Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
АЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ, чья творческая деятель- ность пришлась в основном на 60-е годы, явле нием живой театральной жизни становится лишь в се редине 70-х. Парадокс такого «невнимания» к талант ливому драматургу на протяжении целого десятилетия пока не объяснен. Его пьесы не признавали, не пони мали (а иногда и не хотели этого), не печатали, не ставили... Трудно представить, что было в душе его. Разочарование, боль, спокойная уверенность в своей правоте? Точно можно сказать одно — Вампилов не был способен на гнев и обиду. Он не встал в позу не понятого таланта, потому что был им на самом деле В 1970 году он, нанонец, находит «свой» театр, а театр им. М. Н. Ермоловой находит своего автора. Для театра это был довольно риснованный шаг: легно ли публично признать то, что не признано большин ством? В русле поисков неуловимой правдивости ер- моловцы постепенно осваивают драматургию Вампило- ва, которую отличает бескомпромиссность в подходе к самым сложным и противоречивым явлениям дейст вительности. Д ЕСЯТЬ ЛЕТ НА ЗАД впервые был поставлен «Стар ший сын», написан он был еще раньше, но и се годня мы находим в нем то, что волнует нас именно сегодня. Зрительский интерес к спектаклю не поко лебали ни годы, ни даже чудесный фильм с Евгением Леоновым в главной роли. На суд мурманских зрителей ермоловцы привезли обновленный спектакль (постановка Г. Косюкова). Сменился только актерский состав, но цель пьесы, пафос ее и мощная художественная «радиация» вам- пиловской драматургии сохранились. Авторы спектакля говорят нам о том, о чем сами мы редко задумываемся: всегда ли паспортные дан ные определяют истинное родство людей? «Брат», «сестра», «отец», «мать» — какие прекрасные слова! А как часто мы видим, когда близкие по крови люди становятся не то что чуждыми друг другу — врага ми. «Послушай, брат», — говорят иногда единствен ному и преданному другу. «Помоги, Сестра», — сто нали в госпиталях умирающие бойцы... «Комедия» — написано на титульном листе пьесы. Действительно, здесь есть и комедийный сюжет, и ко мические ситуации и персонажи. Вот Сильва, например, — пошловатый, но донельзя веселый оболтус. По-хорошему увлекшись Этим обра зом, актер Г. Назаренко выкидывает иной раз такую штуку, что в пору спектакль останавливать (дружный и продолжительный хохот зала парализует действие). Не отстает от него и Бусыгин в исполнении заел, ар тиста УССР Bt Конкина, НО юмор егв мягче, утончен нее, человечнее. Актер с самого начала дает понять, что герой его не комедиен по своей сутх. Бусыгин и Сильва, случайно познакомившись в ка фе, опаздывают на последнюю электричку. Положе ние безвыходное — они в незнакомом городе, им холодно и голодно, а до угра еще далеко. Молодые парни не отчаиваются и изобретают - такое, от чего бы лопнули от зависти авторы изобретательнейших сюжетов водевилей прошлого века. Бусыгин, сориентировавшись на местности, выдает себя за сына Сарафанова, жильца одного из близле жащих домов. Мы смеемся... а над чем, собственно? Молодые люди, действительно нуждающиеся в кры ше над головой, обзвонили и обстучали двери десят ков квартир, и никто им даже не открыл, никто не захотел выслушать. Почему? «Да потому, что у людей толстая кожа», — убежден Бусыгин. Люди не верят друг другу, и правдой их уже не проймешь, а для того чтобы поверили, нужно хорошенько соврать. И вот им поверили. Они в теплой квартире. Пьют, закусывают и вдохновенно врут. Поначалу решают играть комедию до тех пор, пока не отогреются. Сарафанов потрясен. В очень трудяую для него ми нуту неожиданно появляется опораК и надежда — старший сын. Жена давно бросила его за то. что он слишком долго играл вечерами на кларнете. Подрос шие дети слишком заняты собой: десятиклассник Ва сенька — своей первой любовью, а Нина боится опо здать «выскочить» замуж. Не сегодня — завтра дети разбегутся, и он останется один. Кроме того, дети считают папеньну неудачником, только не говорят ему об этом. Жалеют. Неудачнин? А что такое удача? Карьера, деньги, сла ва? Наверное, такую «удачу» имела в виду супруга Сарафанова, бросив ему на прощание «Очнись, бла женный!» Посмотри, мол, нан люди-то кругом живут! А по пьесе Сарафанов невероятно духовно богат, он отмечен печатью творца. Он один из тех Чудаков, которые двигают Мир вперед. Есть в нем эдакая «сумасшедшинка», присущая всем вампиловским ге роям. Подумать только! Его давно выгнали из сим фонического оркестра, он играет на танцах и на по хоронах и не перестает писать музыку, упорно рабо тает над «единственной вещью», в которой скажет людям все, что он о них думает («Не то кантата, не то оратория... Называется «Все люди — братья», — иронизирует дочь Сарафанова), Пожалуй, единственная (но весьма существенная) неудача постановки в том, что исполнитель этой роли нар. артист РСФСР Ю. Медведев не смог показать нам Сарафанова-творца, незаурядного Сарафанова. Актер великолепно сыграл «трогательность» героя, его без защитность, душевную мягкость и чистоту. А вот изюминки, «сумасшедшинки» он о Сарафанове не на шел. Не зазвучала в спентанле тема творца, чудака, который, несмотря на удары судьбы и насмешни обы вателей, имеет за душой такое, за что его можно не только жалеть... Наверное, потому ни разу не зазвучал в спектанле кларнет? Бусыгин отогрелся в этом доме не только в пря мом смысле. Судьба людей, о которых он ещ е вче ра и знать-то ничего не знал, стала близка ему. Он перестает быть бодряком, умно иронизирующим над А. ВАМПИЛОВ на сцене театра им. М. Н. Ермоловой „МИР всем миром. В. Конкин незаметно для нас «перетас кивает» своего героя через ту грань, за которой он всерьез начинает считать себя одним из Сарафановых, И поэтому, когда он заявляет, что никогда не оста» вит «отца», мы верим в его искренность. Своим уме» нием слушать, своей добротой он всем дает надежду на свершение чуда. Многое меняется в доме Сара* фанова с появлением «старшего сына», и меняется К лучшему. / 'Р А З У ПОСЛЕ «СТАРШ ЕГО СЫНА» ермоловцы по» ставили пье.су «Прошлым летом в Чулимске», Спектакль со Станиславом Любшиным в главной ро* ли имел поразительный успех, Критика (она, наконец» то, заговорила о драматурге) считала спектакль «эталоном постановки Вампилова», на его oo^-jeJ сня» ли телевизионный фильм. К сожалению, по ряду при» чин спектакль этот не сохранился. Восстанавливать его не захотели. «Пусть лучше хорошо вспоминают ТОТ спектакль, — сказал главный режиссер театра, нар, артист РСФСР и ТАССР, лауреат Государственной пре» мии РСФСР В. Андреев, — чем, возможно, будут го» ворить: вот, мол, первый вариант был лучше». Спек такль не сохранился в театре М. Н. Ермоловой, но навсегда сохранился в истории советского театра. «Когда Саша погнб, — вспоминает Б. Андреев, — нам всем захотелось что-то немедленно предпринять^ позаботиться о сохранении памяти драматурга. Мы стали разы скивать и собирать все, что было написано БЕРЕЗАИКД“ Я Д Е Т Д И О Н Е Р С К О Е у } *—Г ЯшшЛ Ж ЛтшЛ Л Жж ЖЖ Ш Л Ж Л Е Т О теро лучшлх поваров флота под руководством Г. Т. При- луцкого. Из столовой жители лагеря отправляются кто куда. Одни — на экскурсию: в Новгород, Старую Руссу, Бологое, Выш ний Волочек или на Валдай — 32 экскурсии за смену. Другие идут на озеро заго рать, купаться, цветы соби рать. На озере огорожены специальные «дорожки», глу биной от 40 сантиметров до двух метров. Третьи уезжают за тридцать километров от лагеря в тури стический палаточный горо док. Ночная рыбалка, ужин у костра, сон в спальных меш ках — романтика! Четвертые — всем отрядом на велосипедах на прогулку по живописным окрестно стям. Пятые — на тренировку: скоро спартакиада четырех лагерей на «нашей» террито рии, состязания с шефами. Шестые — на репетицию художественной самодеятель ности. Безоблачное детство... В е селы е кани кулы ... Радость встречи с лесом , полем... Хорошо пробежаться по траве, взявш и сь за руки, навстречу солнцу, лету. Д у х захватывает... Зато аппетит разгорается. Да еще какой! А на столе разносолы: вк усны ^ суп, салаты овощ ны е чуть л и не прям о с грядок, фрукты... И каждый день меню — разнообразное. Есть от чего поправи.ться, набраться сил. Н у, а д ля гурманов в распоряж ении — речка. Л о ви , рыбачек, ры бку, неси ее к поварам, вкусная будет уха! Фото В. КОНОНОВА. Седьмые — н* занятия в каком-либо из 15 работаю щих здесь кружков. Что еще рассказать об этом лагере? Отлично обо рудованы амбулатория, ба ня с парной, душ, открытый с утра до ночи, специальная комната гигиены (тоже ред кость в пионерских лагерях). Есть библиотека. Клуб. Танц площадка. Вокально - инстру ментальный ансамбль, у ко торого новейшая электрон ная аппаратура. А еще у лагеря есть старшие друзья ребят: вос питатели, пионервожатые, ру ководители кружков. Замеча тельные люди работают с детьми моряков: С. А. Мин- долина, С. Н. Иванова, Л. Н. Тищулина, В. И. Синякин, А. И. Гусев... Среди ни* йь.- мало работников тралоаогр флота, механиков, штурма нов, мотористов. Наконец, самое главное, что отличает этот лагерь от других, — организация. За слуга в этом, конечно же, профсоюзного комитета тра лового флота. Еще задолго до отъезда ребят тщательно, до мелочей было продумано •се Примеров тому можно приводить много, но скажем лишь об организации меди цинской комиссии перед отъ ездом. Кто отправлял детей в другие лагеря, знает, какой это обычно суматошный день, а здесь было тихо. И даже не а спокойствии дело. Каж дый воспитатель не спеша побеседовал с каждой мамой своего будущего питомца, «открыв» для себя многие его «потайные дверцы». А на сколько этс облегчило буду щее общение! Лагерь назван именем S i- ликой Победы. Глубоко сим волично такое вот «слияние»: природы, имени Лагеря и от- чичного отдыха детей. И. ВОЛКОВА. П РИРОДА, воспетая 1 Не красовым и Буниным, Шишкиным и Левитаном... Леса, поля, озера и перво зданная тишь... Среди такой вот красоты расположился пионерский ла герь имени 30-летия Победы, в котором отдыхают дети ра ботников Мурманского тра лового флота. Но чаще этот лагерь называют проще, по месту, где он расположен,— «Березайка». Восемь коттеджей. В каж дом — комната девочек, ком ната мальчиков. Здесь же камера хранения. Это очень удобно: у каждого отряда вещи под рукой (отметим пока первое отличие лагеря от многих его «собратьев»). Рядом — комната воспитате ля и пионервожатого. На за стекленной веранде — теле визор, столы для настольных игр. Так что в пасмурную по году скучать тоже не прихо дится. Это — еще одна от личительная деталь тралфло- товского лагеря. Вблизи коттеджей — столо вая. Просторная: все «населе ние» лагеря усаживается в один раз. Кормят ребят... Родители в письмах своих детей уже чи тали, что мясо, редиска, огур цы, зеленый лук, молоко и молочные продукты, карто фель — все на столах в изо билии. А о том, чтобы обед был вкусным, заботятся пя- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 июля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz