Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.
РАБОЧЕЙ МИНУТЕ - СТРОГИЙ СЧЁТ i , л/- - ; 1 ПОД КОНТРОЛЕМ пр ессы И ПРОФСОЮЗНОГО АКТИВА ■ ........... .......................................................................................................................... с КОЛЬКО судов в Мурман ском траловом флоте? Мно го, спору нет. А сколько из них способны к промыслу? Сложный вопрос. Флот старый, потрепан ный годами и м о р ям и . На про мысле и новым, со вр е м е н н ы м су дам каждая минута на вес золо та, а о тралфлотоЕСКих «старич ках,: и гсЕОр^ть нечего. Поэтому главная задача службы эксплуа тации в целом и главного диспет чера •флота в частности — со кратить до минимума стоянку су дов в порту. Оперативнее готс?- *ить их к реллонту, быстрее снабжать и б у н к е р с Е в т ь — с л о в о м , делать Е с е для того, чтобы суда не только еы хо д и л и е море е с р о к , н о еы хо д и л и п о л н о с т ь ю подготовленными. Добиться этого непросто. Б огромном мехениз- п о яеи л с я у флота собственный холодильник, которым можно было пользоваться е любое вре мя, ни от кого не завися. Е об щей сложности, продукция трех полногрузных БМРТ разместилась в недрах «Эльбруса» и «Андер сена». Р АБОЧИЙ день главного дис петчера начинается в 7.30. И распланирован он буквально по минутам . Впрочем, «распланиро ван» _ не оче!?ь точно. Скорее, отработан. даже обкатан/ если хоти те. И так. 7.30. Полчаса нз изучение обстановки, знаком ство с прошедшей ночью. В 8 — ма ленькая оперативка, на которой оценивается работа ф лота за с у т ки. Т у т ж е, на огромной, в пол стола бумажной простыне прибра сы вает Евгений Львович план уж е на су тк и ны неш ние, чтобы на ф лотском граф ике четко распре делить: кому что делать и в ка кое Бремя. Социалистическая предприимчивость — г ш Ш ЛШ 1 ТШ ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ м е ф л о т а то е и н т Е ы л е т и т , т о р е з ь б а у га й к и с о р в е т с я . А г л а в н ы й д и с п е т ч е р о б я з а н эти к а п р и з н ы е в и н т ы и г а й к и б е з п р о м е д л е н и я ЕО Д ЕО р и ть к а м е с т о . Задерживается, допустим, суд" н о ь ремонте (чего скрывать — обычная ситуация), счет в р е м е н и уже не на сутки — на часы идет. «Так, — подсчитывают на флоте, — три д н я з а Е о д ч а н е е щ е про- к о з я т с я , потом три д н я — на снабжение, день— на Есякие фор мальности... Да, не раньше чем ч е р е з неделю отправим п ер о - код...» Евгений Л ь е с б и ч Журин, глав ный диспетчер, чувствующий бе ды и нужды тралфлота как пульс на своей руке, тоже думает параллельно. «Неделя — срок большой. Попробуем ужаться. Если за счет ремонтников ни как, значит, надо свои резервы покопать», — так или примерно так размышляет Журин, Потом снимает трубку, набирает номер завода: — Бы ночью работать будете? — Нет. — Возьму пароход? Утром Бер ну обратно. За деенадцать ночных часов судно полностью снабжено та рой. Днем — сноЕа ремонт. А ночью ситуация повторяется. Ж у рин забирает судно, на этот раз для бункеровки. В три дня, как и лланироЕалось, заканчивается ре монт, а трех суток на снабжение уже не требуется. За три ночи есе погружено. Можно идти на промысел. Каждое его решение — это ор ганическая увязка многих, каза лось бы, не связанных меж со бой проблем, от которой, б ко нечном счете, все только еы и г - сывают. Примеры? Они в каждом рабочем дне Е. Л. Журине. Будете е порту — загляните на ППР «Сказочник Андерсен» или БМРТ «Эльбрус». Только не удив ляйтесь, что эти суде, ожидаю щие размещения б ремонт,, до отказа загружены рыбопродук ц и е й . Это по инициативе Журина переоборудовали их е плавучие холодильники. Трудно, очень трудно пришлось рыбному порту но время м о й Е е н н о й путины. Су д а шли «по зеленой» косяком, и п о р т захлебывался мойвой. Тут- то и пришло Журину спаситель н о е решение разгружать рыбу без задержек н а свои же суда. И промысловики не простаивают, и порт передышку лолучил. На «Сказочника Андерсена» сгружа ли рыбу для 1 ШОМпереработки, потом экипажи подходили и бра ли, сколько требовалось. То е о ь Ф лотски й гр аф ик начинается ровно в десять. В просторной комнате — огромный стол и ря ды стульев. За столом — Ж ури н, представители порта и судоре монтны х заводов, снабженцы. В зале — командиры сто ящ и х в пор т у судов. Непосвящ енному человеку очень трудно что-либо понять из отры вочных вопросов главного дис петчера, из его коротких ф р аз. Судовые же спец иалисты понима ю т его с полуслова. — 417-й, тр уб у сняли? Когда? По рунам нас связы ваете... «Полесье», стр елу сним ать будете? Пора уж е... «А скан и я». Что? Вода нуж на? Да ли вам воду. Ночью дали... «Дик сон». Мне вот что непонятно, то варищи номандиры. неуж ели мы не можем распределить 8 тонн масла, чтоб судно было без кре на?.. «Рем брандт». 20 марта срок бы л... Когда же уточним , что ему надо сделать? Когда будет готов? Апрель большой, точнее! Туда-сю да пры гает по сто лу те лефон. Т у т же договариваю тся с заводом и портом о начале работ, поставках деталей. перешвартов- ках, водолазах... Дел — м асса, напряж ение на граф ике, к аж ется, д о сти гае т предела — непросто реш ить судьб у ф лота даже на сутк и ! Но каж ды й раз б самый пиковый момент Ж урин вверты вает какое-либо из привы чны х своих словечек, и напряж ение емиг сп адает. Словечки эти (оченно, агром адны й, ежели, ребя та, особливо, елни зелены е), как ни стр ан н о, очень укр аш аю т речь главного диспетчера. И сами они, и тон, которым он их произносит, вселяю т в собеседника спокойную уверенность, освобождаю т от нер возности, нак-то. подсознательно помогаю т понять, что если и бу дет от этого начальника «н ахло бучка». то только за дело и толь ко та к а я , после которой Едвойне работать хочется. А вообще удивления и ув аж е ния достойно умение Ж ури н а об щ аться с людьми — разны х воз растов и рангов, разны х х а р а к те ров и тем пераментов. Н аходить общий я зы к со всеми — тр удно, но возможно. Ж урин — том у при мер. Поэтому тот ж е самый гр аф и к, несмотря на накал стр ас тей, все же не вы ходит за рамки деловой беседы коллег. И вопро сы — почти все — реш аю тся по лож ительно. После гр аф и ка главны й ди сп ет чер сади тся к телеф ону. — Але-е, Лев М ихалы ч, товарищ Ж урин хочет им еть плавкр аны . Очень хо чет, и очень надо... Ж ури н говорит очень ти хо , я даже засом невалась: сл ы ш и т ли его собеседник. О казы вается, сл ы ш и т. К от просьб Ж ур и на о тм ах н уться не может, потому что в ти хо лью щ ем ся, мягком разгово ре главного диспетчера соверш ен но нет п ауз для возраж ений. А сам тон до такой .степ ен и др уж е любен. что о тказать, не обидев, по меньш ей мере, весь тр алф ло т, невозможно. U A РА БО Ч ЕМ столе Жури- " на — объемистая лапка: «Рапорты». Читаю одни из них — сентябрьски!!. «Механико-су довой службе необходимо ре шить вопрос срочного оконча ния подготовки судов к отстою, чтобы освободить место для стоянкии ремонта «живых» су дов. Эти «'мертвые» суда, поми мо того, что препятствуют нор мальной обработке флота в пор ту, с наступлением холодов и полярной ночи сами „будут на ходиться на грани катастрофи ческого положения и полностью парализуют работу порта». Тогда, в сентябре, тревожно му сигналу Журина значения не придали. То ли посчитали несерьезным, то ли решили, что здорово преувеличивает главный диспетчер. •А в декабре началось... Раз гар мойвенной путины. Суда с промысла в порт— как мотыль ки на свет, а у причалов— мерт вые коробки траулеров. Куда «полногрузы» ставить? А куда обесточенные суда перетаски вать? И как? Запарка была страшной. Крутились, как экви либристы. На промысел экипа жи опаздывали, в ремонт ста новились не вовремя. И в фев рале, только в феврале (!) рас- крутили-рассосали этот ко лоссальный и по масштабам, и по времени клубок неувязок. А ведь были возможности все это предотвратить. Были! И Журин на них указывал. Потом, правда, Журину же и досталось «за не- настойчивость»... Ничего. Впредь будет тревогу не в барабан бить, а в целую ударную уста новку! Вернее, уже бьет. Дело касается чистки топлив ных танков. По инструкции их положено чистить на всех без исключения судах, становящих ся в ремонт. Огромные денеж ные затраты, отвлечение на эту операцию многих людей. Хоть и существует для этого спе циальная флотская бригада, но с большим объемом работ она не справляется. Журин как-то прикинул: на подготовку одного судна требуется, как минимум, 15—,18 суток и ежедневно 7—8 человек. На ближайшее время запланирована постановка в ре монт 16 судов. Это когда ж при таких темпах их начнут ре монтировать? Большой бедой для флота может все это обер нуться. Выход? Один-единствен- ный: чистить танки силами эки пажа. За дополнительную опла ту, разумеется. Вышли с хода тайством к начальнику флота. И вот уже несколько дней пер вые суда по новой системе к ре монту готовятся. И хотя это только начало — выгода уже сейчас очевидна: не будет из- за чистки танков срыва на фло те! П А БО ЧИ Й день главного дис петчера подходит к концу. Кажется, можно уже немного расслабиться, день прошедший подытожить. Да и домой соби раться пора — жена с дочерью, верно, заждались. Но не спешит Евгений Львович. Снова бесшум но крутится диск телефона. Ж у рин звонит главному энергетику: — Подскажи-ка, сколько ампер «съедает» осушительный насос? 30— 40? Ну ты смотри! Во ребята дают! — Что, Львович, насосы изу чать решил? — шутит вошедший коллега. — Да какой там изучать! Тут ребята с «Диксона» два дня меня за нос водили. Дали им на судно 130 ампер, а электромеханик кричит, что весь этот ток насос «съедает». А я тоже специалист, — Журин сокрушенно качает го ловой, — поверил ведь. Порт два дня тряс: дайте ток и все тут. Два дня из-за своей безграмот ности потерял! Ну ладно, теперь знать буду. Не проведут! Бот ра бота! Все знать надо. Да, работа у Евгения Львовича Журина и в самом деле такая, при которой нужно знать Есе о флоте или хотя бы стремиться к этому. Впрочем, почему только о флоте? И о порте, и о струк туре снабжения, и о районах про мысла, и о рыбокомбинате, и о судоремонте... Короче, обо всем том, что вкупе называется рыбо добывающим и рыбообрабатываю щим комплексом. Иначе нельзя. Иначе Еесь сложный, огромный оркестр, в котором и у флота, и у порта, и у заводов свои, строго очерченные партии, будет звучать вразнобой. А оркестр должен быть оркестром. Для этого и су ществует дирижер, что в приме нении к флоту означает — глав ный диспетчер. Н. НЕЧАЕВА. Ж е т о л & м о в ы г о в о р . . . ♦ Потери рабочего вре мени на тарном комбинате составили за февраль 20 че ловеко-дней. + В среднем на одного работника комбината при ходится за этот месяц 0,3 часа потерь рабочего вре мени. Д О НАЧАЛА СМ ЕНЫ оставалось еще добрых полчаса, а в подсобке бон дарно-сушильного цеха в ожидании начала работы со бралась уже часть труже ниц. В отличие от других подразделений тарного ком бината, скажем, жестяноба ночной фабрики, здесь моло дежи немного. В основном женщины, чей трудовой стаж на комбинате исчисля ется десятилетиями. Это лю ди, прошедшие отличную ра бочую закалку, сознатель ные, дисциплинированные. Вот и в день, когда в бон дарно-сушильном проходил рейд по проверке рациональ ного" использования рабоче го времени, точно в семь тридцать все заняли свои места на конвейере. В поло женное время отправились работницы на обед, уступив места наладчикам мехслуж- би. Не задержался никто и после перерыва. В ящичном цехе, как и в бондарно - сушильном, труди лись слаженно и без прос тоев. На штамповочном участке жестянобаночной фабрики ра ботало, правда, только три пресса, но это объяснялось тем, что не было жести. Пе ребои с поставками сырья и материалов — бич не только для штамповочного участка, но для всего тарного комби ната. Хотя во время рейда не обнаружено фактов нерацио нального использования ра бочего времени и нарушений трудовой дисциплины, вряд ли можно назвать этот рейд «неудачным». Подобные рейды не в но винку на предприятии. В прошлом году народные кон тролеры неоднократно, часто совместно с комсомольскими «прожектористами» прове ряли, насколько рационально используется рабочее время на предприятии. Кроме того, проведено 'пятьдесят семь так называемых фотографий трудового дня ста пяти чело век. Причины потерь были тщательно проанализирова ны. Эти вопросы обсуждали на своих собраниях рабочие и коммунисты предприятия, намечались пути устранения недостатков. Внутрнсменных простоев в 1981 году стало меньше: они составили по предприятию в целом 91 че ловеко-час. Это при 1ом, что на комбинате работающих — более двух тысяч чело век. Что же касается прогуль щиков. любителей появиться на работе в нетрезвом виде или прийти на смену с опоз данием. то тут разговор -осо бый. Начальник отдела кад ров комбината М. Г. Кома рова рассказала, что каждый работник, допустивший на рушение дисциплины или общественного порядка, по нес соответствующее наказа, ние в зависимости от степе ни вины: от выговора, пере вода на нйжеоплачиваемую работу до увольнения. Хотя последнюю, крайнюю меру на комбинате стараются ис пользовать как можно реже. Не секрет, что подчас увольнением подменяют кро потливую, долговременную воспитательную работу. По этому на комбинате налажен четкий контроль за состоя нием трудовой дисциплины и общественного порядка. В специальных книгах регист рируется количество нару шений по цехам и участкам, а также по каждому отдель ному' работнику. Рядом с графой «дата нарушении» стоит графа «какие меры приняты». Этот скрупулез ный учет требует немало сил, но зато позволяет во время поднять тревогу, если кто-то из руководителей служб и подразделений «по забудет» о нарушителе. На комбинате считают, что f вынести выговор прогульщи ку или лишить его премии— только половина дела. Ска жем, за январь на первом участке жестянобаночнон фабрики отмечен один слу чай прогула. Совершил его молодой рабочий, аккумуля торщик С. Богомолов. Па рень в отношении дисципли ны «трудный», и это нару шение у него •— далеко не первое. Получил он админи стративное взыскание, но, помимо этого, пришлось ему держать ответ и перед свои ми наставниками. Их у него два — старшин энергетик участка И. Потанин и элект рик В. Блинков. Однако при всей большой работе, которая ведется на предприятии по искоренению нарушений трудовой дисцип лины, воспитательный эф фект наказания используется все же слабо. На прекрасно оформленном стенде народ ного контроля и товарище ского суда в бондарно-су шильном цехе мы увидели только списки дозорных й членов суда. Э к р а н ы состояния трудовой дисцип лины тоже, скорее, напоми нают беспристрастных хро никеров: столько-то наруше. ний в нынешнем месяце, а столько-то было в соответст вующий период прошлого года... Конечно, прогульщик или побывавший в медвытрезви теле не отделается лишь од ним выговором. И в отпуск он Летом не поедет, и оче редь его па получение жилья в завкоме отодвинут. Но многие ли знают об этом? Думается, общественным организациям надо смелее демонстрировать свою жест кость. неуступчивость в воп росах д и с ч и п л и и ы. Появись на том же стен де трудовой дисциплины перечень всех последствий прогула конкретного рабоче го — скажем, перенесли ему очередь на благоустроенное жилье, лишили обещанной путевки и т. п., — разве не задумался бы кто-то другой над тем, стоит ли «задержи ваться» после праздников еще на денек-другой, не вый ти на работу?.. Члены рейдовой бригады: В. СТЕЦЮ К — инженер, председатель группы на родного контроля тарно го комбината; Т. К У РН И КО ВА — инженер, на чальник штаба «Комсо мольского прожектора»; Л. РОМ АН ЧУ К — стар ший табельщик городских цехов; Е. ОВЧИННИКО В А — наш корр. • 6 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» — 9 апреля 19S2 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz