Рыбный Мурман. 1982 г. Апрель.

РАБОЧЕЙ МИНУТЕ - СТРОГИЙ СЧЁТ i , л/- - ; 1 ПОД КОНТРОЛЕМ пр ессы И ПРОФСОЮЗНОГО АКТИВА ■ ........... .......................................................................................................................... с КОЛЬКО судов в Мурман­ ском траловом флоте? Мно­ го, спору нет. А сколько из них способны к промыслу? Сложный вопрос. Флот старый, потрепан­ ный годами и м о р ям и . На про­ мысле и новым, со вр е м е н н ы м су­ дам каждая минута на вес золо­ та, а о тралфлотоЕСКих «старич­ ках,: и гсЕОр^ть нечего. Поэтому главная задача службы эксплуа­ тации в целом и главного диспет­ чера •флота в частности — со­ кратить до минимума стоянку су­ дов в порту. Оперативнее готс?- *ить их к реллонту, быстрее снабжать и б у н к е р с Е в т ь — с л о в о м , делать Е с е для того, чтобы суда не только еы хо д и л и е море е с р о к , н о еы хо д и л и п о л н о с т ь ю подготовленными. Добиться этого непросто. Б огромном мехениз- п о яеи л с я у флота собственный холодильник, которым можно было пользоваться е любое вре­ мя, ни от кого не завися. Е об­ щей сложности, продукция трех полногрузных БМРТ разместилась в недрах «Эльбруса» и «Андер­ сена». Р АБОЧИЙ день главного дис­ петчера начинается в 7.30. И распланирован он буквально по минутам . Впрочем, «распланиро­ ван» _ не оче!?ь точно. Скорее, отработан. даже обкатан/ если хоти те. И так. 7.30. Полчаса нз изучение обстановки, знаком ство с прошедшей ночью. В 8 — ма­ ленькая оперативка, на которой оценивается работа ф лота за с у т ­ ки. Т у т ж е, на огромной, в пол­ стола бумажной простыне прибра­ сы вает Евгений Львович план уж е на су тк и ны неш ние, чтобы на ф лотском граф ике четко распре­ делить: кому что делать и в ка­ кое Бремя. Социалистическая предприимчивость — г ш Ш ЛШ 1 ТШ ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ м е ф л о т а то е и н т Е ы л е т и т , т о р е з ь б а у га й к и с о р в е т с я . А г л а в ­ н ы й д и с п е т ч е р о б я з а н эти к а п ­ р и з н ы е в и н т ы и г а й к и б е з п р о ­ м е д л е н и я ЕО Д ЕО р и ть к а м е с т о . Задерживается, допустим, суд" н о ь ремонте (чего скрывать — обычная ситуация), счет в р е м е н и уже не на сутки — на часы идет. «Так, — подсчитывают на флоте, — три д н я з а Е о д ч а н е е щ е про- к о з я т с я , потом три д н я — на снабжение, день— на Есякие фор­ мальности... Да, не раньше чем ч е р е з неделю отправим п ер о - код...» Евгений Л ь е с б и ч Журин, глав­ ный диспетчер, чувствующий бе­ ды и нужды тралфлота как пульс на своей руке, тоже думает параллельно. «Неделя — срок большой. Попробуем ужаться. Если за счет ремонтников ни­ как, значит, надо свои резервы покопать», — так или примерно так размышляет Журин, Потом снимает трубку, набирает номер завода: — Бы ночью работать будете? — Нет. — Возьму пароход? Утром Бер­ ну обратно. За деенадцать ночных часов судно полностью снабжено та­ рой. Днем — сноЕа ремонт. А ночью ситуация повторяется. Ж у ­ рин забирает судно, на этот раз для бункеровки. В три дня, как и лланироЕалось, заканчивается ре­ монт, а трех суток на снабжение уже не требуется. За три ночи есе погружено. Можно идти на промысел. Каждое его решение — это ор­ ганическая увязка многих, каза­ лось бы, не связанных меж со­ бой проблем, от которой, б ко­ нечном счете, все только еы и г - сывают. Примеры? Они в каждом рабочем дне Е. Л. Журине. Будете е порту — загляните на ППР «Сказочник Андерсен» или БМРТ «Эльбрус». Только не удив­ ляйтесь, что эти суде, ожидаю­ щие размещения б ремонт,, до отказа загружены рыбопродук­ ц и е й . Это по инициативе Журина переоборудовали их е плавучие холодильники. Трудно, очень трудно пришлось рыбному порту но время м о й Е е н н о й путины. Су­ д а шли «по зеленой» косяком, и п о р т захлебывался мойвой. Тут- то и пришло Журину спаситель­ н о е решение разгружать рыбу без задержек н а свои же суда. И промысловики не простаивают, и порт передышку лолучил. На «Сказочника Андерсена» сгружа­ ли рыбу для 1 ШОМпереработки, потом экипажи подходили и бра­ ли, сколько требовалось. То е о ь Ф лотски й гр аф ик начинается ровно в десять. В просторной комнате — огромный стол и ря­ ды стульев. За столом — Ж ури н, представители порта и судоре­ монтны х заводов, снабженцы. В зале — командиры сто ящ и х в пор­ т у судов. Непосвящ енному человеку очень трудно что-либо понять из отры ­ вочных вопросов главного дис­ петчера, из его коротких ф р аз. Судовые же спец иалисты понима­ ю т его с полуслова. — 417-й, тр уб у сняли? Когда? По рунам нас связы ваете... «Полесье», стр елу сним ать будете? Пора уж е... «А скан и я». Что? Вода нуж на? Да­ ли вам воду. Ночью дали... «Дик­ сон». Мне вот что непонятно, то­ варищи номандиры. неуж ели мы не можем распределить 8 тонн масла, чтоб судно было без кре­ на?.. «Рем брандт». 20 марта срок бы л... Когда же уточним , что ему надо сделать? Когда будет готов? Апрель большой, точнее! Туда-сю да пры гает по сто лу те ­ лефон. Т у т же договариваю тся с заводом и портом о начале работ, поставках деталей. перешвартов- ках, водолазах... Дел — м асса, напряж ение на граф ике, к аж ется, д о сти гае т предела — непросто реш ить судьб у ф лота даже на сутк и ! Но каж ды й раз б самый пиковый момент Ж урин вверты ­ вает какое-либо из привы чны х своих словечек, и напряж ение емиг сп адает. Словечки эти (оченно, агром адны й, ежели, ребя­ та, особливо, елни зелены е), как ни стр ан н о, очень укр аш аю т речь главного диспетчера. И сами они, и тон, которым он их произносит, вселяю т в собеседника спокойную уверенность, освобождаю т от нер­ возности, нак-то. подсознательно помогаю т понять, что если и бу­ дет от этого начальника «н ахло­ бучка». то только за дело и толь­ ко та к а я , после которой Едвойне работать хочется. А вообще удивления и ув аж е­ ния достойно умение Ж ури н а об­ щ аться с людьми — разны х воз­ растов и рангов, разны х х а р а к те ­ ров и тем пераментов. Н аходить общий я зы к со всеми — тр удно, но возможно. Ж урин — том у при­ мер. Поэтому тот ж е самый гр аф и к, несмотря на накал стр ас­ тей, все же не вы ходит за рамки деловой беседы коллег. И вопро­ сы — почти все — реш аю тся по­ лож ительно. После гр аф и ка главны й ди сп ет­ чер сади тся к телеф ону. — Але-е, Лев М ихалы ч, товарищ Ж урин хочет им еть плавкр аны . Очень хо чет, и очень надо... Ж ури н говорит очень ти хо , я даже засом невалась: сл ы ш и т ли его собеседник. О казы вается, сл ы ­ ш и т. К от просьб Ж ур и на о тм ах­ н уться не может, потому что в ти хо лью щ ем ся, мягком разгово­ ре главного диспетчера соверш ен­ но нет п ауз для возраж ений. А сам тон до такой .степ ен и др уж е­ любен. что о тказать, не обидев, по меньш ей мере, весь тр алф ло т, невозможно. U A РА БО Ч ЕМ столе Жури- " на — объемистая лапка: «Рапорты». Читаю одни из них — сентябрьски!!. «Механико-су­ довой службе необходимо ре­ шить вопрос срочного оконча­ ния подготовки судов к отстою, чтобы освободить место для стоянкии ремонта «живых» су­ дов. Эти «'мертвые» суда, поми­ мо того, что препятствуют нор­ мальной обработке флота в пор­ ту, с наступлением холодов и полярной ночи сами „будут на­ ходиться на грани катастрофи­ ческого положения и полностью парализуют работу порта». Тогда, в сентябре, тревожно­ му сигналу Журина значения не придали. То ли посчитали несерьезным, то ли решили, что здорово преувеличивает главный диспетчер. •А в декабре началось... Раз­ гар мойвенной путины. Суда с промысла в порт— как мотыль­ ки на свет, а у причалов— мерт­ вые коробки траулеров. Куда «полногрузы» ставить? А куда обесточенные суда перетаски­ вать? И как? Запарка была страшной. Крутились, как экви­ либристы. На промысел экипа­ жи опаздывали, в ремонт ста­ новились не вовремя. И в фев­ рале, только в феврале (!) рас- крутили-рассосали этот ко­ лоссальный и по масштабам, и по времени клубок неувязок. А ведь были возможности все это предотвратить. Были! И Журин на них указывал. Потом, правда, Журину же и досталось «за не- настойчивость»... Ничего. Впредь будет тревогу не в барабан бить, а в целую ударную уста­ новку! Вернее, уже бьет. Дело касается чистки топлив­ ных танков. По инструкции их положено чистить на всех без исключения судах, становящих­ ся в ремонт. Огромные денеж­ ные затраты, отвлечение на эту операцию многих людей. Хоть и существует для этого спе­ циальная флотская бригада, но с большим объемом работ она не справляется. Журин как-то прикинул: на подготовку одного судна требуется, как минимум, 15—,18 суток и ежедневно 7—8 человек. На ближайшее время запланирована постановка в ре­ монт 16 судов. Это когда ж при таких темпах их начнут ре­ монтировать? Большой бедой для флота может все это обер­ нуться. Выход? Один-единствен- ный: чистить танки силами эки­ пажа. За дополнительную опла­ ту, разумеется. Вышли с хода­ тайством к начальнику флота. И вот уже несколько дней пер­ вые суда по новой системе к ре­ монту готовятся. И хотя это только начало — выгода уже сейчас очевидна: не будет из- за чистки танков срыва на фло­ те! П А БО ЧИ Й день главного дис­ петчера подходит к концу. Кажется, можно уже немного расслабиться, день прошедший подытожить. Да и домой соби­ раться пора — жена с дочерью, верно, заждались. Но не спешит Евгений Львович. Снова бесшум­ но крутится диск телефона. Ж у ­ рин звонит главному энергетику: — Подскажи-ка, сколько ампер «съедает» осушительный насос? 30— 40? Ну ты смотри! Во ребята дают! — Что, Львович, насосы изу­ чать решил? — шутит вошедший коллега. — Да какой там изучать! Тут ребята с «Диксона» два дня меня за нос водили. Дали им на судно 130 ампер, а электромеханик кричит, что весь этот ток насос «съедает». А я тоже специалист, — Журин сокрушенно качает го­ ловой, — поверил ведь. Порт два дня тряс: дайте ток и все тут. Два дня из-за своей безграмот­ ности потерял! Ну ладно, теперь знать буду. Не проведут! Бот ра­ бота! Все знать надо. Да, работа у Евгения Львовича Журина и в самом деле такая, при которой нужно знать Есе о флоте или хотя бы стремиться к этому. Впрочем, почему только о флоте? И о порте, и о струк­ туре снабжения, и о районах про­ мысла, и о рыбокомбинате, и о судоремонте... Короче, обо всем том, что вкупе называется рыбо­ добывающим и рыбообрабатываю­ щим комплексом. Иначе нельзя. Иначе Еесь сложный, огромный оркестр, в котором и у флота, и у порта, и у заводов свои, строго очерченные партии, будет звучать вразнобой. А оркестр должен быть оркестром. Для этого и су­ ществует дирижер, что в приме­ нении к флоту означает — глав­ ный диспетчер. Н. НЕЧАЕВА. Ж е т о л & м о в ы г о в о р . . . ♦ Потери рабочего вре­ мени на тарном комбинате составили за февраль 20 че­ ловеко-дней. + В среднем на одного работника комбината при­ ходится за этот месяц 0,3 часа потерь рабочего вре­ мени. Д О НАЧАЛА СМ ЕНЫ оставалось еще добрых полчаса, а в подсобке бон­ дарно-сушильного цеха в ожидании начала работы со­ бралась уже часть труже­ ниц. В отличие от других подразделений тарного ком­ бината, скажем, жестяноба­ ночной фабрики, здесь моло­ дежи немного. В основном женщины, чей трудовой стаж на комбинате исчисля­ ется десятилетиями. Это лю­ ди, прошедшие отличную ра­ бочую закалку, сознатель­ ные, дисциплинированные. Вот и в день, когда в бон­ дарно-сушильном проходил рейд по проверке рациональ­ ного" использования рабоче­ го времени, точно в семь тридцать все заняли свои места на конвейере. В поло­ женное время отправились работницы на обед, уступив места наладчикам мехслуж- би. Не задержался никто и после перерыва. В ящичном цехе, как и в бондарно - сушильном, труди­ лись слаженно и без прос­ тоев. На штамповочном участке жестянобаночной фабрики ра­ ботало, правда, только три пресса, но это объяснялось тем, что не было жести. Пе­ ребои с поставками сырья и материалов — бич не только для штамповочного участка, но для всего тарного комби­ ната. Хотя во время рейда не обнаружено фактов нерацио­ нального использования ра­ бочего времени и нарушений трудовой дисциплины, вряд ли можно назвать этот рейд «неудачным». Подобные рейды не в но­ винку на предприятии. В прошлом году народные кон­ тролеры неоднократно, часто совместно с комсомольскими «прожектористами» прове­ ряли, насколько рационально используется рабочее время на предприятии. Кроме того, проведено 'пятьдесят семь так называемых фотографий трудового дня ста пяти чело­ век. Причины потерь были тщательно проанализирова­ ны. Эти вопросы обсуждали на своих собраниях рабочие и коммунисты предприятия, намечались пути устранения недостатков. Внутрнсменных простоев в 1981 году стало меньше: они составили по предприятию в целом 91 че­ ловеко-час. Это при 1ом, что на комбинате работающих — более двух тысяч чело­ век. Что же касается прогуль­ щиков. любителей появиться на работе в нетрезвом виде или прийти на смену с опоз­ данием. то тут разговор -осо­ бый. Начальник отдела кад­ ров комбината М. Г. Кома­ рова рассказала, что каждый работник, допустивший на­ рушение дисциплины или общественного порядка, по­ нес соответствующее наказа, ние в зависимости от степе­ ни вины: от выговора, пере­ вода на нйжеоплачиваемую работу до увольнения. Хотя последнюю, крайнюю меру на комбинате стараются ис­ пользовать как можно реже. Не секрет, что подчас увольнением подменяют кро­ потливую, долговременную воспитательную работу. По­ этому на комбинате налажен четкий контроль за состоя­ нием трудовой дисциплины и общественного порядка. В специальных книгах регист­ рируется количество нару­ шений по цехам и участкам, а также по каждому отдель­ ному' работнику. Рядом с графой «дата нарушении» стоит графа «какие меры приняты». Этот скрупулез­ ный учет требует немало сил, но зато позволяет во­ время поднять тревогу, если кто-то из руководителей служб и подразделений «по­ забудет» о нарушителе. На комбинате считают, что f вынести выговор прогульщи­ ку или лишить его премии— только половина дела. Ска­ жем, за январь на первом участке жестянобаночнон фабрики отмечен один слу­ чай прогула. Совершил его молодой рабочий, аккумуля­ торщик С. Богомолов. Па­ рень в отношении дисципли­ ны «трудный», и это нару­ шение у него •— далеко не первое. Получил он админи­ стративное взыскание, но, помимо этого, пришлось ему держать ответ и перед свои­ ми наставниками. Их у него два — старшин энергетик участка И. Потанин и элект­ рик В. Блинков. Однако при всей большой работе, которая ведется на предприятии по искоренению нарушений трудовой дисцип­ лины, воспитательный эф­ фект наказания используется все же слабо. На прекрасно оформленном стенде народ­ ного контроля и товарище­ ского суда в бондарно-су­ шильном цехе мы увидели только списки дозорных й членов суда. Э к р а н ы состояния трудовой дисцип­ лины тоже, скорее, напоми­ нают беспристрастных хро­ никеров: столько-то наруше. ний в нынешнем месяце, а столько-то было в соответст­ вующий период прошлого года... Конечно, прогульщик или побывавший в медвытрезви­ теле не отделается лишь од­ ним выговором. И в отпуск он Летом не поедет, и оче­ редь его па получение жилья в завкоме отодвинут. Но многие ли знают об этом? Думается, общественным организациям надо смелее демонстрировать свою жест­ кость. неуступчивость в воп­ росах д и с ч и п л и и ы. Появись на том же стен­ де трудовой дисциплины перечень всех последствий прогула конкретного рабоче­ го — скажем, перенесли ему очередь на благоустроенное жилье, лишили обещанной путевки и т. п., — разве не задумался бы кто-то другой над тем, стоит ли «задержи­ ваться» после праздников еще на денек-другой, не вый­ ти на работу?.. Члены рейдовой бригады: В. СТЕЦЮ К — инженер, председатель группы на­ родного контроля тарно­ го комбината; Т. К У РН И ­ КО ВА — инженер, на­ чальник штаба «Комсо­ мольского прожектора»; Л. РОМ АН ЧУ К — стар­ ший табельщик городских цехов; Е. ОВЧИННИКО В А — наш корр. • 6 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» — 9 апреля 19S2 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz