Рыбный Мурман. 1982 г. Август.

1 т i i Виктор Умиов ходит в море матросом во втором морском под­ менном экипаже М у р ­ манского т р ал о в о г о флота. Два месяца на­ зад в его жизни про­ изошло большое собы­ тие. На ПСТ-1328 «Кургашшск» его при­ няли в ряды КПСС . Собрание коммунистов было открытым, и то­ варищи по работе дали высокую оценку чело­ веческим качествам матроса Умиова. Сегодня В. Ум нов рассказывает о своем экипаже. • М.&ксжшуш лихцеяоА ЭКИПАЖ У НАС ОЧЕНЬ ДРУЖНЫЙ Наш морской подменный экипаж для группы посоль- но-свежьевых траулеров еще совсем молод. Он был создан в мае этого года. Руково­ дить моряками доверили мо­ лодому капитану Ивану' Вла­ димировичу Будько. Первым помощником ему назначили партийного работника Вале­ рия Николаевича Мезенка, тоже молодого. Вообще-то он человек флотский: рыбу ло­ вит с 1971 года, начинал матросом, работал боцманом и, конечно, нашу жизнь зна­ ет «от» и «до», сейчас учит­ ся на третьем курсе Выс­ шей партийной школы. Наши ребята хорошо зна­ ют, какое большое значение имеет рыбный промысел в деле выполнения Продоволь­ ственной программы страны, разработанной в этом году на майском Пленуме ЦК КПСС. Поэтому в рейсе, ко­ торый был разбит на два цикла, мы постарались сде­ лать все возможное, чтобы не только выполнить план, а буквально каждую рыбину из тралового мешка разде­ лать и отправить на храпе­ ние в трюм. В общей слож­ ности мы сдали на рыбоком­ бинат 552 тонны рыбного полуфабриката на 476 372 рубля. На ПСТ-1328 «Курга- нииск» мы ловили окуня. Нам повезло: погода была отличной и промысловая об­ становка позволила брать ве­ сомые уловы. За сутки при­ ходилось обрабатывать до 30 тонн окуня. Нас, матросов, на посольно-свежьевом трау­ лере мало. Мы и трал за борт отправляем, и рыбу шке- рим; вполне понятно, что сами везде не успевали. Но моряки всегда славятся спо­ собностью прийти товарищу на выручку. Так и нам по­ могала подвахта, а в общей сложности работать прихо­ дилось по двенадцать часов в сутки. Я был в составе вахты старшего помощника капи­ тана Василия Николаевича Кирилюка. Все говорят, что он уже готовый капитан. Об этом мне судить трудно, но то, что он рыбу отлично ловит и за рыбоделом лицом в грязь не ударит, для меня ясно. В результате мы завоева­ ли первое место в социалис­ тическом соревновании вахт, а старшиной у нас был Вик­ тор Рожков. Второй раз мы подменяли основную команду посолыю- свежьевого траулера «Зас- тавна». На этом судне про­ мышляли треску. Рыбы бы­ ло не так' уж много, поэтому работали не торопясь, ста­ раясь уделять больше вни­ мания производству продук­ ции улучшешгого ассорти­ мента — тушки, клипфиска. Вот тут-то нам пригодилась бы рыборазделочная техни­ ка, разработанная объедине­ нием «Севтехрыбпром». Но ни на «Курганинске», ни на - «Заставив» малой механиза­ ции не было. Подводили нас плавбазы управления «Севрыбхолод- флот». Ограничивали они приемку рыбы, и о каком-то там бесконтактном способе передачи рыбы даже не мог­ ло быть и речи. По десять тони в сутки принимали', и нам ничего больше не оста­ валось делать, как отправ­ лять рыбу на засолку, а это, моряки знают, не совсем вы­ годно, так как рыба усали­ вается и часть ее живого ве­ са уходит в тузлук. В остальном — рейс наш был удачным. Выполнены были две подмены: экипажей траулеров «Курганинск» и «Заставна». И тот, и другой получили возможность в те­ чение сорока суток отдох­ нуть, а сейчас это право по­ лучили и мы. Для нас такая работа выгодна: отдохнем и 'экипаж сохраним. Лично мне с ребятами расставаться не хочется — дружно мы рабо­ тали. В. УМНОВ, матртге вто­ рого морского подменно­ го экипажа тралового флота. © Н А С Н И М К Е : В. Ум и ов. Фото Е. ГОЛОВКИНА. Х о з я н с т в о в а г ь эф ф е к т и в н о 75 ТЫСЯЧ БАНОК ПРЕСЕРВОВ. Р Е А Л Ь Н О Л И Э Т О ? У балтийских рыбаков уже накоплен большой опыт выпуска пресервов в мелкой расфасовке. В Северном бас­ сейне первыми начали осваи­ вать этот вид продукции мо­ ряки плавбазы «Маточкин Шар». После ремонта и ус­ тановки на фабрике соответ­ ствующего оборудования ста­ ли выпускать пресервы в .маленьких банках и на плав, базе «Григорий Лысенко». Продукция, которую мы выпускаем, пользуется боль­ шим спросом, на прилавках магазинов не залеживается. Мойва жирная (тушка) в ма­ ринадной или горчичной заливке в банках № 19, мой­ ва жирная (тушка) в аромат­ ном масле и ставрида (ку. сочки) в горчичной заливке в банках № 3 — все это из­ готавливает наш экипаж. Можем выпускать в таких заливках сардину и скумб­ рию. Кроме пресервов, изготав­ ливали мороженую рыбу. Причем в зависимости от количества поступающего сы­ рья делаем вывод, как будем работать: на один или два борта. Для принятия этого решения внимательно слуша­ ем сообщения с промысло­ вых судов, В зависимости от того, сколько и какой ры­ бы они планируют отгрузить нам, решаем, как лучше рас­ ставить людей, чтобы во вре­ мя вахты не заменять их, не посылать дополнительно мо­ ряков на помощь работаю­ щим. Короче, стараемся мак­ симально экономить время, силы людей, а в конечном счете — дать как можно больше пищевой продукции. Начиная с минувшего рейса, работали и будем работать по системе «двухсменки» (до сих пор было много спо­ ров, как лучше работать,— в 2 или 3 смены). К сожалению, из-за неста­ бильности промысловой об­ становки выпуск мороженой рыбы у нас меньше плана. Зато план по выпуску пре­ сервов выполнен на 111 про­ центов. Этот показатель мог быть еще выше, если бы ра­ ботали мы на свежем сырье, а не на дефростированной рыбе. И еще: если бы была у нас еще одна рыборазде­ лочная машина. Тогда мож­ но смело говорить о еже­ суточном выпуске 75 тысяч банок пресервов. Пока этот показатель для нас недося­ гаем. Хотя и достигнутые ре­ зультаты неплохие. Этому способствовала новая линия для разделки крупных океа­ нических рыб: скумбрии, ставриды, сардины. Пресерв- ным цехом у нас стал твнн. дек трюма № 1. В кормовом рыбцехе из сырья изготавливают полу­ фабрикат, солят, укладыва­ ют в бочки и отправляют в трюм № 2. Когда полуфаб­ рикат просолится, его до­ ставляют в пресервный цех, укладывают в банки, зака­ тывают их. К сожалению, укладка рыбы в банки про­ изводится только вручную, пока механизировать эту трудоемкую работу не уда­ лось ни в нашем, ни в дру­ гих бассейнах. Я говорю о мойве, а крупные породы рыб укладывает набивочная машина. Вероятно, будет со временем решена и эта проб­ лема. Возможно, такое ре­ шение придет в связи с пе­ реводом рыбофабрик плав­ баз на выпуск консервов. Итак, подводя некоторые итоги сказанному, можно сделать следующие выводы. Для максимального выпуска пищевой продукции нам не­ обходимо работать на све­ жем сырье, ведь при деф- ростации получается много «лопанцев», рыбы со срыва­ ми кожи. Такую рыбу в бан­ ку не положишь. . Во-вторых, необходима еще одна рыборазделочная маши­ на. В-третьих, надо лучше нас снабжать банками и специя­ ми. Ведь в этом рейсе из-за отсутствия банок мы потеря­ ли 7 дней, то есть недодали флоту 400 тысяч банок пре­ сервов. Все этн вопросы и пробле­ мы можно и нужно решить. Надо только соответствую­ щим службам управления проявить больше инициативы и настойчивости. А уж за нашим экипажем дело не встанет. В. БЕРЕЗИН , помощник капитана по производст­ ву плавбазы «Григорий Лысенко» управления «Севрыбхолодфлот». матрос Л iSLUHPHA география на- ших рынков сбыта. Только на этот год заклю­ чили мы свыше 800 догово­ ров с получателями продук­ ции Северного бассейна. Географические масштабы взаимодействия управления «Севрыбсбыт» впечатляют и покупателей. Тем не менее у нас — обилие крупных и мелких проблем. Одна из них — отсутст­ вие холодильных емкостей в первом грузовом районе пор­ та. На южных причалах хо­ лодильник наш и в то же время не наш: рыбокомби­ нат хранит там продукцию для переработки. Зачем нам требуется еще холодильник? Для того что­ бы иметь возможность пере­ грузить часть рыбы на неко­ торое время. Ведь есть у нас потребители, которым надо отгрузить всего по од­ ному вагону продукции, ска­ жем, скумбрии. А как до нее «добраться», если она зало­ жена тоннами мойвы? Нас выручили бы в этом случае автономные рефри­ жераторные вагоны. Тогда и мехпоезд из 20 вагонов не простаивал бы, ведь нет воз- • К а к в ы в ы п о л н я е т е П О Д В О Д Н Ы Е можности выгружать рыбу с 4— 5 судов в вагоны сра­ зу, обычно выгрузка идет с одного судна. Если же отка­ заться от поезда, то будет простой судов. Жаль, что мало выпускается автоном­ ных рефрижераторных ваго­ нов. Ведь обстановка в пор­ ту не бывает одинаковой, чаще «то густо, то пус­ то». Сегодня, скажем, надо выгрузить 11 тысяч тонн, а что будет через два дня — неизвестно. Каждый год проводит «Союзрыбпромсбыт» произ­ водственное совещание или оптовую ярмарку, как его называют. На нем договари­ ваются об ассортименте и количестве поставляемой ры­ бопродукции бассейнами страны. Но... Выло запланировано по­ ставить для нас во втором квартале 31 тысячу тонн пу­ тассу, а мы получили от .мо­ ряков 28 тысяч тонн. II в первом квартале недопоста­ вили три тысячи тонн. Зато продукции из океанической рыбы отгружено сверх пла­ на 20 тысяч тонн, более чем вдвое перевыполнены постав­ ки продукции из донных по­ род рыбы. Казалось бы, как хорошо отправлять сверхплановую продукцию! Но ведь есть оп­ ределенная инерция во вку­ сах потребителей. То совсем не хотели покупать мей у-, то отказываются от ставри­ ды. Куда же девать продук­ цию? Ну, ладно еще моро­ женую, а ‘ пресервы? Срок хранения их мал, транспор­ тировка сложна: ударится где-то банка — уже брак. Тем более что у пресервов получается очень длинный путь. Мы берем у моряков Мороженую рыбу, складиру- • 4 стр. «РЫБНЫЙ М У РА* АН» 27 августа 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz