Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

i Ч т о б ы р ы б а к у б ы л о л е г ч е Ручной труд —на плечи машин! П РЕЖДЕ чем начать рассназ о трудовой деятельности опытно-экспе­ риментального цеха продук­ ции машиностроения объеди­ нения «Мурманская судо­ верфь», хочу обратиться к «Основным направлениям экономического и социально­ го развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года». В этом докумен­ те сказано, что объем товар­ ной пищевой рыбной продук­ ции (включая консервы) дол­ жен увеличиться на 10— 12 процентов. В одиннадцатой пятилетке необходимо также обеспечить дальнейшее рас­ ширение ассортимента и по­ вышение качесцза продук­ ции, поднять выпуск копче­ ной и вяленой рыбы, филе и полуфабрикатов. Совершенно ясно, что без достаточного количества техники выпол­ нить такую программу будет трудно. Вот коллектив наше­ го цеха и призван обеспе­ чить рыбаков и работниц рыбообрабатывающего комби­ ната средствами малой меха­ низации. В прошлом году мы -зани­ мались в основном производ­ ством машин А8-ИР-ЗМ и ИТ-2Б. Обе они предназна­ чены для выпуска тушки, только на первой — из мой­ вы, а на второй — из рыбы тресковых пород. Машин А8-ИР-ЗМ было собрано в цехе 7, а ИТ-2Б — 65 штук. Рекламаций на продукцию не было. Помимо этого, специа­ листы цеха трудились в це­ хах Мурманского рыбоком­ бината, помогали отлаживать технологическое оборудова­ ние. Мы могли бы сделать еще не один десяток станков, но нас почти постоянно «выши­ бали» из колеи заказы по текущему судоремонту, из-за чего приходилось заниматься чинкой и изготовлением гру­ зовых блоков, талей, трало­ вого снаряжения. На выпол­ нение этих заказов мы за­ тратили в прошлом году поч­ ти две трети своего рабочего времени. Первые два месяца нынеш­ него года сложились для коллектива опытного цеха удачно. За победу в соцсо­ ревновании среди коллекти­ вов цехов второй группы го­ ловного предприятия нам было вручено переходящее Красное знамя. Январские и февральские дни были пло­ дотворными. Рыбакам и об­ работчикам берега' сдали 10 линий для разделки рыбы. В каждую линию входят станки Н29-НРБ, Н29-ИРД и ИФ-4Р. Последний с вы ­ сокий ! качеством отделяет мясо от хребта. Шесть та- - них л и н и й будет собрано для предприятий социалистиче­ ской Кубы. На флоты ВРИО «Севрыба» уже отправлено восемь станков А8-ПФ-1Р для [выработки филе из рыбы малого размерного ряда, и счфе столько же находятся в цехе на сборке. Довольно объемный заказ получен нашим цехом с тре­ тьего коптильного завода. Для него нужно изготовить 40 дымогенераторов, причем только в первом квартале — 10 штук. Все они находятся в стадии сборки и поступят на коптильный завод точно в срок, если не раньше. Их сборкой занимается комсо- мольско - молодежная брига­ да опытного слесаря Алек­ сандра Григорьевича Кузне­ цова. Хорошо трудится у нас и бригада Виктора Александ­ ровича Андреева. Многие слесари в цехе равняются на Буртасовых — отца и сына. Отец, Сергей Спиридонович, личность на головном пред­ приятии широко известная. Он слесарь высокой квали­ фикации, участвует в работе цеховой группы рационализа­ торов. Николай пошел в от­ ца. Трудолюбивый, ОТЗЫВЧИ­ ВЫ]!,. он всегда готов выпол­ нить любое задание и пору­ ченное дело сделает с высо­ ким качеством. Недавно ком­ мунисты цеха приняли его в ряды КПСС. Чаще всего Ни­ колай работает на коптиль­ ных заводах рыбокомбината, ремонтирует или реконструи­ рует печи, а такую работу чистой не назовешь, к тому же она требует смекалки. Сейчас мы занимаемся ре­ конструкцией печи № 2 на третьем коптильном заводе, а технической документации на ее механизмы нет. Вот ч думайте, слесарь с мастером, как тут быть... Наш цех трудится в тес­ ном содружестве с коллекти­ вом объединения «Севтех- рыбпром», с его конструкто­ рами. Они разрабатывают тот или иной станок, изготов­ ляют опытный образец, а мы уже пускаем его в «серию». Конечно, не бывает и без срывов. Так, например, воз­ ник между нами конфликт при сборке по чертежам <Севтехрыбирома» станка для выпуска древесной ще­ пы в лесопильном цехе Мур­ манского тарного комбината. Когда станок был уже со­ бран на 70 процентов, рабо­ ты пришлось остановить, так как вскрылся ряд неточностей в сборочных чертежах. Из- за ошибки конструкторов придется полностью п ер ед е­ лывать рамы станка, а ведь слесари львиную долю работ уже выполнили, и эти рабо­ ты придется оплатить... Есть у нас и внутрицехо­ вые потери времени. Глав­ ным образом теряем минуты и часы из-за транспорта.^ когда надо доставить рабо­ чих п. детали в южный рай­ он рыбного порта — на тре­ тий коптильный завод. Иног­ да выручает диспетчерская машина .завода, а чаще все-, го хоть пешком туда иди, так как машина автобазы ВРИО «Севрыба» на 15—30 минут обязательно опоздает. При изготовлении станков для обработки рыбы исполь­ зуется много нержавеющей стали. Ее не хватает, но да­ же ту, которая имеется, не можем вот уже с 1978 года Г 1 ПРОСИТЕ моряков, которые работают в теплых районах промысла, какая проблема их больше всего волнует? Ответ будет однозначным — как под жарким южным солнцем со­ хранить добытое сырье. Задумались над этим воп­ росом и мы, когда принялись за облов ставриды. Первое, что пришло на ум, — под­ нятую на борт рыбу как мож­ но скорее пускать на замороз­ ку. Но это легко сказать, да трудно сделать. Уже хотя бы потому, что траулеры типа «Иван Бочков», обладая мощным двигателем и при­ личной скоростью, имеют па рыбофабрике довольно-таки слабые морозильные установ­ ки. И потом: рыба ловилась 9 основном ночью, а значит, брать нужно ее было с запа­ сом на день. Решение в конце концов приняли такое — коли хотим максимум улова использо­ вать для выработки пищевой, не надо., спешить с отправ­ кой ставриды на рыбофабри­ ку. За ночь мы обычно делали два траления. Рыбу из перво­ го трала засыпали в три LH illtrilllllllllllllilllllllllillllllllilllllllll- rT llllllllllllllilllilllililllllllllllllliliiilillli? (тогда было организовано на­ ше производство) раскроить в цехе, потому что нет своих пресс-ножниц нужной мощ­ ности. В связи с этим слеса­ ри вынуждены возить листы «нержавейки» или в слипо- доковый цех, или в котель­ но-корпусной. Опять теряет­ ся рабочее время, растут ни­ кому не нужные транспорт­ ные расходы. За четыре года существования нашего цеха этот вопрос уж можно было бы решить. Сейчас в Баренцевом мо­ ре идет мойвенная путина, которая дает, мурманским рыбакам возможность сде­ лать по вылову рыбы и вы­ пуску пищевой рыбиой про­ дукции хороший задел на бу­ дущее. Мы знаем, что на флотах уделяют большое внимание производству такой деликатесной продукции, как пресервы из тушки мойвы. Одна из машин для разделки мойвы на тушку уже давно стоит и пылится в пашем це­ хе, но никто ею пока не за­ интересовался. И еше вот что хотелось бы сказать. Наши рабочие— люди береговых профессий, мало кто из них бывал в мо­ ре, знает специфику обра­ ботки рыбы. В связи с этим хотелось бы время от време­ ни видеть в опытном цехе головного предприятия объ­ единения «Мурманская судо­ верфь > судовых механиков- наладчиков, помощников ка­ питанов по производству, ко- тооые рассказали бы и по казали, какими качествами должны обладать рыборазде­ лочный машины, поступаю­ щие на их суда. Выигрыш был бы обоюдным. Г. В ЕЩ А ГИ Н , ншкенер- техиолог опытно-экспери­ ментального цеха объеди­ нения «Мурманская судо верфь», председатель це ховой парторганизации. РАСЧЕТ - НА ЭКИПАЖ М а к с и м у м пищевой имеющиеся на судне охлаж­ денные бункеры. Ко време­ ни подъема второго трала один из бункеров уже освобождался от рыбы. В него мы засыпали внозь под­ нятую ставриду и все три бункера закрывали, что назы­ вается, наглухо. А оставшую­ ся в мешке второго трала рыбу выливали в рыбный ящик. Отсюда, минуя бун­ кер. подавали ее по мере на­ добности на рыбофабрику. Так что даже при скудных дневных уловах -мы не обде­ ляли рыбофабрику сырьем. Надо сказать, немало мы намаялись поначалу с вы- ливкой у’лова. Ведь ставри­ да в трале сцепляется колюч­ ками. Можно представить, на­ сколько снижается ее качест­ во, пока из трала она попа­ дет в бункер или рыбный ящик. Что мы сделали? Ста­ ли надрезать мешки с уло­ вом и сквозь эти надрезы вымывали рыбу с помощью струн воды. Если эти небольшие секре­ ты заинтересуют промысло­ виков, то мы будем рады по­ делиться ими. Хотелось бы только сказать вот о чем — найденные технические ре- ч шения направлены не на то, чтобы сделать «легкой» жизнь команды. Нет, они лишь об­ легчали нам решение слож­ ной задачи по сохранению сырья. Решающую же роль сыграла сплоченность людей в борьбе за максимальный выпуск пищевой. Ее, пожа­ луй, неплохо проиллюстриру­ ют такие примеры и цифры. З а сутки нам удавалось в море сдать 700 тонн груза на транспортный рефриже­ ратор и при этом получить { необходимое снабжение. Или вот пример: из 1500 тонн разделанной продукции 1200 тонн было изготовлено с помощью матросов палуб­ ной команды да еще под- вахты. А вывод, стало быть, прост: основной «секрет» ус­ пеха — это люди. Н. М А Л ЬЩ У КО В , стар ший мастер по добыче БМ Р Т «Михаил Воронин» объединения «Мурман- рыбпром». До садные «мелочи» Береги свое судно, моряк! Внимательно слежу я за материалами, публикуемыми под рубрикой «Береги свое судно, моряк!» В частности, заинтересовали меня письма старших меха­ ников И, Авраменко и Г. Перелыгина («РМ» № 5, 6 за 1982 г.). Их авторы верно, на мой взгляд, определили «бо­ левые точки» большого дела, каковым является рациональ­ ное, наиболее эффективное использование судов и механиз­ мов. Специалисты пишут о таких «вечных проблемах», как сменяемость экипажа, подготовка и выдвижение специалис­ тов, затрагивают вопросы снабжения. Вот и мне захотелось поделиться кое-какими мыслями на этот счет. .Мне вспоминается последний рейс, когда команда трауле­ ра обновилась чуть ли не полностью. Из мотористов только четверо работали раньше на судах типа БМРТ, остальные механизмов этого судна в глаза не видели. Время же пере­ хода на промысел — всего два дня. Когда же было учить новичков? А учить необходимо: тысячи метров труб, сотни клапанов, у каждого — СЕое назначение. Кроме то го , что об­ служивать. их же еще и беречь надо! Тут появляется вторая проблема. Работаем мы по системе непрерывного технического -обслуживания. Стараемся оста­ вить до заводского ремонта только то, что невозможно сде­ лать самим. Вот и просим снабженцев: дайте нам трубы, электроды, мы тогда многое отремонтируем сами. Отвечают: «Нет в наличии». А я вот после прихода из рейса дня три походил, «поклянчил», вдруг оказалось: кое-что в наличии есть. Здесь самое время вспомнить о, том, откуда берутся эти поломки, после которых мы вынуждены ходить и клянчить. Я имею в виду не естественны!! износ деталей и узлов, это, как говорится, дело житейское. Но ведь как часто поломки происходят из-за нерадивости отдельных специалистов! Мне кажется, что некоторые молодые моряки чересчур равнодушно относятся к технике. Я работаю на флоте боль­ ше двадцати лет, было время наблюдать за разными поко­ лениями специалистов. Поймите правильно: это не брюзжа­ ние «морского волка». Просто я хочу еще раз напомнить молодым: в ваших руках не только сложная техника, но и экономика флота, а она неотделима от бережного отноше­ ния к этой самой сложной технике. Когда говорят об обязанностях механиков, часто забыва­ ют еще об одной: от нас зависит и настроение моря­ ков. Ведь судно на долгие месяцы становится для них до­ мом. И так же. как дома, в каютах должно быть тепло и светло. Но светло у нас в рейсе было только на рабочих местах. Дело в том, что судно должно быть снабжено специальными лампочками, срок их работы — около полугода. А у нас вместо них горели обычные электрические лампочки. «Го­ рели» в прямом и переносном смысле, поскольку их хвата­ ет дня на два... А . МИРОНОВ, старший механик БМ Р Т «Сулой» управ­ ления «Севрыбпромразведка». • 4 стр. ?«РЫБНЫИ М УРМАН»: 26 февраля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz