Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

ж § Б о р и с С И М О Н О В ЗА ПЛЕТНЕМ ВЫСОКИМ На поля весна пришла, В зелени равнина. Отчего ты так бела, Стройная рябина? Ясной зоренькой с утра, Месяц ненаглядный Подарил мне серебра — Стала я нарядной. Вянут летние цветь-', В небе паутина. Отчего румяна ты. Стройная рябина? Вечерком пробравшись в сад, Словно друг желанный, Обнимал меня закат — Стала я румяной. Затуманилась река, В инее долина. Отчего ты так сладка, Красная рябина? ^£2>чью светлою от звезд, У плетня украдкой Целовал меня моро з.— Вот и стала сладкой. НЕАН Здесь и летом во льдах океан. Ах, как ветры полярные злы! Лишь глаза у красивой Неан, Словно бархат, черны и теплы. Замечает невольно мой взор. Ой, у девушки косы густы! И по малице вьется узор, Как в оттаявшей тундре цветы. Тянет легким дымком от костра, Мчатся лебеди, громко трубя. Ах, Неан, у меня есть сестра— Так похожа она на тебя! И глаза словно море огней, И лукаво так светится взгляд: — Что-то сестры у русских парней Все похожи на наших девчат? Ах, Неан, далеко, где весна, Где купается в зелени день. 1«£»ь царевна — девчонка одна, >' девчонки глаза — как сирень, И Неан затоскует, гоня Подступившую к сердцу печаль. — А похожа она на меня? И посмотрит задумчиво •даль... Здесь и летом во льдах океан. Ах, как ветры полярные злы! Лишь глаза у красивой Неан, Словно бархат, черны и теплы. «Благодарность». Сюжет у нее прост. Два молодых парня, Сенька Гуров и Виктор Чупро», ю дители одной автобазы, невзлюбили друр друга. Конфликтуют они по любому поводу. Но вот им поручают нелегкое за­ дание — нужно срочно по бездорожью доставить груз на дальнюю буровую. Вместе с парнями едет ТОЖЕ ЛЮДИ В МУРМАНСКЕ —— ............................... шЗйлой водитель Сазонов. Это его последний даль­ ний рейс. Впереди — еще пара лет на постылой «легкой» работе и — пенсия. Но зато в этом послед­ нем рейсе старик успевает дать «петухам» хороший Урок, жизни. Случай, беда помогают ему в этом. Она помирила враждующих парней, ткнув, как щенят но­ сом в собственную лужицу, в их заносчивость, пре­ небрежение другими людьми. Из этого рейса мальчики вернулись духовно возму­ жавшими, вернулись мужчинами. Иные события происходят * повести «Карьера Вась­ ки Кудрина». В ней показан процесс нравственного падения человека. Герой здесь — в огличие от пер­ вых двух повестей — особый, противоположный. Это история становления карьериста, мещанина, страшно­ го человека Васьки Кудрина, который любит порядок, у которого все пуговицы на гимнастерке застегнуты й который в армии научился очень здорово гаркать «Смир-р-на!» й «пбеДатк глазами начальство». Эта вещь сделана крепко я очень убедительна. В ней ясно просматривается гражданская позиция автора, его отношение ко в^ем подобным Ваське Кудрину. По моему личному мнению, эту повесть можно по­ ставить на второе местб после «Грузчиков». Неудачей же в сборнике, опять-таки на мой лич­ ный взгляд, является повесть «Вокруг развода». Пер­ воначально она была написана как пьеса для нашего облдрамтеатра. В театре ее прочли и... отвергли. Ле­ онид Фролов сделал из пьесы повесть и — неудачно. Герои ее распределены в неком треугольнике. В одном углу — «положительная» семья, в другом — «отрицательная», в третьем — сам автор, от лица которого идет повествование. «Положительная» семья — шумная, мног^'втная, с женой — «кулемой» и растрепой и, конечно же, с классической «стервой» тещей. В этой семье дома «— беспорядок, жена — в бигудях, а у детей — двойки. Ее ежеминутно сотрясают большие и маленькие бу­ ри, но кончаются они без всяких последствий. Э Л семья Ходьковых, Вторая — семья Мелентьевых •— выведена как «интеллигентная». Здесь присутствуют «потрясающе красивая жена», мягкий, уступчивый муж, книги, умные разговоры, магнитофон «Филлипс» и прочий стандартный набор «красивой» жизни. Од­ нако «уступчивый» муж уходит из этого гнездышка и перебирается к скромной корректорше, которую бросил с тремя детьми муж-алкоголик. Все. Ситуации, как видите, взяты довольно жизненные. Но вот чита­ ешь повесть, в не трогает он* за живое. Хорошей се­ мье — не завидуешь, а плохой — не сочувствуешь. Бегают герои, суетятся, плачут, ссорятся — а не слыш - но их голосов, не видишь лиц, они — как безликие, бумажные человечки, равнодушен к ним остаешься. Перевернешь последнюю страницу — и плечами хо­ чется пожать: ну и что? Здесь нет жизни — дана лишь только ее схема. Отсюда и неудача повести. Но зато на фоне ее еще ярче, рельефнее выступают герои «Карьеры...» и «Грузчиков». И поэтому, несмотря ни на что, проникаешься к автору — совсем молодому писателю Леониду Фролову — чувством признательно­ сти и благодарности. За его умение смотреть по-доб­ рому на теневые стороны жизни, за го, что он убеж­ денно верит в светлое начало в каждом человеке. За то, что он любит жизнь во всех ее проявлениях, в каждой ее малости — и светлой, и темной. Р А З УМ Е Е Т С Я , в небольшой газетной статье трудно * дать обстоятельный анализ книги, тусть даже не­ большой по объему. Поэтому цель статьи можно определить однозначно — привлечь внимание читателей к книге. И еще •— поздравить нашего земляка, начинающего прозаика Леонида Фролова с заслуженной удачей. Т. БОЙКОВА. Злое — до иены на по­ синевших губах волн. И от­ ходчивое — по-детски, до ласкового штилевого изне­ можения... Надоевшее до щемящей оскомины, до зуДа в воспоминаниях, и желан­ ное, вечно желанное, зову­ щее к себе, требовательно и властно, как ночь зовет за собой утро, а утро — день... Море, море... Сколько проклятий брошено в тебя? А сколько . объяснений в любаи? Море, море... Особое, ры­ бацкое море... Где еще гак силен и овеж ветер? Где еще увидите вы капитана, затянутого В брезент штор- □ 3 течение фотоконкурса «Объектив-82», объ­ явленного редакцией «Рыбного Мурмана», с нача­ ла года опубликовано 32 снимка 18 авторов. □ Трое из участников фотоконкурса — Виктор Корецкий, Вячеслав Басов и Николтй Рудаков — стали победителями международных фотоконкур­ сов. мовки, в защитной пластико­ вой каске вместо щеголева- той фуражки на голове? Но четкая его команда на рав­ ных -врывается в свист вет­ ра и грохот аолн, и глаза смотрят куда-то далеко-да­ леко, в неведомые дали! Море, море... Чем пора­ дуешь ты рыбаков сегодня? Они вовсе не слабые люди, рыбаки, но ежечасное об­ щение с тобой, кайризным и взбалмошным, сдела.ТЙ 'их осторожными и недоверчив вымн. Научило rib деейть раз проверять и перепрове­ рять каждую мелочь. И Этот трал, что упругим па­ русом завис сейчас над па­ лубой, прежде чем уйдет за борт, <3удет ощупан и ос­ мотрен не один раз. Ведь во многом и от токо, как Соберут его в путь, зависит то, насколько грамотно по­ ведет он себя й морской пу­ чине, а Значаг, и е каким урожаем вернётся. Море, море... Рыбака не удивишь богатыми уловами, не испугаешь тощим, пустым тралом. Обыденными стано­ вятся шторма и усталость, й только к идиому — разлу- fig £ родным берегом — не­ возможно привыкнуть. Какие бы неведомые кра­ соты ни сулили чужеземные Порты, какими бы жаркими ни были объятия заморских городов, все равно: свой го­ род — далекий, родной — будет чудиться за маревом каждой бухты; и свой дом будет видеться за каждым поворотом незнакомой ули­ цы. И никуда не деться от этой тоски по дому, никуда не сбежать и не спрятаться, потому что от себя — не сбежишь. А станет совсем невмоготу, заберется моряк в местечко побезлюднее, в трюм там или еще куда, притулится на краешек боч­ ки, бросит безвольно на ко­ лени натруженные руки и отключится от всего на свете... О чем думает он в такие минуты? Что вспоми­ нает?.. Не трогайте его сей­ час, не нарушайте его отре­ шенности. Пусть он побудет один. Так надо... Море, море... .тдкдя няшя РЯ БО ТЯ Фото Ю. ЧЕРНОПЯТОВА. 9 июля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» =• 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz