Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.

1 lilt It 111!IШШ1 Ullllti Ш II III 11И[IЦШ ПI !11Ш Ш IH i11Ш![ill ШИ !IIIill til Ш Ш IИIИIШ Е,I fIHIS fIItШ If ШН ЦШ til Ii.lr ' ДНИ ОТКРЫТОГО и д я — a bbbhhssse) ^ д д д а к » . явашшягв штыышзв/г* «...Чтобы дать хозрасчетной бригаде «зеленую улицу», необходимо продолжать перестройку хо­ зяйственного механизма, улучшать материально- техническое снабжение, бороться с формализмом в планировании и учете труда». Из речи Л. 11. Брежнева на XVII съезде профсоюзов СССР. О О ТСЧЕТ Т ХОЗРАСЧЕТА «Наверное, нет такого экипажа, где все без ной формы организации и стимулирования исключения относились бы * к работе одина­ ково. Одни работают с душой, подают при­ мер, другие трудятся с прохладцей — лишь бы «отбытьа рейс. Наконец, третьи прячутся за спинами тех, кто «подаст пример». Но вот закончился рейс — и каждый получает «свои» деньги". Это выдержка из письма газоэлектросвар- щика Ю. А. Воротникова, опубликованного е. еженедельнике на странице «Дней открытого „росами письма» («РМ» № 7, 1982 г.). Моряке, волнует уравниловка в оплате i py - комических наук, доцент кафедры экономи- да на судах. Он рассказывает о том, как эта уравниловка гасит инициативу членов якипи- шего инженерного мореходного училища Ири­ на Александровна РОГАЧЕВА. жа, порождает нередко равнодушие к делу, отрицательно сказывается на конечных ре­ зультатах труда. Предлагаем вниманию читателей запись Сегодня верным средством борьбы против беседы нашего корреспондента с II. А. Рога- уравниловки становится внедрение бригад- чевой. Актуальное интервью til 1111111II111111111111111(I! 11111111111111111111111111i111111i111111i1i11111111i111111МIМ11111111!Ii1i1111111111 iI! 1111111111111111!111111111111 Г> — Наверное, я не ош ибусь, Ирина А лександровна, если смаж у, что на сегодняш ний день внедрение бригадного подряда — это вопрос из воп- | росов. Моряки, работающие в слож ны х спец иф ических усло­ виях. как никто другой, остро ощ ущ аю т несовершенство ор­ ганизации труда, его оплаты. Об этом и пиш ет Ю. А. Ворот- I ников. Я глубоко убежден: под его письмом подписались бы многие и многие моряки. И тем Не менее в деле совер­ ш енствования бригадной фор­ мы организации труда на су- | д а х делаю тся лиш ь первые ш агй. Чем. на ваш взгляд, объ ясняется это? — Отчасти той самой спе­ цификой труда, о которой еь: сказали только что. Слово | это — «специфика» — оказы- * вало и, к сожалению, оказы­ вает порой сейчас магическое I действие. В свое время (ко­ нец двадцатых годов) практи­ ки пытались даже убедить центральные плановые и пар­ тийные органы в том, что ни ц планирование работы флота, В ни хозяйственный расчет на I судах внедрить невозможно I в сил/ «специфики» работы экипажей (слабая техническая | вооруженность судов, отда- | ленности промыслов от куль- I турных центров, трудности I подбора опытных, квалифици­ рованных кадров и т. д.). | Приверженцы другой точки I зрения считают, что на флоте I и так существует бригадная I форма организации труда. Дескать, сдельный заработок распределяется по паям, так же, как и премия из фонда заработной платы. Нет коэф­ фициента трудового участия (КТУ)? Введем его. Экипаж объявим бригадой, а капитан- директора — бригадиром. Ку­ да же еще «бригаднее»!? Однако идти этим путем — значит, не учесть самого глав­ ного: развитие бригадной формы организации труда и постепенный переход к бригадному подряду долж­ ны осуществляться на основе качественного ‘совершенство­ вания хозяйственного меха­ низма на судах. Я имею в ви­ ду переход от экипажа-брига­ ды старого типа к более со­ вершенной его организацион­ ной структуре. Ведь КТУ — это н о е ы й качественный эле­ мент судового хозяйственного механизма. И его не пришь­ ешь, словно новую, блестя­ щую пуговицу к старому, по­ тертому пальто. В вопросах организации производства но­ вое содержание требует и об­ новления формы. Это черным по белому записано в поста­ новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучше­ нии планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма...» —- Стало бы ть, сегодня мы действительно еще не можем говорить о том, что бригадный подряд сущ е ств уе т на судах? — Это так. И стартовой площадкой для его внедрения должны стать комплексные су­ довые службы-бригады на внутрисудовом хозрасчете. — Ваши рассуж дения еще раз доказы ваю т, что все дей­ ствительно не так просто, как каж е тся... — В гражданском праве «подряд» означает договор, по которому одна сторона (подрядчик) по заданию дру­ гой стороны (заказчика) бе­ рется выполнить определен­ ную работу, а заказчик обя­ зуется принять ее и оплатить. На флоте заказчиком пра­ вильно б/дет считать админи­ страцию судна, а подрядчи­ ком — судовую службу... зто первое хозяйственное зве­ но, где капитан-директор име­ ет право издавав письменные приказы и распоряжения. Стало быть, судно — зто цех, а капитан — директор. — Ничего не скаж еш ь, убе­ дительно. Нам о стается, таким образом, определить, что же такое бригада... — Бригада вообще- — это группа лиц, совместно выпол­ няющих определенный комп­ лекс работ. Бригадир при гтом — руководитель произ­ водственной бригады. В бригаде имеется обществен­ ный (а не специальный) аппа­ рат управления — совет бригады. В «Положении о производ­ ственной бригаде...» Минрыб- хоза СССР определено как основное право бригади­ ра (в данном случае ка­ питан - директора брига­ дира) — «представлять со­ вместно с профгрупоргом с учетом мнения коллектива БРИГАДНОМУ ПОДРЯДУ— МОРСКУЮ ПРОПИСКУ труда, которая, как отмечено в постановле нии ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», должна стать в один­ надцатой пятилетке основной. На протяжении многих лет проблемами ор- анизации производства и, в частности, во- совершенствования хозяйственного механизма на судах занимается кандидат эко- ки и эксплуатации флота Мурманского выс- «Специфика» — слово магическое Новую пуговицу — к старому пальто? Капитан-директор или капитан-бригадир? Куда еще «бригаднее»... Экипаж — зто все-таки цех! — Вы хотите ск а за ть , что каж дую эту служ б у и следует счи тать бригадой? — Конечно. Скажем, ма­ шинная команда обязуется при наличии необходимых ма­ териалов качественно выпол­ нить дополнительно принима­ емый на себя объем ремонта судовых машин и механизмов. Кроме того, она обязуется принять участие на подвахте по уборке рыбы — все это за соответствующее мате­ риальное вознаграждение, размер которого согласо­ ван с администрацией суд­ на. Распределить вознаг­ раждение «по справедливо­ сти» на основе КТУ между членами машинной команды — это уже дело совета ма­ шинной команды во главе с главным (старшим) механиком. — В Мурманском траловом флоте, по-вашему, выбрали не совсем правильный п у ть , ко- " гда решили счи тать бригадой весь экипаж промыслового судн а. У них ведь и исходный до кум ен т н азы вается: «Поло­ жение об экипаж е бригаде». — Думается, это действи­ тельно не совсем правильно. Однако раз уж возник такой вопрос (а он возникает сей­ час повсеместно на , флотах), 70 давайте разберемся: судо­ экипаж — это бригада или цеховой коллектив? А капитан — это бригадир или дирек­ тор'.* Сразу хочу оговориться, что речь идет у нас о крупнотон­ нажных судах, которые, в от- / личие от средне- и мелко- тоннажных, переведены на ус­ ловия внутрифлогского хо­ зяйственного расчета. В ныне действующем ти­ повом положении о хозяйст­ венном расчете на судах фло­ та рыбной промышленности читаем: «Суда, переведенные на хозяйственный расчет, осу­ ществляют свою производст­ венно-хозяйственную деятель­ ность на основе принципов внутризаводского ( ц с х о б о г о ) хозрасчета». — Но, может бы ть, с даль­ нейшим становлением бригад­ ного подряда б удут и зм енять­ ся и формулировки в положе­ нии, которое вы только что цитировали... — Здесь дело не в форму­ лировке, а в ее сути... Суть же такова: судно имеет основ­ ное, вспомогательное и об­ служивающее производства. По этому признаку, как, впро­ чем, и по объему производ­ ства, мы с полным правом можем отнести его к про­ мышленному предприятию. У судоэкипажа, как и ) це­ хового производственного коллектива, мы без труда на­ ходим управленческие приз­ наки: здесь осуществляются Есе виды общественного уп­ равления — технологическое, экономическое, социальное; капитан-директор воздействует на первичные коллективы и на экипаж в целом. Далее. Именно экипаж, а не первичные производственные коллективы судна (службы, бригады, вахты, смены), наде­ лен некоторыми правами юри­ дического лица — он может, например, направить общест­ венного обвинителя или за­ щитника в народный суд, ес­ ли там рассматривается дело одного из членов экипажа. Наконец, судовой экипаж — (совета) бригады предложе­ ния администрации о приме­ нении мер общественного или административного воздейст­ вия на отдельных членов бригады за неисполнение воз­ ложенных на них обязаннос­ тей, нарушение правил внут­ реннего трудового распоряд­ ка». — Таким образом, то, что мы обидим капитан а, назвав его «бригадиром», — это пол­ беды. Куда хуж е другое: мы отнимаем при этом у него права, четко определенные «Уставом служ бы на судах ф лота рыбной промыш ленно­ сти СС С Р». — Конечно. Ведь «понизив) капитана до бригадира, мы отнимаем у него право быть, как сказано в Уставе, «едино­ начальником и руководителем всего экипажа...», применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания но членов команды в случаях и в порядке, предусмотрен­ ных дисциплинарным Уста­ вом. Наконец, он лишается права издавать приказы по судну в пределах своей ком­ петентности... Комментарии здесь, е и д и м о , излишни, а вывод прост — функции капитан-директора и капитана бригадира несовмес­ тимы. Мало того. По всем кано­ нам, совет бригады возглав­ ляет бригадир. Стало быть, в нашем случае совет экипажа- бригады должен возглавить капитан-бригадир. А б совет, не будем забывать, народу с командирами, входит еще и значительная часть рядового состава. И как ты ни назови председателя совете, дл<? tct его членов он будет Есе рав­ но прежде всего администра­ тором, директором. И •буде ск не <;заседать» в совете, о «восседать». — Бы хотите сказать, что демократия в управлении про­ изводством подменяется игрей в нес?.. — Разумеется... Другое .се­ ло, если мы превратим ь бригады каждую службу и создадим е них советь». Лю­ ди достаточно хорошо знают друг друга, обстановка для них привычная. Стало быть, и в суждениях своих они будут более раскованны, более иск­ ренни. — И более объективными, наверное, ь своих оценках ©С- суж д асм ы х вопросов. Еедь ка совете экипаж а-бригады неиз­ бежны си туац и и , когда мото­ рист Судет обсуж дать величи­ ну К Г У ,, скаж ем , рыбообработ­ чика которого он и видит с лучш ем случае только в сто ­ ловой, но уж никак не е р. боте. — Совершенно верно. Есе ЭТО — аргументы отнюдь не f пользу экипажа-бриг адь\ Бот почему я считаю, что превращать крупнотоннзжньс суда в бригады — значит, де­ лать шаг назад. А нам нужно идти вперед. — Хотелось бы с п росит гг, Ирина А лександровна: есть ли ф ло ты , где по вашим рг.зрг- боткам и рекомендациям сде­ ланы попы тки создать на с у ­ дах служ бы -бригады ? — Таким путем пошли ь уп­ равлении «Севрыб'холодфло; Здесь уже второй год идет активный творческий поиск наиболее эффективного вари­ анта совершенство в а н и п бригадной формы организа­ ции труда. В реализации моих предложений заинтересован­ ное участие приняли началь­ ник флота В П. Журавлев, заместитель начальника ~с экономическим вопросам Г. С. Шаповалова, начальник ООТиЗ С. И. Коньшина, секретарь парткома А. П. Щетинский. Первым вышел в «Севрыб- холодфлоте» в эксперимен­ тальный рейс, имея «Трудо­ вые паспорта» с л и ц с е ы м и счетами экономии служб, ТР «Иркутск» (капитан-дирек­ тор Н. П. Дружков). Интерес­ но отметить такую деталь: на собрании экипажа перед с.- ходом моряки на удивление живо делились своими мне­ ниями, вопросы ставили жест­ ко, конкретно. Там же, на со­ брании, старший механик «Иркутска» Леонид Павлович Хмыденко прак|ически У?** поставил вопрос о необходи­ мости договора на подряд между машинной командой и администрацией судна. И е с т совсем недавно моряки при­ слали радиограмму, ъ кото­ рой сообщают, что деле с совершенствованием бригад ной формы продвигается у них успешно. — Такое отношение морг- ков к делу, надо полагать., лучш ее до казательство его а к ­ туал ьн о сти . Кроме того, нель­ зя не брать во внимание, оче­ видно, и то моральное воздей­ стви е. которое окаж ет разви­ тие бригадной формы у мо­ ряков. Ведь она сним ет «обост­ рения», которые вы зы вает уравниловка, несовершенсть'с системы оплаты тр уда. — К этому надо добавить, что при образовании служб- Сригад будет объективно учи­ тываться вклад каждой из них е успех экипажа, степень хо­ зяйского, бережного отноше­ ния к механизмам, сырью, материалам. Иными словами, при правильном подходе к делу t корне изменится отно­ шение людей к труду. А зна­ чит, легче будут решаться -ЕС-в просы, связанные с активиза­ цией работы подвахт, внедре­ нием щекинского методе, и многие, многие другие. — Хочу поблагодарить вас за беседу Ирина А лекса ндро-е- на и вы р азить надеж ду. что она ста н е т началом разговора, ь который вклю чатся работни­ ки флотов ' области, то есть -те. кто ’ должен привести в д е й ст­ вие . новый хозяйственны й ме­ ха к из м. I Беседу ten В. ЧИСНИКОЕ 9 а п р е л я 1 9 8 2 «■РЫБНЫЙ МУРМАН »= * 7 с т р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz