Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

ОПАСНЫЕ D t t d t o w т ч р ш м 7i7JnTnTTnTnTnMlTTni7TT?!7777lT7TllTl»rriinnilll!»llll.l!llMlf I!ll!!t!»U I!«llllf in iM »lt!!IU IIIIIIirn tllflM in i!IIIJM IIIIIIIfn t!1 ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ Управление тралового флота сообщает, что :татья «Цена беспечности» проработана со всем <омандным составом судов и специалистами механико - судовой службы, отдела пожарной безопасности и службы мореплавания. На совещании работников механико-судовой службы разобрано заключение «Севгосрыбфлот- инспекции» по случаю пожара в машинном отде­ лении БАТ-С060 «Капитан Телов». Совещание обя­ зало специалистов службы усилить контроль за состоянием выхлопных и топливных коллекторов двигателей судов В целях повышения надежно­ сти топливного коллектора (при работе его в условиях повышенной вибрации) дано задание техническому отделу и конструкторскому бюро флота изучить вопрос о месте пожаробезопасной установки топливного коллектора. Этот случай разобран также ка расширенном совещании командного состава судов, стоящих в порту, с участием специалистов флотских служб и специалистов оСевгосоыбфлотинспекции». В море на все суда флота даны радиограммы» обязывающие проверить состояние топливных коллекторов. В них также даны рекомендации по предотвращению попадания топлива на горя­ чие участки выхлопных коллекторов. Заключение о пожаре на БАТ-0060 «Капитан Телов» размножено и выдается на е с с суда фло­ та для изучения □ судовых коллективах. Приказом по флоту ка старшего механика В. Н. Зимнухова и моториста А. П. Орлова на­ ложены дисциплинарные взыскания. В. П. Во­ ронцов лишен диплома на звание механика Ш разряда. Помимо того, все виновные привле­ чены к материальной ответственности. Ю . КОНОШЕНКО , главный инженер трало­ вого флотз. Факты, указанные в статье «Опасные при­ чалы», имеют место. Деревянные причалы чксплуатшэуются более 30 лет и нуждаются в пеконструкции. Большая их часть уже ре- чонстоуирована. Ня поддержание надлежащего технического состояния причалов порт ежегодно затрачи­ вает большие людские и материальные ре- "VDCbi. Кроме того, эксплуатация причалов, "остпоенных по проекту института «Гипро- чыбппом», показала, что деревянные отбой­ ные рамы не отвечают современным требо­ ваниям по безопасной швартовке судов. В целях предотвращения разрушения при­ чалов и повреждения швартующихся судов, коптом были выполнены работы по навеске '■'тбойных устройств в виде секций, состоя­ щих из резиновых труб. Порт неоднократно поднимал вопрос перед яртто «Севрыба» об увеличении фондов на поставку резиновых труб, но безрезультатно. Несмотря на вышеизложенное, порт в летне­ осенний период произведет выборочный оемонт причалов с целью приведения их в безопасное состояние к наступлению зимы. И. ШАНЬКОВ, начальник рыбного порта. Р ОДНУ ИЗ СУББОТНИХ ® НОЧЕЙ МАЯ от причала Угольной базы отошел МРС «Кушерека» Архангельского тралового флота. РезЕО отва­ лив от берега, он последовал строго на юг. Сквозь завы­ вания сильного ветра (в по­ рывах он достигал 19 метров в секунду) из рулевой руб­ ки неслись слова пески «...Я волны морские люблю...л. Волны, действительно, во­ всю хлестали по корпусу суд­ на, но «Кушерека», вздраги­ вая, как застоявшаяся лошадь (точнее, целый табун в 225 лошадей), упрямо рвалась вперед. Застой-то и в самом деле был длительным — дол­ го стояло судно в ремонте. Но, несмотря на штормовую погоду, на запрет движения по заливу, вахтенному по­ мощнику капитана Петру Ива­ новичу Лисовскому настоя­ тельно требовалось обкатать своих «лошадей», а на всякие там запреты ему было, гру­ бо говоря, наплевать. Собст­ венно говоря, по-другому и быть не могло, ибо горячи­ тельные напитки, принимае­ мые без устали в течение Есей Еахты, будоражили кровь и звали к активным действиям. Как выяснилось впоследствии, вахтенную слу­ жбу «Кушереки», состояв­ шую из двух человек, объе­ диняло любовное отношение к горячительным напиткам. Вахтенный механик В. К. Савенко, исполнявший по со­ вместительству еще и обя­ занности вахтенного матроса, решил, что ему негоже от­ ставать от старшего по вах­ те. Вот его собственное при­ д а н и е ; «... в течение всего дня судно находилось' в ра­ боте, и к вечеру я бы л со­ верш енно измотан. Часов в девять вечера я немного вы ­ пи л, чтобы поддержать си­ лы”. Только вот беда: сил у Вик­ тора Константиновича не прибавилось, а даже наобо­ рот. Когда проверяющие при­ были на борт, он мирно спал, и привести его в чувство не было никакой возможности. Дежурный лоцман-оператор службы движения лРадио-14» в третьем часу этой злопо­ лучной штормовой ночи вдруг обнаружил на экране радиолокатора цель, споро движущуюся с севера на юг. Установить, что это за смель­ чак, ему не удалось, потому что на радиосвязь никто не выходил и на запросы не от­ вечал. Спустя некоторое время, наблюдаемая цель слилась с РТ-286 «Анива» того же Ар­ хангельского тралового фло­ та, стоявшим на якоре юж­ ного рейда. Дежурный лоц­ ман с удивлением заметил, что РТ ни с того ни с сего начал описывать замыслова­ тые зигзаги, неуклонно при­ ближаясь к берегу. На ра­ диосвязь по-прежнему кикто ле: «...00.00 стоим у борта АГ-286. 00.10 прибыл на борт I портнадзор. Не нахожу нуж- ' ным его г(рк6ь!-ие. 08.00 подъем флага СССР и еым - пела ФРП . tJ.3 0 вахту сдал капитану Лебедеву». Да, в легком опьянении так не на­ пишешь. Тем более что «Ку­ шерека» пришвартовалась к борту РТ-286 в 02.50, а в 04.20 она отошла от траулера и пришвартовалась к причалу п. Дровяное (опять само­ вольно). И только в 05.45 был составлен акт о нетрез­ вом состоянии вахтенного помощника капитана. Причем К О Г Д А М О Р Е — П О К О Л Е Н О не выходил... Чтобы изве­ щать посадки обоих судов на береговую отмель, лоцману пришлось срочно отправить к месту событий буксир «Ру­ бин», который и предотвра­ тил возможные неприятно­ сти. ...Пришвартовавшись к борту «Анивы», вахтенный «Куше­ реки» Лисовский почувство­ вал себя неуютно от пришед­ шего ощущения покоя и, развернув лопасти винта на передний ход, в такт кружив­ шимся вихрям' снега закру­ жил и траулер, приближая erq к берегу. Как видим, только благода­ ря бдительности лоцмана- оператора эта «кадриль» за­ кончилась благополучно для обоих судов. Следует отметить, что на РТ-286 за окружающей об­ становкой должного наблю­ дения не велось, дрейфа судна там своевременно не обнаружили, как не заметили и нетрезвого состояния вах­ тенного помощника капитана «Кушереки». Вдобавок и связь со службой движения не поддерживалась. А вот как оценивает свой проступок сам Лисовский: « 5.05.82 г. на вахте я бы л в легком опьянении, снят с вахты инспектором порт- надзора. Ошибку свою пол­ ностью признаю и глубоко раскаиваю сь. Гнусны й мой поступок послужит м не уро­ ком». С последней фразой Ли­ совского можно согласиться, а вот заявление о том, что он находился лишь в легком опьянении, никак не вяжется в записью в судовом журна- в акте была запись о том, что эксплуатация ремонтиру­ ющегося судна запрещена. Но, несмотря на это, утром «Кушерека» перешла в рыб­ ный порт. Остается только удивляться: каким образом эти художества закончились благополучно для сейнера? Очень странно выглядит в этой ситуации позиция де­ журного диспетчера Архан­ гельского тралового флота И. С. Мотовилина, который, получив от портнадзора со­ общение о нетрезвом состо­ янии вахтенных на аКушере- ке», палец о палец не уда­ рил для наведения там по­ рядка: наблюдения за бес­ призорным сейнером он не обеспечил, капитана на суд­ но не вызвал (кстати сказать, капитан А. Г. Лебедев прибыл на смену П. И. Лисовскому только в 13.30, но никого из руководства этот факт не на­ сторожил). А возникни на борту судна неприятности, бороться за его живучесть было бы некому... Как видно, контроль за со­ стоянием вахтенной службы на судах со стороны руко­ водства Архангельского трал- флота отсутствует. И не уди­ вительно поэтому, что коли­ чество нарушений трудовой дисциплины, вызванных пьян­ кой, в экипажах этого флота не уменьшается. Да, виновники описываемо­ го происшествия понесли на­ казание — они временно ли­ шены рабочих дипломов. Но где гарантия, что подобное не повторится? В. ГЕРЦАК, старший мор- инспектор. iimiitniinniiiiiinnnniiimiinitiniiiiinniimn)ninnmnn[niinnmnninninnmniiinninnmmimiunimmn J И з и с т о р и к С историей Кольской земли связана деятель­ ность многих революци­ онеров, близко знавших Владимира Ильича Ленина. Они проводили не только революционную работу, но и исследовали трудовую жизнь северян. В числе этих исследова­ телей был и Виктор Алек­ сеевич Радус-Зенькович. В. А. Радус-Зенькович родился в 1877 году в горо­ де Архангельске, в семье политического ссыльного. • С юных лет он видел людей, познавших нужду и беспра­ вие. Еще студентом ЗДосков- ского университета 19-лет­ ний Виктор вступил на путь борьбы с самодержавием. За участие в студенческом дви­ жении был исключен из. университета. Тогда он и отдал себя полностью рево­ люционному делу. В 1898 году стал членом РСДРП. Полиция буквально не спу­ скала с него глаз. В делах Архангельского губернского жандармского управления есть на 20 ли­ стах дело под № 807 «О состоянии под негласным надзором полиции Виктора Алексеевича Радус-Зень- ковича» (начато 25 мая 1899 года и окончено 21 февраля 1901 года). В деле — сообщение, что «стоящий под негласным надзором... бывший студент Виктор Алексеевич Радус-Зенько- внч прибыл в г. Александ- ровск 26 марта и того же числа выехал иа западную сторону Мурманского бере­ га». Далее — докладная кольского уездного исправ­ ника, который пишет 30 сен­ тября 1900 года, что «быв­ ший студент Виктор Алек­ сеевич ' Радус-Зенькович выбыл из вверенного мне уезда в г. Архангельск 3 сентября на пароходе «Ло­ моносов». На Мурманском берегу Виктор Алексеевич уча­ ствовал в работе экспедиции ученого с мировым именем Н. М. Книповича и обследо­ вал санитарные условия на­ селения края, медицинское дело, о чем нам и говорит труд В. А. Радус-Зеньковнча «Санитарные условия труда и ’жизни , промышленников» (Статистическое исследова­ ние Мурмана. СПБ. 1902 г.). Виктор Алексеевич в своем труде описал тяжелую участь трудового народа на Кольском полуострове. Ни благоустроенных жилищ, ни медицинской помощи рабо­ чему человеку здесь не бы­ ло предоставлено. Исследования трудовой жизни народа на Кольском полуострове помогли моло­ дому революционеру еще глубже осмыслить роль ра­ бочего класса. Труд Радус-Зеньковича «Санитарные условия труда и жизни промышленников» был отредактирован ссыль­ ным революционером Н. В. Романовым, который тоже работал в экспедиции Н. М. Книповича. Б феврале 1902 года за ре­ волюционную деятельность Виктор Алексеевич был аре­ стован и сослан в Иркутскую губернию на три года. Но там он пробыл недолго: сумел бе­ жать за границу, в Швейца­ рию, а в 1903 году вернулся в Россию. В декабре 1905 года в числе представителей 26 организаций РСДРП присутст­ вовал на первой конференции РСДРП в финляндском городе Таммерфорсе. В 1906 — 1908 годах Б А. Радус-Зенькович находился ка партийной работе в Петербур­ ге, Баку. Москве. Он был вы­ нужден постоянна скрываться ст полицейского надзора. В «Казенных объявлениях» «Ар­ хангельских губернсних ведо­ мостей» 17 июля 1908 гсда за 158 появилось сообщение, что «Архангельское губернское правление разыскивает скрыв­ шегося из-под надзора поли­ ции из г. Онеги, лишенного всех особенных, лично W по состоянию присвоенных прав и поеимуществ... Радус-Зень­ ковича и, в случае отыскания, поосит отправить его этапным порядком в г. Онегу в распо­ ряжение местного исправни­ ка». Бее же царские ищейки выследили революционера, и в 1S08 году царским судом ои был приговорен к шести го­ дам каторги, а в декабре 1313 года отправлен на поселенке в Иркутскую губернию. В год Великого Октября Ра- дус-Зенькович находился в Са­ ратове и принимал здесь ак­ тивное участие в революцион­ ных делах: был членом ис­ полкома Саратовского Совета, редактором газеты < И з е с с т и я Саратовского губисполкома*. В 1919—1320 годах В, А. Радус-Зенькович исполнял обязанности председателя губ- исполкома, члена Саратовско­ го губкома. уполномоченн«го БЦИК и Наркомпроса в По­ волжье, председателя Реввоен­ совета Поволжской трудовой армии. В Поволжье было неспо­ койно. Банды белогвардей­ цев мешали жить молодо:/// Советскому государству. Владимир Ильич Ленин 2 толя 1919 года писал в од­ ной цз телеграмм В. А. Ра- ду^-Ченьковичу: «Все внимание — чистке гарнизона и укреплению тыла. Беспошадно искорените бело- гвардейщину в городе, дерев­ не Лично проверить полит­ работу и организацию в гар­ низоне. Бее на военработу! Заставьте всех п о д т я н у т ь с я и дисциплинироваться. Телегра­ фируйте результаты. Укрепи­ те особенно Ртищево. Пред- совобороиы ЛЕНИН». Вторая телеграмма от В. И. Ленина отправлена четэез шесть Дней. В ней го- вопчтея: «Телеграфируйте точнее, ес- ли надо, шифром, каких прак­ тических успехов достигли, есть ли перелом в гарнизоне. Необходимо особыми отрядами объехать и обработать каж­ дую волость прифронтовой по­ лосы, организуя бедноту, у ст­ раняя куланов, беря из них заложников, подавляя зеле­ ных, возвращая дезертиров. Особое внимание Аткарскому уезду и Ртищеву. Жду под­ робного фактического ответа, Предсовобороны ЛЕНИН». В дальнейшем В. А. Ра­ дус-Зенькович вел партий­ ную и революционную ра­ боту. В 1921 — 1923 годах он был председателем рев­ кома в Киргизии, председа­ телем Вюро ЦК партии по Киргизии, лленом правле­ ния Центрсоюза. В 1925— 1927 годах Радус-Зенькович — председатель ЦКК и нарком РКП Белоруссии. С 1930 по 1933 год он рабо­ тал народным комиссаром труда РСФСР, а с 1933 по 1937 год — председателем ЦК союза связи. Партия по­ ручала Виктору Алексееви­ чу ответственные дела, и он с ними справлялся. Ои несколько раз избирался в ЦК ВКП(б) (на XII, ХШ, XIV и XV съездах партии) н в состав ВЦИК. Соратник В. И. Ленина по партии, В. А. Радус- Зенькович пришел в рево­ люцию на Севере и много лет плодотворно работал для нашего народа. Умер Виктор Алексеевич Л октября 1967 года. П. БОЧИЛОВ. • 6 стр.— ---------- «РЫБНЫЙ МУРМАН» ..........— ... 16 июля, *982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz