Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.

«■ ректору плавбазы знать устрой­ ство ; главного Двигателя, тонкости ра­ боты Технологического оборудования и -множество других «подробностей» в деятельности огромного плавучего за­ вода, ведь на то помощники есть! Поэтому я и спросила: — Зачем вам, Адольф Петрович, это нужно? — Зачем... Представьте, например, такое. Приходит ко мне рефмеханик и говорит, что он семь дней будет ре­ монтировать компрессор. И если я ему возражу — нет, управляйтесь за сутки, что он обо мне подумает? Я обязан знать и что такое компрессор, и сколько времени потребуется на тот или иной ремонт. Собственно, наша беседа с капитаном- директором плавбазы «Севрыба» уп равления «Севрыбхолодфлот» Адоль фом Петровичем Болычевым началась с вопроса «в лоб»: «Что такое, на его • згляд, социалистическая предприимчи­ вость?» — В совершенстве знать работу и ка­ питана, и директора. Знать до тонко­ стей способности и возможности бли­ жайших помощников. Говорить людям только правду. Глубоко знать эконо­ мику. — И добавил шутя: — А еще капитану надо меньше всех спать. За каждой из этих фраз кроется глу­ бокий смысл. А сказано — просто. Это и понятно: какой специалист бу­ дет растолковывать очевидные вещи? И все-таки в чем же «тонкости» прин­ ципов и методов деятельности Болы- чева? Может, об этом расскажут те, кто давно работает рядом с ним? Главный капитан управления Павел Алексеевич Кручинин так сказал об Адольфе Петровиче: — Главная черта Болычева — требо­ вательность к себе и людям. Требова­ тельность без компромиссов, без пред­ взятости, продиктованная разумом и опытом знающего свое дело человека. Кстати, об опыте: за всю морскую жизнь у Адольфа Петровича не было ни одного «прокола»... А когда началась морская жизнь? В Ленинградском мореходном училище? Или когда четвертый помощник капита­ на Мурманского тралового флота Бо- лычев уходил в первый самостоятель­ ный рейс? Или еще в детстве, когда слу­ шал рассказы матери об отце, старшем лейтенанте военно-морского флота, по­ гибшем; защищая Ленинград? Ведь то­ гда Адольф Болычев твердо решил стать моряком, с того времени начал сверять свои поступки с оценкой, ко­ торую дал бы им отец... А везение? Так оно ведь всегда сопутствует тем, у кого большие зна­ ния и опыт, кто смел и находчив в любых, самых сложных ситуациях. Двадцать пятый год на флоте. Че­ тырнадцать лет на плавбазе «Севрыба» — и ни одного прихода «без плана»! За работу в девятой пятилетке — ор ден Трудового Красного Знамени и звание «Лучший капитан флота рыбной промышленности СССР». За работу в десятой пятилетке — орден «Знак По чета». V БОЛЫЧЕВА глаза обладают удиви- * тельным свойством: меняется их оттенок в зависимости от настроения. Только что он, хмурясь, рассказывал, какая старая плавбаза «Севрыба», как устают люди уже на втором месяце работы. Рассказывал и смотрел на ме­ ня темно-серыми глазами. Но вот они стали ярко-синими, в уголках губ за прыгали лукавые лучики, и Адольф Петрович пожаловался: — Мне трудно в море: голос не заменить, все промысловики меня уз­ нают в эфире и сразу: «Петрович, я хочу с тобой работать». Ну что ж, говорю, подходи, — в хрипловатом го­ лосе капитана-директора — гордость. Я охотно разделяю эту гордость: прекрасно, когда с тобой хотят рабо­ тать, когда верят в твою безукориз­ ненную честность, когда знают, что именно этот контакт принесет взаимо­ выгодный результат. А вот как до­ стичь того, чтобы с тобой хотели ра­ ботать? — Я своим штурманам говорю: «Как по имени-отчеству величают вахтенно­ го штурмана на том или ином промы­ словом судне?» — «Не знаю». — «Как не знаете? Неуважительно будет, если позовете судно, а не человека — не капитана, не вахтенного помощника». Такое отношение к коллегам всегда вызывает ответное уважение и, как следствие, — желание сотрудничать. Но во взаимодействии экипажей ба­ зы и промысловых судов есть еще весьма важный момент: подгадать так, чтобы промысловики не тратили вре­ мени на переход к базе. Потому и Слушает А *•**»•«SbWNIsV радио промысловые советы, анализи­ рует: кто, где,5^’ём 'занят.л *Чт<Збы быть рядышком, когда поднимают трал на том или ином судне. А уж когда при-i швартовались, все знают: простоев не будет. Так уж организована работа на плавбазе. Так уж подобраны здесь лю­ ди. — Капитан наш сам ищет своих лю­ дей, — рассказывал мне боцман плав­ базы Сергей Федорович Писарев. — Как это «своих»? — Тех, кто в работе «горит», кто умеет свое дело делать на совесть. Ну вот, например, пекарь у нес Павел Иванович Цамалаидзе. Так Адольф лано. И не будет ненужного раздра­ ж ен и я, и ^ ^над# ^ г а т ь за* Чем же ПЛОТНИКОМ. — Я люблю бывать на рыбофабрйке|’ — рассказывает Адольф Петрович, и вдруг, глянув на меня, продолжает. — Бывало, спускаюсь ночью на ф аб­ рику, а начальников моих нет, спят, оказывается, по каютам! Потом еыяс- няется, что они, сколько ни ходили в море на других судах, сроду капи­ тана на фабрике ночью не видели. Болычев смеется, вспоминая, видимо, удивленные лица своих «начальников» во время утренней «беседы» с капи­ таном. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ БЕСПОКОЙСТВО ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ Петрович без него и в рейс не уйдет. Потому что такого хлеба, какой печет Павел Иванович, больше никто не из- готоаит. Неожиданно для себя услышала я о том же и от Павла Алексеевича Кру чинина: — Мы часто ставим в пример рабо­ ту Болычева со штурманами. «Слабые» парни с ним не срабатываются, уходят. Знаете, почему? Он не прощает даже мелочей. Это не придирка, это — «се та же требовательность... Но зато тем, кто с ним сработался, кто научился безукоризненному отношению к делу, можно спокойно доверять: надежный судоводитель. Юрий Максимович Лебедев, капитан- директор плавбазы «Маточкин Шар», отмеченный наградами Родины, удосто­ енный в этом голу звания «Лучший капитан флота рыбной промышленно­ сти СССР»; Владимир Николаевич Би­ биков, капитан директор плавбазы «Сергей Василисин»; Петр Сидорович Фесенко, капитан-директор плавбазы «Профессор Баранов»; Виктор Гри­ горьевич Курилов, капитан танкера «Ке- кур» — все они прошли керез добрые и жесткие руки Болычева. И список этот можно продолжить. М Е ТО Д Ы руководства. В инструкциях все ясно, все по полочкам. Но — 250 характеров, 250 уставших в долгом рейсе людей... Сколько вдруг выявля­ ется ненужных мелочей, вызывающих конфликты, когда дело-то выеденного яйца иногда не стоит... Есть на «Севрыбе» такое место, ко­ торое моряки называют — «пять уг­ лов». Кто бы куда ни шел, «пяти уг­ лов» не минует. Тут — Доска Почета, тут размещается вся' текущая судовая информация. На этом-то месте Адольф Петрозич вывесил тетрадочку и карандаш. Капа­ ет вода в кране, лампочка перегорела, замок на двери не защелкивается — запиши в тетрадь: каюта номер такая- то, надо то-то. Старший помощник ка­ питана полистает тетрадь, вызовет элек- — То, что капитан должен спать меньше всех, если хочет быть * чис­ ле передовиков, — это аксиома, — резюмирует Адольф Петрович. Д УМАЕТСЯ, дело не только * том, сколько часов капитан отводит для сна, а в том, сколько времени отдает он общению с людьми, насколько он ос­ ведомлен обо всем, что происходит в огромном судовом хозяйстве. Общение — искусство. Это тоже ак­ сиома. — Моряки любят, когда личным при­ мером увлекают их за собой. Но это вовсе не значит, что я должен впере ди них бежать с ящиком... Понимать ценность их труда, не разделять в сло­ ем отношении к ним уборщика и ко­ мандира, с одинаковым уважением от носиться к первому и второму — это не игра в демократию, это единствен но правильный стиль поведения любого капитана. Поэтому, наверное, без всяких там дополнительных объявлений и пригла­ шений идут моряки в салон, где «ка­ питан говорить будет». Болычев руко­ водит на судне экономической учебой. Но, независимо от темы занятий, не­ зависимо от повестки дня собрания, идут моряки в салон. Знают, если Адольф Петрович «говорить будет», не останется никаких неясностей, ответит он на любой, самый каверзный вопрос. — Я очень люблю беседовать с людьми, убеждать, если чувствую свою правоту, необходимость в этом, — говорит Адольф Петрович. — Иду к ним раскованно, с легкой душой. Умные ребята на флоте, оппоненты — что надо. Рассказываю, приводя при­ меры, что есть производительность труда, что. — себестоимость продук­ ции. Конкретно, на фактах из произ­ водственной жизни экипажа плавбазы. — Жаль, — вздыхает Болычев, — оборудование на фабрике менять надо: приняли 100 тонн рыбы, половину за­ морозить — полсуток почти уходит. Как же остальные-то тонны успеть обрабо­ тать? И ш успе*в*®т—мв- ме*~200~ проц$н|ов суточное задание . выпошчя- ' ется. Как? А leOTj •изгтекг «мея^чей^> вроде xopouiefo1 Настроения, знания каждым матросом основ экономики, подбора л л д е й {чтобы один' к одному — трудяги) и из множества больших и маленьких «тонкостей» сти­ ля руководства капитана и складывает­ ся постоянный, не подверженный ии-te- каким колебаниям, успех экипажа. Вспоминаются слова Ю. В. Андропо­ ва, сказанные им с трибуны ноябрь­ ского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС: «Не­ обходимо создать такие условия — экономические и организационные — которые стимулировали бы качествен­ ный, производительный . труд, инициа­ тиву и предприимчивость». Производственные показатели эки­ пажа плавбазы «Севрыба» за 14 лет (пока там капитаном-директором А. П. Бо­ лычев) неизменно высокие. «Значит, несомненна заслуга Адольфа Г рови- ча в создании тех самых эко. личе- ских и организационных условий^Уото- рые обеспечивают коллективу трудо ­ вую победу. Не был исключением и рейс, пред­ шествовавший нынешнему. На 116,2 процента выполнено за­ дание по выпуску пищевой рыбной продукции. В порт доставлено 753 тон­ ны сверхплановой продукции, а сверх­ плановая прибыль составила почти 100 тысяч рублей. Конечно же, роль личности капитана--** директора в этих достижениях экипа­ жа трудно переоценить. Возникает нередко в работе капита­ нов такая проблема: неожиданно кон­ чилось сырье, а продукцию выпускать необходимо. У Болычева на этот слу­ чай всегда есть запас рыбы. И вот пример: экипаж базы работал с анг лийскими промысловиками. Наступило рождество, все эти дни англичане праздновали — рыбу не ловили. Од нако на деятельности плавбазы это совершенно не отразилось. ЕЩЕ ОДНА черта характера Адольфа Петровича, еще один из принципов его руководства... Владимир Васильевич Бычков, стар­ ший помощник капитана «Севрыбы», рассказывал: — За что особенно ценю Болычева, так за удивительное хладнокровие в самых сложных ситуациях, готовность помочь человеку, если потребуется. За любого из «своих» моряков дойдет до начальника флота. Но и требует, конечно... Хотя эта требовательность может выражаться и в такой рме: «А не забыл ли ты, что надо^рд^Ста- новится крайне неловко, что и ьр^ вду забыл: то ли отчет какой-то по« 1 -ото- вить, то ли выйти еще раз на связь промысловым судном. Беспокойный он. 1 Даже на берегу, когда подменный эки­ паж на судне, каждый день, ни сеет ни заря, бежит на базу: «Ну что тут у нас?..» Сейчас «Севрыба» далеко от родных берегов. Каким бы ни было море — шторм или штиль, бесперебойно рабо­ тают судовые механизмы, сменяют друг друга моряки на вахтах. Успех и ныне сопутствует ипажу. Выполняются планы в ы п у с к у щевой рыбной продукции, npecepsot 1 ыбной муки, жира. Долго, очень долго будет—длиться этот рейс: только в канун Дня Тобеды плавбаза прижмется бортом к родному причалу. Тогда будет известно, на сколько тысяч центнеров больше выпу­ щено пищевой продукции, на сколько процентов перевыполнялось средне­ суточное задание, какова сверхплановая прибыль. Если моряки поработают с тем же старанием, что и в нынешнем году, эти показатели будут высокими. Ведь 9-месячное задание по выпуску пищевой экипаж выполнил на 121,8 процента, среднесуточная выработка продукции составляла более 123 про­ центов. 20 тысяч центнеров таков сверхплановый выпуск прод^о*»^ на «Севрыбе». чное ват» Капитан - директор сейчас в-тотпус- ке. Но мысли его на плавбазе. И хотя уверен Болычев, что все будет отлич­ но, нет-нет да и мелькнет в сознани«Й>^ «Как там «Севрыба»? — Так в чем же, повторите, Адольф Петрович, предприимчивость капитана? — Говорить людям только правду. Уметь считать. Глубоко знать экономи­ ку и — до тонкостей — ближайших помощников. И, — смеется, — спать меньше всех... И. БЕРЕЗЮК. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 декабря 1982 г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz