Рыбный Мурман. 1982 г. Август.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНА К О Н Т Р О Л Ь f 1 Совещание - ! с е м и н а р 1 специалистов В НА С ТО ЯЩ ЕЕ БРЕМЯ С е ­ верный бассейн распола­ гает мощным добывающим, обрабатывающим, транспорт­ ным и вспомогательным ф ло­ том , способным осуществлять круглогодичный лов рыбы, полную ее переработку и д о ­ ставку готовой продукции из любых районов Мирового оке­ ана. Основу добывающего флота сейчас составляют такие су­ д а, как большие автономные траулеры типа «Горизонт», БМРТ типа «Иван Бочков», по- сольно-свежьевые траулеры типа «Баренцево море». В эксплуатации находятся также большой отряд BMFT различ­ ных типов, СРТ-м, ППР более ранней постройки. С будущ е­ го года начнется поставка на бассейн морозильных трауле­ ров-сейнеров типа «Атлантик- 333а (постройки ГД Р). Одно из судов этого типа проходит в настоящее Бремя опытную эксплуатацию в Баренцевом море. И в настоящее Бремя наибо­ лее острой является проблема улучшения эксплуатации имен­ но этого флота, В условиях острого дефицита судоремонт­ ных мощностей, в условиях, когда идет поиск ' резервов производства и борьба за ка­ ждые сутки нахождения на промысле, совершенно нетер­ пимы аварии и аварийные 'происшествия. На бассейне созданы все необходимые условия для э ф ­ фективной и безаварийной эксплуатации флота. Однако в работе отделов и служб мо­ реплавания предприятий, м е­ ханико-судовых служб есть Бее же много недостатков. Только в течение первого ■ полугодия текущ его года на судах предприятий рыбной промышленности Северного бассейна зарегистрированы 10 аварий и 31 аварийное проис­ шествие, технические убытки от которых составили более 172 тысяч рублей, простой судов — 151 судо-сутки, а об­ щие убытки превысили пол­ миллиона рублей. Кроме того, за это ж э вре­ мя зарегистрировано более 140 повреждений судов и те­ хнических средств, простой судов от которых составил около 100 судо-суток. В общей аварийности судов на случаи, связанные о дея­ тельностью судоводителей, приходится около 30 процен­ тов, п более половины иэ них — навалы и намотки па греб­ ное устройство. Основной причиной намоток является Загрязнение моря от­ ходами орудий лова. Поэтому необходимо усилить контроль •■за использование?.!, хранением и сдачей нспользопапного п ро­ мыслового вооружения. В течение псрвоТо полугодия зарегистрировано также 13 па- валов, которые произошли из- за нарушений требований на­ ставления по швартовым и гру­ зовым операциям в .море, а также из-за ошибок', допущен­ ных судоводителями во время маневрирования. Четыре случая столкновений произошли с судами объеди­ нения «Мурманрыбнром» и из- за низкой организации штур­ манской службы. «Севрыба» уж е обращала внимание служ­ бы мореплавания объединения «Мурмаврыбпром» на это, а также па слабую требователь­ ность к командному составу, однако решительных мер при­ нято не было. В результате произошло последнее столкно­ вение между БМРТ «Домодедо­ во? и БМРТ «Кронштадт>. Нельзя сказать, что все об­ стоит благополучно по этому виду аварийности и па других предприятиях. По сравнению е соответствующим периодом прошлого года снова ухудши­ лось состояние аварийности судовых технических средств. Определенная часть повреж­ дений, не относящихся к ава- : рийным, связана с частичной : потерей судами хода и управ- ■ ляс-мости. снижением энерге- ; тических и маневренных ка- : чести судов, потерей или сии- : жением их промысловых воз- : можностей. : Особую озабоченность вызы- : вает положение е пожарной : безопасностью, на судах. Б ■ прошлом году удалось полно- : стью ликвидировать загорания в машинных отделениях, одна­ ко в дальнейшем работа по предупреждению пож аров бы­ ла ослаблена, и вот 25 янва­ ря — п ож ар в машинном от­ делении БАТ «Капитан Телов>, а 20 апреля — загорание в машинном отделении БМРТ •.•Северное сияние». Наибольшее число наруш е­ ний Правил пожарной безопа­ сности зарегистрировано на судах Мурманского и А рхан­ гельского траловых флотов и па плавбазах управления «Сеа- рыбхолодфлот». Наиболее же ие подготовленными в противо­ пожарном отношении выгля­ дят суда объединения «Мур- манрыбпром». 11,2 процента отходящих в море судов это­ го предприятия были подверг­ нуты повторному освидетельст­ вованию. Несмотря на приказ объеди­ нения -Севрыба> и указания механико-судовых служб пред­ приятий, продолжаются повре­ ждения технических средств, связанные с их систематиче­ скими ''перегрузками. Имеются случаи попрежде- . нйя судовой техники из-за на­ рушений правил технической эксплуатации. Так. отсутствие контроля за качеством масла и Нарушение сроков периодич­ ности его замены явились причиной повреждения меха­ низма изменения шага греб­ ного винта на БАТ «Адмирал ГСловно». Обнаружилось это во время докового ремонта, и объем работ был увеличен на 851 иормо-час; траловому фло­ ту нанесен ущ ерб в размере 5800 рублей. Рассм атривая вопросы ава­ рийности па судах флота, не­ льзя обойти молчанием и о р ­ ганизацию безопасной стоянки судов в порту, подготовку их к плаванию и выполнение правил ведения- промысла. Количество нарушений в о р ­ ганизации вахтенной службы* выявленных при проверках судов, сократилось по сравн е­ нию с прошлым годом. Одна­ ко на таких предприятиях, как объединение «Мурманрыб- пром» и Беломорская база гослова, подобных нарушений^ стало больше, чем раньше. В целях обеспечения без­ аварийной работы флотов объединением «Севрыба» д е ­ лается и будет делаться мно­ гое. В частности, специальная комиссия проверит, насколько отвечают своим должностям члены аттестационных комис­ сий флотов, то есть те люди, которые отвечают за качество знаний комсостава. Проведем переаттестацию руководяще­ го состава подведомственных организаций, судоводителей и судомехаников бассейна по знанию теории и устройства судне, умению пользоваться информацией об остойчивости и непотопляемости, по борь­ бе за живучесть. От руководства флота и служб будем еще настойчивее требовать самого строгого на­ казания лю дей, безответствен­ но относящихся к выполнению своих профессиональных обя­ занностей. Управления флотов постараемся укрепить специа­ листами, имеющими практи­ ческий опыт работы на судах, способными обеспечить гра­ мотное руководство флотом и контроль за соблюдением тр е­ бований его безопасной экс­ плуатации. Задачи перед нами стоят большие. И по эффективности использования флота, и по улучшению качества работы. Поэтому мы обязаны сделать все возможное, чтобы устра­ нить имеющиеся недостатки. С, КИРЕЕВ» главный инже­ нер БРПО «Севрыба». О МУРМАНСКЕ состоялось ** бассейновое совещание- семинар командного состава судов флота рыбной промыш­ ленности и инженерно-техни­ ческих работников по вопро­ сам обеспечения безопасности мореплавания и предупрежде­ ния аварийности. Совещание обсудило вопро­ сы о пожарной безопасности ьга судах бассейна и мерах ее повышения, отметило основные недостатки в подготовке су­ дов к плаванию, в эксп луата­ ции судовых технических средств на промысле; освети­ ло актуальные вопросы мор­ ского права в современном судовождении; участники по­ знакомились с результатами проверки предприятий Север­ ного бассейна комиссией «Глав- госрыбфлотинспекции» по во­ просам обеспечения безопас­ ности мореплавания, с опытом работы служб мореплавания МСС. У ч астн и ки совещ ания приня­ ли обращ ение к экипаж ам с у ­ дов и специалистам ф ло тски х служ б предприятий рыбной промыш ленности Северного бассейна, в котором отм етили, что важ нейш им условием и ск ­ лючения аварий ности является постоянное повыш ение полити­ ко-воспитательной работы , у к ­ репление производственной ди­ сциплины , углублени е проф ес­ сиональны х знаний , соверш ен­ ствование деловых качеств п л авсостава и повыш ение тр е­ бовательности спец иали стов отделов й служ б пр оизводствен­ ны х объединений и управлений флотов к ком андному и рядо­ вому со ставу судов. «Больш ие, о тветств ен ны е за­ дачи по дальнейш ем у увеличе­ нию вы п уска пищ евой продук­ ции поставлены перед ры ба­ ками Северного бассейна, — говорится в обращ ении, — в деле выполнения Продовольст­ венной программы С С С Р . И мы, уч астн и ки совещ ания, об­ ращ аем ся ко всем у ком андно­ му и рядовому со ста в у судов, работникам береговы х служ б с призывом внести достойны й вклад в реш ение эти х задач. Мы призы ваем эки паж и с у ­ дов и специалистов береговы х служ б и предприятий проявить твор ческую акти вн о сть, . о р га­ ни зованность, вы сокую созна­ тельно сть, дисциплину и сде­ лать все для того, чтобы ни одна тонна рыбы не была вы­ ловлена и доставлена в порт с наруш ением требований нор­ м ативны х докум ентов по без­ оп асно сти м ореплавания, т е х ­ нической эк сп л уатац и и , реж и­ му плавания и ведения про­ мы сла в Мировом океане». Сегодня мы знакомим наших читателей с некоторыми вы ­ ступлениями на этом совеща­ нии-семинаре. Не надеясь на «авось» ГШШ НШШ ИШШШШШШШШШШШ !” Е 5 А ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ = ^ текущего года порто-. Е вым надзором оформлено- в Е море 1792 судна н провере- Е но 1161. Цифры эти прн- = мерно на уровне прошлого 5 года. Задер :.. ::<) :е 11 <-у- = дов, тогда как в прошлом 5 первом полугодии их было = • 24. Как видите', количество = • задержанных судов • енизп- = лось более', чем наполовину. Е Среди причин задержания Е судов первое место, как и Е прежде, прочно удерживает = графа: «нетрезвое состояние Е личного состава». Восемь су- Е дов из одиннадцати были за- =- держаны по этой причине. И Е среди них МС-123 «Марс» Е («Мурмаирыбпром») — про- Е стой 4 часа; МС-115 «Юпн- Е тер» («Мурмаирыбпром») — Е простой 3 часа 10 минут; — РТМ-105 «Артемида» («Сев- ± рыбпромразведка») — про- Е стой 19 часов. Е Возникает вопрос: может — ли судовладелец, в первую Е очередь капитан судна, при- Е нять необходимые меры по Е замене нетрезвых членов Е экипажа, прежде чем вызы- Е вать порткадзор на борт? Е Конечно, можёт. Но это не Е делается. Почему? Е Вывод напрашивается Е один. Капитаны проявляют = свою беспринципность. Зная, Е что на борту есть нетрезвые, = они выжидают: обнаружит Е их портнадзор или нет. И Е если обнаружит, то тут же — наготове оправдание: «У нас Е на них уже есть акт, выпи- Е саны аттестаты, они в море Е не пойдут, ждем замену». Е Два судна задержаны по Е техническим причинам и од- Е но — из-за плохой подготов­ ки экипажа к борьбе за жи­ вучесть своего судна. Некоторые недостатки, выявляемые в подготовке экипа;ней и судов к плава­ нию, не влекут за собой за­ держание судов, но тем не менее на отдельные из них хотелось бы обратить ваше внимание. шш® К сожалению, есть еще лица командного состава, которые не знают конструк­ тивных особенностей своего судна, его систем. Не всегда выполняется предваритель­ ная прокладка плавания по Кольскому заливу. До сих пор нз на всех судах выпол- н л;а полностью маркировка систем п закрытий в соот­ ветствии с корректурой НБЖ. На многих судах, особенно ограниченных по району- пла­ вания, навигационное элект­ рорадиооборудование еще не предъявлено Регистру. Юри­ дически такие приборы вне закона, и для навигационных целей использовать их нель­ зя. А ведь правила подго­ товки судов к выходу э мо­ ре известны всем. И в них ясно сказано, что выход су­ дов в плавание возможен только при полном соответ­ ствии их технического и са­ нитарного состояния, снаб­ жения н готовности экипажа требованиям ; действующих нормативных и руководящих документов, а это значит, что назначать отходы судов в море нужно исходя нэ ре­ альных сроков обеспечения их готовности к рейсу. Ком­ плектацию же судовых эки­ пажей следует заканчивать не позднее чем за трое су­ ток до отхода в рейс. Про­ верять готовность судов к плаванию перед выходом в рейс должны специальные флотские комиссии в составе ответственных специалистов служб и отделов с составлен* нием соответствующих ак­ тов. Безусловное выполнение этих правил — уже залог безопасности плавания с первых его минут. Д. КАЛЮГИН, капитан рыбного порта. ВСТРЕЧА . Фото И. 6 стр/ «РЫБНЫЙ М УРМАН» 20 августа 1982

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz