Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.
Н а в е р н о е , нигде и нико гда люди не придавали такого большого значения радиосвязи, как в море. Да это и немудрено — берег да леко, суда промышляют тоже не близко друг от друга, так что единственная ниточка, единственный мостик между моряками на рыболовном суд не и всем остальным миром — это радиосвязь. Сейчас в море используется не только традиционная слуховая радио телеграфия Морзе, но и связь радиотелефонная в промежу точноволновом, коротковол новом и ультракоротковолно вом диапазонах. Улучшило ли это связь между судами? Без сомнения. В Положении об организа ции радиосвязи на флоте рыб ной промышленности СССР сказано: «Радиотелеф онны е перего воры между радиостанциями рыбной промыш ленности раз реш аю тся по следующ им во просам: — обеспечение м ероприя тий по безопасности морепла вания и охране человеческой ж изн и на море; — оперативно - диспетчер ское руководство движением, расстановкой и работой про мыслового. обрабатывающ его, транспортного и вспом огатель ного флотов». Казалось бы, все пре дельно ясно: связь сущ еству ет только для определенных целей, но это правило, увы, было забыто начальником радиостанции ПСТ-1334 «За ставив» управления Мурман ского тралового флота А . В. Ждановым и радиооператором плавбазы «Рига» управления «Севрыбхолодфлот» В. О . Ко- мендо. В течение 40 минут «друзья» д р уг перед другом изливали свою душу — сето вали на свое житье-бытье, вспоминали оставшихся на бе регу подруг. Вся эта болтов ня в эфире сопровождалась нецензурными (!) выражения ми. Не учли радиохулиганы од ного — вся их «радиоперек личка» была записана на маг нитофон. Конечный итог для обоих радиоспециалистов ока зался плачевным: «Севгосрыб- флотинспекцией» они лишены рабочих дипломов сроком на 12 месяцев — время достаточ ное для обдумывания своих поступков. За подобное же нарушение третий помощник капитана СРТ-119 «Володарск» Мурманского РКС Г. Ю. Тол мачев лишен морского дип лома на 6 месяцев. Однако, несмотря на разъ яснения и предупреждения, ра диоспециалисты и судоводи тельский состав флотов про должаю т грубо нарушать «Пра вила радиосвязи МПС СССР» от 3 февраля 1982 года. Недавно вновь были заре гистрированы частные радио телефонные переговоры меж ду судоводителями БМРТ-376 «А. Гмырев» и БМРТ-367 «Тор- ЭФИР! жок». Материалы для разбо ра радионарушения находятся в службе мореплавания объе динения «Мурманрыбпром». Послаблений радионарушите лям не должно быть, эфир должен использоваться по на значению, как этого и требу ют «Правила радиосвязи МПС СССР». Нельзя забывать, что основ ной задачей радиосвязи мор ской подвижной службы явля ется обеспечение безопасно сти мореплавания и охраны человеческой жизни на море. Н. ХАЛИКОВ, моринспектор «Севгосрыбфлотинспекции». К А ТА С ТРО Ф А произошла неожиданно, когда эки паж готовился загрузить улов из невода в трюм. Судно вдруг резко накренилось на правый борт и получило по стоянный крен. Крен нарастал и достиг 40 градусов. Судно находилось в критическом по ложении, и экипаж вынужден был покинуть его. Людей с плотов подобрали подошед шие суда. Спустя три часа СРТ-р «Дра- удзиба» Латвийского РКС по грузился в воду и затонул. Еще .не успели радиоопера торы отстучать информацию об обстоятельствах и причинах гибели «Драудзибы», как ра зыгралась следующая траге дия. Погиб от потери остой чивости СРТ-р «Олений» Ка лининградского РКС. Крен на этом судне возник небольшой, и наблюдалось медленное его увеличение. На судне не предвидели серьез ной опасности и принимали меры по устранению крена откачкой рыбы за борт из центрального отсека. Неожи данно судно резко накрени лось на 50—60 градусов. Эки паж покинул траулер. Так 5 и 7 сентября прошло го года в Баренцевом море погибли от потери остойчиво сти два траулера-кошелькови- ста типа «Океан». Потеря остойчивости судна является одним из наиболее тяжелых видов морских ава рий. Обычно гибнут судно, груз, а нередко и экипаж. Почему же погибли суда? Произошло следующее На СРТ-р «Драудзиба», который был оборудован под безопас ную перевозку рыбы, разо брали продольные переборки, которые устанавливаются для предотвращения смещения груза, и начали загрузку. В условиях нахождения судка лагом к волне и бортовой качки произошло смещение рыбы, а отсутствие части пе реборок не препятствовало этому. В другом случае на СРТ-р «Олений» проявили самодея тельность в оборудовании трюма, ослабили прочность конструкций, перевозили зна чительно больше рыбы, чем предусмотрено инструктивны ми указаниями. Капитаны этих судов наде ялись, очевидно, «на авось», преступно рисковали людьми и судном. В чем основные причины гибели судов? Как показывает анализ, в основе этих аварий лежит недооценка сущ ествую щих опасностей при перевоз ке рыбы наливом, пренебре жение знаниями оборудова ния и устройства судна. Перевозка рыбы наливом на судах кошелькового лова практикуется на протяжении ряда лет. В прошедшие годы на судах часто происходили аварийные случаи, связанные именно с аварийным креном. ных комингсов в верхней час ти продольных переборок. При загрузке судна, когда оно находилось лагом к вол не и испытывало бортовую качку на зыби, через незакры тые проемы рыба перетекла в сторону правого борта, чем и был вызван значительный крен. В дальнейшем увеличение крена произошло за счет сме щения невода на площадке. На этом же судне уже в феврале нынешнего года по вторно возник аварийный А II ИТОГЕ- В этой связи возникло м ногов проблем в части обеспечения безопасности судов при тран спортировке рыбы наливом. Вызывали беспокойство также малая остойчивость и отсутст вие должного оборудования в трюмах. Но в 1978— 1980 гг. вопрос переоборудования се рийных судов кошелькового лова под перевозку рыбы на ливом был решен, разработа ны проекты, и это позволило перевозить рыбу без оглядки на погодные условия. Тем не менее и сейчас не все ре шено, как хотелось бы. Не все суда, находящиеся в эксплуа тации, переоборудованы долж ным образом, поэтому про мысловики должны быть ос мотрительнее. Так, в последние годы в Ба ренцевом море на судах С е верного бассейна при пере возке рыбы наливом имели место пять аварийных кренов. Во всех случаях происходило смещение рыбы. Причины, которые привели к смещению груза и ухудш е нию остойчивости судов, — разные, но в основе их лежит общность нарушений со сто роны экипажей, недопонима ние вопросов остойчивости, а иногда халатность и беспеч ность. Главными виновниками аварийных кренов являются люди, а не стихия. В августе прошлого года аварийный крен в 25 градусов возник на СРТ-р «Дельфин» Мурманского РКС сразу после загрузки в трюм около 200 тонн • мойвы. Практический опыт капитана А. П. Тертыш- никова позволил через 30 минут ликвидировать крен. О д нако • необходимо отметить, что крен у судна возник не случайно и явился результа том систематического наруше ния Правил установки съем- крен в 25 градусов после от хода от борта базы с недо- выгруженной рыбой. Капитан И. Г. Кучеров при отходе от базы не принял мер по осушению рыбы от воды, а заборочные доски продольных переборок уста новили не на полную Бысоту, что и создало предпосылки для смещения груза. В таком состоянии судно последовало на переход. При сильном ветре и значи тельном волнении от попав шей на борт волны судно по лучило крен, а условия для перетекания разжиженной во дой рыбы, как алы знаем, были. Результат не заставил себя долго ждать — рыба перетек ла через верх незабранных переборок. Капитан И. Г. Кучеров ли шен диплома на морское зва ние капитан-директора на пол года. Все рассмотренные случаи явились следствием наруше- g ний правил технической эк сплуатации судов, хорошей морской практики и незнания информации об остойчивости, инструктивных указаний по бе зопасной перевозке рыбы на ливом. Доля перевозимой наливом рыбы судами кошелькового лова в районах промысла и в порт довольно весома, в 1981 году она составила около 50 процентов от общего вылова судов-кошельковистов. Конструктивное оборудова ние судов позволяет безопас но перевозить рыбу наливом, но для этого необходимо строго выполнять все реко мендации разработанных инст рукций. Ё. СТАНКЕВИЧ, ст. инспек тор «Севгосрыбфлотинспек ции». • Навстречу 112-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Москва. Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина — национальная библиотека Советского Сою за, одно из крупнейших в мире хранилищ произведений печати народов СССР, иностранной литературы, рукописных книг. В библиотеке более 31 миллиона книг, журналов, г о д с е ы х комплектов газет, нот, карт на 247 языках народов мира. Сегодня в ее фондах представлена литература на 91 языке народов ССС Р, многие из которых до Великой О ктябрьской со циалистической революции не имели даже своей письменно сти. Из года в год растет в ССС Р число изданий произведе ний В. И. Ленина. За годы Советской власти было выпущено более 14700 изданий произведений Владимира Ильича тиражом свыше 560 миллионов 700 тысяч экземпляров на 118 языках народов ССС Р и зарубежных стран. Ежедневно в залах библиотеки занимаются около 8 тысяч читателей. Фотохроника ТАСС . Нужное - человек нужный Хоч у р а сш а в а т ь Встреча была неожидан ной и приятной. Среди тех матросов, с кем предстояло идти в рейс на плавбазе «Алексей Хлобыстов», я увидел знакомую, широко плечую фигуру. Виктор Ну жное!.. С ним мне довелось работать на промысловой базе «Маточкин Шар», и еще тогда я отметил: цен ный работник. такие, как он, незаменимые помощни ки сменным технологам, хо тя в то время Виктор был бесклассным матросом. Но с первых же дней своей рабо ты на новом месте он проявил большой инте рес к секретам своей про фессии. В том же рейсе стал матросом второго клас са. Потом наши пути разо шлись. И вот встреча... Он стал работать в моей смене. Из 39 человек, находя щихся в подчинении сменно го технолога, как правило, добрая половина матросов впервые выходит в море, ну а остальные, за исклю чением немногих, ,\орошо знают одну операцию. Матросов, которые отлич но .трудились и на морозке рыбы, и на закатке пресер вов, в моем коллективе ока залось семь человек, и сре ди них — Виктор Нужное. Работу их ь;ы организо вали так: «намахался» с противнями с мороженой рыбой (один противень Ее- сит 13 килограммов), мо жешь встать к закаточному станку, а сменяющийся то варищ пусть идет на замо розку. Такое чередование операций заметно снижает усталость. Конечно, бывают смены, когда один всю вах ту распрессовывает телеги, наполняет противни рыбой, другой трудится на закатке, третий занимается специя ми. Но мы на базе стараем ся работу разнообразить. Думаю,- что это поможет но вичкам стать к концу рейса классными моряками. В этом им помогут и на ши работники, на которых стоит равняться: элеватор щик А. В. Замула, выбив ший Л. С. „Чуковской, моро- зильщик В. М. Рожков... И, конечно же, Виктор Нуж ное. Ему всего 25 лет, ко б свои молодые годы он уже член партбюро судна. Умеет работать человек, умеет и отдохнуть. Его ча сто видим за книгой или !а... штангой. Вот так. я читаю, и нужно жить и ра- ■^тать. Ю. Ч Е Р Н Ы Ш Е В , смен ный технолог плавбазы «Алексей Хлобыстов», Баренцево море. • 6) CTpJ «РЫБНЫЙ МУРМАН»' 16 а п р е л я 1 9 8 2 г .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz