Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
ж § Б о р и с С И М О Н О В ЗА ПЛЕТНЕМ ВЫСОКИМ На поля весна пришла, В зелени равнина. Отчего ты так бела, Стройная рябина? Ясной зоренькой с утра, Месяц ненаглядный Подарил мне серебра — Стала я нарядной. Вянут летние цветь-', В небе паутина. Отчего румяна ты. Стройная рябина? Вечерком пробравшись в сад, Словно друг желанный, Обнимал меня закат — Стала я румяной. Затуманилась река, В инее долина. Отчего ты так сладка, Красная рябина? ^£2>чью светлою от звезд, У плетня украдкой Целовал меня моро з.— Вот и стала сладкой. НЕАН Здесь и летом во льдах океан. Ах, как ветры полярные злы! Лишь глаза у красивой Неан, Словно бархат, черны и теплы. Замечает невольно мой взор. Ой, у девушки косы густы! И по малице вьется узор, Как в оттаявшей тундре цветы. Тянет легким дымком от костра, Мчатся лебеди, громко трубя. Ах, Неан, у меня есть сестра— Так похожа она на тебя! И глаза словно море огней, И лукаво так светится взгляд: — Что-то сестры у русских парней Все похожи на наших девчат? Ах, Неан, далеко, где весна, Где купается в зелени день. 1«£»ь царевна — девчонка одна, >' девчонки глаза — как сирень, И Неан затоскует, гоня Подступившую к сердцу печаль. — А похожа она на меня? И посмотрит задумчиво •даль... Здесь и летом во льдах океан. Ах, как ветры полярные злы! Лишь глаза у красивой Неан, Словно бархат, черны и теплы. «Благодарность». Сюжет у нее прост. Два молодых парня, Сенька Гуров и Виктор Чупро», ю дители одной автобазы, невзлюбили друр друга. Конфликтуют они по любому поводу. Но вот им поручают нелегкое за дание — нужно срочно по бездорожью доставить груз на дальнюю буровую. Вместе с парнями едет ТОЖЕ ЛЮДИ В МУРМАНСКЕ —— ............................... шЗйлой водитель Сазонов. Это его последний даль ний рейс. Впереди — еще пара лет на постылой «легкой» работе и — пенсия. Но зато в этом послед нем рейсе старик успевает дать «петухам» хороший Урок, жизни. Случай, беда помогают ему в этом. Она помирила враждующих парней, ткнув, как щенят но сом в собственную лужицу, в их заносчивость, пре небрежение другими людьми. Из этого рейса мальчики вернулись духовно возму жавшими, вернулись мужчинами. Иные события происходят * повести «Карьера Вась ки Кудрина». В ней показан процесс нравственного падения человека. Герой здесь — в огличие от пер вых двух повестей — особый, противоположный. Это история становления карьериста, мещанина, страшно го человека Васьки Кудрина, который любит порядок, у которого все пуговицы на гимнастерке застегнуты й который в армии научился очень здорово гаркать «Смир-р-на!» й «пбеДатк глазами начальство». Эта вещь сделана крепко я очень убедительна. В ней ясно просматривается гражданская позиция автора, его отношение ко в^ем подобным Ваське Кудрину. По моему личному мнению, эту повесть можно по ставить на второе местб после «Грузчиков». Неудачей же в сборнике, опять-таки на мой лич ный взгляд, является повесть «Вокруг развода». Пер воначально она была написана как пьеса для нашего облдрамтеатра. В театре ее прочли и... отвергли. Ле онид Фролов сделал из пьесы повесть и — неудачно. Герои ее распределены в неком треугольнике. В одном углу — «положительная» семья, в другом — «отрицательная», в третьем — сам автор, от лица которого идет повествование. «Положительная» семья — шумная, мног^'втная, с женой — «кулемой» и растрепой и, конечно же, с классической «стервой» тещей. В этой семье дома «— беспорядок, жена — в бигудях, а у детей — двойки. Ее ежеминутно сотрясают большие и маленькие бу ри, но кончаются они без всяких последствий. Э Л семья Ходьковых, Вторая — семья Мелентьевых •— выведена как «интеллигентная». Здесь присутствуют «потрясающе красивая жена», мягкий, уступчивый муж, книги, умные разговоры, магнитофон «Филлипс» и прочий стандартный набор «красивой» жизни. Од нако «уступчивый» муж уходит из этого гнездышка и перебирается к скромной корректорше, которую бросил с тремя детьми муж-алкоголик. Все. Ситуации, как видите, взяты довольно жизненные. Но вот чита ешь повесть, в не трогает он* за живое. Хорошей се мье — не завидуешь, а плохой — не сочувствуешь. Бегают герои, суетятся, плачут, ссорятся — а не слыш - но их голосов, не видишь лиц, они — как безликие, бумажные человечки, равнодушен к ним остаешься. Перевернешь последнюю страницу — и плечами хо чется пожать: ну и что? Здесь нет жизни — дана лишь только ее схема. Отсюда и неудача повести. Но зато на фоне ее еще ярче, рельефнее выступают герои «Карьеры...» и «Грузчиков». И поэтому, несмотря ни на что, проникаешься к автору — совсем молодому писателю Леониду Фролову — чувством признательно сти и благодарности. За его умение смотреть по-доб рому на теневые стороны жизни, за го, что он убеж денно верит в светлое начало в каждом человеке. За то, что он любит жизнь во всех ее проявлениях, в каждой ее малости — и светлой, и темной. Р А З УМ Е Е Т С Я , в небольшой газетной статье трудно * дать обстоятельный анализ книги, тусть даже не большой по объему. Поэтому цель статьи можно определить однозначно — привлечь внимание читателей к книге. И еще •— поздравить нашего земляка, начинающего прозаика Леонида Фролова с заслуженной удачей. Т. БОЙКОВА. Злое — до иены на по синевших губах волн. И от ходчивое — по-детски, до ласкового штилевого изне можения... Надоевшее до щемящей оскомины, до зуДа в воспоминаниях, и желан ное, вечно желанное, зову щее к себе, требовательно и властно, как ночь зовет за собой утро, а утро — день... Море, море... Сколько проклятий брошено в тебя? А сколько . объяснений в любаи? Море, море... Особое, ры бацкое море... Где еще гак силен и овеж ветер? Где еще увидите вы капитана, затянутого В брезент штор- □ 3 течение фотоконкурса «Объектив-82», объ явленного редакцией «Рыбного Мурмана», с нача ла года опубликовано 32 снимка 18 авторов. □ Трое из участников фотоконкурса — Виктор Корецкий, Вячеслав Басов и Николтй Рудаков — стали победителями международных фотоконкур сов. мовки, в защитной пластико вой каске вместо щеголева- той фуражки на голове? Но четкая его команда на рав ных -врывается в свист вет ра и грохот аолн, и глаза смотрят куда-то далеко-да леко, в неведомые дали! Море, море... Чем пора дуешь ты рыбаков сегодня? Они вовсе не слабые люди, рыбаки, но ежечасное об щение с тобой, кайризным и взбалмошным, сдела.ТЙ 'их осторожными и недоверчив вымн. Научило rib деейть раз проверять и перепрове рять каждую мелочь. И Этот трал, что упругим па русом завис сейчас над па лубой, прежде чем уйдет за борт, <3удет ощупан и ос мотрен не один раз. Ведь во многом и от токо, как Соберут его в путь, зависит то, насколько грамотно по ведет он себя й морской пу чине, а Значаг, и е каким урожаем вернётся. Море, море... Рыбака не удивишь богатыми уловами, не испугаешь тощим, пустым тралом. Обыденными стано вятся шторма и усталость, й только к идиому — разлу- fig £ родным берегом — не возможно привыкнуть. Какие бы неведомые кра соты ни сулили чужеземные Порты, какими бы жаркими ни были объятия заморских городов, все равно: свой го род — далекий, родной — будет чудиться за маревом каждой бухты; и свой дом будет видеться за каждым поворотом незнакомой ули цы. И никуда не деться от этой тоски по дому, никуда не сбежать и не спрятаться, потому что от себя — не сбежишь. А станет совсем невмоготу, заберется моряк в местечко побезлюднее, в трюм там или еще куда, притулится на краешек боч ки, бросит безвольно на ко лени натруженные руки и отключится от всего на свете... О чем думает он в такие минуты? Что вспоми нает?.. Не трогайте его сей час, не нарушайте его отре шенности. Пусть он побудет один. Так надо... Море, море... .тдкдя няшя РЯ БО ТЯ Фото Ю. ЧЕРНОПЯТОВА. 9 июля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» =• 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz