Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.
П РОМЫСЛОВО-ПРОИЗВОД СТВЕННЫЙ рефрижера тор ^Апатит» с ноября минув шего года находится в ремон- т е. у одного из причалов мор ского рыбного порта. В конце февраля он должен быть на промысле. В подготовке судна к выходу в море участвует и его личный состав. Проверили, как соблюдается трудовая дисциплина. И вот что выясни лось в день проверки: один надцать моряков опоздали к началу рабочего дня, «перепа ды» в опозданиях составили от 4 до 43 минут, а четыре чело века с базы резерва флота, занятые здесь ремонтом, уш ли за два часа до окончания смены. Подобная картина наблюда лась на БМРТ «Полярный», сто ящем у причала: тут на смену опоздали трое моряков. На БМРТ «Мамин-Сибиряк», кото- М о р я к ПОД КОНТРОЛЕМ п р е с с ы и профсоюзного а к т и в а о п о з д а л н а с у д н о . . . рый ремонтируется на голов, ном предприятии объединения «Мурманская судоверфь», на рушителями трудовой дисцип лины стали старший механик Г. М. Калинин и второй штур ман А. В. Севушов, опоздав шие на 25 минут. Почему так не по-рабочему относятся к рабочему време ни отдельные моряки? Чем это можно объяснить? Ведь на том же ППР «Апатит» ощуща ется нехватка рабочих рук, из- за чего и попросили выделить дополнительно людей из ре зерва. Причем нарушения тру довой дисциплины вообще влияют отрицательно на ритм производства, лихорадят его: опоздание одного из специа листов ведет к простоям дру гих рабочих. Надо сказать, что в некото рых коллективах примиренче ски относятся к нарушителям трудовой дисциплины, закры вают глаза на опоздания, пре ждевременные уходы с рабо ты: мол, с кем не бывает... Народные контролеры, проф союзные и комсомольские ак тивисты в течение дня держа ли под своим прицелом 39 су дов и многие береговые служ бы. Оказалось, что вследствие прогулов, несвоевременной яв ки на работу, досрочного ухо да с нее и по другим причи нам потери рабочего времени составили свыше 300 человеко часов. И еще одна красноре чивая цифра: более пятидеся ти человек опоздали к началу работы. Участникам рейда нередко приходилось слышать от опо здавших: «Не знал, где стоит мое судно, на каком прича ле...» Думается, следует в мор ском рыбном порту усовер- шенствовать систему оповеще ния о перестановке кораблей, строже требовать с админист рации судов за информиро ванность моряков о намечаю щихся изменениях. Ведь про тяженность порта вдоль зали ва измеряется километрами, а перестановки кораблей дей ствительно происходят часто. Расхолаживающе действуют на людей внутрисменные про стои из-за нечеткой организа ции производства. Тек, в день проведения рейда пятнадцать рабочих с плавмастерской № 613 в общей сложности по теряли 14 часов ?0 минут из- за задержки рейсового кате ра. Из-за отсутствия транспор та ремонтники не могли во время доставить на ППР 'Франс Галс» крышку холо дильника — в результате на 24 часа задержалось выполне ние последующих работ на судне. Наверное, руководству флота есть смысл рассмотреть Еопрос о выделении плавмас терской дополнительных тран спортных средств, в частности микроавтобуса. А вот что случилось С БМРТ «Свердловск». В четы рехмесячном рейсе моряки стремились рационально ис пользовать каждую минуту промыслового времени. Одна ко по приходе в порт с мой вой, часть которой предназна чалась для промпереработки, экипаж судна — из-за несо гласованности в действиях службы эксплуатации и произ водственного отдела — поте рял не одни сутки в ожидании выгрузки: долго решалось, ко му и куда сдавать рыбопро дукцию. Не удивительно, что некоторые из членов экипажа не особо спешили на работу, а два моряка вообще не яви лись на судно, попав в... мед вытрезвитель. На судах, ведущих промысел в море, также производилась проверка соблюдения моряка ми тру д о е ой дисциплины. Ха рактерно, что по ее результа там сразу же принимались .конкретные меры к нарушите лям. Например, на БМРТ «Лун ник» рейдовая бригада зафик сировала опоздания выхода членов экипажа на вахту. Ад министрация и партийная ор ганизация судна усилили от ветственность технолога,. стар шего мастера добычи, масте ров добычи и обработки за организацию работы вахт и команд. В каждой смене про ведены беседы о цене поте рянной минуты, о необходимо сти четкого соблюдения тру довой дисциплины. На флоте в последнее вре мя улучшилась трудовая дис циплина. Народные контроле ры, комсомольские «прожек тористы», профсоюзные акти висты регулярно проводят мас совые рейды по проверке ра ционального использования ра бочего времени. По их ре зультатам начальник флота из дает приказы, в соответствии с которыми к ответственности привлекаются виновные, на мечаются меры по укрепле нию дисциплины. И нынешний рейд не будет исключением. Участники рейда: О. МАР7ИНЗОН — токарь плавм£сто;рской № 6f 3; В. БЕЛОБРОВКИН — боцман ППР оЕбн Дейк»; В. ГАРКЕ- БИЧ — матрос РТ «Гур зуф»; Р. КАДЫРОВ — ин женер отдела труда и зар платы управлений Мурман ского тралового флота; Р . . ШИГАКОВ — коррес пондент «Рыбного Мурма- ка» (всего в рейде приня ли участие 94 человека). I | | ДВЕРНОЕ, никто не станет сомневаться, | что любому делу гора'до легче научиться самому, чем передать свои знания друго му человеку. Часто бывает, ( что грамотные, знающие лю ди двух слов связать не мр- гут, как ТОЛЬКО НЙ-ЧИПЙЮТ что-либо объяснять другий. | Конечно, если бы каждый I человек знал, как объяснить, I все было бы гораздо проще, но вот это «как»'знают очень ( немногие. На судах нашего управле ния — «Севрыбхолодфлот? — трудится многочисленный ( отряд командного состава. В большинстве своем — . это специалисты высокого клас са. Они должны быть готс- = вы к постоянному обеспече- I нию безопасности плавания I и борьбе за живучесть. Они ■ должны уметь вести борьбу | с огнем и поступающей во дой, обеспечивать плавучесть и остойчивость, ход и управ ляемость судна словом, противостоять стихиям. ( Готовность экипажей судов к борьбе за живучесть и к обеспечению безаварийного плавания заложена в бтра- | ботке курсовых задач й за висит прежде всего от уров ня подготовки командного состава. ( Безаварийное плавание на ших судов свидетельствует о высоком уровне техниче ской- подготовки командного ( состава. По для качествен ной отработки курсовых за дач мало быть хорошим штурманом, механиком или ( радиооператором, необходи мо еще и уметь обучать сво их подчиненных, то есть иметь на вооружении совре- | менную методическую под готовку. А вот она-то вызы вает серьезное беспокойст во... I Проводимые в кабинете учебно-тренировочного суд на «Кола» -контрольные за нятия показывают, что неко- { торые специалисты имеют недостаточную подготовку по методике обучения. Методика и организация обучения лич- I ного состава определены со- 3 а б е з о п а с н о с т ь I м о р е п л а в а н и я НАУЧИ ДРУГОГО ответствующими документа ми и недельным распоряд ком дня. Однако в текучке повседневно!! работы неред ко нарушается стройность учебного процесса, занятия проводятся от случая к слу чаю, методически безгра мотно. Посетившие учебный каби нет третий механик Е. Г. Олейник (плавбаза «Алек сей Хлобыстов»), главный механик И. Г1. Белой (ТР «Матиас Тезен»), старшиД помощник капитана Н- И- Батаков (ТР «Иван Шиш кин»), третий помощник ка питана P. II. Гафуров (плав база «С. Василисин») пока зали недостаточную методи ческую подготовку, а Это значит, что методш а обуче ния на этих судах недоста точно отработана. Потом подтвердилось, что методикой эти люди занима ются бессистемно, в пособия заглядывают редко. Ожи дать грамотного обучения личного состава в таких случаях, конечно же, не приходится. Способность легко ориен тироваться в многочислен ных формах обучения, в по следовательности перехода от простого к сложному, хо рошо проведенный разбор, четкие выводы все это показатель высокого, методи ческого мастерстяа и залог успеха в обучении. Хорошими методистами! зарекомендовали себя стар- f шие помощники капитана в П. Я. Волошин, А. С. Де- I мидов, главный механик I Г. А Голивкин, третий по- I мощник капитана В. И. Ка- ■ шутин, второй механик А. Л. I Иафтулин, многие другие. I Нельзя забывать и о том, | что методическая подготовка _ старшего командного состава 1 предусматривает еще и уме- I ние .обучать младших коман- | диров. Для этого использу- _ ются более сложные специ- I фические формы обучения: I доклады, лекции, семинары, | групповые упражнения. Но и i здесь не все обстоит благо- I получно: многие старшие I командиры не умеют провс- И дить семинары и групповые * упражнения. II Каковы же пути повыше- I ния методической подготов- 1 кй наших специалистов? Пре- и жде всего, этот вид занятий I по важности должен стать в I . один ряд с технической под- Г готовкой. Кроме того, суда ■ должны быть центром этой в подготовки, а само обучение I — предметом повседневных I забот капитанов. 1 Специалисты — наставни- ки флота, инструкторы каби- I нетов должны оказать эф- I фективную помощь комсо- ставу судов в повышении на- • чества методической подго- I товки. Примером заботливого | отношения R методике явля ется разработка специалис- I тами управления нашего 1 флота образцов проведения | занятий, учений, семинаров : и групповых упражнений и I рассылка их на суда флота. 1 Л. МАКАРИЧЕВ, на- И чальник кабинета учебно- в тренировочного судна И «Кола». К С СТЬ в Мурманском т; ловом флоте посольно- свежьевой траулер «Косто- поль». Не на добром СЧету он у руководителей флота, да и •как быть бедняге на хорошем счету, когда красу ется на его борту номер 1313 — сразу две чертовы дюжины... Производственная же репутация судна и того хуже. Й хотя времена мрач ных суеверий давно канули в прошлое, в Мурманском тра ловом флоте, однако, нет-нет да и выявятся факты, опро вергающие это утверждение, как бы незримым присутст вием сил сверхъестествен ных. Но — начнем все по порядку. Первые рейсы развеяли легкий туман сомнения у людей, склонных к мистиче скому истолкованию цнфро- •сочетаний, и все, казалось бы, вошло в свою естествен ную материалистическую ко лею, если бы 27 ноября 3979 года не полетела в порт ава рийная радиограмма, сооб щающая о повреждении гл аз ного двигателя и необходи мости буксиров:;:: судна к порт. После длительного — 121 сутки — ремонта 9 апреля 1980 года траулер вышел г. море и приступил к промыс ловой работе. Но... 6 июля в порт опять летит аварий ная радиограмма, сообщаю щая о повреждении главно го двигателя. И опять букси ровка в порт, и снова ава рийный ремонт, правда, на этот раз менее длительный — всего лишь 3 3 .суток. ■ Тем временем выясняют ся нрпуппы аварий главного двигателя, разрабатываются мероприятия по обеспеченны. Проделки «нечистой силы» надежности двигателей. Мур манская инспекция' Регист ра СССР предлагает судо владельцам произвести Из менение конструкции аварий ного узла, ВРИО «Севрыба» обязывает судовладельцев, в их числе и Мурманский траловый флот, принять со ответствующие меры по из- меиепяю конструкции узла, а флот, в свою очередь, за веряет ВРИО «Сег-рыба», что изменение конструкции ненадежного узла главного двигателя ПСТ-1313 преду смотрено графином при по становке судна в плановый ремонт к декабре 1981 года. 20 августа 1980. года тра улер снова в .море и совер шает целых четыре промыс ловых рейса — до 4 февра ля 1981 года, попутно уст раняя мелкие недостатки в работе главного двигателя. 22 апреля 1981 года ‘— очередное несчастье: в пор ту был поврежден вспомога тельны:! двигатель, и опять задержка судна в ремонте. Наконец-таки 20 мая 1981 года траулер вышел на про мысел, но 10 июля — опять повреждение главного двига теля... Стоит ли упоминать о по вреждениях ваерной лебед ки )! прочих «мелочах»? Не смотря на • фатальность по вреждении главного двига теля ПСТ-1313, «Севгосрыб- флотинспекция», - разбирая последнюю по времени ава рию главного двигателя, вы явила непосредственного ви новника происшедшего — техническое руководство Мурманского тралового фло та, которое до сих пор не предпринимает эффектив ных технических мер для предотвращения подобных по ломок главный двигателей. Ведь за описываемый пе риод на судне сменилось 5 старших механиков, 4 вто рых механика, 5 третьих ме хаников и 6 четвертых ме хаников, не гозоря уж о ря довом составе, где отмечает ся еще большая текучесть. По самым скромным подсче там, с учетом среднесуточ ной стоимости содержания на в . ремонте, уоытки тс.-;; ко из-за простоев <Кос- | тополя» ттегыенли 500 ты сяч рубл.?!;. I Говорят, моряки народ суеверный и, может быть, по- | этому неохотно идут на это судно с бортовым номером I 1313. «Севгосрыбфлотин- спекция» же считает, . что | единственное верное сред ство покончить с кознями I <нечистой силы» -— это при нятие энергичных мер ВРПО | «Севрыба» к техническому руководству Мурманского I тралового, флота. Ведь сей час ПСТ-1313, подлатанный, | снова вышел в море, а срок переоборудования ненадеж- I ного узла главного двигате ля остался в прошлом — 1981 году... Материал подготовлен сотрудниками «СЕВГОС- РЫБФЛОТИН С П Е К - ЦИИ». • 6 стр. «РЫБНЫЙ М У М А И » 26 февраля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz