Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.
П ЕРВЫЙ капитанский рейс,,, Позади 12 лет работы & мора. Годы роста от третьего до старшего помощника капи- така. Каждый год добавлял что-то свое к уже имеющему ся опыту судоводителя, коман дира, менял какие-то черточ ки характера. Иван Васильевич Гриднев все это время приглядывался к методам и принципам капи танов, что-то «мотал на ус», что-то отвергал, Так, были на всегда отвергнуты жесткие ав торитарные приемы тех, кто добивался повиновения мето дом взысканий, шумных «раз носов» подчиненных. Останется а его памяти, как |зя та я в тяжелом бою высота, потому что не было капитан ского опыта, не было понача- . лу необходимого взаимопони мания с моряками. ' Как они категорически от вергли идею Гриднева — создать на судне станок для выпуска тушки трески! Никог да на «кормовичке» на было такой техники — да. и зачем она? Гораздо проще «дазать кругляк». Иван Васильевич тогда пого ворил с моряками, доказал, что . тушка — продукция вы годная и для объединения, и для самих моряков: каждая жества проблем одна особен но не давала покоя: 70 про» центов экипажа — выпускни ки ГПТУ, почти мальчишки, почти ничего не умеющие да и строптивые к тому же, А учить их рыбацкому труду надо, хотя времени на это практически нет. И вот одна жды за месяц до прихода в порт на общесудовом собра нии кто-то из этих ребят спро сил капитана: — А мы как придем в Мурманск — под флагами расцвечивания? И будет ли оркестр на причале? — Все зависит от нас, под нажмем з оставшееся вргмя, 9 С о ц я в л я с т г ’г е с к а я п р е д я р а ж ж т а з о с т ь , П О Р Т Р Е Т Ы Д Ш Л О В Ш Ж Л 1 0 Д Е Ш ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА А вот у капитана БМРТ «Алексей Гмырев» В. В. Чу- рилина, под началом которо го довелось работать Гридне ву, на судне было удивитель но тихо, спокойно. Капитан со всеми говорил учтиво, не по вышая тона, умел потребо вать, когда нужно, зато моря ки за ним — в огонь и в ВО ДУ- Гриднев принял эти отноше ния как образец, понимая, что доброжелательная обстанов ка в экипаже даст куда боль ше для эффективности работы команды, чем жесткая требо вательность. Первый капитанский рейс... СРТМ-к-1434 под командовани ем Гриднева вышел в Барен цево море. Рядом промышля ли еще несколько судов. Но удача никому не улыбалась: рыба не ловилась, тралы рза- лись на подводных скалах. Иван Васильевич раздумы вал, внимательно изучая глу бины. На «склонах» скал дол жна быть рыба, только трал бы не оборвать. Решение бы ло верным: чуть глубина мень ше — судно резко в сторону. Когда уловы стали в два с половиной раза больше, чем у соседей, и .рапы остались целыми, экипаж «кормовичка» позерил в молодого капитана. И Гридкев мог поздравить себя с первой победой. Она тонна на 20 процентов доро же тонны неразделанной ры бы. Убедил. Станок создали из «подручных» узлов. Но рабо тать на нем могли . 1—2 мат роса, которые ходили раньше на БМРТ. А матросов всего- то 6 человек. Тогда появилось еще одно «изобретение» Ива на Васильевича: «капитанский график». Суть его проста: один матрос, знающий прин цип работы станка, снимается с вахт. Он — «в свободном режиме»: есть сырье — рабо тает столько, сколько может и хочет, нет — отдыхает, ос тальные моряки стоят вахты, готовят ему сырье, В результате был освоен но вый для экипажа, но очень нужный для объединения ас сортимент, было перевыпол нено рейсовое задание по ре ализации. Еще одна победа капитана Гриднеза... ГО Л ЬШ О Й морозильный ” рыболовный траулер «Харовск», зторое судно Ива на Васильевича, отличался от «кормовичка» и размерами, и спецификой работы на нем. К тому же к названию должно сти прибавилось новое слово — директор. В перзоэ время было очень и очень трудно. Среди мно так под флагами придем, — ответил Иван Васильевич, удивляясь в душе: только- только научились ребята азам морского труда, а ведь туда же — честолюбивы! «Под фла гами!..» Вряд ли будут ф ла ги: резервы исчерпаны до конца. Но еще больше удивился Гриднев, когда несколько ре бят пришли к нему с прось бой: — Мы тут надумали... Пусть вахта на палубе и вахта на фабрике, которые в полдень сменяются, выйдут иа час поз же. А вы скажите, чтобы нам обед перенесли. * * * Иван Васильевич собрал эки паж. Посоветовались. Решили, что для пользы дела можно нарушить на несколько дней трудовое законодательство. Зато каждый из этих дней до бавлял экипажу до 5 тонн го товой продукции, процесс из готовления которой считается одним из самых трудоемких — разделка вручную путассу под соль. Тогда удалось морякам «Ха- ровска» первыми на флоте пе решагнуть 10-тонный рубеж суточного выпуска путассу под соль, довести его до 15 тонн. А в порту гремел оркестр, когда «Харовск» под флага ми- расцвечивания медленно йодкодил к причалу.., Э КОНОМИКУ делают люди — афоризм, ставший ба нальным от частого повторе ния, но, к сожалению, не всег да над ним задумываются не которые руководители и ищут «объективные» причины для оправдания своих неудач. Послушайте моряков, вернув шихся из промрайона, где бы ла . плохая промысловая об становка: причины невыпол нения плана самые что ни на есть объектизньге... О т Гриднева жалоб никто не слышал. Потому что вся кий раз, выходя в рейс, он рассчитывает несколько вари антов работы: если в указан ном районе промысла будет плохо ловиться рыба, значит, следует обеспечить только плановый выпуск разделанной рыбы, весь остальной улов —• на «круглую» заморозку. Если же уловы будут ста бильными, то обеспечим мак симум «разделки». Наверное, нет смысла приводить здесь цифровые расчеты. Скажем только: обсчёт каждого цент нера продукции приводит к решению, какой именно ас сортимент выгоден в той или иной промысловой ситуации. Иными словами, Гриднез приходит в район промысла готовым к любой промысло вой обстановке, к любым не ожиданностям. Он эти нео жиданности «планирует» за ранее, подчиняя се б е ,. Конечно, без знания «что есть что», то есть в каком рай оне какая рыба ловится, как та или иная ее порода ведет себя, нет капитана - промыс ловика. Только ведь одних та ких знаний и опыта недоста точно. Надо еще уметь считать. Капитаны, которые стазят цель — план любой ценой, — на хотят видеть конечного ре зультата, то есть снижения се бестоимости продукции. Та кие капитаны рыбку привозят ? порт прямо - таки золотую. Погнался за большим уловом — и трал не сберег, и мятой, порванной рыбы «наловил», а из-за этого резко падает про изводительность труда на фаб рике (пока ее выберут). На пойманную рыбу «накручива ется» расход топлива, тары, воды, электроэнергии, тран спортные расходы (в порту чего-то недополучили, ждут, когда доставят в море). Вот поэтому Иван Василье вич каждый день сидит за микрокалькулятором, каждый день ведет учет плюсов и ми нусов хозяйственной деятель ности экипажа. Зато что ни приход — то флаги расцвечи-' вания и оркестры, о которых мечтали самые юные из его подчиненных. И все-таки самая большая сложность, утверждает Иван Васильевич, не в решении эко номических задач. Гораздо сложней руководить коллек тивом, в котором почти 100 человек. К сожалению, нет учебников по педагогике для хозяйственных руководителей. Все познания — из собст венного опыта, который, как известно, самый дорогой учи тель, — У меня принцип — до верие, — говорит Иван Ва сильевич. — Нашел рыбу — ухожу с мостика, чтоб не мешать штурману. Надо в чем- то убедить моряков, значит, «сядем рядком* поговорим ладком». Но уж если не по могает, беру в руки Устав, КЗОТ и расчеты свои. Когда сомневаюсь в чем-то, и у матроса не боюсь спросить совета. Если я не прав, обяза тельно признаюсь, хотя, са ми понимаете, без особого удовольствия. Он рассказывает об этом просто, без рисовки. «Это же так естественно», — написано на его лице. А многие ли ка питаны вот так спокойно мог ли бы повторить его слова? Зато, когда Иван Васильевич ушел в отпуск, очень многие моряки (у кого была возмож- йость) пошли в отдел кадроз «выбивать» себа отгулы, не которые, возвращаясь из от« пуска, просили очередной — за будущий год, чтобы только дождаться возвращения Грид нева. — С Иваном Васильевичем легко работать,— рассказывает третий помощник капитана А . В. Черваков. — Понимаете, у нас нет боязни ошибиться! Конечно, челозеку нужно до верять, когда ты убежден, что он в своих действиях не оши бется. До этого момента Иван Васильевич всегда будет ря дом. Знаете, есть такое поня тие — интенсификация произ водства. Так вот, мне кажется, у нас на судне эта интенсифи кация осуществляется не толь ко и не столько за счет пра вильной обработки улова, рит мичной работы на фабрике, сколько за счет отсутствия нервного напряжения — даже за долгий рейс не устаешь. Конечно, раз спокойно, рит мично работает экипаж, воз растает производительность труда. Психология оборачи вается экономикой. И заработком. Так как вы сокие показатели выполнения рейсового задания дают весь ма ощутимую прибазку к за работной плате моряков. С другой стороны, при таком микроклимате и «рвачей» не будет. Однако Гриднез, заботясь о заработке экипажа, понимает неразрывность интересов кол лектива с интересами объеди нения. Поэтому, где бы ни ра ботал Иван Васильевич, обяза тельно появляется новая ме ханизация, совершенствуется старая — начиная с тушечио- го станка на «кормовичке» и кончая «Вихрем-13» на БМРТ «Павел Панин». Гриднев так говорит об истории рождения этих станков: — Я только следил за тем, что получается. Ну, людей от вахты освободил. Больше ни чего. А больше ничего и не нуж но. Подать разумную идею или поддержать инициативу, по мочь ей стать делом — в этом тоже предприимчивость ру ководителя. И в умении убедить людей в своей правоте. Правоте че ловека, обязанного мыслить по-государственному. Поэтому, когда моряки вор чат: — Ведь выполнено уже рей совое задание по выпуску по луфабриката. Такая трудоем кая работа. Хватит! — Нет, — возражает Иван Васильевич. — Для «Мурман- рыбпрома» будет лучше, если мы этот показатель превысим. И для нас... Трудоемко, не спо рю, есть небольшая потеря в "заработке. Но сравните ее с премией, которую вы получи те за сверхплановый выпуск полуфабриката. Вот цифры... Убедились? * * * Расчеты, Цифры. Показатели. А по сути — разгозор о лю дях, об их отношении к делу. И БЕРЕЗЮК. Фото В КОНЕЦКОГО 9 июля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН з » © 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz