Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.

ЖИЗНЕНО ВАЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ лет Северному морскому пути С о б р а л и с ь победители соревнования £ > О т труда социалистического — к тр уд у комм унистическо­ му» — под таким девизом в производственном объединении «Мурманрыбпром» прошел слет победителей социалистического соревнования в честь 60-летия образования СССР и ударников коммунистического труда. В предъюбилейном социали­ стическом соревновании во флоте участвовали 65 судовы х экипажей, коллективы всех бе­ реговых подразделений. Экипа­ жи 36 судов выполнили годо­ вой план вылова рыбы и вы ­ пуска пищевой продукции к 65-й годовщине Великого О к­ тября. С выш е ста ты сяч цент­ неров рыбы выловили экипажи семи судов типа 6М РТ. В те­ кущем го ду в соревновании рыбаков и их смежников по Договору четы рнадцати тр у ­ женики объединения дважды завоевывали переходящий приз «Трудовая доблесть». Стремясь увеличить вклад в реализацию Продовольствен­ ной программы стр ан ы , рыба­ ки объединения досрочно вы ­ полнили социалистические обя­ зательства, приняты е в честь славного юбилея Союза ССР. Вы ступ ивш ие на слете пред­ седатель профкома объедине­ ния В. В. Белобров. капитан- директор БМ РТ «Леонид Ново- спасскии» А. М. Кириченко, боцман плавм астерской «Ре­ зец» В. И. Самородов и другие моряки говорили о дальнейшем повышении эфф екти вно сти производства, улучш ении каче­ ства вы пускаемой продукции, укреплении производственной и трудовой дисциплины , эко ­ номном расходовании сы рья и материалов. Участники слета приняли обращение ко всем морякам, инженерно-техническим ра­ ботникам и служ ащ им объеди­ нения, в котором призы ваю т их еще выш е поднять знамя социалистического соревнова­ ния 8 1983 году, добиваться, чтобы рядом с ударнинами комм унистического труда не было ни одного отстающ его. И. ЛАПШ ИН , зам еститель председателя профкома производственного объеди­ нения «М урманрыбпром». За четверть века- пот три тысячи специалистов ^ Исполнилось двадцать пять лет со дня образования заоч­ ного отделения Мурманского мореходного училищ а имени И. И. Месяцева. За четверть века здесь подготовлено для рыбной промыш ленности око­ ло тр е х ты сяч специалистов. С отличием окончили учи ли ­ ще работники Мурманского тралового ф ло та Э. С . Давно- рович, В. Н . Криеополенов, А. И. Баран, «Мурманрыбпро- ма» — Б. И. Котляр, Е. М. Скопин, В. Н. М аксименко, Ю. В. Макиенко, «Севрыбхолод- ф лота» — Н. Е. Панченко, Ю. Н . Д еньгин. Вы пускн и ки - заочники с честью тр уд ятся на рыбопромы словы х суд ах и предприятиях М инистерства рыбного хо зяй ства С СС Р. Пройден больш ой путь, на­ коплен богаты й опы т работы. С кажды м годом улучш ается учебно-м атериальная база, у к ­ репляются связи с предприя­ тиями С еверного бассейна. Выросли квалиф ицированны е преподавательские кадры . С благодарностью вспоминаю т вы пускники сооих наставни­ ков, опы тны х преподавателей заочного отделения: С. А. С ук- рухо, А . С. Х русталеву, В. А . Ильина, В. Г. Клю кина, Г. И. Н икул и н си ую , А . 3. Мильмана. Труд м н о ги х преподавателей отмечен государственны м и на­ градам к. Боль . й вклад в дело под- готовн f • пециалистов вносят сегодн--м .,ре подаватели: Н. О. Саениог Л. А . Березина, Г. К. Морозов. Е. Я . А душ ки н , Л. С. Лиманенко, Ю. А . Федоров, методисты В . Ф . Семенов, В. Л. Ж ихарева, Г. Н. Д о кук и н *. Не- (Зриенимую помощь заочникам в fcn'x работе о казы ваю т секр ета­ ри заочного отделения В . А . Лебедь, В. П. Зеленская. Н. Б. Ревазова. Сегодня по пяти сп ец иаль­ ностям заочного отделения обу­ чаю тся 1400 человек. Бес­ спорно, уч и ться заочно. осо­ бенно моряку-промы словику, сложно, но тем и славна наша молодежь, что она настойчиво преодолевает все трудности. В. П УЧКО В, начальник за­ очного отделения Мурман­ ск ого мореходного училища j имени И. И. Месяцева. Пятьдесят НАПОДСТУПАХ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ С 1877 года организуются эпизодические коммерческие плавания из портов Западной Европы к устьям Оби и Ени­ сея. Однако из-за косности взглядов царского правитель­ ства на проблему русского арктического мореплавания рейсы совершались лишь на иностранных торговых судах. А. Норденшельд, совершив­ ший на паровой шхуне «Ве­ га» сквозное плавание по Сев­ морпути в 1878 году, посчи­ тал нерентабельными подоб­ ные сквозные, с зимовкой, плавания, на которые уходит больше года. Его точка зре­ ния, к сожалению, возоблада­ ла над другими и явилась своеобразным тормозом к снаряжению дальнейших экс­ педиций по Севморпути. На протяжении нескольких деся­ тилетий крупные капиталисты не хотели вкладывать средст­ ва в оборудование навига­ ционной обстановки в север­ ных моряхг в организацию там судоходства. Коммерческие плавания иностранных судов в Карском море в летние месяцы дале­ ко не всегда проходили ус­ пешно. Из 122 карских рейсов, совершенных за 42 года (1877— 1919 гг.), только 75 за­ кончились успешно. За это время было перевезено лишь 55 тысяч тонн грузов (в основ­ ном эт© — сельскохозяйствен­ ная продукция и минеральное сырье). Анализируя научные арктические экспедиции того периода, необходимо выде­ лить такие из них. Во-первых, экспедицию на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова в 1899 году, во время которой это судно проникло к северу от Шпиц­ бергена до широты 81с21'. Во-вторых, полярную экспеди­ цию на шхуне «Заря» под руководством русского геоло­ га Э. В. Толля к Новосибир­ ским островам. В третьих, две экспедиции, начавшиеся в 1912 году: на шхуне «Св. Ан­ на» под командованием лей­ тенанте флота Г. Л. Брусилова — по Севморпути, а также на парусно-моторной шхуне «Геркулес» под руководством Б. А. Русанова — с запада на восток высокоширотным мар­ шрутом. 8 том же году была предпринята попытка Г. Я. С е ­ дове достичь Северного по­ люса. Как известно, все три экспедиции связаны с траги­ ческими событиями... В 1910— 1915 гг. вела рабо­ ты по съемке и описанию побережья и морей Северно­ го Ледовитого океана гидро­ графическая экспедиция на ледокольных пароходах «Тай­ мыр» и «Вайгач», возглавляе­ мая И. С. Сергеевым и Б. А. Вилькицким. В 1913 году они открыли архипелаг Северная Земля. В 1914— 1915 гг. «Тай­ мыр» и «Вайгач» впервые прошли по Севморпути с во­ стока на запад, из Владивос­ тока в Архангельск, с одной зимовкой. Понятно, что подобные эпи­ зодические рейсы и экспеди­ ции не могли решить пробле­ му хозяйственного освоения Се вморпути, хотя необходи- (Окончание. Нач. в М 51). мость такого освоения на благо России давно уже была обоснована передовыми рус­ скими умами. Великий естест­ воиспытатель Д. И. Менделеев, например, писал: «Победа над льдами Северного Ледо­ витого океана составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири». Однако было ясно, что пре­ имущества Севморпути могли быть использованы только при условии победы над льдами. За эту проблему сме­ ло взялся создатель «Ерма­ ка» С. О. Макаров. К сожа­ лению, некоторые неудачи, сопровождавшие первые пла­ вания ледокола, неудачи — в общем-то, естественные и объяснимые, если учесть, что опыта активной борьбы с арк­ тическими льдами еще не было, — помешали адмиралу осуществить свою идею. Верх взяли его недруги. А после трагической гибели С. О. Ма­ карова ледокол «Ермак» стал использоваться лишь в Бал­ тийском море. АТОМОХОДЫ ОТКРЫЛИ НОВУЮ ЭРУ Только большевики верили в огромное будущее Сибири и Крайнего Востока, верили в Севморпуть как эффективную транспортную магистраль. В 1921 году В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР о создании морского научно-исследовательского ин­ ститута. В декрете подчерки­ валось, что в отличие от до­ революционного, советское изучение Севера должно быть систематическим, комплекс­ ным, иметь практическую на­ правленность. Эти принципы лежат в основе всей работы по освоению Арктики, прово­ димой вплоть до наших дней. Конец 20-х — начало 30-х годов характеризовались окончательным вовлечением Арктики в сферу государст­ венного общеэкономического развития на базе планов пер­ вой пятилетки. В связи с боль­ шим народнохозяйственным значением арктических морей была поставлена задача созда­ ния единой транспортной си­ стемы, связывающей по крат­ чайшему расстоянию порты европейского Севера с пор­ тами Сибири и Дальнего Вос­ тока. Летом 1932 года осущест­ влено историческое плавайие на ледокольном пароходе «А. Сибиряков». Впервые в истории весь Севморпуть был пройден в одну навигацию. Подтвердилась возможность создания единой транспорт­ ной системы. В декабре 1932 года было организовано главное управ­ ление Северного морского пути (Главсевморпути), кото­ рому поручалось проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, держать в исправном состоя­ нии и обеспечить безопасность плавания по нему. В последующие годы Глав­ севморпути создавало специ­ альный транспортный и ледо­ кольный флот, осуществляло гидрографическое обеспече­ ние арктических навигаций, содействовало геологическим, гидрологическим, метеороло­ гическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е годы были пост­ роены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Прови­ дения. В довоенное и после­ военное время было органи­ зовано много выдающихся научных экспедиций на судах, самолетах, на льдинах в Центральном арктическом бассейне, велась большая ра­ бота по транспортному осво­ ению Северного морского пу­ ти. С 1935 года началось пла­ вание транспортных судов по всей трассе Севморпути. К наиболее выдающимся плаваниям в Арктике после 1935 года можно отнести двойной сквозной рейс нового ледокола «И. Сталин» на трас­ се Севморпути в 1939 году, систематические перегоны речных судов из европейских портов в Сибирь, осуществля­ ющиеся с 1948 года, двойные грузовые рейсы дизель-элект­ роходов «Лена», «Енисей» в 1954— 1955 гг., осенние походы в высокие широты атомохода «Ленин» в 1970— 1971 гг. Вступление в строй новых мощных ледоколов типа «Мо­ сква», атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» откры­ ло новую эру в истории ос­ воения Северного морского пути — эру активного ледо­ вого плавания по всей трассе вначале в период летней на­ вигации, а затем в течение круглого года на западном участке Севморпути. Из результатов технико-эко­ номических проработок кругло­ годичны х рейсов современных транспортны х судов (напри­ мер, на линии Мурманск — Д удинка •— Мурманск) видно, что плавания морского транс­ порта в условиях тр уд н ы х льдов, низких температур вы ­ зы ваю т значительные дополни­ тельные затраты . Они вызваны привлечением круп ны х ледо­ кольны х сил, организацией специального навигационно­ гидрографического. авиацион­ ного обеспечения, увеличением рейсооборота судов. Однано расчеты показали и другое: продленная навигация обус­ ловливает определенный эф ­ ф ект в работе промышленно­ сти. Несмотря на каж ущ ую ся невыгодность зимних грузопе­ ревозок на Д удинской линии, круглогодичное плавание транспортных судов обеспечи­ вает народнохозяйственную эфф ективность всему техноло­ гическому комплексу в целом: от добычи и переработки ми­ нерального сырья до получе­ ния готового продукта и до­ ставки его по назначению. Памятные успешные плава­ ния атомохода «Арктика» к Северному полюсу в 1977 го­ ду и атомохода «Сибирь» с дизель-электроходом «Капи­ тан Мышевский» из Мурман­ ска на Дальний Восток в 1978 году убедительно доказали возможность плавания совре­ менных транспортных и ледо­ кольных судов по трассе Сев­ морпути высокими широтами. Этот путь намного короче традиционного, пролегающего вдоль северного побережья Евразии. Использование ново­ го маршрута сулит огромные экономические выгоды. В' последние годы моряки- полярники, ученые, авиаторы, выполняя решения XXV и XXV I съездов КПСС, упорно работают над выполнением важнейшей народнохозяйст­ венной задачи обеспечения круглогодовой навигации на западном участке Севморпути. В дальнейшем масштабы ре­ шения этой задачи будут рас­ ширяться — за счет увеличе­ ния рейсов, грузопотока, по­ вышения эффективности гру­ зоперевозок. В будущем возможности ис­ пользования Северного мор­ ского пути значительно рас­ ширятся. Создание мощных ледоколов, а в дальнейшем — и суперледоколов позволит увеличить сроки навигаций, объем перевозок грузов, по­ высить безопасность плавания даже в самых сложных ледо­ вых условиях. Еще одним направлением технического прогресса в Арктике может стать развитие транспортного подледного плавания. Созда­ ние и использование крупных подводных тоанспортных су­ дов в бассейне Северного Ледовитого океана рассматри­ вается как одно из перспек­ тивных направлений перево­ зок массовых грузов. И. ЧЕСНОКОВ, действи­ тельный член Географиче­ ского общества СССР. ♦ На снимке: атомный ле­ докол «Арктика», носящий теперь имя JI. И. Брежнева, на трассе Северного морско­ го пути. Фото С. МАЙСТЕРМАНА. (Фотохроника ТАСС). 30 декабря 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» в 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz