Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.
i Ч т о б ы р ы б а к у б ы л о л е г ч е Ручной труд —на плечи машин! П РЕЖДЕ чем начать рассназ о трудовой деятельности опытно-экспе риментального цеха продук ции машиностроения объеди нения «Мурманская судо верфь», хочу обратиться к «Основным направлениям экономического и социально го развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года». В этом докумен те сказано, что объем товар ной пищевой рыбной продук ции (включая консервы) дол жен увеличиться на 10— 12 процентов. В одиннадцатой пятилетке необходимо также обеспечить дальнейшее рас ширение ассортимента и по вышение качесцза продук ции, поднять выпуск копче ной и вяленой рыбы, филе и полуфабрикатов. Совершенно ясно, что без достаточного количества техники выпол нить такую программу будет трудно. Вот коллектив наше го цеха и призван обеспе чить рыбаков и работниц рыбообрабатывающего комби ната средствами малой меха низации. В прошлом году мы -зани мались в основном производ ством машин А8-ИР-ЗМ и ИТ-2Б. Обе они предназна чены для выпуска тушки, только на первой — из мой вы, а на второй — из рыбы тресковых пород. Машин А8-ИР-ЗМ было собрано в цехе 7, а ИТ-2Б — 65 штук. Рекламаций на продукцию не было. Помимо этого, специа листы цеха трудились в це хах Мурманского рыбоком бината, помогали отлаживать технологическое оборудова ние. Мы могли бы сделать еще не один десяток станков, но нас почти постоянно «выши бали» из колеи заказы по текущему судоремонту, из-за чего приходилось заниматься чинкой и изготовлением гру зовых блоков, талей, трало вого снаряжения. На выпол нение этих заказов мы за тратили в прошлом году поч ти две трети своего рабочего времени. Первые два месяца нынеш него года сложились для коллектива опытного цеха удачно. За победу в соцсо ревновании среди коллекти вов цехов второй группы го ловного предприятия нам было вручено переходящее Красное знамя. Январские и февральские дни были пло дотворными. Рыбакам и об работчикам берега' сдали 10 линий для разделки рыбы. В каждую линию входят станки Н29-НРБ, Н29-ИРД и ИФ-4Р. Последний с вы сокий ! качеством отделяет мясо от хребта. Шесть та- - них л и н и й будет собрано для предприятий социалистиче ской Кубы. На флоты ВРИО «Севрыба» уже отправлено восемь станков А8-ПФ-1Р для [выработки филе из рыбы малого размерного ряда, и счфе столько же находятся в цехе на сборке. Довольно объемный заказ получен нашим цехом с тре тьего коптильного завода. Для него нужно изготовить 40 дымогенераторов, причем только в первом квартале — 10 штук. Все они находятся в стадии сборки и поступят на коптильный завод точно в срок, если не раньше. Их сборкой занимается комсо- мольско - молодежная брига да опытного слесаря Алек сандра Григорьевича Кузне цова. Хорошо трудится у нас и бригада Виктора Александ ровича Андреева. Многие слесари в цехе равняются на Буртасовых — отца и сына. Отец, Сергей Спиридонович, личность на головном пред приятии широко известная. Он слесарь высокой квали фикации, участвует в работе цеховой группы рационализа торов. Николай пошел в от ца. Трудолюбивый, ОТЗЫВЧИ ВЫ]!,. он всегда готов выпол нить любое задание и пору ченное дело сделает с высо ким качеством. Недавно ком мунисты цеха приняли его в ряды КПСС. Чаще всего Ни колай работает на коптиль ных заводах рыбокомбината, ремонтирует или реконструи рует печи, а такую работу чистой не назовешь, к тому же она требует смекалки. Сейчас мы занимаемся ре конструкцией печи № 2 на третьем коптильном заводе, а технической документации на ее механизмы нет. Вот ч думайте, слесарь с мастером, как тут быть... Наш цех трудится в тес ном содружестве с коллекти вом объединения «Севтех- рыбпром», с его конструкто рами. Они разрабатывают тот или иной станок, изготов ляют опытный образец, а мы уже пускаем его в «серию». Конечно, не бывает и без срывов. Так, например, воз ник между нами конфликт при сборке по чертежам <Севтехрыбирома» станка для выпуска древесной ще пы в лесопильном цехе Мур манского тарного комбината. Когда станок был уже со бран на 70 процентов, рабо ты пришлось остановить, так как вскрылся ряд неточностей в сборочных чертежах. Из- за ошибки конструкторов придется полностью п ер ед е лывать рамы станка, а ведь слесари львиную долю работ уже выполнили, и эти рабо ты придется оплатить... Есть у нас и внутрицехо вые потери времени. Глав ным образом теряем минуты и часы из-за транспорта.^ когда надо доставить рабо чих п. детали в южный рай он рыбного порта — на тре тий коптильный завод. Иног да выручает диспетчерская машина .завода, а чаще все-, го хоть пешком туда иди, так как машина автобазы ВРИО «Севрыба» на 15—30 минут обязательно опоздает. При изготовлении станков для обработки рыбы исполь зуется много нержавеющей стали. Ее не хватает, но да же ту, которая имеется, не можем вот уже с 1978 года Г 1 ПРОСИТЕ моряков, которые работают в теплых районах промысла, какая проблема их больше всего волнует? Ответ будет однозначным — как под жарким южным солнцем со хранить добытое сырье. Задумались над этим воп росом и мы, когда принялись за облов ставриды. Первое, что пришло на ум, — под нятую на борт рыбу как мож но скорее пускать на замороз ку. Но это легко сказать, да трудно сделать. Уже хотя бы потому, что траулеры типа «Иван Бочков», обладая мощным двигателем и при личной скоростью, имеют па рыбофабрике довольно-таки слабые морозильные установ ки. И потом: рыба ловилась 9 основном ночью, а значит, брать нужно ее было с запа сом на день. Решение в конце концов приняли такое — коли хотим максимум улова использо вать для выработки пищевой, не надо., спешить с отправ кой ставриды на рыбофабри ку. За ночь мы обычно делали два траления. Рыбу из перво го трала засыпали в три LH illtrilllllllllllllilllllllllillllllllilllllllll- rT llllllllllllllilllilllililllllllllllllliliiilillli? (тогда было организовано на ше производство) раскроить в цехе, потому что нет своих пресс-ножниц нужной мощ ности. В связи с этим слеса ри вынуждены возить листы «нержавейки» или в слипо- доковый цех, или в котель но-корпусной. Опять теряет ся рабочее время, растут ни кому не нужные транспорт ные расходы. За четыре года существования нашего цеха этот вопрос уж можно было бы решить. Сейчас в Баренцевом мо ре идет мойвенная путина, которая дает, мурманским рыбакам возможность сде лать по вылову рыбы и вы пуску пищевой рыбиой про дукции хороший задел на бу дущее. Мы знаем, что на флотах уделяют большое внимание производству такой деликатесной продукции, как пресервы из тушки мойвы. Одна из машин для разделки мойвы на тушку уже давно стоит и пылится в пашем це хе, но никто ею пока не за интересовался. И еше вот что хотелось бы сказать. Наши рабочие— люди береговых профессий, мало кто из них бывал в мо ре, знает специфику обра ботки рыбы. В связи с этим хотелось бы время от време ни видеть в опытном цехе головного предприятия объ единения «Мурманская судо верфь > судовых механиков- наладчиков, помощников ка питанов по производству, ко- тооые рассказали бы и по казали, какими качествами должны обладать рыборазде лочный машины, поступаю щие на их суда. Выигрыш был бы обоюдным. Г. В ЕЩ А ГИ Н , ншкенер- техиолог опытно-экспери ментального цеха объеди нения «Мурманская судо верфь», председатель це ховой парторганизации. РАСЧЕТ - НА ЭКИПАЖ М а к с и м у м пищевой имеющиеся на судне охлаж денные бункеры. Ко време ни подъема второго трала один из бункеров уже освобождался от рыбы. В него мы засыпали внозь под нятую ставриду и все три бункера закрывали, что назы вается, наглухо. А оставшую ся в мешке второго трала рыбу выливали в рыбный ящик. Отсюда, минуя бун кер. подавали ее по мере на добности на рыбофабрику. Так что даже при скудных дневных уловах -мы не обде ляли рыбофабрику сырьем. Надо сказать, немало мы намаялись поначалу с вы- ливкой у’лова. Ведь ставри да в трале сцепляется колюч ками. Можно представить, на сколько снижается ее качест во, пока из трала она попа дет в бункер или рыбный ящик. Что мы сделали? Ста ли надрезать мешки с уло вом и сквозь эти надрезы вымывали рыбу с помощью струн воды. Если эти небольшие секре ты заинтересуют промысло виков, то мы будем рады по делиться ими. Хотелось бы только сказать вот о чем — найденные технические ре- ч шения направлены не на то, чтобы сделать «легкой» жизнь команды. Нет, они лишь об легчали нам решение слож ной задачи по сохранению сырья. Решающую же роль сыграла сплоченность людей в борьбе за максимальный выпуск пищевой. Ее, пожа луй, неплохо проиллюстриру ют такие примеры и цифры. З а сутки нам удавалось в море сдать 700 тонн груза на транспортный рефриже ратор и при этом получить { необходимое снабжение. Или вот пример: из 1500 тонн разделанной продукции 1200 тонн было изготовлено с помощью матросов палуб ной команды да еще под- вахты. А вывод, стало быть, прост: основной «секрет» ус пеха — это люди. Н. М А Л ЬЩ У КО В , стар ший мастер по добыче БМ Р Т «Михаил Воронин» объединения «Мурман- рыбпром». До садные «мелочи» Береги свое судно, моряк! Внимательно слежу я за материалами, публикуемыми под рубрикой «Береги свое судно, моряк!» В частности, заинтересовали меня письма старших меха ников И, Авраменко и Г. Перелыгина («РМ» № 5, 6 за 1982 г.). Их авторы верно, на мой взгляд, определили «бо левые точки» большого дела, каковым является рациональ ное, наиболее эффективное использование судов и механиз мов. Специалисты пишут о таких «вечных проблемах», как сменяемость экипажа, подготовка и выдвижение специалис тов, затрагивают вопросы снабжения. Вот и мне захотелось поделиться кое-какими мыслями на этот счет. .Мне вспоминается последний рейс, когда команда трауле ра обновилась чуть ли не полностью. Из мотористов только четверо работали раньше на судах типа БМРТ, остальные механизмов этого судна в глаза не видели. Время же пере хода на промысел — всего два дня. Когда же было учить новичков? А учить необходимо: тысячи метров труб, сотни клапанов, у каждого — СЕое назначение. Кроме то го , что об служивать. их же еще и беречь надо! Тут появляется вторая проблема. Работаем мы по системе непрерывного технического -обслуживания. Стараемся оста вить до заводского ремонта только то, что невозможно сде лать самим. Вот и просим снабженцев: дайте нам трубы, электроды, мы тогда многое отремонтируем сами. Отвечают: «Нет в наличии». А я вот после прихода из рейса дня три походил, «поклянчил», вдруг оказалось: кое-что в наличии есть. Здесь самое время вспомнить о, том, откуда берутся эти поломки, после которых мы вынуждены ходить и клянчить. Я имею в виду не естественны!! износ деталей и узлов, это, как говорится, дело житейское. Но ведь как часто поломки происходят из-за нерадивости отдельных специалистов! Мне кажется, что некоторые молодые моряки чересчур равнодушно относятся к технике. Я работаю на флоте боль ше двадцати лет, было время наблюдать за разными поко лениями специалистов. Поймите правильно: это не брюзжа ние «морского волка». Просто я хочу еще раз напомнить молодым: в ваших руках не только сложная техника, но и экономика флота, а она неотделима от бережного отноше ния к этой самой сложной технике. Когда говорят об обязанностях механиков, часто забыва ют еще об одной: от нас зависит и настроение моря ков. Ведь судно на долгие месяцы становится для них до мом. И так же. как дома, в каютах должно быть тепло и светло. Но светло у нас в рейсе было только на рабочих местах. Дело в том, что судно должно быть снабжено специальными лампочками, срок их работы — около полугода. А у нас вместо них горели обычные электрические лампочки. «Го рели» в прямом и переносном смысле, поскольку их хвата ет дня на два... А . МИРОНОВ, старший механик БМ Р Т «Сулой» управ ления «Севрыбпромразведка». • 4 стр. ?«РЫБНЫИ М УРМАН»: 26 февраля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz