Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
ОПАСНЫЕ D t t d t o w т ч р ш м 7i7JnTnTTnTnTnMlTTni7TT?!7777lT7TllTl»rriinnilll!»llll.l!llMlf I!ll!!t!»U I!«llllf in iM »lt!!IU IIIIIIirn tllflM in i!IIIJM IIIIIIIfn t!1 ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ Управление тралового флота сообщает, что :татья «Цена беспечности» проработана со всем <омандным составом судов и специалистами механико - судовой службы, отдела пожарной безопасности и службы мореплавания. На совещании работников механико-судовой службы разобрано заключение «Севгосрыбфлот- инспекции» по случаю пожара в машинном отде лении БАТ-С060 «Капитан Телов». Совещание обя зало специалистов службы усилить контроль за состоянием выхлопных и топливных коллекторов двигателей судов В целях повышения надежно сти топливного коллектора (при работе его в условиях повышенной вибрации) дано задание техническому отделу и конструкторскому бюро флота изучить вопрос о месте пожаробезопасной установки топливного коллектора. Этот случай разобран также ка расширенном совещании командного состава судов, стоящих в порту, с участием специалистов флотских служб и специалистов оСевгосоыбфлотинспекции». В море на все суда флота даны радиограммы» обязывающие проверить состояние топливных коллекторов. В них также даны рекомендации по предотвращению попадания топлива на горя чие участки выхлопных коллекторов. Заключение о пожаре на БАТ-0060 «Капитан Телов» размножено и выдается на е с с суда фло та для изучения □ судовых коллективах. Приказом по флоту ка старшего механика В. Н. Зимнухова и моториста А. П. Орлова на ложены дисциплинарные взыскания. В. П. Во ронцов лишен диплома на звание механика Ш разряда. Помимо того, все виновные привле чены к материальной ответственности. Ю . КОНОШЕНКО , главный инженер трало вого флотз. Факты, указанные в статье «Опасные при чалы», имеют место. Деревянные причалы чксплуатшэуются более 30 лет и нуждаются в пеконструкции. Большая их часть уже ре- чонстоуирована. Ня поддержание надлежащего технического состояния причалов порт ежегодно затрачи вает большие людские и материальные ре- "VDCbi. Кроме того, эксплуатация причалов, "остпоенных по проекту института «Гипро- чыбппом», показала, что деревянные отбой ные рамы не отвечают современным требо ваниям по безопасной швартовке судов. В целях предотвращения разрушения при чалов и повреждения швартующихся судов, коптом были выполнены работы по навеске '■'тбойных устройств в виде секций, состоя щих из резиновых труб. Порт неоднократно поднимал вопрос перед яртто «Севрыба» об увеличении фондов на поставку резиновых труб, но безрезультатно. Несмотря на вышеизложенное, порт в летне осенний период произведет выборочный оемонт причалов с целью приведения их в безопасное состояние к наступлению зимы. И. ШАНЬКОВ, начальник рыбного порта. Р ОДНУ ИЗ СУББОТНИХ ® НОЧЕЙ МАЯ от причала Угольной базы отошел МРС «Кушерека» Архангельского тралового флота. РезЕО отва лив от берега, он последовал строго на юг. Сквозь завы вания сильного ветра (в по рывах он достигал 19 метров в секунду) из рулевой руб ки неслись слова пески «...Я волны морские люблю...л. Волны, действительно, во всю хлестали по корпусу суд на, но «Кушерека», вздраги вая, как застоявшаяся лошадь (точнее, целый табун в 225 лошадей), упрямо рвалась вперед. Застой-то и в самом деле был длительным — дол го стояло судно в ремонте. Но, несмотря на штормовую погоду, на запрет движения по заливу, вахтенному по мощнику капитана Петру Ива новичу Лисовскому настоя тельно требовалось обкатать своих «лошадей», а на всякие там запреты ему было, гру бо говоря, наплевать. Собст венно говоря, по-другому и быть не могло, ибо горячи тельные напитки, принимае мые без устали в течение Есей Еахты, будоражили кровь и звали к активным действиям. Как выяснилось впоследствии, вахтенную слу жбу «Кушереки», состояв шую из двух человек, объе диняло любовное отношение к горячительным напиткам. Вахтенный механик В. К. Савенко, исполнявший по со вместительству еще и обя занности вахтенного матроса, решил, что ему негоже от ставать от старшего по вах те. Вот его собственное при д а н и е ; «... в течение всего дня судно находилось' в ра боте, и к вечеру я бы л со верш енно измотан. Часов в девять вечера я немного вы пи л, чтобы поддержать си лы”. Только вот беда: сил у Вик тора Константиновича не прибавилось, а даже наобо рот. Когда проверяющие при были на борт, он мирно спал, и привести его в чувство не было никакой возможности. Дежурный лоцман-оператор службы движения лРадио-14» в третьем часу этой злопо лучной штормовой ночи вдруг обнаружил на экране радиолокатора цель, споро движущуюся с севера на юг. Установить, что это за смель чак, ему не удалось, потому что на радиосвязь никто не выходил и на запросы не от вечал. Спустя некоторое время, наблюдаемая цель слилась с РТ-286 «Анива» того же Ар хангельского тралового фло та, стоявшим на якоре юж ного рейда. Дежурный лоц ман с удивлением заметил, что РТ ни с того ни с сего начал описывать замыслова тые зигзаги, неуклонно при ближаясь к берегу. На ра диосвязь по-прежнему кикто ле: «...00.00 стоим у борта АГ-286. 00.10 прибыл на борт I портнадзор. Не нахожу нуж- ' ным его г(рк6ь!-ие. 08.00 подъем флага СССР и еым - пела ФРП . tJ.3 0 вахту сдал капитану Лебедеву». Да, в легком опьянении так не на пишешь. Тем более что «Ку шерека» пришвартовалась к борту РТ-286 в 02.50, а в 04.20 она отошла от траулера и пришвартовалась к причалу п. Дровяное (опять само вольно). И только в 05.45 был составлен акт о нетрез вом состоянии вахтенного помощника капитана. Причем К О Г Д А М О Р Е — П О К О Л Е Н О не выходил... Чтобы изве щать посадки обоих судов на береговую отмель, лоцману пришлось срочно отправить к месту событий буксир «Ру бин», который и предотвра тил возможные неприятно сти. ...Пришвартовавшись к борту «Анивы», вахтенный «Куше реки» Лисовский почувство вал себя неуютно от пришед шего ощущения покоя и, развернув лопасти винта на передний ход, в такт кружив шимся вихрям' снега закру жил и траулер, приближая erq к берегу. Как видим, только благода ря бдительности лоцмана- оператора эта «кадриль» за кончилась благополучно для обоих судов. Следует отметить, что на РТ-286 за окружающей об становкой должного наблю дения не велось, дрейфа судна там своевременно не обнаружили, как не заметили и нетрезвого состояния вах тенного помощника капитана «Кушереки». Вдобавок и связь со службой движения не поддерживалась. А вот как оценивает свой проступок сам Лисовский: « 5.05.82 г. на вахте я бы л в легком опьянении, снят с вахты инспектором порт- надзора. Ошибку свою пол ностью признаю и глубоко раскаиваю сь. Гнусны й мой поступок послужит м не уро ком». С последней фразой Ли совского можно согласиться, а вот заявление о том, что он находился лишь в легком опьянении, никак не вяжется в записью в судовом журна- в акте была запись о том, что эксплуатация ремонтиру ющегося судна запрещена. Но, несмотря на это, утром «Кушерека» перешла в рыб ный порт. Остается только удивляться: каким образом эти художества закончились благополучно для сейнера? Очень странно выглядит в этой ситуации позиция де журного диспетчера Архан гельского тралового флота И. С. Мотовилина, который, получив от портнадзора со общение о нетрезвом состо янии вахтенных на аКушере- ке», палец о палец не уда рил для наведения там по рядка: наблюдения за бес призорным сейнером он не обеспечил, капитана на суд но не вызвал (кстати сказать, капитан А. Г. Лебедев прибыл на смену П. И. Лисовскому только в 13.30, но никого из руководства этот факт не на сторожил). А возникни на борту судна неприятности, бороться за его живучесть было бы некому... Как видно, контроль за со стоянием вахтенной службы на судах со стороны руко водства Архангельского трал- флота отсутствует. И не уди вительно поэтому, что коли чество нарушений трудовой дисциплины, вызванных пьян кой, в экипажах этого флота не уменьшается. Да, виновники описываемо го происшествия понесли на казание — они временно ли шены рабочих дипломов. Но где гарантия, что подобное не повторится? В. ГЕРЦАК, старший мор- инспектор. iimiitniinniiiiiinnnniiimiinitiniiiiinniimn)ninnmnn[niinnmnninninnmniiinninnmmimiunimmn J И з и с т о р и к С историей Кольской земли связана деятель ность многих революци онеров, близко знавших Владимира Ильича Ленина. Они проводили не только революционную работу, но и исследовали трудовую жизнь северян. В числе этих исследова телей был и Виктор Алек сеевич Радус-Зенькович. В. А. Радус-Зенькович родился в 1877 году в горо де Архангельске, в семье политического ссыльного. • С юных лет он видел людей, познавших нужду и беспра вие. Еще студентом ЗДосков- ского университета 19-лет ний Виктор вступил на путь борьбы с самодержавием. За участие в студенческом дви жении был исключен из. университета. Тогда он и отдал себя полностью рево люционному делу. В 1898 году стал членом РСДРП. Полиция буквально не спу скала с него глаз. В делах Архангельского губернского жандармского управления есть на 20 ли стах дело под № 807 «О состоянии под негласным надзором полиции Виктора Алексеевича Радус-Зень- ковича» (начато 25 мая 1899 года и окончено 21 февраля 1901 года). В деле — сообщение, что «стоящий под негласным надзором... бывший студент Виктор Алексеевич Радус-Зенько- внч прибыл в г. Александ- ровск 26 марта и того же числа выехал иа западную сторону Мурманского бере га». Далее — докладная кольского уездного исправ ника, который пишет 30 сен тября 1900 года, что «быв ший студент Виктор Алек сеевич ' Радус-Зенькович выбыл из вверенного мне уезда в г. Архангельск 3 сентября на пароходе «Ло моносов». На Мурманском берегу Виктор Алексеевич уча ствовал в работе экспедиции ученого с мировым именем Н. М. Книповича и обследо вал санитарные условия на селения края, медицинское дело, о чем нам и говорит труд В. А. Радус-Зеньковнча «Санитарные условия труда и ’жизни , промышленников» (Статистическое исследова ние Мурмана. СПБ. 1902 г.). Виктор Алексеевич в своем труде описал тяжелую участь трудового народа на Кольском полуострове. Ни благоустроенных жилищ, ни медицинской помощи рабо чему человеку здесь не бы ло предоставлено. Исследования трудовой жизни народа на Кольском полуострове помогли моло дому революционеру еще глубже осмыслить роль ра бочего класса. Труд Радус-Зеньковича «Санитарные условия труда и жизни промышленников» был отредактирован ссыль ным революционером Н. В. Романовым, который тоже работал в экспедиции Н. М. Книповича. Б феврале 1902 года за ре волюционную деятельность Виктор Алексеевич был аре стован и сослан в Иркутскую губернию на три года. Но там он пробыл недолго: сумел бе жать за границу, в Швейца рию, а в 1903 году вернулся в Россию. В декабре 1905 года в числе представителей 26 организаций РСДРП присутст вовал на первой конференции РСДРП в финляндском городе Таммерфорсе. В 1906 — 1908 годах Б А. Радус-Зенькович находился ка партийной работе в Петербур ге, Баку. Москве. Он был вы нужден постоянна скрываться ст полицейского надзора. В «Казенных объявлениях» «Ар хангельских губернсних ведо мостей» 17 июля 1908 гсда за 158 появилось сообщение, что «Архангельское губернское правление разыскивает скрыв шегося из-под надзора поли ции из г. Онеги, лишенного всех особенных, лично W по состоянию присвоенных прав и поеимуществ... Радус-Зень ковича и, в случае отыскания, поосит отправить его этапным порядком в г. Онегу в распо ряжение местного исправни ка». Бее же царские ищейки выследили революционера, и в 1S08 году царским судом ои был приговорен к шести го дам каторги, а в декабре 1313 года отправлен на поселенке в Иркутскую губернию. В год Великого Октября Ра- дус-Зенькович находился в Са ратове и принимал здесь ак тивное участие в революцион ных делах: был членом ис полкома Саратовского Совета, редактором газеты < И з е с с т и я Саратовского губисполкома*. В 1919—1320 годах В, А. Радус-Зенькович исполнял обязанности председателя губ- исполкома, члена Саратовско го губкома. уполномоченн«го БЦИК и Наркомпроса в По волжье, председателя Реввоен совета Поволжской трудовой армии. В Поволжье было неспо койно. Банды белогвардей цев мешали жить молодо:/// Советскому государству. Владимир Ильич Ленин 2 толя 1919 года писал в од ной цз телеграмм В. А. Ра- ду^-Ченьковичу: «Все внимание — чистке гарнизона и укреплению тыла. Беспошадно искорените бело- гвардейщину в городе, дерев не Лично проверить полит работу и организацию в гар низоне. Бее на военработу! Заставьте всех п о д т я н у т ь с я и дисциплинироваться. Телегра фируйте результаты. Укрепи те особенно Ртищево. Пред- совобороиы ЛЕНИН». Вторая телеграмма от В. И. Ленина отправлена четэез шесть Дней. В ней го- вопчтея: «Телеграфируйте точнее, ес- ли надо, шифром, каких прак тических успехов достигли, есть ли перелом в гарнизоне. Необходимо особыми отрядами объехать и обработать каж дую волость прифронтовой по лосы, организуя бедноту, у ст раняя куланов, беря из них заложников, подавляя зеле ных, возвращая дезертиров. Особое внимание Аткарскому уезду и Ртищеву. Жду под робного фактического ответа, Предсовобороны ЛЕНИН». В дальнейшем В. А. Ра дус-Зенькович вел партий ную и революционную ра боту. В 1921 — 1923 годах он был председателем рев кома в Киргизии, председа телем Вюро ЦК партии по Киргизии, лленом правле ния Центрсоюза. В 1925— 1927 годах Радус-Зенькович — председатель ЦКК и нарком РКП Белоруссии. С 1930 по 1933 год он рабо тал народным комиссаром труда РСФСР, а с 1933 по 1937 год — председателем ЦК союза связи. Партия по ручала Виктору Алексееви чу ответственные дела, и он с ними справлялся. Ои несколько раз избирался в ЦК ВКП(б) (на XII, ХШ, XIV и XV съездах партии) н в состав ВЦИК. Соратник В. И. Ленина по партии, В. А. Радус- Зенькович пришел в рево люцию на Севере и много лет плодотворно работал для нашего народа. Умер Виктор Алексеевич Л октября 1967 года. П. БОЧИЛОВ. • 6 стр.— ---------- «РЫБНЫЙ МУРМАН» ..........— ... 16 июля, *982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz