Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.
1 lilt It 111!IШШ1 Ullllti Ш II III 11И[IЦШ ПI !11Ш Ш IH i11Ш![ill ШИ !IIIill til Ш Ш IИIИIШ Е,I fIHIS fIItШ If ШН ЦШ til Ii.lr ' ДНИ ОТКРЫТОГО и д я — a bbbhhssse) ^ д д д а к » . явашшягв штыышзв/г* «...Чтобы дать хозрасчетной бригаде «зеленую улицу», необходимо продолжать перестройку хо зяйственного механизма, улучшать материально- техническое снабжение, бороться с формализмом в планировании и учете труда». Из речи Л. 11. Брежнева на XVII съезде профсоюзов СССР. О О ТСЧЕТ Т ХОЗРАСЧЕТА «Наверное, нет такого экипажа, где все без ной формы организации и стимулирования исключения относились бы * к работе одина ково. Одни работают с душой, подают при мер, другие трудятся с прохладцей — лишь бы «отбытьа рейс. Наконец, третьи прячутся за спинами тех, кто «подаст пример». Но вот закончился рейс — и каждый получает «свои» деньги". Это выдержка из письма газоэлектросвар- щика Ю. А. Воротникова, опубликованного е. еженедельнике на странице «Дней открытого „росами письма» («РМ» № 7, 1982 г.). Моряке, волнует уравниловка в оплате i py - комических наук, доцент кафедры экономи- да на судах. Он рассказывает о том, как эта уравниловка гасит инициативу членов якипи- шего инженерного мореходного училища Ири на Александровна РОГАЧЕВА. жа, порождает нередко равнодушие к делу, отрицательно сказывается на конечных ре зультатах труда. Предлагаем вниманию читателей запись Сегодня верным средством борьбы против беседы нашего корреспондента с II. А. Рога- уравниловки становится внедрение бригад- чевой. Актуальное интервью til 1111111II111111111111111(I! 11111111111111111111111111i111111i111111i1i11111111i111111МIМ11111111!Ii1i1111111111 iI! 1111111111111111!111111111111 Г> — Наверное, я не ош ибусь, Ирина А лександровна, если смаж у, что на сегодняш ний день внедрение бригадного подряда — это вопрос из воп- | росов. Моряки, работающие в слож ны х спец иф ических усло виях. как никто другой, остро ощ ущ аю т несовершенство ор ганизации труда, его оплаты. Об этом и пиш ет Ю. А. Ворот- I ников. Я глубоко убежден: под его письмом подписались бы многие и многие моряки. И тем Не менее в деле совер ш енствования бригадной фор мы организации труда на су- | д а х делаю тся лиш ь первые ш агй. Чем. на ваш взгляд, объ ясняется это? — Отчасти той самой спе цификой труда, о которой еь: сказали только что. Слово | это — «специфика» — оказы- * вало и, к сожалению, оказы вает порой сейчас магическое I действие. В свое время (ко нец двадцатых годов) практи ки пытались даже убедить центральные плановые и пар тийные органы в том, что ни ц планирование работы флота, В ни хозяйственный расчет на I судах внедрить невозможно I в сил/ «специфики» работы экипажей (слабая техническая | вооруженность судов, отда- | ленности промыслов от куль- I турных центров, трудности I подбора опытных, квалифици рованных кадров и т. д.). | Приверженцы другой точки I зрения считают, что на флоте I и так существует бригадная I форма организации труда. Дескать, сдельный заработок распределяется по паям, так же, как и премия из фонда заработной платы. Нет коэф фициента трудового участия (КТУ)? Введем его. Экипаж объявим бригадой, а капитан- директора — бригадиром. Ку да же еще «бригаднее»!? Однако идти этим путем — значит, не учесть самого глав ного: развитие бригадной формы организации труда и постепенный переход к бригадному подряду долж ны осуществляться на основе качественного ‘совершенство вания хозяйственного меха низма на судах. Я имею в ви ду переход от экипажа-брига ды старого типа к более со вершенной его организацион ной структуре. Ведь КТУ — это н о е ы й качественный эле мент судового хозяйственного механизма. И его не пришь ешь, словно новую, блестя щую пуговицу к старому, по тертому пальто. В вопросах организации производства но вое содержание требует и об новления формы. Это черным по белому записано в поста новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучше нии планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма...» —- Стало бы ть, сегодня мы действительно еще не можем говорить о том, что бригадный подряд сущ е ств уе т на судах? — Это так. И стартовой площадкой для его внедрения должны стать комплексные су довые службы-бригады на внутрисудовом хозрасчете. — Ваши рассуж дения еще раз доказы ваю т, что все дей ствительно не так просто, как каж е тся... — В гражданском праве «подряд» означает договор, по которому одна сторона (подрядчик) по заданию дру гой стороны (заказчика) бе рется выполнить определен ную работу, а заказчик обя зуется принять ее и оплатить. На флоте заказчиком пра вильно б/дет считать админи страцию судна, а подрядчи ком — судовую службу... зто первое хозяйственное зве но, где капитан-директор име ет право издавав письменные приказы и распоряжения. Стало быть, судно — зто цех, а капитан — директор. — Ничего не скаж еш ь, убе дительно. Нам о стается, таким образом, определить, что же такое бригада... — Бригада вообще- — это группа лиц, совместно выпол няющих определенный комп лекс работ. Бригадир при гтом — руководитель произ водственной бригады. В бригаде имеется обществен ный (а не специальный) аппа рат управления — совет бригады. В «Положении о производ ственной бригаде...» Минрыб- хоза СССР определено как основное право бригади ра (в данном случае ка питан - директора брига дира) — «представлять со вместно с профгрупоргом с учетом мнения коллектива БРИГАДНОМУ ПОДРЯДУ— МОРСКУЮ ПРОПИСКУ труда, которая, как отмечено в постановле нии ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», должна стать в один надцатой пятилетке основной. На протяжении многих лет проблемами ор- анизации производства и, в частности, во- совершенствования хозяйственного механизма на судах занимается кандидат эко- ки и эксплуатации флота Мурманского выс- «Специфика» — слово магическое Новую пуговицу — к старому пальто? Капитан-директор или капитан-бригадир? Куда еще «бригаднее»... Экипаж — зто все-таки цех! — Вы хотите ск а за ть , что каж дую эту служ б у и следует счи тать бригадой? — Конечно. Скажем, ма шинная команда обязуется при наличии необходимых ма териалов качественно выпол нить дополнительно принима емый на себя объем ремонта судовых машин и механизмов. Кроме того, она обязуется принять участие на подвахте по уборке рыбы — все это за соответствующее мате риальное вознаграждение, размер которого согласо ван с администрацией суд на. Распределить вознаг раждение «по справедливо сти» на основе КТУ между членами машинной команды — это уже дело совета ма шинной команды во главе с главным (старшим) механиком. — В Мурманском траловом флоте, по-вашему, выбрали не совсем правильный п у ть , ко- " гда решили счи тать бригадой весь экипаж промыслового судн а. У них ведь и исходный до кум ен т н азы вается: «Поло жение об экипаж е бригаде». — Думается, это действи тельно не совсем правильно. Однако раз уж возник такой вопрос (а он возникает сей час повсеместно на , флотах), 70 давайте разберемся: судо экипаж — это бригада или цеховой коллектив? А капитан — это бригадир или дирек тор'.* Сразу хочу оговориться, что речь идет у нас о крупнотон нажных судах, которые, в от- / личие от средне- и мелко- тоннажных, переведены на ус ловия внутрифлогского хо зяйственного расчета. В ныне действующем ти повом положении о хозяйст венном расчете на судах фло та рыбной промышленности читаем: «Суда, переведенные на хозяйственный расчет, осу ществляют свою производст венно-хозяйственную деятель ность на основе принципов внутризаводского ( ц с х о б о г о ) хозрасчета». — Но, может бы ть, с даль нейшим становлением бригад ного подряда б удут и зм енять ся и формулировки в положе нии, которое вы только что цитировали... — Здесь дело не в форму лировке, а в ее сути... Суть же такова: судно имеет основ ное, вспомогательное и об служивающее производства. По этому признаку, как, впро чем, и по объему производ ства, мы с полным правом можем отнести его к про мышленному предприятию. У судоэкипажа, как и ) це хового производственного коллектива, мы без труда на ходим управленческие приз наки: здесь осуществляются Есе виды общественного уп равления — технологическое, экономическое, социальное; капитан-директор воздействует на первичные коллективы и на экипаж в целом. Далее. Именно экипаж, а не первичные производственные коллективы судна (службы, бригады, вахты, смены), наде лен некоторыми правами юри дического лица — он может, например, направить общест венного обвинителя или за щитника в народный суд, ес ли там рассматривается дело одного из членов экипажа. Наконец, судовой экипаж — (совета) бригады предложе ния администрации о приме нении мер общественного или административного воздейст вия на отдельных членов бригады за неисполнение воз ложенных на них обязаннос тей, нарушение правил внут реннего трудового распоряд ка». — Таким образом, то, что мы обидим капитан а, назвав его «бригадиром», — это пол беды. Куда хуж е другое: мы отнимаем при этом у него права, четко определенные «Уставом служ бы на судах ф лота рыбной промыш ленно сти СС С Р». — Конечно. Ведь «понизив) капитана до бригадира, мы отнимаем у него право быть, как сказано в Уставе, «едино начальником и руководителем всего экипажа...», применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания но членов команды в случаях и в порядке, предусмотрен ных дисциплинарным Уста вом. Наконец, он лишается права издавать приказы по судну в пределах своей ком петентности... Комментарии здесь, е и д и м о , излишни, а вывод прост — функции капитан-директора и капитана бригадира несовмес тимы. Мало того. По всем кано нам, совет бригады возглав ляет бригадир. Стало быть, в нашем случае совет экипажа- бригады должен возглавить капитан-бригадир. А б совет, не будем забывать, народу с командирами, входит еще и значительная часть рядового состава. И как ты ни назови председателя совете, дл<? tct его членов он будет Есе рав но прежде всего администра тором, директором. И •буде ск не <;заседать» в совете, о «восседать». — Бы хотите сказать, что демократия в управлении про изводством подменяется игрей в нес?.. — Разумеется... Другое .се ло, если мы превратим ь бригады каждую службу и создадим е них советь». Лю ди достаточно хорошо знают друг друга, обстановка для них привычная. Стало быть, и в суждениях своих они будут более раскованны, более иск ренни. — И более объективными, наверное, ь своих оценках ©С- суж д асм ы х вопросов. Еедь ка совете экипаж а-бригады неиз бежны си туац и и , когда мото рист Судет обсуж дать величи ну К Г У ,, скаж ем , рыбообработ чика которого он и видит с лучш ем случае только в сто ловой, но уж никак не е р. боте. — Совершенно верно. Есе ЭТО — аргументы отнюдь не f пользу экипажа-бриг адь\ Бот почему я считаю, что превращать крупнотоннзжньс суда в бригады — значит, де лать шаг назад. А нам нужно идти вперед. — Хотелось бы с п росит гг, Ирина А лександровна: есть ли ф ло ты , где по вашим рг.зрг- боткам и рекомендациям сде ланы попы тки создать на с у дах служ бы -бригады ? — Таким путем пошли ь уп равлении «Севрыб'холодфло; Здесь уже второй год идет активный творческий поиск наиболее эффективного вари анта совершенство в а н и п бригадной формы организа ции труда. В реализации моих предложений заинтересован ное участие приняли началь ник флота В П. Журавлев, заместитель начальника ~с экономическим вопросам Г. С. Шаповалова, начальник ООТиЗ С. И. Коньшина, секретарь парткома А. П. Щетинский. Первым вышел в «Севрыб- холодфлоте» в эксперимен тальный рейс, имея «Трудо вые паспорта» с л и ц с е ы м и счетами экономии служб, ТР «Иркутск» (капитан-дирек тор Н. П. Дружков). Интерес но отметить такую деталь: на собрании экипажа перед с.- ходом моряки на удивление живо делились своими мне ниями, вопросы ставили жест ко, конкретно. Там же, на со брании, старший механик «Иркутска» Леонид Павлович Хмыденко прак|ически У?** поставил вопрос о необходи мости договора на подряд между машинной командой и администрацией судна. И е с т совсем недавно моряки при слали радиограмму, ъ кото рой сообщают, что деле с совершенствованием бригад ной формы продвигается у них успешно. — Такое отношение морг- ков к делу, надо полагать., лучш ее до казательство его а к туал ьн о сти . Кроме того, нель зя не брать во внимание, оче видно, и то моральное воздей стви е. которое окаж ет разви тие бригадной формы у мо ряков. Ведь она сним ет «обост рения», которые вы зы вает уравниловка, несовершенсть'с системы оплаты тр уда. — К этому надо добавить, что при образовании служб- Сригад будет объективно учи тываться вклад каждой из них е успех экипажа, степень хо зяйского, бережного отноше ния к механизмам, сырью, материалам. Иными словами, при правильном подходе к делу t корне изменится отно шение людей к труду. А зна чит, легче будут решаться -ЕС-в просы, связанные с активиза цией работы подвахт, внедре нием щекинского методе, и многие, многие другие. — Хочу поблагодарить вас за беседу Ирина А лекса ндро-е- на и вы р азить надеж ду. что она ста н е т началом разговора, ь который вклю чатся работни ки флотов ' области, то есть -те. кто ’ должен привести в д е й ст вие . новый хозяйственны й ме ха к из м. I Беседу ten В. ЧИСНИКОЕ 9 а п р е л я 1 9 8 2 «■РЫБНЫЙ МУРМАН »= * 7 с т р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz