Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.
пен родился на острове принца Эдуарда, в заливе св. Л аврентия. В 1899 году на гастр о лях в городе Галвестон он умер. Похоронили его здесь ж е. положив в герме тический оловянный гроб. Через год над Галвестоном пронесся стр аш ны й ураган , названный позднее « ур ага ном века». Ветер нагнал из М ексиканского залива та кое количество вод. что город был затоплен. Потоки бу ш ующ ей воды размыли кладбищ енские могилы, и гроб с телом Коглена был унесен в море. По воле волн он попал в Гольф стрим , а это течение занесло гроб в за лив св Лаврентия. Здесь его обнаружили рыбаки с о ст рова принца Эдуарда Плавая почти девять лет в оке ане, гроб был покры т ракуш кам и и водорослями. Р ы баки очистили его и прочли на крыш ке имя умерш его. Дом. где он когда-то родился, находился в нескольких м и лях(!)... Три невыдуманные истории. Три редкостных совпа дения. Трудно сказать, какая из этих историй наименее или наиболее вероятна, но легко представить себе, ка кой «мистический резонанс» может вызвать каждый из этих рассказов. О первом из них скажут что-нибудь вроде: «Как интересно!», «Вот ведь как бывает!». Вто рая история — с каской отца — может вызвать мысли уже о каких-то неведомых нам явлениях в природе: «Смотрите-ка, каска отца разыскала сына! Ведь ни к кому другому не попала. А говорят, что ничего «та кого» нет». Ну а последний случай наверняка не ос тавит равнодушным того, кто не чужд суеверного восприятия окружающей действительности: «Ну разве вы не видите в этом чудесном возвращении на землю своих предков руку судьбы?! Молились за своего сы на старики-родители, хотели увидеть его еще раз — и бог внял их молитвам». Суеверия, пророчащие че ловеку горе и радость, заботы и удовольствия, долгую и короткую жизнь... Сколько их в арсенале человече ской фантазии! Далекие от истины представления о природе создали (и создают) такое множество пове рий, что они способны преследовать нас буквально на каждом шагу. Стоит лишь близко подружиться с суеверием — и перед вами нескончаемым потоком, один за дру гим пойдут предвестники грядущих событий. Завоет во дворе собака, просыплется соль, разобьется зерка ло, прикурят трое от одной спички, загудит самовар и т. д. и т. п. — все о чем-то говорит, предостерегает, пророчит. Вот почему даже самый откровенный суе вер опасается обычно нескольких примет — тех, ко торые ближе задевают его бытие. ТО ТОМ, ЧТО профессия человека накладывает свой “ отпечаток на его отношение к различным суе вериям, нет ничего удивительного. Собственный «суеверный набор» с давних пор име- шшшшшвшшшяшшшшшшшяявшшштшвшшшяшшяяиштвтштшяаш ется, например, у них примета о том, сит несчастье. До наших дение против числа «13» дельника и пятницы, в море. Множество ром. Известный советский капитан дальнего плавания Ге рой Социалистического Труда А. И. Щетинина дает убедительное объяснение суеверных представлений у моряков. «Моряк не боится явной опасности, тяже лого труда, лишений, -— пишет она. — Но... неведо мое! Вот перед чем может дрогнуть даже самая сме лая морская душа. И наше время, несмотря на до стижения в технике судостроения, навигационном, океанологическом и метеорологическом обеспечении мореплавания, морская стихия еще далеко не покоре на, и человечество ежегодно приносит морю жертвы — многие десятки судов и тысячи человеческих жиз ней». Вот еще одна из причин живучести древних пове рий. Страх! Страх перед опасностями, перед неведо мым — что ждет человека сегодня и завтра. Недаром суеверия особенно распространены среди тех, чья про фессия связана со случайностями, с каждодневной опасностью. Чтобы увидеть полную несостоятельность суеверных примет, полезно заглянуть в их далекое прошлое, со вершить путешествие к тем дням, когда наши предки начинали свой путь к человеку разумному. Наблюдая природу, человек видел, что многие ее явления чем то похожи друг на друга. Не означает ли это, что одно из них вызывает другое? Или, может быть, явление, вещь, животное передают свои качества другим? Так еще в первобытном обществе возникла и укрепилась в чело веческом сознании вера: подобное может вызывать подобное. Остается только удивляться, в каких закоулках соз нания хранилось тысячи и тысячи лет это столь оче видное заблуждение первобытного ума! Хранилось и сохранилось до наших дней. Ведь именно с этим за блуждением связано, например, поверье: встретить зайца — не к добру. В его основе древняя вера в то, что заяц, встретившись с человеком, может передать ему свою трусость. Когда-то на Р уси кр естьян ки саж ая к а п у с ту , одева ли сь в рваную одежду и плотно убирали свои волосы. Это делалось в надежде, что кап уста уро дится хорош ей — на ней будет много ли стьев, как лохм отьев на одеж де, а кочаны б удут плотными, как гладко причесанная голова. Подобное принесет подобное. Ложная вера породила очень много п у сты х, вздорны х примет, вроде: «Н аступил на чужой след — за б о л ^ ноги», «Ч еш утся глаза — к слезам ». Некоторые из та ких примет возникли и того проще — по звуковому схо дству совершенно различны х по см ы слу сл<*в: « Р а з ли ть чай — к нечаянности». «Увидеть во сне печь — к печали» и т. д. Надо ли говорить, что все подобные приметы ничего не стоят? Не представляет большого труда показать и всю беспочвенность наивной веры в амулеты и талисманы. Имей они ту силу, которую им приписывают, как все было бы у каждого из нас просто в жизни! Такое можно воспринимать всерьез только в сказ ке. Однако миллионы разумных людей носят с собой самые разнообразные талисманы — от зубов акулы до чертиков, висящих на нитке в автомашине. Не так- то просты эти «пережитки прошлого», как они иным кажутся! Суеверный человек забивает голову бесполезным грузом предрассудков. Суеверие мешает ему жить, подрывает веру в свою волю, порождает чувство бес силия перед «судьбой», перед тем, что якобы должно случиться. Люди впечатлительные, легко возбудимые доходят иной раз до полного бессилия — они не мо гут выполнить то, что в обычном, спокойном состоя нии делают прекрасно. Такие люди нередко становят ся жертвами откровенных шарлатанов — знахарей и гадалок, наносят себе непоправимый вред. ПЕРЕВОСПИТАТЬ суеверного человека столь же ** трудно, как и переубедить искренне верующих. Заблуждения эти, как правило, связаны с особеннос тями психики индивидуума, зависят от общего психо логического настроя человека. А «настрой» этот фор мируется и цементируется всесторонней идейной за калкой. Если человек овладел материалистическими знания ми, то любое явление в природе и обществе, каким бы оно ни казалось загадочным и таинственным, он воспринимает без мыслей о «потустороннем». Ибо он хорошо знает истину: все в окружающем нас мире ма териально, все живет по нерушимым законам развития материи. ...Прав был Эмиль Золя, сказав однажды: «Суеве рие опасно, допускать его существование — в этом есть даже известная трусость. Относиться к нему тер пимо — не значит ли это навсегда примириться с не- вежеством| возродить мрак средневековья?» В. МЕЗЕНЦЕВ. у моряков. Широко распространена что женщина на борту прино- дней не исчезло предубеж- и «тяжелых» дней — поне- — в эти дни лучше не выходить морских суеверий связано с вет- Крупнейш ая западногерм анская газета «Цайт» опубликова ла статью своего главного редактора Тео Зоммера о том, как путем давления на западноевропейские стр аны Ваш ингтон п ы тае тся сорвать ко н тр акты на поставки в Советский Союз в обмен на газ тр уб и оборудования для стр о и тельства ма гистрального трубопровода «Сибирь — Западная Европа». А ген тство печати Новости предлагает вниманию читателей э ту статью с некоторыми сокращ ениям и. ВАШИН ГТОН с самого начала был против «сделки века» между странами Западной Европы и Советским Союзом — задолго до событий в Польше и Афганистане. Однако про тиводействие президента Картера этой сделке не дало желае мого результата, и его преемнику Рейгану, очевидно, придется смириться с ней, хотя ее наиболее оголтелые противники — прежде всего министр обороны США Уайнбергер — пытаются ■ставить палки в колеса своим западноевропейским союзникам. С 1976 года американцы утверждают следующее. Сделка «газ — трубы» якобы увеличивает энергетическую зависимость Западной Европы, и в первую очередь Федеративной Респуб лики, от Советского Союза настолько, что последний может обеспечить себе рычаг для шантажа западноевропейских стран. Она идет, мол в ущерб реалистичной западной поли тике безопасности и отдает предпочтение иллюзорной тяге к сотрудничеству с Востоком. Западноевропейские контраргументы за все эти годы также не изменились. Во-первых, в результате заключения сделки «газ — трубы» энергетическая зависимость от Советского Союза ни в коей мере в процентном отношении не возрастает, поскольку одно временно с увеличением поставок газа снижается импорт со ветской нефти. На долю энергоносителей из Советского Союза в общем объеме потребляемой в Ф РГ энергии и в 90-е годы будет приходиться не более шести процентов. Во-вторых, надежность обеспечения энергией повышается путем сооружения хранилищ газа, достижением возможных договоренностей о поставках газа из Норвегии, Алжира, под ключением к энергосистеме западноевропейских стран. В-третьих, на долю Соединенных Штатов приходится всего лишь девять процентов торговли стран— членов Организации экономического сотрудничества и развития с Востоком, Италии — 10 процентов, Франции — 12, Федеративной Республики — 25 процентов. Восемьдесят процентов американских поставок составляет экспорт зерна, в то время как такая же часть за падноевропейских поставок — это промышленные товары. Этим объясняются различия в интересах трансатлантических Партнеров. К тому же существуют различия в философии. Аме риканцы пытаются использовать «восточную торговлю» прежде всего как политический инструмент. Для западноевропейских стран эта торговля является средством, с помощью которого, независимо от имеющихся разногласий с Советским Союзом, на долговременную перспективу создается мировая экономи ческая взаимозависимость. Они рассматривают безопасность и сотрудничество не как противоположности, исключающие друг друга, а как элементы, которые дополняют Друг друга. Западноевропейские государства не желают вести торговую войну, используя как предлог события в Афганистане и Поль ше. Они хотят сохранить возможности, открывшиеся за по следние десятилетия. Лишь в этом они видят шанс на долго временную перспективу. (АПН). ТОРГУЮТ... ЗОЛОТОМ ОТТАВА. Валютные запасы Канады сократились в марте с. г. на 531,7 млн. американ ских долларов, сообщило ми нистерство финансов страны. В течение прошлого месяца Канада продала также 50 тыс. унций золота. Сокращение валютных и зо лотых запасов — свидетельст во усилий, предпринимаемых Оттавой с целью предотвра тить дальнейшее падение кур са национальной валюты по от ношению к американскому доллару. (ТАСС). Д А Л Ь Н ЕЙШ ЕЙ стабилизац и ей обстановки хар ак те р и зуе тся сегодняш нее положение в Польской Народной Респ уб лике. Бесперебойно работаю т ф абрики и заводы. ш ахты и порты. Больш инство людей по нимает ту ответственность, ко торая леж ит на каждом тр у довом коллективе за будущее стр ан ы . На сним ке: упаковка ле кар ств на фабрике ПОЛФА в Тархом ине. М едикаменты этой марки хорошо известны в бр атски х соц иалистических стр ан ах. Фото ЦАФ — ТАСС. Н а с а м о л е т а — п о д Т р и у м ф а л ь н о й а р к о й П ять ты сяч франков заплати т Ален Мар- ш ан за пролет без разрешения под Тр иум фальной аркой. Бы вш ий летчи к-и спы татель, сейчас и н структор в аэр оклубах — Маршан совершил свой лихой поступ ок в октябре прошлого года в знак протеста против тре вожного положения малой авиации во Ф р ан ции. По его словам, под угрозой находятся работа и сущ ествование 20 ты сяч ф ранцузов, которые зан яты в этой отрасли. Судьи, види мо, приняли во внимание отличный п ослуж ной список наруш ителя и реальные труднос ти граж данской авиации во Ф ранции. Не и ск лючено, впрочем, что в глубине душ и они бы ли восхищ ены мастерством пилота, легко про ведшего самолет марки «Моран» (разм ах кры льев 9,6 метра) меж опор арки, расстояние между которыми составляет всего 14,4 метра. Осталось секретом , за сколько продал лет чик информацию о своих п лан ах. Ибо вечером того же дня его полет под Триумф альной ар кой, сняты й на плен ку, был показан по те левидению. (АПН). 9 апреля 1982 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz