Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.
«■ ректору плавбазы знать устрой ство ; главного Двигателя, тонкости ра боты Технологического оборудования и -множество других «подробностей» в деятельности огромного плавучего за вода, ведь на то помощники есть! Поэтому я и спросила: — Зачем вам, Адольф Петрович, это нужно? — Зачем... Представьте, например, такое. Приходит ко мне рефмеханик и говорит, что он семь дней будет ре монтировать компрессор. И если я ему возражу — нет, управляйтесь за сутки, что он обо мне подумает? Я обязан знать и что такое компрессор, и сколько времени потребуется на тот или иной ремонт. Собственно, наша беседа с капитаном- директором плавбазы «Севрыба» уп равления «Севрыбхолодфлот» Адоль фом Петровичем Болычевым началась с вопроса «в лоб»: «Что такое, на его • згляд, социалистическая предприимчи вость?» — В совершенстве знать работу и ка питана, и директора. Знать до тонко стей способности и возможности бли жайших помощников. Говорить людям только правду. Глубоко знать эконо мику. — И добавил шутя: — А еще капитану надо меньше всех спать. За каждой из этих фраз кроется глу бокий смысл. А сказано — просто. Это и понятно: какой специалист бу дет растолковывать очевидные вещи? И все-таки в чем же «тонкости» прин ципов и методов деятельности Болы- чева? Может, об этом расскажут те, кто давно работает рядом с ним? Главный капитан управления Павел Алексеевич Кручинин так сказал об Адольфе Петровиче: — Главная черта Болычева — требо вательность к себе и людям. Требова тельность без компромиссов, без пред взятости, продиктованная разумом и опытом знающего свое дело человека. Кстати, об опыте: за всю морскую жизнь у Адольфа Петровича не было ни одного «прокола»... А когда началась морская жизнь? В Ленинградском мореходном училище? Или когда четвертый помощник капита на Мурманского тралового флота Бо- лычев уходил в первый самостоятель ный рейс? Или еще в детстве, когда слу шал рассказы матери об отце, старшем лейтенанте военно-морского флота, по гибшем; защищая Ленинград? Ведь то гда Адольф Болычев твердо решил стать моряком, с того времени начал сверять свои поступки с оценкой, ко торую дал бы им отец... А везение? Так оно ведь всегда сопутствует тем, у кого большие зна ния и опыт, кто смел и находчив в любых, самых сложных ситуациях. Двадцать пятый год на флоте. Че тырнадцать лет на плавбазе «Севрыба» — и ни одного прихода «без плана»! За работу в девятой пятилетке — ор ден Трудового Красного Знамени и звание «Лучший капитан флота рыбной промышленности СССР». За работу в десятой пятилетке — орден «Знак По чета». V БОЛЫЧЕВА глаза обладают удиви- * тельным свойством: меняется их оттенок в зависимости от настроения. Только что он, хмурясь, рассказывал, какая старая плавбаза «Севрыба», как устают люди уже на втором месяце работы. Рассказывал и смотрел на ме ня темно-серыми глазами. Но вот они стали ярко-синими, в уголках губ за прыгали лукавые лучики, и Адольф Петрович пожаловался: — Мне трудно в море: голос не заменить, все промысловики меня уз нают в эфире и сразу: «Петрович, я хочу с тобой работать». Ну что ж, говорю, подходи, — в хрипловатом го лосе капитана-директора — гордость. Я охотно разделяю эту гордость: прекрасно, когда с тобой хотят рабо тать, когда верят в твою безукориз ненную честность, когда знают, что именно этот контакт принесет взаимо выгодный результат. А вот как до стичь того, чтобы с тобой хотели ра ботать? — Я своим штурманам говорю: «Как по имени-отчеству величают вахтенно го штурмана на том или ином промы словом судне?» — «Не знаю». — «Как не знаете? Неуважительно будет, если позовете судно, а не человека — не капитана, не вахтенного помощника». Такое отношение к коллегам всегда вызывает ответное уважение и, как следствие, — желание сотрудничать. Но во взаимодействии экипажей ба зы и промысловых судов есть еще весьма важный момент: подгадать так, чтобы промысловики не тратили вре мени на переход к базе. Потому и Слушает А *•**»•«SbWNIsV радио промысловые советы, анализи рует: кто, где,5^’ём 'занят.л *Чт<Збы быть рядышком, когда поднимают трал на том или ином судне. А уж когда при-i швартовались, все знают: простоев не будет. Так уж организована работа на плавбазе. Так уж подобраны здесь лю ди. — Капитан наш сам ищет своих лю дей, — рассказывал мне боцман плав базы Сергей Федорович Писарев. — Как это «своих»? — Тех, кто в работе «горит», кто умеет свое дело делать на совесть. Ну вот, например, пекарь у нес Павел Иванович Цамалаидзе. Так Адольф лано. И не будет ненужного раздра ж ен и я, и ^ ^над# ^ г а т ь за* Чем же ПЛОТНИКОМ. — Я люблю бывать на рыбофабрйке|’ — рассказывает Адольф Петрович, и вдруг, глянув на меня, продолжает. — Бывало, спускаюсь ночью на ф аб рику, а начальников моих нет, спят, оказывается, по каютам! Потом еыяс- няется, что они, сколько ни ходили в море на других судах, сроду капи тана на фабрике ночью не видели. Болычев смеется, вспоминая, видимо, удивленные лица своих «начальников» во время утренней «беседы» с капи таном. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ БЕСПОКОЙСТВО ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ Петрович без него и в рейс не уйдет. Потому что такого хлеба, какой печет Павел Иванович, больше никто не из- готоаит. Неожиданно для себя услышала я о том же и от Павла Алексеевича Кру чинина: — Мы часто ставим в пример рабо ту Болычева со штурманами. «Слабые» парни с ним не срабатываются, уходят. Знаете, почему? Он не прощает даже мелочей. Это не придирка, это — «се та же требовательность... Но зато тем, кто с ним сработался, кто научился безукоризненному отношению к делу, можно спокойно доверять: надежный судоводитель. Юрий Максимович Лебедев, капитан- директор плавбазы «Маточкин Шар», отмеченный наградами Родины, удосто енный в этом голу звания «Лучший капитан флота рыбной промышленно сти СССР»; Владимир Николаевич Би биков, капитан директор плавбазы «Сергей Василисин»; Петр Сидорович Фесенко, капитан-директор плавбазы «Профессор Баранов»; Виктор Гри горьевич Курилов, капитан танкера «Ке- кур» — все они прошли керез добрые и жесткие руки Болычева. И список этот можно продолжить. М Е ТО Д Ы руководства. В инструкциях все ясно, все по полочкам. Но — 250 характеров, 250 уставших в долгом рейсе людей... Сколько вдруг выявля ется ненужных мелочей, вызывающих конфликты, когда дело-то выеденного яйца иногда не стоит... Есть на «Севрыбе» такое место, ко торое моряки называют — «пять уг лов». Кто бы куда ни шел, «пяти уг лов» не минует. Тут — Доска Почета, тут размещается вся' текущая судовая информация. На этом-то месте Адольф Петрозич вывесил тетрадочку и карандаш. Капа ет вода в кране, лампочка перегорела, замок на двери не защелкивается — запиши в тетрадь: каюта номер такая- то, надо то-то. Старший помощник ка питана полистает тетрадь, вызовет элек- — То, что капитан должен спать меньше всех, если хочет быть * чис ле передовиков, — это аксиома, — резюмирует Адольф Петрович. Д УМАЕТСЯ, дело не только * том, сколько часов капитан отводит для сна, а в том, сколько времени отдает он общению с людьми, насколько он ос ведомлен обо всем, что происходит в огромном судовом хозяйстве. Общение — искусство. Это тоже ак сиома. — Моряки любят, когда личным при мером увлекают их за собой. Но это вовсе не значит, что я должен впере ди них бежать с ящиком... Понимать ценность их труда, не разделять в сло ем отношении к ним уборщика и ко мандира, с одинаковым уважением от носиться к первому и второму — это не игра в демократию, это единствен но правильный стиль поведения любого капитана. Поэтому, наверное, без всяких там дополнительных объявлений и пригла шений идут моряки в салон, где «ка питан говорить будет». Болычев руко водит на судне экономической учебой. Но, независимо от темы занятий, не зависимо от повестки дня собрания, идут моряки в салон. Знают, если Адольф Петрович «говорить будет», не останется никаких неясностей, ответит он на любой, самый каверзный вопрос. — Я очень люблю беседовать с людьми, убеждать, если чувствую свою правоту, необходимость в этом, — говорит Адольф Петрович. — Иду к ним раскованно, с легкой душой. Умные ребята на флоте, оппоненты — что надо. Рассказываю, приводя при меры, что есть производительность труда, что. — себестоимость продук ции. Конкретно, на фактах из произ водственной жизни экипажа плавбазы. — Жаль, — вздыхает Болычев, — оборудование на фабрике менять надо: приняли 100 тонн рыбы, половину за морозить — полсуток почти уходит. Как же остальные-то тонны успеть обрабо тать? И ш успе*в*®т—мв- ме*~200~ проц$н|ов суточное задание . выпошчя- ' ется. Как? А leOTj •изгтекг «мея^чей^> вроде xopouiefo1 Настроения, знания каждым матросом основ экономики, подбора л л д е й {чтобы один' к одному — трудяги) и из множества больших и маленьких «тонкостей» сти ля руководства капитана и складывает ся постоянный, не подверженный ии-te- каким колебаниям, успех экипажа. Вспоминаются слова Ю. В. Андропо ва, сказанные им с трибуны ноябрь ского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС: «Не обходимо создать такие условия — экономические и организационные — которые стимулировали бы качествен ный, производительный . труд, инициа тиву и предприимчивость». Производственные показатели эки пажа плавбазы «Севрыба» за 14 лет (пока там капитаном-директором А. П. Бо лычев) неизменно высокие. «Значит, несомненна заслуга Адольфа Г рови- ча в создании тех самых эко. личе- ских и организационных условий^Уото- рые обеспечивают коллективу трудо вую победу. Не был исключением и рейс, пред шествовавший нынешнему. На 116,2 процента выполнено за дание по выпуску пищевой рыбной продукции. В порт доставлено 753 тон ны сверхплановой продукции, а сверх плановая прибыль составила почти 100 тысяч рублей. Конечно же, роль личности капитана--** директора в этих достижениях экипа жа трудно переоценить. Возникает нередко в работе капита нов такая проблема: неожиданно кон чилось сырье, а продукцию выпускать необходимо. У Болычева на этот слу чай всегда есть запас рыбы. И вот пример: экипаж базы работал с анг лийскими промысловиками. Наступило рождество, все эти дни англичане праздновали — рыбу не ловили. Од нако на деятельности плавбазы это совершенно не отразилось. ЕЩЕ ОДНА черта характера Адольфа Петровича, еще один из принципов его руководства... Владимир Васильевич Бычков, стар ший помощник капитана «Севрыбы», рассказывал: — За что особенно ценю Болычева, так за удивительное хладнокровие в самых сложных ситуациях, готовность помочь человеку, если потребуется. За любого из «своих» моряков дойдет до начальника флота. Но и требует, конечно... Хотя эта требовательность может выражаться и в такой рме: «А не забыл ли ты, что надо^рд^Ста- новится крайне неловко, что и ьр^ вду забыл: то ли отчет какой-то по« 1 -ото- вить, то ли выйти еще раз на связь промысловым судном. Беспокойный он. 1 Даже на берегу, когда подменный эки паж на судне, каждый день, ни сеет ни заря, бежит на базу: «Ну что тут у нас?..» Сейчас «Севрыба» далеко от родных берегов. Каким бы ни было море — шторм или штиль, бесперебойно рабо тают судовые механизмы, сменяют друг друга моряки на вахтах. Успех и ныне сопутствует ипажу. Выполняются планы в ы п у с к у щевой рыбной продукции, npecepsot 1 ыбной муки, жира. Долго, очень долго будет—длиться этот рейс: только в канун Дня Тобеды плавбаза прижмется бортом к родному причалу. Тогда будет известно, на сколько тысяч центнеров больше выпу щено пищевой продукции, на сколько процентов перевыполнялось средне суточное задание, какова сверхплановая прибыль. Если моряки поработают с тем же старанием, что и в нынешнем году, эти показатели будут высокими. Ведь 9-месячное задание по выпуску пищевой экипаж выполнил на 121,8 процента, среднесуточная выработка продукции составляла более 123 про центов. 20 тысяч центнеров таков сверхплановый выпуск прод^о*»^ на «Севрыбе». чное ват» Капитан - директор сейчас в-тотпус- ке. Но мысли его на плавбазе. И хотя уверен Болычев, что все будет отлич но, нет-нет да и мелькнет в сознани«Й>^ «Как там «Севрыба»? — Так в чем же, повторите, Адольф Петрович, предприимчивость капитана? — Говорить людям только правду. Уметь считать. Глубоко знать экономи ку и — до тонкостей — ближайших помощников. И, — смеется, — спать меньше всех... И. БЕРЕЗЮК. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 декабря 1982 г,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz