Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.

1 ЕДИНЫЙ ! | ПОЛИТДЕНЬ:| 1 вопросы I I и ответы ! О ткры ть гр уп п у здоровья в новом Доме междурейсового отды ха моряков предложили работники М урманского тр ало ­ вого ф лота. Председатель базкома профсоюза тралового флота Н. Н. С Т РА Т У НОВ сообщил: — Действительно, в но­ вом ДМО появилось много желающих заниматься в группе здоровья. Но по ря­ ду причин финансово-орга­ низационного характера ее открытие до сих пор задер­ живалось. В настоящее вре- Группа здоровья действует мя вопрос о . работе такой группы решен положительно, в нее записалось около трид­ цати человек. Кроме того, несколько групп здоровья действуют в старом ДМО. В них занимаются физкульту­ рой по специальной оздоро­ вительной программе. — грЪ i EMA мартовского еди- г: ного политдня в кол- Е Е лективах рыбной про- Е = мышленности — «Физ- Е = культуру и спорт ■— в ~ = быт каждой семьи, всех Е Е трудящихся и молодежи Е Е области». В ходе его про- Е Е ведения рыбаки подняли Е Е ряд вопросов и выдвину- Е Е ли ряд предложений, на- Е Е • правленных на даль- Е Е нейший подъем мае- Е Е совости физической куль- Е Е туры и спорта. Сегодня Е Е мы помещаем ответы на Е Е некоторые из этих пред- Е Е ложений и вопросов. Е Г?11!111111111111111111!111111111111111111П111?2 Будет ли «Фрегат» гостеприимным? «Почему не реш ается вопрос о доставке моряков на тур б а­ зу «Ф регат» общ ественным а в ­ тотранспортом? И будет ли там ногда-нибудь организовано об­ щественное питание?» — эти вопросы задали труж еники производственного объедине­ ния «Мурманрыбпром». Им отвечает председатель профкома этого объединения В. В. БЕЛО Б РО В : — Моряки правы в своих требованиях. К сожалению, сложно добиться выделения автобуса для доставки людей на турбазу. Однако профком еще раз внимательно рас­ смотрел этот вопрос и на­ шел пути его решения: ав­ тобус будет теперь заказы­ ваться на профсоюзные средства в одной из органи­ заций города. А вот наладить обществен­ ное питание на турбазе пока не можем из-за отсутствия там электроэнергии. Однако руководство нашего объеди­ нения изыскивает возмож­ ность провести электроли­ нию к турбазе. ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ Л А Г Е Р Я «Какие детские спортивны е лагеря б удут организованы в М урманске летом?» — спр оси ­ ли моряки управления «Сев- рыбп ром разведка». На этот вопрос отвечает заместитель заведующего от­ делом народного образования Мурманского горисполколш Г. И. АНДРОСОВА : — Во-первых, для уча­ щихся старших классов школ города в Нагорном ор­ ганизуется оборонно-спортив­ ный лагерь. Он примет пять­ десят ребят в первую смену и столько же — во вторую. Там же. в Первомайском районе, впервые начнет дей­ ствовать спортивный лагерь при стадионе ДСО , «Труд». За две смены в нем прове­ дут лето 400 учащихся. Ежегодно у нас работают также выездные спортивные лагеря детско-юношеских спортивных школ города: три таких лагеря организует Ленинский, два — Октябрь­ ский и три — Первомайский отделы народного образова­ ния. Кто и куда выедет кон­ кретно? 240 ребят из Ленин­ ского района поедут в До­ нецк (ДЮСШ № 1). Киров­ скую область (ДЮСШ № 4) и Днепропетровск (ДЮСШ № 8). Из Октябрьского рай­ она 150 человек выедут в Сумы (ДЮСШ № 2), 75 школьников — в Житомир (ДЮСШ № 5). ДЮСШ № 6 и № 7 Первомайского райо­ на выезжают, соответствен­ но, в Николаев и Черкассы. За пределами нашей области будут отдыхать и 80 юных спортсменов ДЮСШ № 8. З а б ы т ы е « о к р а и н ы » ? «Почему не стр о ятся спор­ тивны е комплексы в южной и северной ч астях г. М урм ан­ ска?» — спросили рабочие производственного объедине­ ния «М урманская судоверф ь». Этот вопрос редакция за­ дала главному инженеру уп­ равления главного архитек­ тора г. Мцрманска В. Д. О ЗЕРО ВУ . Вот его ответ: — Генеральным планом развития города в его юж­ ной части предусмотрено строительство большого ста­ диона на месте карьера «Южная гора». А в север­ ной части областного центра должен появиться стадион в районе улицы Ушакова, про­ ект которого уже разрабо­ тан. Заказчиком проекта выступало одно из предприя­ тий, расположенных в этом районе. Дело — за финан­ сированием строительства. т тО ВО Е научно-исследо- вательское судно «Ви ­ тязь» пополнило экспеди­ ционный флот Института океанологии Академии наук СССР. Оно продолжает слав­ ную «династию» кораблей, которая вот уже более века служит отечественной науке. Первый «Витязь» доставил известного этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея. История второго «Ви тязя» связана с именем адмирала С. О: Макарова, совершив­ шего кругосветное плавание ■и выполнившего океаногра­ фические исследования Ти­ хого океана. На «Витязе» третьем, оснащенном по последнему слову науки и техники. Ин­ ститутом океанологии АН СССР проведены комплекс­ ные исследования в дальне­ восточных люрях, Тихом и Индийском океанах. Новые страницы в иссле­ дованиях морей и океанов предстоит заполнить экспе­ дициям на ((Витязе» четвер­ том, построенном на поль­ ской судоверфи в Щецине. 20 лабораторий, оснащен­ ных самой современной тех­ никой, связаны между собой и с судовыми электронно-вы­ числительными машинами. Полученные во время иссле­ дований данные могут быть занесены в «память» ЭВМ и 1 В первую экспедицию \ сразу же станут известны ! во всех лабораториях. В ! трюме судна находится спе­ циальный глубоководный ‘ комплекс, с помощью кото­ рого исследователи смогут спускаться на глубину до 250 метров, выходить из не­ го и работать под водой. В специальном помещении обо­ рудованы барокамера для двух водолазов и отсек для врачей. В трюме помещает­ ся также созданный учены­ ми Черноморского отделения Института океанологии глу­ боководный спускаемый ап­ парат «Аргус», который дает возможность проводить ис­ следования на глубине не­ скольких сотен метров. Экипаж «В и тя зя » будет ра- ботать в районе Кипра и у подножия подводной горы Ампер, расположенной на выходе из Гибралтара в А т­ лантический океан. На снимке: у подводного аппарата «Аргус» в ангаре ' на судне «Ви тязь» 1слева на- ] право) — инженер-конст- руктор О. В . Устинова, ко­ мандир «Аргуса» А. И. Си­ доров, старший инженер- гидронавт С. В. Смолицкий. Фотохроника ТАСС. М О Ж ЕТ Е ли вы, положа руку на сердце, сказать, что ” *вас совершенно не трогают, не интересуют ника­ кие суеверные представления, пришедшие к нам из да­ лекого прошлого? Вы не верите в «счастливые» и «не­ счастливые» приметы, в гадание на кофейной гуще и столоверчение, в охранную силу драгоценных камней, в цифровую мистику? Превосходно! Но, может быть, вы не здороваетесь через порог? Или плюете через левое плечо, чтобы избежать неприятности? «Сравнили! — возразит мне читатель. — Одно дело верить в зловредную черную кошку и ходить к га­ далкам, совсем другое — не здороваться через порог. Это же простая вежливость, ничего больше». Хорошо, если так. Только далеко не все, кто пред­ почитает здороваться, перешагнув порог, думают в этот момент о вежливости. У многих — мысль: «Есть такая примета...» Кстати, знаете ли вы, как возникла привычка не здо­ роваться через порог? Наши предки, древние славяне, поклонялись духам умерших, верили, что те могут оби­ деться и поссорят хозяина с гостем. Вот такова основа этой бытовой приметы, а ведь в наши дни она превратилась для многих чуть ли не в норму поведения — неприлично-де здороваться или прощаться через порог. Чем же это разумнее гадания на картах? И то и другое — суеверие. Нельзя не ск азать и о связи суеверий с религией. Проповедники современных религиозны х верований о т- lg крещ иваю тся от суеверий Это-де заблуж дение дикарей, Ц ложная вера. Но ведь это весьма похоже на то т случ ай , Я когда неблагодарный сын oj-казы вается от своих ро- В дителей! У истоков всех современных религий сто ят 3 именно те представления о мире, которые породили Щ суеверия, дож ивш ие до наш и х дней. Самые бессмы слен­ ные, суеверны е приметы были ступенько й к религии, а 1 впоследствии стали ее постоянными сп утн и кам и . «Рели- й гия ш ествует в сопровождении всевозможны х суеве- 1 рий», — говорил В. Гю го. Богословы стараются отмежеваться от верозаний Н первобытных людей, но многие остатки этих верований нетрудно разыскать в библии, увидеть в религиозных я обрядах. Достаточно вспомнить ритуал христианского 1 крещения — кому не известно, как, много в нем от Ц древней магии «языч-ников». В сознании религиозного человека мирно уживаются современная вера в единого бога и мировоззрение дикаря, ибо в основе того и другого лежат одни и те же представления о природе. Почему же нередко Самые наивные суеверные пред­ ставления передаются от поколения к поколению, нэ умирают веками? Почему они живут и в наши дни. ИДИ— ■СЯВВИЯ— 1"1ЧМ1 IIII II И ...........I — И — И И — — когда наука все а большей степени проявляет себя как могучая производительная сила общества? Выясняя причины столь распространенного пристра­ стия ко всякого рода гаданиям, суеверным приметам, прежде всего надо говорить об извечном стремлении человека узнать, что его ожидает в будущем — завт­ ра, через неделю через год... Зам ет ки по поводу " ОАСТОЯЩ ЕЕ всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже самые обыденные, повседневные дела человеческие связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть, предугадать его. «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, — говорил когда- то мудрый Дж. Свифт, — большинство готозится жить позднее». Так было всегда. Необходимость пред­ видеть возникла у людей с того времени, как они стали заниллаться трудом. Засевая весной землю, ухаживая за садом, человек хотел знать, будет ли год урожайным, пройдут ли вовремя дожди, не побьют ли урожай морозы. Отправляясь в далекое путешест­ вие, люди старались предусмотреть, какие трудности и опасности ожидают их в пути, чтобы подготовиться к ним. Начиная новое дело, человек всегда думает о том, как он будет осуществлять задуманное. И очень часто, увы, он ищет путь в грядущее на тропках чело­ веческих заблуждений. Уверенное, вполне реальное предвидение будущ их со ­ бытий возможно только на основе глубокого знания за ­ конов. по которым развиваю тся природа и общество. Только н аука позволяет нам с уверенностью предска­ зать будущ ее, В этом с особой убедительностью с к а з ы ­ вается м огущ ество человечесних знаний, В. И. Ленин говорил: «Чудесное пророчество е сть сказка . Но н ауч ­ ное пророчество есть ф акт». ...Один из источников, который питает мир суеве­ рий, случайные совпадения. Совпадения по месту и времени двух различных, ничем не связанных со бытий дали в прошлом начало многим суеверным приметам. Это одна из причин их живучести и в на­ стоящем. Десятки и сотни раз мы наблюдаем, как до­ рогу перебегает черная кошка. Ничего неприятного после такой встречи не происходит, и человек не вспо­ минает о четвероногом «носителе» зла. Но вот после одной из таких встреч у него проис­ ходит какая-то неприятность. И память тут же услуж­ ливо напоминает: перед этим была черная кошка! Те­ перь этого человека уже не так легко убедить, что совпадение ни о чем не говорит. Ведь он хорошо за­ помнил именно этот случай и забыл все остальные. Если из десяти, даже двадцати случаев какая-либо примета окажется верной хотя бы один раз, мы за­ поминаем это скорее, чем все совпадения. Таково, к сожалению, свойство нашей памяти. Y J/И ЗН Ь преподносит нам иной раз стол 1 редкост- ные случаи, которые у многих и на многие годы способны породить мистические настроения. В конце прошлого века в СШ А была издана п р и клю ­ ченческая повесть М. Робертсона. В ней описы вается п утеш естви е на пароходе, имевшем длину более 800 ф уто в . В то время та к и х ги ган тов еще не стр ои ли . Взяв на борт около 3000 пассаж иров, пароход отп лы л в свой первый рейс из Европы в А м ер ику, Недалеко от берегов Нового Света в одну из ап р ельски х ночей он сто лкн улся с айсбергом и зато нул. Прошло ш естнадцать лет, и и сто р ия, от начала до конца вы дум анная писателем , повторилась в ж изн и. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года у берегов Ам ерики сто лкн улся с айсбергом и зато н ул только что построен­ ный огромный океанский лайнер. На его борту было более 2000 пассаж иров. П ароход назы вался «Ти тан и к», длина его составляла 820 ф уто в ... Д вадцать лет назад на уральском Нижне-Сергинском металлургическом заводе произошло событие, взволно­ вавшее весь коллектив. При р азгр узке вагона со ск р а ­ пом (м еталлический лом и отходы производства, и д у­ щие на переплавку), прибы вш его из Горького, рабочие обратили внимание на стар ую солдатскую к а ск у . На подкладке е® была надпись: «М. А. Д алм атов». Вспом ­ нили, что на заводе есть м оторист Николай М ихайлович Долматов. В згл ян ув на надпись, то т взволнованно с к а ­ зал: «Это, к аж ется, рука отц а... Он всегда неумело п и ­ сал заглавн ую букву наш ей ф ам илии». К а ску показали И. Д. М еш кову, воевавш ему с Далма- товы м . Тот подтвердил: «Его каска! Мы вместе п о л у­ чали и х и вместе подписы вали». М ихаил А лексеевич Д алм атов в октябре 1944 года в Восточной Пруссии погиб. А через ш естн адц ать лет его каска волею редкого стечения обстоятельств попала на вечное хранение в его родную семью . И третий пример, опять взяты й из реальной ж и зн и. И звестный актер конца прош лого сто летия Ч арлз Ког- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 апреля 1982 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz