Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.

ЖИЗНЕ ОВАЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ 1 Пятьдесят лет Северному морскому пути Северный морской путь. Т а к мы назы ­ ваем ар кти че с кую судоходную магистраль, которая проходит вдоль северны х берегов наш ей страны по морям Северного Ледо­ витого океана. Она соединяет европейские и дальневосточны е порты , а т а к ж е сибир­ ские реки в единую общ есою зную транс­ портную систем у, грандиозную по своим размерам . Судите сами: длина основной ледовой трассы С евморпути от Новоземель- ски х проливов до порта Провидения — более 3 ты сяч миль. П ротяж енность судо­ ходных речны х путей, примы каю щ их к трассе, — около 37 ты сяч километров. Таким образом , общ ая протяж енность этой водной транспортной системы составляет более Л2 ты сяч километров. Северные районы европейской и ази ат­ ской частей Советского Сою за, соединяе­ мые м агистралью , играю т важ ную роль в удовлетворении потребностей страны в топливе, минеральных ресурсах. А потреб­ ности эти, к а к известно, с каждым годом возрастают, что вызвано бурным научно- техническим прогрессом. За последние 35 лет, например, мировое потребление газа возросло в двенадцать раз, нефти — в де­ вять, цветных металлов — в четыре-пять раз. И если учесть, что другие виды транс­ порта на колоссальных по размерам тер­ риториях пока развиты слабо (из-за труд, нодоступности), то станет совершенно ясно, что Севморпуть является здесь жизненно важной магистралью. Перевозки морем в А ркти ке осуществля­ ются сейчас в огромных размерах. Об этом в свое время могли лишь мечтать великие люди России, видевшие Север, Сибирь, Дальний Восток страны богатейшими кла­ довыми сырья, топлива и знавшие, что путь к ним лежит по северным морям. ПЕРВЫМИ БЫЛИПОМОРЫ Идею практического исполь­ зования Севморпути впервые высказал еще в 1525 году рус­ ский дипломат, дьяк посоль­ ского приказа в Москве Дми­ трий Герасимов. Ему доводи­ лось бывать в северных мо­ рях, совершать плавания во­ круг Кольского полуострова в Норвегию. Вообще же история Сев­ морпути восходит к гораздо более ранним временам. К VI веку относятся первые письменные источники, свиде­ тельствующие об интересе русских к плаваниям в студе­ ных морях. В XI веке, в пору расцвета Великого Новгорода с его активной зарубежной торговлей, процесс освоения полярных областей страны ускорился, началось заселение северных побережий. Главную роль в освоении Севера всегда играло море. Именно оно давало людям, населявшим его берега, основ­ ные средства к существова­ нию. Отыскивая новые райо­ ны промысла рыбы и зверя, поморы совершали отважные плавания, которые часто за­ канчивались географическими открытиями. В частности, древним русским мореплава­ телям принадлежит приоритет открытия Колгуева, Вайгача, Новой Земли, Шпицбергена. Одно из важнейших геогра­ фических открытий было сде­ лано во время морского по­ хода Семена Дежнева вдоль берегов Чукотского полуост­ рова в 1648 году. Выдающееся место в исто­ рии освоения Арктики при­ надлежит, безусловно, Вели­ кой северной экспедиции 1733— 1743 годов. Задуманная Петром I, она была первой попыткой решения проблемы Северного морского пути в большом государственном масштабе Экспедиция проводилась уже после смерти Петра в несколько этапов, в течение десяти лет. Ее участникам це­ ной невероятных трудностей, лишений, а порой и гибели удалось нанести на карту поч­ ти все северное побережье Евразии, берега Охотского и Берингова морей. Были от­ крыты Алеутские и Командор­ ские острова, Аляска, полу­ остров Таймыр. Имена многих героев этой полярной эпопеи увековечены на картах: Ви­ тус Беринг и Алексей Чири­ ков, Василий Прончищев и Се­ мен Челюскин, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Степан Ма­ лыгин, Алексей Скуратов и Дмитрий Овцын. Высокую оценку трудам экспедиции дал М. В. Ломо­ носов. Кстати, это он впервые высказал мысль о кратчайшем пути из Европы на Дальний Восток — о высокоширотном маршруте плавания, проходя­ щем севернее Новой Земли. Научные результаты Великой северной экспедиции, соеди­ ненные с опытом и знаниями, почерпнутыми у поморов, по­ зволили М. В. Ломоносову составить карту Арктики, сформулировать научные представления о полярных льдах и течениях, выявить ряд закономерностей их при­ роды. Гениальный ученый стал инициатором и автором про­ екта первой русской высоко­ широтной экспедиции под ко­ мандованием капитана I ран­ га В. Я. Чичагова, целью кото­ рой был «поиск морского проходу на Камчатку и да­ лее». Разумеется, парусные дере­ вянные суда того времени не в силах были преодолеть льды арктических широт. И хотя научные данные экспе­ диции Чичагова имели огром­ ное значение для науки, ее недостаточные практические результаты привели к ослаб­ лению интереса правящих кругов к Северному морскому пути. Вплоть до XIX века даль­ нейшие исследования в Арк­ тике проводились эпизодиче­ ски, локально. Богатой на выдающиеся морские экспедиции в Аркти­ ку стала первая четверть XIX века. Особенно выделяются среди них по своим резуль­ татам плавания Ф . Литке, П. Пахтусова и Ф . Цивольки к Новой Земле (1821— 1824 гг.), путешествие П. Анжу на Но­ восибирские острова (1820 — 1823 гг.), походы Ф . Матю- шкина и Ф . Врангеля, дока­ завших существование остро­ ва, носящего теперь имя Врангеля (1821— 1823 гг.). Во второй половине XIX века, с развитием в России капитализма, Севморпуть об­ ратил на себя внимание си­ бирских промышленников. Они стали искать транспортные связи с мировым капитали­ стическим рынком. И. ЧЕСНОКОВ, действитель­ ный член Географического общества СССР. (Окончание следует). Ф О Т О Р Е П О Р Т А Ж Полувековой юбилей встретило Мурманское .пе­ реходное училище, кол­ лектив которого награжден недавно орденом «Знак По­ чета». В стенах этого учебного заведения ежегодно 300 юно­ шей из разных концов на­ шей страны обретают свой дом. За 5 лет учебы они не только получают профессию н а четырех отделениях: су­ доводительском, судомехани­ ческом, радиотехническом и промышленного рыболовст­ ва. Вчерашние школьники мужают, становятся моря- ками-профессионалами, ко­ мандирами производства. В училище созданы все условия для занятий, для приобретения морских спе­ циальностей. Конечно, в жизни курсан­ та учеба — это главное. Но первым суровым экзаменом становится морская практи­ ка. И тут оказывается, что, кроме знаний, нужны и фи­ зическая выносливость, и эрудиция, и даже музыкаль- ные способности... Поэтому- то всегда многолюдно вече­ рами в клубе училища, где проходят занятия хора, и на тренировках в спортивных секциях. НА СНИМКАХ: идут за­ нятия « кабинете техники промышленного рыболовст­ ва; хорошая проверка зна­ ний судоводителя — кон­ курсная прокладка курса; в лаборатории радиосвязи; бу­ дущие мастера добычи за изучением промысловой схе­ мы судна; один из старей­ ших преподавателей, заве­ дующий лабораторией радио­ навигационных приборов Авиф Яковлевич Шустер (вверху справа); в наряде на камбузе курсант Игорь Рябой. Текст и фото В. КОРЕЦКОГО. В Ч Е С Т Ь Ю Б И Л Е Я У Ч И Л И Щ А Сегодня у курсантов, преподавателей, многочи­ сленных выпускников — праздник: состоится тор­ жественное собрание, по­ священное 50-летнему юбилею морского учебного заведения. На собрании будет вру­ чен училищу орден «Знак Почета». КУЗНИЦА МОРСКИХ КАДРОВ 24 декабря 1982 г. «РЫБНЫЙ Ai УРМАН» « 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz