Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.
О призе и человеке И м е н и Б а е в а Вот уже шесть лет судово дителям Мурманского тралово го флота, добившимся наи больших успехов на промыс ле за счет повышения куль туры судовождения и обес печения безаварийного плава ния, присуждается по итогам социалистического соревно вания почетный переходящий приз имени капитана Баеаа. В 1981 году наилучших ре зультатов добились судоводи тели БАТ «Иван Сивко», ППР «Апатит», БМРТ «Каракумы», «В. Гаврилов», «Заволжск» и РТ «Молодечно». Кто же такой капитан Баев? Далеко не все знают о жиз- ня этого замечательного че ловека, одного из старейших и заслуженных капитанов тралового флота. Павел Ильич Баев родился а 1903 году в деревне Мало- шуйка Архангельской области а семье поморов. С малых пет вместе с отцом выходил он в море на промысел тре ски. Вся трудовая деятельность П. И. Баева прошла в трало вом флоте, где он начал ра ботать в 1930 году матросом цз РТ «Сайда». Потом в 1934 году окончил учебно-курсо- зой комбинат и постепенно за шесть лет вырос от треть его помощника капитана до руководителя промыслового судна. Причем руководителя а лучшем смысле этого сло ва — грамотного, требова тельного, дальновидного и удачливого. Его капитанские способно сти, рыбацкая смекалка с пол ной силой проявились в гроз ные военные годы. Передо вой для П. И. Баева стало мо ре, а траулер под его коман дованием работал четко и мощно, как боевая машина. Без солидного улова рыбаки на берег не возвращались. В тяжелом 1943 году РТ «Ком сомолец» под командованием капитана Баева добился очень высоких производственных показателей. Фронту нужно было продовольствие, и эки паж Баева помогал стране ковать победу. 8 годы мирного строитель ства, овладев в совершенстве промысловым делом, познав все тонкости навигационных наук, П. И. Баев стал одним из лучших капитанов флота. За постоянные высокие про изводственные показатели, за самоотверженность и великое трудолюбие Павел Ильич был награжден многими орденами и медалями. С 1951 года по 1959 год Баев избирался де путатом Верховного Совета РСФСР.' Умер Пазел Ильич в 1972 году. В знак уважения и призна тельности перед заслугами капитана Баева в 1975 году решением базового . комитета' профсоюза тралового флота развернуто социалистическое соревнование судоводитель ских коллективов на приз, на званный его именем. В этом году инициаторами социалистического соревно вания за безаварийное пла вание выступили судоводите ли ППР «Буссоль», их почин уже поддержан многими су дами флота. А это значит, что будет повышаться куль тура судовождения, станут сокращаться непроизводи тельные простои судов в пор ту, эффективнее и грамотнее будет использоваться поиско вая техника, каждая минута промысла будет отдаваться добыче рыбы, и, главное, со ревнование на приз капитана Баева — это отличный сти мул для повышения гаран тии безопасности мореплава ния. И. РОЗЕНБЕРГ, зам. на чальника моринспекции тралового флота. М ОРСКИЕ приливы как источник получении дешевой электроэнергии — не фантазия, а реальность наших дней. И практика экс плуатации первой в нашей стране Кислогубской прилив ной электростанции отлично доказала это. — Эта маленькая станция мощностью всего 400 кило ватт родила огромные надеж ды специалистов, — расска зывает кандидат технических наук, один из авторов проек ту станции И. Н. Усачев,— • и не только потому, что по явилась возможность реаль ного использования в народ ном хозяйстве даровой энер гии моря. Специалистов прежде всего привлекают смеЛые технические реше ния, найденные в процессе создания первой советской ПЭС, открывающие замеча тельные перспективы в раз витии этой отрасли энерге- , тики. Как известно, Кислогуб- ская приливная электростан ция построена почти в завод ских условиях у нас, в Мур манске. Отсюда ее уже в со бранном виде отбуксировали в губу Кислую Баренцева моря, где и установили ну. заранее подготовленном ос новании в узком створе гу бы. Опыт более чем десяти летней- ее эксплуатации по казал, что и материалы, из которых сделан каркас, и за щита корпуса станции от морской воды, водорослей и ракообразных выбраны аб солютно надежные. За все эти годы, работая в крайне суровых условиях Арктики, станция не претер пела сколько-нибудь серьез ных изменений от воздейст вия на нее агрессивной мор ской и воздушной среды. Все это, а в особенности на-, плавной способ строительст ва, разработанный доктором технических паук Л. Б. Берн штейном, и дают основания надеяться на большую прак тическую отдачу будущих более мощных ПЭС. ПРИЛИВАМ- РАБОТАТЬ! Ученые в поиске Принципы, заложенные в проекте строительства Кис логубской приливной элект ростанции, уже сейчас ши роко используются в различ ных отраслях народного хо зяйства страны. На их осно ве созданы наплавные фун даменты высоковольтной ли нии электропередач, проло женной напрямую через Ка- ховское море и позволившей ,сберечь несколько миллио нов рублей государственных средств. На основе опыта Кислогубской ПЭС проекти руются водопропускные со оружения для защиты Ле нинграда от наводнений, пла вучие причалы северных портов и другие важные гид ротехнические объекты. Отрадны результаты ис следований энергетической установки и оборудования первой, советской ПЭС. По ним, в частности, за корот кое время наши ученые со здали новый тип генератора, ■оказавшегося весьма эф фективным на всех гидро энергетических установках с малым напором воды. Здесь, на ПЭС, также успешно про шли испытания бетоны осо бо высокой морозостойкости и новые эпоксидные составы для тепло- и гидроизоляции. Несомненное преимущест во приливных электростан ций — их абсолютная без вредность для окружающей среды. Эксперименты, прове денные на Кислогубской ПЭС, показали, что морская рыба — треска, камбала, палтус, мойва и другие оби татели моря—беспрепятствен но проходят через водопро пускные трубы станции. Их тиологам это дало надежду на возможность давно заду манного ими искусственного разведения рыб ценных по род на отгороженных участ ках моря. О Кислогубской ПЭС, в си лу ее малой мощности, мы ■ можем говорить пока лишь как о научном объекте, но на основе исследований, про веденных здесь, наука уже получила достаточно убеди тельное свидетельство, что в недалеком будущем человек сможет настроить подобные станции гигантской мощнос ти. Предполагается также, что одна из них — мощ ностью до 10 миллионов ки ловатт — будет построена в Мезенском заливе, а еще более мощная — в Охотском море. Однако для претворе ния в жизнь этих проектов необходимо создать более производительные гидроаг регаты и найти более совер шенные методы возведения плотин, образующих бассейн приливной электростанции. s Решением этих проблем и занимаются сейчас ученые и специалисты отрасли. В. БЕЛОУСОВ. ОРСКОЙ паром «Сахалин-6» а тр уд н ы х усло ви ях зимней на вигации доставил в М агадансний порт очередной трансф орм атор для Колым ской ГЭС , и зготовлен ный на Запорож ском тр ансф орм а торном заводе (У кр аи н ска я С С Р), Трансф орм атор вместе с ж елез нодорожной платф орм ой, на ко торой он был переправлен, весит более 300 тонн. В пор ту во время полного прилива, по специально пролож енном у звену ж елезнодо рожного полотна платф орм а с трансформ атором была о тб укси ро вана мощными тягачам и с паро ма на причал. Это успели сделать за очень короткое время. НА СНИМ КЕ: спр ава — паром «Сахалин-6» с трансф орм атором на бор ту во льдах О хотского мо ря; слева — в ы гр узка тр ан сф о р матора на причал М агаданского порта. •* Ф о тохрон и ка ТАСС. — Арон Липович, попробуем р а ссказать о стр ои тельстве в Северном бассейне, в ч астн о с ти , в М урманске и области. — Основное внимание объ единение «Севрыба» уделяет своевременному вводу объек тов а строй. В этом направле нии мы вместе с генподрядчи ками и их субподрядными ор ганизациями добились непло хих результатов. План строи тельно-монтажных работ про шлого года перекрыт на пять процентов. Практически все объекты приняты с оценками «отлично» и «хорошо». 8 этом большая заслуга коллективов Главмурманскстроя, треста «Мурманскморстрой», СМУ «Севрыбы», работников отде лов капитального строительст ва наших предприятий. г'РУПП А моряков тралового флота обратилась в ре- дакцию с просьбой рассказать, как ведется капи тальное строительство в рыбной отрасли Мурманска, о перспективах его развития. На эту тему наш корреспон дент ведет беседу с заместителем начальника ВРПО «Сев- рыба» А. Л. ГЕХМАНОМ. СПРАВКА. В прошлом году в промышленность Северного бассейна было вложено 52,6 миллиона рублей, в том числе Мур манска и области — 47,6 млн, из н и х на приобре тение новы х судов потра чено 37 млн. рублей, на развитие береговых пред приятий — 15,4 м лн . — Цифры говорят: больш ая ч а сть д ен еж н ы х ср ед ств н а правляется на развитие основ- н ы х\п р о и зв о д ств е н н ы х фондов. Эта тенденция со хр ан и тся и в будущ ем ? — Совершенно верно. В 1981 году сданы в эксплуата цию судоремонтный пирс и бытовой корпус кузнечного цеха на Мурманской судовер фи, заготовительный цех объ единения «Севтехрыбпрэм», И Т Р У Д , механизированная мойка ав томобилей на автобазе «Сев- рыбы» и другие объекты. 8 текущем году продолжается и будет закончено строительст во судоремонтного пирса, нач нется возведение второй оче реди блока корпусных цехов, реконструкция кузнечного це ха и деревянных причалов су доверфи. Продолжится строи тельство линии электропере дач в поселок Лодейное, где расположены судоремонтные мастерские «Мурманрыбпро- ма», и Териберский рыбозавод Мурманского рыбокомбината. Ведутся работы на Верхнету- ломском рыборазводном заво де, строятся учебные мастер ские высшего мореходного училища. В плане на пятилет ку — новый консервный завод по переработке мелкой рыбы мощностью 55 млн. учетных банок в год, увеличение мощ ностей центральной котельной рыбного порта, здание инфор мационно - вычислительного центра Всесоюзного объедине ния и другие объекты. — У л у ч ш а тся ли бы товы е у с ловия тр уж еников моря и бе рега? СПРАВКА. За одиннад цатую пятилетку на 18 млн. рублей возрастут мощности объединения «Мурманская судоверфь». — Несомненно. Недавно ра ботники Мурманской судо верфи получили в свое рас поряжение бытовой корпус и столовую на 200 мест. В пер вом квартале примет посети телей новая столовая на 404 места, потребность в которой остро ощущает рыбокомбинат. К сожалению, задерживается ввод бытового корпуса с ме дицинским пунктом в первом грузовом районе порта. — К то в этом виноват? — И заказчик — рыбный порт, и генподрядчик — трест «Мурманскморстрой». Многое зависело от портовиков. Од нако они вовремя не пере несли инженерные сети, за правочную станцию, короче, стройплощадку не подготови ли. В свою очередь, трест пе ревел отсюда людей на дру гие, по его мнению, болев • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 февраля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz