Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.

СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ В Б РА ТСКОЙ С ЕМ Ь Е НАРОДОВ СССР ДОСТОЙНО З А Н Я Л СВОЕ М ЕСТО МАЛЕНЬКИЙ С Е В Е РНЫЙ СААМСКИЙ НАРОД ...Была такая страна. Темная, большая страна. Не было над ней солнца. Черное небо висело над землей. А люди назывались вежинкамн. Стронли вежи —• шалаши нз дер­ на и прутьев, покрывали их мхом и оленьими шкурами, и гулял в них лютый ветер, н было холодно. И продолжалось так тысячи лет. И думали бедные вежники: когда же это кончится? Когда засветит над тундрой солнце, зазеленеют поля? Когда вырастут на них цветы и злаки и могучие леса зашумят вдоль берега мо­ ря!.. Так из поколения в поколение передавалась сказка — вековая мечта маленького северного народа о лучшей жизни, о счастье, о солнце. Сбылась она только в со­ ветское время. Ловозеро сегодня — Национальный центр саамов — это большое со­ временное селение с широ­ кими улицами и многоэтаж­ ными зданиями, в абсолют­ ном большинстве с централь­ ным отоплением и водопро­ водом. — рассказывает А. А. РОЧЕВ, председатель Лово- зерского районного Совета народных депутатов. — В селе две школы поч­ ти на тысячу учащихся. В одной из них — школе-ин­ тернате ■— на полном госу­ дарственном обеспечении обучаются 250 детей саамов, коми, ненцев. Мы пользуемся всеми со­ временными достижениями: смотрим, как и мурманчане, две программы телевидения, имеем Дома культуры, пио­ неров, быта, два детских са­ да, автоматическую телефон­ ную станцию, больницу, ма­ газины и столовые. В фон­ дах централизованной биб­ лиотечной системы около 200 тысяч книг. Еще приме­ чательный факт: товаров на каждого жителя в Ловозере продается больше, чем во многих других городах и рай­ онах области. В районе два оленеводче­ ских совхоза: «Тундра» и «Память Ленина», в которых насчитывается около 60 ты­ сяч оленей, находящихся под присмотром 20 бригад пастухов. Оленеводство дает около 70 процентов произво­ димого в районе мяса. Иным стали груд и быт оленево­ дов. В селениях они имеют хорошие дома или современ­ ные квартиры, а в тундре — оборудованные и оснащен­ ные веем необходимым базы. Совхозы для связи с пасту­ хами используют самолеты и вертолеты, радиостанции, вездеходы и мотонарты. В райцентре несколько лет действует филиал сельского профтехучилища, где готовят будущих оленеводов. Крупным промышленным предприятием района являет­ ся Ловозерский горнообога­ тительный комбинат. Объем промышленной продукции в этом году в районе превысит 35 миллионов рублей. В одиннадцатой пятилетке мы намерены построить око­ ло 700 квартир, новый про­ сторный Дом культуры, по­ ликлинику, кафе «Чум» в национальном стиле, торго­ вый центр, типографию. В краю легенд Сейдозеро... Па языке саамов — священное озеро. В давние времена по празд­ никам съезжались сюда оле­ неводы и рыбаки с ближних и дальних кочевий и промыс­ лов. Тихая девственная кра­ сота этих мест, легенды и были северного народа при­ влекают сегодня туристов со всей страны. Над озером справа — ог­ ромная скала Куйвчорр. Ле­ генда гласит: когда на саам­ скую землю напали разбой­ ники, храбрый саамский вождь, богатырь Ляйне, соб- шаются в нашей стране на­ циональные вопросы. Попытки создать саамскую письменность предпринима­ лись еще в тридцатые годы. Тогда же были изданы пер­ вый букварь и две неболь­ шие книжки: «Что такое ин­ дустриализация страны» и «Как по земле ездят». Но был несовершенен тот бук­ варь. как и письменный строй языка, на основе ко­ торого он создавался. Не имели еще в то время саамы своих специалнстов-филоло- гов. Что дам говорить — грамотных можно было про­ сто пересчитать. Работа над саамской пись­ менностью продолжалась. И вот Министерством просве­ щения РСФС Р утвержден букварь, созданный ловрзер- ской учительницей, -предста­ вительницей саамского наро­ да А . ' А. Антоновой. Яркие рисунки к нему выполнил ленинградский ; художник В. И. Цикота; И сам бук- ливы рек, то стремительные и озорные, как бегущие оле­ ни. Много сил и стараний приложил он, чтобы преодо­ леть робость и стеснитель­ ность саамских девчат, ско­ ванность парней. И песня зазвучала со сцены. О счас­ тье, о радости, о тундре, над которой не заходит солн­ це. Саамский национальный хор не раз выступал на луч­ ших сценах Мурманска, Мон­ чегорска, Кандалакши и дру­ гих городов Кольского полу­ острова, а также в Ленин­ граде и Москве. Его видела страна по Центральному те­ левидению. Вывал он п за рубежом. В год 60-летия образова- -ния СССР Дни культуры в ■ Мурманске открывали лово- зерцы. --Им было предостав­ лено" это почетное право. И они снова порадовали жите­ лей-■ областного центра. .На ­ чался концерт красочным ■ ;.л В Л О В О З Е Р С К О Й ТУНД РЕ . рал народ, заманил грабите­ ля Куйву на Сейдозеро и победил тут его. Раненый злодей хотел убежать, да не смог — окаменел. II в са­ мом деле кажется издали, что на; скале - распластался огромного роста человек... Богато Сейдозеро рыбой, красивы' его окрестности. Теперь эта красота будет сохранена и приумножена: областной Совет - народных депутатов . объявил . террито­ рию 'Сейдозера государст­ венным комплексным заказ­ ником. Отныне, сбор ягод, грибов, растений, рубка ле­ са, разбивка туристских сто­ янок на территории около 20 тысяч гектаров запрещаются. Это еще одно свидетельст­ во заботы о саамах, об их родном крае. На родном языке Необычайно праздничным стал в этом году день 1 сен­ тября для первоклассников Ловозерской средней школы — детей оленеводов и ры­ баков. Они начали учиться по своему саамскому буква­ рю. Северный народ, насчи­ тывающий всего около полу­ тора тысяч человек, получил возможность читать н писать на родном языке. Так после­ довательно и настойчиво ре­ ’ варь выпущен в Ленинграде, в отделении издательства «Просвещение». Появление саамского бук­ варя (по мнению специали­ стов — довольно удачного) — это праздник коренных жителей Кольского полуост­ рова, х праздник . саамской письменности, которая помо- • жет сохранить .п развнтьг бо- . гатую. национальную культу­ ру-народа. • . . ■ : 1 1 : - ; е Песни - у £...«■: и тайцы тундры По вечерам, когда на хо­ лодном нёбе вспыхивают спо­ лохи северного сияния, пар­ ни и девчата в националь­ ных костюмах полукругом выстраиваются на сцене. Льётся широкая, как сама тундра, песня... Выступает или проводит очередную репетицию саам­ ский национальный народ­ ный хор. Как самодеятель­ ный творческий коллектив, он сложился еще в тридца­ тые годы. Первым его руко­ водителем был приехавший на работу в село учитель Николай Юшкевич. Его за­ ворожили песни саамов: то нежные и плавные, как раз­ .прологом «Наш край героя­ ми богат» в исполнении всех участников, самодеятельности. Горячими аплодисментами встретили, зрители вокально- хореографическую компози­ цию. «Пою. тебя, мой Север» в исполнении ансамбля пес­ ни и танца. ■*-, *4 II в других _ се.тениях на­ шего края есть исполнители .саамских, песен.. В .Туломе, например, -Анна : . Ивановна , Осипова. В. этом году, она, несмотря, на свои^72 года, отправилась- в Таллин. Ее . пригласили . Союз . композито­ ров и' ИнститутГязьша'и.-ли­ тературы Эстонской ССР. . Пела .саамскйё' песни" на сце­ не Государствеиного.художе­ ственного училища* Эстонской ССР. А*'на телевидении рес­ публики была .снята. передача с участием Анны' Ивановны. Просты, лиричны, самобытны С удивительной быстротой исчез с прилавков книжных магазинов сборник «Саам­ ские сказки», изданный в Мурманске в 1980 году. Ве­ лик интерес к устному" твор­ честву маленького народа. У этого народа был риту­ ал: самая старая сказитель­ ница садилась в чуме к ко­ стру, мерно раскачивалась в такт своему голосу, и буд­ то из пламени огня рожда­ лись, оживали легенды... Одним нз первых соби­ рателей фольклора се­ верного народа был брат из­ вестного театрального дея­ теля В. И. Немирович-Дан­ ченко. В 1873 году во мно­ гих. селениях и погостах он записал десятки историче­ ских и героических сказок. Вклад в доброе дело в доре­ волюционное время внесли К. Щеколдин, Н. II. Хару- зин, А. Я. Ященко, М. М. Пришвин, Ю. В. Визе. После Великого Октября интерес к устному народному творчеству саамов возрос необычайно. Много сил и энергии собиранию фолькло­ ра отдавал неутомимый кра­ евед В. К. Алымов. Немало удивительных произведений записали в тс годы Я. А. Комшнлов, 3. Б. Червяков, В. В. Чарнолусский. Новый этап изучения са­ амской культуры начался в пятидесятых годах нашего времени. Теперь все дела­ лось на научной оч^ове. Сказки записывали по 1 “м правилам лингвистики ' и фольклористики научные ра­ ботники Г. М. Керт, В. В. Сенкевич-Гудкова, В. Н. Же- лезнякова, а также предста­ вители интеллигенции само­ го саамского народа — А. А. Антонова, О. В. Мат- рехина (Воронова). В 1959 году в Мурман­ ском книжном издательстве вышел первый сборник са­ амских сказок, в котором насчитывалось около 70 про­ изведений. В 1965 году столичное издательство «На- ■ука» опубликовало «Леген­ ду об олёне-человеке», запи­ санную известным советским этнографом В. В. Чарнолус- ским. В следующем году в Москве появились подготов­ ленные нм же «Саамские сказки». , И вот — еще один сбор­ ник. Наиболее полный. В нем 173 сказки. Причем лишь те, которые сохрани­ лись в наиболее подлинном народном звучании. Они просты, самобытны, лирич­ ны и... прекрасны. -л1- О многом еще можно бы рассказать: о том, что :а- амов есть свой врачи и учителя, научные работш. и специалисты разных отраслей. Что дети их бесплатно воспитываются в яслях, садах и школах-интернатах. Что в Ловозерском национальном музее бережно сохраняется все, связанное с историей родного края. Что о саамах написано немало научных работ, в том числе книга А . А . Киселева и Т. А . Киселевой, изданная и в других стра­ нах. Но и без этого видно, что народ, до революции зате­ рянный в тундре и полузабытый, достойно занял свое место в союзе равноправных народов нашей страны и до­ стиг многого в экономике и культуре, общественной жизни. Все это дали ему, как и всем народам СССР , Советская власть, Коммунистическая партия страны. С. Д А Щ И Н С К И И . Мурманск — Ловозеро. • 8 стр. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 декабря 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz