Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.
ЖИЗНЕ ОВАЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ 1 Пятьдесят лет Северному морскому пути Северный морской путь. Т а к мы назы ваем ар кти че с кую судоходную магистраль, которая проходит вдоль северны х берегов наш ей страны по морям Северного Ледо витого океана. Она соединяет европейские и дальневосточны е порты , а т а к ж е сибир ские реки в единую общ есою зную транс портную систем у, грандиозную по своим размерам . Судите сами: длина основной ледовой трассы С евморпути от Новоземель- ски х проливов до порта Провидения — более 3 ты сяч миль. П ротяж енность судо ходных речны х путей, примы каю щ их к трассе, — около 37 ты сяч километров. Таким образом , общ ая протяж енность этой водной транспортной системы составляет более Л2 ты сяч километров. Северные районы европейской и ази ат ской частей Советского Сою за, соединяе мые м агистралью , играю т важ ную роль в удовлетворении потребностей страны в топливе, минеральных ресурсах. А потреб ности эти, к а к известно, с каждым годом возрастают, что вызвано бурным научно- техническим прогрессом. За последние 35 лет, например, мировое потребление газа возросло в двенадцать раз, нефти — в де вять, цветных металлов — в четыре-пять раз. И если учесть, что другие виды транс порта на колоссальных по размерам тер риториях пока развиты слабо (из-за труд, нодоступности), то станет совершенно ясно, что Севморпуть является здесь жизненно важной магистралью. Перевозки морем в А ркти ке осуществля ются сейчас в огромных размерах. Об этом в свое время могли лишь мечтать великие люди России, видевшие Север, Сибирь, Дальний Восток страны богатейшими кла довыми сырья, топлива и знавшие, что путь к ним лежит по северным морям. ПЕРВЫМИ БЫЛИПОМОРЫ Идею практического исполь зования Севморпути впервые высказал еще в 1525 году рус ский дипломат, дьяк посоль ского приказа в Москве Дми трий Герасимов. Ему доводи лось бывать в северных мо рях, совершать плавания во круг Кольского полуострова в Норвегию. Вообще же история Сев морпути восходит к гораздо более ранним временам. К VI веку относятся первые письменные источники, свиде тельствующие об интересе русских к плаваниям в студе ных морях. В XI веке, в пору расцвета Великого Новгорода с его активной зарубежной торговлей, процесс освоения полярных областей страны ускорился, началось заселение северных побережий. Главную роль в освоении Севера всегда играло море. Именно оно давало людям, населявшим его берега, основ ные средства к существова нию. Отыскивая новые райо ны промысла рыбы и зверя, поморы совершали отважные плавания, которые часто за канчивались географическими открытиями. В частности, древним русским мореплава телям принадлежит приоритет открытия Колгуева, Вайгача, Новой Земли, Шпицбергена. Одно из важнейших геогра фических открытий было сде лано во время морского по хода Семена Дежнева вдоль берегов Чукотского полуост рова в 1648 году. Выдающееся место в исто рии освоения Арктики при надлежит, безусловно, Вели кой северной экспедиции 1733— 1743 годов. Задуманная Петром I, она была первой попыткой решения проблемы Северного морского пути в большом государственном масштабе Экспедиция проводилась уже после смерти Петра в несколько этапов, в течение десяти лет. Ее участникам це ной невероятных трудностей, лишений, а порой и гибели удалось нанести на карту поч ти все северное побережье Евразии, берега Охотского и Берингова морей. Были от крыты Алеутские и Командор ские острова, Аляска, полу остров Таймыр. Имена многих героев этой полярной эпопеи увековечены на картах: Ви тус Беринг и Алексей Чири ков, Василий Прончищев и Се мен Челюскин, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Степан Ма лыгин, Алексей Скуратов и Дмитрий Овцын. Высокую оценку трудам экспедиции дал М. В. Ломо носов. Кстати, это он впервые высказал мысль о кратчайшем пути из Европы на Дальний Восток — о высокоширотном маршруте плавания, проходя щем севернее Новой Земли. Научные результаты Великой северной экспедиции, соеди ненные с опытом и знаниями, почерпнутыми у поморов, по зволили М. В. Ломоносову составить карту Арктики, сформулировать научные представления о полярных льдах и течениях, выявить ряд закономерностей их при роды. Гениальный ученый стал инициатором и автором про екта первой русской высоко широтной экспедиции под ко мандованием капитана I ран га В. Я. Чичагова, целью кото рой был «поиск морского проходу на Камчатку и да лее». Разумеется, парусные дере вянные суда того времени не в силах были преодолеть льды арктических широт. И хотя научные данные экспе диции Чичагова имели огром ное значение для науки, ее недостаточные практические результаты привели к ослаб лению интереса правящих кругов к Северному морскому пути. Вплоть до XIX века даль нейшие исследования в Арк тике проводились эпизодиче ски, локально. Богатой на выдающиеся морские экспедиции в Аркти ку стала первая четверть XIX века. Особенно выделяются среди них по своим резуль татам плавания Ф . Литке, П. Пахтусова и Ф . Цивольки к Новой Земле (1821— 1824 гг.), путешествие П. Анжу на Но восибирские острова (1820 — 1823 гг.), походы Ф . Матю- шкина и Ф . Врангеля, дока завших существование остро ва, носящего теперь имя Врангеля (1821— 1823 гг.). Во второй половине XIX века, с развитием в России капитализма, Севморпуть об ратил на себя внимание си бирских промышленников. Они стали искать транспортные связи с мировым капитали стическим рынком. И. ЧЕСНОКОВ, действитель ный член Географического общества СССР. (Окончание следует). Ф О Т О Р Е П О Р Т А Ж Полувековой юбилей встретило Мурманское .пе реходное училище, кол лектив которого награжден недавно орденом «Знак По чета». В стенах этого учебного заведения ежегодно 300 юно шей из разных концов на шей страны обретают свой дом. За 5 лет учебы они не только получают профессию н а четырех отделениях: су доводительском, судомехани ческом, радиотехническом и промышленного рыболовст ва. Вчерашние школьники мужают, становятся моря- ками-профессионалами, ко мандирами производства. В училище созданы все условия для занятий, для приобретения морских спе циальностей. Конечно, в жизни курсан та учеба — это главное. Но первым суровым экзаменом становится морская практи ка. И тут оказывается, что, кроме знаний, нужны и фи зическая выносливость, и эрудиция, и даже музыкаль- ные способности... Поэтому- то всегда многолюдно вече рами в клубе училища, где проходят занятия хора, и на тренировках в спортивных секциях. НА СНИМКАХ: идут за нятия « кабинете техники промышленного рыболовст ва; хорошая проверка зна ний судоводителя — кон курсная прокладка курса; в лаборатории радиосвязи; бу дущие мастера добычи за изучением промысловой схе мы судна; один из старей ших преподавателей, заве дующий лабораторией радио навигационных приборов Авиф Яковлевич Шустер (вверху справа); в наряде на камбузе курсант Игорь Рябой. Текст и фото В. КОРЕЦКОГО. В Ч Е С Т Ь Ю Б И Л Е Я У Ч И Л И Щ А Сегодня у курсантов, преподавателей, многочи сленных выпускников — праздник: состоится тор жественное собрание, по священное 50-летнему юбилею морского учебного заведения. На собрании будет вру чен училищу орден «Знак Почета». КУЗНИЦА МОРСКИХ КАДРОВ 24 декабря 1982 г. «РЫБНЫЙ Ai УРМАН» « 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz