Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
к о н к у З А Д А В О П Р О 9 № а - к с ж м у м п иж ц е в о й ТВОРИ, ! ВЫДУМЫВАЙ, I ПРОБУЙ | Рыборазделочная техни- [ ка на БМРТ типа «Иван | Бочков -> предназначена для | изготовления продукции из рыб донных пород. Но сей час эти суда работают п ос новное на путассу, поэтому и техника требует различ ных доводок, усовершенст вований. Головорубочная машина Л-8 ПРУ установлена на Фабрике с постройки судна. Поэтому мы, получив два станка для выпуска спинки, продумали, как их наиболее выгодно скомпоновать с ма шиной. Изготовили специ альный лоток. Рыба пошла через машину в лоток, с него — на станки, а с них —- в специальный сборник (тоже, кстати, сделанный нашими моряками). Около сборника проходит транспор тер, по нему готовая рыба направляется на заморозку. Затем, по приходе в порт, мы получили кассетную го- ловорубочную машину. По теперь две машины так за- гружали рыбой станки, что они не стали справляться. Тогда родился тяетий ста нок. Мы его создали из «подручных» средств, как и | дополнительный лоток с жа- | люзи для отбора печени. | Что нам все это дало? £ Без особого напряжения I сил (во всяком случае, му- i скульных) мы выпускали в В сутки до 18—20 тонн спин- II кн.- Л ведь до сего времени i всем экипажем с подвахта- | ми едва-едва справлялись с 12— 14 тоннами Но на этом наше техническое твор чество не завершилось. В последнем рейсе нала дили две линии. Одна из них — по левому борту — была установлена с построй ки. Мы изготовили .голово- рубочную машину па базе транспортера 33 и устрой ство для отделения печени. Когда запустили эту линию, выпуск продукции достиг 20—25 тонн в сутки Пр' нялись «доводить до ума» вторую линию. Использова' ли все существующие здесь транспортеры. установили дополнительные устройства для отделения внутренно стей рыбы, а также целую систему лотков с жалюзи. В результате мы практиче ски избавились от ручного труда, а выпуск потрошеной путассу доходил до 40—45 тонн в сутки (матросы с помощью ножей потрошили не более 12 тонн). II еще одно наше с дети ще»: второй сепаратор для изготовления полуфабрика та Медицинского жира. Ведь через каждые четверо суток приходится один сепаратор отключать для его чистки. То есть около суток он простаивает. С двумя и ра ботать надежнее, и качество жира намного улучшается. Все эти’ усовершенство вания появились благодаря творческому отношению к технике, к своему делу по мощника капитана по произ водству Анатолия Ильича Тынкельмана, золотым ру кам механика - наладчика Олега Моисеевича Шапары и его помощников — токаря В. Л. Лысенкова, слесаря А. П. Тараненко. сварщика Р. М. Туйг.унова. А. ДУДАРЕВ, мастер по добыче рыбы БМРТ «Семен Лаишенков» объединения «Мурман рыбпром». П РО Ш ЕЛ третий конкурс * * профессионального ма стерства молодых моряков Северного бассейна. Улеглись страсти, сопровождавшие борьбу за право называться сильнейшим по той или иной специальности. Подведены итоги, победителям вручены кубки и призы. Казалось бы, папки с материалами конкур са можно теперь спокойно сложить в архив Однако точку ставить пока рано. Конкурс задал всем нам вопрос, на который необ ходимо найти ответ: почему шесть из двенадцати призо вых мест е личном первенст ве заняли курсанты мореход ных училищ города, а не мо лодые моряки, уже приоб ретшие навыки в работе? Хо рошо это или плохо? Давайте попытаемся разоб раться в причинах. За день до начала конкур са я встретил двух своих зна комых моряков. Разговори лись. Охазалось, что оба они участвуют в конкурсе. — Ну, — говорю, — буду вашим персональным болель щиком. Ребята только рукой мах нули: — Если бы по-настоящему могли подготовиться, а так... чего уж там болеть!? И тут выясняется: один уз нал о своем участии в кон курсе три дня назад, а дру гой — немногим больше, А ведь положение о конкурсе разослали по флотам еще в октябре прошлого года. Предполагалось, что за пять месяцев руководители фло тов, начальники отделов и служб позаботятся, чтобы отобрали именно лучших спе циалистов, чтобы будущие Р С Е Т С ы участники успели как следует подготовиться к творческому состязанию. Ведь, как и ко всякому состязанию, к кон курсу профмастерства тоже надо готовиться заранее Про смотреть специальную лите ратуру, освежить кое-что в памяти. Практика практикой, но в карточку-задание по ка ждой специальности входили и теоретические вопросы. Моряку же, который большую часть времени проводит в море, трудно рассчитывать на судовые библиотечки (тео ретической литературы в них, как правило, очень мало), им нужно пользоваться услугами читальных залов и городских библиотек, заранее спланиро вать посещение аудиторий мореходных училищ, предо ставленных для самоподготов ки участников конкурса. Что же получилось на де ле? Незадолго до открытия кон курса начались звонки с фло тов, уведомляющие, что пер воначально названные канди датуры будут заменены др у гими: людей забыли оставить на берегу, отправила в оче редной рейс. Из Мурманского рыбакколхозсоюза на конкур се вообще никого не было. До последнего дня остава лось неизвестным, кто будет представлять Архангельский рыбакколхозсоюз: заявка от туда не поступила. Вот и получилось, что сре ди участников конкурса ока зались люди случайные и просто неподготовленные. Но было бы несправедливо при этом умолчать, что кур санты оказались сильнее мно гих других участников не только в теории (что вполне объяснимо), но и в практике. К примеру, в состязании по радиотехнической специаль ности начальник радиостанции с семилетним стажем работы в приеме на слух оказался слабее третьекурсника. Не будем спешить с нелестными выводами об этом специали сте: подобных ситуаций на конкурсе было немало. По чему? С самого начала трудовой биографии молодого специа листа в некоторых флотах держат на берегу днями, а зачастую и неделями. Но самое печальное, что у мо ряка, не находящего своим знаниям применения, профес сиональные навыки потихонь ку притупляются, забывается то, чему учили его на студен ческой скамье. К учебникам и пособиям по специальности молодой моряк обращается зачастую только тогда, когда подходит время сдавать на разряд или проходить переат тестацию. Потребнбсть же си стематически работать над расширением своего теорети ческого и практического ба гажа у него возникает неча сто — давно ли, кажется, за кончил курс наук? Стоит толь ко поднапрячь память, и... по лучается, что курсант может работать лучше, чем иной специалист со стажем. Если бы находящийся в ре зерве моряк посещал, на пример, тренажер, то он смог бы поддерживать себя «в форме». При ЦПКТБ Все союзного рыбопромышлен ного объединения «Севрыба» есть подобный тренажер. Но на нем повышают квалифика цию, как правило, те, кто занимает на судне руководя щие должности. Может, сто ит подумать о создании на флотах хотя бы специализи рованных кабинетов для мо лодых моряков? Для этого не потребуется дорогостоя щего оборудования — дело за помещением, пособиями. М. ЧЕРНОВ, инструктор от дела комсомольских орга низаций Мурманского гор кома ВЛКСМ. минут выдержать бортовую качку, чем, удерживая судно в положении <носом на ветер», испытать все негативные яв ления, сопутствующие резкой килевой качке. В заключение хотелось бы выразить пожелание, чтобы и другие капитаны, судоводите ли промысловых судов нашего бассейна поделились своими мыслями, опытом в этом во просе на страницах нашей га зеты. Возможно, эта проблема привлечет внимание и специа листов отдела исследований аварийности и безопасности мореплавания ЦПКТБ а также курсантов старших курсов МВИМУ при выборе темы дип ломной работы В. ГРОМЦЕВ. заместитель генерального директора по мореплаванию объединения «Мурман рыбпром». волны и ветра. Сила ветра 5— 6 баллов, волнение моря -— 5 баллов. В этом случае процесс выборки ваеров мож но производить на ветер и волну, изменением скорости удерживая судно в заданном положении. После того как пришли доски, выбраны кабе ли и на борт поднята первая I / АЖДОМУ СУДОВОДИТЕЛЮ 14 н течение длительного рейса нередко приходится работать с орудиями лова в условиях довольно свежей по годы. К сожалению, в послед нее время на судах -объедине ния «Мурманрыбпром.», особен но на траулерах проекта В-408 (типа <Иван Бочков»), участи лись случаи повреждения ору дий лова, в частности пелаги ческих тралов, обрывы ваеров. Эго приводит к большим по терям пром вооружения, про мыслового времени, а в конеч пом итоге — к недолову рыбы. II причина не тольЯо в том, что вог.росли мощности глав ных двигателей. параметры тралов, скорости траления, тя говые характеристики промыс ловых устройств при выборке тралов. Есть основания счи тать. что в большинстве слу чаев повреждения орудий ло ва происходят в результате НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЫБОРКЕ ТРАЛА В СВЕЖУЮ ПОГОДУ НА СУДНЕ ТИПА БМРТ Эти замечания не являются бесспорными и настоятельны ми рекомендациями: как и что надо делать конкретно в каждый период. В них лишь сделана попытка описать лич ный опыт работы на судах, рассказать о приемах. кото рые нам приходилось исполь зовать при выборке трала в свежую погоду, при крупной зыби. Знаю, что на практике су доводители применяют раз личные приемы работы в та- С К В О З Ь ШТ О РМ неправильных решений судо водителей, связанных с выбо ром схемы маневрирования при подъеме трала. Насколько нам известно, эти вопросы практически не осве щены ни в учебной морской, ни в промысловой литерату ре. Поэтому нет ничего удиви тельного в том, что у судово дителей нашего флота нет и единого мнения, какую схему маневрирования судна считать единственно правильной. Есть судоводители, которые предпочитают всем другим способам выборки трала толь ко так называемый способ <носом на ветер», когда судно удерживается постоянно в этом положении, пока идет выборка трала, начиная от выборки ва еров до подъема мешка на промысловую палубу. Безусловно, в таком положе нии судно будет испытывать сильную килевую качку, кото рая приведет к большим ди намическим нагрузкам на все элементы тралового комплекса. Кроме того, на судно обруши ваются удары в кормовой под водной части в районе винто рулевого комплекса. Промысло вая палуба при этом чаще заливается водой, а это уже небезопасно для палубной команды Известны случаи, когда при таком способе выборки трала на судах типа «Иван Бочков» траловый мешок волной набра сывало на пипто рулевую груп пу. а ведь это — угроза на мотки на винт и потери хода, одного из важнейших море ходных качеств судна Вот почему мы предлагаем опубликовать статью старей шего капитана объединения Мурманрмбпром» Андрея Ни колаевича Лншневского, в ко торой он делится опытом вы борки трала в свежую погоду. ки:< условиях (хотя этих прие мов не так уж и много) Не буду оспаривать, какой из них лучше. Расскажу лишь о своей работе. На судах проекта В-26, 394-А, 394-АМ и В-408 мы всегда использовали одни и те же приемы выборки трала в свежую погоду (имеется в Статья эта, безусловно. при влечет внимание судоводителей промысловых судов с кормо вым тралением. По общему мнению специа листов службы мореплавания объединения «Мурманрыб пром», предлагаемые Д. Н. Лишневским схемы маиевриро. ваиия при выборке трала наи более удобные и, главное, без опасные как для работы па лубной команды, так и для со хранения орудий лова. У судов тина «Иван Боч- ков» — повышенная бортовая качка Поэтому, возможно, не которые судоводители могут возразить против способа удер живать судно в положении <лагом к волне» при подсуши вании и выборке тралового мешка с уловом на промысло вую палубу. Однако, по наше му мнению, предпочтительнее все же в течение нескольких виду степень «свежести», при которой допускается работа судов этих типов и при ко торой моряки соблюдают все существующие меры пред осторожности). А теперь о некоторых ва риантах. Вот один из них. Судно с тралом следует носом против • 4 стр. :«РЫБНЫЙ МУРМАН» — ——---- " 16 июля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz