Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.
Бригадному подряду— морскую прописку L I АВЕРНОБ, нет такого * " экипажа, где все без исключения относились бы к работе одинаково. Одни работаю т с душой, до все го им есть дело, везде они показывают пример, и на подвахтах они первые. Д ругие трудятся с про хладцей — лишь бы «от быть» рейс. Наконец, тр е тьи, чего там греха таить, прячутся за спинами тех, кто «подает пример». Но вот закончился рейс — и каждый получает «свои» деньги. Подчерки ваю, не заработанные, а “С«ои», начисленные в за висимости от величины пая. В этом году мы, трал- флотовцы , взяли обязатель ства — выработать девять тысяч тонн спинки путассу. Без подвахт тут не обой тись. Но ведь, бывает, до смешного доходит: матро сы производственной коман ды видят, что на подвахту «можно положиться», и в ночное время резко сни жают темп работы. Дескать, утром придет подвахта и - разберется». Особенно это касается БАТов, где матро сов мало и все ложится на плечи подвахты. И, опять же, случается это потому, что на берегу, каждый уверен, он получит «свои» деньги. А не идут ли эти «свои» вразрез с интересами об щего дела каждого экипа жа — вырабатывать как можно больше пищевой рыбопродукции? И не пора ли задуматься над тем, ка кие весомые материальные стимулы внедрить, чтобы они воздавали «каждому свое», учитывая вклад каж дого моряка в выполнение рейсового задания? О ТО ПИСЬМО, при- ^ сланное в редакцию газоэлектросварщи к о „м Мурманского тралового флота Ю. А. Воротнико вым, оргкомитет «Дней открытого письма» пред ложил прокомментировать специалисту управления тралового флота. Автор письма, что на ливается, «попал в точку». Ведь он затронул такую ак туальную проблему, как по вышение роли материального стимулирования в увеличе нии выпуска продукции. Воп рос 1 тот обсуждался на XXVI съезде нашей партии. В Отчетном докладе ЦК КПСС форуму коммунистов страны Л. И. Брежнев осо бо подчеркнул, что «по-хо- зяйски заинтересованное от ношение миллионов трудя щихся к социально-экономи ческим планам партии, их работа о делах государства являются выражением под- jHHiHoro демократизма со ветского строя. Это — важ ная гарантия успешного осу ществления наших планов». Известно, насколько эф фективно помогает решить эти вопросы бригадная фор ма организации труда. Она ведь предполагает создание совета бригады, а значит, привлекает трудящихся к уп равлению производством. При этом одновременно повыша ется ответственность работ ников за выполнение плано вых заданий. Словом, бригадная форма всем хо роша. Не случайно она до вольно ш и р о к о рас пространяется на берего вых предприятиях. А в про шлом году нами впервые среди флотов Северного бассейна была предпринята попытка -прописать» ее на судах. Собственно, по существу своему экипаж судна не что иное, как комплексная сквоз ная бригада, оплата в кото рой производится по едино му наряду, — его роль вы полняет рейсовое задание. А распределяется сдельный за работок за выработанную продукцию по установлен- ! lll! ll'llilllllf t lliM llt l! t l! ililt > ll! lllllllilM lt lliilillllllf llllllllllllillllllllli! l! l! lllllllllillt lllllill4 lilllllllllllL lit iM I ! l! ! l! 1 ! ll й Ш О Т К Р Ы Т О Г О Г. 11i111!Ii111 111111111111111111111111i11!11111111i11п 11111111111111!11111111111111|11|111111111111111111II1111111111111111111111111111)111111111)I I ным штатным расписанием коэффициентам — паям. К этому нужно добавить, что тжипажн работают на хоз расчете. Таким образом, в начале нашего опыта речь шла не о создании бригад ной формы на флоте, а о ее развитии... Разумеется, мы не могли сказать морякам — давайте внедряйте, организуйте труд по-новому. Нужно было обо сновать так называемую пра вовую сторону деятельности. Так родилось положение об экипаже-бригаде. Теперь пришло время вер нуться к письму Ю. А. Во ротникова. Он прав, когда iimuej. что отношение к тру ду членов команды судна бывает разным. А существу ющая система оплаты труда приводит, скажем, к таким случаям: матрос, работавший хуже своего товарища, в конечном итоге получает за рейс больше лишь потому, что у него классность выше. А бывает и так — члены экипажа сделали все воз можное для того, чтобы обе спечить максимальный вы пуск продукции улучшенного ассортимента, однако из-за невыполнения судном плана по производству готовой про дукции лишаются премии. А ведь ее лишаются и те, кто отличился в труде, и те, кто не очень-то напрягался в ра боте. Чтобы избавиться от этих парадоксальных и, к сожа лению, типичных случаев и повысить интерес каждого члена экипажа к труду с полной отдачей, коллектив ный заработок в экипаже- бригаде распределяется, как и прежде, пропорционально должностным окладам (па ям). но — с учетом коэффи циента трудового участия (КТУ) каждого работника. И теперь любая инициатива не останется незамеченной, а удостоверение о более высо кой квалификации уже не будет служить ширмой для безынициативности. Ведь если КТУ у менее классного товарища будет выше, то и в расчете за рейс это отразится, посколь ку размер пая (попросту го воря, классность) умножает ся на величину КТУ. То же самое и со вторым приведенным мной приме ром. Там члены экипажа, не опустившие руки и сделав шие все для выполнения плана, будут также «возна граждены). Спросят: откуда же возьмутся на это средст ва, если экипаж лишен пре мии? Но при этом надо учесть, что оплата повышен ного КТУ производится за счет тех, у кого этот коэф фициент занижен. Напомню: размер КТУ оп ределяет совет экипажа- бригады. Попробуйте 1 отне ситесь к выбору членов со вета формально — лишь бы выбрать. Так потом сами же убедитесь — «случайные» члены совета не смогут объ ективно оценить вклад каж дого рыбака и выставят «случайные» коэффициен ты. А рыбаку нужна твер дая уверенность, что его труд будет оценен по достоинству. Вывод прост: выбирать в со вет надо людей, которые, име ют определенный опыт ра боты и жизненный опыт, ко торые пользуются уважени ем коллектива. Если говорить об отзывах, которые поступили от пер вых экнпажей-брнгад, то они сводятся к одному: капитану и его помощникам стало легче управлять коллекти вом, никого не надо убеж дать в важности того или иного мероприятия, повто рять команды дважды. Значит ли это, что внед рение бригадной формы ор ганизации труда проходит гладко, как по писаному? Нет. конечно. II тем не менее в этом го ду ее «примерят», по нашим расчетам, 20 экипажей. При том экипажи эти не отбор ные. Мы решили проверить новшество «на прочность» во всех условиях и потому вооружаем им экипажи са мых различных типов судов и самых разных возможно стей. В. ЛЫСЕНКОВ, замести тель начальника отдела организации труда и за работной платы Мурман ского тралового флота. взшолснствис НЕОБХОДИМО М О РЯ КИ делаю т нее, что в их си лах, судно, его м ех ан и зм ы . Но не нее в только от эки п аж ей . П остоянная чтобы со хр ан и ть это м деле л в т пт см ен яем о сть член ов к г.-я в д , н еуком п лектован н ость судна зап асн ы м и частям и плохо сна* «ываются на состоянии м аш ин if м ехан и зм ов. Об этом ш ла реч ь в пи сьм е старш его м ех ан и к а ВМРТ *Р /Т- дим ир Таврило»» у п р авл ен и я тра.ю вого ф л ота Игори К а д и - м ировнча А врам енко ««Если зависит от нас* («Ры бны й .ДО> май» Хв 5 от 29 ян в а р я 1982 года). Кроме н азван ны х , автор подним ает ещ е одну проб iev.y^ лесообразн о ли п осы л ать такие суда, к ак БМРТ «Влади- ир Г аврилов*, на облов бы строходны х рыб? Ведь м ощ ность i г.и- ного ..1 11 •п е 'i на них н евели ка, и чт<>бы д<ггнать . • • или скум брию , надо вы ж ать из него «все соки»,, короче, jji- став н ть р аботать силовую у стан о вк у на износ. ♦ И горь В ладимирович затрон ул к р ай н е важ н ы е и и н тер ес ны е вопросы , связан н ы е с эф ф ек ти вн о стью исполь:*< »».нпя ф лота. По п редлож ен ию о р гко м и тета «Дней о тк р ы то ю писФ ма*, в разговор вклю чи ли сь сп ец и али сты ф лота. —• Известно, что флот у нас старый, — рассказыва ет заместитель начальника тралового флота Валерьян Семенович ОРЛОВ. — Так что для нас техническое состояние судов — острей шая проблема. Тем не ме нее государственные планы весьма напряженные, и от ветственности за их выпол нение с нас никто не снима ет. Позтому-то однозначно го ответа на проблему, за тронутую старшим механи ком БМРТ «Владимир Гав рилов», нет и не может быть. Руководство флота дела ет все, чтобы ее решить. В частности, нам удалось до биться того, что определен ное количество наших су дов из-за отсутствия флот ской ремонтной б а зы чпрохо дит междурейсовое техниче ское обслуживание в иност ранных портах. Но это, так сказать, стра тегия. А тактическое реше ние проблемы состоит в творческом подходе каждого специалиста к своему делу. Ведь мы не можем позво лить себе такую «роскошь» — держать суда со слабой силовой установкой лишь на промысле мойвы. И слу жбам флота в тесном взаи модействии нужно решить, каким тралом следует во оружить каждое конкретное судно, чтобы максимально оградить от износа его ме ханизмы. II вот на что хотелось бы 'обратить особое внима ние. Каждый моряк должен помнить, что и в интересах экипажа, и в интересах фло та, и в его собственных — не поднимать «уловища», а максимально использовать поднятый улов на пищевые цели. Разумеется, по-хозяй ски рачительное отношение к народному добру должно стре- iltf- этсм ;оллсн- слул- БАТы, быть не только у начальни ка флота или капитан-ди ректора судна, но и у ма троса и моториста. * * А Другая проблема, о м :,о- рой пишет И. В. Аврамен ко, — стабильность экипа жей и, в частности, механи ческой службы судое приобретает В этих услсвн» ях особое значение. В отде ле кадров тралового флота хорошо понимают это. Комментарий старшего инспектора отдела кадр»,в Эдуарда Инановича ТНШ- КОВА: — Мы всемерно мимся к закреплению пажей за судами. В году с постоянными к ек тивами механической бы уже работают все стараемся сохранить неиз менными коллективы на ПНР, ПСТ, БМРТ типа «Алтай». Нередко отправ ляем в море с попутным судном людей, закреплен ных за тем или иным суд ном. хотя это и определенными нымн затратами. Однако нельзя не согла ситься с В. С. Орловым Q необходимости тесного взЛ- имодействия всех служб флота в решении любой' возникающей проблемы. НС является исключением и проблема стабильности энн- пажей. Ведь старший сованы в алисты на судне не меня лись, почему они не придут в отдел кадров и не оста вят свою заявку? Тогда бы замена механиков была только в исключительных случаях. К сожалению, ft капитаны, и старшие меха ники в отделе кадров — го сти нечастые... связано с матерлаль- р СТЬ такая должность в районах рыбного порта — начальник причалов. В его подчинении — берего вые матросы. Кажется, про: сты их обязанности и дело не 'очень заметное. Но вот присмотритесь к Ивану Ива новичу Миронову, и вы убс; дитесь: дело свое любит. обя; занности выполняет с душой. В порту он с 1953 года, из них десятый год — береп> еы м матросом. Я узнал Ивана Ивановича задолго до того, как распро Где он, там порядок Пример ветерана щался с морем и перешел на берег. Еще будучи капитан- директором, с удовольстви ем наблюдал при швартовке в порту за четкими действи ями всех моряков, и особен но этого человека. В отли чие от некоторых, вежли вого, уравновешенного, спо койного, но расторопного, готового в любую минуту прийти на помощь товарищу. Моряки знают: когда на при чале II. II. Миронов — там порядок. Немало лет этому матросу, но он, как принято говорить, человек шустрый, способны!! своей энергией зажечь любого бра та пенсионера. II — безот казный. Случись, скажем, так, что на причалах камеи- ного карьера (есть такая сто янка на западном берегу за лива) не хватает швартовщи- ков — Иван Иванович без ропотно садится на катер и спешит туда. Или на участке тридцатых причалов вышло людей меньше положенного — и туда он пойдет по прось бе диспетчера. Нетерпим этот человек к нарушителям дисциплины- Его внушения, товарищеское порицание авторитетны, по скольку сам он даже своим опрятным внешним видом, не говоря уж о работе, являет собой положительный обра зец. Четко поставить судно под выгрузку, подать трал- сходшо — казалось бы, цй- чего в этом особенного нет. А на деле это создает бла гоприятную, без нервотреп ки, обстановку на судне и на причале. В результате моряки с хорошим настрое нием уходят в рейс, благода рят порт за радушный прием. Б. АРАНОВИЧ, старш и й матрос, ветеран войны и труда. если капитан илй механик запнтере- том, чтобы спецн- 12 фев роля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» а 7 стр. "*ЦН III 111ItH11111111111!111111II111111111111111111 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz