Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

О призе и человеке И м е н и Б а е в а Вот уже шесть лет судово­ дителям Мурманского тралово­ го флота, добившимся наи­ больших успехов на промыс­ ле за счет повышения куль­ туры судовождения и обес­ печения безаварийного плава­ ния, присуждается по итогам социалистического соревно­ вания почетный переходящий приз имени капитана Баеаа. В 1981 году наилучших ре­ зультатов добились судоводи­ тели БАТ «Иван Сивко», ППР «Апатит», БМРТ «Каракумы», «В. Гаврилов», «Заволжск» и РТ «Молодечно». Кто же такой капитан Баев? Далеко не все знают о жиз- ня этого замечательного че­ ловека, одного из старейших и заслуженных капитанов тралового флота. Павел Ильич Баев родился а 1903 году в деревне Мало- шуйка Архангельской области а семье поморов. С малых пет вместе с отцом выходил он в море на промысел тре­ ски. Вся трудовая деятельность П. И. Баева прошла в трало­ вом флоте, где он начал ра­ ботать в 1930 году матросом цз РТ «Сайда». Потом в 1934 году окончил учебно-курсо- зой комбинат и постепенно за шесть лет вырос от треть­ его помощника капитана до руководителя промыслового судна. Причем руководителя а лучшем смысле этого сло­ ва — грамотного, требова­ тельного, дальновидного и удачливого. Его капитанские способно­ сти, рыбацкая смекалка с пол­ ной силой проявились в гроз­ ные военные годы. Передо­ вой для П. И. Баева стало мо­ ре, а траулер под его коман­ дованием работал четко и мощно, как боевая машина. Без солидного улова рыбаки на берег не возвращались. В тяжелом 1943 году РТ «Ком­ сомолец» под командованием капитана Баева добился очень высоких производственных показателей. Фронту нужно было продовольствие, и эки­ паж Баева помогал стране ковать победу. 8 годы мирного строитель­ ства, овладев в совершенстве промысловым делом, познав все тонкости навигационных наук, П. И. Баев стал одним из лучших капитанов флота. За постоянные высокие про­ изводственные показатели, за самоотверженность и великое трудолюбие Павел Ильич был награжден многими орденами и медалями. С 1951 года по 1959 год Баев избирался де путатом Верховного Совета РСФСР.' Умер Пазел Ильич в 1972 году. В знак уважения и призна­ тельности перед заслугами капитана Баева в 1975 году решением базового . комитета' профсоюза тралового флота развернуто социалистическое соревнование судоводитель­ ских коллективов на приз, на званный его именем. В этом году инициаторами социалистического соревно вания за безаварийное пла вание выступили судоводите­ ли ППР «Буссоль», их почин уже поддержан многими су­ дами флота. А это значит, что будет повышаться куль­ тура судовождения, станут сокращаться непроизводи­ тельные простои судов в пор­ ту, эффективнее и грамотнее будет использоваться поиско­ вая техника, каждая минута промысла будет отдаваться добыче рыбы, и, главное, со­ ревнование на приз капитана Баева — это отличный сти­ мул для повышения гаран­ тии безопасности мореплава­ ния. И. РОЗЕНБЕРГ, зам. на­ чальника моринспекции тралового флота. М ОРСКИЕ приливы как источник получении дешевой электроэнергии — не фантазия, а реальность наших дней. И практика экс­ плуатации первой в нашей стране Кислогубской прилив­ ной электростанции отлично доказала это. — Эта маленькая станция мощностью всего 400 кило­ ватт родила огромные надеж­ ды специалистов, — расска­ зывает кандидат технических наук, один из авторов проек­ ту станции И. Н. Усачев,— • и не только потому, что по­ явилась возможность реаль­ ного использования в народ­ ном хозяйстве даровой энер­ гии моря. Специалистов прежде всего привлекают смеЛые технические реше­ ния, найденные в процессе создания первой советской ПЭС, открывающие замеча­ тельные перспективы в раз­ витии этой отрасли энерге- , тики. Как известно, Кислогуб- ская приливная электростан­ ция построена почти в завод­ ских условиях у нас, в Мур­ манске. Отсюда ее уже в со­ бранном виде отбуксировали в губу Кислую Баренцева моря, где и установили ну. заранее подготовленном ос­ новании в узком створе гу­ бы. Опыт более чем десяти­ летней- ее эксплуатации по­ казал, что и материалы, из которых сделан каркас, и за­ щита корпуса станции от морской воды, водорослей и ракообразных выбраны аб­ солютно надежные. За все эти годы, работая в крайне суровых условиях Арктики, станция не претер­ пела сколько-нибудь серьез­ ных изменений от воздейст­ вия на нее агрессивной мор­ ской и воздушной среды. Все это, а в особенности на-, плавной способ строительст­ ва, разработанный доктором технических паук Л. Б. Берн­ штейном, и дают основания надеяться на большую прак­ тическую отдачу будущих более мощных ПЭС. ПРИЛИВАМ- РАБОТАТЬ! Ученые в поиске Принципы, заложенные в проекте строительства Кис­ логубской приливной элект­ ростанции, уже сейчас ши­ роко используются в различ­ ных отраслях народного хо­ зяйства страны. На их осно­ ве созданы наплавные фун­ даменты высоковольтной ли­ нии электропередач, проло­ женной напрямую через Ка- ховское море и позволившей ,сберечь несколько миллио­ нов рублей государственных средств. На основе опыта Кислогубской ПЭС проекти­ руются водопропускные со­ оружения для защиты Ле­ нинграда от наводнений, пла­ вучие причалы северных портов и другие важные гид­ ротехнические объекты. Отрадны результаты ис­ следований энергетической установки и оборудования первой, советской ПЭС. По ним, в частности, за корот­ кое время наши ученые со­ здали новый тип генератора, ■оказавшегося весьма эф­ фективным на всех гидро­ энергетических установках с малым напором воды. Здесь, на ПЭС, также успешно про­ шли испытания бетоны осо­ бо высокой морозостойкости и новые эпоксидные составы для тепло- и гидроизоляции. Несомненное преимущест­ во приливных электростан­ ций — их абсолютная без­ вредность для окружающей среды. Эксперименты, прове­ денные на Кислогубской ПЭС, показали, что морская рыба — треска, камбала, палтус, мойва и другие оби­ татели моря—беспрепятствен­ но проходят через водопро­ пускные трубы станции. Их­ тиологам это дало надежду на возможность давно заду­ манного ими искусственного разведения рыб ценных по­ род на отгороженных участ­ ках моря. О Кислогубской ПЭС, в си­ лу ее малой мощности, мы ■ можем говорить пока лишь как о научном объекте, но на основе исследований, про­ веденных здесь, наука уже получила достаточно убеди­ тельное свидетельство, что в недалеком будущем человек сможет настроить подобные станции гигантской мощнос­ ти. Предполагается также, что одна из них — мощ­ ностью до 10 миллионов ки­ ловатт — будет построена в Мезенском заливе, а еще более мощная — в Охотском море. Однако для претворе­ ния в жизнь этих проектов необходимо создать более производительные гидроаг­ регаты и найти более совер­ шенные методы возведения плотин, образующих бассейн приливной электростанции. s Решением этих проблем и занимаются сейчас ученые и специалисты отрасли. В. БЕЛОУСОВ. ОРСКОЙ паром «Сахалин-6» а тр уд н ы х усло ви ях зимней на­ вигации доставил в М агадансний порт очередной трансф орм атор для Колым ской ГЭС , и зготовлен­ ный на Запорож ском тр ансф орм а­ торном заводе (У кр аи н ска я С С Р), Трансф орм атор вместе с ж елез­ нодорожной платф орм ой, на ко­ торой он был переправлен, весит более 300 тонн. В пор ту во время полного прилива, по специально пролож енном у звену ж елезнодо­ рожного полотна платф орм а с трансформ атором была о тб укси ро­ вана мощными тягачам и с паро­ ма на причал. Это успели сделать за очень короткое время. НА СНИМ КЕ: спр ава — паром «Сахалин-6» с трансф орм атором на бор ту во льдах О хотского мо­ ря; слева — в ы гр узка тр ан сф о р ­ матора на причал М агаданского порта. •* Ф о тохрон и ка ТАСС. — Арон Липович, попробуем р а ссказать о стр ои тельстве в Северном бассейне, в ч астн о с­ ти , в М урманске и области. — Основное внимание объ­ единение «Севрыба» уделяет своевременному вводу объек­ тов а строй. В этом направле­ нии мы вместе с генподрядчи­ ками и их субподрядными ор­ ганизациями добились непло­ хих результатов. План строи­ тельно-монтажных работ про­ шлого года перекрыт на пять процентов. Практически все объекты приняты с оценками «отлично» и «хорошо». 8 этом большая заслуга коллективов Главмурманскстроя, треста «Мурманскморстрой», СМУ «Севрыбы», работников отде­ лов капитального строительст­ ва наших предприятий. г'РУПП А моряков тралового флота обратилась в ре- дакцию с просьбой рассказать, как ведется капи­ тальное строительство в рыбной отрасли Мурманска, о перспективах его развития. На эту тему наш корреспон­ дент ведет беседу с заместителем начальника ВРПО «Сев- рыба» А. Л. ГЕХМАНОМ. СПРАВКА. В прошлом году в промышленность Северного бассейна было вложено 52,6 миллиона рублей, в том числе Мур­ манска и области — 47,6 млн, из н и х на приобре­ тение новы х судов потра­ чено 37 млн. рублей, на развитие береговых пред­ приятий — 15,4 м лн . — Цифры говорят: больш ая ч а сть д ен еж н ы х ср ед ств н а­ правляется на развитие основ- н ы х\п р о и зв о д ств е н н ы х фондов. Эта тенденция со хр ан и тся и в будущ ем ? — Совершенно верно. В 1981 году сданы в эксплуата­ цию судоремонтный пирс и бытовой корпус кузнечного цеха на Мурманской судовер­ фи, заготовительный цех объ­ единения «Севтехрыбпрэм», И Т Р У Д , механизированная мойка ав­ томобилей на автобазе «Сев- рыбы» и другие объекты. 8 текущем году продолжается и будет закончено строительст­ во судоремонтного пирса, нач­ нется возведение второй оче­ реди блока корпусных цехов, реконструкция кузнечного це­ ха и деревянных причалов су­ доверфи. Продолжится строи­ тельство линии электропере­ дач в поселок Лодейное, где расположены судоремонтные мастерские «Мурманрыбпро- ма», и Териберский рыбозавод Мурманского рыбокомбината. Ведутся работы на Верхнету- ломском рыборазводном заво­ де, строятся учебные мастер­ ские высшего мореходного училища. В плане на пятилет­ ку — новый консервный завод по переработке мелкой рыбы мощностью 55 млн. учетных банок в год, увеличение мощ­ ностей центральной котельной рыбного порта, здание инфор­ мационно - вычислительного центра Всесоюзного объедине­ ния и другие объекты. — У л у ч ш а тся ли бы товы е у с ­ ловия тр уж еников моря и бе­ рега? СПРАВКА. За одиннад­ цатую пятилетку на 18 млн. рублей возрастут мощности объединения «Мурманская судоверфь». — Несомненно. Недавно ра­ ботники Мурманской судо­ верфи получили в свое рас­ поряжение бытовой корпус и столовую на 200 мест. В пер­ вом квартале примет посети­ телей новая столовая на 404 места, потребность в которой остро ощущает рыбокомбинат. К сожалению, задерживается ввод бытового корпуса с ме­ дицинским пунктом в первом грузовом районе порта. — К то в этом виноват? — И заказчик — рыбный порт, и генподрядчик — трест «Мурманскморстрой». Многое зависело от портовиков. Од­ нако они вовремя не пере­ несли инженерные сети, за­ правочную станцию, короче, стройплощадку не подготови­ ли. В свою очередь, трест пе­ ревел отсюда людей на дру­ гие, по его мнению, болев • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 26 февраля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz