Рыбный Мурман. 1982 г. Февраль.
С УДА типа «Океан»-, «Бологое», «Саргаса» и <Союз» используются флота ми для облова донных и пелагических рыб. Как пра вило, они участвуют и в мойсенных путинах. Дли тельное время находясь в пю ре и сдавая улов на базу, экипажи этих судов не име ют возможности мыть трю мы качественно, а потому мойка трюмов таких судов в Мурманском рыбном порту связана с большими трудно стями. Учитывая трудоем кость ручного труда и малую производительность, прихо дится на мойку одного трю ма направлять бригаду пор товых рабочих из семи—де вяти человек, вооруженную тряпками, щетками, .мочал ками и бочками с горячен водой. При слабом освеще-. нии в трюме, заполненном паром, портовые рабочие мо ют пиллерсы, переборки, бор та, подволоки. Для мойки подволоков в трюмах приходится строить леса. Работа .эта исключи тельно тяжелая и занимает по времени 5—7 смен, то есть 37 —50 часов. Однако и после такой продолжитель ной мойки санитарп&я служ ба зачастую требует переде-’ лать работу, так как мойка была выполнена некачест венно. За год моется ручным способом до 400 трюмов ма лотоннажных судов. Причем по окончании мойвенной пу тины промысловые суда воз вращаются в порт большими группами (до шести единиц в сутки), а порт в лучшем случае успевает помыть зач сутки только одно судно, и' остальные практически на ходятся на простое, а ведь суда приходят «по зеленой> только за тем, чтобы заме нить промысловое вооруже ние. помыть трюмы и снова идти на промысел. Вопрос механизации мой ки трюмов промысловых су дов наболевший. В течение длительного времени он не был разрешен, не смогли по мочь нашему порту н спе циалисты других бассейнов страны, а некоторые органи зации просто не включали в планы своих работ тему «Ме ханизация мойки трюмов про мысловых судов», ибо эта тема действительно была трудноразрешимой. Специалисты порта, испы тывая острейшую необходи мость в решении этой про блемы, пошли своим путем. Вспомним станцию «Зачнст- ная-1», которая была при буксирована в рыбный порт в августе 1979 года и про должительное время кроме убытков , ничего предприя тию не давала. Задача этой станции заключалась в том, чтобы она зачищала топлив- но, и полились потоки жалоб во все инстанции. Посоветовались технологи и механики порта и решили приспособить станцию для мойки рыбных трюмов мало тоннажных судов промыслово го флота, на первый случаи хотя бы тех, которые занима ются обловом мойвы. Рацио нализаторы сделали ряд из менений и приспособлений, разработали технологию и приступили к эксперименту. 29 декабря 1981 года к бор- Потребовалось некоторое время для подготовки к мойке следующего судна. И вот шестого января этого го да, учитывая опыт первого эксперимента, приступили к мойке трюма на СРТ-24. Мойка проходила при низкой температуре наружного воз духа — мороз доходил до 2 5— 28 градусов. Продолжа лась эта операция в течение 2 час. 25 мин. Трюм был вымыт с хорошим качеством, о*щако в нем долго сохранял- Ручнои труд— на плечи машин! — .......... Ш помощьпришла„Зачистная-Г ные танки судов промысло вых и транспортного флотов. Сметная стоимость станции составила 1.7 миллиона руб лей. II строилась она шесть лет да достраивалась еще год. Вопросом эксплуатации «Зачистной 1» занималась в порту комиссия по контролю ' хозяйственной деятельно сти администрации. Этот во прос рассматривался на пар тийном комитете порта. Вро де бы и сдвинулось дело с места, да уж очень медлен но. Сначала станцию исполь зовали как отопитель и осве титель, как сборщик льяль- ных вод. И только со второ го полугодия 1980 года она приступила к своим прямым обязанностям — зачистке топливных танков. За 1981 год зачищено около -10 су дов. Цифра настолько малая, что и писать о ней неудобно. Мало заявок поступало от флотов на зачистку танков, а иногда, хотя и были заявки, так станцию поставить к бор ту этих судов не было воз можности: то борта у них были заняты, то сама стан ция была так заставлена дру гими судами, что всем мало численным буксирным фло том рыбного порта вытащить ее не представлялось ника кой возможности. Большую часть эксплуатационного времени «Зачнстная-1 ■> не работала по своему назна чению — «загрубели* руки у мойщиков от игры в домн- ту станции «Зачистная-1 •> был поставлен СРТ-38 Мур манского рыбакколхозсоюза. Судно имело среднюю за грязненность трюмов. Коман да станции была полностью готова к эксперименту. Ин женер-технолог Виталий Ива нович Попов организовал ра боту так, что на подготовку к мойке трюма ушло мини мум времени. Мойка прово дилась с помощью монитора, без применения ручного тру да. В течение 25 минут че рез монитор подавалась горя чая вода с температурой 7 0— 80=С и давлением в 8 атмо сфер. Первая попытка была не совсем удачной, хотя суд но было принято санслужбой с первого предъявления. Дело в том, что трюм — это достаточно большое по мещение, и струи воды м о нитора не доставали до даль- ник переборок, а потому по требовалась ручная домывка. К|юме того, приемные трубы эжектора забивались. В ре зультате первой механиче ской мойки рыбного трюма возникли новые предложения: разработать систему крепле ния монитора для переме щения его в трюме и изме нения горизонта при работе (без спуска рабочего-мойщи- ка в трюм); изменить конст рукцию фильтра откачиваю щего шланга эжектора для исключения его забивки: про думать способ вентиляции и просушивания рыбных трю мов. Как механизировали мойку трюмов ся стойкий специфический запах, что вызвало нарека ния санслужбы. Проветри вать же помещение в такой мороз было рискованно, но этот второй опыт подтвердил возможность механизации мойки трюмов промысловых судов указанного типа. Большую организацион ную работу провел капитан станции «Зачистная-1» Лев Михайлович Коган, с чувст вом большой ответственности подошли к этому вопросу бригадир мойщиков Иван Александрович Омелечко, а также рабочие Геннадий Константинович Гущин, Юрий Александрович Пото- кин, Геннадий Васильевич Гордеев, Петр Сергеевич Беб- ко. Много цепных предложе ний внес коммунист Юрий Сергеевич Филиппов — вто рой механик станции «Зачи стная-1». Администрация пор та выделила штатное место для станции — причал М» 2, и теперь суда под обработ ку будут ставиться к ч ее борту. При механизированной мойке трюмов станция сжи гает в топках котлов смесь отработанных нефтепродук тов, получаемых после зачи стки топливных танков су дов, то есть не использует первичное топливо. Экспери мент еще не закончен, он продолжается, но все гово рит о том, что мы на верном пути. В порту будет механи зирована ei ,е одна сложная ручная операция, и станция «Зачистная-1» станет рабо тать, наконец-то, на полную мощность: сократится время мойки трюмов (вместо 4 5— 50 часов до 4—5 часов, вклю чая подготовительные рабо ты); повысится производи тельность за счет исключе ния ручного труда; освобо д я тс я бригады портовых ра бочих для других операций. Кроме того, экипажам судов б\дет сэкономлено до двух с\трк промыслового времени каждому. Будет сэкономлена древесина, из которой строи лись леса при мойке подво лока трюма. Улучшится ка чество мойки. Появится воз можность мыть трюмы на двух судах одновременно. Порт получит экономию пре сной воды, так как мойка трюмов будет производиться морской водой. Улучшатся условия труда и техники бе. зопасности. Не будет нару шена технологическая схема, по которой производится за чистка топливных танков, а самое главное — экипаж станции «Зачистная-1» по чувствует, что его работа нужна людям, что он при носит большую пользу. На ноябрьском (1981 г.) Пленуме ЦК КПСС JI. И. Брежнев сказал: «Ко рень зла — медленное со кращение ручного труда., В целом по промышленности им занято около 40 процен тов рабочих, а в строитель стве, в сфере обслуживания и того больше». К сожалению, и в нашем порту еще значительное мес то занимает ручной труд. Но портовики постоянно работа ют над вопросами его меха низации. Г. САФОНОВ, главный технолог Мурманского рыбного порта. на к а п и т а н - т р а л м е й с т е р а глашая гостей проследовать за ним. Необычную кар ти н у застали они а помещении тренаж ера «Горизонт». За приборами с и дел человек с капитанским и ш евронами и взмокшим лбом Ои бросал команды своему ги д р о акусти ку, который такж е имел взъерош енный вид и о т решенное лицо — сл уш ал мо ре Кап итан не обратил вним а нии на вош едш их, он был д а леко отсюда — на мостике, он опоясывал кош ельковым нево дом ко сяк рыбы. Сложнейшее дело стр ав и ть в неспокойные воды 300-метровой длины и 200-метровой ширины се ть , за кольц евать косяк и взять его. Не все ладилось у кап и тан а, отсю да взвинченность, нервоз ность. И вышли из ком наты под его вскрики гости , уд и в л я ясь увиденном у. — Очевидно, немало средств и ума требуется для создания такой аппаратуры... — Да, — отвечал Е. В. Сорокин, — но ВРПО «Сев- рыба» идет на это. Более того, на нас работает целый отдел ЦПКТБ, где главенст вует В. Н. Истомин. Честь ему и хвала. Да, отдадим должное кол лективу В. Н. Истомина, коллективу инструкторов тре нажерного комплекса. И про должать бы воспевать jhx деятельность, но сказал Е. В. Сорокин: — Не надо. Не все у нас гладко и ладно, хотя и го рим мы желанием выклады ваться на работе максималь 12. февраля 1982 г .: но. А все не удается, и все не по нашей вине. Что же такого негативного есть в работе комплекса, что не дает ему работать с п о л н о й отдачей? А то, что неохотно идет сюда руководящий состав флотов, видимо, считая ниже своего достоинства, н а п р и м е р , после длительного отпуска освежить ловецкие и навига ционные навыки. И единич ны, редки случаи, когда без вызовов и направлений при ходит на тренажер судоводи тель и правдиво говорит: «За время отпуска малость подзабыл я морские науки. Разрешите поработать на тренажерах «Горизонт» и «Вертикаль», разрешите под нять свои профессиональный уровень до требований вре мени». Но редки такие приходы, а часты — это переросло в систему — телефонные звон ки из комплекса в управле ния флотов. — Але! «Мурманрыб пром»? Товарищи! Ведь есть же согласованный с вами график направления на уче бу капитанов и штурманов ваших. В чем заминка? — Будет вам народ, — отвечает «Мурманрыбпром». II вновь накручивается те лефонный диск. — Але! Архангельский РКС? Вы желали прислать нам одного судоводителя на радиолокационный тренажер. — Але! Мурманский РКС?.. Немножко цифр, для чего вернемся, например, в третий квартал 1981 года. Тогда объ единение «М урманрыбпром» хо тело пр и слать на тренаж еры 39 человек (прислало 36), «Сев- рыбпромразведка» хотела вы делить 10 человек (было 7). И та к — по всем ф лотам , и склю чая траловы й (здесь все четко, здесь в плане обучения воистину уставной порядок). И, кажется, невелика бе да — ну, недодали флоты людей, так ведь это мизер по сравнению с тем числом моряков, которые отзанима лись на тренажерах. Закрыть бы глаза на этот мизер — пусть его! — но дело в том, что в числе занимающихся на тренажерах были (и есть) люди, далекие от этих спе циальностей. В этом, если см отреть с то ч ки зрения взаимозам еняемости, освоения второй профессии, ничего предосудительного нет. но если см отреть с позиций выгоды и отдачи, то, со гл а си те сь, разум нее все же и важ нее кап и тан у пройти обкатку на тренаж ере «Горизонт», ш ту р ману — на радиолокационном тренаж ере полезнее попотеть, чем человеку, который в море не пойдет, а если и пойдет, то будет далек от обязанностей кап и тан а, ги др о акусти ка, ш ту р мана. Вот и сейчас проходит стажировку на «Горизонте» начальник судовой радио- L Ф е л ь е т о н станции А. А. Шуткевич, и па вопрос, а так ли ему не обходимы навыки гидроакус тика, он ответил: «Представ ление иметь, конечно, надо, по если копать глубоко, то гидроакустика — не мое де ло. Это дело гидроакустика». Тогда зачем же стажиру ется начальник радиостанции от объединения «Мурман рыбпром»? Не ясно. Не ясно и то, зачем на правляются _ на тренажеры люди не плавающие, пре клонного возраста, того са мого возраста, когда не то что в море — в дождливую погоду опасно выходить из дому. И если будет разви ваться подобная практика, то откроется однажды дверь тренажерного комплекса, и на пороге возникнет старичок ветхозаветного возраста и скажет: — Вы не глядите, ребята, что меня валяют сквозняки, что телом тщедушен я и стар — духом же я задорен. Состою сторожем при скла де кухтылей и подбор. Что рты-то раскрыли? На обуче ние прибыл! А что? Вот кончу курсы, почитаю лите ратуру и сдам на капитан- тралмейстера... Ю. КАЗАНЦЕВ. п 0 ШВЯГШ НЕЕ ВЫ<СТОПЛЕНИЯ ▼ МУРМДНД ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ ...Н БРАНУ В корреспонденции под т а ким заголовком («РМ » № 4. 1982 г.) р ассказы валось о том, что в цехе дообработки холо дильного завода N? 2 М урм ан ского рыбообрабатывающего комбината неж ная мойва, пре жде чем поп асть на обработку, проходит по целой систем е транспортеров с «перепадами» и «порогами». Качество рыбы при этом резко у х уд ш а е тс я . На вы ступлен ие газеты по лучен ответ. К орреспонденция обсуж дена на совещ ан и и главны х специалистов завода. 18 ян вар я 1982 года тем п е р ату р а н аруж н ого воздуха бы ла очень низкой, и м ойва п р и м ерзал а к стам п е. С пециалисты завода р е ш или и сп ы тать м оечное у стр о й ст во в ц ех е (по методу работы х о лодильного зав о да № 1). Путь п ро х ож дения м ойвы ч ер ез систем у тр ан сп о р теро в удлинился. И, р е ш ив. что нецелесообразно со вер ш ать м ойве такой длинны й путь, было реш ено со кр ати ть его почти вдвое, то есть м ойву п ри н им ать н епосредственно ч ер ез лоток из м оечного устрой ства. В н асто ящ ее врем я на заводе о бъ явлен ко н ку р с н а лучш ее р а ц и о н ал и зато р ско е п редлож ение по п ри ем ке м ойвы . В. Ф ЕДО ТО ВА , директор холо дильного завода N? 2; И. БОГ- Д А Н ЕВ И Ч , секретарь партбюро. «РЫБНЫЙ МУРМАН» % 5 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz