Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

Портовики у подшефных С ИСТИННО поморским радушием встречали недавно жители древней Вар- эуги представительную де­ легацию коллектива Мурман­ ского ордена Ленина морско­ го рыбного порта во главе с Начальником, Героем Социа­ листического Труда Иваном Тимофеевичем Шаньковым. Вскоре состоялась встреча варзужан с портовиками, от­ ныне шефами колхоза «Всходы коммунизма». По решению совета директоров ВРИО «Севрыба» рыбный порт заключил с колхозом договор о межхозяйствениой кооперации. Разговор на встрече был заинтересованны!!. Предсе­ датель колхоза П. П. Забор- тциков говорил откровенно, по-поморски, портовики вни­ мательно слушали, задавали вопросы. Ведь надо не про­ сто вникнуть в суть дела, но и не ошибиться в определе­ нии очередности объектов для оказания практической помощи, в одиннадцатой пя­ тилетке вклад иортовского коллектива в развитие кол­ хоза с целью практического участия в решении общегосу­ дарственной продовольст­ венной программы должен превысить 1,5 млн. рублей. — Поймите нас правильно. — поддерживал начальника порта председатель базкома профсою за Б. М. М еш алкин. — наш им портовикам не безраз­ лично, когда и в каком объеме мы получим отдачу от за тр а т на сельскохозяйственное про. изводство. Ч Л Е Н Ы ремонтно-подменного экип аж а N? 11 М урманского тралового ф ло та обратились в редакцию («РМ », Nu 5) с просьбой р а зъ я сн и ть, в чем с у т ь м еж хозяй ствекн ой коопе­ рации. Этим письмом моряки затр он ули очень важ ную проб­ лем у, связан н ую с увеличением вы п уска сел ьско хо зяй ств ен ­ ной продукции. В одном из б л иж ай ш и х номеров еж енедельника в рам ках «Дней о ткры того письм а» мы подробно расскаж ем о новой форме со др уж ества хо зяй ств ры боловецких колхозов с пред­ приятиям и рыбного М урмана. А своеобразным началом этого разговора ста н е т репортаж наш его сп ец иального корреспондента о заклю чении договора о м еж хозяй ствени ой кооперации между коллективом М урм ан­ ского морского рыбного порта и колхозом «Всходы комм у­ низма» М урм анского ры бакколхозсою за. — Пути решения продовольственной программы— — А мы и не лум авим . — дополнял цифрами ответы се л ьски х руководителей глав ­ ный б ухгалте р колхоза В. Ф . Ч унин. — Р асчеты на увели че­ ние выхода мяса с коопериро­ ванны х ферм до 36 —38 про­ центов уж е к 1986 году обос­ нованы. Первые тон ны ко лхо з­ ной продукции мы готовы про­ дать хо ть сего дн я... Д ЕЛОВАЯ ВСТРЕЧА в правлении колхоза на­ чалась и заканчивается яр­ ким рассказом председателя колхоза — большого знатока истории всего Терского бе­ рега — о селе Варзуга. От первы х его поселен­ цев — посланцев воль­ ного Новгорода, с их делови­ тостью и самобытной к у л ь ту ­ рой — до нового уклада ж и з­ ни варзуж ан в наш и дни. — Первое упом инание о новгородских поселенцах, — уточ няет П. П. Заборщ иков. — отн осится к 1465 году. С п устя два с небольш им сто лети я вар- зуж ски е зодчие возвели, нахо­ дясь под влиянием (Половецко­ го м онасты р я, зн ам ен и тую те ­ перь далеко за пределами Ко ль­ ского полуострова У сп ен скую церковь. Э то т редчайш ий ар ­ хи те ктур н ы й пам ятн и к начал отсчет уж е четвертого века со дня его стр о и тельств а. Испокон веков варзуж ане за­ ним ались. нар яду с эф ф е к ти в ­ ным ры бным промыслом в ме­ с тн ы х водоемах и на побере­ ж ье, сел ьскохозяй ствен ны м производством. Здесь в начале мая 1980 года отм етили золо­ той юбилей колхоза «Всходы комм унизм а». На его полях и при усадебны х у ч а с тк а х ж и ­ телей родится картоф ель. не уступ аю щ и й по вкусовым ка­ чествам и урож айности вто­ рому хлебу Белоруссии. В ы зр е­ ваю т к а п у ста . л у к и даже огурцы* М естные леса — раз­ долье для грибников, даю т обильные урож аи и ягод. Пес­ чаные плесы В ар зуги — есте­ ственны е пляж и для о тд ы ха . — А главное, — улы б ае тся зам е сти те ль п редседателя кол­ хо за А. А. П опов,—даж е в л е т­ нюю те п л ы н ь у нас н ет кома- рое. Ш УТКА ШУТКОЙ, но существует здесь нема­ ло и своих проблем. Главной из них, как показала встреча представителен шефов с вар- зужанами, небезосновательно считается ежегодный отток сельской молодежи. Особенно девушек. Парадокс сегодняш­ него дня Варзуги: местная восьмилетняя школа, здание которой планируется с по­ мощью портовиков отстроить заново, с трудом вмещает... 18 учащихся. Молодых же рыбаков, животноводов и механизаторов можно по пальцам перечесть. Вот почему и сами кол­ хозники, и их руководители небезосновательно считают, что межхозяйствеиная коопе­ рация поможет закрепить молодые кадры. Этому будет способствовать, в частности, улучшение условий труда и быта колхозников. М урм анский орденоносный ко лл екти в , взяв на баланс сво­ его п редприятия молочно-то­ варную ф ерм у и п у н к т перера­ ботки молока, ж и ве т и другим и заботами подш еф ного колхоза. — Весной, п ерелисты вает план помощи ко лхо зу н ачаль­ н и к техотдела порта В. С. Ф е ­ доров, — к нашим подш ефным п р и б удут стр ои тели . Они возве­ д у т два п ервы х благо устр о ен ­ н ы х дома с подворьями. Соби­ р ается в п уть бригада портови- ^IMMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIMIIIIIIIIIIIlllllllllllll ИМИIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII ШИ’- гЛНИОТКРЫТОГО 1 нов для о казан и я помощи се л ь ­ ским лесозаготови телям . П ервоочередными объектам и в селе В а р зу га руководством порта п р и зн аны такж е р ас­ ширение дизель-генераторной и стр о и те ль ств о котельной. И зы ски ваю тся возмож ности для оказания помощи стр ойм атер и ­ алами и для приобретения зд а­ ний под общ еж итие. Эти и дру ги е вопросы разреш ались на м есте, 'к о гд а делег'ацип порто­ виков обегедовала хо зяй ств е н ­ ны е и к у л ь ту р н о - бы товы е постройки своего нового ц еха. — Мурманский рыбаккол- хозсоюз, — подчеркивает на­ чальник его производст­ венного отдела К. К. Алек­ сандров, — тоже усиливает практическую помощь своим рыбацким колхозам. Тем бо­ лее что вопросы межхозяй- , ственной кооперации широко поддержаны объединением «•Севрыба». Мы с большим одобрением приветствуем серьезное отношение в этом плане коллектива морского рыбного порта. АЖДЫЙ ИЗ СЕМИ ** рыбацких колхозов Мурманской области теперь имеет постоянных шефов из числа коллективов рыбного Мурмана. Новым вкладом флотов и береговых предпри. ятий в решение продоволь­ ственной программы может и должна стать межхозянствен- ная кооперация. Эта долго­ временная программа рассчи­ тана на увеличение производ­ ства сельскохозяйственной продукции, в особенности жи­ вотноводства, в подшефных рыбацких колхозах. Мурманские портовики в числе первых предприняли практические шаги в этом деле. В. С ЕМ ЕН О В , наш спец. корр. М Ы живем и работаем плечом к плечу, за обеденным столом рядом си­ дим, делим радость и горе. Да и не может быть иначе: мы — экипаж, одна семья. И судно без нас —г гора ме­ талла. От всех нас вместе и от каждого в отдельности зависит и выполнение госу­ дарственного плана, и со­ хранность механизмов. Все — от добросовестного от­ ношения к делу. За примером далеко хо­ дить не надо: недавно при­ шел «по зеленой» ПНР «Ска­ зочник Андерсен». Во время вахты второго механика вах- 11!111111111111111111111li 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Г= Отстоял (в прямом смысле слова) вахту — спи, а мне, молодому, того и надо. В следующем рейсе пришел другой «дед». Понаблюдал он за мной неделю - дру­ гую, потом сказал механи­ кам: «Где бы, что бы ни случилось, поднимайте Пере- лыгнна, пусть будет рядом». ВСЕ В РУКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ тенныи котельный машинист уснул. В это время из-за так называемого уп.уска воды сгорел котел. Вместо отхода в рейс — длительный ре­ монт, огромные затраты го­ сударственных средств. Такие случаи, конечно, не часты. Но ведь немало ситу­ аций. когда по вине отдель­ ных специалистов теряются часы, дни и недели промыс­ лового времени, экипаж те­ ряет не только трудом добы­ тую славу, но и солидную часть собственного заработ­ ка. Как избежать этого? Я ду\:аю, надо повысить тре­ бовательность к флотским специалистам. Это — во- первых. Во-вторых, надо предъявлять больше той же требовательности к настав­ никам. Поясню, как говорится, на личном примере. После Херсонского мореходного учи­ лища я ходил мотористом на среднетоннажных трауле­ рах. Попал к «доброму» стармеху: не вгонял», ни­ чего не заставлял делать. Береги свое судно, моряк! Вот где я взвыл! Зато на всю жизнь ему благодарен, потому что своими руками все научился делать, прики­ пел. что называется, к рабо­ те. В-третьих, я считаю,, ма­ ло для третьего механика года работы в этой должно­ сти. Ведь у нас как? Год отходил третьим — готовый второй механик. А как пока­ зывает жизнь, далеко не все­ гда он «готовый», ему опы­ та еще набираться. да наби­ раться. Я повторяю: все на судне в руках специалистов. Поэтому надо, чтобы руки эти были умелыми, заботли­ выми, а сами специалисты — ответственными людьми. Словом, проблем, связан­ ных с назначением и подбо­ ром специалистов, существу­ ет немало. Хотелось бы уз­ нать. какие пути намечаются для их решения. Г. П Е Р Е Л Ы ГИ Н , стар­ ший механик Мурманско­ го тралового флота. ОТ РЕДАКЦИИ. Автор письма затронул очень интересную и важную тему. Проблема теоретической и практической подго­ товки специалистов, роль наставников в этом, зависимость эко­ номики флотов от уровня знаний и добросовестного отноше­ ния к делу моряков — все это волнует, конечно же, не одного Геннадия Александровича Перелыгина. Мы ждем от вас, уважаемые читатели нашей газеты, продол­ жения разговора о вопросах, волнующих автора сегодняшнего письма. О Д Р А В С Т В У И Т Е , уваж аем ая редакция! ** У зн ал о том. что п роводятся -Д ни о ткры того п исьм а», и ре­ шил н ап и сать вам. Работаю в траловом ф лоте в долж ности м ат­ роса п ять лет. С таж невелик. К работе относился добросовестно и честно, за что неоднократно поощ рялся адм инистрац ией судов, на ко то р ы х работал. В данное время выговоров нет. Д ум аю , что их и не б удет никогда в моей трудовой биограф ии. В письме своем я хочу зад ать такой вопрос: <.Могу ли я по­ просить сделать перерасчет за время моей работы во флоте? Если н ет, то почему? Е сть ли в трудовом закон одательстве за­ прет по это м у вопросу?» С уваж ением — БОРОДИН. Мурманский траловый флот. D O T ТАКОЕ письмо при- ■" несла редакционная почта. Оно вызывает разно­ речивые чувства. Приятно, • конечно, читать о том, что человек трудится добросове­ стно, не имеет взысканий, до­ рожит своей рабочей честью. Это — с одной стороны. А с другой?.. Если-хороший мат­ рос спрашивает, можно ли произвести перерасчет зар­ платы, значит, его чем-то обидели или он увидел в ка­ ких-то действиях должност- ЗАПРЕТА НА ПЕРЕРАСЧЕТ Н Е Т ных лиц ущемление его прав. Тем не менее мы, конечно, обратили внимание на письмо и отвечаем вам, товарищ Бо­ родин. Есть нормативный до­ кумент, который дает точ­ ный ответ на ваш вопрос. Это- «Положение о порядке рассмотрения трудовых спо­ ров», утвержденное Указом Президиума Верховного Со­ вета СССР от 20 мая 1974 года (№ 6006-VIII). В пункте 49 Положения сказано, что при рассмотре­ нии трудовых споров по воп­ росам о' денежных требова­ ниях, . кроме требований о выплате работнику среднего заработка за время вынуж­ денного прогула, или разни­ цы в заработке за вре­ мя выполнения ниж'е- оплачнваемой работы, ор­ ган, рассматривающий 'спор, имеет право вынести реше­ ние о выплате работнику причитающихся сумм не бо­ лее чем за один год, а по вопросу денежной компенса­ ции за неиспользованный от­ пуск при увольнении — не более чем за два года (в рай­ онах Крайнего Севера и в местностях, приравненных н районам Крайнего Севера. — не более чем за три го д а ).' Такую консультацию дал редакции начальник ОТиЗ вашего, товарищ Бородин, предприятия Владимир Ни­ колаевич Гусев. I / АЖДОМУ добытчику рыбы хорошо известно, сколько труда и времени тре­ бует переход с одного вида лова на другой. А ведь в мо­ рс дорог каждый час. Следо­ вательно, чем быстрее трал­ мейстер сумеет сменить один трал на другой, тем благо­ творнее это скажется на ра­ боте экипажа. Скажу, что у нас на БМРТ «Прогресс» эта операция за­ нимает в среднем около ча­ са. Неплохо! Могу вкратце рассказать об основных мо­ ментах работы, ■ например при переходе с пелагическо­ го лова на донный: Выматываем голые концы пелагического трала и вит­ ками укладываем между ва- ероукладчиками (хотя там места маловато); пелагиче­ ский трал, мешок укладыва­ ем под навес траловой лебед­ ки (по центру палубы): опу­ скаем пелагическую доску (ниже, чем она должна на­ ходиться во время ее подхо- Хотелось бы знать... д а й т е к о о р д и н а т ы НОВШЕСТВА! да из воды): донную доску отдаем от борта, разворачи­ ваем донный трал, мешок и подсоединяем голые концы к кабелям. Трал к спуску го­ тов. Па все это, если тралмей­ стер умело руководит коман­ дой, уходит, как я уже го­ ворил, около часа. Немного времени, но нам, к примеру, за рейс доводилось раз три­ дцать пять переходить с од­ ного метода лова на другой, то есть потеряли, как мини­ мум, полтора суток промыс­ лового времени. А если эти потери суммировать по фло­ ту? Недавно мне довелось ус­ лышать, что сотрудники «Гипрорыбфлота» разрабо­ тали или разрабатывают ка­ кое-то автоматическое или полуавтоматическое устрой­ ство, помогающее значитель­ но сократить время на пере­ ходе с одного метода лова на другой. Хотелось бы знать (и, думается, это заинтересу­ ет моих коллег), что это за устройство и когда оно будет рекомендовано для работы? Н. З Я В Л И Ц Е В , старший мастер по добыче БМ Р Т «Прогресс» Муртаиского тралового флота. * * * ОТ РЕДАКЦИИ. Сотрудники «Гипрорыбфлота» действи­ тельно ведут разработку ав­ том атического устройстве, ко­ торое облегчит тр уд добытчи­ ков и одновременно сократит время на переход с едкого вида лова на другой. Подроб­ нее об этом мы расскажем в одном из ближайших номеров нашего еж енедельника 5 февраля Т982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz