Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
ман доложил, что н* видит ведомого. Вскоре пришла смена. Эки паж Л. Пузанова вернулся на свой аэродром. Виктора Стрель цова и его штурмана Игоря Кравцова не было. А горючее у них на исходе... Все вздохнули облегченно, когда увидели приближающий ся к аэродрому «Пе-3» И тут Же встревожились: самолет шел о креном и cp aiy — на по- Стрельцова было изранено ос колками лицо, кровь залил* глаза, а у' Кравцова — повреж дены глаз и обе рук» Таи и лё. тели, мужественные, волевые люди: один глаз ш<урмана- и руни летчика направляли ма шину. После упорных боев под Москвой авиаторы 95-го пол- *ка получили приказ переле теть «а Кольский полуост- - - п а р т и й н ы й <5и л е т Й 5383508 а третий орден Боевого Красного Знамени. Уже зрелый боец, участ ник многих воздушных боёв и налетов на аэродромы и базы противника, В. С. Стрельцов умело передает боевой опыт молодежи. Памятным в судьбе В. С. Н ОЯБРЬ СОРОК ПЕР ВОГО... Гитлеровцы рвутся н Москве. Идут оже сточенные бои на огромном фронте — от моря Барен ца до Черного. Идут беспре рывным потоком эшелоны. На восток — с демонтиро ванными заводами, на запад — с войсками и боевой тех никой. Вражеская авиация, имея численное преимущест во, наносит бомбовые удары по узловым станциям, охо тится и за отдельными со ставами. Летчики 95-го пол ка умело прикоызают объек ты, малыми силами отгоняя фашистских стервятников, заставляя сбрасывать бомбы мимо цели. Над нрупной станцией бар. ражирует пара наших истре бителей; ведущий •*- старший лейтенант Лев Пузанов, ведо мый—лейтенант Виктор Стрель цов. Пасмурная погода обман чива, она — союзник бомбар дировщиков. Но пока все спо койно. Станция принимает и отправляет эшепоны без помех. Но вдруг из эблаков вывали лось звено «Юнкерсов-88». Вот оно уже легло на боевой курс. Пузанов повел своего «Петля- кова» в лобовую атаку, при. казав и ведомо лу атаковать. Фашисты струсили, пытаясь уйти в облака. Пузанов сбил одного «Ю-88». Спросил штур мана (на дальнем истребителе «Пе-3» экипаж состоял из двух человек), старшего лейтенанта Н. Н. Сову об обстановке. Штур- • И М Я Н А Б О Р Т У ГЕРОЕМ СТАЛ НАД НАШИМ МОРЕМ В промысловых сводках этот новый корабль «Мурманрыб- прома», построенный в ПНР, — среди лучших. «Виктор Стрельцов» — имя на борту. Рыбаки им гордятся, стара ются приумножить славу героя войны, летчика Заполярья. Во фронтовом Баренцевом море в огненные сороковые воевали не только североморцы, наносившие удары по вра гу, — здесь несли сторожевую службу СКР — бывшие ры боловные траулеры, военно-транспортный дивизион, также в основном из судов этого класса, доставлял все необходи мое для защитников полуостровов Рыбачий и Средний, а часть устаревших траулеров, не попавших «на ьоенку», про должала промысел, снабжая фронт и тыл рыбой. Прикрывая свои корабли и союзные конвои, бил вражеских стервятни ков над нашим морем Виктор Сергеевич Стрельцов. Он стал здесь Героем Советского Союза, а сегодня навсегда «пропи сался» в семье кораблей рыболовного флота. Накануне пра здника мы и рассказываем о нем. садку... поперек летного поля, напротив стоянки дежурных боевых машин. Самолет Стрель цова чудом уцелел — посадка была такой, что д^же неопыт ный летчик за нее поставил бы «двойку». Но вот машина за мерла совсем близко от одного из дежурных самолетов. Каби на на прилетевшем «Пе-3» не открывалась... Когда кабину открыли сна ружи механики, они увидели израненных летчика и штур мана. Виктор был без созна ния. Позже, после госпиталя, не раз вспоминались подробности боя, в котором Стрельцов сбил первого стервятника. Уже па дая, фашист огрызнулся по следней очередью, которая чуть не стоила жизни нашим воинам. Выпрыгнуть с пара шютами на мапой высоте не могли, а машину до родного аэродрома довели чудом: у ров. Ответственное задание поручили полку: прикрывать корабли в Баренцевом и Бе лом морях. Дальние истре бители очень подходили для этой цели: большая скорость и радиус действия, отличное вооружение, в том числе реактивные снаряды, — все это позволяло успешно вести бой. Так случилось, что Виктор Сергеевич Стоольцов стал кандидатом в члены ВКП(б) в дни, когда полк дальних истребителей вел поиск и прикрытие! судов семнадца того конвоя, оставленного ан глийским командованием без сопровождения. Вссной сле дующего года он получил Стрельцова стал сорок чет вертый год. 2 февраля Вик тору Сергеевичу присвоено звание — капитан, в начале июня он назначается коман диром эскадрильи, а в День воздушного флота СССР, 18 августа, в часть приходит ра достная весть: «Указом Вер ховного Совета СССР от 22 июля 1944 года капитану Стрельцову Виктору Сергее вичу за мужество и бвепри- мернуга отвагу в борьбе с немецко-фашчсгскими за хватчиками на фионтах Ве ликой Отечеств j h h o h войны присвоено звание Героя Со ветского Союза.». Вот строки из представления летчика на это высокое званье: отлич- •ный летчик, растущий, та лантливый офицер, смелый, инициативный и грамотный воздушный боец, на счету которого 146 биегых выле тов... В его боезом активе прикрытие без потерь 94 отечественных и союзньтх конвоев, десятки полетов по обеспечению атак самолетов- ’ торпедоносцев на корабли врагг!... Четыре сбитых и не сколько подбитых «Юнкер- сов» при прики -.нии конвоев в море, потопление 1 танке ра, 1 транспорта, 1 мотобо та, повреждение 1 минонос ца и 1 мотобога, уничтоже ние бомбо - штурмовыми ударами 9 танков, 45 авто машин с войсчами и грузом, 2 железнодорожных эшело нов, 8 самолетов противника на аэродроме, обеспечение потопления чри взаимодейст вии с торпедоносцами 4-х транспортов общим водоиз мещением 24—26 тысяч тонн, 1 танкера на 4—6 тысяч тонн, 1 тральщика — таков урон, нанесенный" врагу героем. За прерванный мирный труд советского на рода мстили врагу братья и , сестра Виктора Сергеевича. Старший браг, Богис, комис сар противотанковой роты, погиб под Сталинградом. Победу летчик-герой встре тил на Севере. «Продолжал учиться, учил молодежь, которая тяну псь к нему, жадно ловила каждое слово рассказов о вочне. Считан ные дни оставались до по ступления в военную акаде мию, но В. С. Стрельцов погиб... В Мурманске живут жена и дочь прославленного летчика. Они с большим удовлетворени ем восприняли весть о при своении одному из промысло вых судов имени «Виктор Стрельцов». Елену Сергеевну и Ирину Викторовну очень ра дует и то, что рыбаки судна хорошо работают, успешно несут трудовую вахту в честь 60-летия образования СССР. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке: В. С. Стрель цов (фото из семейного ар хива). \ П ЯНВАРЯ 1980 года в эфи- * ■ ре над ревущими про сторами Атлантики раздались тревожные сигналы «SOS** Находящиеся вблизи суда, сле дуя закону морского братства, незамедлительно изменили курс. Однако помощь опозда ла. Когда подошли к нужному квадрату, судно — это был танкер «Салем» — уже зато нуло. Высокие волны безжало стно швыряли несколько шлю пок с людьми. Весь экипаж, состоящий из 24 человек, был спасен. Началось расследование при чин гибели. Это было нелегко *- от судна не осталось ниче го. И чем дальше шло дело, тем все больше темных, совер* шенно необъяснимых обстоя тельств всплывало на поверх* ность. Судно шло под либерийским флагом, но оказалось, что н* принадлежит этоду государст ву. Экипаж его составляли граждане Туниса и Греции. В итог® длительного следст вия выяснилось, что танкер «Салем» был сознательно по топлен экипажем по приказу владельца, чтобы получить страховку и скрыть тот факт, что на нем было доставлено большое количество груза для Скандальная история стала достоянием прессы, однако большого шума не произошло. Вся история прошла почти не замеченной. _ , Д а это и не удивительно. Общественность западных стран к такому привынла. Ежегодно в мире при подобных обстоя тельствах гибнет, а точнее уничтожается, около 80 судов. Страховые компании выплачи вают за это в среднем 24 мил лиарда долларов в год. Но не сп еш 1 те сочувствовать им. Многие страховые фирмы держат в ш таге подставных лиц, которые слеДят за тем, чтобы родная <м организация не осталась в убытке. Делается все просто. Ста рые суда, с давным-давно из носившимися механизмами, страхуются на приличные сум мы, а затем «при невыяснен ных обстоятельствах» тонут, садятся на мель или вообще бесследно исчезают. Есть еще и суда-призраки. Это старые посудины, которые просто броса.от в открытом море, ссадив экипаж. Их и год, и два могут носить морские течения, создавая угрозу море плавателям. А еще моря и океаны бороз дит целая флотилия «плавучих . гробов». Так называют суда, которым давно пора отправить ся на слом, а их все еще про должают эксплуатировать судно в порт и получил поло женную за это премию. Сотни подобных сюжетов мо жно было бы взять сегодня р тех органах на Западе, Кото рые занимаются расследова нием несчастных с/.учаев, про исходящих на судах в Море или на берегу. П О Э ТО М У ВПОЛНЕ ПОНЯТ- * * НЫМ было удивление норвежского журналиста, кор респондента телеграфного но число работающих в не благоприятных условиях. На 184 человека уменьшилось чи сло занятых на работе с вред ными условиями, на 504 чело века — на тяжелых работах, выведено из чочных смен 500 женщин. Выполнен Зольшой объем работ по механизации трудо емких процессов, устройству • О Б Р Л З Ж М З Ш И - С О В Е Т С К И Й ЧЕЛОВЕК ИЛИ ДОЛЛАР? Вс* явления 4чи стали уж* насколько распространенными, настолько и прчшычными. При чин» — куш, который срывают владельцы судок. А он доволь но Велик. Но это далеко не единствен ный способ «делать деньги из ничего». Есть другие, более ле гальные. Например, общеизве стно, что большое число траги ческих происшествий в море, столкновений судов происходит из-за того, что номандный со став, штурманы обладают пло хими знаниями, например, по судовождению с локаторами. Владельцы экономят на обуче нии людей. И, наконец, самый общедо ступный метод — это эконо мить вообще на всем. В ущерб питанию, бытовым условиям, безопасности труда и здоровья тех, кто работает в машинном отделении или на палубе, сто ит в рубке штурмана или на капитанском мостике. Помните рассназ Б. Лаврене ва «Срочный фрахт»? Капитан судна, чтобы выполнить сроч ный фрахт, отказался резать трубу, в ноторой застрял чис тивший ее бездомный маль чишка, и дал приказ зажечь огонь в топках. Мальчик сго рел, но напитан вовремя привел агентства Скандинавских стран Томаса Эрландера, когда во время своей поездки в Мурманск в марте нынешнего года он посетил одно из ры боловецких судов. Господин Эрландер удивлялся не обо рудованию, не каким-либо но вым механизмам *ли приспо соблениям, а тому, как рыбаки живут, что едят, в каких усло виях отдыхают. Он был пора жен тем, что делается на небольшом рядовом судне для охраны жизни и здоровья ры баков. А если это рассмотреть в масштабах всего объединения «Севрыба»? Возьмем хотя бы только одну сторону дела — охрану труда рыбаков. Вот несколько фактов: толь ко в прошедшэм — 1981 году на мероприятия по охране тру да было изоасходовано два миллиона девятьсот тридцать семь с половиной тысяч руб лей. Более чем на 3000 сокраще предсхранительных и защит ных приспособлений, техниче скому усовершенствованию средств безопасности, улуч шению санитэрно-бытового обслуживания. Состояние производствен ного травматизма неоднократ но рассматривалось на заседа ниях совета директоров и пре зидиума обкома грофсою за. В результате проделанной работы производственный травматизм в цел тм по объ единению «Севрыба» в 1981 году, по сравнению с 1980 го дом, сократился на 21 случай, количество дней нетрудоспо собности уменьшилось на 755. Производственный травма тизм сократился в траловом флоте, на рыбокомбинате, в объединении «Мурманрыб- пром», управлении «Севрыб- сбыт». Без производственного травматизма работали многие производственные участки предприятий и более 500 су дов флота. Таксе положение достигает ся тем, что проблеме охраны труда постоянчо уделяется ог ромное внимание. Все без исключения рабо чие и служащие гри приеме на работу обязательно прохо дят инструктаж по технике бе зопасности. Созданы целые службы по охране труда. Их работники в течение круглого года выходят в районы про мысла, контролируя соблю дение правил и требований безопасности на судах во вре мя рейсов. Вводятся в эксплуатацию но вые суда, оснащенные совре менным обор/дованием. В то же время выводятся из эк сплуатации морально устарев шие суда. Так, <а грошлую пя_ тилетку было выведено 167 таких судов, в том числе 143 промысловых, 4 — обрабаты вающих, 11 — транспортных. Разумеется, не tee у нас об стоит абсолютно благополуч но. Много еще судов, которые бы следовало заменить на но вые, нередки еще случаи травматизма (хотя их уровень снижается неуклонно). Что ж, море есть море. Профес сия рыбака, морехода с дав них времен всегда была свя зана с опасностью для жизни. Но каждый подобный случай тщательно расследуется, ви новные строго наказываются, а о причинах несчастных слу чаев доводится до сведения всех, чтобы избежать подоб ного в будущем. Сохранение жизни и здоровья работающих было и остается важной и первостепенной задачей. Т. АЛЕКСЕЕВА. • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 июля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz