Рыбный Мурман. 1982 г. Август.

• Я а у к л — п р о и з в о д с т в у ПРОГРАММА РЕЙСА ВЫПОЛНЕНА + ОЦ ЕН КА ЗАП А СО В ДОННЫХ РЫБ — М ЕТОДОМ ТРАЛО ВОИ СЪЕМКИ ф БО ЛЬШ ОЙ ИНТЕРЕС НОРВЕЖСКИХ УЧЕНЫХ К СО В ЕТ­ СКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ + ПЕРЕГОВОРЫ В БЕРГЕНЕ БЫЛИ ПЛОДОТВОРНЫМИ ф ТРЕСКА ДВИН УЛАСЬ В БАРЕНЦЕВО МОРЕ Из трудного рейса * род­ ной порт вернулось научно- исследовательское судно «Ленек». П Л а д и тысячи миль, пройденных екю зь ж е­ стокие штормы, бесчисленные галсы и траления. Основной задачей экспеди­ ции являлась оценка запасов донных рыб Баренцева и со­ предельных вод Норвежского морей методом траловой съемки. Сущность метода заклю ­ чается в выполнении стан­ дартным донным тралом в сжатые сроки серии трало­ вых станций на обширной ак­ ватории. Полученные в р е­ зультате съемки показатели относительной численности и биомассы донных рыб (сред­ ние уловы в экземплярах и килограммах на час траления) характеризуют состояние их запасов. Траловая съемка донных рыб проводится Полярным институтом четвертый год подряд, начиная с 1978 года, в одни и те же сроки (апрель —май) и на идентичной ак­ ватории. Сравнение и анализ полу­ ченных результатов исследо­ ваний и съемок демонстри­ руют изменения, происходя­ щие с сырьевой базой тра­ лового промысла и запасами донных рыб. Значение таких исследований трудно пере­ оценить. Их результаты по­ зволяют выработать страте­ гию и тактику промысла, м е­ ры регулирования и рацио­ нальной эксплуатации запасов основных промысловых рыб. Полученные показатели от­ носительной численности и биомассы, а также выявлен­ ные закономерности распре­ деления и поведения широко используются для составле­ ния прогнозов распределе­ ния и производительности промысла донных рыб, л е­ жат в основе многочислен­ ных практических рекомен­ даций института рыбной про­ мышленности. Эти данные имеют немало­ важное значение при опре­ делении общедопустимого улова. СССР и Норвегия в равной мере несут ответст­ венность за состояние рыб­ ных запасов на шельфе Ба­ ренцева моря. Поэтому сбли­ жение и выработка единой позиции по вопросам рацио­ нальной эксплуатации запасов основных промысловых рыб наших вод, трески и пикши, приобретают чрезвычайно важное значение. Решению этой задачи и был посвящен заход судна «Ленек» в порт Берген (Нор вегия) с 25 по 27 мая. Норвежские ученые с боль­ шим интересом ознакоми­ лись с результатами совет­ ской съемки. Была отмечена близость советской и нор­ вежской оценок состояния запасов трески, относитель­ ная численность которой сни­ зилась в 1982 году по срав­ нению с 1981 годом, по нор­ вежским данным, в 1,5— 2,0, по советским — в 1,7 раза. Произошло также снижение относительной численности пикши. Продолжающееся вот уже в течение пяти лет уменьше­ ние численности трески и пикши внушает большую тр е­ вогу за судьбу рыбных запа­ сов Баренцева моря. Основ­ ными факторами, определив­ шими их депрессивное со­ стояние, являлись появление большого ряда неурожайных поколений трески (1976— 1979 гг.) и пикши (1977— 1979 гг.) и интенсивный про­ мысел. Благоприятная промысло­ вая обстановка, сложившаяся в последние годы о норвеж­ ских и сопредельных с ними водах, обусловлена крайне суровым гидрологическим ре­ жимом Баренцева моря в 1979— 1982 гг., что привело к перераспределению неполо­ возрелой рыбы в более за­ падные, лучше отепленные воды у побережья Норвегии. В связи с тем, что послед­ ние урожайные поколения трески и пикши подвергают­ ся интенсивному норвежско­ му промыслу во время нере­ ста (а это ставит под угрозу появление новых богатых годовых классов этих рыб), было высказано мнение о желательности более строгого ограничения промысла нз нерестилищах. Это мнение было поддержано норвеж­ скими учеными, также обес­ покоенными состоянием за­ пасов ф е ск и и пикши. Переговоры в Бергенском институте морских исследова­ ний проходили в ’рабочей и доброжелательной атмосфе­ ре. Норвежцы насытили про­ грамму пребывания в Берге­ не не только работой, но и помогли организовать отдых экипажа судна. Экскурсия по старинному зеленому горо­ д у, солнечная погода, музы­ кальный фестиваль, проходя­ щий в Бергене в эти дни, спо­ собствовали хорошему отды ху людей. Но вот подошла к кон цу недолгая стоянка. С у д ­ но взяло курс в родной порт. Чувство удовлетворения владело каждым членом экипажа от сознания полно­ стью выполненной програм­ мы рейса. Оно еще более усилилось, когда после выхо­ да из Бергена мы узнали, что наш прогноз-рекоменда­ ция по ожидаемому распре­ делению и поведению трески полностью оправдался. Ф лот, наконец, начал облов долгожданной посленересто- вой рыбы, отходящей от бе­ регов Норвегии. Трэска дви­ нулась в Баренцево море. Есть надежды на удовлетвори­ тельный промысел. Удачи вам, рыбаки! ^ М. ШЕВЕЛЕВ, заведующий сектором формирования численности и оценки за­ пасов донных рыб Барен­ цева и Норвежского мо­ рей П.ИНРО. Дерзайте, новаторы! Коллегия Министерства рыбного хозяйства СССР, прези­ диум Центрального совета ВОИР и президиум ЦК проф­ союза рабочих пищевой промышленности приняли постанов­ ление «О социалистическом соревновании коллективов пред­ приятии, производственных и других объединений, Всесо юзных промышленных объединений, Министерств и других органов управления рыбным хозяйством союз­ ных республик, научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций, а также рыболовецких колхо­ зов, предприятий и организаций рыболовецкой кооперации системы Министерства рыбного хозяйства СССР за дости­ жение лучших показателей по рационализаторской, изобре­ тательской и патентно-лицензионной работе». :->то соревнование организу­ ется с целью дальнейшего р а з ­ вития творческой инициативы трудящихся и широкого прив­ лечения изобретателей, рацио­ нализаторов, новаторов п роиз­ водства. рабочих, научных и инженерно-технических работ­ ников к решению задач, п о­ ставленных XXVI съездом КПСС в области ускорения научно- технического' прогресса в рыб­ ном хозяйстве, роста произво­ дительности труда. снижения себестоимости и улучшения ка­ чества выпускаемой продукции, сокращения ручных работ и улучшения санитарно-гигиени­ ческих условий труда, умень­ шения расхода топливно-энер­ гетических ресурсов, сырья, материалов и снижения трудо­ затрат. активизации работы по техническому творчеству. Это особенно важно сейчас, когда все отрасли народного хозяйства, в том числе и рыб­ ная. включились в решение Г1 родово; 1 ьствен т ю й п рограм м bf СССР. Основные задачи социалисти­ ческого соревнования: дальней­ шее развитие технического творчества и повышение твор­ ческой активности: повышение технического уровня научно- исследовательских и проектно- конструкторских работ, увели­ чение количества патентно и конкурентноспособных технн ческих решений при разработ­ ке новых объектов техники и технологии; внедрение прогрес­ сивных конструкций н техно­ логических процессов: достиже­ ние наибольшей эффективнос­ ти от использования , в п роиз­ водстве изобретений и рацио­ нализаторских предложений. Победителями в соревн ова­ нии новаторов признаются кол­ лективы. выполнившие п рои з­ водственные планы по осн ов­ ным показателям работы, с о ­ циалистические обя зательства но созданию изобретательского н рационализаторского фонда экономии, добившиеся высоких результатов в экономии сырья и материалов, топливно энерге­ тических и трудовых ресурсов, благодаря использованию и зоб­ ретений и рационализаторских предложений, достигшие луч­ ших показателей по рационали­ заторской. изобретательской и патентно лицензионной работе. Победители награждаются Почетными грамотами Мнн- рыбхоза СССР, Центрального совета ВОИР и ЦК проф сою за рабочих пищевой промышлен­ ности и денежными премиями. Вместе с этим в условиях соревнования предусмотрено, что премии могут быть увели­ чены: за создание изобретения или рационализаторского нредяо- жепия, использование которого дало экономию не менее 1 мил­ лиона рублей, коллективу-иобе- дцтелю дополнительно выпла­ чивается 50 процентов полу­ ченной премии: за использование изобрете­ ния или рационализаторского предложения, позволившего вы­ пускать продукцию высшего качества. дополнительно 25 процентов премии; за продажу лицензии на изобретение в отчетном году сумма премии увеличивается на 50 процентов. Задача руководителей пред­ приятий, организаций, п роф со­ юзных комитетов и советов ВОИР состоит в том, чтобы до­ вести до сведения каждого чле­ на коллектива Условия сорев ­ нования, активизировать изоб­ ретательскую, рационализатор­ скую и патентно-лицензионную работу на каждом участке, судне, на предприятиях и в организациях и принять актив ное участие в соревновании. * г» * По итогам соревнования в 198! году Министерство рыбного хозяйства СССР. Центральный совет ВОИР и ЦК профсоюза рабочих пи­ щевой промышленности при­ судили первую премию к сумме 1000 рублей и награ­ дили Почетной грайотой’ коллектив новаторов объеди­ нения «Севте'фыбпром », Почетной грамотой и вто рой денежной премией в сумме 1015 рублен награж­ дены новаторы управления «Севрыбхолодфлот». Почетной грамотой и тре­ тьей премией (500 рублей) отмечены новаторы Мурман­ ского отделения института -Гиирорыбфлот». И. ГОНИКМАН, председатель объединенного совета ВОИР рыбной промыш ленности об­ ласти. й ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ особенно если он новичок, это поможет более уверенно ори­ ентироваться в трюме судна. — Иван Платонович, в начале нашего разговора вы упомянули о , том, что обвя­ зочная машина вышла из строя через двое суток. При­ шлось работать по старинке? — Да. А что делать? Мат­ росы перепоясывали шнуром каждый ящик вручную, дваж ­ ды. Утомительное дело, но... Ч стгти, перед отходом в мо­ ре я раздобыл клейкую бу­ мажную ленту (такая лента ис. пользуется на почте) и решил проверить: а не сможет ли эта а заменить полипропиле- новую, дорогую ленту? Сам оклеил шесть ящиков, бросал с высоты двух метров, пускал их по транспортеру. И что же? Ящик без обечайки оста­ вался целым. К сожалению, этой ленты было мало, но д у ­ мается, что она могла бы за­ менять полипропиленовую; ее можно использовать если не постоянно, то хотя бы в таких непредвиденных случаях, как на нашем судне. Удивляетесь? Удивительно, но факт! — Иван Платонович, не могли бы вы дать не­ сколько конкретных советов по технической организации пакетирования на судах ти­ па «Иван Бочков»? — Рекомендации были под­ готовлены совместно с команд ным составом БМРТ «Леонид Иванов». Они таковы. Чтобы пакетировать мороже ную продукцию в ящиках без обечайки, обвязка их должна производиться только обвязоч­ ной машинкой. При этом об­ вязку ящиков надо делать так: две поперечные вязки и о д ­ ной продольной (сверху), Если машина вышла из строя (как у нас), то желательно иметь на борту обвязочные машин­ ки типа «Stripleks» или клей­ кую ленту. Необходимо усо ­ вершенствовать лотки и тран­ спортеры на судах. Тогда та . ра будет рваться меньше. При штормовой погоде (свы­ ше 4 баллов) формировать па­ кеты надо ступенчато. — Иван Платонович, да­ вайте представим, что все рекомендации ваши выполне­ ны, что каждый матрос от­ лично разбирается в схеме укладки пакетов, отлично со­ бирает и сам пакет. Ничто на судне не ломалось, все работало и всего было вдо­ сталь. Словом, судно идет в порт, перевыполнив рейсо­ вое задание по всем показа­ телям. Вся рыбопродукция уложена в пакеты, — А возьмем, к примеру, наш приход. Основная масса рыбопродукции у нас была уложена в пакеты, рейс был экспериментальным, и, следо ­ вательно, ожидалось, что нас встретят в порту как полага. ется. Капитан, кстати, заблаго. временно уведомил порт: мол, приходим тогда-то, на борту столько-то тонн рыбы... И что же? Диспетчер второго грузово­ го района порта не знал о на­ шем приходе, бригада д о ке ­ ров, пришедшая на судно, не знала, что у нас груз в паке­ тах, и была настроена разгру­ жать БМРТ вручную. (Для вы грузки пакетов необходим электропогрузчик). И все же на разгрузке суд ­ на было сэкономлено около семи часов. Цифра эта могла быть большей, но на ней о т­ разились организационные н е ­ увязки. Организации ■— вот чего нам не хватает. Т у т мне вспом инается опы т (если его та к можно назвать) работы на суд ах «Запрыбы ». Как же поставлено дело с р а з­ гр узкой у них? По приходе с у д ­ но в стр ечает или диспетчер порта, или его зам еститель, или зам ести тел ь начальника гр у з о ­ вого района. Затем следует но- ротеньное совещ ание у к а п и та ­ на суд на, где разреш аю тся асе вопросы , связанны е с р а з гр у з ­ ной. Такая взаимосвязь служб дает полож ительны е р езул ьта­ ты . Впрочем, тот ф ант, что на суд ах «Запры бы » пр акти кую т перевозку грузов пакетами с 1972 года, говорит сам за себя. — Иван Платонович, по ва­ шим словам выходит, что главная причина, тормозя­ щая внедрение пакетирован­ ных грузов, кроется в орга­ низации... — Да. Это основная причи­ на. Мы очень много говорим о внедрении пакетирования, осознаем всю важность этой работы, а когда доходит до дела, начинается как бы арит­ мия. Вот, к примеру, наше судно. Мы пришли с пакетами. Радио­ грамму о приходе дали. Порт заинтересован в быстрой р аз­ грузке судна — это ясно. О д ­ нако мне пришлось бежать к диспетчеру второго района и выяснять: почему докеры не готозы к встрече судна, кото­ рое пришло из эксперимен­ тального рейса? В заклю чение добавлю, что эксперим ентальны е работы по формированию пакетов на с у ­ дах типа «Иван Бочков» будут продолжены, схем а располож е­ ния грузов будет ещ е Солее усо верш енствована в ближ ай­ шие месяцы . Но хо чется, что­ бы матросы умели уклады вать ящ ики в пакеты , а такж е им е­ ли представление о схеме, в ноторую карди нальны х попра­ вок внесено не будет. Руководящим составам судов не мешало бы более глубоко п р он икнуться мы слью , что па­ кетирование гр узов — это не чья-то прихоть, а веление вре­ мени. С этим нуж но сч и таться . Интервью провел Ю . КА ЗАНЦ ЕВ. 20 августа 1982 г.! «РЫБНЫЙ МУРМАН» в 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz