Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

ман доложил, что н* видит ведомого. Вскоре пришла смена. Эки­ паж Л. Пузанова вернулся на свой аэродром. Виктора Стрель­ цова и его штурмана Игоря Кравцова не было. А горючее у них на исходе... Все вздохнули облегченно, когда увидели приближающий­ ся к аэродрому «Пе-3» И тут Же встревожились: самолет шел о креном и cp aiy — на по- Стрельцова было изранено ос­ колками лицо, кровь залил* глаза, а у' Кравцова — повреж­ дены глаз и обе рук» Таи и лё. тели, мужественные, волевые люди: один глаз ш<урмана- и руни летчика направляли ма­ шину. После упорных боев под Москвой авиаторы 95-го пол- *ка получили приказ переле­ теть «а Кольский полуост- - - п а р т и й н ы й <5и л е т Й 5383508 а третий орден Боевого Красного Знамени. Уже зрелый боец, участ­ ник многих воздушных боёв и налетов на аэродромы и базы противника, В. С. Стрельцов умело передает боевой опыт молодежи. Памятным в судьбе В. С. Н ОЯБРЬ СОРОК ПЕР­ ВОГО... Гитлеровцы рвутся н Москве. Идут оже­ сточенные бои на огромном фронте — от моря Барен­ ца до Черного. Идут беспре­ рывным потоком эшелоны. На восток — с демонтиро­ ванными заводами, на запад — с войсками и боевой тех­ никой. Вражеская авиация, имея численное преимущест­ во, наносит бомбовые удары по узловым станциям, охо­ тится и за отдельными со­ ставами. Летчики 95-го пол­ ка умело прикоызают объек­ ты, малыми силами отгоняя фашистских стервятников, заставляя сбрасывать бомбы мимо цели. Над нрупной станцией бар. ражирует пара наших истре­ бителей; ведущий •*- старший лейтенант Лев Пузанов, ведо­ мый—лейтенант Виктор Стрель­ цов. Пасмурная погода обман­ чива, она — союзник бомбар­ дировщиков. Но пока все спо­ койно. Станция принимает и отправляет эшепоны без помех. Но вдруг из эблаков вывали­ лось звено «Юнкерсов-88». Вот оно уже легло на боевой курс. Пузанов повел своего «Петля- кова» в лобовую атаку, при. казав и ведомо лу атаковать. Фашисты струсили, пытаясь уйти в облака. Пузанов сбил одного «Ю-88». Спросил штур­ мана (на дальнем истребителе «Пе-3» экипаж состоял из двух человек), старшего лейтенанта Н. Н. Сову об обстановке. Штур- • И М Я Н А Б О Р Т У ГЕРОЕМ СТАЛ НАД НАШИМ МОРЕМ В промысловых сводках этот новый корабль «Мурманрыб- прома», построенный в ПНР, — среди лучших. «Виктор Стрельцов» — имя на борту. Рыбаки им гордятся, стара­ ются приумножить славу героя войны, летчика Заполярья. Во фронтовом Баренцевом море в огненные сороковые воевали не только североморцы, наносившие удары по вра­ гу, — здесь несли сторожевую службу СКР — бывшие ры­ боловные траулеры, военно-транспортный дивизион, также в основном из судов этого класса, доставлял все необходи­ мое для защитников полуостровов Рыбачий и Средний, а часть устаревших траулеров, не попавших «на ьоенку», про­ должала промысел, снабжая фронт и тыл рыбой. Прикрывая свои корабли и союзные конвои, бил вражеских стервятни­ ков над нашим морем Виктор Сергеевич Стрельцов. Он стал здесь Героем Советского Союза, а сегодня навсегда «пропи­ сался» в семье кораблей рыболовного флота. Накануне пра­ здника мы и рассказываем о нем. садку... поперек летного поля, напротив стоянки дежурных боевых машин. Самолет Стрель­ цова чудом уцелел — посадка была такой, что д^же неопыт­ ный летчик за нее поставил бы «двойку». Но вот машина за­ мерла совсем близко от одного из дежурных самолетов. Каби­ на на прилетевшем «Пе-3» не открывалась... Когда кабину открыли сна­ ружи механики, они увидели израненных летчика и штур­ мана. Виктор был без созна­ ния. Позже, после госпиталя, не раз вспоминались подробности боя, в котором Стрельцов сбил первого стервятника. Уже па­ дая, фашист огрызнулся по­ следней очередью, которая чуть не стоила жизни нашим воинам. Выпрыгнуть с пара­ шютами на мапой высоте не могли, а машину до родного аэродрома довели чудом: у ров. Ответственное задание поручили полку: прикрывать корабли в Баренцевом и Бе­ лом морях. Дальние истре­ бители очень подходили для этой цели: большая скорость и радиус действия, отличное вооружение, в том числе реактивные снаряды, — все это позволяло успешно вести бой. Так случилось, что Виктор Сергеевич Стоольцов стал кандидатом в члены ВКП(б) в дни, когда полк дальних истребителей вел поиск и прикрытие! судов семнадца­ того конвоя, оставленного ан­ глийским командованием без сопровождения. Вссной сле­ дующего года он получил Стрельцова стал сорок чет­ вертый год. 2 февраля Вик­ тору Сергеевичу присвоено звание — капитан, в начале июня он назначается коман­ диром эскадрильи, а в День воздушного флота СССР, 18 августа, в часть приходит ра­ достная весть: «Указом Вер­ ховного Совета СССР от 22 июля 1944 года капитану Стрельцову Виктору Сергее­ вичу за мужество и бвепри- мернуга отвагу в борьбе с немецко-фашчсгскими за­ хватчиками на фионтах Ве­ ликой Отечеств j h h o h войны присвоено звание Героя Со­ ветского Союза.». Вот строки из представления летчика на это высокое званье: отлич- •ный летчик, растущий, та­ лантливый офицер, смелый, инициативный и грамотный воздушный боец, на счету которого 146 биегых выле­ тов... В его боезом активе прикрытие без потерь 94 отечественных и союзньтх конвоев, десятки полетов по обеспечению атак самолетов- ’ торпедоносцев на корабли врагг!... Четыре сбитых и не­ сколько подбитых «Юнкер- сов» при прики -.нии конвоев в море, потопление 1 танке­ ра, 1 транспорта, 1 мотобо­ та, повреждение 1 минонос­ ца и 1 мотобога, уничтоже­ ние бомбо - штурмовыми ударами 9 танков, 45 авто­ машин с войсчами и грузом, 2 железнодорожных эшело­ нов, 8 самолетов противника на аэродроме, обеспечение потопления чри взаимодейст­ вии с торпедоносцами 4-х транспортов общим водоиз­ мещением 24—26 тысяч тонн, 1 танкера на 4—6 тысяч тонн, 1 тральщика — таков урон, нанесенный" врагу героем. За прерванный мирный труд советского на­ рода мстили врагу братья и , сестра Виктора Сергеевича. Старший браг, Богис, комис­ сар противотанковой роты, погиб под Сталинградом. Победу летчик-герой встре­ тил на Севере. «Продолжал учиться, учил молодежь, которая тяну псь к нему, жадно ловила каждое слово рассказов о вочне. Считан­ ные дни оставались до по­ ступления в военную акаде­ мию, но В. С. Стрельцов погиб... В Мурманске живут жена и дочь прославленного летчика. Они с большим удовлетворени­ ем восприняли весть о при­ своении одному из промысло­ вых судов имени «Виктор Стрельцов». Елену Сергеевну и Ирину Викторовну очень ра­ дует и то, что рыбаки судна хорошо работают, успешно несут трудовую вахту в честь 60-летия образования СССР. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке: В. С. Стрель­ цов (фото из семейного ар­ хива). \ П ЯНВАРЯ 1980 года в эфи- * ■ ре над ревущими про­ сторами Атлантики раздались тревожные сигналы «SOS** Находящиеся вблизи суда, сле­ дуя закону морского братства, незамедлительно изменили курс. Однако помощь опозда­ ла. Когда подошли к нужному квадрату, судно — это был танкер «Салем» — уже зато­ нуло. Высокие волны безжало­ стно швыряли несколько шлю­ пок с людьми. Весь экипаж, состоящий из 24 человек, был спасен. Началось расследование при­ чин гибели. Это было нелегко *- от судна не осталось ниче­ го. И чем дальше шло дело, тем все больше темных, совер* шенно необъяснимых обстоя­ тельств всплывало на поверх* ность. Судно шло под либерийским флагом, но оказалось, что н* принадлежит этоду государст­ ву. Экипаж его составляли граждане Туниса и Греции. В итог® длительного следст­ вия выяснилось, что танкер «Салем» был сознательно по­ топлен экипажем по приказу владельца, чтобы получить страховку и скрыть тот факт, что на нем было доставлено большое количество груза для Скандальная история стала достоянием прессы, однако большого шума не произошло. Вся история прошла почти не­ замеченной. _ , Д а это и не удивительно. Общественность западных стран к такому привынла. Ежегодно в мире при подобных обстоя­ тельствах гибнет, а точнее уничтожается, около 80 судов. Страховые компании выплачи­ вают за это в среднем 24 мил­ лиарда долларов в год. Но не сп еш 1 те сочувствовать им. Многие страховые фирмы держат в ш таге подставных лиц, которые слеДят за тем, чтобы родная <м организация не осталась в убытке. Делается все просто. Ста­ рые суда, с давным-давно из­ носившимися механизмами, страхуются на приличные сум­ мы, а затем «при невыяснен­ ных обстоятельствах» тонут, садятся на мель или вообще бесследно исчезают. Есть еще и суда-призраки. Это старые посудины, которые просто броса.от в открытом море, ссадив экипаж. Их и год, и два могут носить морские течения, создавая угрозу море­ плавателям. А еще моря и океаны бороз­ дит целая флотилия «плавучих . гробов». Так называют суда, которым давно пора отправить­ ся на слом, а их все еще про­ должают эксплуатировать судно в порт и получил поло­ женную за это премию. Сотни подобных сюжетов мо­ жно было бы взять сегодня р тех органах на Западе, Кото­ рые занимаются расследова­ нием несчастных с/.учаев, про­ исходящих на судах в Море или на берегу. П О Э ТО М У ВПОЛНЕ ПОНЯТ- * * НЫМ было удивление норвежского журналиста, кор­ респондента телеграфного но число работающих в не­ благоприятных условиях. На 184 человека уменьшилось чи­ сло занятых на работе с вред­ ными условиями, на 504 чело­ века — на тяжелых работах, выведено из чочных смен 500 женщин. Выполнен Зольшой объем работ по механизации трудо­ емких процессов, устройству • О Б Р Л З Ж М З Ш И - С О В Е Т С К И Й ЧЕЛОВЕК ИЛИ ДОЛЛАР? Вс* явления 4чи стали уж* насколько распространенными, настолько и прчшычными. При­ чин» — куш, который срывают владельцы судок. А он доволь­ но Велик. Но это далеко не единствен­ ный способ «делать деньги из ничего». Есть другие, более ле­ гальные. Например, общеизве­ стно, что большое число траги­ ческих происшествий в море, столкновений судов происходит из-за того, что номандный со­ став, штурманы обладают пло­ хими знаниями, например, по судовождению с локаторами. Владельцы экономят на обуче­ нии людей. И, наконец, самый общедо­ ступный метод — это эконо­ мить вообще на всем. В ущерб питанию, бытовым условиям, безопасности труда и здоровья тех, кто работает в машинном отделении или на палубе, сто­ ит в рубке штурмана или на капитанском мостике. Помните рассназ Б. Лаврене­ ва «Срочный фрахт»? Капитан судна, чтобы выполнить сроч­ ный фрахт, отказался резать трубу, в ноторой застрял чис­ тивший ее бездомный маль­ чишка, и дал приказ зажечь огонь в топках. Мальчик сго­ рел, но напитан вовремя привел агентства Скандинавских стран Томаса Эрландера, когда во время своей поездки в Мурманск в марте нынешнего года он посетил одно из ры­ боловецких судов. Господин Эрландер удивлялся не обо­ рудованию, не каким-либо но­ вым механизмам *ли приспо­ соблениям, а тому, как рыбаки живут, что едят, в каких усло­ виях отдыхают. Он был пора­ жен тем, что делается на небольшом рядовом судне для охраны жизни и здоровья ры­ баков. А если это рассмотреть в масштабах всего объединения «Севрыба»? Возьмем хотя бы только одну сторону дела — охрану труда рыбаков. Вот несколько фактов: толь­ ко в прошедшэм — 1981 году на мероприятия по охране тру­ да было изоасходовано два миллиона девятьсот тридцать семь с половиной тысяч руб­ лей. Более чем на 3000 сокраще­ предсхранительных и защит­ ных приспособлений, техниче­ скому усовершенствованию средств безопасности, улуч­ шению санитэрно-бытового обслуживания. Состояние производствен­ ного травматизма неоднократ­ но рассматривалось на заседа­ ниях совета директоров и пре­ зидиума обкома грофсою за. В результате проделанной работы производственный травматизм в цел тм по объ­ единению «Севрыба» в 1981 году, по сравнению с 1980 го­ дом, сократился на 21 случай, количество дней нетрудоспо­ собности уменьшилось на 755. Производственный травма­ тизм сократился в траловом флоте, на рыбокомбинате, в объединении «Мурманрыб- пром», управлении «Севрыб- сбыт». Без производственного травматизма работали многие производственные участки предприятий и более 500 су­ дов флота. Таксе положение достигает­ ся тем, что проблеме охраны труда постоянчо уделяется ог­ ромное внимание. Все без исключения рабо­ чие и служащие гри приеме на работу обязательно прохо­ дят инструктаж по технике бе­ зопасности. Созданы целые службы по охране труда. Их работники в течение круглого года выходят в районы про­ мысла, контролируя соблю­ дение правил и требований безопасности на судах во вре­ мя рейсов. Вводятся в эксплуатацию но­ вые суда, оснащенные совре­ менным обор/дованием. В то же время выводятся из эк­ сплуатации морально устарев­ шие суда. Так, <а грошлую пя_ тилетку было выведено 167 таких судов, в том числе 143 промысловых, 4 — обрабаты­ вающих, 11 — транспортных. Разумеется, не tee у нас об­ стоит абсолютно благополуч­ но. Много еще судов, которые бы следовало заменить на но­ вые, нередки еще случаи травматизма (хотя их уровень снижается неуклонно). Что ж, море есть море. Профес­ сия рыбака, морехода с дав­ них времен всегда была свя­ зана с опасностью для жизни. Но каждый подобный случай тщательно расследуется, ви­ новные строго наказываются, а о причинах несчастных слу­ чаев доводится до сведения всех, чтобы избежать подоб­ ного в будущем. Сохранение жизни и здоровья работающих было и остается важной и первостепенной задачей. Т. АЛЕКСЕЕВА. • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 июля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz