Рыбный Мурман. 1982 г. Июль.

П ЕРВЫЙ капитанский рейс,,, Позади 12 лет работы & мора. Годы роста от третьего до старшего помощника капи- така. Каждый год добавлял что-то свое к уже имеющему­ ся опыту судоводителя, коман­ дира, менял какие-то черточ­ ки характера. Иван Васильевич Гриднев все это время приглядывался к методам и принципам капи­ танов, что-то «мотал на ус», что-то отвергал, Так, были на­ всегда отвергнуты жесткие ав­ торитарные приемы тех, кто добивался повиновения мето­ дом взысканий, шумных «раз­ носов» подчиненных. Останется а его памяти, как |зя та я в тяжелом бою высота, потому что не было капитан­ ского опыта, не было понача- . лу необходимого взаимопони­ мания с моряками. ' Как они категорически от­ вергли идею Гриднева — создать на судне станок для выпуска тушки трески! Никог­ да на «кормовичке» на было такой техники — да. и зачем она? Гораздо проще «дазать кругляк». Иван Васильевич тогда пого­ ворил с моряками, доказал, что . тушка — продукция вы­ годная и для объединения, и для самих моряков: каждая жества проблем одна особен­ но не давала покоя: 70 про» центов экипажа — выпускни­ ки ГПТУ, почти мальчишки, почти ничего не умеющие да и строптивые к тому же, А учить их рыбацкому труду надо, хотя времени на это практически нет. И вот одна­ жды за месяц до прихода в порт на общесудовом собра­ нии кто-то из этих ребят спро­ сил капитана: — А мы как придем в Мурманск — под флагами расцвечивания? И будет ли оркестр на причале? — Все зависит от нас, под­ нажмем з оставшееся вргмя, 9 С о ц я в л я с т г ’г е с к а я п р е д я р а ж ж т а з о с т ь , П О Р Т Р Е Т Ы Д Ш Л О В Ш Ж Л 1 0 Д Е Ш ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА А вот у капитана БМРТ «Алексей Гмырев» В. В. Чу- рилина, под началом которо­ го довелось работать Гридне­ ву, на судне было удивитель­ но тихо, спокойно. Капитан со всеми говорил учтиво, не по­ вышая тона, умел потребо­ вать, когда нужно, зато моря­ ки за ним — в огонь и в ВО­ ДУ- Гриднев принял эти отноше­ ния как образец, понимая, что доброжелательная обстанов­ ка в экипаже даст куда боль­ ше для эффективности работы команды, чем жесткая требо­ вательность. Первый капитанский рейс... СРТМ-к-1434 под командовани­ ем Гриднева вышел в Барен­ цево море. Рядом промышля­ ли еще несколько судов. Но удача никому не улыбалась: рыба не ловилась, тралы рза- лись на подводных скалах. Иван Васильевич раздумы ­ вал, внимательно изучая глу­ бины. На «склонах» скал дол­ жна быть рыба, только трал бы не оборвать. Решение бы­ ло верным: чуть глубина мень­ ше — судно резко в сторону. Когда уловы стали в два с половиной раза больше, чем у соседей, и .рапы остались целыми, экипаж «кормовичка» позерил в молодого капитана. И Гридкев мог поздравить себя с первой победой. Она тонна на 20 процентов доро­ же тонны неразделанной ры­ бы. Убедил. Станок создали из «подручных» узлов. Но рабо­ тать на нем могли . 1—2 мат­ роса, которые ходили раньше на БМРТ. А матросов всего- то 6 человек. Тогда появилось еще одно «изобретение» Ива­ на Васильевича: «капитанский график». Суть его проста: один матрос, знающий прин­ цип работы станка, снимается с вахт. Он — «в свободном режиме»: есть сырье — рабо­ тает столько, сколько может и хочет, нет — отдыхает, ос­ тальные моряки стоят вахты, готовят ему сырье, В результате был освоен но­ вый для экипажа, но очень нужный для объединения ас­ сортимент, было перевыпол­ нено рейсовое задание по ре­ ализации. Еще одна победа капитана Гриднеза... ГО Л ЬШ О Й морозильный ” рыболовный траулер «Харовск», зторое судно Ива­ на Васильевича, отличался от «кормовичка» и размерами, и спецификой работы на нем. К тому же к названию должно­ сти прибавилось новое слово — директор. В перзоэ время было очень и очень трудно. Среди мно­ так под флагами придем, — ответил Иван Васильевич, удивляясь в душе: только- только научились ребята азам морского труда, а ведь туда же — честолюбивы! «Под фла­ гами!..» Вряд ли будут ф ла­ ги: резервы исчерпаны до конца. Но еще больше удивился Гриднев, когда несколько ре­ бят пришли к нему с прось­ бой: — Мы тут надумали... Пусть вахта на палубе и вахта на фабрике, которые в полдень сменяются, выйдут иа час поз­ же. А вы скажите, чтобы нам обед перенесли. * * * Иван Васильевич собрал эки­ паж. Посоветовались. Решили, что для пользы дела можно нарушить на несколько дней трудовое законодательство. Зато каждый из этих дней до­ бавлял экипажу до 5 тонн го­ товой продукции, процесс из­ готовления которой считается одним из самых трудоемких — разделка вручную путассу под соль. Тогда удалось морякам «Ха- ровска» первыми на флоте пе­ решагнуть 10-тонный рубеж суточного выпуска путассу под соль, довести его до 15 тонн. А в порту гремел оркестр, когда «Харовск» под флага­ ми- расцвечивания медленно йодкодил к причалу.., Э КОНОМИКУ делают люди — афоризм, ставший ба­ нальным от частого повторе­ ния, но, к сожалению, не всег­ да над ним задумываются не­ которые руководители и ищут «объективные» причины для оправдания своих неудач. Послушайте моряков, вернув­ шихся из промрайона, где бы­ ла . плохая промысловая об­ становка: причины невыпол­ нения плана самые что ни на есть объектизньге... О т Гриднева жалоб никто не слышал. Потому что вся­ кий раз, выходя в рейс, он рассчитывает несколько вари­ антов работы: если в указан­ ном районе промысла будет плохо ловиться рыба, значит, следует обеспечить только плановый выпуск разделанной рыбы, весь остальной улов —• на «круглую» заморозку. Если же уловы будут ста­ бильными, то обеспечим мак­ симум «разделки». Наверное, нет смысла приводить здесь цифровые расчеты. Скажем только: обсчёт каждого цент­ нера продукции приводит к решению, какой именно ас­ сортимент выгоден в той или иной промысловой ситуации. Иными словами, Гриднез приходит в район промысла готовым к любой промысло­ вой обстановке, к любым не­ ожиданностям. Он эти нео­ жиданности «планирует» за­ ранее, подчиняя се б е ,. Конечно, без знания «что есть что», то есть в каком рай­ оне какая рыба ловится, как та или иная ее порода ведет себя, нет капитана - промыс­ ловика. Только ведь одних та­ ких знаний и опыта недоста­ точно. Надо еще уметь считать. Капитаны, которые стазят цель — план любой ценой, — на хотят видеть конечного ре­ зультата, то есть снижения се­ бестоимости продукции. Та­ кие капитаны рыбку привозят ? порт прямо - таки золотую. Погнался за большим уловом — и трал не сберег, и мятой, порванной рыбы «наловил», а из-за этого резко падает про­ изводительность труда на фаб­ рике (пока ее выберут). На пойманную рыбу «накручива­ ется» расход топлива, тары, воды, электроэнергии, тран­ спортные расходы (в порту чего-то недополучили, ждут, когда доставят в море). Вот поэтому Иван Василье­ вич каждый день сидит за микрокалькулятором, каждый день ведет учет плюсов и ми­ нусов хозяйственной деятель­ ности экипажа. Зато что ни приход — то флаги расцвечи-' вания и оркестры, о которых мечтали самые юные из его подчиненных. И все-таки самая большая сложность, утверждает Иван Васильевич, не в решении эко­ номических задач. Гораздо сложней руководить коллек­ тивом, в котором почти 100 человек. К сожалению, нет учебников по педагогике для хозяйственных руководителей. Все познания — из собст­ венного опыта, который, как известно, самый дорогой учи­ тель, — У меня принцип — до­ верие, — говорит Иван Ва­ сильевич. — Нашел рыбу — ухожу с мостика, чтоб не мешать штурману. Надо в чем- то убедить моряков, значит, «сядем рядком* поговорим ладком». Но уж если не по­ могает, беру в руки Устав, КЗОТ и расчеты свои. Когда сомневаюсь в чем-то, и у матроса не боюсь спросить совета. Если я не прав, обяза­ тельно признаюсь, хотя, са­ ми понимаете, без особого удовольствия. Он рассказывает об этом просто, без рисовки. «Это же так естественно», — написано на его лице. А многие ли ка­ питаны вот так спокойно мог­ ли бы повторить его слова? Зато, когда Иван Васильевич ушел в отпуск, очень многие моряки (у кого была возмож- йость) пошли в отдел кадроз «выбивать» себа отгулы, не­ которые, возвращаясь из от« пуска, просили очередной — за будущий год, чтобы только дождаться возвращения Грид­ нева. — С Иваном Васильевичем легко работать,— рассказывает третий помощник капитана А . В. Черваков. — Понимаете, у нас нет боязни ошибиться! Конечно, челозеку нужно до­ верять, когда ты убежден, что он в своих действиях не оши­ бется. До этого момента Иван Васильевич всегда будет ря­ дом. Знаете, есть такое поня­ тие — интенсификация произ­ водства. Так вот, мне кажется, у нас на судне эта интенсифи­ кация осуществляется не толь­ ко и не столько за счет пра­ вильной обработки улова, рит­ мичной работы на фабрике, сколько за счет отсутствия нервного напряжения — даже за долгий рейс не устаешь. Конечно, раз спокойно, рит­ мично работает экипаж, воз­ растает производительность труда. Психология оборачи­ вается экономикой. И заработком. Так как вы­ сокие показатели выполнения рейсового задания дают весь­ ма ощутимую прибазку к за­ работной плате моряков. С другой стороны, при таком микроклимате и «рвачей» не будет. Однако Гриднез, заботясь о заработке экипажа, понимает неразрывность интересов кол­ лектива с интересами объеди­ нения. Поэтому, где бы ни ра­ ботал Иван Васильевич, обяза­ тельно появляется новая ме­ ханизация, совершенствуется старая — начиная с тушечио- го станка на «кормовичке» и кончая «Вихрем-13» на БМРТ «Павел Панин». Гриднев так говорит об истории рождения этих станков: — Я только следил за тем, что получается. Ну, людей от вахты освободил. Больше ни­ чего. А больше ничего и не нуж­ но. Подать разумную идею или поддержать инициативу, по­ мочь ей стать делом — в этом тоже предприимчивость ру­ ководителя. И в умении убедить людей в своей правоте. Правоте че­ ловека, обязанного мыслить по-государственному. Поэтому, когда моряки вор­ чат: — Ведь выполнено уже рей­ совое задание по выпуску по­ луфабриката. Такая трудоем­ кая работа. Хватит! — Нет, — возражает Иван Васильевич. — Для «Мурман- рыбпрома» будет лучше, если мы этот показатель превысим. И для нас... Трудоемко, не спо­ рю, есть небольшая потеря в "заработке. Но сравните ее с премией, которую вы получи­ те за сверхплановый выпуск полуфабриката. Вот цифры... Убедились? * * * Расчеты, Цифры. Показатели. А по сути — разгозор о лю­ дях, об их отношении к делу. И БЕРЕЗЮК. Фото В КОНЕЦКОГО 9 июля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН з » © 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz