Рыбный Мурман. 1982 г. Август.
• Я а у к л — п р о и з в о д с т в у ПРОГРАММА РЕЙСА ВЫПОЛНЕНА + ОЦ ЕН КА ЗАП А СО В ДОННЫХ РЫБ — М ЕТОДОМ ТРАЛО ВОИ СЪЕМКИ ф БО ЛЬШ ОЙ ИНТЕРЕС НОРВЕЖСКИХ УЧЕНЫХ К СО В ЕТ СКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ + ПЕРЕГОВОРЫ В БЕРГЕНЕ БЫЛИ ПЛОДОТВОРНЫМИ ф ТРЕСКА ДВИН УЛАСЬ В БАРЕНЦЕВО МОРЕ Из трудного рейса * род ной порт вернулось научно- исследовательское судно «Ленек». П Л а д и тысячи миль, пройденных екю зь ж е стокие штормы, бесчисленные галсы и траления. Основной задачей экспеди ции являлась оценка запасов донных рыб Баренцева и со предельных вод Норвежского морей методом траловой съемки. Сущность метода заклю чается в выполнении стан дартным донным тралом в сжатые сроки серии трало вых станций на обширной ак ватории. Полученные в р е зультате съемки показатели относительной численности и биомассы донных рыб (сред ние уловы в экземплярах и килограммах на час траления) характеризуют состояние их запасов. Траловая съемка донных рыб проводится Полярным институтом четвертый год подряд, начиная с 1978 года, в одни и те же сроки (апрель —май) и на идентичной ак ватории. Сравнение и анализ полу ченных результатов исследо ваний и съемок демонстри руют изменения, происходя щие с сырьевой базой тра лового промысла и запасами донных рыб. Значение таких исследований трудно пере оценить. Их результаты по зволяют выработать страте гию и тактику промысла, м е ры регулирования и рацио нальной эксплуатации запасов основных промысловых рыб. Полученные показатели от носительной численности и биомассы, а также выявлен ные закономерности распре деления и поведения широко используются для составле ния прогнозов распределе ния и производительности промысла донных рыб, л е жат в основе многочислен ных практических рекомен даций института рыбной про мышленности. Эти данные имеют немало важное значение при опре делении общедопустимого улова. СССР и Норвегия в равной мере несут ответст венность за состояние рыб ных запасов на шельфе Ба ренцева моря. Поэтому сбли жение и выработка единой позиции по вопросам рацио нальной эксплуатации запасов основных промысловых рыб наших вод, трески и пикши, приобретают чрезвычайно важное значение. Решению этой задачи и был посвящен заход судна «Ленек» в порт Берген (Нор вегия) с 25 по 27 мая. Норвежские ученые с боль шим интересом ознакоми лись с результатами совет ской съемки. Была отмечена близость советской и нор вежской оценок состояния запасов трески, относитель ная численность которой сни зилась в 1982 году по срав нению с 1981 годом, по нор вежским данным, в 1,5— 2,0, по советским — в 1,7 раза. Произошло также снижение относительной численности пикши. Продолжающееся вот уже в течение пяти лет уменьше ние численности трески и пикши внушает большую тр е вогу за судьбу рыбных запа сов Баренцева моря. Основ ными факторами, определив шими их депрессивное со стояние, являлись появление большого ряда неурожайных поколений трески (1976— 1979 гг.) и пикши (1977— 1979 гг.) и интенсивный про мысел. Благоприятная промысло вая обстановка, сложившаяся в последние годы о норвеж ских и сопредельных с ними водах, обусловлена крайне суровым гидрологическим ре жимом Баренцева моря в 1979— 1982 гг., что привело к перераспределению неполо возрелой рыбы в более за падные, лучше отепленные воды у побережья Норвегии. В связи с тем, что послед ние урожайные поколения трески и пикши подвергают ся интенсивному норвежско му промыслу во время нере ста (а это ставит под угрозу появление новых богатых годовых классов этих рыб), было высказано мнение о желательности более строгого ограничения промысла нз нерестилищах. Это мнение было поддержано норвеж скими учеными, также обес покоенными состоянием за пасов ф е ск и и пикши. Переговоры в Бергенском институте морских исследова ний проходили в ’рабочей и доброжелательной атмосфе ре. Норвежцы насытили про грамму пребывания в Берге не не только работой, но и помогли организовать отдых экипажа судна. Экскурсия по старинному зеленому горо д у, солнечная погода, музы кальный фестиваль, проходя щий в Бергене в эти дни, спо собствовали хорошему отды ху людей. Но вот подошла к кон цу недолгая стоянка. С у д но взяло курс в родной порт. Чувство удовлетворения владело каждым членом экипажа от сознания полно стью выполненной програм мы рейса. Оно еще более усилилось, когда после выхо да из Бергена мы узнали, что наш прогноз-рекоменда ция по ожидаемому распре делению и поведению трески полностью оправдался. Ф лот, наконец, начал облов долгожданной посленересто- вой рыбы, отходящей от бе регов Норвегии. Трэска дви нулась в Баренцево море. Есть надежды на удовлетвори тельный промысел. Удачи вам, рыбаки! ^ М. ШЕВЕЛЕВ, заведующий сектором формирования численности и оценки за пасов донных рыб Барен цева и Норвежского мо рей П.ИНРО. Дерзайте, новаторы! Коллегия Министерства рыбного хозяйства СССР, прези диум Центрального совета ВОИР и президиум ЦК проф союза рабочих пищевой промышленности приняли постанов ление «О социалистическом соревновании коллективов пред приятии, производственных и других объединений, Всесо юзных промышленных объединений, Министерств и других органов управления рыбным хозяйством союз ных республик, научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций, а также рыболовецких колхо зов, предприятий и организаций рыболовецкой кооперации системы Министерства рыбного хозяйства СССР за дости жение лучших показателей по рационализаторской, изобре тательской и патентно-лицензионной работе». :->то соревнование организу ется с целью дальнейшего р а з вития творческой инициативы трудящихся и широкого прив лечения изобретателей, рацио нализаторов, новаторов п роиз водства. рабочих, научных и инженерно-технических работ ников к решению задач, п о ставленных XXVI съездом КПСС в области ускорения научно- технического' прогресса в рыб ном хозяйстве, роста произво дительности труда. снижения себестоимости и улучшения ка чества выпускаемой продукции, сокращения ручных работ и улучшения санитарно-гигиени ческих условий труда, умень шения расхода топливно-энер гетических ресурсов, сырья, материалов и снижения трудо затрат. активизации работы по техническому творчеству. Это особенно важно сейчас, когда все отрасли народного хозяйства, в том числе и рыб ная. включились в решение Г1 родово; 1 ьствен т ю й п рограм м bf СССР. Основные задачи социалисти ческого соревнования: дальней шее развитие технического творчества и повышение твор ческой активности: повышение технического уровня научно- исследовательских и проектно- конструкторских работ, увели чение количества патентно и конкурентноспособных технн ческих решений при разработ ке новых объектов техники и технологии; внедрение прогрес сивных конструкций н техно логических процессов: достиже ние наибольшей эффективнос ти от использования , в п роиз водстве изобретений и рацио нализаторских предложений. Победителями в соревн ова нии новаторов признаются кол лективы. выполнившие п рои з водственные планы по осн ов ным показателям работы, с о циалистические обя зательства но созданию изобретательского н рационализаторского фонда экономии, добившиеся высоких результатов в экономии сырья и материалов, топливно энерге тических и трудовых ресурсов, благодаря использованию и зоб ретений и рационализаторских предложений, достигшие луч ших показателей по рационали заторской. изобретательской и патентно лицензионной работе. Победители награждаются Почетными грамотами Мнн- рыбхоза СССР, Центрального совета ВОИР и ЦК проф сою за рабочих пищевой промышлен ности и денежными премиями. Вместе с этим в условиях соревнования предусмотрено, что премии могут быть увели чены: за создание изобретения или рационализаторского нредяо- жепия, использование которого дало экономию не менее 1 мил лиона рублей, коллективу-иобе- дцтелю дополнительно выпла чивается 50 процентов полу ченной премии: за использование изобрете ния или рационализаторского предложения, позволившего вы пускать продукцию высшего качества. дополнительно 25 процентов премии; за продажу лицензии на изобретение в отчетном году сумма премии увеличивается на 50 процентов. Задача руководителей пред приятий, организаций, п роф со юзных комитетов и советов ВОИР состоит в том, чтобы до вести до сведения каждого чле на коллектива Условия сорев нования, активизировать изоб ретательскую, рационализатор скую и патентно-лицензионную работу на каждом участке, судне, на предприятиях и в организациях и принять актив ное участие в соревновании. * г» * По итогам соревнования в 198! году Министерство рыбного хозяйства СССР. Центральный совет ВОИР и ЦК профсоюза рабочих пи щевой промышленности при судили первую премию к сумме 1000 рублей и награ дили Почетной грайотой’ коллектив новаторов объеди нения «Севте'фыбпром », Почетной грамотой и вто рой денежной премией в сумме 1015 рублен награж дены новаторы управления «Севрыбхолодфлот». Почетной грамотой и тре тьей премией (500 рублей) отмечены новаторы Мурман ского отделения института -Гиирорыбфлот». И. ГОНИКМАН, председатель объединенного совета ВОИР рыбной промыш ленности об ласти. й ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ особенно если он новичок, это поможет более уверенно ори ентироваться в трюме судна. — Иван Платонович, в начале нашего разговора вы упомянули о , том, что обвя зочная машина вышла из строя через двое суток. При шлось работать по старинке? — Да. А что делать? Мат росы перепоясывали шнуром каждый ящик вручную, дваж ды. Утомительное дело, но... Ч стгти, перед отходом в мо ре я раздобыл клейкую бу мажную ленту (такая лента ис. пользуется на почте) и решил проверить: а не сможет ли эта а заменить полипропиле- новую, дорогую ленту? Сам оклеил шесть ящиков, бросал с высоты двух метров, пускал их по транспортеру. И что же? Ящик без обечайки оста вался целым. К сожалению, этой ленты было мало, но д у мается, что она могла бы за менять полипропиленовую; ее можно использовать если не постоянно, то хотя бы в таких непредвиденных случаях, как на нашем судне. Удивляетесь? Удивительно, но факт! — Иван Платонович, не могли бы вы дать не сколько конкретных советов по технической организации пакетирования на судах ти па «Иван Бочков»? — Рекомендации были под готовлены совместно с команд ным составом БМРТ «Леонид Иванов». Они таковы. Чтобы пакетировать мороже ную продукцию в ящиках без обечайки, обвязка их должна производиться только обвязоч ной машинкой. При этом об вязку ящиков надо делать так: две поперечные вязки и о д ной продольной (сверху), Если машина вышла из строя (как у нас), то желательно иметь на борту обвязочные машин ки типа «Stripleks» или клей кую ленту. Необходимо усо вершенствовать лотки и тран спортеры на судах. Тогда та . ра будет рваться меньше. При штормовой погоде (свы ше 4 баллов) формировать па кеты надо ступенчато. — Иван Платонович, да вайте представим, что все рекомендации ваши выполне ны, что каждый матрос от лично разбирается в схеме укладки пакетов, отлично со бирает и сам пакет. Ничто на судне не ломалось, все работало и всего было вдо сталь. Словом, судно идет в порт, перевыполнив рейсо вое задание по всем показа телям. Вся рыбопродукция уложена в пакеты, — А возьмем, к примеру, наш приход. Основная масса рыбопродукции у нас была уложена в пакеты, рейс был экспериментальным, и, следо вательно, ожидалось, что нас встретят в порту как полага. ется. Капитан, кстати, заблаго. временно уведомил порт: мол, приходим тогда-то, на борту столько-то тонн рыбы... И что же? Диспетчер второго грузово го района порта не знал о на шем приходе, бригада д о ке ров, пришедшая на судно, не знала, что у нас груз в паке тах, и была настроена разгру жать БМРТ вручную. (Для вы грузки пакетов необходим электропогрузчик). И все же на разгрузке суд на было сэкономлено около семи часов. Цифра эта могла быть большей, но на ней о т разились организационные н е увязки. Организации ■— вот чего нам не хватает. Т у т мне вспом инается опы т (если его та к можно назвать) работы на суд ах «Запрыбы ». Как же поставлено дело с р а з гр узкой у них? По приходе с у д но в стр ечает или диспетчер порта, или его зам еститель, или зам ести тел ь начальника гр у з о вого района. Затем следует но- ротеньное совещ ание у к а п и та на суд на, где разреш аю тся асе вопросы , связанны е с р а з гр у з ной. Такая взаимосвязь служб дает полож ительны е р езул ьта ты . Впрочем, тот ф ант, что на суд ах «Запры бы » пр акти кую т перевозку грузов пакетами с 1972 года, говорит сам за себя. — Иван Платонович, по ва шим словам выходит, что главная причина, тормозя щая внедрение пакетирован ных грузов, кроется в орга низации... — Да. Это основная причи на. Мы очень много говорим о внедрении пакетирования, осознаем всю важность этой работы, а когда доходит до дела, начинается как бы арит мия. Вот, к примеру, наше судно. Мы пришли с пакетами. Радио грамму о приходе дали. Порт заинтересован в быстрой р аз грузке судна — это ясно. О д нако мне пришлось бежать к диспетчеру второго района и выяснять: почему докеры не готозы к встрече судна, кото рое пришло из эксперимен тального рейса? В заклю чение добавлю, что эксперим ентальны е работы по формированию пакетов на с у дах типа «Иван Бочков» будут продолжены, схем а располож е ния грузов будет ещ е Солее усо верш енствована в ближ ай шие месяцы . Но хо чется, что бы матросы умели уклады вать ящ ики в пакеты , а такж е им е ли представление о схеме, в ноторую карди нальны х попра вок внесено не будет. Руководящим составам судов не мешало бы более глубоко п р он икнуться мы слью , что па кетирование гр узов — это не чья-то прихоть, а веление вре мени. С этим нуж но сч и таться . Интервью провел Ю . КА ЗАНЦ ЕВ. 20 августа 1982 г.! «РЫБНЫЙ МУРМАН» в 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz