Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.

С УДА типа «Океан»-, «Бологое», «Саргаса» и <Союз» используются флота­ ми для облова донных и пелагических рыб. Как пра­ вило, они участвуют и в мойсенных путинах. Дли­ тельное время находясь в пю­ ре и сдавая улов на базу, экипажи этих судов не име­ ют возможности мыть трю­ мы качественно, а потому мойка трюмов таких судов в Мурманском рыбном порту связана с большими трудно­ стями. Учитывая трудоем­ кость ручного труда и малую производительность, прихо­ дится на мойку одного трю­ ма направлять бригаду пор­ товых рабочих из семи—де­ вяти человек, вооруженную тряпками, щетками, .мочал­ ками и бочками с горячен водой. При слабом освеще-. нии в трюме, заполненном паром, портовые рабочие мо­ ют пиллерсы, переборки, бор­ та, подволоки. Для мойки подволоков в трюмах приходится строить леса. Работа .эта исключи­ тельно тяжелая и занимает по времени 5—7 смен, то есть 37 —50 часов. Однако и после такой продолжитель­ ной мойки санитарп&я служ­ ба зачастую требует переде-’ лать работу, так как мойка была выполнена некачест­ венно. За год моется ручным способом до 400 трюмов ма­ лотоннажных судов. Причем по окончании мойвенной пу­ тины промысловые суда воз­ вращаются в порт большими группами (до шести единиц в сутки), а порт в лучшем случае успевает помыть зач сутки только одно судно, и' остальные практически на­ ходятся на простое, а ведь суда приходят «по зеленой> только за тем, чтобы заме­ нить промысловое вооруже­ ние. помыть трюмы и снова идти на промысел. Вопрос механизации мой­ ки трюмов промысловых су­ дов наболевший. В течение длительного времени он не был разрешен, не смогли по­ мочь нашему порту н спе­ циалисты других бассейнов страны, а некоторые органи­ зации просто не включали в планы своих работ тему «Ме­ ханизация мойки трюмов про­ мысловых судов», ибо эта тема действительно была трудноразрешимой. Специалисты порта, испы­ тывая острейшую необходи­ мость в решении этой про­ блемы, пошли своим путем. Вспомним станцию «Зачнст- ная-1», которая была при­ буксирована в рыбный порт в августе 1979 года и про­ должительное время кроме убытков , ничего предприя­ тию не давала. Задача этой станции заключалась в том, чтобы она зачищала топлив- но, и полились потоки жалоб во все инстанции. Посоветовались технологи и механики порта и решили приспособить станцию для мойки рыбных трюмов мало­ тоннажных судов промыслово­ го флота, на первый случаи хотя бы тех, которые занима­ ются обловом мойвы. Рацио­ нализаторы сделали ряд из­ менений и приспособлений, разработали технологию и приступили к эксперименту. 29 декабря 1981 года к бор- Потребовалось некоторое время для подготовки к мойке следующего судна. И вот шестого января этого го­ да, учитывая опыт первого эксперимента, приступили к мойке трюма на СРТ-24. Мойка проходила при низкой температуре наружного воз­ духа — мороз доходил до 2 5— 28 градусов. Продолжа­ лась эта операция в течение 2 час. 25 мин. Трюм был вымыт с хорошим качеством, о*щако в нем долго сохранял- Ручнои труд— на плечи машин! — .......... Ш помощьпришла„Зачистная-Г ные танки судов промысло­ вых и транспортного флотов. Сметная стоимость станции составила 1.7 миллиона руб­ лей. II строилась она шесть лет да достраивалась еще год. Вопросом эксплуатации «Зачистной 1» занималась в порту комиссия по контролю ' хозяйственной деятельно­ сти администрации. Этот во­ прос рассматривался на пар­ тийном комитете порта. Вро­ де бы и сдвинулось дело с места, да уж очень медлен­ но. Сначала станцию исполь­ зовали как отопитель и осве­ титель, как сборщик льяль- ных вод. И только со второ­ го полугодия 1980 года она приступила к своим прямым обязанностям — зачистке топливных танков. За 1981 год зачищено около -10 су­ дов. Цифра настолько малая, что и писать о ней неудобно. Мало заявок поступало от флотов на зачистку танков, а иногда, хотя и были заявки, так станцию поставить к бор­ ту этих судов не было воз­ можности: то борта у них были заняты, то сама стан­ ция была так заставлена дру­ гими судами, что всем мало­ численным буксирным фло­ том рыбного порта вытащить ее не представлялось ника­ кой возможности. Большую часть эксплуатационного времени «Зачнстная-1 ■> не работала по своему назна­ чению — «загрубели* руки у мойщиков от игры в домн- ту станции «Зачистная-1 •> был поставлен СРТ-38 Мур­ манского рыбакколхозсоюза. Судно имело среднюю за­ грязненность трюмов. Коман­ да станции была полностью готова к эксперименту. Ин­ женер-технолог Виталий Ива­ нович Попов организовал ра­ боту так, что на подготовку к мойке трюма ушло мини­ мум времени. Мойка прово­ дилась с помощью монитора, без применения ручного тру­ да. В течение 25 минут че­ рез монитор подавалась горя­ чая вода с температурой 7 0— 80=С и давлением в 8 атмо­ сфер. Первая попытка была не совсем удачной, хотя суд­ но было принято санслужбой с первого предъявления. Дело в том, что трюм — это достаточно большое по­ мещение, и струи воды м о ­ нитора не доставали до даль- ник переборок, а потому по­ требовалась ручная домывка. К|юме того, приемные трубы эжектора забивались. В ре­ зультате первой механиче­ ской мойки рыбного трюма возникли новые предложения: разработать систему крепле­ ния монитора для переме­ щения его в трюме и изме­ нения горизонта при работе (без спуска рабочего-мойщи- ка в трюм); изменить конст­ рукцию фильтра откачиваю­ щего шланга эжектора для исключения его забивки: про­ думать способ вентиляции и просушивания рыбных трю­ мов. Как механизировали мойку трюмов ся стойкий специфический запах, что вызвало нарека­ ния санслужбы. Проветри­ вать же помещение в такой мороз было рискованно, но этот второй опыт подтвердил возможность механизации мойки трюмов промысловых судов указанного типа. Большую организацион­ ную работу провел капитан станции «Зачистная-1» Лев Михайлович Коган, с чувст­ вом большой ответственности подошли к этому вопросу бригадир мойщиков Иван Александрович Омелечко, а также рабочие Геннадий Константинович Гущин, Юрий Александрович Пото- кин, Геннадий Васильевич Гордеев, Петр Сергеевич Беб- ко. Много цепных предложе­ ний внес коммунист Юрий Сергеевич Филиппов — вто­ рой механик станции «Зачи­ стная-1». Администрация пор­ та выделила штатное место для станции — причал М» 2, и теперь суда под обработ­ ку будут ставиться к ч ее борту. При механизированной мойке трюмов станция сжи­ гает в топках котлов смесь отработанных нефтепродук­ тов, получаемых после зачи­ стки топливных танков су­ дов, то есть не использует первичное топливо. Экспери­ мент еще не закончен, он продолжается, но все гово­ рит о том, что мы на верном пути. В порту будет механи­ зирована ei ,е одна сложная ручная операция, и станция «Зачистная-1» станет рабо­ тать, наконец-то, на полную мощность: сократится время мойки трюмов (вместо 4 5— 50 часов до 4—5 часов, вклю­ чая подготовительные рабо­ ты); повысится производи­ тельность за счет исключе­ ния ручного труда; освобо­ д я тс я бригады портовых ра­ бочих для других операций. Кроме того, экипажам судов б\дет сэкономлено до двух с\трк промыслового времени каждому. Будет сэкономлена древесина, из которой строи­ лись леса при мойке подво­ лока трюма. Улучшится ка­ чество мойки. Появится воз­ можность мыть трюмы на двух судах одновременно. Порт получит экономию пре­ сной воды, так как мойка трюмов будет производиться морской водой. Улучшатся условия труда и техники бе. зопасности. Не будет нару­ шена технологическая схема, по которой производится за­ чистка топливных танков, а самое главное — экипаж станции «Зачистная-1» по­ чувствует, что его работа нужна людям, что он при­ носит большую пользу. На ноябрьском (1981 г.) Пленуме ЦК КПСС JI. И. Брежнев сказал: «Ко­ рень зла — медленное со­ кращение ручного труда., В целом по промышленности им занято около 40 процен­ тов рабочих, а в строитель­ стве, в сфере обслуживания и того больше». К сожалению, и в нашем порту еще значительное мес­ то занимает ручной труд. Но портовики постоянно работа­ ют над вопросами его меха­ низации. Г. САФОНОВ, главный технолог Мурманского рыбного порта. на к а п и т а н - т р а л м е й с т е р а глашая гостей проследовать за ним. Необычную кар ти н у застали они а помещении тренаж ера «Горизонт». За приборами с и ­ дел человек с капитанским и ш евронами и взмокшим лбом Ои бросал команды своему ги д ­ р о акусти ку, который такж е имел взъерош енный вид и о т­ решенное лицо — сл уш ал мо­ ре Кап итан не обратил вним а­ нии на вош едш их, он был д а ­ леко отсюда — на мостике, он опоясывал кош ельковым нево­ дом ко сяк рыбы. Сложнейшее дело стр ав и ть в неспокойные воды 300-метровой длины и 200-метровой ширины се ть , за ­ кольц евать косяк и взять его. Не все ладилось у кап и тан а, отсю да взвинченность, нервоз­ ность. И вышли из ком наты под его вскрики гости , уд и в ­ л я ясь увиденном у. — Очевидно, немало средств и ума требуется для создания такой аппаратуры... — Да, — отвечал Е. В. Сорокин, — но ВРПО «Сев- рыба» идет на это. Более того, на нас работает целый отдел ЦПКТБ, где главенст­ вует В. Н. Истомин. Честь ему и хвала. Да, отдадим должное кол­ лективу В. Н. Истомина, коллективу инструкторов тре­ нажерного комплекса. И про­ должать бы воспевать jhx деятельность, но сказал Е. В. Сорокин: — Не надо. Не все у нас гладко и ладно, хотя и го­ рим мы желанием выклады­ ваться на работе максималь­ 12. февраля 1982 г .: но. А все не удается, и все не по нашей вине. Что же такого негативного есть в работе комплекса, что не дает ему работать с п о л н о й отдачей? А то, что неохотно идет сюда руководящий состав флотов, видимо, считая ниже своего достоинства, н а п р и м е р , после длительного отпуска освежить ловецкие и навига­ ционные навыки. И единич­ ны, редки случаи, когда без вызовов и направлений при­ ходит на тренажер судоводи­ тель и правдиво говорит: «За время отпуска малость подзабыл я морские науки. Разрешите поработать на тренажерах «Горизонт» и «Вертикаль», разрешите под­ нять свои профессиональный уровень до требований вре­ мени». Но редки такие приходы, а часты — это переросло в систему — телефонные звон­ ки из комплекса в управле­ ния флотов. — Але! «Мурманрыб­ пром»? Товарищи! Ведь есть же согласованный с вами график направления на уче­ бу капитанов и штурманов ваших. В чем заминка? — Будет вам народ, — отвечает «Мурманрыбпром». II вновь накручивается те­ лефонный диск. — Але! Архангельский РКС? Вы желали прислать нам одного судоводителя на радиолокационный тренажер. — Але! Мурманский РКС?.. Немножко цифр, для чего вернемся, например, в третий квартал 1981 года. Тогда объ­ единение «М урманрыбпром» хо ­ тело пр и слать на тренаж еры 39 человек (прислало 36), «Сев- рыбпромразведка» хотела вы ­ делить 10 человек (было 7). И та к — по всем ф лотам , и склю ­ чая траловы й (здесь все четко, здесь в плане обучения воистину уставной порядок). И, кажется, невелика бе­ да — ну, недодали флоты людей, так ведь это мизер по сравнению с тем числом моряков, которые отзанима­ лись на тренажерах. Закрыть бы глаза на этот мизер — пусть его! — но дело в том, что в числе занимающихся на тренажерах были (и есть) люди, далекие от этих спе­ циальностей. В этом, если см отреть с то ч ­ ки зрения взаимозам еняемости, освоения второй профессии, ничего предосудительного нет. но если см отреть с позиций выгоды и отдачи, то, со гл а си ­ те сь, разум нее все же и важ ­ нее кап и тан у пройти обкатку на тренаж ере «Горизонт», ш ту р ­ ману — на радиолокационном тренаж ере полезнее попотеть, чем человеку, который в море не пойдет, а если и пойдет, то будет далек от обязанностей кап и тан а, ги др о акусти ка, ш ту р ­ мана. Вот и сейчас проходит стажировку на «Горизонте» начальник судовой радио- L Ф е л ь е т о н станции А. А. Шуткевич, и па вопрос, а так ли ему не­ обходимы навыки гидроакус­ тика, он ответил: «Представ­ ление иметь, конечно, надо, по если копать глубоко, то гидроакустика — не мое де­ ло. Это дело гидроакустика». Тогда зачем же стажиру­ ется начальник радиостанции от объединения «Мурман­ рыбпром»? Не ясно. Не ясно и то, зачем на­ правляются _ на тренажеры люди не плавающие, пре­ клонного возраста, того са­ мого возраста, когда не то что в море — в дождливую погоду опасно выходить из дому. И если будет разви­ ваться подобная практика, то откроется однажды дверь тренажерного комплекса, и на пороге возникнет старичок ветхозаветного возраста и скажет: — Вы не глядите, ребята, что меня валяют сквозняки, что телом тщедушен я и стар — духом же я задорен. Состою сторожем при скла­ де кухтылей и подбор. Что рты-то раскрыли? На обуче­ ние прибыл! А что? Вот кончу курсы, почитаю лите­ ратуру и сдам на капитан- тралмейстера... Ю. КАЗАНЦЕВ. п 0 ШВЯГШ НЕЕ ВЫ<СТОПЛЕНИЯ ▼ МУРМДНД ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ ...Н БРАНУ В корреспонденции под т а ­ ким заголовком («РМ » № 4. 1982 г.) р ассказы валось о том, что в цехе дообработки холо­ дильного завода N? 2 М урм ан­ ского рыбообрабатывающего комбината неж ная мойва, пре­ жде чем поп асть на обработку, проходит по целой систем е транспортеров с «перепадами» и «порогами». Качество рыбы при этом резко у х уд ш а е тс я . На вы ступлен ие газеты по­ лучен ответ. К орреспонденция обсуж дена на совещ ан и и главны х специалистов завода. 18 ян вар я 1982 года тем п е­ р ату р а н аруж н ого воздуха бы ла очень низкой, и м ойва п р и м ерзал а к стам п е. С пециалисты завода р е ­ ш или и сп ы тать м оечное у стр о й ст­ во в ц ех е (по методу работы х о ­ лодильного зав о да № 1). Путь п ро­ х ож дения м ойвы ч ер ез систем у тр ан сп о р теро в удлинился. И, р е ­ ш ив. что нецелесообразно со вер ­ ш ать м ойве такой длинны й путь, было реш ено со кр ати ть его почти вдвое, то есть м ойву п ри н им ать н епосредственно ч ер ез лоток из м оечного устрой ства. В н асто ящ ее врем я на заводе о бъ явлен ко н ку р с н а лучш ее р а ­ ц и о н ал и зато р ско е п редлож ение по п ри ем ке м ойвы . В. Ф ЕДО ТО ВА , директор холо­ дильного завода N? 2; И. БОГ- Д А Н ЕВ И Ч , секретарь партбюро. «РЫБНЫЙ МУРМАН» % 5 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz