Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.

Н а в е р н о е , нигде и нико­ гда люди не придавали такого большого значения радиосвязи, как в море. Да это и немудрено — берег да­ леко, суда промышляют тоже не близко друг от друга, так что единственная ниточка, единственный мостик между моряками на рыболовном суд­ не и всем остальным миром — это радиосвязь. Сейчас в море используется не только традиционная слуховая радио­ телеграфия Морзе, но и связь радиотелефонная в промежу­ точноволновом, коротковол­ новом и ультракоротковолно­ вом диапазонах. Улучшило ли это связь между судами? Без сомнения. В Положении об организа­ ции радиосвязи на флоте рыб­ ной промышленности СССР сказано: «Радиотелеф онны е перего­ воры между радиостанциями рыбной промыш ленности раз­ реш аю тся по следующ им во­ просам: — обеспечение м ероприя­ тий по безопасности морепла­ вания и охране человеческой ж изн и на море; — оперативно - диспетчер­ ское руководство движением, расстановкой и работой про­ мыслового. обрабатывающ его, транспортного и вспом огатель­ ного флотов». Казалось бы, все пре­ дельно ясно: связь сущ еству­ ет только для определенных целей, но это правило, увы, было забыто начальником радиостанции ПСТ-1334 «За­ ставив» управления Мурман­ ского тралового флота А . В. Ждановым и радиооператором плавбазы «Рига» управления «Севрыбхолодфлот» В. О . Ко- мендо. В течение 40 минут «друзья» д р уг перед другом изливали свою душу — сето­ вали на свое житье-бытье, вспоминали оставшихся на бе­ регу подруг. Вся эта болтов­ ня в эфире сопровождалась нецензурными (!) выражения­ ми. Не учли радиохулиганы од­ ного — вся их «радиоперек­ личка» была записана на маг­ нитофон. Конечный итог для обоих радиоспециалистов ока­ зался плачевным: «Севгосрыб- флотинспекцией» они лишены рабочих дипломов сроком на 12 месяцев — время достаточ­ ное для обдумывания своих поступков. За подобное же нарушение третий помощник капитана СРТ-119 «Володарск» Мурманского РКС Г. Ю. Тол­ мачев лишен морского дип­ лома на 6 месяцев. Однако, несмотря на разъ­ яснения и предупреждения, ра­ диоспециалисты и судоводи­ тельский состав флотов про­ должаю т грубо нарушать «Пра­ вила радиосвязи МПС СССР» от 3 февраля 1982 года. Недавно вновь были заре­ гистрированы частные радио­ телефонные переговоры меж ­ ду судоводителями БМРТ-376 «А. Гмырев» и БМРТ-367 «Тор- ЭФИР! жок». Материалы для разбо­ ра радионарушения находятся в службе мореплавания объе­ динения «Мурманрыбпром». Послаблений радионарушите­ лям не должно быть, эфир должен использоваться по на­ значению, как этого и требу­ ют «Правила радиосвязи МПС СССР». Нельзя забывать, что основ­ ной задачей радиосвязи мор­ ской подвижной службы явля­ ется обеспечение безопасно­ сти мореплавания и охраны человеческой жизни на море. Н. ХАЛИКОВ, моринспектор «Севгосрыбфлотинспекции». К А ТА С ТРО Ф А произошла неожиданно, когда эки­ паж готовился загрузить улов из невода в трюм. Судно вдруг резко накренилось на правый борт и получило по­ стоянный крен. Крен нарастал и достиг 40 градусов. Судно находилось в критическом по­ ложении, и экипаж вынужден был покинуть его. Людей с плотов подобрали подошед­ шие суда. Спустя три часа СРТ-р «Дра- удзиба» Латвийского РКС по­ грузился в воду и затонул. Еще .не успели радиоопера­ торы отстучать информацию об обстоятельствах и причинах гибели «Драудзибы», как ра­ зыгралась следующая траге­ дия. Погиб от потери остой­ чивости СРТ-р «Олений» Ка­ лининградского РКС. Крен на этом судне возник небольшой, и наблюдалось медленное его увеличение. На судне не предвидели серьез­ ной опасности и принимали меры по устранению крена откачкой рыбы за борт из центрального отсека. Неожи­ данно судно резко накрени­ лось на 50—60 градусов. Эки­ паж покинул траулер. Так 5 и 7 сентября прошло­ го года в Баренцевом море погибли от потери остойчиво­ сти два траулера-кошелькови- ста типа «Океан». Потеря остойчивости судна является одним из наиболее тяжелых видов морских ава­ рий. Обычно гибнут судно, груз, а нередко и экипаж. Почему же погибли суда? Произошло следующее На СРТ-р «Драудзиба», который был оборудован под безопас­ ную перевозку рыбы, разо­ брали продольные переборки, которые устанавливаются для предотвращения смещения груза, и начали загрузку. В условиях нахождения судка лагом к волне и бортовой качки произошло смещение рыбы, а отсутствие части пе­ реборок не препятствовало этому. В другом случае на СРТ-р «Олений» проявили самодея­ тельность в оборудовании трюма, ослабили прочность конструкций, перевозили зна­ чительно больше рыбы, чем предусмотрено инструктивны­ ми указаниями. Капитаны этих судов наде­ ялись, очевидно, «на авось», преступно рисковали людьми и судном. В чем основные причины гибели судов? Как показывает анализ, в основе этих аварий лежит недооценка сущ ествую ­ щих опасностей при перевоз­ ке рыбы наливом, пренебре­ жение знаниями оборудова­ ния и устройства судна. Перевозка рыбы наливом на судах кошелькового лова практикуется на протяжении ряда лет. В прошедшие годы на судах часто происходили аварийные случаи, связанные именно с аварийным креном. ных комингсов в верхней час­ ти продольных переборок. При загрузке судна, когда оно находилось лагом к вол­ не и испытывало бортовую качку на зыби, через незакры­ тые проемы рыба перетекла в сторону правого борта, чем и был вызван значительный крен. В дальнейшем увеличение крена произошло за счет сме­ щения невода на площадке. На этом же судне уже в феврале нынешнего года по­ вторно возник аварийный А II ИТОГЕ- В этой связи возникло м ногов проблем в части обеспечения безопасности судов при тран­ спортировке рыбы наливом. Вызывали беспокойство также малая остойчивость и отсутст­ вие должного оборудования в трюмах. Но в 1978— 1980 гг. вопрос переоборудования се­ рийных судов кошелькового лова под перевозку рыбы на­ ливом был решен, разработа­ ны проекты, и это позволило перевозить рыбу без оглядки на погодные условия. Тем не менее и сейчас не все ре­ шено, как хотелось бы. Не все суда, находящиеся в эксплуа­ тации, переоборудованы долж ­ ным образом, поэтому про­ мысловики должны быть ос­ мотрительнее. Так, в последние годы в Ба­ ренцевом море на судах С е­ верного бассейна при пере­ возке рыбы наливом имели место пять аварийных кренов. Во всех случаях происходило смещение рыбы. Причины, которые привели к смещению груза и ухудш е­ нию остойчивости судов, — разные, но в основе их лежит общность нарушений со сто­ роны экипажей, недопонима­ ние вопросов остойчивости, а иногда халатность и беспеч­ ность. Главными виновниками аварийных кренов являются люди, а не стихия. В августе прошлого года аварийный крен в 25 градусов возник на СРТ-р «Дельфин» Мурманского РКС сразу после загрузки в трюм около 200 тонн • мойвы. Практический опыт капитана А. П. Тертыш- никова позволил через 30 минут ликвидировать крен. О д ­ нако • необходимо отметить, что крен у судна возник не случайно и явился результа­ том систематического наруше­ ния Правил установки съем- крен в 25 градусов после от­ хода от борта базы с недо- выгруженной рыбой. Капитан И. Г. Кучеров при отходе от базы не принял мер по осушению рыбы от воды, а заборочные доски продольных переборок уста­ новили не на полную Бысоту, что и создало предпосылки для смещения груза. В таком состоянии судно последовало на переход. При сильном ветре и значи­ тельном волнении от попав­ шей на борт волны судно по­ лучило крен, а условия для перетекания разжиженной во­ дой рыбы, как алы знаем, были. Результат не заставил себя долго ждать — рыба перетек­ ла через верх незабранных переборок. Капитан И. Г. Кучеров ли­ шен диплома на морское зва­ ние капитан-директора на пол­ года. Все рассмотренные случаи явились следствием наруше- g ний правил технической эк­ сплуатации судов, хорошей морской практики и незнания информации об остойчивости, инструктивных указаний по бе­ зопасной перевозке рыбы на­ ливом. Доля перевозимой наливом рыбы судами кошелькового лова в районах промысла и в порт довольно весома, в 1981 году она составила около 50 процентов от общего вылова судов-кошельковистов. Конструктивное оборудова­ ние судов позволяет безопас­ но перевозить рыбу наливом, но для этого необходимо строго выполнять все реко­ мендации разработанных инст­ рукций. Ё. СТАНКЕВИЧ, ст. инспек­ тор «Севгосрыбфлотинспек­ ции». • Навстречу 112-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Москва. Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина — национальная библиотека Советского Сою за, одно из крупнейших в мире хранилищ произведений печати народов СССР, иностранной литературы, рукописных книг. В библиотеке более 31 миллиона книг, журналов, г о д с е ы х комплектов газет, нот, карт на 247 языках народов мира. Сегодня в ее фондах представлена литература на 91 языке народов ССС Р, многие из которых до Великой О ктябрьской со­ циалистической революции не имели даже своей письменно­ сти. Из года в год растет в ССС Р число изданий произведе­ ний В. И. Ленина. За годы Советской власти было выпущено более 14700 изданий произведений Владимира Ильича тиражом свыше 560 миллионов 700 тысяч экземпляров на 118 языках народов ССС Р и зарубежных стран. Ежедневно в залах библиотеки занимаются около 8 тысяч читателей. Фотохроника ТАСС . Нужное - человек нужный Хоч у р а сш а в а т ь Встреча была неожидан­ ной и приятной. Среди тех матросов, с кем предстояло идти в рейс на плавбазе «Алексей Хлобыстов», я увидел знакомую, широко­ плечую фигуру. Виктор Ну­ жное!.. С ним мне довелось работать на промысловой базе «Маточкин Шар», и еще тогда я отметил: цен­ ный работник. такие, как он, незаменимые помощни­ ки сменным технологам, хо­ тя в то время Виктор был бесклассным матросом. Но с первых же дней своей рабо­ ты на новом месте он проявил большой инте­ рес к секретам своей про­ фессии. В том же рейсе стал матросом второго клас­ са. Потом наши пути разо­ шлись. И вот встреча... Он стал работать в моей смене. Из 39 человек, находя­ щихся в подчинении сменно­ го технолога, как правило, добрая половина матросов впервые выходит в море, ну а остальные, за исклю­ чением немногих, ,\орошо знают одну операцию. Матросов, которые отлич­ но .трудились и на морозке рыбы, и на закатке пресер­ вов, в моем коллективе ока­ залось семь человек, и сре­ ди них — Виктор Нужное. Работу их ь;ы организо­ вали так: «намахался» с противнями с мороженой рыбой (один противень Ее- сит 13 килограммов), мо­ жешь встать к закаточному станку, а сменяющийся то­ варищ пусть идет на замо­ розку. Такое чередование операций заметно снижает усталость. Конечно, бывают смены, когда один всю вах­ ту распрессовывает телеги, наполняет противни рыбой, другой трудится на закатке, третий занимается специя­ ми. Но мы на базе стараем­ ся работу разнообразить. Думаю,- что это поможет но­ вичкам стать к концу рейса классными моряками. В этом им помогут и на­ ши работники, на которых стоит равняться: элеватор­ щик А. В. Замула, выбив­ ший Л. С. „Чуковской, моро- зильщик В. М. Рожков... И, конечно же, Виктор Нуж­ ное. Ему всего 25 лет, ко б свои молодые годы он уже член партбюро судна. Умеет работать человек, умеет и отдохнуть. Его ча­ сто видим за книгой или !а... штангой. Вот так. я читаю, и нужно жить и ра- ■^тать. Ю. Ч Е Р Н Ы Ш Е В , смен­ ный технолог плавбазы «Алексей Хлобыстов», Баренцево море. • 6) CTpJ «РЫБНЫЙ МУРМАН»' 16 а п р е л я 1 9 8 2 г .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz