Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.

Кт вы выполняете Договор четырнщатв? СТРАДА ОКОНЧЕНА ..... ■... - .. тжл— .Уроки мойвенной путины В разгар мойвенной путины для лучш ей координации работы флотов в море вы ходила группа ответственных работников ВРПО «Севрыба», управления <Севрыбхо- ладфлот», тралового флота... И вот путина закончиж сь. Наш корреспондент встретился с заместителем началь­ ника тралового флота В. О. ОРЛОВЫМ, который также выходил на промысел, и взял у него интервью. — Валериан Семенович, ито­ ги работы на путине коллек­ тива тралового ф лота подве­ дены. Каковы ж е они? Т ЯЖЕЛАЯ рука увсрен- * но легла на пульт уп­ равления, нажала одну, за­ тем другую кнопку, и план­ шайба самого большого в Мурманской области кару­ сельного станка начала возле наших ног свое плавное дви­ жение. Нажатие еще одной кнопки — и резец внушитель­ ных размеров чуть заметно коснулся цилиндровых бло- нов главного двигателя с морозильного рыболовного траулера «Лесков». Таи Валентин Павлович Чередниченко, лучший то- нарь головного предприятия объединения «Мурманская судоверфь», начал экспери­ мент по торцовке цилиндро­ вых блоков, задуманный на­ чальником цеха Дмитрием Петровичем Кочневым и на­ чальником бюро техническо­ го контроля Николаем Серге­ евичем Сверчковым. Я смот­ рел на кадрового рабочего и видел, с каким вдохнове­ нием он начинал свой трудо­ вой день. — Валентин Павлович, как вы понимаете смысл экспе­ римента? ' Чередниченко, убедив­ шись, что все идет нормаль­ но, отошел от пульта стан­ ка, достал из нагрудного кармана спецовки сигарету, не спеша раскурил ее и ответил: — А что здесь понимать? Все очень просто. Слесари- дизелисты, человек пять, ша­ брили бы эти блоки в луч­ шем случае недели две-три, а торцовка на станке займет день-два, от . силы — три. Выгодно всем: заводу, це­ ху и рыбакам. Вот так я и понимаю суть эксперимента. — А вдруг запорете?.г Валентин Павлович недоб­ ро глянул, хмыкнул, сделал глубокую затяжку. — Зачем; по-вашему, ра­ бочая совесть дается*челове­ ку? — вопросом на вопрос ответил он. Валентин Павлович Чередни­ ченко — на заводе человек известны й. Как-н и как тр и ­ дцать семь лет отработал на судоверф и. Правда, с неболь­ шим перерывом — на время служ бы в армии. Кое-кто из ста р ы х рабочих помнит и его отц а, Павла Станиславовича, который во время войны, бы ­ вало, суткам и не отходил от токарного ста н ка и за свой трудовой подвиг, не побывав в действующ ей армии был н агр а­ жден орденом Красной Звезды . Кое-кто пом н ит, кан в сорои пятом он привел в цех своего пятн адц ати летн его сы на и сам вклады вал в м альчиш еские р у ­ ки свое ремесло А теперь уж е сын известны м ста л , только орден у Валентина Павловича другой — Трудовой Славы III степени. Если вы бывали на судо­ верфи, в слесарно - механи­ ческом цехе, на участке, где установлены самые большие токарные станки, вы видели Чередниченко. Он невысоко­ го роста, но сложен крепко, характером — человек общи­ тельный, в работе — строг и придирчив. В свое дело он влюблен без остатка. Уважа­ ет людей деловых, терпеть не может пустословов и лен­ тяев и к себе в -бригаду (а он руководит токарями) ари- нимает только испытанных. — Иначе нам нельзя ра­ ботать, — сказал Чередни­ ченко. — У нас станки, са­ ми видите, половину проле­ та занимают. И делаем ?, 1 Ы не болты и гайки, а обтачи­ ваем и шлифуем коленчатые валы и другие громоздкие детали. Здесь передоверить- ся другому нельзя и другую заготовку, чтобы исправить брак, взять тоже неоткуда. Только поэтому • в нашей бригаде нет учеников и нет слабых в -профессиональном отношении людей. Вот 'по­ смотрите, что творит Рафкат Гафуров. . Мы подошли к разметочной плите. На трапец иях был у с та ­ новлен небольшой коленчатый вал, и Р а ф к а т, раза в два мо­ ложе бригадира, выверял с по­ мощью индикатора - микро- нометра его ш ейки. Р а ф к а т та к был увлечен своей работой, что не обратил на нас никако­ го вним ания. На ш лиф овку ва­ ла бригаде было отведено два дня. а еще через два дня тр а ­ улер А р хан ге льско го рыбак- колхозсою за должен был уйти в море. — Р а ф к а т свою работу сде­ лает. Можно бы ть уверенным , — сказал Валентин Павлович. Позже я узн ал , что на сборку дви гателя коленчатый вал был отправлен на двенадцать часов раньш е срока. В бригаде Чередниченко семь рабочих. Все они тока­ ри шестого, высшего разря­ да. Поэтому трудится брига­ да как бы на «один карман». У каждого личное обязатель­ ство — не менее чем на 110 процентов выполнять месяч­ ную норму выработки и ра­ боту сдавать только с вы соким качеством. И когда я смотрел на спаренный 25- метровый токарный станок, как на нем медленно и вели­ чественно вращается вало­ вая линия одного из трауле­ ров, кан над огромным суп­ портом склонился и весь ушел в дело Сергей Сергее­ вич Можейко, то и без слов стало ясно, что в бригаде действительно подобрались мастера своего дела. Цифры о бригаде Черед­ ниченко ничего не скажут. Они не показатель их труда, поэтому бригада и находится иа повременке. Главное, что требуется от токарей. это высокое качество работы, или, как говорят сами рабо­ чие, «ловить микроны». А заказы на обработку деталей поступают отовсюду. Их во­ зят в слесарно - механиче­ ский цех со всей области. Трижды бригада трудилась • над расточкой камнедроби­ лок для АНОФ-2 объедине­ ния «Апатит», в цехе до сих пор помнят здоровенный опорный подшипник вала Серебрянской ГЭС. Диаметр 700 мм, а допуск — 0,03 мм. Ни в одной брошюре по­ добная работа не была опи­ сана, а бригада Чередни­ ченко, после того как в Ле­ нинграде отказались зани­ маться подобными вещами, ее выполнила. — Я помню, к а к много лет назад токарю Василию А ле к­ сандровичу Виноградову пору­ чили впервые сделать из по­ ковки вал ваероукладчика. — рассказы вал Валенти н Павло­ вич. — а ему нуж ен был см ен­ щ ик. Долго он п р и гляды вался к токарям , а выбрал почему- то меня. Гораздо позже я по­ нял, что ему не нуж ен был исполнитель работ. Ем у нуж ен был человен дум ающ ий. Долго, помню, мы колдовали над ва­ лом. где надо было н ар езать и «правую », и «левую » резьбу, сколько резцов перезаправля- ли, а сегодня даж е токари вто­ рого разряда м огут сп р ав и ть­ ся с такой работой. Первым тр удно бы ть. хо тя , к аж е тся, и почетно. В а л е н т и н П янттгтич — rr - теран судоверфи. Естествен­ но, его знают, уважают, и в этом легко убедиться,' если утром отправиться с ним на завод. В огромном потоке рабочих головного предприя­ тия Мурманской судовер­ фи человеку затеряться, осо­ бенно утром, легко. Но вот один — пожал руку, другой — пошутил, третий— подко­ вырнул насчет аквариумных рыбок, и всем Валентин Пав­ лович жмет руку, с каждым поговорит, а о рыбках вообще промолчит: у каждого свои слабости. — Главное для меня, ко­ нечно, завод. Люблю я его. К этим, словам ветерана добавить нечего. — С планом по вылову экипажи наших судов спра­ вились успешно, по выпуску пищевой продукции — тоже, и это стоило нашему флоту немалых усилий, хотя бы по­ тому, что мы не нагели чет­ ких временных ограничений работы. Например, в сравне­ нии с прошлым в этом го­ ду мопвенная путина не­ сколько затянулась, прогно­ зов обстановки промыслови­ ки не знали. Отсюда нервоз­ ность, ошибки в организации работы судов. Мы их пыта­ лись исправить уже в .море, и, как мне думается, это нам 'удалось. Например, мы чет­ ко разграничили «сферы влияний». Капитан-флагман И. М. Шиловскнй отвечал за IICT, капитан-флагман В. С. Олшшченко — за БМ РТ , ну а я следил за ВАТами и ПНР. Ежедневный анализ работы судов, обмен инфор­ мацией менаду нпми — все это положительно сказалось на выполнении задания по вылову, выпуску пищевой продукции нашим флотом. Следует особо сказать об экипаже ВАТ «Иван Снвко», где капитан-директором, В я ­ чеслав Владимирович Вол­ ков. Когда промобстановка была отличной, то коллектив его особо ничем не выделял­ ся, но когда обстановка на­ чала портиться, экипаж «Ивана Сивко» работал ста­ бильно, ровно. Подъемы у него были отличные. Трау­ лер всегда был на рыбе. В чем же дело? А вот в чем. За несколько дней до ухуд­ шения обстановки капитан- директор организовал учебу штурманов: поиск мойвен- иых косяков с помощью аку­ стических средств. Когда об­ становка ухудшилась зримо, то успешно работал только тот коллектив, который хо­ рошо владел поисковой тех­ никой. Таким коллективом и оказался экипаж «Ивана Сивко». Нет, конечно, он не таил своего секрета, но некоторые капитаны спохва­ тились поздно. Ну что ж, будет им урок на будущее. — В э ту п ути н у особенно часты бы ли приходы с у д е * «по зеленой». Как» на ваш взгляд , порт сп р авлялся с их обработкой? — Да. приходы «по зе­ леной» были часты, и это объясняется нехваткой плав­ баз, рефрижераторов иа про­ мысле и отличной промыс­ ловой обстановкой. Что же касается порта, то надо при­ знать — он делал все воз­ можное, чтобы не задержи­ вать промысловиков, но... Если в прошлом году, в (мар­ те, наши суда в ожидании причалов потеряли 14 судо- суток, то в марте этого года — уже 79. II все же, повто­ ряю, это не значит, что порт работал плохо—просто ска­ залась нехватка плавбаз, рефрижераторов. Конечно, можно упрек­ нуть в этом управление «Севрыбхолодфлот к мол, куда смотрели, но я больше чем уверен, найдется масса объективных причин, кото­ рые объяснят нехватку баз на промысле. А теперь зададимся вощю- сом: что такое уборочная страда для колхозника? Это — его хлеб, в прямом и пе­ реносном смысле. И для то­ го, чтобы его убрать. со­ хранить, донести до народ­ ного стола, в колхозах и совхозах прикладывают все силы, работают все — от мала до велика. Что такое путина для ры­ бака? Это — рыбацкий «урожай», и убрать его, со­ хранить, донести до потре­ бителя — задача не менее важная, чем уборка хлеба, Убрать-то можем, а вот до­ нести удается не всегда. Ви­ деть спасение в плавбазах, рефрижераторах? Увеличи­ вать их число, поскольку не хватает? Но их не хватает тогда, когда много рыбы. Когда ее мало, то плавбаз, рефрижераторов — с избыт­ ком. Следовательно, — этр применительно к мойвенны|: путинам — резервы надо ис­ кать в порту, на рыбокомби­ нате. Не хватает . рабочих рук? А почему бы не при­ влечь к временной работе студентов, школьников стар­ ших классов, учащихся учи­ лищ? Разумеется, работу им' надо предоставлять такую, какая не требует квалифика­ ции. Помощь «со стороны» во время путины очень нуж­ на. — Ваш е мнение о работе ав­ тономной ф лотилии. — Создание ее было оправданным. Флотилия, или, как ее еще называют, промысловая экспедиция со своей задачей справилась. Неувязки в работе ПСТ и плавбазы «Сергей Васи.иь сии» были, но это и понят­ но — так работаем впервые. Метод же очень перспекти­ вен, его нужно развивать, совершенствовать. Взял интервью Ю. КА ­ ЗАНЦЕВ. И р & ш о ф л & н г о х ы е Совесть токаря С. ДАНИЛОВ. В коллективах комтруда Хорошо потрудился на про­ мы сле экипаж комм унистиче­ ского тр уда БМ РТ «Вы соковск» объединения «Мурманрыб- пром». Моряки выловили ры ­ бы на 46 процентов больше рейсового задания. И на 17 процентов больше плана реа­ лизовали продукции. На сним ке: кап итан А . Н. Изотов и старпом В. В. Го- рош ко. Ф ото В. КО РЕЦКО ГО . Н а р я д ы с к р а с н о й п о л о с о й Коллектив транспортно-складской конторы ВРПО «Севрыба» шефствует над улицей Южной в Первомайском районе города. Это шефство продолжается уже не первый год. Немало сво­ его труда наши работники вложили в благоуст­ ройство этой улицы. 8от и две недели назад, в день ленинского субботника, работники ТСК вместе с жителями улицы убирали с тро­ туаров лед, рыхлили снег, а чтобы их труд ис­ числялся в натуральном выражении, они решили пометить свои наряды красной чертой. В фонд XI пятилетки перечислено 700 рублей. Часть наших работников в тот день труди­ лась непосредственно на своих рабочих местах. Так, 35 человек вывозили грузы, предназначен­ ные для флотов и предприятий рыбной про мышленности области, с товарного двора стан­ ции Мурманск, из аэропорта Мурмаши, багаж­ ного отделения железной дороги, металлобазы «Стройснабсбыт», выгружали контейнеры. В. ЯБЛОНОВСКИЙ, мастер ТСК ВРПО «Сев- рнба», наш внештатный корреспондент. 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 апреля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz