Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.

Что показал анализ На судне бь:ли созданы две | бригады. Одна из них — об­ щесудовая (комплексная) — объединила судоводителей, палубную команду и команду бытового обслуживания. Во вторую бригаду вошли члены судомеханической службы. В каждой из них был создан со­ вет бригады. Что же касается совета судна, то его возгла­ вил капитан, который как ад­ министратор закреплял реко­ мендации этого совета прика­ зами по судну. Вполне естественно, моря­ ков заинтересует вопрос: что же дало внедрение бригадной формы, стал ли работать эки­ паж дружнее, эффективнее? Для этого сравним два рейса. Экспериментальный № 3 И не­ экспериментальный, в котором использовался лишь один эле­ мент бригадной формы орга­ низации труда — коэффици­ ент трудового участия (КТУ). Оба рейса экипаж «Иркутска» работал в одном районе, при­ мерно в одинаковых, услови­ ях. И что же?.. Анализ пока­ зал: в экспериментальном рей­ се моряки действительно ра­ ботали значительно лучше. Производительность труда экипажа, рассчитанная по среднесуточному приему про­ дукции на сутки рейсооборо- т*, почти на шесть процентов была выше, чем * рейсе не­ экспериментальном. Если мы возьмем тот же показатель, ко уже определенный по среднесуточному приему ры­ бопродукции непосредствен­ но в районе промысла, то расчеты показывают, что в экспериментальном рейсе про­ изводительность труда й «ча­ сы пик» была выше чуть W не в полтора раза. Не будем с головой погру­ жаться в море цифр и ска­ жем только — фактическая прибыль по судну в среднем за экспериментальный рейс была 80,2 тысячи рублей. Ры­ бацким экипажам сэкономле­ но тринадцать суток промыс­ лового времени. Таким образом, экономиче­ ский эффект ■ результате внедрения и совершенствова­ ния бригадной формы орга­ низации труда только на тран­ спортном рефрижераторе «Иркутск» составил 127,5 лы - сячи рублей. Оценивать вклад каждого Все это позволяет с уверен­ ностью говорить о том, что бригадная форма может зна­ чительно улучшить хозрасчет­ ные отношения, существую­ щие на флоте, вскрыть резер­ вы, приведение а действие ко­ торых позволит повысить про­ изводительность труда на су­ дах, сократить количественный состав экипажей, экономить горюче-смазочные материа­ лы и другие материальные ресурсы. И если речь зашла об уменьшении численности эки­ пажей (в это и есть первый резерв повышения произво­ дительности труда), то нужно говорить тут об освоении моряками смежных профес­ сий. На ТР «Иркутск», напри­ мер, в рейсах, о которых идет речь, специальность слесаря освоили пять матросов, а че­ тыре матроса второго класса и четыре моториста второго класса повысили свою квали­ фикацию. Другой резерв роста про­ изводительности труда — бо­ лее строгое отношение к оценке труда каждого члена экипажа. Здесь следует под­ робнее рассказать о работе советов служб-бригад, кото­ рые объективно оценивали, кто как потрудился, и опре­ деляли морякам КТУ. А от величины КТУ зависел размер премии из фонда заработной платы (ФЗП ), которая начис­ ляется по решению соЕета судна. Скажем, в последнем, третьем, экспериментальном рейсе за плохую работу во время перегрузочных работ на промысле, а также за не­ выполнение распоряжений вто­ рого помощника капитана со­ вет общесудовой службы- бригады решил ходатайство- кутск» решает одновременно несколько задач. Две из них наиболее важны. Имеются в виду повышение производи­ тельности труда и экономия горюче-смазочных материалов, других материальных ресур­ сов. Своеобразным ключом к решению второй задачи слу­ жат лицевые счета экономии служб-бригад. В них, как ■ зеркале, которое «всю прав- 11!11111111111!Ill 11111!111!!111111111111I I 11!МI!i11!1111111!I!1111111И11111!11!11111111!111- I ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЙСЫ:! Г = I и ■ Erillliiiiliiini Б р г г г а д и о м у п о д р я д у — ншшнипр illllllllllM llflllll яю р ъ х с ую npo ix ж с к у iп IIIЕIIIII 1 III 1 KU: s : 12 февраля нынешнего года в еженедельнике было опубли- и новано письмо газоэлентроевгрщика Мурманского тралового ^ — флота Ю. А. Воротникова, в котором он выразил обеспокоен- — — ность той уравниловкой, которая сущ ествует в оплате труда п zz на суд ах и которая гаси т инициативу членов экипаж а, порож- — = дает порой равнодушие к делу, отрицательно сказы вается на ^ конечных р езультатах труда. ~ — Письмо это положило начало разговору на страниц ах еже- ^ = недельнина о необходимости внедрения оригадной Формы ор- — ~ гауизации и стим улирования труда на судах («РМ», Ne 7, 15, — = 27, 1982 г). = 2 На транспортном рефрижераторе «И ркутск» управления Е: S «Севрыбхолодфлот» эксперимент по внедрению и есвершенст- ~ вованию бригадной формы организации и стимулирования Е 5 труда проводился в течение тр ех рейсов. ~ Большую помощь в подготовке и проведении эти х рейсов = S морякам оказали администрация, партийный комитет, специа- jjij zz листы экономических служ б управления. Скажем, такой при- Jjj == Mepi по просьбе энипажа «И ркутска» из ш татного расписания s = были исключены две ш татны е единицы матросов первого s ' класса и введены ш татны е единицы дв ух старш и х матросов S о оплатой за брйгадирство. Должности эти заняли бригади- ~ С ры — старшие грузовы х смен. = Н И так, каковы же итоги эксперимента? Об этом и идет речь Е Е • публикуемой ниже статье . Е Iм .TtHiiiififitiiiiiiiiiiiHiiiiiiiitiMiiiiiiiitHiiiiiiiiiuiiifiiiitiHtiiiiiiiiitiiiM iiiifiiirn вать перед хсветом машин- , нрй команды о снижении КТУ слесарю А. Б, Клепалову. Сни­ жена оценка за труд была и . старшему повару Е. А. Семен- чук. га нарушение правил техники безопасности. Зато повару А . М. Лебедь и пека­ рю Н. Н. Габдуллину КТУ был повышен за отличный труд. А ведь будь этот рейс обыч­ ным, какие проводил экипаж до эксперимента, то ни нару­ шения, ки трудовые порывы отдельных членов экипажа не обозначились бы та:< четко, не получили бы гласного призна­ ния. И, собственно, чем бы отличался на общем трудо­ вом фоне недобросовестный работник . ст инициативного? Разве только тем, что получал замечания, которые, наверное, забылись бы всеми к концу рейса. Тем более что от этих замечаний рублей в зарплате не убудет. Стоит ли удивляться такому факту, что когда на совете обсуждался вопрос, как быть дальше q бригадной формой организации и стимулирова­ ния труда, от желающих вы­ ступить в ее пользу, что на­ зывается, не было отбоя. Мат­ росы Е. В. Нечай, В. Н. Сафо­ нов, П. Я. Першим, боцман В. Н. Крылов предложили не оставлять ни одного случая нарушения трудовой дисцип­ лины без обсуждения на со­ вете службы. Согласитесь, о том, что их не волнует, моря­ ки говорить не будут... Опора на инициативу Итак, совершенствуя хозяй­ ственный механизм на судне, в частности, его самое важ­ ное звено — бригадную фор­ му организации и стимулиро­ вания труда, экипаж ТР «Ир­ ду говорит», отражается вклад каждой бригады ■ общесудо- вую экономию. Хотелось бы особо ска­ зать вот о чем. Повышая тре­ бования к качеству и количе­ ству труда каждого члена эки­ пажа, нужно параллельно раз­ вивать хозрасчетные принци­ пы и стимулы, которые не позволяют топтаться на мес­ те, побуждают выявлять ре­ зервы на каждом рабочем месте. Нужно Есеми средствами из­ бегать элементов формализма во внедрении бригадной фор­ мы организации труда. В ча­ стности, мы считаем, что на транспортных рефрижерато­ рах есть необходимость даль­ нейшего развития хозрасчет­ ных стимулов. И вот почему. За последнее время значи­ тельно изменились условия эксплуатации промыслового флота: рыбаки стали работать далеко от родных берегов, проводя междурейсовый ре­ монт в иностранных портах. Они испытывают постоянную потребность в промвооруже- нии, продовольствии и т. д. Вот и получилось," что транс­ портные суда выполняют од­ новременно и функции баз снабжения. Например, их эки­ пажам приходится нередко доставлять промысловикам скоропортящиеся грузы. Но эта работа не учитывается ни по тоннажу, ни по вре­ мени, которое затрачивает­ ся на перевозку грузов, ни, наконец, при начислении заработной платы экипажу. Потому что в настоящее вре­ мя сдельный фонд заработной платы на транспортных реф ­ рижераторах определяется из расчета принятого груза ры­ бопродукции в соответствии с действующим в отрасли поло­ жением. Однако, поскольку у экипа­ жей транспортных судов, -ра­ ботающих на «длинном пле­ че», появилась масса допол­ нительных забот, связанных с увеличением объема перево­ зок снабжения промыслови­ кам, то сдельную заработную плату, думается, нужно рас­ считывать с учетом перегру­ женного снабжения. Главное — конечный результат Обращает на себя внимание и следующий момент. Конеч­ ные результаты труда не сов­ сем прочно, на наш взгляд, увязаны с размером возна­ граждения. Скажем, на рейс устанавливается фонд мате­ риального поощрения в сум­ ме 250 рублей. При этом не учитывается, например, сум­ ма фактической сверхплано­ вой прибыли, полученная эки­ пажем. Что же выходит? А вот что: чем лучше работает экипаж, чем больше сверхплановой прибыли он обеспечит своим трудом, тем меньший процент премии от нее выделяется в поощрительный фонд экипажа. А потому наиболее целесооб­ разным будет, по нашему мне­ нию, установить твердый про­ цент отчислений . в поощри­ тельный фонд от сверхплано­ вой прибыли. Необходимо при этом сде­ лать такую оговорку. Учитывая организацию про­ изводства на ТР «I-Иркутск», где труд каждого члена эки­ пажа находится под тройным контролем (советов служб- бригад, совета судча и судо- еой администрации), правиль­ но было бы распределять с учетом КТУ только премию из фонда заработной платы и премию из поощрительного фонда. Сдельную же заработ­ ную 'плату следует распре­ делять, как это и делается сейчас, по паям. Теперь несколько слов о повышении производительнос­ ти труда. При определении этого показателя на ТР, как известно, исходят из средне­ суточного приема рыбопро­ дукции на сутки рейсооборо- та, то есть весь перегружен­ ный тоннаж- делят на количе­ ство дней, проведенных я рейсе, включая переходы, сто­ янки в порту. Однако очевид­ но, что при этом реальная ве­ личина данного показателя ис­ кажается. Куда правильнее было бы, на наш взгляд, оп: ределять производительность труда исходя из того, сколь­ ко рыбопродукции б среднем принимают транспортники за период работы непосредст­ венно в районе промысла. Мы говорили уже о лице­ вых счетах экономии каждой службы-бригады. Было бы хо­ рошо, если бы эти лицевые счета стали составной час­ тью рейсовоге плана-отчета. Следовало бы разработать по­ рядок премирования за каж­ дую тонну сбереженных го­ рюче-смазочных материалов, а по снабжению и ЗИПу — по итогам работы экипажа за по­ лугодие с учетом действую­ щих нормативов. Условия премирования', опять же сле­ дует отражать в рейсовых планах-отчетах. Решив эти проблемы, мож­ но будет сделать еще один шаг на пути совершенствова­ ния хозяйственного механиз­ ма, интенсификации производ­ ства и повышения его эфф ек­ тивности, реализации задач, поставленных перед тружени­ ками рыбного А^урмана Про­ довольственной программой страны. И. РОГАЧЕВА, кандидат экономических наук, доцент Мурманского высшего ин­ женерного морского учи­ лища имени Ленинского комсомола. Н. ДРУЖКОВ, капитан-директор ТР «Ир­ кутски управления «Сев- рыбхолодфлот». « Р Ы Б Н О Е ХОЗЯЙСТВО» № 11 Очередной номер 'журнала открывается статьей В. Яши­ на и JI. Пурлицнса «Эко­ номия топливно-энергетиче­ ских ресурсов в Мурманском траловом флоте»: В ней рассказывается о том, '.как во флоте организовано со­ циалистическое соревнова­ ние за сокращение расфда и снижение затрат на топ­ ливо, расширение использо­ вания вторичных , топливно- энергетических ресурсов и низкопотенциального jeri.ia . Под рубрикой «Слагаемые Продовольственной програм­ мы» опубликована статья заведующего промышленно- транспортным отделом Бал­ тийского райкома КПСС г. Калининграда С. - Козлова «Совершенствование межот­ раслевого соревнования смежников по ускорению доставки рыбной продукции потребителю». Ее автор ■ де­ лится опытом координащ.1- деятельности смежных кол­ лективов, оперативного учета и контроля за выпол­ нением согласованных пла­ нов и социалистических обя­ зательств. «Мобилизующее слоьо лектора» — так называется статья заместителя началь­ ника управления Минрыбхо- за СССР по работе с моря­ ками загранплавания А. Уша­ кова. Он анализирует работу лекторских активов флотов и береговых предприятий, за­ нятых . разъяснением и про­ пагандой'! материалов майско­ го (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, документов по раз­ витию рыбной отрасли. Коллегия Мннрыбхоза СССР рассмотрела вопрос о ходе внедрения бригадной формы н ще-кинского метода организации и стимулирова­ ния труда в производствен­ ных объединениях и на предприятиях ВРПО «Касп- рыба». Изложение принятого постановления опубликовано в журнале. Результаты обследовф; к прибрежной зоны Кольского полуострова, - проведенного сотрудниками ПИНРО , iпо­ казали, что в некоторых районах имеются предпосыл­ ки для товарного выращива­ ния холодолюбнвых рыб в морской воде. Объектом ис­ следования был выбран дальневосточный кижуч. Об опытных работах, которые выполнялись в морской воде в садках на Княжегубском, Кандалакшском, Иыандров- ском рыбоводных заводах идет речь в статье А. Кру- таковой «Дальневосточный кижуч — объект товарного выращивания в Заполярье». Морякам флота рыбной промышленности хорошо из­ вестно, что в холодное вре­ мя года в северных и уме­ ренных широтах при : силь­ ных ветрах и низкой; тем­ пературе происходит интен­ сивное обледенение судов. Оно особенно опасно для су­ дов с низким подводным бортом — средних и майых рыболовных траулеров, .сей­ неров. О методах и способах борьбы с обледенением в ус­ ловиях зимнего промысла говорится в материале А. Тюрина («Главгосрыб- флотинспекция») «Обледене­ ние судов», помещенном в разделе «Флот и его эксплу­ атация». Под рубрикой «Внимание: опыт» опубликованы мате­ риалы о графитно-льняном способе очистки судовых па­ ровых котлов, о термическом обезврелшвашш отбросных газов рыбокоптильного про­ изводства и другие. ’ • 6 стр «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 декабря 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz