Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
• К а ч е с т в о глрлятмруемг Б е з с р ы в о в &риг<ддо токарей, которой руководит Виктор Григорье вич Подьянев, создана на за воде «Севреммаш» около двух лет назад. И с тех пор она ■постоянно занимает первые места * социалистическом со ревновании. А, как известно, при подведении итогов одним из самых важных показателей является качество продукции. — К работе токарей, воз главляемых Виктором Гри горьевичем, — говорит на чальник отдела технического контроля К. П. Гопоненко, — ни у нас, ни у моряков пре тензий не бывает. Всю про дукцию сдают с первого предъявления. впрочем, если быть точным, то четь»ре члена -бригады (среди них и бригадир) из семи практически не имеют нон та кто* с ОТ К, та# как ра ботают с личным клеимом. А заслужит*, его нелегко. Д о статочно сказать, ч?0 на заво де, где трудится &олее 400 человек, кроме токарей В. Г. Лодьячева и бригады ф резе ровщиков под руководством А. П. Жданова, лишь шесть рабочих разных специально стей имеют личное клеймо, д а и путь к нему долгий. Ма стер цеха ходатайствует пе ред дирекцией. Затем ОТК в течение полугодия тщатель но, если не сказать придирчи во, проверяет работу. И толь ко потом приказом директора присваивается, как гарантия качества, личное клеймо. Почему же именно в брига де В. Г. Подьячева люди ра ботают постоянно на совесть? Сам бригадир сначала отве тил на этот вопрос кратко, что просто токари все хоро шие, но потом разговорился: — Прежде всего дело в опыте и профессионализм*. Кто у нас личное клеймо име ет? В. А. Кузнецов, Г1 А. Во- лобердин, П. Т. Васенин. За токарными станками стоят не первый год да и не десятый. И работать некачественно, на. верное, теперь уже просто не умеют. Или возьмем Влади мира Энглера. Лучший специа лист по работе на больших станках — ДИП-300 и ДИП- 500. Его портрет на Доске по чета завода висит. И ему, пожалуй, за личное клеймо бороться тоже самое время. Не подводят нас и молодые ребята — Алик Резванов и Сергей Кузнецов (кстати, сын В. А. Кузнецова). Умения, мо жет быт*», пока недостаточно, зато старания — хоть отбав ляй. И вот тут-то в действие вступает ещ е один, скажем так, фактор качества — рабо та бригадой, на единый на ряд. Виктор Григорьевич го ворил, что когда принимали молодых ребят, а они только что из армии пришли, то со мневались: «А .нужны ли они нам?» Но все-таки взяли и сейчас не жалеют. Алик и Сергей стараются, тянутся за старшими товарищами — ведь одно дело делают. И когда в конце месяца собирается бригада, чтобы определить коэффициент трудового уча стия, как правило, всем он ставится одинаковый. — То, что работаем брига дой, — продолжает В. Г. По- дьячев, — влияет и на дис циплину, а без нее — нику да. Что греха таить, на завод кое-кто из рабочих и с по хмелья приходит или прямо здесь глотнуть умудряется, у нас же этого не бывает. Е с тественно. не бывает по этой причине и срывов е работе. Из разговора с £ . Г. Подья- чевым стало ясно, что на ка чество продукции влияет мас са самых различных причин. Например, точность измери тельных инструментов. Одно время, скажем, штангенц-ирку- ли токарям не меняли по го ду и более. И, конечно, фи лигранности в работе достиг нуть было трудно, е отсюда — стычки с ОТК. Или хотя бы тот же инс пекционный контроль. Каж дый рабочий, имеющий лич ное клеймо, закреплен эа работником ОТК, который раз в месяц и проводит выбороч ную проверку продукции. А ведь уронить «марку» не хо чет никто, поэтому старают ся не расслабляться. — Взять самое житейское — заработную плату, — ус мехается бригадир, — за ка чество нам немалая прибавка полагается: с личным клей мом — 30 процентов, а сда ешь с первого предъявления — 25. Бот и думай, как луч ше работать, качественно или нет? Да мало ли что еще... Так что, почему в нашей бригаде качество хорошее, ответить не очень просто. Но основное, по-моему, эт© стремление каждого рабочего высоко нести свою честь, а значит, и честь предприятия. И это так. Рабочие приня ли высокие социалистические обязательства в честь 60-ле тия образования СССР. Неко торые пункты из них уже вы полнены досрочно, в частно сти процент сдачи продукции с первого предъявления вы ше, чем намечено в обяза тельствах. М. НИКОЛАЕВ. Н е одна путина на счету матроса пром ы слово-произ& од- ственногю рефриж ератора «Капитан С ко р н як о в» А н д р е я И ва н о ви ч а Ол е к сеен ко, м н о го м о р с к и х м и ль ост авил п о за д и он на р а з л и ч н ы х с уд а х , н о всегд а оставался ве р е н сво ем у ры б а и ком р д о л г у , сеоей п р оф е с си и . Фото В . КОРЕЦКОГО. Помогла диаграмма Не первый год работает в Мурманском траловом флоте Юрий Флоров ич Мокряк, не первый год капитаном, но и он на этот раз был удивлен. За три месяца рейса экипаж ПСТ «Красноперекопск» сэко номил около 60 тонн дизель ного топлива. Немалая в этом заслуга моториста Е. И. Д ер бина, второго механика М. В. Ярошенко, электромеханика Л. И. Красочко. Но капитан склоняется к мысли, что та кой экономией экипаж судна обязан прежде всего старше му механику «Краснопере- копска» Евгению Фомичу Це- пову. Что самое важное для старшего механика? Это хо рошая работа главной сило вой установки. Однажды Це пов засел в каюте и что- то долго и тщательно вы черчивал. Увеличенным чер тежом оказалась паспорт ная диаграмма эксплуатации главной силовой установки (см. «Посольно - свежьевой траулер «Баренцево море». Методическое пособие и ин струкции для плавсостава. Стр. 169). Эта диаграмма стала в буквальном смысле настоль ной (это важно) у старшего механика, и с того дня вы бор оптимальных режимов главной силовой установки де лался по диаграмме. Только по ней. И вот итог — за три меся ца сэкономлено почти 60 тонн дизтоплива. А если бы так на каждом ПСТ? Ю . СТРОГМН. Старожилы Мурманска пом нят, как 20— 25 лет назад ран ними веснами улицы города наполнялись запахом свежих огурцов. Он манил и слегка дурманил. Но не огурцы про давались прямо на тротуаре у открытой двери какого-либо магазинчика. То в деревянных ящикех вперемешку со льдом лежала, сверкая на солнце серебром, мой ва. Сезон лова ее и продажи населению был коротким, и каждая домохозяйка спешила взять кил о грамм-два этой вкусной рь»бки, чтобы за обе денным столом попотчевать своих домочадцев и гостей, а заодно датъ им понять, что в Мурманск по-настоящему пришла весна. Привозили в те далекие времена в порт мойву ма ленькие суденышки-сейнеры, и уже тогда промысловики стали всерьез задумываться над вопросом массового от лова этой рыбы и передачи ев на внутренний рынок страны. Вот что рассказывал в одной из наших бесед заместитель 'начальника Всесоюзного рыбо промышленного объединения «Севрыба» Константин Нико лаевич Шаповалов: — Мы давно знали, что нор вежцы отлавливали мойву в больших количествах, достав ляли ее в свои порты и там перерабатывали на рыбную муку. У нас задача была иной. Мурманские рыбаки должны были поднять уловы мойвы для того, чтобы из нее выра батывалось максимальное ко личество пищевой продунции. Поэтому весной 1973 года не большой отряд промысловых судов, тогда еще главка «Сев- рыба», впервые вышел на мойвенную путину. Мойва как раз подошла к нашим бере гам и образовала плотные концентрации. Однако мы сра зу же столкнулись с массой проблем, которые впоследствии решались не один год, пока удалось создать крепкую связь в цепи предприятий рыбной промышленности области под девизом «Берег — промыслу, промысел — берегу» и нала дить комплексную переработку этой рыбы. Трудности заключались в следующем. Суда-кошельк )- висты, а ловили деойау имен но они, с первых дней стали брать богатые уловы. Они бы ли настолько велики, что не воды не выдерживали нагруз ки, рвались, и рыба уходила обратно в море. Во-вторых, на промысел влияла погода. Небольшие суда, взяв улов, ложились в дрейф и ожида ли подхода базы, но стоило морю взволноваться, как эки пажи тут же, из-за опаски повредить сетное полотно, распускали невод. Это сей час, при наличии на сейнерах насосов-перегружателей, мой ва из невода закачивается в трюм и уже потом сдается на базу. Тогда же суда не имели даже оборудованных # Х оз я й ст в ов а ть э ф ф е к т и в н о ! П У Т И Н А : п р о ш л о е и н а с ил, е трюмов, чтобы брать рььбу «на* себя». На •была досконально отра ботана и системе швартовки малотоннажных судов к базе. 8 основном базы принимали к своим бортам «рыбаков» только в штилевую погоду, а во время мало-мальски силь ного волнения вынуждены были совершать значительные переходы в поисках спокой ных бухт, где можно было бы произвести перегрузку мойвы с судна-ловца на базу. Но с каждой очередной мой- венной путиной у рыбаков и моряков управления «Сев- рыбхолодфлот» накапливался опыт. Теснее становилось их взаимодействие, они смелее начинали уходить все дальше и дальше в открытое море. И вот тут добрым словом надо помянуть главного ин женера объединения «Мур- манрыбпром» Аркадия Льво вича Колтуна. Это он разра ботал техническую схему и решил проблему перевозки мойвы в трюмах сейнеров наливным способом. На М ур манской фабрике орудий ло ва научились изготовлять уси ленные невода. На флоты стала поступать новейшая ры бопоисковая техника, а в учебно-курсовом комбинате приступили к подготовке мо ряков профессии гидроакус тика. Научнь 1 в работы а широ ком фронте осуществляли со трудники ПИНРО, подсказав шие рыбакам точное время подхода скоплений мОйвьГ в Баренцево море. Все м еро приятия решались в комплек се, они были тесно связаны между собой, в это уже дава ло возможность все дальше и дальше от берегов встречать мойву и удлинять сроки про мысла. Первые же поставки мойвы на внутренний рынок страны показали, что эта рыба быстро завоевала £ебе хорошую репу тацию. Ее t удовольствием по купали в Смоленске и Алма- Ате, Брянске и Красноярске. В связи с этим в том же 1973 году было решено подключить для добычи мойвы большие морозильные рыболовные тра улеры. Однако и в этом деле была преграда, которую надо было устранить в самые ко роткие сроки. Дело заключалось а том, что до этого БМРТ ловили рыбу исключительно донными тралами, а мойва, как изве стно, больше ловится в пела гическом варианте. Значит, требовались принципиально новые орудия лова, а над со зданием пелагического трала у нас задумывались лучшие капитаны-премыслоаики, зани мавшиеся ещ е в 60-х годах отловом сельди. Уже тогда предпринимались попытки «оторвать» донный трал от грунта. Помнится, над этим экспериментом работал, и до вольно успешно, И. Т. Шань- ков, ставший впоследствии Ге роем Социалистического Тру да. Сегодня, мы знаем, наши рыбаки имеют на вооружении несколько типов пелагическо го трала для разных судов. Так постепенно рыбаки Мур- мана освоили промысел мой вы у берегов и в открытом море, ) этб, в свою очередь, Позволило снять часть «на грузки» ( такой рыбы, .кдя? ЯЬеска. ^есенняя путина этого $>да показала высокую вы учку моряков ВРПО «Севры ба», умение использовать максимальное ее количество для производства пищевой продукции. Этим они вносят свой вклад в решение Продо вольственной программы. Однако закончившаяся пути на показала faкж e, что еще не 4 Щ . >« ры б н ы й м у р м а н »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz