Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.
Что показал анализ На судне бь:ли созданы две | бригады. Одна из них — об щесудовая (комплексная) — объединила судоводителей, палубную команду и команду бытового обслуживания. Во вторую бригаду вошли члены судомеханической службы. В каждой из них был создан со вет бригады. Что же касается совета судна, то его возгла вил капитан, который как ад министратор закреплял реко мендации этого совета прика зами по судну. Вполне естественно, моря ков заинтересует вопрос: что же дало внедрение бригадной формы, стал ли работать эки паж дружнее, эффективнее? Для этого сравним два рейса. Экспериментальный № 3 И не экспериментальный, в котором использовался лишь один эле мент бригадной формы орга низации труда — коэффици ент трудового участия (КТУ). Оба рейса экипаж «Иркутска» работал в одном районе, при мерно в одинаковых, услови ях. И что же?.. Анализ пока зал: в экспериментальном рей се моряки действительно ра ботали значительно лучше. Производительность труда экипажа, рассчитанная по среднесуточному приему про дукции на сутки рейсооборо- т*, почти на шесть процентов была выше, чем * рейсе не экспериментальном. Если мы возьмем тот же показатель, ко уже определенный по среднесуточному приему ры бопродукции непосредствен но в районе промысла, то расчеты показывают, что в экспериментальном рейсе про изводительность труда й «ча сы пик» была выше чуть W не в полтора раза. Не будем с головой погру жаться в море цифр и ска жем только — фактическая прибыль по судну в среднем за экспериментальный рейс была 80,2 тысячи рублей. Ры бацким экипажам сэкономле но тринадцать суток промыс лового времени. Таким образом, экономиче ский эффект ■ результате внедрения и совершенствова ния бригадной формы орга низации труда только на тран спортном рефрижераторе «Иркутск» составил 127,5 лы - сячи рублей. Оценивать вклад каждого Все это позволяет с уверен ностью говорить о том, что бригадная форма может зна чительно улучшить хозрасчет ные отношения, существую щие на флоте, вскрыть резер вы, приведение а действие ко торых позволит повысить про изводительность труда на су дах, сократить количественный состав экипажей, экономить горюче-смазочные материа лы и другие материальные ресурсы. И если речь зашла об уменьшении численности эки пажей (в это и есть первый резерв повышения произво дительности труда), то нужно говорить тут об освоении моряками смежных профес сий. На ТР «Иркутск», напри мер, в рейсах, о которых идет речь, специальность слесаря освоили пять матросов, а че тыре матроса второго класса и четыре моториста второго класса повысили свою квали фикацию. Другой резерв роста про изводительности труда — бо лее строгое отношение к оценке труда каждого члена экипажа. Здесь следует под робнее рассказать о работе советов служб-бригад, кото рые объективно оценивали, кто как потрудился, и опре деляли морякам КТУ. А от величины КТУ зависел размер премии из фонда заработной платы (ФЗП ), которая начис ляется по решению соЕета судна. Скажем, в последнем, третьем, экспериментальном рейсе за плохую работу во время перегрузочных работ на промысле, а также за не выполнение распоряжений вто рого помощника капитана со вет общесудовой службы- бригады решил ходатайство- кутск» решает одновременно несколько задач. Две из них наиболее важны. Имеются в виду повышение производи тельности труда и экономия горюче-смазочных материалов, других материальных ресур сов. Своеобразным ключом к решению второй задачи слу жат лицевые счета экономии служб-бригад. В них, как ■ зеркале, которое «всю прав- 11!11111111111!Ill 11111!111!!111111111111I I 11!МI!i11!1111111!I!1111111И11111!11!11111111!111- I ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЙСЫ:! Г = I и ■ Erillliiiiliiini Б р г г г а д и о м у п о д р я д у — ншшнипр illllllllllM llflllll яю р ъ х с ую npo ix ж с к у iп IIIЕIIIII 1 III 1 KU: s : 12 февраля нынешнего года в еженедельнике было опубли- и новано письмо газоэлентроевгрщика Мурманского тралового ^ — флота Ю. А. Воротникова, в котором он выразил обеспокоен- — — ность той уравниловкой, которая сущ ествует в оплате труда п zz на суд ах и которая гаси т инициативу членов экипаж а, порож- — = дает порой равнодушие к делу, отрицательно сказы вается на ^ конечных р езультатах труда. ~ — Письмо это положило начало разговору на страниц ах еже- ^ = недельнина о необходимости внедрения оригадной Формы ор- — ~ гауизации и стим улирования труда на судах («РМ», Ne 7, 15, — = 27, 1982 г). = 2 На транспортном рефрижераторе «И ркутск» управления Е: S «Севрыбхолодфлот» эксперимент по внедрению и есвершенст- ~ вованию бригадной формы организации и стимулирования Е 5 труда проводился в течение тр ех рейсов. ~ Большую помощь в подготовке и проведении эти х рейсов = S морякам оказали администрация, партийный комитет, специа- jjij zz листы экономических служ б управления. Скажем, такой при- Jjj == Mepi по просьбе энипажа «И ркутска» из ш татного расписания s = были исключены две ш татны е единицы матросов первого s ' класса и введены ш татны е единицы дв ух старш и х матросов S о оплатой за брйгадирство. Должности эти заняли бригади- ~ С ры — старшие грузовы х смен. = Н И так, каковы же итоги эксперимента? Об этом и идет речь Е Е • публикуемой ниже статье . Е Iм .TtHiiiififitiiiiiiiiiiiHiiiiiiiitiMiiiiiiiitHiiiiiiiiiuiiifiiiitiHtiiiiiiiiitiiiM iiiifiiirn вать перед хсветом машин- , нрй команды о снижении КТУ слесарю А. Б, Клепалову. Сни жена оценка за труд была и . старшему повару Е. А. Семен- чук. га нарушение правил техники безопасности. Зато повару А . М. Лебедь и пека рю Н. Н. Габдуллину КТУ был повышен за отличный труд. А ведь будь этот рейс обыч ным, какие проводил экипаж до эксперимента, то ни нару шения, ки трудовые порывы отдельных членов экипажа не обозначились бы та:< четко, не получили бы гласного призна ния. И, собственно, чем бы отличался на общем трудо вом фоне недобросовестный работник . ст инициативного? Разве только тем, что получал замечания, которые, наверное, забылись бы всеми к концу рейса. Тем более что от этих замечаний рублей в зарплате не убудет. Стоит ли удивляться такому факту, что когда на совете обсуждался вопрос, как быть дальше q бригадной формой организации и стимулирова ния труда, от желающих вы ступить в ее пользу, что на зывается, не было отбоя. Мат росы Е. В. Нечай, В. Н. Сафо нов, П. Я. Першим, боцман В. Н. Крылов предложили не оставлять ни одного случая нарушения трудовой дисцип лины без обсуждения на со вете службы. Согласитесь, о том, что их не волнует, моря ки говорить не будут... Опора на инициативу Итак, совершенствуя хозяй ственный механизм на судне, в частности, его самое важ ное звено — бригадную фор му организации и стимулиро вания труда, экипаж ТР «Ир ду говорит», отражается вклад каждой бригады ■ общесудо- вую экономию. Хотелось бы особо ска зать вот о чем. Повышая тре бования к качеству и количе ству труда каждого члена эки пажа, нужно параллельно раз вивать хозрасчетные принци пы и стимулы, которые не позволяют топтаться на мес те, побуждают выявлять ре зервы на каждом рабочем месте. Нужно Есеми средствами из бегать элементов формализма во внедрении бригадной фор мы организации труда. В ча стности, мы считаем, что на транспортных рефрижерато рах есть необходимость даль нейшего развития хозрасчет ных стимулов. И вот почему. За последнее время значи тельно изменились условия эксплуатации промыслового флота: рыбаки стали работать далеко от родных берегов, проводя междурейсовый ре монт в иностранных портах. Они испытывают постоянную потребность в промвооруже- нии, продовольствии и т. д. Вот и получилось," что транс портные суда выполняют од новременно и функции баз снабжения. Например, их эки пажам приходится нередко доставлять промысловикам скоропортящиеся грузы. Но эта работа не учитывается ни по тоннажу, ни по вре мени, которое затрачивает ся на перевозку грузов, ни, наконец, при начислении заработной платы экипажу. Потому что в настоящее вре мя сдельный фонд заработной платы на транспортных реф рижераторах определяется из расчета принятого груза ры бопродукции в соответствии с действующим в отрасли поло жением. Однако, поскольку у экипа жей транспортных судов, -ра ботающих на «длинном пле че», появилась масса допол нительных забот, связанных с увеличением объема перево зок снабжения промыслови кам, то сдельную заработную плату, думается, нужно рас считывать с учетом перегру женного снабжения. Главное — конечный результат Обращает на себя внимание и следующий момент. Конеч ные результаты труда не сов сем прочно, на наш взгляд, увязаны с размером возна граждения. Скажем, на рейс устанавливается фонд мате риального поощрения в сум ме 250 рублей. При этом не учитывается, например, сум ма фактической сверхплано вой прибыли, полученная эки пажем. Что же выходит? А вот что: чем лучше работает экипаж, чем больше сверхплановой прибыли он обеспечит своим трудом, тем меньший процент премии от нее выделяется в поощрительный фонд экипажа. А потому наиболее целесооб разным будет, по нашему мне нию, установить твердый про цент отчислений . в поощри тельный фонд от сверхплано вой прибыли. Необходимо при этом сде лать такую оговорку. Учитывая организацию про изводства на ТР «I-Иркутск», где труд каждого члена эки пажа находится под тройным контролем (советов служб- бригад, совета судча и судо- еой администрации), правиль но было бы распределять с учетом КТУ только премию из фонда заработной платы и премию из поощрительного фонда. Сдельную же заработ ную 'плату следует распре делять, как это и делается сейчас, по паям. Теперь несколько слов о повышении производительнос ти труда. При определении этого показателя на ТР, как известно, исходят из средне суточного приема рыбопро дукции на сутки рейсооборо- та, то есть весь перегружен ный тоннаж- делят на количе ство дней, проведенных я рейсе, включая переходы, сто янки в порту. Однако очевид но, что при этом реальная ве личина данного показателя ис кажается. Куда правильнее было бы, на наш взгляд, оп: ределять производительность труда исходя из того, сколь ко рыбопродукции б среднем принимают транспортники за период работы непосредст венно в районе промысла. Мы говорили уже о лице вых счетах экономии каждой службы-бригады. Было бы хо рошо, если бы эти лицевые счета стали составной час тью рейсовоге плана-отчета. Следовало бы разработать по рядок премирования за каж дую тонну сбереженных го рюче-смазочных материалов, а по снабжению и ЗИПу — по итогам работы экипажа за по лугодие с учетом действую щих нормативов. Условия премирования', опять же сле дует отражать в рейсовых планах-отчетах. Решив эти проблемы, мож но будет сделать еще один шаг на пути совершенствова ния хозяйственного механиз ма, интенсификации производ ства и повышения его эфф ек тивности, реализации задач, поставленных перед тружени ками рыбного А^урмана Про довольственной программой страны. И. РОГАЧЕВА, кандидат экономических наук, доцент Мурманского высшего ин женерного морского учи лища имени Ленинского комсомола. Н. ДРУЖКОВ, капитан-директор ТР «Ир кутски управления «Сев- рыбхолодфлот». « Р Ы Б Н О Е ХОЗЯЙСТВО» № 11 Очередной номер 'журнала открывается статьей В. Яши на и JI. Пурлицнса «Эко номия топливно-энергетиче ских ресурсов в Мурманском траловом флоте»: В ней рассказывается о том, '.как во флоте организовано со циалистическое соревнова ние за сокращение расфда и снижение затрат на топ ливо, расширение использо вания вторичных , топливно- энергетических ресурсов и низкопотенциального jeri.ia . Под рубрикой «Слагаемые Продовольственной програм мы» опубликована статья заведующего промышленно- транспортным отделом Бал тийского райкома КПСС г. Калининграда С. - Козлова «Совершенствование межот раслевого соревнования смежников по ускорению доставки рыбной продукции потребителю». Ее автор ■ де лится опытом координащ.1- деятельности смежных кол лективов, оперативного учета и контроля за выпол нением согласованных пла нов и социалистических обя зательств. «Мобилизующее слоьо лектора» — так называется статья заместителя началь ника управления Минрыбхо- за СССР по работе с моря ками загранплавания А. Уша кова. Он анализирует работу лекторских активов флотов и береговых предприятий, за нятых . разъяснением и про пагандой'! материалов майско го (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, документов по раз витию рыбной отрасли. Коллегия Мннрыбхоза СССР рассмотрела вопрос о ходе внедрения бригадной формы н ще-кинского метода организации и стимулирова ния труда в производствен ных объединениях и на предприятиях ВРПО «Касп- рыба». Изложение принятого постановления опубликовано в журнале. Результаты обследовф; к прибрежной зоны Кольского полуострова, - проведенного сотрудниками ПИНРО , iпо казали, что в некоторых районах имеются предпосыл ки для товарного выращива ния холодолюбнвых рыб в морской воде. Объектом ис следования был выбран дальневосточный кижуч. Об опытных работах, которые выполнялись в морской воде в садках на Княжегубском, Кандалакшском, Иыандров- ском рыбоводных заводах идет речь в статье А. Кру- таковой «Дальневосточный кижуч — объект товарного выращивания в Заполярье». Морякам флота рыбной промышленности хорошо из вестно, что в холодное вре мя года в северных и уме ренных широтах при : силь ных ветрах и низкой; тем пературе происходит интен сивное обледенение судов. Оно особенно опасно для су дов с низким подводным бортом — средних и майых рыболовных траулеров, .сей неров. О методах и способах борьбы с обледенением в ус ловиях зимнего промысла говорится в материале А. Тюрина («Главгосрыб- флотинспекция») «Обледене ние судов», помещенном в разделе «Флот и его эксплу атация». Под рубрикой «Внимание: опыт» опубликованы мате риалы о графитно-льняном способе очистки судовых па ровых котлов, о термическом обезврелшвашш отбросных газов рыбокоптильного про изводства и другие. ’ • 6 стр «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 декабря 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz