Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.
СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ В Б РА ТСКОЙ С ЕМ Ь Е НАРОДОВ СССР ДОСТОЙНО З А Н Я Л СВОЕ М ЕСТО МАЛЕНЬКИЙ С Е В Е РНЫЙ СААМСКИЙ НАРОД ...Была такая страна. Темная, большая страна. Не было над ней солнца. Черное небо висело над землей. А люди назывались вежинкамн. Стронли вежи —• шалаши нз дер на и прутьев, покрывали их мхом и оленьими шкурами, и гулял в них лютый ветер, н было холодно. И продолжалось так тысячи лет. И думали бедные вежники: когда же это кончится? Когда засветит над тундрой солнце, зазеленеют поля? Когда вырастут на них цветы и злаки и могучие леса зашумят вдоль берега мо ря!.. Так из поколения в поколение передавалась сказка — вековая мечта маленького северного народа о лучшей жизни, о счастье, о солнце. Сбылась она только в со ветское время. Ловозеро сегодня — Национальный центр саамов — это большое со временное селение с широ кими улицами и многоэтаж ными зданиями, в абсолют ном большинстве с централь ным отоплением и водопро водом. — рассказывает А. А. РОЧЕВ, председатель Лово- зерского районного Совета народных депутатов. — В селе две школы поч ти на тысячу учащихся. В одной из них — школе-ин тернате ■— на полном госу дарственном обеспечении обучаются 250 детей саамов, коми, ненцев. Мы пользуемся всеми со временными достижениями: смотрим, как и мурманчане, две программы телевидения, имеем Дома культуры, пио неров, быта, два детских са да, автоматическую телефон ную станцию, больницу, ма газины и столовые. В фон дах централизованной биб лиотечной системы около 200 тысяч книг. Еще приме чательный факт: товаров на каждого жителя в Ловозере продается больше, чем во многих других городах и рай онах области. В районе два оленеводче ских совхоза: «Тундра» и «Память Ленина», в которых насчитывается около 60 ты сяч оленей, находящихся под присмотром 20 бригад пастухов. Оленеводство дает около 70 процентов произво димого в районе мяса. Иным стали груд и быт оленево дов. В селениях они имеют хорошие дома или современ ные квартиры, а в тундре — оборудованные и оснащен ные веем необходимым базы. Совхозы для связи с пасту хами используют самолеты и вертолеты, радиостанции, вездеходы и мотонарты. В райцентре несколько лет действует филиал сельского профтехучилища, где готовят будущих оленеводов. Крупным промышленным предприятием района являет ся Ловозерский горнообога тительный комбинат. Объем промышленной продукции в этом году в районе превысит 35 миллионов рублей. В одиннадцатой пятилетке мы намерены построить око ло 700 квартир, новый про сторный Дом культуры, по ликлинику, кафе «Чум» в национальном стиле, торго вый центр, типографию. В краю легенд Сейдозеро... Па языке саамов — священное озеро. В давние времена по празд никам съезжались сюда оле неводы и рыбаки с ближних и дальних кочевий и промыс лов. Тихая девственная кра сота этих мест, легенды и были северного народа при влекают сегодня туристов со всей страны. Над озером справа — ог ромная скала Куйвчорр. Ле генда гласит: когда на саам скую землю напали разбой ники, храбрый саамский вождь, богатырь Ляйне, соб- шаются в нашей стране на циональные вопросы. Попытки создать саамскую письменность предпринима лись еще в тридцатые годы. Тогда же были изданы пер вый букварь и две неболь шие книжки: «Что такое ин дустриализация страны» и «Как по земле ездят». Но был несовершенен тот бук варь. как и письменный строй языка, на основе ко торого он создавался. Не имели еще в то время саамы своих специалнстов-филоло- гов. Что дам говорить — грамотных можно было про сто пересчитать. Работа над саамской пись менностью продолжалась. И вот Министерством просве щения РСФС Р утвержден букварь, созданный ловрзер- ской учительницей, -предста вительницей саамского наро да А . ' А. Антоновой. Яркие рисунки к нему выполнил ленинградский ; художник В. И. Цикота; И сам бук- ливы рек, то стремительные и озорные, как бегущие оле ни. Много сил и стараний приложил он, чтобы преодо леть робость и стеснитель ность саамских девчат, ско ванность парней. И песня зазвучала со сцены. О счас тье, о радости, о тундре, над которой не заходит солн це. Саамский национальный хор не раз выступал на луч ших сценах Мурманска, Мон чегорска, Кандалакши и дру гих городов Кольского полу острова, а также в Ленин граде и Москве. Его видела страна по Центральному те левидению. Вывал он п за рубежом. В год 60-летия образова- -ния СССР Дни культуры в ■ Мурманске открывали лово- зерцы. --Им было предостав лено" это почетное право. И они снова порадовали жите лей-■ областного центра. .На чался концерт красочным ■ ;.л В Л О В О З Е Р С К О Й ТУНД РЕ . рал народ, заманил грабите ля Куйву на Сейдозеро и победил тут его. Раненый злодей хотел убежать, да не смог — окаменел. II в са мом деле кажется издали, что на; скале - распластался огромного роста человек... Богато Сейдозеро рыбой, красивы' его окрестности. Теперь эта красота будет сохранена и приумножена: областной Совет - народных депутатов . объявил . террито рию 'Сейдозера государст венным комплексным заказ ником. Отныне, сбор ягод, грибов, растений, рубка ле са, разбивка туристских сто янок на территории около 20 тысяч гектаров запрещаются. Это еще одно свидетельст во заботы о саамах, об их родном крае. На родном языке Необычайно праздничным стал в этом году день 1 сен тября для первоклассников Ловозерской средней школы — детей оленеводов и ры баков. Они начали учиться по своему саамскому буква рю. Северный народ, насчи тывающий всего около полу тора тысяч человек, получил возможность читать н писать на родном языке. Так после довательно и настойчиво ре ’ варь выпущен в Ленинграде, в отделении издательства «Просвещение». Появление саамского бук варя (по мнению специали стов — довольно удачного) — это праздник коренных жителей Кольского полуост рова, х праздник . саамской письменности, которая помо- • жет сохранить .п развнтьг бо- . гатую. национальную культу ру-народа. • . . ■ : 1 1 : - ; е Песни - у £...«■: и тайцы тундры По вечерам, когда на хо лодном нёбе вспыхивают спо лохи северного сияния, пар ни и девчата в националь ных костюмах полукругом выстраиваются на сцене. Льётся широкая, как сама тундра, песня... Выступает или проводит очередную репетицию саам ский национальный народ ный хор. Как самодеятель ный творческий коллектив, он сложился еще в тридца тые годы. Первым его руко водителем был приехавший на работу в село учитель Николай Юшкевич. Его за ворожили песни саамов: то нежные и плавные, как раз .прологом «Наш край героя ми богат» в исполнении всех участников, самодеятельности. Горячими аплодисментами встретили, зрители вокально- хореографическую компози цию. «Пою. тебя, мой Север» в исполнении ансамбля пес ни и танца. ■*-, *4 II в других _ се.тениях на шего края есть исполнители .саамских, песен.. В .Туломе, например, -Анна : . Ивановна , Осипова. В. этом году, она, несмотря, на свои^72 года, отправилась- в Таллин. Ее . пригласили . Союз . композито ров и' ИнститутГязьша'и.-ли тературы Эстонской ССР. . Пела .саамскйё' песни" на сце не Государствеиного.художе ственного училища* Эстонской ССР. А*'на телевидении рес публики была .снята. передача с участием Анны' Ивановны. Просты, лиричны, самобытны С удивительной быстротой исчез с прилавков книжных магазинов сборник «Саам ские сказки», изданный в Мурманске в 1980 году. Ве лик интерес к устному" твор честву маленького народа. У этого народа был риту ал: самая старая сказитель ница садилась в чуме к ко стру, мерно раскачивалась в такт своему голосу, и буд то из пламени огня рожда лись, оживали легенды... Одним нз первых соби рателей фольклора се верного народа был брат из вестного театрального дея теля В. И. Немирович-Дан ченко. В 1873 году во мно гих. селениях и погостах он записал десятки историче ских и героических сказок. Вклад в доброе дело в доре волюционное время внесли К. Щеколдин, Н. II. Хару- зин, А. Я. Ященко, М. М. Пришвин, Ю. В. Визе. После Великого Октября интерес к устному народному творчеству саамов возрос необычайно. Много сил и энергии собиранию фолькло ра отдавал неутомимый кра евед В. К. Алымов. Немало удивительных произведений записали в тс годы Я. А. Комшнлов, 3. Б. Червяков, В. В. Чарнолусский. Новый этап изучения са амской культуры начался в пятидесятых годах нашего времени. Теперь все дела лось на научной оч^ове. Сказки записывали по 1 “м правилам лингвистики ' и фольклористики научные ра ботники Г. М. Керт, В. В. Сенкевич-Гудкова, В. Н. Же- лезнякова, а также предста вители интеллигенции само го саамского народа — А. А. Антонова, О. В. Мат- рехина (Воронова). В 1959 году в Мурман ском книжном издательстве вышел первый сборник са амских сказок, в котором насчитывалось около 70 про изведений. В 1965 году столичное издательство «На- ■ука» опубликовало «Леген ду об олёне-человеке», запи санную известным советским этнографом В. В. Чарнолус- ским. В следующем году в Москве появились подготов ленные нм же «Саамские сказки». , И вот — еще один сбор ник. Наиболее полный. В нем 173 сказки. Причем лишь те, которые сохрани лись в наиболее подлинном народном звучании. Они просты, самобытны, лирич ны и... прекрасны. -л1- О многом еще можно бы рассказать: о том, что :а- амов есть свой врачи и учителя, научные работш. и специалисты разных отраслей. Что дети их бесплатно воспитываются в яслях, садах и школах-интернатах. Что в Ловозерском национальном музее бережно сохраняется все, связанное с историей родного края. Что о саамах написано немало научных работ, в том числе книга А . А . Киселева и Т. А . Киселевой, изданная и в других стра нах. Но и без этого видно, что народ, до революции зате рянный в тундре и полузабытый, достойно занял свое место в союзе равноправных народов нашей страны и до стиг многого в экономике и культуре, общественной жизни. Все это дали ему, как и всем народам СССР , Советская власть, Коммунистическая партия страны. С. Д А Щ И Н С К И И . Мурманск — Ловозеро. • 8 стр. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 декабря 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz