Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

Когда урок -не впрок Под таким заголовком 29 ян­ варя в № S еженедельника выя опубликован острый сигнал, в котором говорилось о непроиз­ водительных потерях времени судов, приходящих в порт «по зеленой». Редакцией получены ответы на публикацию. Факты, приведенные в материа­ ле газеты, действительно имели место. В январе этого года в порту сложилась крайне напря­ женная обстановка с обработкой судов. Ежедневно у причалов на­ ходилось до 60 крупнотоннаж­ ны* судо в, в том числе по 13 крупнотоннажных судов под гр у­ зовыми операциями. Низкие тем­ пературы воздуха, установившие­ ся с конца декабря прошлого го ­ де и продолжавшиеся практиче­ ски весь январь, усложняли обста­ новку. В этих условиях имели место случаи Несвоевременной подготовки причалов для поста­ новки к ним судов, увеличивались сроки их обработки. К тому же в январе железная дорога не­ удовлетворительно обеспечивала рыбный порт рефрижераторными вагонами. Например, за тот ме- J сяц было недодано 350 вагонов. Во вторую декаду января а порту обрабатывалось большое количество среднетоннажнЬи су­ дов, доставивших рыбопродукцию — полуфабрикат для рыбоком- j бината. Все причалы у первого и второго холодильных заводов бы- I ли заняты судами с рыбопродук­ цией. И в этот период в порт практически одновременно подо­ шли СТР «Солигорск», «Сосно­ горск» и «Сортавала». Учитывая | возможности рыбокомбината, по j согласованию с ВРПО «Севрыба» j и судовладельцем , одновремен- I но выгружались два судна, a j СТР «Сосногорск» стоял в ожида­ нии, С ледует отметить, что ско­ рость обработки судов с мойвой \ наливом практически полностью ] зависит от возможностей прием- j ки ее рыбокомбинатом. И если на первом ' холодильном заводе приемка ведется удовлетвори­ тельно, то второй холодильник выгрузку судов постоянно сдер ­ живает. В январе 1982 года портом бы­ ло обработано 31 крупнотоннаж­ ное судно, пришедшее «по зеле­ ной», из них 17 судов обработа­ но в сроки, установленные ВРПО «Севрыба», и 14 судов — с от­ клонением от сроков. Время, по­ ложенное на обработку 31 с у д ­ на, составляет 1584 судо-часа Фактически же оно составило 1589 судо-часов. Валовое же вре­ мя стоянки 31 судна в январе превысило нормативное на 302 судо-часа. Причины превышения следующ ие: отсутствие вагонов, вина судовладельца, техническая неготовность судов, погрузка снабжения своими силами и В начале февраля 1982 года в порту проведено расширенное I заседание администрации, пар- Щ тийных и профсою зных руково- Я дителей грузовы х районов, цехоз | : и служб порта, где были опре- I делены задачи по использованию 1 : всех резервов, направленных на 1 ускоренную обработку судов. j И. Ш АН ЬКО В. начальник мор- Щ ского рыбного порта. Автобаза 8РПО «Севрыба» со­ общает, что на выгрузку мойвы ежесуточно выделялось шесть ав- тосамосвалов согласно заявкам рыбного порта. В настоящее вре­ мя по договоренности с руковод­ ством рыбного порта автосамо­ свалы выделяю тся порту по те л е ­ фонному звонку а любое время суток. Вопрос выделения само­ свалов на перевозку мойвы сей­ час решается оперативно. И. ГАВРИЛОВ, начальник авто­ базы. • 5 стр. К т о в л е На Доску почета флота У частвуя в парно-групповом соревновании за м акси м аль­ ный вы п уск пищ евой рыбной продукции, лучш и х р езу л ь та­ тов в траловом ф лоте в ян вар е добились экипаж и: ППР «Нави­ гатор », «Павлово», «Глетчер», «Капитан Скорняков», БАТ «Маршал Еременко», «К о н стан ­ тин Душ енов», БМ РТ «Ком ета», «Куп р ин », «Н икель», «Анатолий Бредов», «Демянск», «Андрей - р е д и ----- М аркин», Р Т «Ш е ксн а», «Мо­ розовы*». П обедителям и соревн овани я среди однотипны х судов в я н ­ варе стали эки п аж и Б А Т «М ар­ шал Еременко» и «Кап и тан М аклаков», ППР «Прокопьевск» и «Глетчер», БМ РТ «Бер езн и ­ ки», «Вер хо яны », «Верховина», «Лунник», «Вспо лох», ПСТ «Краснолесье», «Зелено кум ск», РТ «Морозовск» и «Ш ексна». Н азвания эти х судов зан е се­ ны па общ еф лотскую Доску почета, а эки п аж ам вы делены ден еж ны е премии. С. Д ЕМ И Ч ЕВ, инж енер ОТиЗ М урм анского тралового ф ло ­ та. Успехи и... неудачи Флаг трудовой славы о б ъ ­ единения «Мурмсшрыбпром • поднят в ян ва р е в честь п о ­ бедителей социалистического соревн овани я за м аксим альны й вы п уск пищ евой рыбной п р о ­ дукции — эки п аж ей БМ РТ «Павел Панин» и С ТР «Старо- бельск». На стенд объеди н ен и я «Они идут впереди» зан есены н а­ зван и я судов: БМ РТ «Павел П а­ нин», «Кан далакш а», «Ж ел ез­ ногорск», С Т Р «Старобельск», «Сортавала», «Сосногорск». В звеньевом соревновании победителям и стали эки п аж и БМ РТ «Торжок», «Семен Лап- ш ен ко в*, «Ц им лянск», «Сергей М акаревич». «Ловозеро», «Герои Зап о ляр ья», «Кан далакш а», «Ж елезногорск», «Вы со ко вск», С Т Р «Старобельск» и «Сорта- вала». О тказано в присуж дении п р и ­ зовы х м ест и вы п лате д ен еж ­ ны х прем ий эки п аж ам БМРТ «Пинагорий» (столкновение) и БМРТ «Леонид Иванов» (нару­ ш ен и е технологической ди сц и п ­ лины) Г. БОРОВОЙ, инженер ОТиЗ объединения «Мурманрыб- пром». 19 февраля 1982 г.: «РЫБНЫЙ МУРМАН» вились успешно. Д ЛЯ начала' скаж у, что Борис Александрович Л о - рядкин работает н* судах Мурманского тралового флота 24 года. Это срок немалый, не всякий столько выдержит. А Борис Александрович и се ­ годня не собирается уходить на берег, потому что любит море и свою работу — рыб- мастера. Последний рейс ны­ нешнего года Порядкин сд е­ лал на большом автономное траулере «Адмирал Голов­ ко». Старший помощник «впи­ тана Вячеслав Михайлович Строев сказал после рейса, что на таких, как Порядкин, всегда можно положиться: и сам он отлично работает, и вахту за собой повести умеет. Старпом не подозревал, что я давно знаю Бориса А ле к­ сандровича. Что мне довелось б ы ть с ним в течение ш ести месяцев на одной вахте и что я, будучи ф актур о вщ и ком . на себе и сп ы тал всю си лу п ри ­ тягательн о сти характер а этого человека. Бы ло это лет ш есть назад. Большой морозильный рыбо­ ловный траулер «-Кивач» го то ­ вился к поисковому рейсу. Обычно таки е плавания не в тя го сть матросам-рыбообработ- чикам , поэтому ш тат их был сокращ ен до предела. Мы с и ­ дели в к аю гах и ж дали, когда буксиры вы ведут «Кивач» на Рейд. О тход в море, даже если человек пробыл аж полгода на берегу, явление все равно грустное. На сердце ложится какой-то противный, х о л о д н ы й камень, охватывает нудное безразличие ко всему. В день отхода даже во время обеда салон, как правило, по­ лупустой — не до еды, аппетит придет потом, когда судно будут качать морские волны. В такие минуты просто необ­ ходимо присутствие человека веселого, умеющего и байку рассказать, и на серьезный тон перейти. Поначалу балагуром пока­ зался нам рыбмастер П оряд­ кин. Он ходил по каютам, зна- П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е «Секреты» Порядкина коv млс ч с м о р якам и , и к а з а ­ лось, что у него а каждом кармане спрятано до десятка шуток. Веселый, неунывающий — всем этим он и пришелся По душе членам команды. Но мало кто тогда заметил, что Порядкин, как бы между про­ чим, выспрашивал — кго где ходил до направления на «Кивач», кем работал до при. хода в тралф лот. Повторяю , он это делал незаметно, но когда, уже в море, собрав свою вахту, назвал каждому его обязанности, оказалось, что именно на этих местах люди и хотели ра5отать. — Во д ает!.. — удивился тогда матрос Иван Бобылев, — И откуда он узнал, что я ходил крышечником? Секрет был прост. Иван сам сказал об этом Борису А л ек­ сандровичу, только в веселой беседе, и в ожидании отхода Бобылев и внимания не об­ ратил на свои же собствен­ ны слова. Л егкого рейса на БГЛРТ «Кн- вач» тогда не получилось. Н е­ сколько тралений на севере А тлан ти ческого океана ниче­ го сущ ествен н о го не дали, и из управления ф лота пришел приказ изм енить к у р с, идти на ю г и проверить районы, где некогда наши рыбаки неплохо промыш ляли нототе­ нию — «.наташ ну», как ш у те й ­ но зовут ее м ор яки. Однако до эти х районов мы не дош ли. У К ан ар ских островов капитан получил новый п ри каз: зайти в Лас-П альм ас, св язаться с со- ветско испанской фирмой «Совиспан» и работать по ее заданию , которое эки п аж у по­ казалось невыполнимым. В первый трюм была при­ нята особая тара, были по­ лучены машинки для обвязки ее специальной лентой... Да и хек, которы й предстояло ло­ вить, надо было разделывать по-особенному, не разрезая брюшко. Никаких приспособ­ лений для такой обработки рыбы у нас, естественно, не было, и цифра — 700 тонн — просто пугала. Но недаром говорят: «Гла­ за боятся, руки делаю т». По­ сле первого же траления Бо­ рис Александрович взялся за эксперименты. Несколько вахт подряд не отходил от рыбодела, но ничего сущ ест­ венного придумать так и не сум ел... После отделения го­ ловы внутренности из брюш­ ка по-прежнему приходилось выковыривать пальцем — ра­ бота мало приятная и нудная. Тонну, две, самое большое — три этой «продукции» удава­ лось сделать за вахту... Мы уже свыклись с мы с­ лью, что матросам вместе с подвахтой так и придется му­ читься весь рейс. Но однажды в руки рыбмастера Порядки­ на попала суточная сводка работы нескольких БМРТ из группы азчеррыбовского тра­ лового флота. Экипажи этих судов тоже выполняли заказ фирмы «Совиспан», и показа­ тели их работы были в три— четыре раза выше наших. Это сильно заинтересовало рыб­ мастера, и он стал осаждать капитан-директора «Кивача» просьбами подойти к группе черноморцев и высадить на одно из их судов бригаду, которая могла бы поднабрать­ ся там опыта. Мне посчастли­ вилось попасть в эту бригаду. Борис Александрович с ме­ хаником - наладчиком не- Но все-таки: чем еще при­ влекает к себе людей рыбма­ стер Борис Александрович Порядкин? Своей рабо­ тоспособностью . Он ни ми­ нуты «о «рем * вахты не сидит без дела. Матросов - рыбо­ обработчиков, как уже гово­ рилось, не хватало, и Борис Александрович нередко сам сталкивал хек из палубных ящиков на рыбную ф абрику. Стоило заработать морозиль­ ным линиям, Порядкин из рыбцеха тут же появлялся отделении упаковки: то целло­ фановый мешок поддержит, то упаковать поможет, то вы­ полнит глазуровку брикета мороженой рыбы. Так он про­ водил каждую вахту. Не пом­ ню, чтобы Порядкин на кого- то из моряков повысил голос или не пришел бы кому-то на помощь. Даж е когда человек в работе допускал брак (у с ­ тают все-таки моряки), он на­ ходил слова, чтобы успокоить рыбообработчика, вернуть ему уравновешенность, а это тоже многое значит. Даже тогда, когда однажды коробы со второй группой хека я замаркировал третьей, Борис Александрович не стал во зм у. щатьси, а как-то’ по-обыден­ ному сказал: «Ну, что ж, Се- рега, после вахты полезем в трюм, готовь этикетки и клей». И мы действительно после4 вахты спустились в трюм, оты ­ скали эти злополучные коро­ бы, перемаркировали и пере­ ложили четыре тонны моро­ женой рыбы. На следующую вахту пришли усталыми, не-- выспавшимися... Казалось бы, Порядкин должен был на , меня законно обидеться, но ни разу до конца рейса он не попрекнул меня тем случаем. Все это я вспомнил на борту БАТ «Адмирал Голов­ ко», когда старший помощник капитана Вячеслав Михайлович Строев упомянул имя ры б­ мастера Бориса А лександро­ вича Порядкина. С. ДМИТРИЕВ. Ila снимке: Б. А. Поряд. кин (справа) « матрос пер­ вого класса А. П. Буга про­ веряют качество заморозки рыбы. Ф ото автора. сколько часов н г выходили из ры боразделочного цеха юж ­ ного БМ РТ. А там дело было поставлено солидно. Мы о т­ деляли голову ножом, а у них сто яли три гояоворубки. Мы вы ковы ривали вн утр ен н о сти пальц ам и , а у ни х на ш ке ронный нож было наварено специально для этого зато ч ен ­ ное кольцо из нерж авейки. Мы промы вали туш к у хека под с тр уе й воды. у них же она отм окала в специальны х ван­ нах и уже после этого шла на р асф асо в ку. Мы однорядо­ вую уклад ку и разбивку рыбы по гр уп пам опять-тани делали вручную и на весах, а юж ане имели спец иальны е лотки -ш аб­ лоны , в каждый из которы х входила рыба стр ого опреде­ ленного разм ерного ряда. Мы не знали, как избавиться от больш ого объема в бри кетах воды, а у них противни были просверлены . Одним словом, было что посм отреть и пере­ н ять. В скоре и у нас стали р аботать смелее, а механик- наладчи к сделал две м ехани­ ческие головорубки. С заданием мы тогда спра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz