Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

П РОМЫСЛОВО-ПРОИЗВОД­ СТВЕННЫЙ рефрижера­ тор ^Апатит» с ноября минув­ шего года находится в ремон- т е. у одного из причалов мор­ ского рыбного порта. В конце февраля он должен быть на промысле. В подготовке судна к выходу в море участвует и его личный состав. Проверили, как соблюдается трудовая дисциплина. И вот что выясни­ лось в день проверки: один­ надцать моряков опоздали к началу рабочего дня, «перепа­ ды» в опозданиях составили от 4 до 43 минут, а четыре чело­ века с базы резерва флота, занятые здесь ремонтом, уш­ ли за два часа до окончания смены. Подобная картина наблюда­ лась на БМРТ «Полярный», сто­ ящем у причала: тут на смену опоздали трое моряков. На БМРТ «Мамин-Сибиряк», кото- М о р я к ПОД КОНТРОЛЕМ п р е с с ы и профсоюзного а к т и в а о п о з д а л н а с у д н о . . . рый ремонтируется на голов, ном предприятии объединения «Мурманская судоверфь», на­ рушителями трудовой дисцип­ лины стали старший механик Г. М. Калинин и второй штур­ ман А. В. Севушов, опоздав­ шие на 25 минут. Почему так не по-рабочему относятся к рабочему време­ ни отдельные моряки? Чем это можно объяснить? Ведь на том же ППР «Апатит» ощуща­ ется нехватка рабочих рук, из- за чего и попросили выделить дополнительно людей из ре­ зерва. Причем нарушения тру­ довой дисциплины вообще влияют отрицательно на ритм производства, лихорадят его: опоздание одного из специа­ листов ведет к простоям дру­ гих рабочих. Надо сказать, что в некото­ рых коллективах примиренче­ ски относятся к нарушителям трудовой дисциплины, закры­ вают глаза на опоздания, пре­ ждевременные уходы с рабо­ ты: мол, с кем не бывает... Народные контролеры, проф­ союзные и комсомольские ак­ тивисты в течение дня держа­ ли под своим прицелом 39 су­ дов и многие береговые служ­ бы. Оказалось, что вследствие прогулов, несвоевременной яв­ ки на работу, досрочного ухо­ да с нее и по другим причи­ нам потери рабочего времени составили свыше 300 человеко­ часов. И еще одна красноре­ чивая цифра: более пятидеся­ ти человек опоздали к началу работы. Участникам рейда нередко приходилось слышать от опо­ здавших: «Не знал, где стоит мое судно, на каком прича­ ле...» Думается, следует в мор­ ском рыбном порту усовер- шенствовать систему оповеще­ ния о перестановке кораблей, строже требовать с админист­ рации судов за информиро­ ванность моряков о намечаю­ щихся изменениях. Ведь про­ тяженность порта вдоль зали­ ва измеряется километрами, а перестановки кораблей дей­ ствительно происходят часто. Расхолаживающе действуют на людей внутрисменные про­ стои из-за нечеткой организа­ ции производства. Тек, в день проведения рейда пятнадцать рабочих с плавмастерской № 613 в общей сложности по­ теряли 14 часов ?0 минут из- за задержки рейсового кате­ ра. Из-за отсутствия транспор­ та ремонтники не могли во­ время доставить на ППР 'Франс Галс» крышку холо­ дильника — в результате на 24 часа задержалось выполне­ ние последующих работ на судне. Наверное, руководству флота есть смысл рассмотреть Еопрос о выделении плавмас­ терской дополнительных тран­ спортных средств, в частности микроавтобуса. А вот что случилось С БМРТ «Свердловск». В четы­ рехмесячном рейсе моряки стремились рационально ис­ пользовать каждую минуту промыслового времени. Одна­ ко по приходе в порт с мой­ вой, часть которой предназна­ чалась для промпереработки, экипаж судна — из-за несо­ гласованности в действиях службы эксплуатации и произ­ водственного отдела — поте­ рял не одни сутки в ожидании выгрузки: долго решалось, ко­ му и куда сдавать рыбопро­ дукцию. Не удивительно, что некоторые из членов экипажа не особо спешили на работу, а два моряка вообще не яви­ лись на судно, попав в... мед­ вытрезвитель. На судах, ведущих промысел в море, также производилась проверка соблюдения моряка­ ми тру д о е ой дисциплины. Ха­ рактерно, что по ее результа­ там сразу же принимались .конкретные меры к нарушите­ лям. Например, на БМРТ «Лун­ ник» рейдовая бригада зафик­ сировала опоздания выхода членов экипажа на вахту. Ад­ министрация и партийная ор­ ганизация судна усилили от­ ветственность технолога,. стар­ шего мастера добычи, масте­ ров добычи и обработки за организацию работы вахт и команд. В каждой смене про­ ведены беседы о цене поте­ рянной минуты, о необходимо­ сти четкого соблюдения тру­ довой дисциплины. На флоте в последнее вре­ мя улучшилась трудовая дис­ циплина. Народные контроле­ ры, комсомольские «прожек­ тористы», профсоюзные акти­ висты регулярно проводят мас­ совые рейды по проверке ра­ ционального использования ра­ бочего времени. По их ре­ зультатам начальник флота из­ дает приказы, в соответствии с которыми к ответственности привлекаются виновные, на­ мечаются меры по укрепле­ нию дисциплины. И нынешний рейд не будет исключением. Участники рейда: О. МАР7ИНЗОН — токарь плавм£сто;рской № 6f 3; В. БЕЛОБРОВКИН — боцман ППР оЕбн Дейк»; В. ГАРКЕ- БИЧ — матрос РТ «Гур­ зуф»; Р. КАДЫРОВ — ин­ женер отдела труда и зар­ платы управлений Мурман­ ского тралового флота; Р . . ШИГАКОВ — коррес­ пондент «Рыбного Мурма- ка» (всего в рейде приня­ ли участие 94 человека). I | | ДВЕРНОЕ, никто не станет сомневаться, | что любому делу гора'до легче научиться самому, чем передать свои знания друго­ му человеку. Часто бывает, ( что грамотные, знающие лю­ ди двух слов связать не мр- гут, как ТОЛЬКО НЙ-ЧИПЙЮТ что-либо объяснять другий. | Конечно, если бы каждый I человек знал, как объяснить, I все было бы гораздо проще, но вот это «как»'знают очень ( немногие. На судах нашего управле­ ния — «Севрыбхолодфлот? — трудится многочисленный ( отряд командного состава. В большинстве своем — . это специалисты высокого клас­ са. Они должны быть готс- = вы к постоянному обеспече- I нию безопасности плавания I и борьбе за живучесть. Они ■ должны уметь вести борьбу | с огнем и поступающей во­ дой, обеспечивать плавучесть и остойчивость, ход и управ­ ляемость судна словом, противостоять стихиям. ( Готовность экипажей судов к борьбе за живучесть и к обеспечению безаварийного плавания заложена в бтра- | ботке курсовых задач й за­ висит прежде всего от уров­ ня подготовки командного состава. ( Безаварийное плавание на­ ших судов свидетельствует о высоком уровне техниче­ ской- подготовки командного ( состава. По для качествен­ ной отработки курсовых за­ дач мало быть хорошим штурманом, механиком или ( радиооператором, необходи­ мо еще и уметь обучать сво­ их подчиненных, то есть иметь на вооружении совре- | менную методическую под­ готовку. А вот она-то вызы­ вает серьезное беспокойст­ во... I Проводимые в кабинете учебно-тренировочного суд­ на «Кола» -контрольные за­ нятия показывают, что неко- { торые специалисты имеют недостаточную подготовку по методике обучения. Методика и организация обучения лич- I ного состава определены со- 3 а б е з о п а с н о с т ь I м о р е п л а в а н и я НАУЧИ ДРУГОГО ответствующими документа­ ми и недельным распоряд­ ком дня. Однако в текучке повседневно!! работы неред­ ко нарушается стройность учебного процесса, занятия проводятся от случая к слу­ чаю, методически безгра­ мотно. Посетившие учебный каби­ нет третий механик Е. Г. Олейник (плавбаза «Алек­ сей Хлобыстов»), главный механик И. Г1. Белой (ТР «Матиас Тезен»), старшиД помощник капитана Н- И- Батаков (ТР «Иван Шиш­ кин»), третий помощник ка­ питана P. II. Гафуров (плав­ база «С. Василисин») пока­ зали недостаточную методи­ ческую подготовку, а Это значит, что методш а обуче­ ния на этих судах недоста­ точно отработана. Потом подтвердилось, что методикой эти люди занима­ ются бессистемно, в пособия заглядывают редко. Ожи­ дать грамотного обучения личного состава в таких случаях, конечно же, не приходится. Способность легко ориен­ тироваться в многочислен­ ных формах обучения, в по­ следовательности перехода от простого к сложному, хо­ рошо проведенный разбор, четкие выводы все это показатель высокого, методи­ ческого мастерстяа и залог успеха в обучении. Хорошими методистами! зарекомендовали себя стар- f шие помощники капитана в П. Я. Волошин, А. С. Де- I мидов, главный механик I Г. А Голивкин, третий по- I мощник капитана В. И. Ка- ■ шутин, второй механик А. Л. I Иафтулин, многие другие. I Нельзя забывать и о том, | что методическая подготовка _ старшего командного состава 1 предусматривает еще и уме- I ние .обучать младших коман- | диров. Для этого использу- _ ются более сложные специ- I фические формы обучения: I доклады, лекции, семинары, | групповые упражнения. Но и i здесь не все обстоит благо- I получно: многие старшие I командиры не умеют провс- И дить семинары и групповые * упражнения. II Каковы же пути повыше- I ния методической подготов- 1 кй наших специалистов? Пре- и жде всего, этот вид занятий I по важности должен стать в I . один ряд с технической под- Г готовкой. Кроме того, суда ■ должны быть центром этой в подготовки, а само обучение I — предметом повседневных I забот капитанов. 1 Специалисты — наставни- ки флота, инструкторы каби- I нетов должны оказать эф- I фективную помощь комсо- ставу судов в повышении на- • чества методической подго- I товки. Примером заботливого | отношения R методике явля­ ется разработка специалис- I тами управления нашего 1 флота образцов проведения | занятий, учений, семинаров : и групповых упражнений и I рассылка их на суда флота. 1 Л. МАКАРИЧЕВ, на- И чальник кабинета учебно- в тренировочного судна И «Кола». К С СТЬ в Мурманском т; ловом флоте посольно- свежьевой траулер «Косто- поль». Не на добром СЧету он у руководителей флота, да и •как быть бедняге на хорошем счету, когда красу­ ется на его борту номер 1313 — сразу две чертовы дюжины... Производственная же репутация судна и того хуже. Й хотя времена мрач­ ных суеверий давно канули в прошлое, в Мурманском тра­ ловом флоте, однако, нет-нет да и выявятся факты, опро­ вергающие это утверждение, как бы незримым присутст­ вием сил сверхъестествен­ ных. Но — начнем все по порядку. Первые рейсы развеяли легкий туман сомнения у людей, склонных к мистиче­ скому истолкованию цнфро- •сочетаний, и все, казалось бы, вошло в свою естествен­ ную материалистическую ко­ лею, если бы 27 ноября 3979 года не полетела в порт ава­ рийная радиограмма, сооб­ щающая о повреждении гл аз­ ного двигателя и необходи­ мости буксиров:;:: судна к порт. После длительного — 121 сутки — ремонта 9 апреля 1980 года траулер вышел г. море и приступил к промыс­ ловой работе. Но... 6 июля в порт опять летит аварий­ ная радиограмма, сообщаю­ щая о повреждении главно­ го двигателя. И опять букси­ ровка в порт, и снова ава­ рийный ремонт, правда, на этот раз менее длительный — всего лишь 3 3 .суток. ■ Тем временем выясняют­ ся нрпуппы аварий главного двигателя, разрабатываются мероприятия по обеспеченны. Проделки «нечистой силы» надежности двигателей. Мур­ манская инспекция' Регист­ ра СССР предлагает судо­ владельцам произвести Из­ менение конструкции аварий­ ного узла, ВРИО «Севрыба» обязывает судовладельцев, в их числе и Мурманский траловый флот, принять со­ ответствующие меры по из- меиепяю конструкции узла, а флот, в свою очередь, за­ веряет ВРИО «Сег-рыба», что изменение конструкции ненадежного узла главного двигателя ПСТ-1313 преду­ смотрено графином при по­ становке судна в плановый ремонт к декабре 1981 года. 20 августа 1980. года тра­ улер снова в .море и совер­ шает целых четыре промыс­ ловых рейса — до 4 февра­ ля 1981 года, попутно уст­ раняя мелкие недостатки в работе главного двигателя. 22 апреля 1981 года ‘— очередное несчастье: в пор­ ту был поврежден вспомога­ тельны:! двигатель, и опять задержка судна в ремонте. Наконец-таки 20 мая 1981 года траулер вышел на про­ мысел, но 10 июля — опять повреждение главного двига­ теля... Стоит ли упоминать о по­ вреждениях ваерной лебед­ ки )! прочих «мелочах»? Не­ смотря на • фатальность по­ вреждении главного двига­ теля ПСТ-1313, «Севгосрыб- флотинспекция», - разбирая последнюю по времени ава­ рию главного двигателя, вы­ явила непосредственного ви­ новника происшедшего — техническое руководство Мурманского тралового фло­ та, которое до сих пор не предпринимает эффектив­ ных технических мер для предотвращения подобных по­ ломок главный двигателей. Ведь за описываемый пе­ риод на судне сменилось 5 старших механиков, 4 вто­ рых механика, 5 третьих ме­ хаников и 6 четвертых ме­ хаников, не гозоря уж о ря­ довом составе, где отмечает­ ся еще большая текучесть. По самым скромным подсче­ там, с учетом среднесуточ­ ной стоимости содержания на в . ремонте, уоытки тс.-;; ко из-за простоев <Кос- | тополя» ттегыенли 500 ты­ сяч рубл.?!;. I Говорят, моряки народ суеверный и, может быть, по- | этому неохотно идут на это судно с бортовым номером I 1313. «Севгосрыбфлотин- спекция» же считает, . что | единственное верное сред­ ство покончить с кознями I <нечистой силы» -— это при­ нятие энергичных мер ВРПО | «Севрыба» к техническому руководству Мурманского I тралового, флота. Ведь сей­ час ПСТ-1313, подлатанный, | снова вышел в море, а срок переоборудования ненадеж- I ного узла главного двигате­ ля остался в прошлом — 1981 году... Материал подготовлен сотрудниками «СЕВГОС- РЫБФЛОТИН С П Е К - ЦИИ». • 6 стр. «РЫБНЫЙ М У М А И » 26 февраля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz