Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

• К а ч е с т в о глрлятмруемг Б е з с р ы в о в &риг<ддо токарей, которой руководит Виктор Григорье­ вич Подьянев, создана на за­ воде «Севреммаш» около двух лет назад. И с тех пор она ■постоянно занимает первые места * социалистическом со­ ревновании. А, как известно, при подведении итогов одним из самых важных показателей является качество продукции. — К работе токарей, воз главляемых Виктором Гри­ горьевичем, — говорит на­ чальник отдела технического контроля К. П. Гопоненко, — ни у нас, ни у моряков пре­ тензий не бывает. Всю про­ дукцию сдают с первого предъявления. впрочем, если быть точным, то четь»ре члена -бригады (среди них и бригадир) из семи практически не имеют нон та кто* с ОТ К, та# как ра­ ботают с личным клеимом. А заслужит*, его нелегко. Д о ­ статочно сказать, ч?0 на заво­ де, где трудится &олее 400 человек, кроме токарей В. Г. Лодьячева и бригады ф резе­ ровщиков под руководством А. П. Жданова, лишь шесть рабочих разных специально­ стей имеют личное клеймо, д а и путь к нему долгий. Ма­ стер цеха ходатайствует пе­ ред дирекцией. Затем ОТК в течение полугодия тщатель­ но, если не сказать придирчи­ во, проверяет работу. И толь­ ко потом приказом директора присваивается, как гарантия качества, личное клеймо. Почему же именно в брига­ де В. Г. Подьячева люди ра­ ботают постоянно на совесть? Сам бригадир сначала отве­ тил на этот вопрос кратко, что просто токари все хоро­ шие, но потом разговорился: — Прежде всего дело в опыте и профессионализм*. Кто у нас личное клеймо име­ ет? В. А. Кузнецов, Г1 А. Во- лобердин, П. Т. Васенин. За токарными станками стоят не первый год да и не десятый. И работать некачественно, на. верное, теперь уже просто не умеют. Или возьмем Влади­ мира Энглера. Лучший специа­ лист по работе на больших станках — ДИП-300 и ДИП- 500. Его портрет на Доске по­ чета завода висит. И ему, пожалуй, за личное клеймо бороться тоже самое время. Не подводят нас и молодые ребята — Алик Резванов и Сергей Кузнецов (кстати, сын В. А. Кузнецова). Умения, мо­ жет быт*», пока недостаточно, зато старания — хоть отбав­ ляй. И вот тут-то в действие вступает ещ е один, скажем так, фактор качества — рабо­ та бригадой, на единый на­ ряд. Виктор Григорьевич го­ ворил, что когда принимали молодых ребят, а они только что из армии пришли, то со­ мневались: «А .нужны ли они нам?» Но все-таки взяли и сейчас не жалеют. Алик и Сергей стараются, тянутся за старшими товарищами — ведь одно дело делают. И когда в конце месяца собирается бригада, чтобы определить коэффициент трудового уча­ стия, как правило, всем он ставится одинаковый. — То, что работаем брига­ дой, — продолжает В. Г. По- дьячев, — влияет и на дис­ циплину, а без нее — нику­ да. Что греха таить, на завод кое-кто из рабочих и с по­ хмелья приходит или прямо здесь глотнуть умудряется, у нас же этого не бывает. Е с­ тественно. не бывает по этой причине и срывов е работе. Из разговора с £ . Г. Подья- чевым стало ясно, что на ка­ чество продукции влияет мас­ са самых различных причин. Например, точность измери­ тельных инструментов. Одно время, скажем, штангенц-ирку- ли токарям не меняли по го­ ду и более. И, конечно, фи­ лигранности в работе достиг­ нуть было трудно, е отсюда — стычки с ОТК. Или хотя бы тот же инс­ пекционный контроль. Каж ­ дый рабочий, имеющий лич­ ное клеймо, закреплен эа работником ОТК, который раз в месяц и проводит выбороч ную проверку продукции. А ведь уронить «марку» не хо­ чет никто, поэтому старают­ ся не расслабляться. — Взять самое житейское — заработную плату, — ус­ мехается бригадир, — за ка­ чество нам немалая прибавка полагается: с личным клей­ мом — 30 процентов, а сда­ ешь с первого предъявления — 25. Бот и думай, как луч­ ше работать, качественно или нет? Да мало ли что еще... Так что, почему в нашей бригаде качество хорошее, ответить не очень просто. Но основное, по-моему, эт© стремление каждого рабочего высоко нести свою честь, а значит, и честь предприятия. И это так. Рабочие приня­ ли высокие социалистические обязательства в честь 60-ле­ тия образования СССР. Неко­ торые пункты из них уже вы­ полнены досрочно, в частно­ сти процент сдачи продукции с первого предъявления вы­ ше, чем намечено в обяза­ тельствах. М. НИКОЛАЕВ. Н е одна путина на счету матроса пром ы слово-произ& од- ственногю рефриж ератора «Капитан С ко р н як о в» А н д р е я И ва н о ви ч а Ол е к сеен ко, м н о го м о р с к и х м и ль ост авил п о за ­ д и он на р а з л и ч н ы х с уд а х , н о всегд а оставался ве р е н сво ем у ры б а и ком р д о л г у , сеоей п р оф е с си и . Фото В . КОРЕЦКОГО. Помогла диаграмма Не первый год работает в Мурманском траловом флоте Юрий Флоров ич Мокряк, не первый год капитаном, но и он на этот раз был удивлен. За три месяца рейса экипаж ПСТ «Красноперекопск» сэко­ номил около 60 тонн дизель­ ного топлива. Немалая в этом заслуга моториста Е. И. Д ер­ бина, второго механика М. В. Ярошенко, электромеханика Л. И. Красочко. Но капитан склоняется к мысли, что та­ кой экономией экипаж судна обязан прежде всего старше­ му механику «Краснопере- копска» Евгению Фомичу Це- пову. Что самое важное для старшего механика? Это хо­ рошая работа главной сило­ вой установки. Однажды Це­ пов засел в каюте и что- то долго и тщательно вы­ черчивал. Увеличенным чер­ тежом оказалась паспорт­ ная диаграмма эксплуатации главной силовой установки (см. «Посольно - свежьевой траулер «Баренцево море». Методическое пособие и ин­ струкции для плавсостава. Стр. 169). Эта диаграмма стала в буквальном смысле настоль­ ной (это важно) у старшего механика, и с того дня вы­ бор оптимальных режимов главной силовой установки де­ лался по диаграмме. Только по ней. И вот итог — за три меся­ ца сэкономлено почти 60 тонн дизтоплива. А если бы так на каждом ПСТ? Ю . СТРОГМН. Старожилы Мурманска пом­ нят, как 20— 25 лет назад ран­ ними веснами улицы города наполнялись запахом свежих огурцов. Он манил и слегка дурманил. Но не огурцы про­ давались прямо на тротуаре у открытой двери какого-либо магазинчика. То в деревянных ящикех вперемешку со льдом лежала, сверкая на солнце серебром, мой­ ва. Сезон лова ее и продажи населению был коротким, и каждая домохозяйка спешила взять кил о грамм-два этой вкусной рь»бки, чтобы за обе­ денным столом попотчевать своих домочадцев и гостей, а заодно датъ им понять, что в Мурманск по-настоящему пришла весна. Привозили в те далекие времена в порт мойву ма­ ленькие суденышки-сейнеры, и уже тогда промысловики стали всерьез задумываться над вопросом массового от­ лова этой рыбы и передачи ев на внутренний рынок страны. Вот что рассказывал в одной из наших бесед заместитель 'начальника Всесоюзного рыбо­ промышленного объединения «Севрыба» Константин Нико­ лаевич Шаповалов: — Мы давно знали, что нор­ вежцы отлавливали мойву в больших количествах, достав­ ляли ее в свои порты и там перерабатывали на рыбную муку. У нас задача была иной. Мурманские рыбаки должны были поднять уловы мойвы для того, чтобы из нее выра­ батывалось максимальное ко­ личество пищевой продунции. Поэтому весной 1973 года не­ большой отряд промысловых судов, тогда еще главка «Сев- рыба», впервые вышел на мойвенную путину. Мойва как раз подошла к нашим бере­ гам и образовала плотные концентрации. Однако мы сра­ зу же столкнулись с массой проблем, которые впоследствии решались не один год, пока удалось создать крепкую связь в цепи предприятий рыбной промышленности области под девизом «Берег — промыслу, промысел — берегу» и нала­ дить комплексную переработку этой рыбы. Трудности заключались в следующем. Суда-кошельк )- висты, а ловили деойау имен­ но они, с первых дней стали брать богатые уловы. Они бы­ ли настолько велики, что не­ воды не выдерживали нагруз­ ки, рвались, и рыба уходила обратно в море. Во-вторых, на промысел влияла погода. Небольшие суда, взяв улов, ложились в дрейф и ожида­ ли подхода базы, но стоило морю взволноваться, как эки­ пажи тут же, из-за опаски повредить сетное полотно, распускали невод. Это сей­ час, при наличии на сейнерах насосов-перегружателей, мой­ ва из невода закачивается в трюм и уже потом сдается на базу. Тогда же суда не имели даже оборудованных # Х оз я й ст в ов а ть э ф ф е к т и в н о ! П У Т И Н А : п р о ш л о е и н а с ил, е трюмов, чтобы брать рььбу «на* себя». На •была досконально отра­ ботана и системе швартовки малотоннажных судов к базе. 8 основном базы принимали к своим бортам «рыбаков» только в штилевую погоду, а во время мало-мальски силь­ ного волнения вынуждены были совершать значительные переходы в поисках спокой­ ных бухт, где можно было бы произвести перегрузку мойвы с судна-ловца на базу. Но с каждой очередной мой- венной путиной у рыбаков и моряков управления «Сев- рыбхолодфлот» накапливался опыт. Теснее становилось их взаимодействие, они смелее начинали уходить все дальше и дальше в открытое море. И вот тут добрым словом надо помянуть главного ин­ женера объединения «Мур- манрыбпром» Аркадия Льво­ вича Колтуна. Это он разра­ ботал техническую схему и решил проблему перевозки мойвы в трюмах сейнеров наливным способом. На М ур­ манской фабрике орудий ло­ ва научились изготовлять уси­ ленные невода. На флоты стала поступать новейшая ры­ бопоисковая техника, а в учебно-курсовом комбинате приступили к подготовке мо­ ряков профессии гидроакус­ тика. Научнь 1 в работы а широ­ ком фронте осуществляли со­ трудники ПИНРО, подсказав­ шие рыбакам точное время подхода скоплений мОйвьГ в Баренцево море. Все м еро­ приятия решались в комплек­ се, они были тесно связаны между собой, в это уже дава­ ло возможность все дальше и дальше от берегов встречать мойву и удлинять сроки про­ мысла. Первые же поставки мойвы на внутренний рынок страны показали, что эта рыба быстро завоевала £ебе хорошую репу­ тацию. Ее t удовольствием по­ купали в Смоленске и Алма- Ате, Брянске и Красноярске. В связи с этим в том же 1973 году было решено подключить для добычи мойвы большие морозильные рыболовные тра­ улеры. Однако и в этом деле была преграда, которую надо было устранить в самые ко­ роткие сроки. Дело заключалось а том, что до этого БМРТ ловили рыбу исключительно донными тралами, а мойва, как изве­ стно, больше ловится в пела­ гическом варианте. Значит, требовались принципиально новые орудия лова, а над со­ зданием пелагического трала у нас задумывались лучшие капитаны-премыслоаики, зани­ мавшиеся ещ е в 60-х годах отловом сельди. Уже тогда предпринимались попытки «оторвать» донный трал от грунта. Помнится, над этим экспериментом работал, и до­ вольно успешно, И. Т. Шань- ков, ставший впоследствии Ге­ роем Социалистического Тру­ да. Сегодня, мы знаем, наши рыбаки имеют на вооружении несколько типов пелагическо­ го трала для разных судов. Так постепенно рыбаки Мур- мана освоили промысел мой­ вы у берегов и в открытом море, ) этб, в свою очередь, Позволило снять часть «на­ грузки» ( такой рыбы, .кдя? ЯЬеска. ^есенняя путина этого $>да показала высокую вы­ учку моряков ВРПО «Севры­ ба», умение использовать максимальное ее количество для производства пищевой продукции. Этим они вносят свой вклад в решение Продо­ вольственной программы. Однако закончившаяся пути­ на показала faкж e, что еще не 4 Щ . >« ры б н ы й м у р м а н »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz