Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
ПОСТРАНАМИНОИШЕИТПМ ИХ ЖДЁТ ВОЗМЕЗДИЕ Канадское телевидение ежедневно передает репортажи своих корреспондентов из Ливана. Камера останавливается на ц Vh6ujHx и раненых детях, арабах е завязанными, как перед расстрелом, глазами и скрученными за спиной руками, наглой израильской солдатне, разрушенных жилых кварталах, пепели щах, бульдозере, засыпающем во рву убитых ливанцев. У цветных, сделанных с помощью современной техники пе редач поразительное сходство с черно-белыми кинолентами тридцатых и сороковых годов, запечатлевшими злодеяния ф а шистов Тогда Герника, Лидице, Хатынь, Освенцим. Теперь Сайда, Тир, Набатия, Дамур, Бейрут, превращенные в братские могил\| лагеря палестинских беженцев. Духовное родство сио низма и фашизма подтверждается историей. Некоторое время назад мне довелось познакомиться с су пругами Левиными, в свое время выехавшими из Советского Союза в Израиль. Не прожив там и года, они бежали оттуда. «Израиль — это фашистское государство, основанное на абсо лютном пренебрежении к так называемым низшим расам, на ненависти к человеку, на лжи. В нем господствует тот же ф а шизм, но еще более изощренный, более коварный и поэтому более опасный», — заявили они на организованной в Оттаве пресс-конференции. А вот свидетельства очевидца злодеяний израильской воен щины в Ливане канадского врача, возглавлявшего в Сайде госпиталь Красного Креста. «Нас согнали во двор и усадили под палящим солнцем на землю, — рассказывает доктор Жиану. — Всех без разбора — мужчин, женщин, детей, стариков, врачей, медсестер, больных. В течение нескольких дней держали со связанными за спиной ,'*к ам и на тридцатипятиградусной жаре. Многих подвергала 4^Г1росам и пыткам и избивала ради забавы солдатня. Поль зовались резиновыми- шлангами, плетками с вделанными, в них металлическими болтами». Жестокость и наглость, с которыми Израиль бесчинствует на ливанской земле, настолько очевидно противоречат элемен тарным понятиям о международном праве, что даже многие из тех, кто ранее брал под защиту эту страну, вынуждены публично открещиваться от ее действий. Столичная газета «Ситизен» высказывает серьезные сомне ния в том, что покушение на посла Израиля в Лондоне, по служившее формальным поводом к нападению на Ливан, бы ло делом рук палестинцев. По мнению газеты, подобные тер рористические акты совершались в последнее время самыми различными силами, в том числе и агентами израильской раз ведки. «Ситизен» напоминает, что у Израиля стало практикой выд вигать самые нелепые предлоги для оправдания вооруженных провокаций против арабов. Совсем недавно, в апреле этого года, на юге Ливана подорвались на мине израильский офицер и солдат. В ответ сионисты совершили массированные налеты на лагеря палестинцев, истребив сотни мирных жителей. Канадские обозреватели едины во м нении, что прямым по собником агрессора является администрация Рейгана. Местные средства массовой информации указывают, что Израиль ввел свои войска в Ливан только после того, как заручился поли тической и воейной поддержкой США. А. САНДАКОЗ, соб. корр. АПН. Оттава. В Соединенных Штатах стратегические программы, как правило, долговечнее президентов. Президенты приходят и уходят, а стра тегические программы оста ются, модифицируясь, эво люционируя, проявляя пора зительную живучесть и при способляемость к изменяю щейся обстановке. Характерным примером этого является программа строительства стратегиче ского бомбардировщика «В-1». Впервые вопрос об этом самолете встал еще в середине 60-\- гг. во време на президента Джонсона. Уже тогда «ястребы» из Пентагона заявили, что су ществующий стратегичес кий бомбардировщик «В-52» безнадежно устарел и не отвечает современным тре бованиям. Но Джонсон был занят войной во Вьетнаме, и вопрос о создании нового бомбардировщика был ре шен только администрацией Никсона. В 1970 г. кали форнийский концерн «Року элл интернэшнл» получил заказ на разработку «В-1». Тогда же новый самолет впервые привлек к себе внимание прессы — выяс нилось. что он обойдется в 100 миллионов долларов за штуку, что было невидан ным в ту пору даже . по масштабам Пентагона. В ходе избирательной кампании 1080 года «В-1» вновь Становится центром дискуссии. А еще через год президент Рейган при нимает решение о строи тельстве ста бомбардиров щиков «В-1», запросив на эти цели в 1982 г. 2,4 мил лиарда долларов, а в 1983 г. — 4.8 миллиарда долларов. Кстати, пока. шли дебаты, ■"тоимость бомбардировщи ка выросла приблизительно до 280 миллионов долла ров. Официальный Вашингтон рекламирует новый бомбар дировщик как средство «сдерживания», предназ наченное исключительно для нанесения «второго» (ответ ного) удара по целям в Со ветском Союзе. Утверждают, чТо «В-1» сможет преодолевать про тивовоздушную оборону противника. Однако эти расчеты, как указывают спе- будет все тот же тяжелый бомбардировщик с четырьмя реактивными двигателями. По если раньше его ско рость должна была вдвое превосходить скорость зву ка, то теперь он рассматри вается как звуковой. Зато резко увеличивается взлет ный вес самолета, а значит, и дальность его действия. «В-1» оснащен дополнитель ными системами обычных вооружений, а также более совершенными приборами Кудаполетит „В-1“? циалнеты, крайне сомни тельны. Десять лет назад, когда создавались первые модели «В-1», на это еще можно было надеяться, но сегодня уязвимость нового бомбардировщика очевидна. Кстати. параллельно с «В-1» Пентагон разрабаты вает модель принципиально нового «самолета-невидим ки» («Стеле»)., по сравне нию с которым «В-1» вы глядит безнадежно устарев шим. Более того, по словам бывшего заместителя мини стра обороны США Р. Ко мера. «настаивать на созда нии бомбардировщика «В-1», который устареет прежде, чем первая эскад рилья этих самолетов под нимется в воздух, представ ляется мне просто глупо стью». И все-таки администрация Рейгана готова потратить десятки миллиардов на строительство этого летаю щего динозавра. Зачем же нужен «В-Ъ>? Этот вопрос становится бо лее ясным, если учесть, что на вооружение принимается так называемый «модифи цированный « В 1». Да. это наведения. . Как отмечают военные специалисты, модификация «В-1» свидетельствует о том, что Пентагон планиру ет использовать этот само лет в локальных конфлик тах в различных точках -зем ного шара. Предполагается использо вать его против кораблей, танковых колонн и граж данских сооружений. При этом особое внимание уде ляется возможности исполь зования «В1 » в районе Ближнего Востока и Пер сидского залива. Именно для этого потребовалось увеличение дальности его полета. Таким образом, все раз говоры о «сдерживании» и «втором ударе» — всего лишь пропагандистский при ем, с помощью которого американское руководство пытается обеспечить под держку - «В-1» со стороны общественности США. . На деле же этот самолет мыс лится как один из инстру ментов агрессивного интер венционистского курса Ва шингтона. А, КОРТУНОВ. (АПН). м#___ им и не опубликовано Даже ранние рассказы и очер ки Вампилова * оказались драматургичны по своей сути». Так появился спектакль «Стечение обстоятельств». В него вошли одноактная комедия <Дом окнами в поле», композиции по рассказам «Сугробы», «-Сумочка к реб ру >. <Финский нож и персидская сирень» и неокончен ная пьеса «Несравненный Наконечпнков». Все эти произведения объединили стихи и песни на стихи Николая Рубцова, поэта, которого Вампилов считал «своим» Позже Валентин Распутин скажет о том. что руссная нультура в короткий срок понесла невосполнимую ут рату. В прозе не стало Шукшина, в поэзии — Рубцова, в драматургии — Вампилова. Не случайно эти три имени поставлены рядом, ведь истоки их творчества Наконечников поверил в предсказание «звезды», он уже гордо посматривает по сторонам... На этом во девиль заканчивается. Вампиловым была начата сле дующая картина пьесы: Наконечников дома, за шир мой — больная теща, скоро с базара вернется жена, мать двоих детей, вдруг появляется фининспектор — «блистательная» дама, которой, по всей вероятности, уготована роль «дамы сердца» Наконечникова, креп ко уверовавшего в свою гениальность... Как разворачи вались эти невероятные события дальше — мы не узнаем. Вампилов не успел дописать пьесу даже до середины. Остается предположить, что «Несравненный СПАСЕТ КРАСОТА 4 едины. Они — л постижении сложности чувств, красо ты человека, высших нравственных начал. Свое гражданское начало, свою боль за то, что не все у нас хорошо, эти художники выражали принципиально, ост- ро, далеко не «сусальными» словами, не прикрываясь никакими лозунгами. Если борьба — то уж борьба не с абстрактным злом, а со злом, .присущим именно нашему поколению. И ермоловцы объединили три этих имени в одном спектакле «Товарищи-граждане», показанном и на на шей сцене. Первый акт — «Портреты» Шукшина, вто рой — «Стечение обстоятельств» Вампилова и конеч но же, стихи Рубцова В «Несравненном Наконечникове» открылась еще одна грань вампиловского "таланта. По пьесам, став шим широко известными, мы знаем Вампилова как T 0 Hk(j!f 0 исследователя человеческих душ, умелого «врачевателя» их, лирического художника, неназойли-' во, не «в лоб» призывающего к добру и красоте. Здесь же Вампилов — страстный сатирик, а неокон ченная пьеса его — сатирический, даже фантасмаго рический водевиль. Заезжая «звезда» эстрады, бреясь у местного парик махера Наконечникова, скуки ради и посмеиваясь над примитивностью последнего, внушает ему мысль что прославиться может каждый, стать драматургом, на пример а пьесы писать — проще пареной репы. Главное — начать, слава придет потом сама. Акте ры. разыгрывающие водевиль (Ю Голышев. заел арт. ТАССР А Шейнин. М. Пронина и заел арт РСФСР В Васильев), как бы с полуслова уловив «настроение» Вампилова, мастерски поднимают его сатиру до гротеска Наконечников» — разговор об омерзительности ме щанства, приспособленчества и воинствующего тупо умия. О том, как, «скучая», люди берутся не за свое дело и что из этого может получиться. Д ЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ всем своим могучим та лантом пытался привести нас к мысли о том, что жизнь — не настолько прекрасна и удивительна, как мы себе это часто внушаем. Судьба каждого из людей отчасти трагична. Мы всегда рассчитываем на большее, но мало чего из «большего» достигаем; мы хотим жить счастливо, но несчастья обрушиваются на нас; МЬ 1 хотим жить честно, но каждый из нас, хоть раз в жизни, совершает недобрый поступок. Рост на ших потребностей обгоняет рост благосостояния, мы хотим жить не хуже людей, а на людей-то уже не Е с е г д а обращаем внимание, только на вещи, им при надлежащие. Скорости века не дают нам возможно сти оглянуться и призадуматься. И живем-то мы ча стенько только будущим, мечтами. Надеясь на луч шее «завтра», мы, не задумываясь, проживаем «се годня», напрочь позабыв «вчера». И постоянно, пре даваясь лени и трусости, откладываем на завтра то, что сделать-то можно только сейчас... Мы страшно устаем, а отдыхая, стараемся не напрягаться умст венно. Вампилов остановил Зилова, главного героя пьесы «Утиная охота», заставил оглянуться назад. Вместе с ним мы проживаем его вчерашний день, да и всю жизнь человека с расшатанной волей и «непробуд ной» совестью. Постигая образ героя пьесы, В. Андреев шел «от Станиславского». Великий учитель советского театра говорил о том, что в каждом актере и человеке есть что-то от Отелло и что-то от Яго, что-то от Чацкого и что-то от Молчалина. Правдиво сы грать злодея может и добрый человек, если он внимательно исследует са мого себя. Зилов — не законченный злодей. Этот образ неиз меримо сложнее, к нему трудно приклеить какой- нибудь ярлык, сделать это можно лишь сгоряча. Спор о Зилове — предмет отдельного разговора, поэтому ограничимся выводом о спектакле. Несомненная за слуга театра в том, что он и не оправдывает Зилова до конца, и не осуждает его настолько, чтобы лишить права на жизнь вообще. «Зиловщина» — явление со циальное, и поэтому театр удержался от того, чтобы «рубануть сплеча». Спектакль бережно донес до зри телей суть пьесы — таких, как Зилов, нельзя «выры вать с корнем», их лечить надо. Ведь сделал же он свой нравственный выбор, встал же он все-таки на сторону жизни? Всех своих героев Вампилов ставит перед выбором, и всегда они выбирают добро, а не зло: Бусыгин на чинает понимать и любить человека а н* абстрактное человечество, «сестра» его понимает, что выйти замуж просто за «надежного» человека — преступление. ' Т е а т р и м е н и м . н . Е р м о л о в о й называют теат- ром Вампилова не только потому, что пьесы его начали ставить именно здесь. Как-то раз Владимир Андреев признался, что, подбирая новый репертуар, театр «ищет Вампилова», ищет в современных пьесах отзвуки его драматургии: художественное совершен ство, правдивость, боль за человека, искренность. Те атру еще предстоит поставить «Прощание в июне» и «Провинциальные анекдоты». Вместе с Вампиловым театр будет бороться с равнодушием, которое кроет ся в каждом из нас. «Вместе с Вампиловым, — пи^сал Валентин Распутин, — в театр пришли искрен ность и доброта». И еще он заметил как-то, что зна менитая фраза Достоевского «Мир спасет красота» как нельзя более гочно определяет цель творческого пути Вампилова, его жизненное кредо. Видя ~людей насквозь, видя все их недостатки, он верил, что ду ховная красота человека — не мираж, не утопия. Он очень любил людей и верил в них. Д . КНЯЗЕВ. № июля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz