Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.
ЖИЗНЕНО ВАЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ лет Северному морскому пути С о б р а л и с ь победители соревнования £ > О т труда социалистического — к тр уд у комм унистическо му» — под таким девизом в производственном объединении «Мурманрыбпром» прошел слет победителей социалистического соревнования в честь 60-летия образования СССР и ударников коммунистического труда. В предъюбилейном социали стическом соревновании во флоте участвовали 65 судовы х экипажей, коллективы всех бе реговых подразделений. Экипа жи 36 судов выполнили годо вой план вылова рыбы и вы пуска пищевой продукции к 65-й годовщине Великого О к тября. С выш е ста ты сяч цент неров рыбы выловили экипажи семи судов типа 6М РТ. В те кущем го ду в соревновании рыбаков и их смежников по Договору четы рнадцати тр у женики объединения дважды завоевывали переходящий приз «Трудовая доблесть». Стремясь увеличить вклад в реализацию Продовольствен ной программы стр ан ы , рыба ки объединения досрочно вы полнили социалистические обя зательства, приняты е в честь славного юбилея Союза ССР. Вы ступ ивш ие на слете пред седатель профкома объедине ния В. В. Белобров. капитан- директор БМ РТ «Леонид Ново- спасскии» А. М. Кириченко, боцман плавм астерской «Ре зец» В. И. Самородов и другие моряки говорили о дальнейшем повышении эфф екти вно сти производства, улучш ении каче ства вы пускаемой продукции, укреплении производственной и трудовой дисциплины , эко номном расходовании сы рья и материалов. Участники слета приняли обращение ко всем морякам, инженерно-техническим ра ботникам и служ ащ им объеди нения, в котором призы ваю т их еще выш е поднять знамя социалистического соревнова ния 8 1983 году, добиваться, чтобы рядом с ударнинами комм унистического труда не было ни одного отстающ его. И. ЛАПШ ИН , зам еститель председателя профкома производственного объеди нения «М урманрыбпром». За четверть века- пот три тысячи специалистов ^ Исполнилось двадцать пять лет со дня образования заоч ного отделения Мурманского мореходного училищ а имени И. И. Месяцева. За четверть века здесь подготовлено для рыбной промыш ленности око ло тр е х ты сяч специалистов. С отличием окончили учи ли ще работники Мурманского тралового ф ло та Э. С . Давно- рович, В. Н . Криеополенов, А. И. Баран, «Мурманрыбпро- ма» — Б. И. Котляр, Е. М. Скопин, В. Н. М аксименко, Ю. В. Макиенко, «Севрыбхолод- ф лота» — Н. Е. Панченко, Ю. Н . Д еньгин. Вы пускн и ки - заочники с честью тр уд ятся на рыбопромы словы х суд ах и предприятиях М инистерства рыбного хо зяй ства С СС Р. Пройден больш ой путь, на коплен богаты й опы т работы. С кажды м годом улучш ается учебно-м атериальная база, у к репляются связи с предприя тиями С еверного бассейна. Выросли квалиф ицированны е преподавательские кадры . С благодарностью вспоминаю т вы пускники сооих наставни ков, опы тны х преподавателей заочного отделения: С. А. С ук- рухо, А . С. Х русталеву, В. А . Ильина, В. Г. Клю кина, Г. И. Н икул и н си ую , А . 3. Мильмана. Труд м н о ги х преподавателей отмечен государственны м и на градам к. Боль . й вклад в дело под- готовн f • пециалистов вносят сегодн--м .,ре подаватели: Н. О. Саениог Л. А . Березина, Г. К. Морозов. Е. Я . А душ ки н , Л. С. Лиманенко, Ю. А . Федоров, методисты В . Ф . Семенов, В. Л. Ж ихарева, Г. Н. Д о кук и н *. Не- (Зриенимую помощь заочникам в fcn'x работе о казы ваю т секр ета ри заочного отделения В . А . Лебедь, В. П. Зеленская. Н. Б. Ревазова. Сегодня по пяти сп ец иаль ностям заочного отделения обу чаю тся 1400 человек. Бес спорно, уч и ться заочно. осо бенно моряку-промы словику, сложно, но тем и славна наша молодежь, что она настойчиво преодолевает все трудности. В. П УЧКО В, начальник за очного отделения Мурман ск ого мореходного училища j имени И. И. Месяцева. Пятьдесят НАПОДСТУПАХ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ С 1877 года организуются эпизодические коммерческие плавания из портов Западной Европы к устьям Оби и Ени сея. Однако из-за косности взглядов царского правитель ства на проблему русского арктического мореплавания рейсы совершались лишь на иностранных торговых судах. А. Норденшельд, совершив ший на паровой шхуне «Ве га» сквозное плавание по Сев морпути в 1878 году, посчи тал нерентабельными подоб ные сквозные, с зимовкой, плавания, на которые уходит больше года. Его точка зре ния, к сожалению, возоблада ла над другими и явилась своеобразным тормозом к снаряжению дальнейших экс педиций по Севморпути. На протяжении нескольких деся тилетий крупные капиталисты не хотели вкладывать средст ва в оборудование навига ционной обстановки в север ных моряхг в организацию там судоходства. Коммерческие плавания иностранных судов в Карском море в летние месяцы дале ко не всегда проходили ус пешно. Из 122 карских рейсов, совершенных за 42 года (1877— 1919 гг.), только 75 за кончились успешно. За это время было перевезено лишь 55 тысяч тонн грузов (в основ ном эт© — сельскохозяйствен ная продукция и минеральное сырье). Анализируя научные арктические экспедиции того периода, необходимо выде лить такие из них. Во-первых, экспедицию на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова в 1899 году, во время которой это судно проникло к северу от Шпиц бергена до широты 81с21'. Во-вторых, полярную экспеди цию на шхуне «Заря» под руководством русского геоло га Э. В. Толля к Новосибир ским островам. В третьих, две экспедиции, начавшиеся в 1912 году: на шхуне «Св. Ан на» под командованием лей тенанте флота Г. Л. Брусилова — по Севморпути, а также на парусно-моторной шхуне «Геркулес» под руководством Б. А. Русанова — с запада на восток высокоширотным мар шрутом. 8 том же году была предпринята попытка Г. Я. С е дове достичь Северного по люса. Как известно, все три экспедиции связаны с траги ческими событиями... В 1910— 1915 гг. вела рабо ты по съемке и описанию побережья и морей Северно го Ледовитого океана гидро графическая экспедиция на ледокольных пароходах «Тай мыр» и «Вайгач», возглавляе мая И. С. Сергеевым и Б. А. Вилькицким. В 1913 году они открыли архипелаг Северная Земля. В 1914— 1915 гг. «Тай мыр» и «Вайгач» впервые прошли по Севморпути с во стока на запад, из Владивос тока в Архангельск, с одной зимовкой. Понятно, что подобные эпи зодические рейсы и экспеди ции не могли решить пробле му хозяйственного освоения Се вморпути, хотя необходи- (Окончание. Нач. в М 51). мость такого освоения на благо России давно уже была обоснована передовыми рус скими умами. Великий естест воиспытатель Д. И. Менделеев, например, писал: «Победа над льдами Северного Ледо витого океана составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири». Однако было ясно, что пре имущества Севморпути могли быть использованы только при условии победы над льдами. За эту проблему сме ло взялся создатель «Ерма ка» С. О. Макаров. К сожа лению, некоторые неудачи, сопровождавшие первые пла вания ледокола, неудачи — в общем-то, естественные и объяснимые, если учесть, что опыта активной борьбы с арк тическими льдами еще не было, — помешали адмиралу осуществить свою идею. Верх взяли его недруги. А после трагической гибели С. О. Ма карова ледокол «Ермак» стал использоваться лишь в Бал тийском море. АТОМОХОДЫ ОТКРЫЛИ НОВУЮ ЭРУ Только большевики верили в огромное будущее Сибири и Крайнего Востока, верили в Севморпуть как эффективную транспортную магистраль. В 1921 году В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР о создании морского научно-исследовательского ин ститута. В декрете подчерки валось, что в отличие от до революционного, советское изучение Севера должно быть систематическим, комплекс ным, иметь практическую на правленность. Эти принципы лежат в основе всей работы по освоению Арктики, прово димой вплоть до наших дней. Конец 20-х — начало 30-х годов характеризовались окончательным вовлечением Арктики в сферу государст венного общеэкономического развития на базе планов пер вой пятилетки. В связи с боль шим народнохозяйственным значением арктических морей была поставлена задача созда ния единой транспортной си стемы, связывающей по крат чайшему расстоянию порты европейского Севера с пор тами Сибири и Дальнего Вос тока. Летом 1932 года осущест влено историческое плавайие на ледокольном пароходе «А. Сибиряков». Впервые в истории весь Севморпуть был пройден в одну навигацию. Подтвердилась возможность создания единой транспорт ной системы. В декабре 1932 года было организовано главное управ ление Северного морского пути (Главсевморпути), кото рому поручалось проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, держать в исправном состоя нии и обеспечить безопасность плавания по нему. В последующие годы Глав севморпути создавало специ альный транспортный и ледо кольный флот, осуществляло гидрографическое обеспече ние арктических навигаций, содействовало геологическим, гидрологическим, метеороло гическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е годы были пост роены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Прови дения. В довоенное и после военное время было органи зовано много выдающихся научных экспедиций на судах, самолетах, на льдинах в Центральном арктическом бассейне, велась большая ра бота по транспортному осво ению Северного морского пу ти. С 1935 года началось пла вание транспортных судов по всей трассе Севморпути. К наиболее выдающимся плаваниям в Арктике после 1935 года можно отнести двойной сквозной рейс нового ледокола «И. Сталин» на трас се Севморпути в 1939 году, систематические перегоны речных судов из европейских портов в Сибирь, осуществля ющиеся с 1948 года, двойные грузовые рейсы дизель-элект роходов «Лена», «Енисей» в 1954— 1955 гг., осенние походы в высокие широты атомохода «Ленин» в 1970— 1971 гг. Вступление в строй новых мощных ледоколов типа «Мо сква», атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» откры ло новую эру в истории ос воения Северного морского пути — эру активного ледо вого плавания по всей трассе вначале в период летней на вигации, а затем в течение круглого года на западном участке Севморпути. Из результатов технико-эко номических проработок кругло годичны х рейсов современных транспортны х судов (напри мер, на линии Мурманск — Д удинка •— Мурманск) видно, что плавания морского транс порта в условиях тр уд н ы х льдов, низких температур вы зы ваю т значительные дополни тельные затраты . Они вызваны привлечением круп ны х ледо кольны х сил, организацией специального навигационно гидрографического. авиацион ного обеспечения, увеличением рейсооборота судов. Однано расчеты показали и другое: продленная навигация обус ловливает определенный эф ф ект в работе промышленно сти. Несмотря на каж ущ ую ся невыгодность зимних грузопе ревозок на Д удинской линии, круглогодичное плавание транспортных судов обеспечи вает народнохозяйственную эфф ективность всему техноло гическому комплексу в целом: от добычи и переработки ми нерального сырья до получе ния готового продукта и до ставки его по назначению. Памятные успешные плава ния атомохода «Арктика» к Северному полюсу в 1977 го ду и атомохода «Сибирь» с дизель-электроходом «Капи тан Мышевский» из Мурман ска на Дальний Восток в 1978 году убедительно доказали возможность плавания совре менных транспортных и ледо кольных судов по трассе Сев морпути высокими широтами. Этот путь намного короче традиционного, пролегающего вдоль северного побережья Евразии. Использование ново го маршрута сулит огромные экономические выгоды. В' последние годы моряки- полярники, ученые, авиаторы, выполняя решения XXV и XXV I съездов КПСС, упорно работают над выполнением важнейшей народнохозяйст венной задачи обеспечения круглогодовой навигации на западном участке Севморпути. В дальнейшем масштабы ре шения этой задачи будут рас ширяться — за счет увеличе ния рейсов, грузопотока, по вышения эффективности гру зоперевозок. В будущем возможности ис пользования Северного мор ского пути значительно рас ширятся. Создание мощных ледоколов, а в дальнейшем — и суперледоколов позволит увеличить сроки навигаций, объем перевозок грузов, по высить безопасность плавания даже в самых сложных ледо вых условиях. Еще одним направлением технического прогресса в Арктике может стать развитие транспортного подледного плавания. Созда ние и использование крупных подводных тоанспортных су дов в бассейне Северного Ледовитого океана рассматри вается как одно из перспек тивных направлений перево зок массовых грузов. И. ЧЕСНОКОВ, действи тельный член Географиче ского общества СССР. ♦ На снимке: атомный ле докол «Арктика», носящий теперь имя JI. И. Брежнева, на трассе Северного морско го пути. Фото С. МАЙСТЕРМАНА. (Фотохроника ТАСС). 30 декабря 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» в 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz