Рыбный Мурман. 1982 г. Август.
Д в а д ц а т ь лет § мер* хож у, много видел ка питанов, ё этот — всем капи танам капитан, — сказал один из членов экипажа тралфлб- товского БАТ «Генерал Рад- зиевский» 9 своем команд л- ' р€ ПаЕле Викторовиче Шуме- г jfRKKO. Я не стану называть имя этого моряка, дабы не обидеть других капитанов. Хо тя, впрочем, чем обидёть? Много в нашем Северном бассейне замечательных, про веренных морем и жизнью ка питанов. И если брать капитан- ! ские качества в комплексе, равняться на награды и д о с тижения, вряд ли капитана Ш умелянко можно назвать са мым лучшим. Есть люди и за служ еннее, и с большим ка питанским стажем, и знатнее. И все же — никуда не деться — слова эти были сказаны о нем, Павле Викторовиче Ш у м елянко. Все те люди, с кем я бесе довала, о капитане говорили хорошо и тепло. Как-то по- родственному тепло. И наибо лее часто повторялось слово «взаимность» по отношению к экипажу и капитану. Оно зву чало и само по себе, допол- нением к другим словам— «до верие», «уважение», «чест ность», но даже по отноше нию к этим замечательным словам оно было главенству ющим. И ЗАЛ Е ДМО было пестро, ** шумно и тесно. Экипаж БАТ «Генерал Радзиевский» собрался перед очередным рейсом. Моряки через весь зал расспрашивали друг друга о прошедших выходных, хохо тали, острили. Чувствовалось — рады встрече. Да, собст венно, и разлуки-то, как тако вой, не было — двух недель не прошло с момента проща ния с судном в горячем пор ту Кальяо. И вот — снова ту д а. О т родных и любимых, чуть отдохнув, в новый рейс... Конечно, три четвертых экипа жа могли бы совершенно за конно отдыхать, и ушел бы «Радзиевский» в новый рейс без них. Ан нет. Команда на траулере держится преиму щественно с новостроя. Д ер жится за судно, за комсос тав, друг за друга. И в этот летний рейс (не верится д а ж е!) идет экипаж полным со ставом, за исключением не скольких отпускников, тех, у кого отдых за несколько лет скопился. Выступали представители флотских служб, говорили о I том, что предстоит экипажу сделать в рейсе, как сделать. Когда называли цифры плана на рейс/ и без того тихий зал, казалось, дышать перестал, но тут же встрепенулся, за- 1 гомонил, завозмущ ался: — Нереальный план! — Что там плановики д ум а ют? Да в этом районе сроду столько не взять! Ш умелянко встал. Молча, ни слова не говоря И улыбнул ся. Экипаж шумел, а капитан улыбался. А когда шум начал стихать (чего кричать да. злить ся, когда капитан так добро и ^цолго улыбается!), Шумелянко сказал, ни к кому в отдельно сти не обращаясь, и одновре менно каждый чувствовал, что говорит капитан именно ем у: — Ничего. Зимой отдохнем. На лыжах. Хорошо!.. — И так | по-домашнему, так тепло он <*го сказал, что тут же захоте лось н летящих лыжах, да по солнечной пыжне! А теплое м ере, желанное летнее южное солнце отступили куда-то да леко, за белую , сверкающую сопку, за скрип снега под но гами, j Размягчила, разнежила сен тиментальная эта картина мо ряков, В секунды какие-то пе ременилось в зале настрое- \ ние. А Ш умелянко... Что Ш у t мелянко? Капитан стоял ка сцене как на родном капитан ском мостике. И не чужие люди заполняли зал, а эки паж, готовь(й за капитаном куда угодно. — И вообще хватит митин говать, — Шумелянко говорил по-прежнему тихо, но уже властно, не по-отечески — по- командирски. — План еы со к , да. Согласен. Для этого райо на очень высок. Начнем рабо тать — посмотрим. Если план в самом деле нереальный, бу дем ставить Еопрос перед ру ководством. Слушали капитана внима тельно, Не было в зале напря женной тишины, не было по добострастного подхватывания Социалистическая каждого начальственного сло ва, но было взаимное пони мание и слов, и пауз в корот кой и будничной капитанской речи. И ни слова против, ни одного возражения. Да, если разобраться, поче му они непременно должны быть, возражения? Не полу знакомые люди собрались по судачить — коллектив, прове ренный и просолившийся не в одном море, вдосталь хлеб нувший рыбацких тягот. С ПАВЛОМ ВИКТОРОВИ ЧЕМ редко кто когда пререкается, — говорит стар ший механик БАТа Иван Аки мович Ботвенко. — И Еовсе не потому, что с начальством спо рить не принято, просто он всегда дело говорит. А потом, настолько хорошо знает вс* участки судна, настолько гра мотно подходит к любой су довой проблеме, что диву даеш ься: откуда такая универ сальность? Мне поначалу даже не по себе было: что это за капитан, который в машине лучше меня разбирается? А потом гляж у: да он так же и траловое хозяйство, и рыбофабрику знает. Может, поэтому у нас любая пробле ма решается быстро. Прошу, допустим, я у него двадцать минут — надо двигатель оста новить. Он говорит: даю со рок, только уложись и сде лай все, чтоб потом сутки не простаивать. Казалось бы, мелочь — со рок минут вместо двадцати. А впрочем, с какой стороны на эту мелочь посмотреть. Мож но сказать, что перестраховы вается капитан: просит «дед» двадцать минут, так зачем со рок простаивать? Но Ш ум елян ко знает, что его помощник* просят всегда тот самый ми нимум времени, который необ ходим на устранение чего-то уже замеченного. А ведь если тем же механикам дать «лиш ние» двадцать минут, они в два раза лучше двигатель ос мотрят и, глядишь, чего-то еще подкрутят заменят. Бот, исходя из таких пози ций, и дает Ш умелянко глав- меху сорок минут. Знает, что накинутая «двадцатка» с лих вой окупится безаварийным промыслом. Риск будущ ей по ломки снижается — раз, ме ханики могут внимательнее за няться другим узлом — два, команда и капитан могут спо койно работать — три. А спокойная, без лишней нервотрепки работа, это..-: З д о ровье моряков, добрая атмо сфера в экипаже, успех любых планов. Правда, для того что бы был капитан спокойным, капелька нужна, самая что ни на есть малость: хорошая, дружная и работящая коман да с ответственными, знающи ми специалистами. Поэтом/ главным в своей морской ра боте, изначальным на коман дирской своей дороге счита ет капитан Ш умелянко подбор команды. В этом он, пожалуй, не оригинален — всяк уважа ющий себя капитан заботится о подборе кадров. (Может, от того и много у нас отличных экипажей?!) Вместе с первым помощни ком (действительна первым ео Есех делах — Владимиром Ва сильевичем Конюховым) сут- предприимчивость: ками сидит он над личными делами моряков, ищет нужных людей по судам и резерву. Находит ли? Не сразу и не Есегда. Потому что люди, нуж ные ему (а он очень разбор чив!), нужны, как правило, и другим капитанам. И все же — может, секрет какой знает Шумелянко? — команда подбирается один к одному, что рядовой состав, что специалисты. ОВОРЯТ, мир на трех китах держится, щурит ся в улыбке Павел Викторо вич, — я ~ считаю, что и судно — тож е. Вот у нас на «Радзиевском» — именно так. «Дед» — Иван Акимович Бот венко — с новостроя на ко рабле. Что б я без него де лал? В отпуск по очереди хо дим . И то — уйдет он, какой бы золотой механик его ни за менял — боюсь за корабль... Вдруг чего... У него-то «вдруг» и быть не может. А старший мастер добычи — Тимофеев Александр Ивано вич? Посмотришь на него — такой молодой! Но за все вре мя ни разу, понимаете, ни ра зу трал не потребовалось на страивать. Наоборот, другим судам помогали. О технологе нашем — Владимире Семено. виче Лебедеве — вообще кни гу можно писать!—И при этих словах Ш умелянко как-то по- особенному вздохнул, даже не вздохнул, а закряхтел. Может, вспомнил, какой, при всех его достоинствах, непокладистый технолог? Капитан-директору что нуж . но? И чтоб план был, и чтоб качество продукции не под качало. Но главное, все од но — план. А технолог... Твер дит одно: качество, и все тут. Ш умелянко поначалу и ругал ся с ним, и по-хсрошему уго варивал — тот ни в какую. Постепенно к такому упрям ству капитан деж е уважением проникся. А когда «Генерал Радзиевский» занял первое место по качеству продукции, Ш умелянко своего технолога на Еес золота ценить стал. И непраЕоту сеою перед ним признал. Честно, в открытую . Капитаны-то тож е... не боги... А новые видь» продукции? Тоже его, технолога, заслуги. Пресервы из ставриды, напри мер. План-то им давали так, для эксперимента, а экипаж е^о — на 500 процентов. Рыба тогда ловилась то гус то, то пусто Бывали дни. ког да 20- тони — вссь улсиэ Л что такое 20 тонн для БАТа; Пус тить на глорооку — плана не будет, прибыль для команды — рубль — полтора на пай — смех! И стоимость пищевой— основной показатель — опять же низка. Тогда-то Лебедев и предложил делать пресервы. А капитан поддержал, на свой страх и риск поддержал, п о тому что остальные сомнева лись. Нельзя сказать, что сам капитан не сомневался, но ве рил он уже технологу как се бе, да и расчеты убеждали. Что ж, не ошиблись. Вдвое стоимость пищевой поднялась! Вместо рубля — семь на пай вышло! Ну и план, соответст венно, по всем показателям перевыполнили. Конечно, но вое начинать всегда рискован но и трудно. Попробуй убеди коллектив в сто человек, что новое лучше старого. Можно, конечно, просто приказать. Но много ли и, главное, как бу дет работать человек без ве ры, а значит, и без желания? Да и не в чести на «Радзиев ском» непонятные приказы. пусть даже они необходимос тью продиктованы. Чего таить, капитану даже при помощи других судовых командиров нелегко было бы убедить всех, но и среди р я дового состава экипажа есть немало людей, о которых Ш умелянко говорит коротко и гордо : «моя опора». То карь В. М. Боярчук и мото рист А . С. Степанов ходят на «Радзиевском» с ново строя — уже стаж. А мат росы Б. Я. Пешков, Г. М. С и зов, С . Ф . Теленков знакомы с капитаном давным-давно, еще с тех пор, когда шевро нов на его кителе, как и се дины в волосах, было гораз до меньше. Вот они-то, эти люди, и «проводят в жизнь» политику капитана. 1/АПИ ТАН Ш умелянко мо- * * жет рассказывать о сво ем экипаже бесконечно. Чув ствуется, не в словах — в ин тонациях и улыбках, как лю бит он свой коллектив. Любит и ценит. Не всех вместе, а каждого за свое. И экипаж платит капитану взаимностью. Поэтому им легко даж е в са мых трудных рейсах. А что, бывают рейсы л е г кие? Даж е для самого нику дышного и ленивого матроса легкий рейс — невероятно щедрый и редкий подарок судьбы. Капитанам судьба та ких подарков не делает. Ни когда. Ни в каком море. Это Ш умелянко понял еще в са мом первом своем капитан ском рейсе. Ох и время тогда выдалось! Шел ППР «Перемышль» на юг. И как только подошли к знаменитому заколдованному месту, молодой капитан сли- хачил — объявил по р а дио: «Внимание, вошли в Б ер мудский треугольник». А че рез полчаса — р. одну секун ду дикий шквал. И ст раш ный шторм на полтора суток. Несколько р аз за эти часы с жизнью прощались... Потом оказалось, что шторм — толь ко начало всех несчастий. З а чин, иными словами. Как то в одном из районов от казал двигатель. «Перемышль» начал дрейфовать прям о на громадный айсберг. Ч аса два- три — и все, не станет <Пере- мышля». Капитан это лучше всех понимал — по должнос ти положено. Но по той же с а мой должности обязан был он не допустить паники на суд не. Взмокший радист бросал в эф и р призывы о помощи, ме ханики оживляли двигатель, а капитан, зная, что имеющегося времени на починку не хва тит, ходил меж матросами и «травил» веселые байки. Смех с палубы заглушал звон де талей в машине. Спасли их тогда два рыбацких траулера. Услышали сигнал тревоги, по дошли и отбуксировали в бе зопасное iwecTo. А рыба все же не появилась. За полгода — тысяча тонн. Смех сквозь слезы. Матросы ходили хмурые, молчаливые, раздражительные. Казалось, маленькой искорки, чьего-ни будь неосторожного слова до статочно, чтобы вспыхнул все общий пожар. И молодой ка питан, в д о е о л ь напроклинав в каюте море, судьбу и собст венную глуЬость, выходил к команде и, как малых детей, утешал сильных усатых дя дей: «Ничего, ребята, не паша вина, время есть, все еще на ладится». Не наладилось. Не только «Перемышль», другие, не знавшие до того поражений экипажи пришли тогда с юга пустыми. Но в отличие от многих капитан Шумелянко сохранил в рейсе главное — коллектив. Веру людей в свои силы. Их умение перебороть себя и море. Разные трудности случа лись впоследствии у Ш ум е лянко. Приходилось и первы ми обживать промрайоны, и начинать промысел новой ры бы, и по месяцам изнывать в штормовой болтанке, но все гда люди под его началом побеждали море и себя. Ни разу после того первого — злополучного — своего рей се не приходил Ш умелянко в порт без плана. Даже в .са мых тяжелы х условиях экипаж не сдавался. А7РОСЫ всегда смотрят на капитана, и, если ка питан хмур и молчалив, вся команда внутренне напрягает ся и ждет неприятностей. Экипаж Ш умелянко от этого застрахован. Доброжелатель ным спокойствием капитана, его Ееселой уверенностью , что все будет в порядке. Только один человек на суд не, самый верный и лучший помощник, правая рука капи тана, близкий, родной почти человек, помполит Владимир Васильевич Конюхов — он один знает, какой ценой д а ется капитану это всегдашнее бодрое «в порядке» да и сам порядок на судне. — Все понятно: и я, и «дед», и другие — все мы отвечаем за судно и экипаж, — гово рит Владимир Васильевич. — Но Еедь капитан отвечает еще и за нас! Слова «всегда на посту» по отношению к нему приобретают свой изначаль ный смысл. В два, в четыре часа ночи приходится силой уводить его с мостика. Гово рю ем у: чего ты здесь тор чишь? Без тебя, что ли, не справятся? А он так виновато улыбнется: не ругайся, мол, нехорошо еыхо дит , они рабо тают, им трудно, а я — капи тан — отдыхать буду. Он во обще удивительный человек, наш Павел Викторович. Вели чайшей промысловой честнос ти капитан, человек справед ливейший и порядочнейший. Ведь команда капитана, как говорится, «ни за Что» любить не будет. А его любят, пони маете! Потому что он любит людей. В свободное время капитан тралфлотовского БАТа Павел Викторович Ш умелянко — обычный человек. В меру ус талый, в меру озабоченный. Любит ходить по грибы, по ягоды, просто бродить по л е су. Даж е рыбалку, до зуда надоевшую , в хорошей ком пании принимает «на ура». А если приведется ему застать на берегу начало или конец учебного года, непременно заглянет он к большим своим друзьям , в класс, где учится сын. — Ну что, орлы, — подмиг нет ребятам, — на судне бы ли, на порогах были, поедем в воскресенье на озера? Уши цу на костре, а? — Ур-ра! — закричат друж но ребятишки и, сбиваясь в радостную кучу, обступят ка питана, дергая его за рукава и полы красивого кителя, пре данно и любяще заглядывая в добрые глаза. — Ура-а! Что ж, и здесь — взаим ность... Н, Н ЕЧАЕВА. ПОР ТР ЕТЫ Д ЕЛО ВЫ Х Ш Д Е Й В З А И М Н О С Т Ь 6 августа I9S2 г.: «РЫБНЫЙ М УРМАН» в 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz