Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
ПО ЗАКОНУ МОРСКОГО БРАТСТВА а ф по т т и к ш т к к е н т п и Эх ипаж советского теплохода «Владимир Ильич» спас иностранных ш э р т к о в . Эго случилось в территори альных тюдах Танзании В одаш из шоноских аечецэон гешюход <Владимир Ильич», овиоршс№шнй очередной рейс с грузами для Танзании и Мозамбика, следовал в порт Дар-эс-Салам Радист теплохо да. прослушивая эфир, принял разговор капитана норвежского танкера <Гуго Руннер», лака ющего под панамским флагом, е судовладельцем На еудн« был новре.ьдеи корпус, в ма шинное отделение стала по ступить вода. Получив это сообщение, ка питан теплохода Г. А. Мнтенев сообщил команде танкера о готовности прийти па помощь. ^ Однако с <Туго Рупнера» от светили, что справятся сами, и советский теплоход продолжал идти своим курсом. Но уже через два г*аса с танкера ста ли подавать сигнал бедствия. — Услышав призывы о по мощи, — рассказывает пер вый помощник капитана М. В. Вяхирев, — мы, с/твдуя мор ским традициям, немедленно повернули назад и форсиро ванным ходом начали следо вать к аварийному судну, двум член«м экипажа которого тр е бовалась медицинская по мощь. Примерно через час впередсмотрящий обнаружил терпящий бедствие танкер. Была объявлена общесудовая тревога. Спасательные шлюп ки готовились к спуску. Мы подошли к «норвежцу» уже в полной темноте. Тан кер ещ е освещался огнями, но машинное отделение ока залось полностью затоплен ным, туда попало не менее полутора тысяч тонн воды. Наш капитан объявил о вызо ве на палубу шлюпочной команды. Океан был неспокойным. Волны достигали двух-трех метров, а сила ветра — пяти шести баллов. В этих непро стых условиях наша шлюпка сделала два рейса к тонуще му танкеру, и за час двадцать минут мы эвакуировали 27 членов экипажа. Среди них был больной — старший ме ханик, югослав. Три дня назад его сразил инфаркт. В-рач В. А. Бердиков оказал ему необходимую помощь. Принятых на борт моряков — это были в основном ф и липпинцы — мы разместили по свободным каютам. Одна ко шесть человек, включая капитана, англичанина Нейла Барроуза, остались на танкере на ночь, что было довольно рискованно. Вскоре на «Гуго Руннере» погасли аварийные огни, и советский теплоход ©светил его своими прожек торами, чтобы избежать воз можного столкновения с ка ким-либо судном. На следую щий день были взяты на борт теплохода , оставшиеся шесть человек. Капитан норвежского судна Нейл Барроуз сердечно поблагодарил за оказанную помощь. ч — Советские моряки, — сказал он, — явили собой яр кий пример морского братст ва, верности интернациональ ному долгу мореплавателей Особую благодарность хочу выразить доктору 6. А. Вер дикову. Скажу откровенно, нам повезло, что на советском теплоходе есть врач. О. ТЕТЕРИН соб. корр. АПН Дар-эс-Салам. Н А С Т О Я Щ И Е д т ь я СОВЕТСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В МАРОККО Я давно соб и рал ся посе т и ть ТЭЦ в Дж ераде, на севере М арокко, где р аб о та ют советские спец иали сты . П редстояло п р о ех ать о т Р а бата 660 килом етров. И з-за плохой погоды дорога о к а за л ас ь нелегкой. С океан а задул холодны й , ш к в ал ьн ы й ветер, при несш и й п р о л и в ной дож дь. И сто ск о в авш аяся по влаге зем л я не смогла сразу в п и т а ть бурны е л и в невы е потоки. Вода стоял а на п ол ях, п е р ек а ты в а л а с ь через дороги, б еж ал а по руслам пересо хш и х рек. Ж и тел ям эти х районов дож дь при нес радость. К он чи л ась д в у х л е тн я я засуха. Н аш при езд д л я советских сп ец и али стов бы л хо тя и н еож и д ан ны м , но п ри ятны м . П еред о хн у в немного, мы от п р а в и л и с ь на станцию . ТЭЦ в Д ж ер ад е бы ла построена при техн и ческом содействии ССС Р и сдан а в э к с п л у а та цию в 1971 году. Все обору д ован и е стан ц и и — со вет ское. Т урбины и ген ераторы с д ел ан ы в Л ен инграде, кот лы — в Т аганроге. С тан ц и я р аб о тает на местном у гле it дает сам ую деш евую в с тр а н е электроэнергию . М ощ ность ТЭЦ в Д ж е р а де — 165 ты сяч киловатт- часов. З а 11 л ет бесп еребой ной работы в эл ек тро сеть М арокко поступило почти 10 м и л л и ар д о в к и л о в атт- часов эл ектро эн ерги и . Р у к о в о д и те л и стан ц и и — м ар о к к а н ц ы . М ногие и з ни х п р ош л и с таж и р о в к у в Со ветском С о'озе. В М арокко нет ни одной эл е к тр о с та н ци и , на которой бы не т р у д и ли сь сп ец и ал и сты , приоб ретш и е н еобходимы й опы т на ТЭЦ в Д ж ераде. Т ак, Р и ф и к и и Ш у к р и я в л яю тс я сей ч ас д и р ек то р ам и ТЭЦ М ухам м ед и и и К асабл ан ки . Г л авны м и нж ен ером ТЭЦ в К а са б л а н к е стал Ю суф и. Он тож е работал в Дж ераде. К о л л ек ти в со ветск и х с п е ц и ал и стов в Д ж е р ад е н е б о л ьш о й ’ И х всего пятеро. С тарш и й и н ж е н е р О. И. Л убко и и н ж е н е р Д. Г. Б а ху п р и ех ал и в Д ж е р ад у уж е во второй раз. Д и р ек тор ТЭЦ А м ари о т метил в р азговоре со мной, что стан ц и я, п о стро ен н ая с советской пом ощ ью , работа ет надеж н о. Он с бл аго д ар ностью о то зв ал ся о работе советски х лю дей, «Это не то л ьк о сп ец и ал и сты вы со к о го кл асса, — с к а за л он во в р ем я н аш ей беседы . — это н асто ящ и е друзья». В. НИКУЛИН, соб. корр. АПН. Рабат. Упорную и мужественную борь бу за разряЯку и взаи мопонимание Atejmdy паро дами, за социальные права и демократические свободы трудящихся ФРГ ведут за- падн-огерманеких коммунис ты. НА СНИМКЕ: активисты Германской коммунистиче ской партии распространяют на улицах рурского города Мюльгейма демократические издания , рассказывающие правду о положении в ми ре, о наступлении западно германских монополий На права рабочего класса. Ф ото х р о н и ка ТАСС. Ш экипажа одного из мурманских рыболовных 1 раулеров. А столь подробно описана она для Тогд, Чтобы со всем и , подробностями представить обсто ятельства, предшествующие преступлению. Задумы вался ли он над тем., что делает? Вряд Mi. «Пусть лошади думают — у них головы болг,г шие». У него — поменьше, Й та, отравленная вин ными парами, думать была не в состоянии, Но ведь пьяницами не рождаются и «идруг» ими не становятся. Значит, у этой истории была и своя предыстория. О ней вы узнаете из следующей главы. ТИХДНОВСКИЙ ГЛАВА ВТОРАЯ, ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ Запись в вахтенном журнале: «20 января камбузный матрос Тихановсний из увольнения не вернулся». Записиа Тихановского, переданная комиссаром по лиции капитану судна: «Нам не о чем разговаривать, об этом я решил давно». Казалось бы, асе ясно: человек совершил пре ступление. И тот факт, что совершено оно под вли янием нарядной доли алкоголя, только отягчает ви ну Тихановского. Здесь двух мнений быть не мо жет. При рассмотрении документов дела, однако, по степенно, лист за листом выясняются несколько кДые обстоятельства. 'H i рассказа первой жены Тихановского: 'Сначала жили хорошо. Потом он начал пить, зарплату домой не носил. Мы разошлись». Из ее же заявления руководст ву Калининградской базы океанического рыбного фло та: «Муж зарплату пропил, ушел из дома. Прошу при нять меры». Дата: 1964 г<3д, август. . Из характеристики капитана СРТ: «Работает добросо вестно. хорошо... проявляет интерес к работе боцмана, участвует и мероприятиях...» Дата: 1964 год, август. Из характеристики капитана СРТ: «Принимает актив ное участие... трудолюбив... дисциплинирован». Дата: 1965 год, март. Из докладной капитана СРТ: «Во время стоянки в Дакаре устроил на судне пьянку, ушел на другое суд но гости к приятелю. Возвращался утром, на такси, 1982 уод^ался с шофером, доставлен полицию». Дата: год, июль. Из ходатайства: «Администрация КБОРФ просит (5а- f OBbiii комитет профсоюза дать согласие на увольнение йхановско'го». Дата: 1965 год, август. Штрихи биографии: в 1962 году Тихановского запре щено использовать на должностях, связанных с хране нием и расходованием материальных ценностей; после списания с флота работал грузчиков в Калининград ском рыбном порту, с марта по август работал кре пильщиком на одной из шахт, уволился по собствен ному желанию. Итак, прошло чуть больше пятя лет с начала трудовой биографии, а она практачески подходит к завершению: профессии нет, амбиция — есть. Есть и склонность к пьянству, нежелание «пахать». Но официальные лица одной рукой подписывают: «устойчив... проявляет... участвует...», благословля ют его в заграйплаваше, а другой —- прикрывают заявление жены и негативные характеристики про шлых лет. Итог — ЧП в Дакаре. Что же было дальше? На берегу работать не хо телось — лило платили. Выход в море через Ка лининград был закрыт. Но только ли через Кали нинград выход? Пути-дороги приводят Тихановского в Архан гельск. Все получается очень здорово: море — го стиница, море — гостиница. Лёгкие пьянки, легкие знакомства. Вел себ^ по возможности тихо, смирно. В 1967 году перебрался в Мурманск. Характери стика из Архангельского тралфлота: «Зарекомендо вал себя с Положительной стороны... дисциплиниро ван... опрятен... вежлив... , морально устойчив (!)... по. характеру — тихий, спокойный...» Через два года его уже рекомендовали для ра боты на судах загра«плавания: «Показал себя тру долюбивым... относится добросовестно... вежлив... опрятен». Не правда ли, не слишком оригинален й разнообразен язык характеристик?, Оказывается, достаточно до блеска начищать ботинки н вовремя пришивать пуговицы к робе, быть «тихим и спокойным», чтобы заслужить определение «оп рятен», а к этому определению и — загранпаспорт. Что легко дается, не очень бережется. В том же 70-й[ году капитан-директор ВМРТ-. на котором хо дил Тихановскин, писал: «Уживчив... поощрялся... занесен...» Далее события развиваются совсем не постижимо для восприятия. 1971 год, март: «Объявлен строгий. ьыгосор за пьян ство в увольнении в Санта Круйе. Из увольнения был доставлен местной полицией в 5 утра нетрезвым». 1*71 работает год, август. э над собо Штереснб бы Характеристика .9 BjVIPTi «Постоянно С й... повышает... передавал < 5 пыт...» знать, какой опыт и Кому он пе редавал... 1973 год. Из докладной капитан-директора: «'Гихапов- Ch-ий во время захода в канадский порт Галифакс яЧ- стал о'т группы, исчез и ночь;й бы.Л доставлен по лицией 9 нетрезвом состоянии на судно. Выл уплачен штраф полиции...» Казалось бы, все. После такой «серии» приклю чений не то что за границу — к причалам родных портопунктов человека подпускать нельзя, а он опять оказался на судне, которое шло е заходом * Лас-Пальмас... Итог — письмо комиссара полиции капитану БМРТ: «Посредством настоящего сооб щения констатирую, что согласно его (Тихановского — И. Е.) собственным заявлениям нроеитель (ис тец) решил еще до того, как вышел из России, про с и т ь политического убежища. Да хранит вас господь бог многие лета». (Вот вам и «тихий»!) Оставим на совести полицейских чиновников стиль письма и тот факт, что великов государство — СССР — до сих пор именуют Россией. Но вот смысл слов — «политическое убежище» — понятен был Тихайовскому или нет? Просить «политического убежища» — значит, быть несогласным с политическим строем в государ, стве. гражданином которого являешься. Были у Ти хановского какие-нибудь политические убеждения? Из показаний свидетелей: Он не раз говорил: мне один черт, где ж и т ь — там или здесь..» Вот и все поли тические убеждения Из показаний Тихановского: «Я сказал, что прошу политического убежища потому что боялся, что меня отправят обратно... Я только хотел найти работу в Ис пании». Что такое «политическое убежище», он объяснить не смог. Можно долго рассказывать, как проходили его дни в Испании. Как обхаживали Тихановского раз личного рода деятели, подсовывая анкеты с вопро сами разведывательного характера, приглашая к-, микрофону — «сделать заявление». Это потом уже он скажет: «Я понимал, что с меня хотят сначала стребовать какую-нибудь клевету, но не хотел этого...» Мысли о возвращении на Родину возникли у не го уже через неделю после, бегства. И если поначалу мучил страх перед содеянным,.' была боязнь нака зания за преступление, впоследствии страх обрел иное направление: неужели не удастся вернуться (Окончание на 10-й стр.) 23 июля «РЫБНЫЙ МУРМАН » стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz