Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.
1 ЕДИНЫЙ ! | ПОЛИТДЕНЬ:| 1 вопросы I I и ответы ! О ткры ть гр уп п у здоровья в новом Доме междурейсового отды ха моряков предложили работники М урманского тр ало вого ф лота. Председатель базкома профсоюза тралового флота Н. Н. С Т РА Т У НОВ сообщил: — Действительно, в но вом ДМО появилось много желающих заниматься в группе здоровья. Но по ря ду причин финансово-орга низационного характера ее открытие до сих пор задер живалось. В настоящее вре- Группа здоровья действует мя вопрос о . работе такой группы решен положительно, в нее записалось около трид цати человек. Кроме того, несколько групп здоровья действуют в старом ДМО. В них занимаются физкульту рой по специальной оздоро вительной программе. — грЪ i EMA мартовского еди- г: ного политдня в кол- Е Е лективах рыбной про- Е = мышленности — «Физ- Е = культуру и спорт ■— в ~ = быт каждой семьи, всех Е Е трудящихся и молодежи Е Е области». В ходе его про- Е Е ведения рыбаки подняли Е Е ряд вопросов и выдвину- Е Е ли ряд предложений, на- Е Е • правленных на даль- Е Е нейший подъем мае- Е Е совости физической куль- Е Е туры и спорта. Сегодня Е Е мы помещаем ответы на Е Е некоторые из этих пред- Е Е ложений и вопросов. Е Г?11!111111111111111111!111111111111111111П111?2 Будет ли «Фрегат» гостеприимным? «Почему не реш ается вопрос о доставке моряков на тур б а зу «Ф регат» общ ественным а в тотранспортом? И будет ли там ногда-нибудь организовано об щественное питание?» — эти вопросы задали труж еники производственного объедине ния «Мурманрыбпром». Им отвечает председатель профкома этого объединения В. В. БЕЛО Б РО В : — Моряки правы в своих требованиях. К сожалению, сложно добиться выделения автобуса для доставки людей на турбазу. Однако профком еще раз внимательно рас смотрел этот вопрос и на шел пути его решения: ав тобус будет теперь заказы ваться на профсоюзные средства в одной из органи заций города. А вот наладить обществен ное питание на турбазе пока не можем из-за отсутствия там электроэнергии. Однако руководство нашего объеди нения изыскивает возмож ность провести электроли нию к турбазе. ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ Л А Г Е Р Я «Какие детские спортивны е лагеря б удут организованы в М урманске летом?» — спр оси ли моряки управления «Сев- рыбп ром разведка». На этот вопрос отвечает заместитель заведующего от делом народного образования Мурманского горисполколш Г. И. АНДРОСОВА : — Во-первых, для уча щихся старших классов школ города в Нагорном ор ганизуется оборонно-спортив ный лагерь. Он примет пять десят ребят в первую смену и столько же — во вторую. Там же. в Первомайском районе, впервые начнет дей ствовать спортивный лагерь при стадионе ДСО , «Труд». За две смены в нем прове дут лето 400 учащихся. Ежегодно у нас работают также выездные спортивные лагеря детско-юношеских спортивных школ города: три таких лагеря организует Ленинский, два — Октябрь ский и три — Первомайский отделы народного образова ния. Кто и куда выедет кон кретно? 240 ребят из Ленин ского района поедут в До нецк (ДЮСШ № 1). Киров скую область (ДЮСШ № 4) и Днепропетровск (ДЮСШ № 8). Из Октябрьского рай она 150 человек выедут в Сумы (ДЮСШ № 2), 75 школьников — в Житомир (ДЮСШ № 5). ДЮСШ № 6 и № 7 Первомайского райо на выезжают, соответствен но, в Николаев и Черкассы. За пределами нашей области будут отдыхать и 80 юных спортсменов ДЮСШ № 8. З а б ы т ы е « о к р а и н ы » ? «Почему не стр о ятся спор тивны е комплексы в южной и северной ч астях г. М урм ан ска?» — спросили рабочие производственного объедине ния «М урманская судоверф ь». Этот вопрос редакция за дала главному инженеру уп равления главного архитек тора г. Мцрманска В. Д. О ЗЕРО ВУ . Вот его ответ: — Генеральным планом развития города в его юж ной части предусмотрено строительство большого ста диона на месте карьера «Южная гора». А в север ной части областного центра должен появиться стадион в районе улицы Ушакова, про ект которого уже разрабо тан. Заказчиком проекта выступало одно из предприя тий, расположенных в этом районе. Дело — за финан сированием строительства. т тО ВО Е научно-исследо- вательское судно «Ви тязь» пополнило экспеди ционный флот Института океанологии Академии наук СССР. Оно продолжает слав ную «династию» кораблей, которая вот уже более века служит отечественной науке. Первый «Витязь» доставил известного этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея. История второго «Ви тязя» связана с именем адмирала С. О: Макарова, совершив шего кругосветное плавание ■и выполнившего океаногра фические исследования Ти хого океана. На «Витязе» третьем, оснащенном по последнему слову науки и техники. Ин ститутом океанологии АН СССР проведены комплекс ные исследования в дальне восточных люрях, Тихом и Индийском океанах. Новые страницы в иссле дованиях морей и океанов предстоит заполнить экспе дициям на ((Витязе» четвер том, построенном на поль ской судоверфи в Щецине. 20 лабораторий, оснащен ных самой современной тех никой, связаны между собой и с судовыми электронно-вы числительными машинами. Полученные во время иссле дований данные могут быть занесены в «память» ЭВМ и 1 В первую экспедицию \ сразу же станут известны ! во всех лабораториях. В ! трюме судна находится спе циальный глубоководный ‘ комплекс, с помощью кото рого исследователи смогут спускаться на глубину до 250 метров, выходить из не го и работать под водой. В специальном помещении обо рудованы барокамера для двух водолазов и отсек для врачей. В трюме помещает ся также созданный учены ми Черноморского отделения Института океанологии глу боководный спускаемый ап парат «Аргус», который дает возможность проводить ис следования на глубине не скольких сотен метров. Экипаж «В и тя зя » будет ра- ботать в районе Кипра и у подножия подводной горы Ампер, расположенной на выходе из Гибралтара в А т лантический океан. На снимке: у подводного аппарата «Аргус» в ангаре ' на судне «Ви тязь» 1слева на- ] право) — инженер-конст- руктор О. В . Устинова, ко мандир «Аргуса» А. И. Си доров, старший инженер- гидронавт С. В. Смолицкий. Фотохроника ТАСС. М О Ж ЕТ Е ли вы, положа руку на сердце, сказать, что ” *вас совершенно не трогают, не интересуют ника кие суеверные представления, пришедшие к нам из да лекого прошлого? Вы не верите в «счастливые» и «не счастливые» приметы, в гадание на кофейной гуще и столоверчение, в охранную силу драгоценных камней, в цифровую мистику? Превосходно! Но, может быть, вы не здороваетесь через порог? Или плюете через левое плечо, чтобы избежать неприятности? «Сравнили! — возразит мне читатель. — Одно дело верить в зловредную черную кошку и ходить к га далкам, совсем другое — не здороваться через порог. Это же простая вежливость, ничего больше». Хорошо, если так. Только далеко не все, кто пред почитает здороваться, перешагнув порог, думают в этот момент о вежливости. У многих — мысль: «Есть такая примета...» Кстати, знаете ли вы, как возникла привычка не здо роваться через порог? Наши предки, древние славяне, поклонялись духам умерших, верили, что те могут оби деться и поссорят хозяина с гостем. Вот такова основа этой бытовой приметы, а ведь в наши дни она превратилась для многих чуть ли не в норму поведения — неприлично-де здороваться или прощаться через порог. Чем же это разумнее гадания на картах? И то и другое — суеверие. Нельзя не ск азать и о связи суеверий с религией. Проповедники современных религиозны х верований о т- lg крещ иваю тся от суеверий Это-де заблуж дение дикарей, Ц ложная вера. Но ведь это весьма похоже на то т случ ай , Я когда неблагодарный сын oj-казы вается от своих ро- В дителей! У истоков всех современных религий сто ят 3 именно те представления о мире, которые породили Щ суеверия, дож ивш ие до наш и х дней. Самые бессмы слен ные, суеверны е приметы были ступенько й к религии, а 1 впоследствии стали ее постоянными сп утн и кам и . «Рели- й гия ш ествует в сопровождении всевозможны х суеве- 1 рий», — говорил В. Гю го. Богословы стараются отмежеваться от верозаний Н первобытных людей, но многие остатки этих верований нетрудно разыскать в библии, увидеть в религиозных я обрядах. Достаточно вспомнить ритуал христианского 1 крещения — кому не известно, как, много в нем от Ц древней магии «языч-ников». В сознании религиозного человека мирно уживаются современная вера в единого бога и мировоззрение дикаря, ибо в основе того и другого лежат одни и те же представления о природе. Почему же нередко Самые наивные суеверные пред ставления передаются от поколения к поколению, нэ умирают веками? Почему они живут и в наши дни. ИДИ— ■СЯВВИЯ— 1"1ЧМ1 IIII II И ...........I — И — И И — — когда наука все а большей степени проявляет себя как могучая производительная сила общества? Выясняя причины столь распространенного пристра стия ко всякого рода гаданиям, суеверным приметам, прежде всего надо говорить об извечном стремлении человека узнать, что его ожидает в будущем — завт ра, через неделю через год... Зам ет ки по поводу " ОАСТОЯЩ ЕЕ всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже самые обыденные, повседневные дела человеческие связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть, предугадать его. «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, — говорил когда- то мудрый Дж. Свифт, — большинство готозится жить позднее». Так было всегда. Необходимость пред видеть возникла у людей с того времени, как они стали заниллаться трудом. Засевая весной землю, ухаживая за садом, человек хотел знать, будет ли год урожайным, пройдут ли вовремя дожди, не побьют ли урожай морозы. Отправляясь в далекое путешест вие, люди старались предусмотреть, какие трудности и опасности ожидают их в пути, чтобы подготовиться к ним. Начиная новое дело, человек всегда думает о том, как он будет осуществлять задуманное. И очень часто, увы, он ищет путь в грядущее на тропках чело веческих заблуждений. Уверенное, вполне реальное предвидение будущ их со бытий возможно только на основе глубокого знания за конов. по которым развиваю тся природа и общество. Только н аука позволяет нам с уверенностью предска зать будущ ее, В этом с особой убедительностью с к а з ы вается м огущ ество человечесних знаний, В. И. Ленин говорил: «Чудесное пророчество е сть сказка . Но н ауч ное пророчество есть ф акт». ...Один из источников, который питает мир суеве рий, случайные совпадения. Совпадения по месту и времени двух различных, ничем не связанных со бытий дали в прошлом начало многим суеверным приметам. Это одна из причин их живучести и в на стоящем. Десятки и сотни раз мы наблюдаем, как до рогу перебегает черная кошка. Ничего неприятного после такой встречи не происходит, и человек не вспо минает о четвероногом «носителе» зла. Но вот после одной из таких встреч у него проис ходит какая-то неприятность. И память тут же услуж ливо напоминает: перед этим была черная кошка! Те перь этого человека уже не так легко убедить, что совпадение ни о чем не говорит. Ведь он хорошо за помнил именно этот случай и забыл все остальные. Если из десяти, даже двадцати случаев какая-либо примета окажется верной хотя бы один раз, мы за поминаем это скорее, чем все совпадения. Таково, к сожалению, свойство нашей памяти. Y J/И ЗН Ь преподносит нам иной раз стол 1 редкост- ные случаи, которые у многих и на многие годы способны породить мистические настроения. В конце прошлого века в СШ А была издана п р и клю ченческая повесть М. Робертсона. В ней описы вается п утеш естви е на пароходе, имевшем длину более 800 ф уто в . В то время та к и х ги ган тов еще не стр ои ли . Взяв на борт около 3000 пассаж иров, пароход отп лы л в свой первый рейс из Европы в А м ер ику, Недалеко от берегов Нового Света в одну из ап р ельски х ночей он сто лкн улся с айсбергом и зато нул. Прошло ш естнадцать лет, и и сто р ия, от начала до конца вы дум анная писателем , повторилась в ж изн и. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года у берегов Ам ерики сто лкн улся с айсбергом и зато н ул только что построен ный огромный океанский лайнер. На его борту было более 2000 пассаж иров. П ароход назы вался «Ти тан и к», длина его составляла 820 ф уто в ... Д вадцать лет назад на уральском Нижне-Сергинском металлургическом заводе произошло событие, взволно вавшее весь коллектив. При р азгр узке вагона со ск р а пом (м еталлический лом и отходы производства, и д у щие на переплавку), прибы вш его из Горького, рабочие обратили внимание на стар ую солдатскую к а ск у . На подкладке е® была надпись: «М. А. Д алм атов». Вспом нили, что на заводе есть м оторист Николай М ихайлович Долматов. В згл ян ув на надпись, то т взволнованно с к а зал: «Это, к аж ется, рука отц а... Он всегда неумело п и сал заглавн ую букву наш ей ф ам илии». К а ску показали И. Д. М еш кову, воевавш ему с Далма- товы м . Тот подтвердил: «Его каска! Мы вместе п о л у чали и х и вместе подписы вали». М ихаил А лексеевич Д алм атов в октябре 1944 года в Восточной Пруссии погиб. А через ш естн адц ать лет его каска волею редкого стечения обстоятельств попала на вечное хранение в его родную семью . И третий пример, опять взяты й из реальной ж и зн и. И звестный актер конца прош лого сто летия Ч арлз Ког- • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 апреля 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz