Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

ЦЕСКОЛЬКО лет назад в ** с Рыбном Мурмане» был помещен очерк -;Всего одна жизнь», в котором от­ мечались заслуги Федора Михайловича .Михова в ста­ новлении и развитии совет­ ского тралового промысла. ■Он был одним из его пионе­ ров. Почти 62 года назад, в • последних числах июня 1920 года, вышли из Архангельска два траулера — РТ-30 «Лу- чинский» и РТ-39 «Зубатка» под командованием Ф. М. Михова для ведения промыс­ ла в 'Баренцевом море. Этими рейсами была озна­ менована «траловая навига­ ция». За РТ Л!' 30 и 39 после­ довали другие суда. Автор очерка Е. Вайнбир, бывший в то время старшнл! инже­ нером отдела промрыболов- ства главного управления «Севрыба», отметил далее и другие заслуги Федора Ми­ хова, как конструктора пер- j)J III It IIIIIE I H ill t llll! Ilil II! ИНИНПНШИ 11)11III I I 1111lll4 [ |IH II H ! ll! llllillllil! I H U Illllf i! H ) llt t ill III III!! lilH I II ПИН II 111 III IDJ ОНИ открытого Т|1!ШШ|11|1Ш1Ш|11Ш1|||11Ш11111|1||11Ш111111!111ШШ11|1111|11Ш11!11|1!!|1ШШ|||||1и||Ш!ШШШШШ1Н!Ш11ШШ!ШШ.= с младшего штурмана, быст­ ро продвигался по служебной лестнице. В 24 года Андрей Стрельбицкий уже капитан траулера. В труде промыс­ ловика нашел истинное при­ звание. В 1937 году он был направлен на РТ-29 «Киров», на котором под его руковод­ ством два года подряд, в ЧТОБЫ, УМИРАЯ, ВОПЛОТИТЬСЯ... вых отечественных тралов, автора первых учебных по­ собий по траловому делу, по которым постигали основы промысла не одно поколение судоводителе)! и мастеров лова. За одно это Федор Михов заслуживает великой благо­ дарности. II автор высказал мечту, что наступит время, когда серебристый красавец супсртраулер гордо понесет на своем высоком борту славное имя Федора Михова, первопроходца - промысло- вика, создателя первых оте­ чественных тралов. Однако прошли годы, а мечта оста­ лась мечтой. Нет траулера с таким именем. Ветераны флота поддержи­ вают автора очерка и наде­ ются на пересмотр позиции Миирыбхоза СССР в вопро­ се по увековечению заслуг Федора Михова. | 1 | ИРОКО известно среди тралфлотовцев, всех мур­ манчан и работников рыбной отрасли имя Андрея Иоси­ фовича Стрельбицкого. Опыт­ ный капитан, бесстрашный воин, крупный хозяйственный организатор — вот вехи его жизненного пути. В трало­ вый флот А. Й. Стрельбиц­ кий прибыл весной 1932 го­ да, после окончания Одесско­ го мореходного училища. Молодой судоводитель, во­ оруженный знаниями, начав Страницы б историю тралфмта течение 1937 и 1938 годов, было добыто соответственно 61 и почти 62 тысячи цент­ неров рыбы. Таких уловов в то время не достигал ни один траулер мира. Это были мировые рекорды. В марте 1939 года с трибуны XVIII съезда ВКП (б) Андрей Ио­ сифович доложил делегатам об успехах тружеников рыб­ ного Мурмана в наращивании уловов. С начала Великой Отече­ ственной войны РТ-29 был передан в состав Северного флота, стал называться ТЩ-38, а командиром его остался А. 11. Стрельбицкий, капитан - лейтенант. После окончания войны в салоне этого корабля была установ­ лена мемориальная доска с надписью: «В составе Се­ верного флота активно участ­ вовал.в Великой Отечествен­ ной войне против немецко- фашистских захватчиков. В боях за нашу Советскую Ро­ дину экипаж корабля 200 суток провел в дозоре, 100 суток в тральных операциях, участвовал в 15 конвойных операциях, уничтожил 20 мин, неоднократно отражал атаки вражеской авиации». В 1945' году Андрей Иоси­ фович был отозван с Север­ ного флота. Это были слож­ ные и трудные годы после­ военного восстановления и развития Мурманского тра­ лового флота. Трудно было с кадрами, не было жилья, не хватало судов, механизмов, орудий лова... Море кипело плавающими минами. Но и в этих условиях задание пер­ вого послевоенного года фло­ том было выполнено Досроч­ но, сверхплановый улов со­ ставил 140 тысяч центнеров рыбы. З а эти заслуги кол­ лективу тралового флота бы­ ло передано на вечное хра­ нение Красное знамя Госу­ дарственного Комитета Обо­ роны. Следующими ступенями служебной лестницы А. И. Стрельбицкого были посты начальника управления рыбной промышленности в Мурманске, руководителя отдела перспективной раз­ ведки Министерства рыбно­ го хозяйства. В 1956 году он окончил Высшую школу пи­ щевой промышленности. За трудовые и ратные дела Андрей Иосифович награж­ ден орденами Ленина, Крас­ ного Знамени, Красной Звез­ ды, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Человек энергичный и деятельный, всегда подтяну­ тый, он обладал личным оба­ янием, был примером для моряков. На его жизнь рав­ нялись, у него учились мо­ лодые тралфлотовцы. Анд­ рей Иосифович ушел из жи­ зни в 1976 году. За его заслуги перед Ро­ диной, за трудовую и боевую деятельность имя Андрея Стрельбицкого заслуживает большого уважения, и оно также должно быть увеко­ вечено в названии одного из кораблей Мурманского тра­ лового флота. А. БУРКОВ, ветеран флота. А и и с 15.00 до 18.00 с Интер­ валами движения 8 минут. Затем интервалы увеличива­ лись, количество автобусов сокращалось, а в вечернее время движение без всяких объявлений прекратилось совсем. В январе этого года 20-к в промежуток с 7.00 до 8.00 отправлялся от ос­ тановки «Автопарк» один, реже два раза, и как финал —■ десятки людей (и я в их числе), не дождавшись на морозе автобуса, добирались до работы кто как мог. Несколько раз на день приходится помянуть нелест­ ным словом руководителей автоколонны № 1118. Часы пик заканчиваются, а лю­ ди продолжают мерзнуть на в о з н ы н е т а м В последнее время в Мур­ манске заметно ухудшилась работа городского автотран­ спорта. Мне хотелось бы остано­ виться на двух маршрутах—• 20 и S. тан "как они имеют непосредственное отношение к нормальной работе и учеб­ ному процессу в нашем ГИТУ № 6. В зоне работы этих марш­ рутов, именно отрезок меж­ ду остановками «Траловая» —. «Нефтебаза», располага­ ются такие большие органи­ зации. как рыбный порт, су­ доверфь, СГПТУ 12, ГГГГУ Ми 6, поликлиника мёдсаичасти «Севрыба», ЦГ1КТБ и ряд других уч­ реждений. Нет необходимос­ ти говорить, что положение Давших. на этих маршрутах самое Отсюда и опоздания на ра- тяжелое в городе, об этом боту. На занятия опаздыва- уже не рал говорилось и пи- ют учащиеся. II опоздания салось. II мы совершенно эщ все увеличиваются. Ес- согласны, что положение тественно, ожидания, ходьба такое создается из-за недос- по морозу способствуют уве- таточного контроля со сто- личению простудных заболе- роны руководства автоколон- ваний. По неполным данным, ны № 1118, неорганизован- за ноябрь—декабрь минув­ шего года у учащихся ГПТУ № 6 около 800 человеко- Еще раз - & работе автобусов остановках. В автобусы мар­ шрута № 6 даже днем не могут втиснуться все жела­ ющие. НедавНо с 10.00 до 10.30 _ ожидали автобус этого маршрута на останов­ ке «Комсомольская» десят­ ки людей. Не дождавшись его, добрались до «Трало­ вой», где собралось около 80 человек. Я пошел пешком, и только в 10.50 у останов­ ки «Фестивальная» .-меня до­ гнал переполненный авто­ бус, который, конечно же, не смог вместить всех ожи- ности. Наша администрация не­ однократно обращалась в автоколонну с просьбой уве­ личить количество автобусов на этих маршрутах. Приходи­ ли ответы, надо полагать, не только нам — положитель­ ные (отписываться сейчас научились), а воз и ныне там. Вот, например, ввели маршрут 20-к, очень удоб­ ный для сотен людей. На "первых порах движение ав- днеи оыли нетрудоспосооны- ми, у работников — более 50 человеко-дней. А сколь­ ко людей работают и учатся с заболеваниями? И в этом немалая вина нашего транс­ порта. Другой вопрос. Раньше шли пустые автобусы с таб­ личками «в парк». Теперь, после критики в газете, ав­ тобусы идут с табличками «заказ». Такой маневр по- Ме тод требует с о в е р ш е н с т в а Возвращаясь к вопросу о пакетировании Во многих рейсах мне при­ ходилось работать на месте матроса-трюмного. Морякам хорошо известно, в чем со­ стоит задача трюмного. Пре­ жде всего — как можно луч- за традиционным способом — короб к коробу. Да к тому же в штормовую погоду па­ кеты, уложенные по-новому, зачастую рассыпаются, тара повреждается и возникает ше, полнее использовать неооходимость перетарива- емкость трюмов под загруз­ ку их рыбопродукцией. И бот теперь нам на фло­ те предлагают новый метод загрузки трюмЪв — метод пакетирования. Что он пред­ ставляет из себя? Коробы с рыбопродукцией укладыва­ ются безобвязочным спосо­ бом на так называемые строп-контейнеры. При вы­ грузке такие строп-контейне­ ры подхватывает электропо­ грузчик и переносит, скажем, в Еагон. Быстро и хорошо. Главное же — почти никакого тебе ручного труда. Но это при выгрузке. А вот на «склеи­ вание» таких пакетов в мо­ ре уходит куда больше вре­ мени, чем при укладке гру- иия. Мало того, при загруз­ ке емкостей трюма новым методом теряется много мес­ та. На большом морозильном траулере недогружается каж­ дый раз при наборе груза примерно 10 тонн рыбопро­ дукции. Правда, метод помогает сэкономить время разгрузки в море и в порту. Однако вряд ли это компенсирует потери, о которых я говорил выше. Тем не менее рациональ­ ное зерно в новшестве все же имеется. Видимо, есть смысл подумать над тем, как из этого зерна получить всходы. А. БОЙКОВ, матрое Мурманского тралового флота. « Ч Е К И П Р О Д А Е Т Е ? . . » О ЧЕНЬ хочется надеяться, что вы поможете решению тех досадных вопросов, о которых пойдет речь в моем пись­ ме. Редко можно дойти до магазина «Альбатрос», чтобы уже на пути к нему кто-нибудь не спросил: «Чеки продаете?..» В основном это люди, занимающиеся перепродажей дефицитных вещей, купленных в «Альбатросе». Их примелькавшиеся лица можно увидеть в баре «Север», и в кафе «Юность», и на лест­ ничной площадке старого ДМО. Это паразиты, которые оскорб­ ляю т моряка, принижают его авторитет, наживаются за счет других, занимаясь спекуляцией. И потом, откуда у них пропуска в этот магазин? И не только у них. Возможность пройти в «Альбатрос» есть у многих лю­ дей, не имеющих никакого отношения к морю. Большинство «фарцовщиков», как мы их называем, никогда не ходило в мо­ ре. Точнее — почти все. Будут ли приняты какие-то меры к этим «деловым людям», и какие именно? А . А С М У С , м атрос тр ало во го ф л о та. тобусов было с 6.00 до 9.00 зволяст как раньше, так и те­ п ер ь не брать по пути пас- • — — сажиров. Выходят автобусы на маршрут из парка (и го­ родские, и «сотки») и идут на конечные остановки че­ рез весь город пустыми. Приходилось слышать, что в некоторых городах ведом­ ственный транспорт обязы­ вают брать пассажиров. А у нас и ведомственный транс­ порт, и автобусы с таблич­ кой «заказ» часто идут все­ го с несколькими пассажи­ рами. Надо что-то срочно де­ лать: так испытывать здо­ ровье и терпение людей не­ льзя. Ю. СЕМЕНОВ, мастер производственного обу­ чения ГПТУ № 6. СНИМЕМ... ПОДВАЛ,- С РЕДИ м урм анских рыбаков и моряков есть немало сам о бы тн ы х, та л ан тл и в ы х худ о ж ­ ников. Они рисую т, вы резаю т по дереву или кости, заним аю тся чеканкой, пробую т свои силы в ж ивописи... И долгое время все они, так с к азать , «варились в собственном соку». Заговорили о них лиш ь после того, как была организована первая вы ставка работ само­ деятельны х худож ников. Сейчас готовится уж е пятая по сч ету подоб­ ная в ы ставка. Но только с их помощью дела не реш и ть. Сам одеятельны х худож ников надо уч и ть, им тр ебуется помощь профессионалов, к о н так т д р уг с другом . Поэтому при Дворце к у л ь ту р ы и техн и ки им. С. Ml. Кирова откр ы ­ лось лю бительское объединение самодеятель- говорят самодеятельные х у д о ж н и к и ны х худож ников. Собрались заинтересованны е лю ди, составили хорош ие творческие планы. И вот сейчас перед объединением встала проблема — нет помещ ения, где могли бы собраться худож н ики и ры баки. Дворец к у л ь ­ тур ы переполнен, поэтому помещение и скать надо за его пределами. Но то, что оно необходимо, — до казы вать не нуж но. Мы согласны на ком нату в «дере­ вяш ке», на подвальное помещ ение — лиш ь бы там можно было организовать наш у студию . Л. Ш УЛ ЬГИ Н А , зав. отделом по работе сре- • ди рыбаков Дворца к у л ь ту р ы и техн и ки им, С. М. Кирова. 19 февраля Ш 2 rJ «РЫБНЫЙ МУРМАН» =# 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz