Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

к о н к у З А Д А В О П Р О 9 № а - к с ж м у м п иж ц е в о й ТВОРИ, ! ВЫДУМЫВАЙ, I ПРОБУЙ | Рыборазделочная техни- [ ка на БМРТ типа «Иван | Бочков -> предназначена для | изготовления продукции из рыб донных пород. Но сей­ час эти суда работают п ос­ новное на путассу, поэтому и техника требует различ­ ных доводок, усовершенст­ вований. Головорубочная машина Л-8 ПРУ установлена на Фабрике с постройки судна. Поэтому мы, получив два станка для выпуска спинки, продумали, как их наиболее выгодно скомпоновать с ма­ шиной. Изготовили специ­ альный лоток. Рыба пошла через машину в лоток, с него — на станки, а с них —- в специальный сборник (тоже, кстати, сделанный нашими моряками). Около сборника проходит транспор­ тер, по нему готовая рыба направляется на заморозку. Затем, по приходе в порт, мы получили кассетную го- ловорубочную машину. По теперь две машины так за- гружали рыбой станки, что они не стали справляться. Тогда родился тяетий ста­ нок. Мы его создали из «подручных» средств, как и | дополнительный лоток с жа- | люзи для отбора печени. | Что нам все это дало? £ Без особого напряжения I сил (во всяком случае, му- i скульных) мы выпускали в В сутки до 18—20 тонн спин- II кн.- Л ведь до сего времени i всем экипажем с подвахта- | ми едва-едва справлялись с 12— 14 тоннами Но на этом наше техническое твор­ чество не завершилось. В последнем рейсе нала дили две линии. Одна из них — по левому борту — была установлена с построй ки. Мы изготовили .голово- рубочную машину па базе транспортера 33 и устрой ство для отделения печени. Когда запустили эту линию, выпуск продукции достиг 20—25 тонн в сутки Пр' нялись «доводить до ума» вторую линию. Использова' ли все существующие здесь транспортеры. установили дополнительные устройства для отделения внутренно­ стей рыбы, а также целую систему лотков с жалюзи. В результате мы практиче­ ски избавились от ручного труда, а выпуск потрошеной путассу доходил до 40—45 тонн в сутки (матросы с помощью ножей потрошили не более 12 тонн). II еще одно наше с дети­ ще»: второй сепаратор для изготовления полуфабрика­ та Медицинского жира. Ведь через каждые четверо суток приходится один сепаратор отключать для его чистки. То есть около суток он простаивает. С двумя и ра­ ботать надежнее, и качество жира намного улучшается. Все эти’ усовершенство­ вания появились благодаря творческому отношению к технике, к своему делу по­ мощника капитана по произ­ водству Анатолия Ильича Тынкельмана, золотым ру­ кам механика - наладчика Олега Моисеевича Шапары и его помощников — токаря В. Л. Лысенкова, слесаря А. П. Тараненко. сварщика Р. М. Туйг.унова. А. ДУДАРЕВ, мастер по добыче рыбы БМРТ «Семен Лаишенков» объединения «Мурман рыбпром». П РО Ш ЕЛ третий конкурс * * профессионального ма­ стерства молодых моряков Северного бассейна. Улеглись страсти, сопровождавшие борьбу за право называться сильнейшим по той или иной специальности. Подведены итоги, победителям вручены кубки и призы. Казалось бы, папки с материалами конкур­ са можно теперь спокойно сложить в архив Однако точку ставить пока рано. Конкурс задал всем нам вопрос, на который необ­ ходимо найти ответ: почему шесть из двенадцати призо­ вых мест е личном первенст­ ве заняли курсанты мореход­ ных училищ города, а не мо­ лодые моряки, уже приоб­ ретшие навыки в работе? Хо­ рошо это или плохо? Давайте попытаемся разоб­ раться в причинах. За день до начала конкур­ са я встретил двух своих зна­ комых моряков. Разговори­ лись. Охазалось, что оба они участвуют в конкурсе. — Ну, — говорю, — буду вашим персональным болель­ щиком. Ребята только рукой мах­ нули: — Если бы по-настоящему могли подготовиться, а так... чего уж там болеть!? И тут выясняется: один уз­ нал о своем участии в кон­ курсе три дня назад, а дру­ гой — немногим больше, А ведь положение о конкурсе разослали по флотам еще в октябре прошлого года. Предполагалось, что за пять месяцев руководители фло­ тов, начальники отделов и служб позаботятся, чтобы отобрали именно лучших спе­ циалистов, чтобы будущие Р С Е Т С ы участники успели как следует подготовиться к творческому состязанию. Ведь, как и ко всякому состязанию, к кон­ курсу профмастерства тоже надо готовиться заранее Про­ смотреть специальную лите­ ратуру, освежить кое-что в памяти. Практика практикой, но в карточку-задание по ка­ ждой специальности входили и теоретические вопросы. Моряку же, который большую часть времени проводит в море, трудно рассчитывать на судовые библиотечки (тео­ ретической литературы в них, как правило, очень мало), им нужно пользоваться услугами читальных залов и городских библиотек, заранее спланиро­ вать посещение аудиторий мореходных училищ, предо­ ставленных для самоподготов­ ки участников конкурса. Что же получилось на де­ ле? Незадолго до открытия кон­ курса начались звонки с фло­ тов, уведомляющие, что пер­ воначально названные канди­ датуры будут заменены др у­ гими: людей забыли оставить на берегу, отправила в оче­ редной рейс. Из Мурманского рыбакколхозсоюза на конкур­ се вообще никого не было. До последнего дня остава­ лось неизвестным, кто будет представлять Архангельский рыбакколхозсоюз: заявка от­ туда не поступила. Вот и получилось, что сре­ ди участников конкурса ока­ зались люди случайные и просто неподготовленные. Но было бы несправедливо при этом умолчать, что кур­ санты оказались сильнее мно­ гих других участников не только в теории (что вполне объяснимо), но и в практике. К примеру, в состязании по радиотехнической специаль­ ности начальник радиостанции с семилетним стажем работы в приеме на слух оказался слабее третьекурсника. Не будем спешить с нелестными выводами об этом специали­ сте: подобных ситуаций на конкурсе было немало. По­ чему? С самого начала трудовой биографии молодого специа­ листа в некоторых флотах держат на берегу днями, а зачастую и неделями. Но самое печальное, что у мо­ ряка, не находящего своим знаниям применения, профес­ сиональные навыки потихонь­ ку притупляются, забывается то, чему учили его на студен­ ческой скамье. К учебникам и пособиям по специальности молодой моряк обращается зачастую только тогда, когда подходит время сдавать на разряд или проходить переат­ тестацию. Потребнбсть же си­ стематически работать над расширением своего теорети­ ческого и практического ба­ гажа у него возникает неча­ сто — давно ли, кажется, за­ кончил курс наук? Стоит толь­ ко поднапрячь память, и... по­ лучается, что курсант может работать лучше, чем иной специалист со стажем. Если бы находящийся в ре­ зерве моряк посещал, на­ пример, тренажер, то он смог бы поддерживать себя «в форме». При ЦПКТБ Все­ союзного рыбопромышлен­ ного объединения «Севрыба» есть подобный тренажер. Но на нем повышают квалифика­ цию, как правило, те, кто занимает на судне руководя­ щие должности. Может, сто­ ит подумать о создании на флотах хотя бы специализи­ рованных кабинетов для мо­ лодых моряков? Для этого не потребуется дорогостоя­ щего оборудования — дело за помещением, пособиями. М. ЧЕРНОВ, инструктор от­ дела комсомольских орга­ низаций Мурманского гор­ кома ВЛКСМ. минут выдержать бортовую качку, чем, удерживая судно в положении <носом на ветер», испытать все негативные яв­ ления, сопутствующие резкой килевой качке. В заключение хотелось бы выразить пожелание, чтобы и другие капитаны, судоводите­ ли промысловых судов нашего бассейна поделились своими мыслями, опытом в этом во­ просе на страницах нашей га­ зеты. Возможно, эта проблема привлечет внимание и специа­ листов отдела исследований аварийности и безопасности мореплавания ЦПКТБ а также курсантов старших курсов МВИМУ при выборе темы дип­ ломной работы В. ГРОМЦЕВ. заместитель генерального директора по мореплаванию объединения «Мурман рыбпром». волны и ветра. Сила ветра 5— 6 баллов, волнение моря -— 5 баллов. В этом случае процесс выборки ваеров мож­ но производить на ветер и волну, изменением скорости удерживая судно в заданном положении. После того как пришли доски, выбраны кабе­ ли и на борт поднята первая I / АЖДОМУ СУДОВОДИТЕЛЮ 14 н течение длительного рейса нередко приходится работать с орудиями лова в условиях довольно свежей по­ годы. К сожалению, в послед­ нее время на судах -объедине­ ния «Мурманрыбпром.», особен­ но на траулерах проекта В-408 (типа <Иван Бочков»), участи­ лись случаи повреждения ору­ дий лова, в частности пелаги­ ческих тралов, обрывы ваеров. Эго приводит к большим по­ терям пром вооружения, про­ мыслового времени, а в конеч пом итоге — к недолову рыбы. II причина не тольЯо в том, что вог.росли мощности глав­ ных двигателей. параметры тралов, скорости траления, тя­ говые характеристики промыс­ ловых устройств при выборке тралов. Есть основания счи­ тать. что в большинстве слу­ чаев повреждения орудий ло­ ва происходят в результате НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЫБОРКЕ ТРАЛА В СВЕЖУЮ ПОГОДУ НА СУДНЕ ТИПА БМРТ Эти замечания не являются бесспорными и настоятельны­ ми рекомендациями: как и что надо делать конкретно в каждый период. В них лишь сделана попытка описать лич­ ный опыт работы на судах, рассказать о приемах. кото­ рые нам приходилось исполь­ зовать при выборке трала в свежую погоду, при крупной зыби. Знаю, что на практике су­ доводители применяют раз­ личные приемы работы в та- С К В О З Ь ШТ О РМ неправильных решений судо­ водителей, связанных с выбо­ ром схемы маневрирования при подъеме трала. Насколько нам известно, эти вопросы практически не осве­ щены ни в учебной морской, ни в промысловой литерату­ ре. Поэтому нет ничего удиви­ тельного в том, что у судово­ дителей нашего флота нет и единого мнения, какую схему маневрирования судна считать единственно правильной. Есть судоводители, которые предпочитают всем другим способам выборки трала толь­ ко так называемый способ <носом на ветер», когда судно удерживается постоянно в этом положении, пока идет выборка трала, начиная от выборки ва­ еров до подъема мешка на промысловую палубу. Безусловно, в таком положе­ нии судно будет испытывать сильную килевую качку, кото­ рая приведет к большим ди­ намическим нагрузкам на все элементы тралового комплекса. Кроме того, на судно обруши­ ваются удары в кормовой под­ водной части в районе винто­ рулевого комплекса. Промысло­ вая палуба при этом чаще заливается водой, а это уже небезопасно для палубной команды Известны случаи, когда при таком способе выборки трала на судах типа «Иван Бочков» траловый мешок волной набра­ сывало на пипто рулевую груп­ пу. а ведь это — угроза на­ мотки на винт и потери хода, одного из важнейших море­ ходных качеств судна Вот почему мы предлагаем опубликовать статью старей­ шего капитана объединения Мурманрмбпром» Андрея Ни­ колаевича Лншневского, в ко­ торой он делится опытом вы­ борки трала в свежую погоду. ки:< условиях (хотя этих прие­ мов не так уж и много) Не буду оспаривать, какой из них лучше. Расскажу лишь о своей работе. На судах проекта В-26, 394-А, 394-АМ и В-408 мы всегда использовали одни и те же приемы выборки трала в свежую погоду (имеется в Статья эта, безусловно. при­ влечет внимание судоводителей промысловых судов с кормо­ вым тралением. По общему мнению специа­ листов службы мореплавания объединения «Мурманрыб­ пром», предлагаемые Д. Н. Лишневским схемы маиевриро. ваиия при выборке трала наи­ более удобные и, главное, без­ опасные как для работы па­ лубной команды, так и для со­ хранения орудий лова. У судов тина «Иван Боч- ков» — повышенная бортовая качка Поэтому, возможно, не­ которые судоводители могут возразить против способа удер­ живать судно в положении <лагом к волне» при подсуши­ вании и выборке тралового мешка с уловом на промысло­ вую палубу. Однако, по наше­ му мнению, предпочтительнее все же в течение нескольких виду степень «свежести», при которой допускается работа судов этих типов и при ко­ торой моряки соблюдают все существующие меры пред­ осторожности). А теперь о некоторых ва­ риантах. Вот один из них. Судно с тралом следует носом против • 4 стр. :«РЫБНЫЙ МУРМАН» — ——---- " 16 июля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz