Дата: год, июль. Из ходатайства: «Администрация КБОРФ просит (5а- f OBbiii комитет профсоюза дать согласие на увольнение йхановско'го». Дата: 1965 год, август. Штрихи биографии: в 1962 году Тихановского запре­ щено использовать на должностях, связанных с хране­ нием и расходованием материальных ценностей; после списания с флота работал грузчиков в Калининград­ ском рыбном порту, с марта по август работал кре­ пильщиком на одной из шахт, уволился по собствен­ ному желанию. Итак, прошло чуть больше пятя лет с начала трудовой биографии, а она практачески подходит к завершению: профессии нет, амбиция — есть. Есть и склонность к пьянству, нежелание «пахать». Но официальные лица одной рукой подписывают: «устойчив... проявляет... участвует...», благословля­ ют его в заграйплаваше, а другой —- прикрывают заявление жены и негативные характеристики про­ шлых лет. Итог — ЧП в Дакаре. Что же было дальше? На берегу работать не хо­ телось — лило платили. Выход в море через Ка­ лининград был закрыт. Но только ли через Кали­ нинград выход? Пути-дороги приводят Тихановского в Архан­ гельск. Все получается очень здорово: море — го­ стиница, море — гостиница. Лёгкие пьянки, легкие знакомства. Вел себ^ по возможности тихо, смирно. В 1967 году перебрался в Мурманск. Характери­ стика из Архангельского тралфлота: «Зарекомендо­ вал себя с Положительной стороны... дисциплиниро­ ван... опрятен... вежлив... , морально устойчив (!)... по. характеру — тихий, спокойный...» Через два года его уже рекомендовали для ра боты на судах загра«плавания: «Показал себя тру­ долюбивым... относится добросовестно... вежлив... опрятен». Не правда ли, не слишком оригинален й разнообразен язык характеристик?, Оказывается, достаточно до блеска начищать ботинки н вовремя пришивать пуговицы к робе, быть «тихим и спокойным», чтобы заслужить определение «оп­ рятен», а к этому определению и — загранпаспорт. Что легко дается, не очень бережется. В том же 70-й[ году капитан-директор ВМРТ-. на котором хо­ дил Тихановскин, писал: «Уживчив... поощрялся... занесен...» Далее события развиваются совсем не­ постижимо для восприятия. 1971 год, март: «Объявлен строгий. ьыгосор за пьян­ ство в увольнении в Санта Круйе. Из увольнения был доставлен местной полицией в 5 утра нетрезвым». 1*71 работает год, август. э над собо Штереснб бы Характеристика .9 BjVIPTi «Постоянно С й... повышает... передавал < 5 пыт...» знать, какой опыт и Кому он пе­ редавал... 1973 год. Из докладной капитан-директора: «'Гихапов- Ch-ий во время захода в канадский порт Галифакс яЧ- стал о'т группы, исчез и ночь;й бы.Л доставлен по­ лицией 9 нетрезвом состоянии на судно. Выл уплачен штраф полиции...» Казалось бы, все. После такой «серии» приклю­ чений не то что за границу — к причалам родных портопунктов человека подпускать нельзя, а он опять оказался на судне, которое шло е заходом * Лас-Пальмас... Итог — письмо комиссара полиции капитану БМРТ: «Посредством настоящего сооб­ щения констатирую, что согласно его (Тихановского — И. Е.) собственным заявлениям нроеитель (ис­ тец) решил еще до того, как вышел из России, про­ с и т ь политического убежища. Да хранит вас господь бог многие лета». (Вот вам и «тихий»!) Оставим на совести полицейских чиновников стиль письма и тот факт, что великов государство — СССР — до сих пор именуют Россией. Но вот смысл слов — «политическое убежище» — понятен был Тихайовскому или нет? Просить «политического убежища» — значит, быть несогласным с политическим строем в государ, стве. гражданином которого являешься. Были у Ти­ хановского какие-нибудь политические убеждения? Из показаний свидетелей: Он не раз говорил: мне один черт, где ж и т ь — там или здесь..» Вот и все поли­ тические убеждения Из показаний Тихановского: «Я сказал, что прошу политического убежища потому что боялся, что меня отправят обратно... Я только хотел найти работу в Ис­ пании». Что такое «политическое убежище», он объяснить не смог. Можно долго рассказывать, как проходили его дни в Испании. Как обхаживали Тихановского раз­ личного рода деятели, подсовывая анкеты с вопро­ сами разведывательного характера, приглашая к-, микрофону — «сделать заявление». Это потом уже он скажет: «Я понимал, что с меня хотят сначала стребовать какую-нибудь клевету, но не хотел этого...» Мысли о возвращении на Родину возникли у не­ го уже через неделю после, бегства. И если поначалу мучил страх перед содеянным,.' была боязнь нака­ зания за преступление, впоследствии страх обрел иное направление: неужели не удастся вернуться (Окончание на 10-й стр.) 23 июля «РЫБНЫЙ МУРМАН » стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz