Рыбный Мурман. 1982 г. Декабрь.

ш ж СнимОк’ военных лет: аэростат над Мурманском. Фото К . М О И С Е Е В А . К А К Н А П Е Р Е Д О В О Й Мурманский рыбный порт в годы войны, как и торговый, принимал транспорты союз­ ников. Но главной его задачей было обслуживание трауле­ ров, промышлявших рыбу во фронтовом Баренцевом море. Причалы порта, подвергавши­ еся постоянным бомбежкам, являлись своеобразной пере- дозой линией. Особое значение в годы войны приобрело железнодо­ рожное хозяйство. Вражеская авиация постоянно выводила из строя железнодорожное полотно. Случалось, железно­ дорожники по нескольку су­ ток без перерыва восстанав­ ливали поврежденные пути. Портовики старших поколе­ ний помнят, как это хозяйство называли по фамилии мастера И. А. Сулякаева. За умелую организацию труда железно­ дорожников и личный при­ мер он был отмечен в воен­ ное время орденом «Знак Почета», S. ПАВЛОВ. ВЫСТРАДАЛ,ВЫСТОЯЛ, ПОБЕДИЛ! (Окончание. Нач. на 7-й стр.) мощи пострадавшим от бом­ бежек, все годы -войны они находили время писать мне письма на фронт с призывом беспощадно бить врага, не допустить его к Мурманску. В самые тяжелые периоды боевых действий эти патри­ отки, сами испытывая нуж­ ду, направляли в мой адрес посылки с теплыми вещами, которыми- я делился со своими боевыми товарища­ ми. Хотя в этом мы особо и не нуждались, забота добрых людей радовала. Всегда с глубокой призна­ тельностью вспоминаем мы имена этих и многих других мурманчан, морально под­ держивавших фронтовиков, что приумножало наши силы в борьбе с врагом. То же мо­ гут сказать здравствующие ныне рыбачинцы С. И. По­ лозов, М. Д. Деревлев (с 1934 года работал в трало­ вом флоте, ныне на пенсии), Н. М. Храмцов — бывший работник «Мурмансельди», И. В. Симонов. А. В. Сев- рюгин. проживающие в Мур­ манске. Для защиты Мурманска, для разгрома врага мно­ гое сделали тралфлотовцы... Широко известно имя А. (X Шабалина — дважды Героя Советского Союза. Его тор­ педные катера базировались недалеко от нашего подраз­ деления. Они топили вра­ жеские суда, пытавшиеся прорваться в порт Лиинаха- мари. Под командованием В. А, Киреева СК «Бриз» таранил и потопил немецкую подводную лодку. Хорошо воевали командиры сторо­ жевиков братья Я. А. и А. А. Гунины. До сих пор работают на флоте участник торпедирования линкора «Тирпиц» В. В. Хрулев и многие другие. Мурманчане вечно будут помнить своих отважных сынов — трал- флотовца Ивана Сивко, су­ доремонтника Анатолия Бре­ дова. членов экипажей сто­ рожевиков «Туман» и «Пас­ сат», отдавших жизни в же­ стоких схватках с врагом. Вместе с нами ковали по­ беду над врагом и те, кто под огнем самолетов и на виду подводных лодок вел промысел рыбы в Баренце­ вом море, снабжая ею стра­ ну, фронт. Для обороны и защиты города и Заполярья многое сделал член Военных сове­ тов 14-й армии и Северного флота Максим Иванович Старостин, бывший в годы войн)ы первым секретарем обкома партии. Мне вспоми­ нается один эпизод, очевид­ цем которого довелось быть. За два часа до артподго­ товки, в ночь на 10 октября 1944 года, к нам, на пере­ довой наблюдательный пункт Северного оборони­ тельного района, прибыл М. И. Старостин. Ознако­ мившись с подготовкой к на­ ступлению, Максим Ивано­ вич потребовал двух офице­ ров для сопровождения его на передний край обороны, в трехстах метрах от хребта Муста-Тунтури, где перед атакой расположились мор­ ские пехотинцы 12-й брига­ ды. В это время шел густой и мокрый снег. Несмотря на уговоры начальника штаба капитана 1 ранга Д. А. Ту­ за не рисковать, Максим Иванович настоял на своем. Пешком он прошел два ки­ лометра туда и обратно. Воз­ вратился очень усталым. Маскхалат на нем обледенел, прилип к полушубку и снять его было трудно. По его просьбе осторожно освобо­ дил Максима Ивановича от этой ноши. Затем по рации меня вызвал командующий СОР генерал-лейтенант Е. Т. Дубовцев в Кутовую, откуда вместе с наступающими мы стали продвигаться по зами­ нированной, с завалами до­ роге на Титовку. После разгрома немецко- фашистских войск на Севере мы прибыли в город Поляр­ ный. Здесь по просьбе об­ ластных организаций я был демобилизован и избран председателем горисполко­ ма. В День Победы, 9 мая 1945 года, вместе с коман­ дованием Северного ф ;""з мы провели на пирсе митаьГг моряков и населения горо­ да. Через год я был отозван в Мурманск, где мне была оказана высокая честь: меня избрали председателем Ки­ ровского райисполкома. Печально выглядел Мур манск, особенно центральная часть этого района. Требова лись большие усилия насе­ ления. чтобы полностью вос­ становить разрушенное вра­ гом хозяйство. С огромным энтузиазмом трудились жи­ тели, ликвидируя последст­ вия войны, стремясь быст­ рее залечить тяжелые раны Мурманска. Тысячи людей не только очищали город от развалин, но и заботились о красоте его, высаживали де­ ревья по улицам Пушкин­ ской, Воровского, Челюс­ кинцев, Октябрьской и дру­ гим. Постановлением прави­ тельства Мурманск был % ; несен к числу городов, под­ лежащих первоочередному восстановлению. Были вы­ делены большие средства для этой цели. Наш город мужал в огне войны. За короткий срок был восстановлен. Каким он стал теперь, видят все, кто его посещает, восхищается им. Мурманчане по праву гордятся столицей Кольского полуострова. не забывая тяжких испытаний. выпав­ ших на ее долю. Расцвет го рода — дело их рук, их са­ моотверженного труда. Они его защищали, отстояли, от строили, превратили в боль­ шой благоустроенный про мышлепный и культурный центр. Заслужил он орден Трудового Красного Знаме­ ни, а теперь отмечен и бое­ вой наградой. С новым орде­ ном, земляки! И. ТИМОФЕЕВ . уча­ стник обороны Заполя­ рья, первый помощник капитана Мурманского ордена Октябрьской ^ £s- волюции тралового фло.-а. ГОРОД -B0II, Ш 0 1 -Т 7УШ В Таким остался в памяти журналистки из ФРГ наш Мурманск р ИВАНОМ ИВАНОВИЧЕМ ЧУПРОВЫМ я познакомилась на Празд- нике Севера. Это своеобразная заполярная олимпиада. Впервые она состоялась в 1934 году. Даже в трудные военные годы игры не от­ менялись. Сегодня на Празднике Севера выступают чемпионы мира и Олимпийских игр, самые лучшие спортсмены Советского Союза, гости из-за рубежа. Иван Иванович Чупров победил в соревнованиях олень­ их упряжек — очень популярном здесь виде спорта. Тяжело дыша, с раскрасневшимся, блестящим от пота лицом, он встает с нарт. Разгоряченные, уставшие олени пересохшими губами хватают снег. Иван Иванович сияет. Он догадывается, что ему опять, уже в четвертый раз, удалось стать чемпионом — королем оленеводов Крайнего Севера. Его отец уже в летах, но и по сей день также ловко правит оленьей упряжкой в бескрайних просторах тундры. Чупров — оленевод колхоза имени Ленина. Из красивых оленьих рогов отец Ивана Ивановича вырезает украшения. Много.много лет тому назад, когда Ивана еще не было на свете, его отец отправился в тундру пасти оленей. Тогда у него было пять оленей — настоящее состояние по тем временам, но всех их задрали волки. Оюди из «красных чумов» рассказывали о Ленине ("ЧТЕЦ ПОМНИТ, как на Кольский по- ^ луостров пришли энергичные люди с «красными чумами» — агитационны­ ми палатками. Они принесли газеты и листовни и рассказали о Ленине, о том, что рабочие в Петрограде взяли штурмом царский Зимний дворец В 1916 году, еще до революции, на Кольском полуострове был основан город Мурманск. Он был задуман как порт для снабжения армии в первой мировой войне, С Петроградом его свя­ зала железная дорога. В марте 1918 года в городе высадились первые кон­ тингенты войск интервентов. Державы Антанты хорошо понимали важную роль Мурманска, нак крупного транс­ портного узла в северной части Рос­ сии. В 1938 году на Кольском полуострове организовали колхоз «Тундра», в кото­ рый вступил и отец Ивана Ивановича, охотник-оленевод. «Теперь у него было не пять, а несколько тысяч оленей», — рассказывает с гордостью сын. В то время Ивану шел второй год. Семье, имевшей пятерых детей, жилось нелег­ ко. Тундра сурова, и Иван узнал это уже в раннем детстве. Во время второй мировой войны Гит­ лер намеревался овладеть Мурманском за три дня. Но город не сдался, он выдержал сорок месяцев осады, хотя на каждого жителя Мурманска при­ шлось по шесть сброшенных" фашист­ скими самолетами бомб. Три четверти домов были разрушены. В те дни ог­ ромную помощь фронту оказали олене­ воды тундры. На своих упряжках они подвозили оружие и боеприпасы. Сегодня Мурманск — большой сов­ ременный город, в котором более 380 тысяч жителей. Руин давно уже нет. Что сегодня напоминает о прошедшей войне? На холме над гаванью возвыша­ ется памятник защитникам Советского Заполярья. Он воздвигнут неподалеку от места. внушавшего ужас летчикам «Люфтваффе». Они называли его «го­ рой, извергающей пламя». Здесь совет­ ский зенитчик Шевчук из одного ору­ дия сбил 39 фашистских самолетов. В саду у клуба моряков установлен гранитный глобус, нак символ «совмест­ ной борьбы народов антигитлеровской коалиции». За городом, на Солдатском нладбище союзников, можно видеть могилы английских и ам ериканских солдат, погибших при оказании помо­ щи Советскому Сою зу в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорит пам ятная плита. В краеведческом музее М урманска по­ желтевшие от времени ф отографии рас­ сказы ваю т о том, как в Мурманский порт заходили суда союзников с гр уза ­ ми для Советского Союза, сраж авш егося с гитлеровской Германией. Сохранилось письмо американского военно-морского атташ е председателю горсовета Мурман. ска, в котором сообщалось о передаче грузовиков и других военны х транспор­ тн ы х средств. В музее такж е находятся письма благодарности от ам ериканских военнослуж ащих, находивш ихся во вре­ мя войны на излечении в го сп италях Города. На одном из стендов вы ставле­ на статья Дейва Марлоу. В 1943 году это т американский ж урналист приехал в М урманск. Тогда он написал: «НАДО БЫ Т Ь РУССКИМИ , ЧТОБЫ ВЫ С ТО ЯТЬ ЗД ЕСЬ». И далее: «Если когда-нибудь снова наступ ит мир, п усть он скорее придет к жителям Мурманска. Они его заслуж или». Многочисленные беды, которые выпа­ ли на долю населения Мурманска ё ^толь недавнем прошлом, видимо, ста­ ли причиной того, почему мурманчан# fan пристрастно Ьасспрашивают своих зарубежных гостей об их отношении Й миру. Происходит это еще и потому, что жителей города отличают такие ка­ чества, как готовность к диалогу, иск­ ренность. Рабочий контроль Ж ИТЕЛЯМ КРАЙНЕГО С ЕВ ЕРА , тан ж* нак сибирякам или дальневос- точникам, предоставляются льготы («надвавка за метели», как ш утят * Мурманске), и поэтому они нередко за­ рабатывают больше, чем в европейской части Советского Союза. Климат здес<* совеем не такой суровый, нак ■ Сиби­ ри. Теплое течение Гольфстрим не даet замерзнуть Баренцеву морю, вот пОчГ му Мурманск — самая северная не» мерзающая гавань. Минус трндца • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» г10 декабря 1982 г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz